Технологии социальной работы с неполной семьей
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 17.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Семья в социальной системе современного общества…………. 6
1.1. Виды и функции семьи в современном обществе………….. 6
1.2 Неполная семья в системе социальной защиты населения …9
Глава 2. Социальная работа с неполной семьей: технологии и оценка. 14
2.1 Способы оптимизации жизнедеятельности неполной семьи силами социального работника………………..………………….14
2.2. Организация социальной работы с неполными семьями... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….25
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 28
Очень важно: результаты исследования не должны ни в коем случае попасть к детям, иначе возможно усиление конфликтов и провоцирование новых проблем.Эксперименты делятся на лабораторные и естественные. Лабораторные проводятся в специальных условиях или в классе, когда ребенок знает, что с ним проводятся исследования и охотно участвует в них. Например, проводятся исследования на выявление лидерских способностей, в которых участвует три человека. Двое изображают неумелых работников, а один пытается ими руководить. Естественный эксперимент проводится так, что участники не догадываются о нем. Например, матери предлагают поменять способ общения хотя бы на один день и понаблюдать, как будет реагировать ребенок на ее поведение.Тестирование проводится чаще всего. К указанному методу относятся тесты интеллекта (матрицы Равена, школьный тест умственного развития, тесты Векслера и Айзенка), тесты личностные (Тест Личко на выявление особенностей характера, Тест Айзенка для выявления особенностей темперамента и др.) и проективные тесты, в которых ребенок должен что-то сделать в предложенными вопросами или рисунками. Это тест Жиля, где ребенок определяет свое положение среди некоторой группы людей, в частности, семьи, цветовой тест Люшера и так далее. В результате социальный работник получает четко определенную характеристику с выверенными показателями, которые можно отслеживать для мониторинга изменений личности проблемного ребенка.Информативен в понимании самооценки ребенка тест Лири, в котором имеется опросник, содержащий различные характеристики. Ребенку или матери предлагают внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то зачеркнуть крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делать никаких пометок на регистрационном листе. В целом предлагается ответить на вопрос: Какой вы человек? 1. Умеет нравиться.2. Производит впечатление на окружающих.3. Умеет распоряжаться, приказывать.4. Умеет настоять на своем.5. Обладает чувством достоинства.6. Независимый.7. Способен сам позаботиться о себе.И так далее. По ответам делается вывод о наличии у клиента определенных характеристик в общении: властный-лидирующий или наоборот, пассивный, подчиняющийся.Часто клиенты социального работника имеют высокий уровень стресса. Для того, чтобы определить этот уровень, можно предложить тест И.В. Липсица и Я.А. Лупьяна:Легко ли ты раздражаешься?Считаешь ли ты, что даже ближайшие друзья относятся к тебе недоброжелательно?Кажется ли тебе, что у тебя плохая память?Полагаешь ли вы, что начальство тебя недооценивает?Случается ли тебе просыпаться на два часа раньше срока?Бывает ли у тебя беспричинный страх?Случается ли тебе испытывать острую необходимость в алкоголе, никотине или шоколаде?Бывает ли, что желание поработать возникает у тебя только в конце дня?Замечаешь ли ты у себя повышенный или, наоборот, пониженный аппетит?Тебе труднее сосредоточиться, чем другим?Бывает ли, что чья-то нелепая оплошность вызывает у тебя смех?Ты часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?Если вы хотя бы на половину вопросов клиент дает положительный ответ, то стресс силен и с ним нужно бороться.III.Психокоррекционная работапроводится после проведения всех исследований. Для разных категорий клиентов она разная. Например, для коррекции поведения младших школьников предлагается так называемая сказкотерапия. Ребенку предлагается сказочный сюжет, где он может изменять поведение героев, ставя себя на их место. При всей фантастичности, это эффективный способ научить ребенка действовать по определенному алгоритму в трудных ситуациях.