Демонология в мировых религиях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 44 44 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 09.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕМОНОЛОГИЯ В ИУДАИЗМЕ 7
1.1 Особенности демонологии в иудаизме 7
1.2 Образ Сатаны в иудаизме 11
Выводы по главе 17
ГЛАВА 2. ДЕМОНОЛОГИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ 19
2.1. Направления христианской демонологии 19
2.2 Образ Сатаны в христианстве 26
Выводы по главе 2 29
ГЛАВА 3. ДЕМОНОЛОГИЯ В ИСЛАМЕ 31
3.1 Основы демонологии в исламе 31
3.2 Образ Сатаны в исламе 32
Выводы по главе 3 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Фрагмент для ознакомления

Семь раз в Коране повторяется практически в схожих выражениях рассказ о том, как бог наказал непокорного ангела Иблиса. Фантазия проповедников ислама, наподобие фантазии проповедников иных религий, стала населять мир полчищами демонов, которыми духовенство стало запугивать верующих. В свою очередь еретиков Бог полностью отдает во власть дьявола: «На одного человека рождается десять демонов, и все они остаются в живых, тогда как люди умирают. У Иблиса есть престол в воздухе, откуда он рассылает своих гонцов, 70 раз в день приносящих ему сведения о людях. Когда к человеку приближается смерть, Иблис для захвата его души посылает 70 000 демонов; Бог на каждого демона посылает 10 ангелов, но этой защитой пользуются только... правоверные последователи пророка».В исламе дьявол иногда представляется единым существом, практически равный Богу противник, а иногда совокупностью подчиненных духов тьмы. «Образ дьявола, как и образ Магомета, стоит в центре религиозного сознания».Как гласит предание, джинновсоздали за несколько сотен веков до появления Адама. Хадисы повествует, что данные существа дифференцируютсяпо пяти категориямлибо классам, а точнее на джаннов (не такие могущественные), джиннов, шайтанов, ифритов и маридов. Стоит отметить, что мариды самые могущественные. В свою очередь джанны превратились в джиннов наподобие того, как конкретные виды обезьян и свиней превратились в человека. Но нужно сказать, что названия джинн и джанн, в большей степени, употребляют для обозначения всех существ (в том числеиные, вышеуказанные виды), добрые они либо злые, и что первое название является более распространенным, что шайтан широко применяется,чтобы обозначить каждого злого джинна. Ифрит - это могущественный злой джинн; марид является злым джинном наиболее могущественной категории. Джиннов, прежде всего, злых, персы называют дивами. Наиболее могущественными злыми джиннами, являются нарахс (что означает мужское начало, однако данные джинны бывают не только мужского, но и женского рода). Добрых джиннов персы зовут пери, однако данное понятие часто употребляется, чтобы обозначитьпредставителя женского рода.Родственные дэвам древнеиранских сказаний, джинны сотворены из пара либо бездымного огня. Они способны всячески изменять собственную внешность ивовсе не обязательно могут быть носителями злой воли. Также и связи их с Иблисом намечены настолько условно, что нет полной уверенности в конечной судьбе данных созданий. В доисламской Аравии им отводилось место, в чем-то близкое древнегреческим сатирам и нимфам. В связи с этим далеко не каждый джинн подвержен проклятию. Следует добавить, что уже вовремя жизнедеятельности пророка Мухаммеда часть демонов удостаивалась жертвоприношений. Исламские теологи даже признавали за джиннами известные права. На многихсредневековых диспутах официальным образом обсуждались вопросы собственности, наследства и пр., которые могут быть связаны с браком у джиннов со смертными, что порождало забавные сценки в фольклоре и довольно серьезные коллизии в житиях мусульманских праведников. Как в христианстве, так и в мусульманстве, народной фантазией приписывались демонам разнообразные злокозненные проделки. И тут, и там широко распространилась практика изгнания злых духов из одержимых. Одновременно с молитвами, заклинания, амулеты и талисманы, ориентированы на то, чтобы смягчатьлибо обезвреживать темные силы, которые в особенности опасны для рожениц и новорожденных. Как