Диагностика и коррекция аутизма. Логопедическая работа при аутизме.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 46 46 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 11.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ 5
1.1. Специфические особенности речи дошкольников с детским аутизмом 5
1.2. Коррекционная логопедическая работа с дошкольниками с детским аутизмом 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ 24
2.1. Основные подходы к диагностике развития речи у дошкольников с детским аутизмом 24
2.2. Описание комплекса методик по диагностике состояния речи у дошкольников с детским аутизмом 34
2.3. Анализ полученных результатов исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Фрагмент для ознакомления

Время, которое выделяется на тестовые задания Школы ранней социальной коммуникации не должно превышать 15-20 минут. Каждая игрушка (по исключением пластикового контейнера) презентуется трижды в течение одной задачи. В случае если ребенок не хочет играть определенной игрушкой, она презентуется повторно через некоторое время. [Морозова Т.И.; 1990]В результате оценки навыков ребенка по Шкале ранней социальной коммуникации получаются количественные и качественные показатели шести категорий поведенческих проявлений ранних социально-коммуникативных навыков. Очевидно также становится то, что дети с РАС имеют большие трудности в приобретении и использовании этих навыков в социальном взаимодействии, особенно навыков распределения внимания.2.2.Описание комплекса методик по диагностике состояния речи у дошкольников с детским аутизмомПсихолого-педагогическое обследование ребенка дошкольного возраста с аутизмомсогласно нашей методике исследования включает задания, которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков:1.      исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики — проводится детским психологом;2.      исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом.Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.При выполнении заданий логопеду следует обращать особоевнимание на:1.      умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;2.      то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);3.      ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;4.      эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок сознательно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это обязательно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить задание.Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание. Ниже мы приводим некоторые задания, которые могут быть предъявлены логопедом ребенку конца второго года жизни, родители которого обратились с жалобами на задержку речевого развития. При выполнении этих заданий их последовательность можно менять, однако следует придерживаться некоторых общих принципов.Первые задания («Полоса препятствий», «Собери пирамидки»), относящиеся к блоку неречевых заданий, проводимых психологом, приводятся нами не для использования их логопедом в диагностических целях (определение уровня моторного и интеллектуального развития), а носят предварительный, ориентировочный характер для оценки перцептивных, моторных, когнитивных предпосылок формирования речевой деятельности.Большинство речевых заданий носят вариативный характер, их можно использовать как для обследования пассивного, так и активного словаря, причем чаще всего маленькие дети на первом обследовании будут преимущественно показывать нужный предмет или его изображение, а не называть его.Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто так говорит?»). В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале («Что это такое?», «Что делает?» и т.п.).Последнее задание («Слушаем рассказ») обязательно проводится с ребенком, даже если родители утверждают, что их малыш книжками не интересуется и рассказы по картинкам не слушает, т.к. большое значение в данном обследовании имеет индивидуальный эмоциональный и речевой стиль предъявления задания, а также то, читает ли взрослый текст или выразительно пересказывает его.1.      «Полоса препятствий»Задание направлено на определение уровня моторной компетенции ребенка (общая моторика) и его умения выполнять разнообразные движения по словесной инструкции. (см. Приложение 1.)2.      «Собери пирамидки»Задание направлено на выявление у ребенка умения соотносить свои действия с речевой инструкцией, а не только выполнять задания по показу, изучение процессов становления его зрительного гнозиса и праксиса, моторной ловкости (мелкая моторика). (см. Приложение 2.)3.      «Узнай (найди) звучащую игрушку»Задание направлено на выявление уровня слухового внимания к неречевым сигналам.(см.Приложение 3.)4.      «Кто так говорит?»