КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Заказать уникальную курсовую работу- 56 56 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 27.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
1.1 Историография изучения вопросов нарушенийречевого развития у детей 6
1.2. Психолого - педагогические основы развития речи у детей 12
1.3. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 16
1.4. Особенности формирования математических представленийу детей с ТНР 27
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ ТЯЖЁЛЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ДОУ
2.1. Методы и приемы диагностики нарушений речевого развитияу детей ..33
2.2. Виды дискалькулии и их профилактика у дошкольников с ТНР 37
2.3. Методика формирования представлений о величине, форме, пространственно - временных представлений у дошкольников с ТНР 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 521
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….56
В данных разработках предлагается начинать формирование некоторых математических представлений на более ранних этапах. Это определенотем, что у детей с речевой патологией недостаточно обобщенный сенсорныйопыт затрудняет усвоение математических знаний. Возвращение с определенной периодичностью к ранее пройденному материалу позволяетнакапливать и расширять уже имеющиеся представления. Образовательная задача основывается на постижении того, что дети речевыми нарушениями к концу обучения в детском саду должны по уровню развития «догнать» детей с нормой речевого развития. Исходя из этого, нужновыработать представления о величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями Программы обученияи воспитания в детском саду.Значительным условием благополучной работы педагога является гибкость в выборе форм обучения элементарной математике, интересная и хорошо продуманная система игровых занятий.Реализуя перспективно-тематическое планирование, педагог учитывает уровень развития детей и особенности обеспечения их наглядным материалом.Отталкиваясь из этого,воспитатель планирует программные задачи, содержание, структуру занятия, подбирает методические приемы и надлежащие дидактические игры, согласовывая с лексической темой. Немаловажно, чтобы каждое занятие по математике для решения аналогичных задач в каждом случае конструировалось и проводилось по-разному, что способствовало бы поддержанию интереса дошкольников к занятиям по математике, речевому развитию.Примерный перечень дидактических игр:МатематическиепредставленияДидактические игры и упражненияВеличина«Разложи подарки», «Строим лесенку», «Гаражи», «Аэродром», «Сравни»,«Разложи по порядку», «От большого к маленькому», «Найди такой же», «Путешествие в лес», «Измеряй и сравнивай», «Тримедведя».Форма«Какой фигуры не достает?» «Какая фигура в ряду лишняя?», «Какойфигуры не достает?», «Составь свою фигуру», «Геометрическое лото», «Танграм», «Колумбовояйцо», «Сложи квадрат», «Узоры», «Исправь ошибку», «Волшебные фигуры», «Выкладываем фигуры из палочек», «Найди предмет нужной формы», «Чудесныймешочек»,«Геометрическая мозаика».Ориентировкавпространстве«Я пешеход», «Выбери правильный ответ», «Кто запомнит и расскажет», «Что изменилось?», «Путешествие по лабиринту», «Расскажи, какой путь совершил сказочныйгерой», «Путешествие точки», «Расскажи про свой узор», «Найди похожую»,«Отгадай, где стоит», «Геометрический диктант», «Путешествие по комнате», «Найдиключи», «Расставим мебель», «В каком порядке», «Узнай, откуда звенит колокольчик?», «Встань там, где я скажу»Ориентировка вовремени«Что за чем следует?», «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Путешествие в круглый год», «Дни недели»,«Продолжай», «Распорядок дня», «Живая неделя», «Братья месяцы», «Загадай», «Наоборот», «Наш день», «Суточные часы», «Какие месяцы в году».Величина:У детей укрепляют умения сравнивать длину (высоту, толщину, ширину) предметов путем непосредственного их соизмерения и сравненияна глаз, а также учат устанавливать параметры предметов опосредованно – путем измерения с помощью условной меры. Но вначале необходимо объяснитьдетям цель измерения.Важно пометить проблему и подвести детей к самостоятельному выводу о надобности что-либо измерить, например, выяснить, поместится ли шкаф в простенок между окнами, в какой емкости больше (меньше) воды,в каком пакете больше (меньше) крупы.Дети должны понять, чтонеобходимо сделать для выборапредмета необходимого размера: платье, брюки,обувь и др.