гласят хадисы, иблис и каждый шайтан отличается от иных джиннов продолжительностью жизни. «Шайтаны, являются детьми иблиса и умрут лишь вместе с ним, в то время как (другие) джинны умрут до него». Впрочем, иные джинны способны жить многие века. Однако это все равно не совпадает с распространенным поверьем: иблис и большинство других злых джинноввсе же переживут человечество, однако умрут перед его воскрешением, подобно тому, как умрут даже ангелы, последним из которых будет ангел смерти Азраил. И все-таки не каждый злой джин проживет столь долго: большое их количествоумрут от падающихзвезд, которые сбросят на них с небес. В связи с этим у арабов при виде падающей звезды (шихаб) обычно принято восклицать: «Может, Аллах пронзит врага веры!». Большое число убьют другие джинны, а остальных – люди. Огонь, из которого сотворен джинн, циркулирует в его венах подобно человеческой крови: соответственно, когда джинна смертельно ранят, огонь, который выходит из его вен, чаще всего, сжигает его дотла.Джинны не чужды греха. Они едят и пьют и в том числе размножаются, а в некоторых случаяхдаже при совокуплении с человеком. В этом случае потомство наследует природные свойства обоих родителей. В каждом отношении они отличны от ангелов. Среди злых джиннов выделяют 5-ть сыновей их предводителя иблиса:Тира, приносящего несчастья, утраты и увечья; Аль-Аавара, поощряющего дебоширство; Сота, подстрекающего ко лжи; Дасим, возбуждающего вражду между мужем и женой; Зелембура, контролирующего дорожное движение.Не ограничиваясь масштабами подлунного мира, демоны ухитряются достичь пределов «седьмого неба», откуда ихблагочестивые ангелы не раз изгоняли, бросая в них камни. Мусульмане считают, что о подобных «небесных боях»свидетельствовали падающие звезды - метеориты и т.п. В особенности изобильный метеоритный дождь свидетельствовал о приближении конца света. В Коране, в особенности в начальных сурах, содержатсябольшое число намеков на конец времен. Картины грядущего светопреставления и описания предшествующих ему событий сопровождают призывы к покаянию. В большей степени джинны обитают в горах Каф, согласно поверьям, окружающие всю нашу планету. Кроме того, ими кишат земля и небо. Они могут обитать и прятаться,прежде всего, в бассейне, колодце, печке, развалине дома и в том числе на рынке, в месте пересечения дорог, в море и реке. По этой причине арабы, когда проливают воду на землю либо входят в бассейн, опускают ведро в колодец и в ряде других случаев восклицают: «Достур!» или «Достур йа мубаракин!» («Разрешение!» или «Разрешение, о благословенный!»).Как утверждается, злые духи либо злые джинны свободно могли входить в каждую из 7-ми небесных сфер до рождения Исы (Иисуса).После этого их исключили из 3-х сфер, а после рождения Мухаммеда им вовсе запретили входить и в оставшиеся области. Но джинны продолжают восходить к границам нижней сферы и прислушиваться к разговорам ангелов о повелениях Аллаха, узнавать о будущих событиях, сообщаемых иногда ангелами людям, которые при помощи талисманов либо конкретных заклинаний заставляют их служить магическим целям. Средневековые арабы полагали, что отдельные джинны верховодят в конкретных местах. Об этом говорится в Коране: «И есть определенные люди, которые искали убежища вместе с определенными джиннами»]. В Комментарии Джелалайна можно обнаружить следующее замечание в отношенииданных слов: «Когда во время путешествия они сделали остановку в месте страха, каждый говорил: «Я хочу укрыться вместе с господином этого места от козней его глупцов!» То же поверье распространено среди современных арабов, хотя они, видимо, не прибегают к таким заклинаниям. Аналогичное верование, в качестве реликта верований древних египтян, до сих пор сохраняется среди жителей Каира. Верят в то, что каждый квартал данного города обладает своим особенным джинном-хранителем либо Агатодаемоном, имеющимзмеиный облик.Часть джиннов остаются верующими мусульманами, а иные – неверными. Нормальные джинны неукоснительным образомисполняют религиозные обязанности, например, молитву, раздачу милостыни, пост в месяц Рамадан, паломничество в Мекку и на гору Арафат. Однако они исполняют данные обязанности, чаще всего, подальше от людей.