Для коррекции более старших школьников, а также их родителя можно использовать психологические тренинги. К ним относятся:1. Группы встреч, в которые группа собирается для обсуждения какой-то проблемы. Таким группам часто относят группы по преодолению гнева, для преодоления тяги к спиртному и курению. Группа устраивается в расслабленном состоянии, когда все видят друг друга и могут спокойно рассказывать о себе и своей проблеме все, что хочется. Самое главное в данной ситуации – понять, что ты не одинок, что другие имеют аналогичные проблемы и как-то с ними справляются.2. Группы телесной терапии, направленные на преодоление психологических проблем с помощью упражнений, прежде всего напряжения и расслабления. Это вынужденные позы, танцевальная терапия (некоторые выделяют ее в отдельную категорию психотренингов), массажи, так называемые «театры прикосновений» и т.п.3. Гештальт-терапия. В этих группах люди отрабатывают свои проблемы, страхи, связанные с ситуацией, которая беспокоила ранее и беспокоит по сей день. Нужно завершить ситуацию и истощить эмоцию, которая ее вызвала. 4. Группы трансактного анализа, где ребенок учится взрослому реагированию на те воздействия, которым он подвергается в сфере его общения.5. Группы тренинга умений, к которым относятся и тренинги уверенного поведения.Наряду с индивидуальными методами воздействия могут применяться групповые тренинги взрослого и детей, которые имеют формирующий характер и в которых нет такой степени откровенности, как в группах, где встречаются незнакомые и не связанные между собой люди. Критерием эффективности работы социального работника с неполными семьями является овладение клиентами способов изменения своей жизнедеятельности посредством удовлетворения экономических, социальных и психологических потребностей. Таким образом, задействуя множество техник в направлении всех видов социальной работы с малыми семьями, можно скорректировать протекание внутрисемейных конфликтов, улучшить способ жизнедеятельности в неполной семье и перевести ее из разряда проблемных в разряд развивающихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕНеполные семьи, количество которых непрерывно растет, так что определяется тенденция в возрастании их количества, нуждаются в социальной помощи, и эта помощь должна быть оказана не только социальными службами и соответствующими государственными учреждениями, но и всеми неравнодушными людьми.Поддержка неполных семей направлена на создание благоприятного социально-психологического климата в семье в период, когда семья находится в кратковременном или длительном кризисе. Социальный работник и социальный психолог определяют главные проблемы, анализируют межличностные отношения в семьях. Пристально рассматривая положение ребенка в семье, его отношения с другими детьми, с матерью или отцом, а также с бабушками и дедушками и посторонними людьми, социальный работник может выявить основные направления для созидательной жизни тех, кто по воле судьбы оказался одиноким, без любви и ласки в семье, о котором, может быть, забыли и думать, и которому так хочется иметь счастливую семью и смело смотреть в будущее. Коррекция межличностных отношений особенно важна тогда, когда в неполной семье наблюдается насилие, когда малыш с младых ногтей приучается видеть нетрезвую мать и ее друзей, которые могут представлять опасность для ребенка. Физическое насилие в подобных семьях должно строго пресекаться, но для этого его нужно вовремя выявлять. Запуганный и запутавшийся в своих ощущениях и проблемах ребенок зачастую не может ни с кем поделиться, что у него в семье происходит. Бдительный взгляд социального работника не должен пропускать ни единого случая нарушения прав ребенка на достойную жизнь и на счастливое будущее.С этом плане целью деятельности как социального работника, так и социального педагога является создание благоприятных условий для развития личности ребенка, его социального, духовного и интеллектуального развития. При необходимости оказывая ему экстренную социальную помощь, социальные службы не должны забывать, что формирующийся человек должен выработать сам алгоритмы поведения, адекватные ситуации, но для этого процесса она должен пройти обучение и получить дружеский, но профессиональный совет неравнодушных людей.Социальными службами применяются технологии социальной диагностики: может ли данный ребенок в данный период времени успешно адаптироваться к проблемам, возникающим ежедневно. На основе диагностики составляется прогноз ближайшего развития в том или ином направлении. Это важно для определения склонности к правонарушениям, бродяжничеству, употреблению наркотических веществ и алкоголя, приобщению к курению и прочим атрибутам антиобщественного образа жизни. Составляются прогнозы и в отношении одиноких матерей, которые своим трудом «вытаскивают» семью из финансового и иного кризисов, чтобы она могла больше времени уделять семье и делать это квалифицированно, без заигрывания с ребенком, и без излишней строгости к существу, которое ее любит.