Можно предложить детямизмерить длину одного и того же предмета мерками различной величины. Очевидно, что результаты измерения окажутсяразными. Детей подводят к выводу: результат измерения зависит от величины мерки и может обозначаться различными числами. Чем больше мера,тем меньше итоговое число при подсчете их общего количества и наоборот.Приобретенные знания укрепляются в игровых упражнениях и играх. Хорошим упражнением является измерение прямых линий,отрезков. Детейучат рисовать неравные и равные отрезки, хаотично располагать их налисте, а затем измерять с помощью бумаги в клетку и сравнивать результаты.При усвоении способов измерения сыпучих и жидких веществ с помощью условных мерок применяются фишки, которые дети откладываютпо ходу измерения, а затем подсчитывают.Наряду с этим педагог на конкретных примерах показывает детям неизменность величины в случае действий перемещения предметов с места на место, переливания воды из одной посуды в другую, пересыпания количества крупы, и, наоборот, её изменения в результате увеличения илиуменьшения количества. Дети убеждаются в этом, проверяя фактыизмерения.В процессе обучения измерению высокое внимание уделяется формированию глазомера. Предположения проверяются путем измерения.У детей вырабатывают «чувство веса», учат сравнивать предметы «по тяжести», подбирать неравные и равные по весу предметы, «взвешивая» ихна ладонях. Педагог на конкретных примерах рассматривает независимость веса от размера предмета.Форма:Главной задачей наэтом этапеявляется повторение изученного материала и тренировка речевых навыков. Предлагается рассказать о любомгеометрическом теле. Например, ребенок анализирует геометрические тела, выбирает одно из них, загадывает его, называет отличительные особенности: форму граней, наличие вершин.Другие дети должны назвать загаданное геометрическое тело.Повторять знания о геометрических фигурах можно в процессе дидактических игр. Дидактические игры позволяют снабдить необходимоеколичество повторений на различном материале, постоянно сохраняя и поддерживаяпозитивное отношениек математическому заданию, котороезаложено в содержание игры. Внимание ребенка привлечено к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он одолевает трудности математического характера, переносит существующие знания в новую для негоситуацию, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке.Дидактические игры дозволяют индивидуализировать работу на занятиях, приносить знания, которые посильны каждому ребенку, с учетом его речевых,психофизических и умственных возможностей и предельно вырабатывать способностикаждого ребенка.Расширяются знания детей об угольных фигурах, педагог сообщает, что имеются фигуры, которые обладают не 4 углами, а больше – 5, 6,7 и т.д. Их название зависит от количества углов -семиугольники, шестиугольники, пятиугольники и т.д. У всех фигур, которые имеют углы, угловмного, поэтому все они именуются многоугольники.При выполнении классификации многоугольников требуется много раз пересчитать углы, сравнить их количество у различных фигур,выбрать фигуры с одинаковым количеством углов, что позволяет закрепить сравнение чисел и счетные умения, применить знания в новой ситуации.Проходит работа по составлению многоугольников из многоугольников. Например, если соединить прямоугольник и треугольниксторонами, равными по длине, тот получится пятиугольник, если сторонами,не равными по длине, то – семиугольник.Вырабатывание обобщения «многоугольники» позволяет систематизировать знания, разъяснить взаимосвязь между фигурами, а такжепредставить связь количественных представлений с представлениями о геометрических фигурах, что создает основу для интеллектуального иобщематематическогоразвития детей.Нужной подготовкой к изучению математики является формированиепредставления о точке, отрезкеи линии.Сначала детей знакомят с точкой. Педагог объясняет: «Чтобынарисовать точку, нужно чуть-чуть коснуться листа бумаги, как будто уколоть его». Далее предлагают прикоснуться к своей ладони и резво отдернуть палец, дотронуться пальцем до руки товарища. Короткоеприкосновение позволяет активизировать тактильно-осязательныеанализаторы и в дальнейшем при изображении точки на листе бумаги опираться на свои ощущения.Объяснить учебный материал о линиях можно в форме сказки. Далее предлагается нарисовать кривую и прямую линии, сделать их короткой и длинной.Можно упражнять в создании узоров из кривых линийпо подражанию в соответствии с образцом. Это позволяет развивать произвольное внимание, учит действовать по образцу, формировать зрительно-двигательную координацию рук, нужную при письме.