Задание направлено на выявление уровня слухового внимания и фонематического восприятия речевых сигналов, а также общего характера непроизвольных движений губ при речевых реакциях в игровой ситуации.(см. Приложение 4.)5.      «Пускаем кораблики»Задание направлено на определение объема произвольных движений губ, владения коммуникативными жестами. (см. Приложение 5)6.      «Прячем игрушку»Задание направлено на выявление объема понимаемых ребенком предложно-падежных конструкций (предлоги в, на, за, под, между). (см. Приложение 6)7.      «Что это такое?»Задание направлено на выявление актуального уровня словарного запаса ребенка (предметного словаря), особенностей его слухо-речевой памяти и произвольного внимания. (см. приложение 7)8.      «Что делает?»Задание направлено на выявление объема понимания слов-действий.(см. Приложение 8)9.      «Чье это?»Задание направлено на определение умения ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами. (см. Приложение 9)10.  «Один и много»Задание направлено на выявление уровня сформированности у ребенка элементарных количественных представлений. (см. Приложение 10)11.  «Слушаем рассказ»Задание направлено на выявление уровня понимания ребенком короткого рассказа. (см. Приложение 11)Для удобства интерпретации нами была введена балльная система, где за выполнение каждого из заданий ребенок получал максимум 3 балла:3 балла- ребенок справляется самостоятельно2-балла – при помощи логопеда или воспитателя1 балл- ребенок не справился с заданием.Непосредственно логопедических тестов 9, то есть уровень речевого развития будет выглядеть так:1-9- низкий уровень10-18 – средний уровень19-27- высокий уровень.Представленные методики позволили провести комплексное изучение развития речи у детей с аутизмом (экспериментальная группа, возраст 6-7 лет). В качестве контрольной группы использовали детей 3-4 лет с нормальным речевым развитием.2.3.Анализ полученных результатов исследованияПосле проведения констатирующего этапа исследования нами были получены следующие результаты:Таблица 1- Результаты констатирующего этапа исследованияЭкспериментальнаягруппаЗаданиеИспытуемый123456789Сумма1232122112162121121111113112122222154212222112155121112111116111111212117322122223198323232232229222122232181011322322117Среднее1,71,71,91,31,91,91,61,71,8 Контрольная группаЗаданиеИспытуемый123456789Сумма1232122112162122131112143222112222164212221112145111112111106111211212127322122122178322232132209111231122141022232121217Среднее1,81,71,71,621,51,31,51,9 Рис.1. Результаты исследования (по уровням)Рис.2. Результаты исследования (по баллам).Как мы видим, что дети как в экспериментальной, так и в контрольной группе в основном имеют речевое развитие среднего уровня, причем наиболее слабо развитыми оказались артикуляционные движения, понимание предложно-падежных конструкций, умение соотносить бытовые предметы с их хозяевами, а также количественные представления. Таким образом, речь детей с расстройствами аутичного спектра 6-7 лет соотносится с речью 3-4 лет у детей с нормальным речевым и психологическим развитием.В целом, речевые нарушения у детей с аутизмом касаются как импрессивной, так и экспрессивной стороны речи, что проявляется в нежелании общаться, непонимании небольших текстов, сниженном уровне слухового внимания. Описанные особенности мы учтем в ходе коррекционной работы с тем, чтобы развитие речи охватывало наиболее проблемные моменты.ЗАКЛЮЧЕНИЕУ детей с аутизмом, кроме основных специфических особенностей физиологического и психологического развития, нарушается возможность осуществлять речевую деятельность. Они страдают от собственной неспособности наладить социальное взаимодействие, поддерживать контакт с человеком без явного психологического дискомфорта, для них характерны трудности восприятия информации и понимания ситуации общения. Такие препятствия могут быть следствием отсутствия самой потребности в общении, или усиленное стремление избегать контактов. Однако, часто основой несформированной коммуникативной функции у ребенка с аутизмом является болезненный невротический опыт, хроническая недостаточность общения в раннем детстве, отсутствие благоприятной ситуации использовать речь.Анализируя существующие исследования, можно сказать, что нарушение речи различного характера отражают особенности аутизма, более того, можно говорить о несформированности коммуникативного поведения больного. Поэтому у детей с аутизмом, прежде всего, нарушенным является развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Проявления речевых расстройств, при аутизм и разнообразны и отличаются степенью выраженности: от почти совсем потерянной речи (остаются вокализации без обращений, бормотание, иногда - в состоянии аффекта - прорываются отдельные «слова - эхо», отражающие услышанное ребенком речи), в способности использовать в общении самостоятельное вещание. Основные симптомы задержки и нарушения речевого развития различаются в зависимости от формы аутизма.