Развитие творческих способностей младших школьников средствами декоративно- прикладного искусства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 31 31 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.04.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Методические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников 4
1.1 Психолого-педагогическая характеристика 4
1.2 Классификация способностей и методы их развития 7
1.3 Характеристика творческих способностей 10
1.4 Приёмы развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством 12
2 Использование приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративному творчеству 16
2.1 Изучение организации внеурочных занятий по декоративному творчеству 16
2.2 Описание опыта использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на занятиях кружка «Декоративное творчество» 23
Заключение 26
Список использованных источников 28

Фрагмент для ознакомления

Для решения проблем учащимся младших классов предлагаются следующие темы: элементы материаловедения. (классификация текстильных материалов, материалы, используемые в декоративно-прикладном искусстве); традиционные прикладные искусства. (Концепция декоративно-прикладного искусства, народного искусства,декоративно-прикладного искусства. Значение декоративно-прикладного искусства. народные художественные промыслыстраны и родины. История вышивки, виды вышивки, использование вышивки в народных и современных нарядах. Типы вышивки); Основы композиции(основные понятия и определения: состав,ритм, орнамент, узор в вышивке); основы цвета. (изучение цветового круга. Холодные и теплые цвета, хроматическиеи ахроматические цвета).Ученики заполняют образцы в методах «простых стежков» и«подсчет стежков» и вышивание салфеток в этих методах.Факультативная дифференциация — это форма дифференциации,интересы, которые характеризуются тем, что студенты имеют право выбораэлективные курсы. Факультативные курсы являются вспомогательной формой обучения и их цельюзаключается в расширении кругозора студентов, удовлетворении их разнообразных интересов. Предыдущий варианткурсы можно считать аналогом выборных курсов. Единственное различиекурсы по выбору не изучались всеми учащимися, а после школы и выборныхкурсы предназначены для всех учеников, и они являются частью индивидуального студента,учебный план. Набор предлагаемых им курсов носит переменный характер, их числоизбыточным, что обеспечивает реальный выбор для студентов.Среди факультативных курсов школьникам часто предлагаются плановые курсы по вышивке,которые являются логическим продолжением для развития декоративно-прикладного творчества.По результатам проведенных опросов было выявлено, что ученики посещают занятия по разным мотивам: сделать полезную вещь дляих дома, чтобы сделать подарок, работать вместе с друзьями, показать свои способностии т. д. Во всех случаях их интерес поддерживается и развивается благодаря их успехув работе. Энтузиастическая работа на уроках,свобода действий и выбор объектов являются мощными стимулами для деятельности, котораяотвечают их личным интересам и дают возможность реализовать свою самостоятельностьболее полно.Индивидуальный подход к работе позволяет компенсироватьсущественные недостатки школьной образовательной деятельности. Школьники снизкий уровень подготовки успешно участвуют в выборных курсах, демонстрируюттворческой инициативы и превосходят своих друзей в результатах. Класс создаетатмосферу творчества и понимания со взрослыми, сверстниками, которыеформирование творческих способностей учеников, духовных и моральных ценностей, уважение к себе и другим, формируя патриотизм и гражданскую солидарность.Таким образом, развитие народно-прикладного творчества учащихся при принятии выбора курсов происходят без диктата и навязывания,независимый выбор предметов искусства и ремесел, которые им интересны. Кроме того, профессиональное самоопределение, выявление возможностей учащихся вовладении творческими профессиями (вышивальщиком, мастером народных промыслов и ремесел,дизайнера, кутюрье, художника), наиболее важные профессиональные качества студентов.В результате внедрения технологии разработки декоративно-прикладноготворчества с 2012 по 2016 годы мы проанализировали уровень учеников, их достижения в области декоративно-прикладного. В исследовании приняли участие 32 ученика младших классов общеобразовательных школ, посещающих дополнительные занятия по вышиванию.Всех учеников можно разделить по группам в соответствии сих уровнем достижений в области декоративно-прикладного искусства (низкий, средний, высокий).Основа для размещения учеников в той или иной группе был всеобъемлющийанализ результатов, полученных для каждого учащегося (рисунок 1).Рисунок 1 - Уровни достижений учащихся в области декоративно-прикладного искусства, %Половина выпускников продемонстрировала высокий уровень достижений в этой областидекоративно-прикладного творчества. 38% учащихся показали среднее достижениеуровень. У 4% учеников был низкий уровень достижений. Необходимо отметить, что не все они участвовали в мероприятиях, посвященных искусству и ремеслам.Участие в таких мероприятиях, посвященных декоративно-прикладному искусству и развитию творческих способностей учеников приводит к сохранению тенденцийв развитии национальной художественной вышивки.2.2 Описание опыта использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на занятиях кружка «Декоративное творчество»Методический анализ кружка по вышиванию на предмет использования приёмов развития творческих способностей младших школьников.Данный кружок предполагает собой использование следующих приёмов:использование творческих заданий;систематичные творческие занятия;разнообразная творческая деятельность;технология работы с различными материалами.Тема занятия: Изучение различных материалов Цель: систематизация знаний.Задачи: закрепление умений выбора материалов;развитие глазомера и эстетического вкуса, мелкой моторики рук;воспитание аккуратности и терпения.