Как уже говорилось, люди при помощи талисманов либо конкретных заклинаний способны добиться услуг джиннов. Сулейман ибн Дауд (Соломон сын Давида) обладал могущественной силой управления джиннами, достигая данной власти за счет чудесноготалисмана, по утверждению некоторых, спущенный ему с небес. Талисманом являлся перстень с печаткой, свыгравированным на нем «величайшим именем» Аллаха и отлитым частью из меди, частью из железа. Медной частью печатались письменные повеления хорошим джиннам, а иной – злым джиннам либо иблису. Данные повеления обладали безграничным влиянием на джиннов двух категорий и в том числе на птиц и ветер. Как считается, это влияниераспространялось и на диких зверей. Визирь Сулеймана, Асаф ибн Баркия, утверждал, что тоже был знаком с «величайшим именем», при произнесении которого совершались чудеса и в том числе воскрешение мертвых. Благодаря имени, которое выгравировано на перстне, Сулейман заставлял джиннов помогать строить храм в Иерусалиме и другой деятельности. Он обратил большое количество злых джиннов в подлинную веру, а упорствующих в неверии, заключал в тюрьмы. Как говорится, он являлся царем всей планеты. Видимо по этой причине, именем Сулейман называют каждого царя джиннов, которые обитали до появления людей, если в истории о своей универсальной власти Сулеймана его не спутали с теми царями.Как утверждается, злые джинны приносят человеку многообразный вред, например, уводя красивых женщин, которых они насильственно берут себе в жены либо наложницы. Как считают, злобные либо раздраженные джинны обладаютпривычкой взбираться на крыши либо окна домов и швыряют оттуда на прохожих кирпичи и камни. В том случае, если забираются в нежилой дом, то не могут отказать себе в удовольствии досадить людям, решившим в него вселиться. Кроме того,они часто воруют еду и т. п. Большинство искушенных благочестивых людей, чтобы сохранить собственное имущество от подобных хищений произносят следующие слова: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!», при запирании дверей домов, комнат либо кладовок. Таким же образом, они поступают, когда покрывают крышкой корзину для лаваша и лепешек и в том числе емкости с пищей. Как считают, в месяц Рамадан злые джинны содержатся в заключении. По этой причине в последнюю ночь данного месяца, с подобной же целью, женщины могут повторятьэти же слова и в том числе посыпать солью полы комнат собственногожилища.Также стоит рассмотретьнизшуюкатегорию джиннов:1. Гуль.Его принято рассматривать в качестве одного из видов шайтана либо злого джинна, который поедает людей. Кроме того, данное существо некоторые авторыописывают в качестве джинна-чародея, которые может приобретать различные формы. Также они утверждают, что джинны могут появляться в обликах людей, самых разных животных и чудовищ. Они живут на кладбищах и иных отгороженных местах, поедая мертвечину, убивая людей, чтобы их съесть, которые к своему несчастью оказались у них на пути. По этой причинеслово «гуль» употребляютпо отношению к любому каннибалу. Гуль является демоническим животным, котороеживет одиноко в пустынях,напоминающим человека и зверя, являясь по ночам в уединенных местах одиноким путешественникам, которые принимают его за потенциального спутника, увлекаяих в сторону от пути по которому они двигались.Именно в них превращаются джинны, которые пытались тайком подслушать разговор ангелов, при поражении падающими звездами. Часть из них сгорают, иные падают в море либо, скорее всего, в большую реку (бахр) и превращаются в крокодилов. А вот упавшие на землю, превращаются в гулей.2. Силя, либо сала, является другим демоническим существом, которое характеризуетмногие авторы как джинна, обитающего,прежде всего, в лесу. Если силе удалось захватить в полон человека, то она заставляет его плясать, играет с ним, подобно кошке с мышкой. Один остров в море Ас-Син в Китае арабские географы называют «островом силя», потому что он кишит демонами этой категории. Их описывают в качестве существ отвратительного облика, шайтаны по своей сущности. Они представляютсяв качестве потомства