Исследование особенности развития и использования коммуникативных навыков детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра возможно только при использовании комплекса мероприятий. В данном случае невозможно полагаться на родительское субъективное оценивание уровня развития коммуникации ребенка. Однако, следует принимать во внимание информацию, получаемую через опросы родителей, об особенностях эмоционального отклика ребенка, понимания им обращенной речи, использование ребенком предметов, будет весьма полезной при организации коммуникативной среды для наблюдения. Не стоит ожидать объективной оценки коммуникативных навыков дошкольника с ранним детским аутизмом и через наблюдение, так как при неуправляемости наблюдения, ребенок вряд ли продемонстрирует максимум своих умений и навыков. Управляемости и объективности исследованию коммуникативных навыков можно добавить использованием полуструктурированной диагностической методики, имеет четкие критерии оценки и, одновременно, процедура которой является вариативной учитывая предпочтения ребенка.Формирование понимания речи у аутичных детей должно начинаться с коррекционной работы, направленной на становление и усвоения конкретного и абстрактного вербального образа. Без этой речи аутичных детей характеризуется жестовым образом выполнения, в котором ребенок реализует собственные нужды, вроде, физиологических потребностей и немотивированных прихотей.Для осуществления работы по организации коррекционно-логопедического сопровождения детей с аутизмом нами было проведено исследование компонентов речевого развития. Нами выявлено, что многие компоненты (в частности словарь) являются недостаточно развитыми. Согласно полученным результатам, уровень развития речи у детей с аутизмом 6-7 лет соотносится с речевым развитием детей 3-4 лет без аномалий развития.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБашина В. М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве //Журнал неврологии и психиатрии./Башина В. М., Тиганов А. С. - 2005. - № 8. - М..С.4 -13 Башина В.М. Аутизм в детстве. - М: Медицина, 1999. -240с.Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / за вып. ЕАЧеренева. И.В.Сухорукова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. -Красноярск, 2012. - 248с.Брин И.Л., Демикова Н.С., Дунайкин М.Л., Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И., Праведникова Н.И., Татарова И.Н., Черепанова И.В., Шейнкман О.Г. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. - М.: «СигналЪ», 2002.Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1982. - 504с.Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1976.Детский аутизм/ Хрестоматия, изд. 2-е, переработанное и дополненное. Сост. Шипицына Л.М. С-Петербург, «Дидактика Плюс», 2001Каган В.Е. Аутизм у детей.-М., 1981.Купчак А. М. Система логопедической коррекции с детьми с расстройствами спектра аутизма "А. Н. Купчак. - [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis.../cgiirbis_64.exe.Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.-М., 1991.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-воМГУ, 1990,-197с.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., испр. — М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2005. - 288 с.Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности / Ранние работы /Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М: Смысл. 2003. - 439 с. Литвинова А. В. К вопросу систематизации мовленнсвих нарушений при аутизме / В. Литвинова // Логопедия. - 2013. - № 3. - С. 48-51.Логвинова И. П. Формирование коммуникативной потребности детей с аутизмом в невербальной взаимодействия / 1. П. Логвинова // Сборник научных трудов Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огигнка / под ред. А. В. Гаврилова. В. И. Спивака. - Каменец-Подольский: Аксиома. 2008. - С. 59-61.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 374 с. Морозов С.А. Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом.-М., 2002.Морозова С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А. Морозова. - М., 2002. - С. 120-151.Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции. // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. САМорозова. - М., 2002. - С.88-109.Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. -1990, № 5. - С. 59-66.Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либинг ММ. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - (Особый ребенок). - 336 с.Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М., 2000.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин ИА, Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М., 2008. - 224 с.Нотбом, Эллен. 10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребёнок с аутизмом / ЕлленНотбом. -М.: Теревинф, 2012. - 146 с.Питере Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию.-СПб, 1999.Потебня А.А. Мысль и язык //Поли. Собр. Соч. - Одесса,1922. - С.183-184. Психолого-педагогический словарь // Сост. Ранацевич B.C. - Минск: "Соврем, слово", 2006. - 928 с.РемшмидтX. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. - М: Медицина, 2003.Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2008. - 474 с.Ушакова Т.Н. О механизмах вербальных процессов человека / /Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т.6.№1. С. 99-113. 12.Франкл В. Теория и терапия неврозов / Часть III. Основы логотерапии // Человек в поисках смысла. — М., Прогресс, 1990. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). Москва, Теревинф, 2011.- 416с.Шеремет М.К Взаимодействие и взаимосвязь анализаторных систем. / / М. К. Шеремет // 36 научных пр. Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко. / Под ред. А. В. Гаврилова, В. И. Спивака. - Каменец-ПодИпьський: Медоборы-2006, 2013. - Вып. XXIII. В двух частях, часть 2 - Сер. социально-педагогическая. - С. 384-389. 1Шульженко Д. И. Основы психологической коррекции аутистических нарушений у детей монография / Шульженко Д. И.; НПУ Им. М. П. Драгоманова. - М .: НПУ им. М. П. Драгоманова, 2009. - 385 сПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Оборудование: ковер с геометрическим рисунком в виде полосы шириной 20-25 см по краю, несколько деревянных или пластмассовых брусочков (15 см х 15 см х 40 см), мяч среднего размера, детская лесенка с перилами.Проведение обследованияОбследование лучше проводить в игровой или спортивной комнате яслей, сада, кабинете лечебной физкультуры детской поликлиники. Надо предложить ребенку:·         поиграть в «догонялки»;·         пройти по дорожке, перешагивая через брусочки («Вот дорожка. Иди ко мне. Осторожно, не наступай на «кирпичики!»);·         подняться и спуститься по детской лесенке;·         поиграть в мяч со взрослым.В последнем задании специально проверяется умение ребенка играть вместе со взрослым, выполняя различные речевые команды («кати» — «бросай»). Например, сидя на ковре напротив малыша, мы катим ребенку мяч, а ему надо бросить его нам («Бросай!»). В случае затруднений со стороны ребенка задание проводится в самой простой форме: логопед и ребенок просто перекатывают мяч друг другу по ковру.Приложение 2.Оборудование: 2 пирамидки с кольцами, контрастными по размеру (большие кольца крупнее маленьких в 3 раза).Проведение обследованияПеред ребенком ставят 2 пирамидки и затем на его глазах обе пирамидки разбирают так, чтобы все колечки лежали на столе перед его глазами.Далее берут одно большое колечко и надевают его на стержень.Просят малыша найти такие же колечки и собрать пирамидку. Из оставшихся колечек — собрать другую пирамидку.Когда обе пирамидки собраны правильно, малыша просят показать: «Где большие колечки?» «А где маленькие?»Если малыш все показал правильно, ему предлагается второй вариант задания: «Давай строить пирамидку вместе! Дай мне одно большое колечко. Я надеваю колечко на палочку. Вот так! Сделай так же: надень большое колечко на палочку! Хорошо! Теперь дай мне маленькое колечко. Я надеваю маленькое колечко на палочку. Надень еще одно маленькое колечко на палочку».Таким образом, малыш отбирает и нанизывает сначала два больших, а потом два маленьких колечка, пока не соберет всю пирамидку.Приложение 3.Оборудование: ширма, несколько музыкальных игрушек, резко отличающихся по звучанию (барабан, дудка, гусли), несколько одинаковых колокольчиков.Проведение обследованияЛогопед демонстрирует ребенку, как звучит каждая игрушка, затем прячется за настольной ширмой, играет на одном из инструментов и просит угадать, «что звучало».Если ребенок не справляется с заданием, можно дать ему самому «поиграть» на каждом инструменте, а затем повторить задание.В случае успешного выполнения этого задания следует проверить, может ли малыш определить направление звучания знакомой игрушки. Для этого ребенку предлагается самому спрятаться за ширму (или закрыть глаза ладошками), внимательно послушать колокольчик и, открыв глаза, показать рукой, куда он «спрятался» в комнате. Для проведения этого задания необходимо раздать одинаковые колокольчики нескольким взрослым, для того чтобы исключить возможность ребенка узнать о местонахождении колокольчика по звуку шагов экспериментатора, и попросить их звенеть колокольчиками по очереди.Приложение 4.