Методы обучения:теоретическое обучение устно, без записей при помощи наглядных пособий и схематических рисунков учителя.практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.Материальное обеспечение:Схемы, образцы, материалы и инструменты.План урока:Историческая справка.Инструменты и материалы.Практическая работа.Подведение итогов урока.Историческая справка.Вышивка - распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах.Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.Вышиванием занимались во всех слоях общества - от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, её применением в одежде разных народов.Демонстрация вышивок, выполненных учащимися старших классов.Инструменты и материалы для вышивания (с демонстрацией).При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления.В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.Калька- это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.Практическая работа.В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе:с ножницами, ручной иглой, булавками, утюгом. Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и влажно-тепловой обработки. Выполним на образце знакомые швы по одной линии.Берем лоскут ткани ситца и переносим на него линии с карточки.Захватываем 2-3 нити ткани в начале первой строчки почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов “вперёд иголку”. Переходим на вторую линию и выполняет “тамбурный шов”. Тамбурный шов соответствует цепочке из воздушных петель, связанных между собой.Сегодня мы с вами продолжим изучение вышивальных швов и новоес чем мы познакомимся это:“стебельчатый шов”, “петельки с прикрепом”.Итоги урока.Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя. Проверка выполняемой работы и оценка.Домашнее задание: закончить работу, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены.Изучив на конкретном примере вышивания декоративно-прикладное искусство школьников можно сделать вывод о том, что различные виды творчества имеют решающее значение для развития навыков ребенка. Они развивают тонкие моторные навыки и ловкость, необходимую для выполнения различных задач.Также творчества помогает школьникам практиковаться в принятиисамостоятельных решений. Искусство служит одной из первых точек независимости. Когда дети заканчивают арт-проекты, они делают выбор о цветах, которые они могут использовать, и способны персонализировать их произведения. Эта независимость способствует ранним навыкам критического мышления и анализа, поскольку дети осознанно сами принимают решения.Дети развиваются эмоционально через художественные работы, выражая свою индивидуальность и эмоции благодаря своей работе. Искусство также может служить для детей способом сообщить о своих чувствах. Это, в свою очередь, помогает им регулировать свои эмоции.ЗаключениеПреимущества внеклассных занятий понятны. Это развитие навыков и улучшениеакадемических и трудовых перспектив, что являетсясильным аргументом в их пользу.Основная причина, по которой учащиеся посещают внеклассную деятельность - личная заинтересованность. А такженемедленная выгода интересовчерез внешкольные занятия встречаться с другимидетьми, которые разделяют те же интересы.Возможность создать дружбу такжедает студентам возможность развивать социальные навыки. Для некоторых студентов социальное взаимодействие во внеклассные мероприятия — это их первый опытработы с другими людьми для достижения цели. И работа в команде — это важный навык, которыйбольшинство преподавателей и работодателей считают благоприятным.Кроме того, исследования показывают, что участиево внеклассных мероприятиях помогает учащимсяв их академической деятельности. Исследователи доказали, что что самомотивация является факторомдостижения успеха в интересующей деятельности и требует от учеников разработки хорошего управления временем, развивает привычки, которые переносятся в школьную работу.Многие страны поддерживают концепциютворчества как высшего психического процесса. Творческий потенциал важен в наивысшей степени для эмоционального здоровья и самовыражения нормальных людей.Таким образом, можно сделать вывод, чтометоды внеклассного обучения, в которых используется творческое мышление учащихсяспособствуют более эффективному обучению, развивают креативное мышление учащихся и способствуют успехам в будущем.Резюмируя вышесказанное, определяются педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным искусством:включать наглядности на всех этапах педагогического процесса;использовать творческие задания;соединять чувственные и рациональные формы познания мира;предъявлять учебную информацию с помощью цвета предметной, знаковой и графической интерпретации;создавать эмоционально благоприятную среду;проявлять интерес к успехам и интересам и успехам школьника.Список использованных источниковГодфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М. Мир, 1992. стр.435-442.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995, стр.62-69.Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.125 стр.Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, 2001. 192 стр.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов, 1985. 176 стр.Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в начальных классах, 2005. 76 стр.Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании младших школьников, 2004, 37 стр.Народное искусство в воспитании детей, 2000. 256стр.Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстет. воспитания, 1987. 255 стр.Неменский Б.М. Педагогика искусства. М., 2007. 255 стр.Новикова В.П. Музыка в играх и занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе, 2005. 76 стр.Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе, 1988. 37 стр.Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / Под ред. В.А. Дмитриенко. Томск. 1989. 144 стр.Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк), 1966. 291 стр.