Строго соблюдая законодательство, социальный работник обязан выполнять все неотложные меры, которые только возможно, чтобы привести в порядок расшатавшуюся систему жизни в неполной семье.В этом плане можно предложить следующие рекомендации:1. Для того чтобы социальная работа с неполными семьями была эффективной, она должна быть скоординирована между всеми участниками: администрацией городов и районов, социальными и образовательными учреждениями, психологическими службами, детскими комнатами полиции а также с мелкими административными группами по месту жительства.2. Особое внимание уделять экономическому и социально-психологическому состоянию матерей, которые своим трудом и своим отношением формируют будущее своих детей, а в итоге – граждан нашей страны.3. Учредить льготы для детей из неполных семей при поступлении ими в различного рода учреждения дополнительного образования, независимо от того, являются из матери одинокими или они получают материальную помощь от своих бывших мужей. При соответствующих мероприятиях, направленных на поддержку неполных семей, в нашей стране возможно добиться такого же уровня психического здоровья детей и взрослых, которое есть в ведущих западных странах.ЛИТЕРАТУРАФедеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (81-ФЗ). В редакции от 01.01.2018 г.Демография / Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт // http://www.gks.ruОперативные данные за 2017 год / Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт // http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn12-17.htmlРоссийские реформы в цифрах и фактах // http://Refru.ruБеззубик, К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы / К. В. Беззубик. – М.: Инфра-М, 2011Волкова, О. И. Комментарий кПостановление Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Отрасли права. Аналитический портал // отрасли-права.рф/article/1073Кантемирова, Г. А. Социализация детей в неполной семье: на примере республики Северная Осетия-Алания / Г. А. Кантемирова / Автореф. канд. дисс. – М., 2008.Корчагина, Ю. В. Организация работы Службы социально-психологического сопровождения неблагополучных детей / Ю. В. Корчагина // Эффективные технологии преодоления социального сиротства: Сб. статей Межрегион. науч.-практ. конференции 8-10 октября 2009 г. – М., 2009.Левая Н. А. Институт неполной (материнской) семьи: Исследование потенциала неустойчивости / Н. А. Левая / Автореф. канд. дисс. – Ростов-на-Дону, 2015Льготы и пособия матерям-одиночкам в 2017-2018 году / Блог финансиста // http://finansiko.ru/lgoty_materyam_odinochkam_2013_2014Любимова, А. Д. Социокультурные представления о формальных и неформальных практиках социальной поддержки монородительских семей / А. Д. Любимова А. Д. Любимова / Автореф. канд. дисс. – Саратов, 2013.Методика и технологии работы социального педагога/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002Морозова, Т. Ю. Тренинг как технология социальной работы / Т. Ю. Морозова // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2016. – № 3Мягкова М. А. Психологическое сопровождение материнства в неполной семье / М. А. Мягкова / Автореф. канд. дисс. – Екатеринбург, 2013Основы социальной работы / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2007Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы / П. Д. Павленок . – М.: Дашков и К°, 2012Пантюк, И.В. Методы и технологии социальной работы / И. В. Панюк. – Минск, изд-во Белорус.ун-та, 2014Приступа, Е. Н. Социальная работа. Словарь терминов / Е. Н. Приступа. – М.: Форум, 2015Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002Семенец, А. Россиянки выбирают растить детей без мужа. Интервью с социологом Ириной Дуденковой / Росбалт, 10 февраля 2017 //http://www.rosbalt.ru/moscow/2017/02/101591028.htmlТавокин, Е. П. Социальная политика / Е. П. Тавокин. – М.: НИЦ Инфра-М, 2015Трапезникова И. С. Администрирование в социальной работе / И. С. Трапезникова. – Москва – Берлин: Директ-Медиа, 2016Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика / Е. И. Холостова. – М.: Юрайт, 2011Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2006Чередниченко, И. П., Тельных, Н. В. Психология управления / И. П. Чередниченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004Черняк, Е. М. Семьеведение / Е. М. Черняк. – М.: Дашков и К°, 2014Число неполных семей в России выросло до шести миллионов / Российская газета, RG.RU /2012/04/26 //http://rg.ru/2012/04/26/semiya-anons.htmlЧурилова, Е.В. Состав и благосостояние неполных семей в России / Е. В. Чурилова // Социологические исследования. – 2015. – №3Эйдмиллер, Э., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдмиллер. – СПб.: Питер, 2008.
1. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (81-ФЗ). В редакции от 01.01.2018 г.
2. Демография / Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт // http://www.gks.ru
3. Оперативные данные за 2017 год / Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт // http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn12-17.html
4. Российские реформы в цифрах и фактах // http://Refru.ru
5. Беззубик, К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы / К. В. Беззубик. – М.: Инфра-М, 2011
6. Волкова, О. И. Комментарий к Постановление Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Отрасли права. Аналитический портал // отрасли-права.рф/article/1073
7. Кантемирова, Г. А. Социализация детей в неполной семье: на примере республики Северная Осетия-Алания / Г. А. Кантемирова / Автореф. канд. дисс. – М., 2008.
8. Корчагина, Ю. В. Организация работы Службы социально-психологического сопровождения неблагополучных детей / Ю. В. Корчагина // Эффективные технологии преодоления социального сиротства: Сб. статей Межрегион. науч.-практ. конференции 8-10 октября 2009 г. – М., 2009.
9. Левая Н. А. Институт неполной (материнской) семьи: Исследование потенциала неустойчивости / Н. А. Левая / Автореф. канд. дисс. – Ростов-на-Дону, 2015
10. Льготы и пособия матерям-одиночкам в 2017-2018 году / Блог финансиста // http://finansiko.ru/lgoty_materyam_odinochkam_2013_2014
11. Любимова, А. Д. Социокультурные представления о формальных и неформальных практиках социальной поддержки монородительских семей / А. Д. Любимова А. Д. Любимова / Автореф. канд. дисс. – Саратов, 2013.
12. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002
13. Морозова, Т. Ю. Тренинг как технология социальной работы / Т. Ю. Морозова // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2016. – № 3
14. Мягкова М. А. Психологическое сопровождение материнства в неполной семье / М. А. Мягкова / Автореф. канд. дисс. – Екатеринбург, 2013
15. Основы социальной работы / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Академия, 2007
16. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы / П. Д. Павленок . – М.: Дашков и К°, 2012
17. Пантюк, И. В. Методы и технологии социальной работы / И. В. Панюк. – Минск, изд-во Белорус. ун-та, 2014
18. Приступа, Е. Н. Социальная работа. Словарь терминов / Е. Н. Приступа. – М.: Форум, 2015
19. Психология социальной работы / Под ред. М. А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002
20. Семенец, А. Россиянки выбирают растить детей без мужа. Интервью с социологом Ириной Дуденковой / Росбалт, 10 февраля 2017 // http://www.rosbalt.ru/moscow/2017/02/101591028.html
21. Тавокин, Е. П. Социальная политика / Е. П. Тавокин. – М.: НИЦ Инфра-М, 2015
22. Трапезникова И. С. Администрирование в социальной работе / И. С. Трапезникова. – Москва – Берлин: Директ-Медиа, 2016
23. Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика / Е. И. Холостова. – М.: Юрайт, 2011
24. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2006
25. Чередниченко, И. П., Тельных, Н. В. Психология управления / И. П. Чередниченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
26. Черняк, Е. М. Семьеведение / Е. М. Черняк. – М.: Дашков и К°, 2014
27. Число неполных семей в России выросло до шести миллионов / Российская газета, RG.RU /2012/04/26 //http://rg.ru/2012/04/26/semiya-anons.html
28. Чурилова, Е. В. Состав и благосостояние неполных семей в России / Е. В. Чурилова // Социологические исследования. – 2015. – №3
29. Эйдмиллер, Э., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдмиллер. – СПб.: Питер, 2008.