Вниманиедетей обращается на то, что у них не выходит провести прямую линию. Идет знакомство с линейкой. Линейка применяется только для черчения, расположенные на ней деления нерассматриваются.Проходит работа по сравнению кривой и прямой линий.Изучение прямых линий соотносится с вырабатыванием представлений по длине и работой по измерению длины. Проводятся совместные занятия, на которых укрепляются знания о линиях, измерении и длине.Прежде чем приступать к измерению линии, надо дать представление об отрезке. Воспитатель многократно должен повторить слова, которые определяют смысл математического термина: если от линии отрезатькусок с двух сторон, то получится отрезок; точки на концах отрезка показывают, что эту линию отрезали, и она стала отрезком. Далее определяется, что отрезки могут иметь различную длину; одни длинные, другиекороткие. Проводится сравнение длин отрезков на глаз и с помощью измерения.Достичь постигнутого овладения учебным материалом, коррекции речевого развития может быть только, если будет образована практическаядеятельность детей,которую они будут комментировать, объясняя способвыполнения задания под руководством воспитателя.Формирование пространственных представлений:Детям уже известны все важнейшие пространственные направления, и главной задачей на данном этапе являетсяповторение и закрепление изученного. При организации занятий по данной теме можно применять разнообразные приемы обучения ориентировке в пространстве:Анализ дидактических картонок и описание расположения на них предметов.Составление рассказов по сюжетной картинке.Прятки и поиск игрушек по инструкции.Описание местонахождения игрушек в комнате.Ориентировка на плоскости.Педагог предлагает задания,аналогичные тем, которые дети выполняли уже в процессе обучения.Важно, чтобы дети могли не только распознавать пространственные расположения на схеме и моделировать их, но и использовали пространственные наречия и предлоги в спонтанной речи. Поэтому нужно продолжать обучать составлению рассказа по сюжетнымкартинкам, закреплять полученные знания в продуктивной деятельности и вбыту.Продолжается обучение новым словам и выражениям. После повторения значения предлогов«из» и «за» воспитатели знакомят с предлогом «из-за». Демонстрирует положение одного предмета за другими,достает его и поясняет. Аналогично приходит ознакомление с предлогом «из-под». Можно рассказать, что эти предлоги применяются, когда нужновзять предмет: в первом случае тот, что находится за другим предметом, а вовтором – под ним. Для закрепления пройденного предлагается дидактическаяигра, в которой дети разбиваются по парам и учатся вести между собой диалог. Один прячет предмет заилипод чем-либо, другой интересуется, гденаходится данный предмет. Первый ему отвечает. После того, как предметнайден, следует проговорить, откуда его достали.Направления движения можно передавать с помощью предлога «через», наречий и предлогов с родительным падежом «поперек» и «вдоль», которые имеют близкие значения, обозначают движение от одного предмета поотношению к другому. Смысл данных слов доступен детям только при непосредственном осуществлении практических заданий и многократном ихпроговаривании.Требования к ориентировке на листе бумаги понемногу усложняются. Это связано с подготовкой детей к работе с книгой и тетрадью. Происходиттренировка в выполнении различных зрительных диктантов:Создание орнамента из геометрических фигур на листе бумаги по инструкцииПроведение линий по клеточкам в соответствии с инструкцией.Использование материальных пространственных моделей является результативным средством умственного развития дошкольников. Задачи обучения пространственному моделированию можно осуществить с помощью следующих заданий:Конструирование по образцу.Рассматривание уже готовой постройки, анализ её и строительство аналогичной.Воссоздание конструкции по рисунку.Выполнение задания на поиск закономерности, использованной при разработке конструкции.Конструирование по заданным условиям.Строительство из определенных деталей.Формирование представления о времени:Главная работа по вырабатыванию временных представлений у детей направлена на уточнение и закрепление уже изученного.Нужно каждое утро проговаривать, какое сегодня время года, месяц, день недели, число, какой день был вчера и будет завтра.В течение дня дети уточняют знанияо времени с помощью плакатного календаря и других наглядных пособий (суточных часов,суточного домика, календаря природы и др.).