канонические нормы о священнослужителях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 28 28 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 04.04.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение 3
Глава 1. Сущность священнослужения 5
Глава 2. Канонические аспекты священнослужения и канонические условия священства 9
Глава 3.Канонические препятствия для посвящения 21
Заключение 25
Список литературы 27

Фрагмент для ознакомления

е. в 18 лет), а кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет.
Физические недостатки и недуги сами по себе не рассматриваются как препятствие для посвящения. Но эти недостатки не должны нарушать деятельность священника.
На основании 79-го Апостольского правила в клир не допускаются лица, страдающие душевной болезнью.
Далее рассмотрим препятствия духовного характера. Они связаны либо с недостатками веры у ставленника, либо с его нравственными пороками, либо, наконец, с отсутствием необходимых знаний. Вера кандидата священства должна быть строго православной, глубокой, твердой, деятельной. О недостатке твердости в вере свидетельствуют случавшиеся прежде отпадения от Церкви.
Тщательному рассмотрению подлежат и те кандидаты священства. которые обратились к нашей вере из ереси. В 19-м правиле 1 Никейского Собора о бывших павлианах говорится, что они, «явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены.» Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращенных - неофитах. 
От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость (Тит. 1:7-8).
Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых (Тит. 1:9). А для этого нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения.
В настоящее время кандидаты священства в основном готовятся в духовных школах.
Наконец, существуют и препятствия социального характера. Одни из них касаются семейного положения ставленника, другие - его обязанностей перед государством, третьи - его общественной репутации. В православии не признается незаконнорожденность как препятствие к рукоположению. Требование безусловной моногамии Церковью предъявлялось к кандидатам священства издревле. Будущий священник не должен жениться на вдове или разведенной женщине, которую оставил муж. 18-е Апостольское правило гласит, что не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодеянии (8 прав. Неокес. Соб.).
Брак кандидата священства должен быть не только моногамным, но также беспорочным и в других отношениях. Нельзя вступать в брак с близкими родственниками.
Все эти требования касаются только низших клириков, диаконов и пресвитеров, ибо для епископов, согласно 13-му правилу Трулльского Собора, обязательным является безбрачие.
Кандидату священства необходимо быть свободным от исполнения таких обязанностей перед государством, которые являются несовместимыми со священнослужением.
Не могут быть кандидатами священства и лица, которые были лишены свободы по судебным приговорам.
Клирики непременно должны обладать хорошей репутацией.
Священник должен своим личным примером показывать людям, как необходимо выстраивать свою жизнь в согласии с Божественными истинами и законами. Соответственно, священник обязан знать способы стяжания добродетелей, стремиться обрести эти добродетели, выстраивать свою жизнь так, чтобы идти по пути обожения, получения плодов духовной жизни.
Согласно христианскому пониманию главной задачей личности является формирование нравственного идеала в Боге.
Достаточно полно основы христианской этики были разработаны Святыми Отцами в рамках их антропологических учений.
В своих "Подвижнических Уставах" св. Василий Великий говорит о том, что "грех Адама рассек естество человека" и соответственно с этим "Спасителево вочеловечение приводит человеческое естество в единение с самим собою и с Спасителем и, истребив лукавое сечение, оно восстанавливает первобытное единство". "В людях растлилось судилище души", — пишет он в ином месте. Эта мысль, можно сказать, является определяющею в его науке о человеке. Это отправная точка его антропологических построений. Небесного человека, т. е. божественный о нем замысл св. Василий обходит молчанием. Он начинает богословствовать, созерцая смертного и падшего человека. Этим строится ветхоадамовская антропология.
Предпосылкой духовной жизни является сама возможность спасения во Христе. Здесь речь идет о том, что духовная жизнь берет свое существование только с того момента, как произошло образование «блаженной плоти» Родоначальника обновленного человеческого естества в утробе Приснодевы Марии Духом Святым. И до этого как таковой полной духовной жизни не могло существовать. Само появление Христа уже рождает предпосылки для начала духовной жизни.
Представляется, что достаточно полно священнический путь был описан Григорием Нисским. Григорий Нисский говорит о том, что цель христианской жизни заключается в том, чтобы постоянно стремиться к Богу, к святости, к богопознанию.
Священник каждодневно должен совершать этот подвиг посвящения себя Господу, а также людям, которые ищут у него духовной поддержки.
Наконец, священнику надлежит постоянно пребывать в молитве, постигать духовное искусство молитвы как искусства Богообщения. Без этого дара священник не может состояться как пастырь.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В первую очередь, нами была рассмотрена сущность священнического служения. Тексты Нового завета, Апостольские послания, постановления Соборов содержат те сведения, которые представляют важность для осознания сущности служения священника, его пастырской миссии. Канонические требования к миссии священника основаны на том, чтобы священники совершали благодатные священнодействия, придерживались принципов веры и церковной дисциплины, без которой существование Церкви и священнического служения представить довольно трудно.
Канонические нормы выделяют несколько основных функций пастыря в Церкви Христовой, которые были сформулированы в Апостольских Посланиях и Правилах: пастырь – это ходатай перед Богом, пастырь – совершитель Таинств, пастырь является проповедником, духовником и законоучителем. Соответственно, все нормы канонического служения опираются на данные функции как реализацию священнической миссии.
Все канонические требования к священнослужителям можно разделить на группы: физические требования, моральные требования, сугубо духовные требования.
Согласно каноническим условиям, исполнение христианского подвига священника немыслимо без тщательного изучения Евангелия, выстраивания своей жизни согласно заповедям, постоянной молитвы, стяжании великого смирения, отказа от всего материального и плотского. Для настоящего пастыря важно отказаться не только внешне, но и внутренне от мирского. Священнослужительно постепенно приходит к тому, что вся его жизнь становится наполненной молитвами, бдением, духовным и нравственным трудом, постом и т.д. Только такому священнику под силу повести за собой других людей, донести до них Слово Божие. Таким образом, священнослужитель предается молитве, пребывает в священном безмолвии, изучает Священное Писание, совершенствует собственные помыслы, себя, занимается укрощением всех своих греховных проявлений, стремится оказать духовную помощь людям. Он полностью сосредоточен на процессе духовного и нравственного совершенствования, делания. Венцом истинной христианской жизни священнослужителя является смирение и смиренномудрие.
Существуют также и канонические препятствия для священнослужения. В частности, миссия священника недоступна всем совершившим тяжкие грехи, а именно, речь идет об убийстве, прелюбодеянии и т.п. В канонических правилах четко указано, что кандидат в священники должен быть укрепленным в вере, то есть, не быть неофитом.




