Лаковая миниатюра Федоскино

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 23 23 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. История развития лаковой миниатюры Федоскино 6
1.1. История лаковой миниатюры Федоскино в XVIII-XIX вв. 6
1.2. Развитие лаковой миниатюры Федоскино в ХХ в. 9
Глава 2. Стилистика и сюжетная тематика живописи Федоскино 13
2.1. Образы и сюжеты федоскинской миниатюры в XVIII-XIX в. 13
2.2. Образы и сюжеты федоскинской миниатюры в ХХ-ХХI вв. 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Фрагмент для ознакомления

В период Великой Отечественной войны творческая деятельность в Федоскино остановилась на несколько месяцев. Линия фронта находиласьв нескольких километрах от села. Коллекция федоскинской миниатюры была сохранена. В военные годы было подписано Постановление СНК РСФСР (от 7 февраля 1943 года, № 128) о реконструкции и дальнейшем развитии художественных промыслов. Закономерно в военные годы в произведениях федоскинских мастеров начинают превалировать сюжеты, связанные с событиями военного периода. Также встречается обращение к героическому прошлому русской истории. Так, А.А. Кругликов написал сюжет «Победа под Полтавой», И. С. Семенов – «Салют Москвы», М.К. Попенов – «Портрет маршала Ф.И. Толбухина». Еще больший масштаб деятельность художественной артели получает по возвращении из армии ряда мастеров, завершивших незадолго до начала войны обучение в Федоскинской школе: В. Д. Липицкого, М.Г. Пашинина, И. И. Страхова, С.П. Рогатова, П.Н. Давыдова, П.С. Давыдова. Они также поддерживают военную тематику: П. Н. Давыдов пишет миниатюру «Освободители», В. Д. Липицкий – «Героический фронт и тыл», М.Г. Пашинин –«Салют Победы».Наряду с военными сюжетами продолжали развиваться и более традиционные для федоскинской живописи сказочные и былинные сюжеты, натюрморт и пейзаж.Мастера много рисуют с натуры. Зарисовки с натуры впоследствии лягут в основу пейзажей С. П. Рогатова и И.И. Страхова. Эти работы нельзя назвать полностью реалистичными, в них натурный компонент сочетается с творческим переосмыслением, пропущенным сквозь призму мифологического и сказочного созерцания.При разработке сюжетов для композиций мастера Федоскино использовали литературный материал: народные былины и сказки, фольклор, произведения русских писателей –А.С. Пушкина, П. П. Ершова, П.П. Бажова и других. Постепенно в рамках федоскинской художественной школы сформировались классические композиции по сказкам – «Морозко», «Снегурочка», «Царь Салтан», «Жар-птица», «Конёк горбунок». Эти композиции дополнялись новыми образами, деталями, каждый художник привносил в него свой художественный метод, отражавшийся в самобытном оформлении и декоре. Появляются произведения бытового жанра, композиционные портреты М. Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, созданные В. Д. Липницким и М.Г. Пашининым, получает развитие ленинская тематика.Творческий подъем, начавшийся после окончания Второй мировой войны, в лаковой миниатюре выразился в складывании особого аллегорического языка сказок, который позволял мастерам воплощать свои творческие замыслы в глубоко символических образах. Принципиально новый этап в развитиилаковой федоскинской миниатюры, начиная с которого утверждается преобладание индивидуально-авторского начала, начался в конце 1950-х гг. Мастера создают оригинальные авторские изделия, в которых по-новому интерпретируются традиции федоскинской миниатюры. Ключевыми темами творчества становятся русские сказки и песни, русская природа и героическое прошлое России. В более традиционном русле продолжал развиваться портретный жанр. Художники работали преимущественно по фотографиям или рисункам, стремясь точно передать сходство с оригиналом.Ярким примером современного творчества федоскинской миниатюры являются произведения Н. А. Зотова. Н. А. Зотов разрабатывает в основном сказочно-былинную тематику, ему принадлежат миниатюры «Золотой петушок», «Снегурочка», «Вечер на хуторе близ Диканьки», «Сивка-Бурка» и др. Отличительным признаком его творчества является соединение традиционных приемов федоскинской живописи и применение современных методов декорирования. В частности, Н. А. Зотов часто использует сусальное золото, эпоксидную смолу и гелиотис. Мастер отошел от традиционного применения черного фона, заменив его на пастельные оттенки. Такую же нотку оригинальности художник вносит в интерпретацию классических образовфедоскинской миниатюры. Таким образом, в развитии федоскинской лаковой миниатюры XX-XXI вв. сформировалось несколько тенденций. Первая из них была связана с утверждением социалистического реализма в искусстве. Федоскинская миниатюра сумела преодолеть догматичность рамок соцреализма, применив его принципы для своего развития и формирования новых образов и художественных приемов. На этой обновленной основе оригинальным образом были раскрыты традиционные для федоскинской миниатюры сюжеты и образы – портретные и бытовые композиции, сказочные мотивы. Современная федоскинская живопись строится на синтезе классических образов с новыми художественными подходами, что позволяет добиться мастерам выдающихся результатов.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена лаковая миниатюра Федоскино.