Знания о времени и умение практически распознавать и называть времяиспользуются на занятиях по формированию речи и в быту. Следует постоянно следить за верностью речевых высказываний ипомогать детям грамотнопользоваться соответствующей лексикой.Можно познакомить детей с часами, с новой мерой времени – часом.Рассказать, что сутки состоят из часов. В течение суток все осуществляется в определенный час. Чтобы вовремя прийти в детский сад,приступить к завтраку, начать занятия, и т. д.,нужно знать, который час. Это можно сделать при помощи специального прибора, он так и называется – часы.Изучение часов помогает выработать более полное представление о времени у детей дошкольного возраста.Характеризуя временные представления детей с нарушениямиречи можно сказать, что им очень тяжело словесно оценить интервалы времени. Особенности лексико-грамматического строя речи создают трудности в определении разных отрезков времени, принятыми единицами измерения. Детине могут рассказать о содержании деятельности в течение промежутка времени даже на основе личного опыта.Решение коррекционных задач существенно отличает методику преподавания математики для детей с нарушениями речи от методики обучения детей, не имеющих речевой патологии. Это требует от педагога достаточной гибкости, знания уровня развития и подготовленности детейгруппы в целоми их индивидуальных особенностей. Таким образом, подходк формированию математических представлений у детей с речевыми нарушениями должен бытькоррекционно-обоснованным, творческим и дифференцированным.ЗАКЛЮЧЕНИЕФормирование пространственных и количественных представлений является важным условием полноценного развития ребенка с нарушениямиречи. Они служат нужной основой дальнейшего обогащения знаний,благополучного овладения системой общих и математических понятий в школе.В программе для детей с нарушениями речисохранено традиционное базовое содержание. Наряду с этим учитываются современные подходы к обновлению методов и содержания дошкольного образования с позиции комплексного развития личности ребенка с нарушениемречи. В связи с этим программа ориентирована на практическую реализацию задач всестороннего развития ребенка с нарушениями речииразвития его творческих способностей на широкой интегративной основе, которая полагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов, таких как вырабатывание речи, изобразительная деятельность и др.Исходные принципы построения программы действенно обеспечивают как определенный уровень общего психического развития ребенка, так и его собственно математических способностей на основе освоения в соответствии возрастными возможностями детей кругом нужных представлений, доступных понятий, зависимостей, отношений (число, количество, порядок др.), а также некоторых умений и навыков (измерение, счет и др.).Таким образом, в широком контексте программа направлена на развитие основ интеллектуальной культуры личности и тех качеств,которые нужны ребенку для благополучного вхождения в «школьную жизнь», овладения навыками учебной деятельности; развития самостоятельности, любознательности, инициативности,коммуникативности, произвольности, творческого самовыражения.Существенное внимание в программе уделяется вырабатыванию психических процессов: зрительного и слухового – пространственного восприятия, речи, внимания, воображения, памяти, а также зрительно – моторных координаций. На основе привлечения внимания к пространственным и количественным отношениям предметов, их моделирования у детей развиваются навыки умственной деятельности, первые логические операции, формируются вариативное и творческое мышление, способность действовать и мыслить самостоятельно. Цели и задачи программы достижимы при условии органического сочетания обучения с педагогом; развивающего характера обучения, которыйпредполагает активное применение метода моделирующих действий, эмоционально –деятельностный подход и сотворчество воспитателей и детей, всесторонний учет психофизиологических и возрастных особенностей детей, преемственность содержания обучения в детском садус примерной программой по математике.Содержание программы характеризуется комплексностью. В ней объединены элементы геометрической, арифметической, символической и логической пропедевтики.Реализация программы предполагает обширное применение проблемно – поисковых и наглядно - практических методов обучения, самостоятельного «открытия» ребенком математических закономерностей, проведения различных операций свеличинами и множествами.