Список литературы

Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
Афанасьев Н., прот. Екклезиология вступления в клир. – Киев: товарищество «Задруга», 1997.
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви: Репринт.изд. В 4 тт. - М., 1994. Т.III. [Ресурс локального доступа]
Болотов В.В. Церковный строй в первые три века Христианства.//http://apologia.narod.ru/
Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. – М., 2002.//http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniaminmilov/pastir/contents.html
Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-missionerstva-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/
Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма о подвижнической жизни. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. С. 146.
Каноны, или книга правил, Святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. – СПб., 2000. 
Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001. 
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. О прескрипции [против] еретиков. Общая редакция и составление А.А.Столярова. – М. 1994. http://www.wco.ru/
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. – СПб., 1996.//http://azbyka.ru/tserkov/svyaschenniki/pravoslavnoe_pastirskoe_slugenie_kiprian_00-all.shtml
Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие. – М., 2002.// http://www.wco.ru/biblio/books/pastbog1/Main.htm
Лев Лебедев, прот. Канонические условия священства.// http://www.ruspast.com/
Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. – Т. 1 – репринт. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2001.
Николай Афанасьев, протопресвитер. Церковь Духа Святого. Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа. – Париж: YMCA-PRESS, б.г.//http://www.stphilaret.ru/
Павел Евдокимов. Православие. – М., 2002.
Панайотис Н. Обожение. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/76167/
Православное учение о церковной иерархии:Антология святоотеческих текстов. - М., 2012.
Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/
Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1
Сергий Булгаков, прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви.// http://www.wco.ru/
Цыпин В.А. Церковное право.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/432392
Экземплярский В. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. – Киев, 2007.








Павел Евдокимов. Православие. – М., 2002. С. 226
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. – СПб., 1996.//http://azbyka.ru/tserkov/svyaschenniki/pravoslavnoe_pastirskoe_slugenie_kiprian_00-all.shtml Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие. – М., 2002.// http://www.wco.ru/biblio/books/pastbog1/Main.htm Николай Афанасьев, протопресвитер. Церковь Духа Святого. Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа. – Париж: YMCA-PRESS, б.г.//http://www.stphilaret.ru/ Павел Евдокимов. Православие. – М., 2002. Православное учение о церковной иерархии:Антология святоотеческих текстов. - М., 2012.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. – СПб., 1996.//http://azbyka.ru/tserkov/svyaschenniki/pravoslavnoe_pastirskoe_slugenie_kiprian_00-all.shtml Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие. – М., 2002.// http://www.wco.ru/biblio/books/pastbog1/Main.htm
Экземплярский В. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. – Киев, 2007.
Экземплярский В. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. – Киев, 2007.
Там же. С. 27
Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. – М., 2002.//http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniaminmilov/pastir/contents.html
Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. – М., 2002.//http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniaminmilov/pastir/contents.html
Там же.
Там же.
Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие. – М., 2002.// http://www.wco.ru/biblio/books/pastbog1/Main.htm
Лев Лебедев, прот. Канонические условия священства.// http://www.ruspast.com/
Афанасьев Н., прот. Екклезиология вступления в клир. – Киев: товарищество «Задруга», 1997. С. 78.
Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. – Т. 1 – репринт. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2001. С. 144.
Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. – Т. 1 – репринт. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2001. С. 148
Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма о подвижнической жизни. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. С. 146.
Цыпин В.А. Церковное право.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/432392
Панайотис Н. Обожение. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/76167/
Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/ Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1