людей и джиннов, которые питаются человечиной.3. Гаддар, или гаррарявляется другим существомтакого же рода, которое можно обнаружить, по описаниям, на границах с Йеменом, а в некоторых случаях в Тихаме и Верхнем Египте. Рассказывается, что это существо заманивает к себе человекаили мучает его самыми жестокимиспособами или просто пугает, а потом отпускает его.4. Далхан - это демоническое существо, которое обитает на островах в море, ездящее верхом на страусе в человеческомоблике, питающееся плотью утопленников, выносимых морем на берег после кораблекрушений. Рассказывается, что демон одолевает матросов плывущих на корабле, издавая оглушительный крик, который не в силах вынести, падают вниз, становясь беззащитными перед демонами.5. Шикк является другим демоническим существом, наполовину схожее с человеческимобликом (как бы разделенного надвое по вертикали). Считается, что наснас родился от связи шикка с человеком. 6. Наснас, по описаниям, напоминающий половину человека, потому что у него полголовы, полтела, одна рука и одна нога, на которой он скачет с большим проворством. Он живет в лесах Йемена и умеет говорить. Говорят, что его видели в Хадрамауте, а также в Йемене, а одного из таких демонов привезли живым к аль-мутаваккилю (наместнику). Демон напоминал человека, но имел пол-лица на груди и хвост, как у овцы. Автор добавляет, что жители Хадрамаута едят таких демонов, и их мясо очень вкусно. Эти существа рождаются только в этой стране. Человек, ездивший туда, утверждает, что видел плененного наснаса, который просил о пощаде, заклиная Аллахом и самим собой. По описаниям, люди с головой на груди населяют остров под названием Яба (возможно, Ява) в Индийском море. Как утверждают, определенный вид наснасов обитает на острове Раидж в море Син (Китай). У них крылья, как у летучих мышей.6. Хатиф о котором слышали, однако никогда его не видели. Он обычно упоминается арабскими авторами. Чаще всего он является носителемнекой информации в виде советов, наставлений либо предостережений.ВыВыводы по главе 31. Ислам является самой молодой и второй по численности последователей, после христианства, мировой монотеистическойавраамической религией.2. Исламских демонов могут называть по-разному, но самым распространенным названием является«джинн». Джинны, которые напоминают иранских дивов, являются существами, состоящими из пара либо бездымного огня. Они способныизменять свое обличье. В доисламской Аравии они играли в пустыне роль нимф либо сатиров. Однако ко времени Мухаммеда они постепенно превратились в божества, которым приносили жертвы. Ислам признал их официально до такой степени, что совершенно серьезно обсуждались вопросы, которые были связаны с браком и правом собственности, которые возникали при союзе одного из них с кем-либо из смертных.3. Поисламскому вероучению, сотворениию ангелов предшествовало сотворению Адама. Когда появился Адам, аллах приказал ангелам поклоняться ему. Повиновались все ангелы, кроме Иблиса (искаженное diabolos), дьявола (шайтана, от «сатана»; заимствовано из иудаизма). Иблис, который создан из огня, отказался поклоняться тому, кто сотворен из праха. Аллах проклял его, однако он получил отсрочку, которая будет длиться до дня страшного суда. Иблис использует данную отсрочку для совращения людей, начиная с Адама и Евы. В конце времен он вместе с демонами, служащими ему, будет низринут в ад.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе проведенного анализа демонологии иудаизма, христианства и ислама, мы можем делать вывод, что центральным в демонологии мировых религий является образ Сатаны. Как правило, Дьяволом или Сатаной обозначается сверхсущество, воплощающее в мировых религиях зло.Сложно отыскать сравнение для Сатаны в индуистской, скандинавской, греческойрелигиях и др., т.к.политеизм, большинство существ обладаютне только добрыми, но и злыми сторонами. Кроме того, иобычные различные существа, представляющиезло, смерть, ад и т.д., обладают положительными сторонами. В такихсложных и сыпучих системах невозможноотыскать одноединственное существо либо силу, представляющее врагом всегопантеона Богов. Поэтому образ Сатаны характерен именно для монотеистических религий.