Большое внимание в программе уделяется геометрической пропедевтике: выполнению различных практических и игровых упражнений, связанных с обследованием фигур в пространствеи на плоскости, анализом их свойств, развитием умения выделять в них различия и сходство, классифицировать, конструировать упорядочивать, создавать фигуры по собственному замыслу, описанию, образцу, представлению.В программе нашли отражение основные содержательно – методические линии:«Форма», «Величина»,«Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Объем программного содержания этих разделов расширяется и углубляетсяпо мере усвоения материала. Это обеспечивает постепенность и доступность в рассмотрении разнообразных вопросов на различных возрастных ступенях что создает оптимальные условия для развития у детей с нарушенным речи нужных представлений, навыкови умений.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАбакумова И.А. Характерологические детей с тяжёлыми нарушениями речи. /Статья// 2016.Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева и др.; под ред. ред. проф. Л.В. Лопатиной. СПб., 2014. –С.448Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение / пер. с нем. H.A. A.A. Михлина; науч. ред. рус.текста Н.М. Назарова. М., – С.208Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем./ Под ред. Н.А. — М, 1981., - С.91Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: 1996. - С.142Выготский Л.С. Мысль и слово // Хрестоматия теории и методике развития речи дошкольников. – 1999г., - С.157Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М., 2012.Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в математикой (дискалькулии) у школьников. Диагностика, профилактика коррекция. СПб., 2005. – С.102Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974. С.368Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Издательство МГУ, 1998. – С.37Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественно-научные основы коррекционной педагогики / Под В.И. Селиверстова. — М., 2000.Метлина Л.С. Занятия по детьми раннего возраста - 1984г., - С. 61Мухина B.C. Детская психология. М.,1985., кроме того - С. 16Обухова Л.В. психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 1999. С.170Приемы и методы выявления речевых нарушений у /Статья под редакцией С.А. Волохова//, - 2008.Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. // М: Издательский центр «Академия», 1999. - С.109Ушакова О.С. Развитие речи четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. - №1. – С.59Филичева Т.Б. и Чиркина кроме того Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи условиях специального детского сада. М: МГЗПИ, 1991г. С.83Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1961., - С.153ПРИЛОЖЕНИЕПримерный перечень конспектов занятийЗанятие 1Лексическая тема «Мамин праздник»Задачи:- продолжать знакомить со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ);- учить составлять задачи на сложение и вычитание;- закреплять знание геометрических фигур, ориентировку на листе в клетку;графо-моторные навыки;- упражнять в ориентировке в пространстве, количественном и порядковом счете;- упражнять в правильном проговаривании названий садовых цветов подборе прилагательных.- развивать внимание, умение собраться, выслушать и точно выполнить указание воспитателя, логическое мышление, мелкую и общую моторику;-воспитывать интерес к математической деятельности, выдержку.Словарь: условие, вопрос, решение, ответ, левая правая, вверх, вниз, пятиугольник, лепестки, астра, роза, хризантема, ромашка, увеличился, уменьшился.Демонстрационный материал: изображение вазы, 5 цветков ромашки, 2 колокольчиков, графические изображения садовых цветов, цифры.Раздаточный материал: счетные палочки, цифры меньшего размера листы в клетку с точками, поставленными в разных местах, простые карандаши.Ход занятия:Пальчиковая гимнастика: Вот приходит мама в дом («идут» указательный и средний пальцы)Моя мама почтальон (загибают пальчики поочередно отбольшого к мизинцу)Мама повар, мама врач,Вот мама учитель и мама ткач.У наших мам профессии разные,Но все они очень важные (загибают и разгибают пальцы одновременно)- Сегодня мы будем готовить подарки для наших мам.Это не один подарок, а несколько. Прежде,чем сделать первый подарок, нужно найти задание:1 шаг вперед, 6 шагов влево, повернуться налево, сделать 3 шага, повернуться направо и сделать 5шагов. (Дети выполняют указания и находят задания)- Что изображено? (цветы)- Какие фигуры в центре? (треугольник, квадрат, пятиугольник)- Какой формы лепестки?Воспитатель распределяет, кто, какой по счету делает цветок.Дети выполняют изображения цветов из счетных палочек и проговаривают, на какие цветы похожи их изображения.