В первой главе было изучено становление лаковой Федоскинской живописи. Начало предприятию Федоскино было положено в 1795 г. в подмосковном имении Данилково владельцем фабрики по изготовлению чернолаковых козырьков П. И. Коробовым, который, ознакомившись с изделиями немецкой фабрики И. Г. Штобвассера, организовал аналогичное производство в России. Расцвет федоскинской живописи связан с именем зятя П. И. Коробова П. В. Лукутиным, при котором предприятие было расширено, была открыта художественная школа при фабрике, а лаковые миниатюры неоднократно отмечались медалями и наградами. В конце XVIII – первой половине XIX вв. происходит расширение ассортимента изделий, а живописный стиль обретает зрелость. В последней четверти XIX в., в связи с распространением фотографии, лаковая живопись переживает острый кризис, и в 1904 г. фабрика была закрыта. Её деятельность была восстановлена в 1910 г. под названием «Федоскинская артель живописцев бывших мастеров фабрики Лукутина», поддержку которой оказывал меценат С. Т. Морозов. После 1917 г. артель получила новое название – «Федоскинская трудовая артель художественной росписи на папье-маше». Несмотря на трудности военных лет, Федоскинская артель продолжала свою деятельность. В 1960 г. артель была переименована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. Тогда же складываются новые подходы к художественным решениям федоскинских миниатюр, выразившиеся в преобладании авторского начала в произведениях. Основной характеристикой развития федоскинской лаковой миниатюры до начала ХХ в., является органичное соединение новыхтенденций в искусстве с самобытной традицией.Специфика советского периода развития лаковой живописи Федоскино обусловлена необходимостью следовать требованиям социалистического реализма в искусстве.Во второй главе были проанализированы сюжетная тематика, типология образов и художественно-стилистические особенности лаковой миниатюры Федоскино в XVIII–началеXXI вв.Уровень художественного исполнения лаковых миниатюр Федоскино в период её становления был неоднороден, что было обусловлено двумя факторами. Во-первых, ориентацией на заказчика (высококачественное исполнение – для состоятельных заказчиков, более упрощенное – для менее аристократической публики). Во-вторых, недостаточным профессионализмом мастеров, что также углублялось спецификой их эстетического мировоззрения, сложившегося в крестьянской среде. Но уже на первоначальном этапе развития лаковой миниатюры Федоскино складывается его основной художественный принцип и приблизительный круг жанровой и сюжетной тематики. Таким принципом стала повествовательность, из чего проистекает внимание к деталям и тяготение к повседневным образам. Наиболее распространены сценки из бытовой городской и сельской жизни. Принцип повествовательности обусловил внимание к актуальным для общества темам, как, например, Отечественная война 1812 г. Уже в первой половине XIX в. можно говорить о формировании высокохудожественного зрелого стиля федоскинской живописи. Дальнейшее развитие лаковой миниатюры Федоскино во многом обусловлено революционными изменениями в жизни России. Эти факторы обусловили необходимость обращения к новым темам. В частности, нами было выделено десять тем, которые соответствовали знаковым этапам развития советского общества. В период Великой Отечественной войны закономерным было обращение к военно-героической тематике. Но вместе с тем начинает развиваться и сказочно-былинная тема, которая в скором времени оформилась в ряд классических образцов, которые воспроизводятся и в современной федоскинской миниатюре. С 1950-х гг. в лаковой живописи все сильнее преобладает авторское начало. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. В работах современного миниатюриста Н. А. Зотова наблюдается соединение авторских приемов с традиционными сюжетами и образами.Список использованной литературыБокушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / А.В. Бокушинский – Москва : Советский художник, 1981. – 352 с.Ганьшина Г. В., Чаус Н. В. Народные художественные промыслы в пространстве России / Г.В. Ганьшина, Н.В. Чаус // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. - № 1. – С. 89-98.Деткова О. А. Сказочный мир в Федоскинской лаковой миниатюре / О.А. Деткова // Декоративно-прикладное искусство и образование – 2015. - № 3(14) – С. 17-22.Ключикова В. Б. Лаковая миниатюра Федоскино в истории народной художественной культуры (вторая половина XVIII-XX вв.): автореферат дисс. канд. ист. наук / В.Б. Ключикова – Москва, 2004. – 26 с.Крестовская Н. О. Мастера Федоскино: Учитель и его ученики: Альбом / Н.О. Крестовская –Москва : Интербук-бизнес, 2003. – 160 с.Кузнецова Л. А. Традиции народных художественных промыслов / Л.А. Кузнецова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2012. - № 4. – С. 393-394.Лавров Д. Е. Агитационные образы в советской лаковой миниатюре 1920-1980-х годов: автореферат дисс. канд. искусств / Д.Е. Кузнецов – Санкт-Петербург, 2016. – 19 с.Макарова Е. В. Народные художественные промысли Подмосковья (Гжель, Жостово, Федоскино): история возникновения и развития / Е.В. Макарова // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2010. - № 43. – С. 5-10.Малахов Н. Я. Федоскино / Н.Я. Малахов –Москва : Изобразительное искусство, 1984. – 164 с.Музей народного искусства и художественные промыслы //Сборник трудов НИИХП : вып. 5–Москва : Изобразительное искусство, 1972.–286 с.Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность / под ред. И.В. Черкасовой–Москва : НИИХЛ,1991. –178 с.Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л.Я. Супрун – Москва : Легпромбытиздат, 1987. – 320 с.Томан И. Б. Федоскино: прошлое и настоящее / И.Б. Томан // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2010. - № 4. – С. 49-51.Федоскинская лаковая живопись [Электронный ресурс]. URL: http://arttechnika.info/fedoskinskaya-lakovaya-zhivopis/ (Дата обращения: 13.02.2018).Чаус Н. В. 1812 г. в народных художественных промыслах / Н.В. Чаус// Современные проблемы сервиса и туризма. – 2011. - № 4. – С. 77-82.