Вопрос-ответ:
Какие виды и функции семьи существуют в современном обществе?
В современном обществе существуют различные виды семьи, такие как полная семья (родители и дети), многодетная семья, одинокая матерь, одинокий отец, семья-патриархат, семья-матриархат и другие. Что касается функций семьи, они включают в себя репродуктивную (продолжение рода), социализирующую (воспитание и социализация детей), экономическую (поддержание бытовых условий и материального благополучия), эмоциональную (поддержка и забота друг о друге), общественно-политическую (участие в общественной жизни и формирование общественных ценностей) функции.
Какую роль играют неполные семьи в системе социальной защиты населения?
Неполные семьи играют важную роль в системе социальной защиты населения. Они являются одной из целевых групп, которые нуждаются в особой поддержке и помощи со стороны социальных служб. Неполные семьи могут столкнуться с различными проблемами, такими как материальные затруднения, отсутствие поддержки, сложности в воспитании детей и другие. Система социальной защиты населения предоставляет различные виды помощи и поддержки неполным семьям, включая материальную помощь, социальное обслуживание, консультации и другие меры.
Как социальный работник может оптимизировать жизнедеятельность неполной семьи?
Социальный работник может помочь неполной семье оптимизировать её жизнедеятельность различными способами. Во-первых, он может предложить семье материальную помощь, предоставив необходимые продукты питания, одежду, медикаменты и другие материальные ресурсы. Во-вторых, социальный работник может провести консультацию и оказать психологическую поддержку неполной семье, помочь родителям развивать навыки воспитания детей, разрешать конфликтные ситуации и т.д. В-третьих, социальный работник может оказать информационно-практическую помощь, направив семью на получение дополнительного дохода, поиск работы или образования, получение медицинских услуг и других ресурсов.
Какие виды и функции семьи существуют в современном обществе?
В современном обществе существует несколько видов семей, таких как полная семья, неполная семья, многодетная семья и др. Каждый вид семьи выполняет свои функции, включающие материальную поддержку, социализацию детей, сохранение и передачу культурных ценностей и др.
Как неполная семья включена в систему социальной защиты населения?
Неполная семья включена в систему социальной защиты населения через различные социальные программы и меры поддержки. Это может включать финансовую помощь, медицинское обслуживание, жилье и другие формы поддержки, предоставляемые государством или общественными организациями.
Какие способы оптимизации жизнедеятельности неполной семьи силами социального работника?
Социальный работник может помочь неполной семье оптимизировать ее жизнедеятельность путем предоставления информационной и консультативной поддержки, помощи в получении социальных льгот и прав, помощи в поиске работы и образования, психологической поддержки и др.
Как организуется социальная работа с неполными семьями?
Социальная работа с неполными семьями может быть организована различными способами, включая индивидуальные консультации, групповые занятия, семейное консультирование, организацию различных мероприятий и программ, направленных на поддержку и развитие семьи.
Какие технологии применяются в социальной работе с неполной семьей?
В социальной работе с неполной семьей применяются различные технологии, такие как кейс-менеджмент, сетевой подход, альтернативная семья, социально-педагогическое сопровождение и др. Используя эти технологии, социальные работники помогают неполным семьям решать их проблемы и достигать благополучия.