- А теперь я предлагаю составить для мамы праздничный букет, а к нему и задачу. Давайте вспомним, из чего состоит задача: условие, вопрос, решение, ответ. Что такое условие? (маленький рассказ о том, что известно)- Какое волшебное слово есть в вопросе? (сколько)- И так, начинаем. Воспитатель дает указание ребенку поставить в вазу 5 ромашек.- Что ты сделала?Затем следующий ребенок приносит ещё два колокольчика. (- Что ты сделал?)- Дети, каким будет условие задачи?- Что не известно? (Сколько стало цветов в букете?)- Что это? (вопрос)- Сколько? (Стало 7 цветов)- Что такое 7 в задаче? (ответ)- Ответ увеличилсяили уменьшился? Значит, что мы делаем? (Складываем)- Верно. Эта задача на сложение-А теперь мы запишем задачу Какая первая цифра? Почему?- Какой дальше нужно поставить знак? Почему?- Каким будет решение задачи?- Что можно сказать о букете? (подбор прилагательных)Динамическая пауза. Дружно помогаем маме.Мы белье полощем сами.(Дети наклоняются и машут руками вправо и влево)Потянулись, наклонились. (2 раза)- Хорошо мы потрудились!- Сколько всего цветов в вазе?Воспитатель дает указание взять ребенку взять два колокольчика из букета длятети и бабушки. (проговаривание действия)- Составьте, пожалуйста, задачу.Дети отвечают:- В вазе было 7 цветов. Рафаил взял 2 цветка. Сколько цветов осталось? (закрепление понятий «условие», «вопрос»)- Ответ стал больше илименьше?Почему? И т.д.Совместная «запись» задачи с выделением структуры.- Вы,наверное, уже поняли, что у нас есть ещё один сюрприз для мамы. На ваших столах листы в клеточку. Этот подарок мы будем изображать. Поднимите сначала правую, а затем левую руки. Возьмите правильно карандаш. Покажите, как вы его взяли.Поставьте карандаш в точку на листе.Графический диктант.1клеточка вверх, 1к. влево, 1к. вверх 1к. влево, 1к. вверх, 3к. вправо, 3к вверх, 1к. влево, 1к. вверх, 1к. , 1к. влево, 1к. вверх, 1к. вправо, 1к. вверх, 1к. вправо, 1к. вверх, 1к. вправо, 1 вниз, 1вправо, 1вниз, 1вправо 1вниз, 1 влево, 3 вниз, 3вправо, 1вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 влево.- Чтоу вас получилось? (цветок) В какой части листа находится цветок? (Дети отвечают, где у каждого находится изображение) Вот сколько подарков мыприготовили для мам?- Чем мы занимались на занятии?- Что нового узнали?Оценка работы детей.Занятие 2Лексическая тема «Комнатные растения»Задачи:- закреплять порядковый и количественный счет в пределах 10, умение отвечать на вопросы «сколько?» «на каком по счету месте?»;- продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение и вычитание, соблюдая её структуру;- упражнять в делении предметов на 2 и4 равные части путем складывания и разрезания с учетом формы и пропорций;- закреплять ориентировку на плоскости при выкладывании изображения из геометрических фигур;- совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже); формировать навык самоконтроля и самооценки.Словарь: часть, целое, задача, вопрос, ответ, решениеРаздаточный материал: карточки с цифрами и знаками, красные круги, синие треугольники, желтые квадраты, ножницыДемонстрационный материал: силуэты горшков с цветами, карточки с цифрами, рисунки вариантов цветов (2)Ход занятия:Организационныймомент: д/и «Определи, какой по счету»Воспитатель:- в оранжерее выращивают комнатные цветы. Их выставили в ряд, чтобы было удобно рассаживать. Сколько всего цветочных горшков? В какие по счету горшки надо посадить цветы, если считать слева направо?1. - Сегодня на занятии мы с вами будем продолжать учиться составлять и решать задачи.Вспомним, из чего состоит задача. (рисую схему, дети называют составные части: условие, вопрос, решение, ответ)Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? Какое условие об этих цветах можно придумать?У Иры было 6 комнатных цветов, Ира посадила ещё 1 цветок.- Что ещё необходимо придумать? (Вопрос.Сколько стало цветов у Иры?)- Каков ответ в этой задаче? Как нашли ответ? (К 6 прибавили 1. Получится 7 ). Дети «записывают» решение. Один из них читает выражение 6+1=7.- 7 – это часть или целое? (7 целое, потому что оно больше 6, больше 1, а 6 и 1 – это части.) Что мы сделали с частями, чтобы получить целое?Дыхательная гимнастика «Нюхаем цветок»Предлагаю составить задачу на вычитание. (Было 7 цветов. Один взяли на пересадку.Сколько цветов осталось?)Дети «записывают» задачу.- Что здесь целое? Что мыполучили в ответе? Как мы получили такой ответ?Здорово! А теперь мы не только будем выращивать комнатные растения, но и поучимся их выкладывать из геометрической мозаики. А детали мозаики мы сделаем сами. Только сначала отдохнем.