В иудаизме Сатана появляется в виде злого искусителя. В христианской религии Сатана является Ангелом, сброшенным с небес Творцом по причине своей гордыни. Также именно в образе змея тот обманул и искусил Адама и Еву. В христианстве Дьявол рассматривается в контексте Ветхого Завета. Христиане видят в дьяволе, падшегоангела. Он был Люцифер, ангел во власти, который из гордости вел войнупротив Бога и был низвергнут с небес. В Библии, он отождествляется созмеем в Эдеме, чья ложь привела к первородному греху и необходимостиискупления Иисусом. Он кроме того определен в качестве клеветника Иова, и дракона изКниги Откровений. Задача Дьявола на Земле, уговорить человека отказатьсяот праведного образа жизни и принять путь смерти и разрушения.Стоит заметить, что имя Мефистофеля, применяемое некоторыми людьмидля обозначения дьявола, является только фольклорным обычаем, не имеющийничего общего с демонологией и традициями христианства.Кроме того, и Князь Тьмы, и Повелитель Тьмы являются фольклорными именами, хотя они, какправило, включены в применение в христианских проповедях.В исламе Дьявол упоминается в качествеИблиса, либо Шайтана.Согласно Корану, Аллах создал Дьявола из «бездымного огня», в то времякак человека из глины. Основной характеристикой дьявола, кромевысокомерия, является то, что он не имеет никакой власти, кромевозможности вносить злые помыслы в мужские сердца. Согласно Корану,миссией Дьявола является обман детей Адама (человечества). После чего,он будет ввергнут в огонь Ада вместе с обманутыми им. Коран неизображает Шайтана как врага Аллаха, ведь Аллах - высший надвсеми своими творениями и Иблис-только один из его творений.Вражеский Шайтан является человечеству. Он намерен препятствовать людямслушаться Бога и соблюдать его заповеди. Так, люди былипредупреждены о насущностибороться против шалостей данного шайтана, иискушений, что он ставит перед ними. Преуспевающие в этом будутвознаграждены Раем, достижимого только праведным поведением.На иврите, библейское слово «сатана», означает противника илипрепятствие, или даже «Прокурора» (учитывая, что Бог в иудаизмерассматривается в качестве конечного судьи). В книге Иова, сатана этоназвание, не имя собственное, ангела, представленного к Богу. Он главныйпрокурор Божественного суда. В иудаизме, Сатана не делает зла, ауказывает Богу на злые наклонности и действия человечества. В сущности, Сатана не имеет самостоятельной власти, если бы только люди сами несовершали зло.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫInUmbra. Демонология как семиотическая система. Альманах, №1, 2012. // Состав. Д.И. Антонов, АБ. Христофорова. – М.: РГУ, 2012. - 552 с. InUmbra. Демонология как семиотическая система. Альманах, №2, 2012. // Состав. Д.И. Антонов, АБ. Христофорова. – М.: РГУ, 2012. - 552 с. Амфитеатров А.В. Классическая демонология. – М.: T8RUGRAM, 2017. – 68 с. Бадхен М. Еврейская чертовщина. – М.: Мосты культуры / Гешарим, 2006. – 320 с. Беленький М.С. Иудаизм. М.: Политиздат, 1966. - 238 с. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977. - 165 с.Бергсон А. Два источника морали и религии. - М.: Канон, 1994. - 382 с.Вавилова В.Ю. Демонология раннего иудаизма. // Журнал. Инновационная наука. - №, 2015. – С. 50-53.Зенкин С. Писатель в маске монстра // Иностранная литература. - № 1. – С. 57-97.Камю А. Миф о сизифе. Бунтующий человек. – Мн.: Попурри, 2000. - 544 с.Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2016. - 736 с.Келли Г.А. Сатана. Биография. – М.: Весь мир, 2011. – 328 с.Кулагина Г.Н. Образ Сатаны как символ бунта против несправедливости в русской культуре начала ХХ века. // Вестник Челябинского государственного университета. - № 30, 2011. – С. 17-20. Ларионов А. В.Демонология Михаила Пселла и диалог «О действиях демонов» (атрибуция и сравнительный анализ). // Из сборника «Мир Византии. Проблемы истории Церкви, армии и общества» Армавир. Волгоград. 2011. – С. 33-66.Лейн Э. Арабский мир в эпоху «Тысячи и одной ночи». – М.: Центрполиграф, 2009 г. – 190 с. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 2000. - 407 с.Налич Т.С. Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе. // канд. филол. наук. – Москва, 2003. Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями. СПб.: СПбМАПО, 2006. – 144 с.Религиоведение. // Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Юрайт, 2016. – 372 с. Романчук Л. Метаморфозы образа сатаны. // Бiблiяi культура. Вип. 1. - Черновцы: «Рута», 2000. - С. 156-161.Тикаев Г.Г. Демонологические образы в творчестве египетского писателя Абу Хадида и дагестанского Магомед-Расула// Восток(Orients). 2008. №5. Фольклор и литература на Востоке. – С. 57- 79.Тикаев Г.Г. К вопросу об ангелах и демонах в Священных Писаниях. // ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. - №2, 2011. – С. 25-36.Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс, 1995. - 624 с.Хавари Ю. Еврейская демонология. // Видеолекция. [Электронный источник] URL: https://www.youtube.com/watch?v=LxycWqmS73EШейман М.Н. Вера в дьявола в истории религии. – Спб.: Наука, 1977. – 112 с.Яуба Ю. Доисламские аравийские культы как ранние источники исламского учения об ангела и демонах. // Материалы Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-петербургской духовной академии. - №, 2013. – С. 375-380.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. In Umbra. Демонология как семиотическая система. Альманах, №1, 2012. // Состав. Д.И. Антонов, АБ. Христофорова. – М.: РГУ, 2012. - 552 с.
2. In Umbra. Демонология как семиотическая система. Альманах, №2, 2012. // Состав. Д.И. Антонов, АБ. Христофорова. – М.: РГУ, 2012. - 552 с.
3. Амфитеатров А.В. Классическая демонология. – М.: T8RUGRAM, 2017. – 68 с.
4. Бадхен М. Еврейская чертовщина. – М.: Мосты культуры / Гешарим, 2006. – 320 с.
5. Беленький М.С. Иудаизм. М.: Политиздат, 1966. - 238 с.
6. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977. - 165 с.
7. Бергсон А. Два источника морали и религии. - М.: Канон, 1994. - 382 с.
8. Вавилова В.Ю. Демонология раннего иудаизма. // Журнал. Инновационная наука. - №, 2015. – С. 50-53.
9. Зенкин С. Писатель в маске монстра // Иностранная литература. - № 1. – С. 57-97.
10. Камю А. Миф о сизифе. Бунтующий человек. – Мн.: Попурри, 2000. - 544 с.
11. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2016. - 736 с.
12. Келли Г.А. Сатана. Биография. – М.: Весь мир, 2011. – 328 с.
13. Кулагина Г.Н. Образ Сатаны как символ бунта против несправедливости в русской культуре начала ХХ века. // Вестник Челябинского государственного университета. - № 30, 2011. – С. 17-20.
14. Ларионов А. В. Демонология Михаила Пселла и диалог «О действиях демонов» (атрибуция и сравнительный анализ). // Из сборника «Мир Византии. Проблемы истории Церкви, армии и общества» Армавир. Волгоград. 2011. – С. 33-66.
15. Лейн Э. Арабский мир в эпоху «Тысячи и одной ночи». – М.: Центрполиграф, 2009 г. – 190 с.
16. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 2000. - 407 с.
17. Налич Т.С. Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе. // канд. филол. наук. – Москва, 2003.
18. Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями. СПб.: СПбМАПО, 2006. – 144 с.
19. Религиоведение. // Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Юрайт, 2016. – 372 с.
20. Романчук Л. Метаморфозы образа сатаны. // Бiблiя i культура. Вип. 1. - Черновцы: «Рута», 2000. - С. 156-161.
21. Тикаев Г.Г. Демонологические образы в творчестве египетского писателя Абу Хадида и дагестанского Магомед-Расула// Восток(Orients). 2008. №5. Фольклор и литература на Востоке. – С. 57- 79.
22. Тикаев Г.Г. К вопросу об ангелах и демонах в Священных Писаниях. // ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. - №2, 2011. – С. 25-36.
23. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс, 1995. - 624 с.
24. Хавари Ю. Еврейская демонология. // Видеолекция. [Электронный источник] URL: https://www.youtube.com/watch?v=LxycWqmS73E
25. Шейман М.Н. Вера в дьявола в истории религии. – Спб.: Наука, 1977. – 112 с.
26. Яуба Ю. Доисламские аравийские культы как ранние источники исламского учения об ангела и демонах. // Материалы Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-петербургской духовной академии. - №, 2013. – С. 375-380.