Оборудование: ширма, несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (петушок, собачка, кошка).Проведение обследованияЛогопед просит ребенка показать (или назвать), кто поет за ширмой. Если ребенок активно включается в задание, можно посмотреть, насколько легко он запоминает «новые голоса» (ослика, коровки, мышки).Приложение 5.Оборудование: тазик с водой, кораблик или любая плавающая игрушка, широкая трубочка.Проведение обследованияЛогопед говорит ребенку: «Сейчас мы будем плавать на кораблике. Попрощайся с мамой. Поцелуй ее. (Поцелуй.) Помаши маме ручкой. (Жест «пока-пока».) Ты капитан. Вот твой кораблик. Подуй («трубочка») — и кораблик поплывет. Кораблик причалил к берегу. Здравствуй, мама! (Жест приветствия.) Улыбнись маме. (Улыбка.)Приложение 6.Оборудование: любая маленькая игрушка.Проведение обследованияДля того чтобы ребенку было интересно выполнять это задание, желательно предъявить его в виде небольшого рассказа. Например, протягиваем ребенку игрушку: «Возьми зайку. Зайка боится лисы. Он прячется к тебе в карманчик. Где зайка? Зайка спрятался. Лиса пробежала мимо. А зайка вылез из карманчика и залез высоко-высоко: поставь зайку на стол. Опять появилась лиса. Давай прятать зайку. Спрячь его за спинку. Вот так, молодец!»Если малыш не понимает некоторые задания (например, не может спрятать зайку «в коробку», «под коробкой» или «за елкой»), обязательно отмечается, умеет ли он спрятать зайку, используя только то, чем располагает сам: в карманчик; за спинку и т.д.Приложение 7.Оборудование: 5-6 знакомых ребенку предметов из его окружения и набор простых картинок.Проведение обследованияСначала ребенку предлагается назвать предметы, разложенные перед ним на столе (Что это?), а затем, если он молчит, логопед формулирует вопрос по-другому (Где?..).Более сложный вариант задания — называние или показ предмета по картинке. Например, перед ребенком кладут 3-4 картинки из речевого лото и просят или назвать их, или дать маме одну из картинок. При успешном выполнении этого задания можно переходить к обследованию глагольного словаря.Приложение 8.Оборудование: предметы (кукла, машинка, кукольная шапочка, кукольная кроватка, одеяльце, кубики, гараж); картинки (5-6 картинок с изображением действий, знакомых ребенку: ест, спит, моет руки, катается на качелях и т.п.).Проведение обследованияРебенку предлагается снять шапочку с куклы, положить куклу спать, положить кубики в машинку, поставить машинку в гараж, покатать куклу в машинке и т.п.Затем малышу предлагают посмотреть на картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает девочка; мальчик?» «Что делают дети?». Если малыш молчит, просят показать на картинках, где мальчик спит и т.д.Приложение 9.Оборудование: 5-6 предметов из окружения ребенка (наручные часы, тапочки, сумка и т.п.).Проведение обследованияРебенку предлагается показать, где папины часы, а где мамины часы, аналогично — мамины и папины тапочки.Если малышу трудно сразу ответить или обследующему кажется, что он показывает наугад, надо сформулировать свой вопрос по-другому: «Это мамины часы?» (Показываем или мужские часы, или дамские чужие часы.) Ребенок может или указать на владельца предмета, или кивком головы ответить утвердительно, или не согласиться.В случае правильного показа всех предметов задается вопрос, обращенный непосредственно к ребенку: «А это чей платочек (ленточка, машинка)?» Как правильный принимается ответ в виде жеста, которым ребенок указывает на себя.Приложение 10.Оборудование: любой счетный материал.Проведение обследованияЛогопед просит ребенка взять у него с ладони один предмет (например, фишку или счетную палочку). Затем — еще один и еще один. Когда перед ребенком лежат несколько одинаковых предметов, на стол в некотором отдалении кладут один аналогичный предмет и задают вопросы: «Где одна палочка?, «Где много палочек?» Затем для контроля правильного выполнения инструкции можно попросить: «Дай маме много палочек», «Дай мне одну палочку».Приложение 11.Оборудование: детская книжка с простыми и понятными ребенку картинками.Проведение обследованияВзрослый кладет перед ребенком книжку, листает ее, рассказывая простыми предложениями о том, что нарисовано на картинках: «Зайка проснулся. Солнышко смотрит в окошко».Затем ребенку задают вопросы по картинкам: «Где?.. Покажи...». Если ребенок легко показывает называемых героев и их действия на картинках, можно попробовать задать ему вопросы: «Кто это?», «Что делает зайка?».В случае выраженных затруднений или нежелания ребенка смотреть книжку, можно ограничиться 1-2 картинками и попросить, чтобы ребенок повторил указательный жест, возглас, звукоподражание, облегченное слово, короткое слово, короткую фразу сразу после произнесения ее логопедом.