Физкультминутка «Цветы»2.Сначала нарисуем деталь. Провожу простой графический диктант. Укаждого ребенка листочек в клеточку с точкой. Дети вспоминают правую и левую руки, верх, низ, как надо держать карандаш, ставят его в точку и рисуют под диктовку (4 клеточки вверх, 4 клеточки вправо, 4 клеточки вниз, 4 клеточки влево.) вырезают ножницами деталь.Предлагаю посмотреть, какие геометрические фигуры лежат на подносах.(Круг, квадрат и треугольник)Чтобы сделать нужные детали, мы должны разделить эти геометрические фигуры.Треугольник и круг разделить пополам.- Что мы получили? (половинки круга и треугольника.)- Сколько половинок у круга, треугольника? Если сложить 2 половины, что получим? (целый круг, треугольник). Что больше целый круг или половина круга?- Квадрат разделить на четыре равные части, так, чтобы получились квадратики. На сколько частей разделили квадрат? Как вы его разделили? Как называется 1 часть (3 части) из четырех? (Одна четверть, три четверти)3. - Атеперь посмотрите, какой я придумала цветок. Вы должны выложить его точно так же, как я нарисовала. Обратите внимание, какая фигура в центре цветка, какие фигуры слева, справа, сверху и снизу от нее. Чем нужно закончить изображение? Дети выкладывают цветокВыясняю у детей, кто и как выложил цветок и проверяю правильность выполнения задания.Расслабляющие упражнения (встряхивание рук и ног)Итог занятия.Математический КВН «Занимательная математика»Задачи: закреплять прямой, обратный и порядковый счет в пределах 10; совершенствовать умение измерять условной меркой расстояние между предметами и сравнивать полученные результаты;- закреплять признаки геометрических фигур, ориентировку относительно предметов и относительно себя;- закреплять представление о смежных числах;- развивать умение решать и записывать простейшие арифметические задачи;- развиватьумение выслушивать инструкцию, запоминать и выполнять ее;- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;- закреплять согласование числительных и существительных;- воспитывать интерес к математической деятельности.Словарь: число, мерка, измерить, задача, справа, слева, решить, ответ.Ход:Дети делятся на две команды «Ракета» и «Метеор». Каждая из команд занимает свои места.Звучит торжественная музыка.Ведущий: внимание! Мы начинаем математический КВН! В нем участвуют две команды умных, веселых и находчивых знатоков – это команда «Ракета» и команда «Метеор». Команды поприветствуйте друг друга!Приветствия команд.Дети садятсяИтак, задание первое: «Какие цифры потерялись». Задание выполняют обе команды по очереди.Вы должны определить, какие цифры забыли вписать в этот ряд. (цифры располагаются в прямом и обратном порядке) и поместить их на свои места и объяснить, почему вы это сделали.Задание второе: «Подумай, отвечай».«Ракета»:А) мальчики бегали на скорость. Саша прибежал быстрее Алеши, Алеша прибежал быстрее Миши. Кто бегает быстрее всех?«Метеор»:Б) утром в нашей семье папа просыпается и встает после бабушки. Бабушка встает после кота Мурзика, а я поднимаюсь после папы. Кто в семье встает раньше всех?Конкурс капитанов: «Измерь расстояние»Вывешивается таблица с изображением домиков. Дети измеряют расстояние от мальчика до домиков условной меркой и сравнивают его.Физкультурная пауза: игра «Назови свое число»Детям раздают карточки с цифрами. Они встают в шеренгу. Ведущий называет числа-соседи какого-либо числа, а играющий, у которого это число, выходит и называет его.3адание четвертое: «Найди конверт».«Ракета»:Для того, чтобы найти конверт нужно встать около первого стола, чтобы играющие были справа и сделать вперед 4 шага, затем повернуть налево и сделать 6 шагов, найти четырехугольный предмет и взять его.Представитель команды «Ракета» передает четырехугольный предмет представителю команды «Метеор».«Метеор»:Взять четырехугольный предмет и сделать назад один шаг, повернуть налево и сделать на два шага больше и найти овальный предмет, а под ним конверт.Задание пятое: «Собери квадрат». Ведущий раздает наборы фигур на каждого ребенка. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее соберут свои квадраты.Задание шестое «Реши задачу»«Ракета»Ребята строили крепость из комков снега. Коля принес 6 комков, а Вася на один комок больше. Сколько комков принес Вася?«Метеор»У Иры было 6 карандашей, а у Оли на 1 карандаш меньше. Сколько карандашей было у Оли?Ведущий подводит итог. Команде-победительнице вручается диплом.
1. Абакумова И.А. Характерологические особенности детей с тяжё-лыми нарушениями речи. /Статья// - 2016.