Вопрос-ответ:

Какие особенности демонологии в иудаизме?

Особенности демонологии в иудаизме включают присутствие множества демонов, веру в их влияние на мир, учение о борьбе с демонами и магией, а также уверенность во всемогущести Бога.

Каков образ Сатаны в иудаизме?

В иудаизме образ Сатаны представлен как существо, созданное Богом, но отвергшее его. Он считается искушителем и врагом людей, который пытается отвратить их от веры и добрых дел.

Какие направления существуют в христианской демонологии?

В христианской демонологии существуют различные направления, такие как концепция падшего ангела Люцифера, учение об определенных демонах и их именах, а также учение о непосредственном влиянии демонов на жизнь человека.

Каков образ Сатаны в христианстве?

В христианстве Сатана представляется как падший ангел, который бунтовал против Бога и был изгнан из небес. Он считается воплотившим собой зло и искушает людей к совершению грехов.

Какие основы демонологии существуют в исламе?

Основы демонологии в исламе включают веру в существование и действия джиннов, которые являются одним из видов демонов. Джинны считаются невидимыми существами, влияние которых ощущается в жизни людей.

Какие особенности имеет демонология в иудаизме?

Демонология в иудаизме имеет свои особенности, включающие веру в существование демонов, но их роль является второстепенной и подчиненной Богу. Демоны в иудаизме рассматриваются как духи, не имеющие физической формы, и они могут влиять на жизнь людей своими искушениями и соблазнами.

Какой образ имеет Сатана в иудаизме?

В иудаизме образ Сатаны имеет несколько интерпретаций. Он может рассматриваться как передоверие Бога и исполнитель его приказов, но также может восприниматься как тот, кто искушает людей и приводит их к греху. Сатана в иудаизме считается врагом праведности и человечества, но его власть ограничена и подчинена Богу.

Какие направления существуют в христианской демонологии?

В христианской демонологии существуют различные направления и взгляды. Некоторые верующие считают, что демоны - это отдельные личности, другие же считают их просто символами зла. Существуют также различные учения о том, как демоны влияют на жизнь людей и как с ними бороться.

Какой образ Сатаны присутствует в христианстве?

Образ Сатаны в христианстве является символом зла и дьявола. Он рассматривается как существо, противопоставленное Богу, которое искушает людей к греху и стремится отвратить их от благочестия. Сатана в христианстве считается главным врагом веры и добродетели, и его основная цель - отделить людей от Бога.

Каковы основы демонологии в исламе?

Основы демонологии в исламе состоят в вере в существование джиннов - духов, которые созданы из огня и обладают свободой воли. Джины живут в параллельном мире и могут влиять на жизнь людей, как положительно, так и отрицательно. Они могут искушать и соблазнять людей, но они также могут быть прочтены и послушны Богу.

Какие особенности демонологии в иудаизме?

Особенности демонологии в иудаизме заключаются в том, что демоны считаются неотъемлемой частью божественного мира, а не самостоятельными существами. В иудаизме существуют различные классы демонов, каждый из которых имеет свою специфическую роль и функцию. Также в иудаизме есть убеждение в возможности прогнать демонов при помощи ритуалов и молитв.