1. Башина В. М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве //Журнал неврологии и психиатрии./ Башина В. М., Тиганов А. С. - 2005. - № 8. - М..С.4 -13
2. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М: Медицина, 1999. -240с.
3. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / за вып. ЕАЧеренева. И.В.Сухорукова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. -Красноярск, 2012. - 248с.
4. Брин И.Л., Демикова Н.С., Дунайкин М.Л., Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И., Праведникова Н.И., Татарова И.Н., Черепанова И.В., Шейнкман О.Г. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. - М.: «СигналЪ», 2002.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1982. - 504с.
6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1976.
7. Детский аутизм/ Хрестоматия, изд. 2-е, переработанное и дополненное. Сост. Шипицына Л.М. С-Петербург, «Дидактика Плюс», 2001
8. Каган В.Е. Аутизм у детей.-М., 1981.
9. Купчак А. М. Система логопедической коррекции с детьми с расстройствами спектра аутизма "А. Н. Купчак. - [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis.../cgiirbis_64.exe.
10. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.-М., 1991.
11. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-воМГУ, 1990,-197с.
12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., испр. — М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2005. - 288 с.
13. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности / Ранние работы /Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М: Смысл. 2003. - 439 с.
14. Литвинова А. В. К вопросу систематизации мовленнсвих нарушений при аутизме / В. Литвинова // Логопедия. - 2013. - № 3. - С. 48-51.
15. Логвинова И. П. Формирование коммуникативной потребности детей с аутизмом в невербальной взаимодействия / 1. П. Логвинова // Сборник научных трудов Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огигнка / под ред. А. В. Гаврилова. В. И. Спивака. - Каменец-Подольский: Аксиома. 2008. - С. 59-61.
16. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 374 с.
17. Морозов С.А. Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом.-М., 2002.
18. Морозова С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А. Морозова. - М., 2002. - С. 120-151.
19. Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции. // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. САМорозова. - М., 2002. - С.88-109.
20. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. -1990, № 5. - С. 59-66.
21. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либинг ММ. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - (Особый ребенок). - 336 с.
22. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М., 2000.
23. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин ИА, Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М., 2008. - 224 с.
24. Нотбом, Эллен. 10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребёнок с аутизмом / Еллен Нотбом. -М.: Теревинф, 2012. - 146 с.
25. Питере Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию.-СПб, 1999.
26. Потебня А.А. Мысль и язык //Поли. Собр. Соч. - Одесса,1922. - С.183-184.
27. Психолого-педагогический словарь // Сост. Ранацевич B.C. - Минск: "Соврем, слово", 2006. - 928 с.
28. Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. - М: Медицина, 2003.
29. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2008. - 474 с.
30. Ушакова Т.Н. О механизмах вербальных процессов человека / /Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т.6.№1. С. 99-113. 12.
31. Франкл В. Теория и терапия неврозов / Часть III. Основы логотерапии // Человек в поисках смысла. — М., Прогресс, 1990.
32. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). Москва, Теревинф, 2011.- 416с.
33. Шеремет М.К Взаимодействие и взаимосвязь анализаторных систем. / / М. К. Шеремет // 36 научных пр. Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко. / Под ред. А. В. Гаврилова, В. И. Спивака. - Каменец-ПодИпьський: Медоборы-2006, 2013. - Вып. XXIII. В двух частях, часть 2 - Сер. социально-педагогическая. - С. 384-389. 1
34. Шульженко Д. И. Основы психологической коррекции аутистических нарушений у детей монография / Шульженко Д. И.; НПУ Им. М. П. Драгоманова. - М .: НПУ им. М. П. Драгоманова, 2009. - 385 с