2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева и др.; под ред. ред. проф. Л.В. Лопатиной. СПб., 2014. –С.448
3. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение / пер. с нем. H.A. Горловой, A.A. Михлина; науч. ред. рус.текста Н.М. Назарова. М., 2006. – С.208
4. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем./ Под ред. Н.А. Власовой. — М, 1981., - С.91
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: Лабиринт, 1996. - С.142
6. Выготский Л.С. Мысль и слово // Хрестоматия по теории и мето-дике развития речи дошкольников. – 1999г., - С.157
7. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М., 2012.
8. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения вовладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2005. – С.102
9. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974. – С.368
10. Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Издательство МГУ, 1998. – С.37
11. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественно-научные основы коррекционной педагогики / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2000.
12. Метлина Л.С. Занятия поматематикес детьми раннего возраста - 1984г., - С. 61
13. Мухина B.C. Детская психология. М.,1985., кроме того - С. 16
14. Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 1999. – С.170
15. Приемы и методы выявления речевых нарушений удетей. /Статья под редакцией С.А. Волохова//, - 2008.
16. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. // М: Издательский центр «Академия», 1999. - С.109
17. Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. –1995. - №1. – С.59
18. Филичева Т.Б. и Чиркина кроме того Г.В. Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М: МГЗПИ, 1991г. – С.83
19. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — М., 1961., - С.153
Вопрос-ответ:
Какие вопросы затрагивает глава 1 статьи "Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений"?
Глава 1 статьи затрагивает следующие вопросы: изучение истории изучения проблем нарушений речевого развития у детей, психолого-педагогические основы развития речи у детей, характеристику детей с тяжелыми нарушениями речи и особенности формирования математических представлений у этих детей.
Какова историография изучения вопросов нарушений речевого развития у детей?
Историография изучения вопросов нарушений речевого развития у детей рассматривается в главе 1 статьи. Она описывает исторические аспекты изучения проблемы нарушений речи у детей, представляет различные подходы и теории, которые использовались для анализа этой проблемы.
Какие психолого-педагогические основы развития речи у детей рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются следующие психолого-педагогические основы развития речи у детей: мотивация, восприятие, внимание, память, мышление, речевое восприятие и произношение. Они описываются и анализируются с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
Какие особенности формирования математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности формирования математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Они связаны с особенностями речевого развития этих детей, исследуются различные методы и подходы к формированию элементарных математических представлений у них.
Какие дети рассматриваются в статье? Каковы их характеристики?
В статье рассматриваются дети с тяжелыми нарушениями речи. Их характеристики описываются в главе 1 статьи. Они имеют значительные трудности в развитии речи, а также в освоении элементарных математических представлений. Особенности их развития и возможности коррекционной работы с ними подробно анализируются.
Какие источники изучают проблемы нарушений речевого развития у детей?
Историография изучения вопросов нарушений речевого развития у детей основывается на различных источниках, таких как научные статьи и публикации в специализированных журналах, монографии, доклады на конференциях и симпозиумах. Также важным источником являются диссертации и научные исследования в данной области.
Какие психолого-педагогические основы развития речи у детей с тяжелыми нарушениями?
Развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями основывается на комплексном подходе, который включает в себя психологические и педагогические аспекты. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать специальные условия для его развития и использовать разнообразные методики и техники, а также сотрудничать с родителями и специалистами различных областей.
Какова характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи?
Дети с тяжелыми нарушениями речи обычно имеют серьезные проблемы в произношении звуков, строении предложений и понимании речи. Они могут испытывать трудности в общении и усвоении новой информации. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его характеристика может отличаться от других детей с тяжелыми нарушениями речи.
Какие особенности формирования математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи?
У детей с тяжелыми нарушениями речи могут быть особенности формирования математических представлений, такие как трудности в ориентации в пространстве и времени, понимании математических символов и символического отображения чисел. Однако каждый ребенок уникален, и его особенности могут отличаться.
Что такое коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи?
Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи - это комплекс мероприятий, направленных на исправление и развитие речевых навыков у детей, у которых имеются серьезные проблемы с произношением и пониманием речи.
Каковы основные принципы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи?
Основными принципами коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи являются индивидуальный подход к каждому ребенку, поэтапность и системность работы, использование специальных методик и техник для развития речи, активное использование игровых элементов и практических заданий.