Список использованных источников

1. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М. Мир, 1992. стр.435-442.
2. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
3. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995, стр.62-69.
4. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.125 стр.
5. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, 2001. 192 стр.
6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов, 1985. 176 стр.
7. Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в начальных классах, 2005. 76 стр.
8. Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании младших школьников, 2004, 37 стр.
9. Народное искусство в воспитании детей, 2000. 256стр.
10. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстет. воспитания, 1987. 255 стр.
11. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М., 2007. 255 стр.
12. Новикова В.П. Музыка в играх и занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе, 2005. 76 стр.
13. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе, 1988. 37 стр.
14. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / Под ред. В.А. Дмитриенко. Томск. 1989. 144 стр.
15. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк), 1966. 291 стр.

Вопрос-ответ:

Какие методические аспекты могут помочь в развитии творческих способностей младших школьников?

Методические аспекты, которые могут помочь в развитии творческих способностей младших школьников, включают создание стимулирующей обстановки, использование разнообразных материалов и техник, поддержку самостоятельности и инициативы, организацию коллективной работы и обратную связь.

Какие способности можно развивать у младших школьников с помощью декоративно-прикладного искусства?

С помощью декоративно-прикладного искусства можно развивать такие способности, как воображение, творческое мышление, мелкую моторику, эстетический вкус, чувство пропорций, наблюдательность, терпение, усидчивость, коммуникативные навыки и т.д.

Какие способности можно классифицировать у младших школьников? Какие методы помогут развить эти способности?

Можно классифицировать способности младших школьников на художественные, технические, ораторские, лидерские и т.д. Для развития этих способностей можно использовать разные методы, такие как игры-приключения, творческие задания, работа в парах или группах, конкурсы и т.д.

Что такое творческие способности и как они проявляются у младших школьников?

Творческие способности - это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, проявлять креативность и оригинальность. У младших школьников они проявляются через живое воображение, экспериментирование с формами и цветами, интерес к новым идеям, готовность к экспериментам и творческой самореализации.

Каким образом можно развивать творческие способности у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством?

Для развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством можно использовать разнообразные творческие задания, постепенно усложнять задания, давать возможность самостоятельно инициировать и воплощать свои идеи, обеспечивать свободу выбора материалов и техник, способствовать развитию коммуникативных и кооперативных навыков.

Какими способностями обладают младшие школьники?

Младшие школьники обладают различными способностями: художественными, музыкальными, логическими, спортивными и т.д.

Каким образом развиваются творческие способности у младших школьников?

Творческие способности у младших школьников развиваются с помощью занятий декоративно-прикладным искусством, которые способствуют развитию воображения, креативности и внимания у детей.

Каковы методические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников?

Методические аспекты развития творческих способностей у младших школьников включают в себя правильную организацию уроков декоративно-прикладного искусства, использование разнообразных материалов и инструментов, а также поощрение самостоятельности и инициативы у детей.

Какие способности и методы развития способностей можно классифицировать?

Способности и методы развития способностей у младших школьников можно классифицировать по разным категориям, например, по типу способности (художественные, музыкальные, логические и др.), по возрастным категориям, а также по конкретным методикам и упражнениям.

Какие характеристики имеют творческие способности у младших школьников?

Творческие способности у младших школьников характеризуются творческим мышлением, оригинальностью, эмоциональной выразительностью, умением находить нестандартные решения и воплощать свои идеи в творческих проектах.

Какое значение имеет развитие творческих способностей у младших школьников?

Развитие творческих способностей у младших школьников имеет большое значение, так как помогает развивать их воображение, креативность, артистическое чувство и самовыражение. Это способствует их развитию как личности и помогает им выражать свои мысли и чувства через искусство.