Вопрос-ответ:

Какие особенности характеризуют речь дошкольников с детским аутизмом?

Особенности речи дошкольников с детским аутизмом могут включать отсутствие или задержку развития речи, нарушение коммуникативных навыков, повторение слов и фраз, ограниченный словарный запас и монотонный интонационный рисунок.

Как проводится коррекционная логопедическая работа с дошкольниками с детским аутизмом?

Коррекционная логопедическая работа с дошкольниками с детским аутизмом включает использование специальных методик и техник, направленных на развитие коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие речи и улучшение произношения.

Какие основные подходы существуют к диагностике развития речи у дошкольников с детским аутизмом?

Основные подходы к диагностике развития речи у дошкольников с детским аутизмом включают наблюдение за коммуникативными навыками, анализ речевых проявлений, использование стандартных тестов и анкетирование родителей и педагогов.

Какие методы используются в логопедической работе с дошкольниками с детским аутизмом?

В логопедической работе с дошкольниками с детским аутизмом используются различные методы, такие как пиктография, использование аудиозаписей, наглядные пособия, игровая терапия, работа с использованием компьютерных программ.

Какие результаты были получены в экспериментальной работе по исследованию состояния речи у дошкольников с детским аутизмом?

Результаты экспериментальной работы по исследованию состояния речи у дошкольников с детским аутизмом показали, что логопедическая работа способствует улучшению речи, расширению словарного запаса и развитию коммуникативных навыков у детей с аутизмом.

Какие особенности речи у детей с детским аутизмом?

Дети с детским аутизмом имеют специфические особенности речи, такие как недостаток коммуникативных навыков, повторяющаяся и монотонная речь, проблемы с социальной коммуникацией и пониманием сарказма и переносного значения слов.

Какая коррекционная логопедическая работа проводится с детьми с детским аутизмом?

Коррекционная логопедическая работа с детьми с детским аутизмом включает в себя использование специальных методик и приемов, направленных на развитие коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, улучшение понимания речи и развитие синтаксических и морфологических навыков.

Какие подходы используются в диагностике развития речи у дошкольников с детским аутизмом?

В диагностике развития речи у дошкольников с детским аутизмом используются различные подходы, включая наблюдение за коммуникативными навыками ребенка, анализ его произношения и понимания речи, использование специальных тестов и анкетирование родителей.

Какие результаты экспериментальной работы показали состояние речи у дошкольников с детским аутизмом?

Экспериментальная работа показала, что дошкольники с детским аутизмом имеют значительные задержки в развитии речи, особенно в области коммуникативных навыков и понимания речи. Однако, с помощью коррекционной логопедической работы, можно достичь значительного прогресса у этих детей.

Какая роль логопеда в работе с дошкольниками с детским аутизмом?

Логопед играет важную роль в работе с дошкольниками с детским аутизмом. Он проводит диагностику речевого развития у этих детей, разрабатывает индивидуальные программы коррекционной работы, проводит занятия с использованием специальных методик и приемов, и сотрудничает с родителями и другими специалистами для достижения наибольшего прогресса в развитии речи у детей с детским аутизмом.

Какие специфические особенности речи имеют дети с детским аутизмом?

Дети с детским аутизмом часто имеют специфические особенности речи, такие как нарушения восприятия и воспроизведения речевых звуков, ограниченный словарный запас, повторение слов и фраз, монотонность интонации и т.д.

Как проводится коррекционная логопедическая работа с детьми с детским аутизмом?

Коррекционная логопедическая работа с детьми с детским аутизмом включает в себя использование специальных методик и приемов, направленных на развитие коммуникативных навыков и речевых возможностей. Работа проводится индивидуально, с учетом особенностей каждого ребенка.