28

Список литературы

1. Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
2. Афанасьев Н., прот. Екклезиология вступления в клир. – Киев: товарищество «Задруга», 1997.
3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви: Репринт.изд. В 4 тт. - М., 1994. Т.III. [Ресурс локального доступа]
4. Болотов В.В. Церковный строй в первые три века Христианства.//http://apologia.narod.ru/
5. Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. – М., 2002.//http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniaminmilov/pastir/contents.html
6. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-missionerstva-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/
7. Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма о подвижнической жизни. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. С. 146.
8. Каноны, или книга правил, Святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. – СПб., 2000.
9. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
10. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. О прескрипции [против] еретиков. Общая редакция и составление А.А.Столярова. – М. 1994. http://www.wco.ru/
11. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. – СПб., 1996.//http://azbyka.ru/tserkov/svyaschenniki/pravoslavnoe_pastirskoe_slugenie_kiprian_00-all.shtml
12. Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие. – М., 2002.// http://www.wco.ru/biblio/books/pastbog1/Main.htm
13. Лев Лебедев, прот. Канонические условия священства.// http://www.ruspast.com/
14. Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. – Т. 1 – репринт. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2001.
15. Николай Афанасьев, протопресвитер. Церковь Духа Святого. Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа. – Париж: YMCA-PRESS, б.г.//http://www.stphilaret.ru/
16. Павел Евдокимов. Православие. – М., 2002.
17. Панайотис Н. Обожение. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/76167/
18. Православное учение о церковной иерархии:Антология святоотеческих текстов. - М., 2012.
19. Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/
20. Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1
21. Сергий Булгаков, прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви.// http://www.wco.ru/
22. Цыпин В.А. Церковное право.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/432392
23. Экземплярский В. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. – Киев, 2007.


Вероучительные, канонические и культовые особенности православия












Вероучительные, канонические и культовые особенности православия

План

1. Вера православной церкви.

2. Канон и канонические правила.

3. Таинства и обряды в православии.

Этот курс посвящен анализу вероучительных, канонических и культовых особенностей одной из самых крупных и влиятельных христианских конфессий. По числу своих последователей православие уступает только католицизму и протестантизму. Однако, если принять во внимание тот факт, что протестантизм не является уникальным вероисповедной общности, а включает бесчисленное множество церквей и сект, то можно говорить о православии, как о второй значение христианских конфессий. Общее количество приверженцев религии православной определить довольно трудно, поскольку большая часть живущих в бывших социалистических странах, где конфессиональная статистика на протяжении многих лет, не хватает. Да, и не секрет, что многие верующие в этих странах не говорит о религиозности, опасаясь ущемления своих прав. Наконец, следует принять во внимание и тот факт, что в настоящее время, в лоно церкви возвращаются те, чьи атеистические взгляды были навязаны извне - через государственную систему пропаганды и не были результатом осознанного выбора. Таким образом, используется в религиоведческой литературе цифра в 100 миллионов последователей православия - должна быть признана явно заниженной. Это становится особенно очевидным, если учесть, что общее число тех народов, в среде которых христиане составляют подавляющее большинство (русские, украинцы, белорусы, грузины, осетины, молдаване, чуваши, мордва, удмурты, коми, карелы, румыны, греки, сербы, болгары, македонцы, черногорцы), это более, чем 269 миллионами людей.

однако, для нас, значение тема этой лекции определяется не так степенью распространенности и влияния православия в христианском мире, как то, что мы все родились и выросли в стране, культуре, которая выпестована православием и без него он понял, быть не может. И не так важно, если кто-то из нас православный, а последователь иной конфессии, атеист, или проявляет равнодушие к религии. Важно то, что мы все воспитаны в этой культурной традиции, и она определяется наше мировоззрение, наша самооценка, наш стиль наши мысли и чувства, стереотипы поведения. Таким образом, уяснение сущности православия можно рассматривать как необходимый элемент нашего самопознания.