Список использованной литературы
1. Бокушинский А. В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / А.В. Бокушинский – Москва : Советский художник, 1981. – 352 с.
2. Ганьшина Г. В., Чаус Н. В. Народные художественные промыслы в пространстве России / Г.В. Ганьшина, Н.В. Чаус // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. - № 1. – С. 89-98.
3. Деткова О. А. Сказочный мир в Федоскинской лаковой миниатюре / О.А. Деткова // Декоративно-прикладное искусство и образование – 2015. - № 3(14) – С. 17-22.
4. Ключикова В. Б. Лаковая миниатюра Федоскино в истории народной художественной культуры (вторая половина XVIII-XX вв.): автореферат дисс. канд. ист. наук / В.Б. Ключикова – Москва, 2004. – 26 с.
5. Крестовская Н. О. Мастера Федоскино: Учитель и его ученики: Альбом / Н.О. Крестовская – Москва : Интербук-бизнес, 2003. – 160 с.
6. Кузнецова Л. А. Традиции народных художественных промыслов / Л.А. Кузнецова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2012. - № 4. – С. 393-394.
7. Лавров Д. Е. Агитационные образы в советской лаковой миниатюре 1920-1980-х годов: автореферат дисс. канд. искусств / Д.Е. Кузнецов – Санкт-Петербург, 2016. – 19 с.
8. Макарова Е. В. Народные художественные промысли Подмосковья (Гжель, Жостово, Федоскино): история возникновения и развития / Е.В. Макарова // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2010. - № 43. – С. 5-10.
9. Малахов Н. Я. Федоскино / Н.Я. Малахов – Москва : Изобразительное искусство, 1984. – 164 с.
10. Музей народного искусства и художественные промыслы // Сборник трудов НИИХП : вып. 5 – Москва : Изобразительное искусство, 1972. – 286 с.
11. Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность / под ред. И.В. Черкасовой – Москва : НИИХЛ, 1991. – 178 с.
12. Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л.Я. Супрун – Москва : Легпромбытиздат, 1987. – 320 с.
13. Томан И. Б. Федоскино: прошлое и настоящее / И.Б. Томан // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2010. - № 4. – С. 49-51.
14. Федоскинская лаковая живопись [Электронный ресурс]. URL: http://arttechnika.info/fedoskinskaya-lakovaya-zhivopis/ (Дата обращения: 13.02.2018).
15. Чаус Н. В. 1812 г. в народных художественных промыслах / Н.В. Чаус // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2011. - № 4. – С. 77-82.

Вопрос-ответ:

Какая история развития лаковой миниатюры Федоскино?

История развития лаковой миниатюры Федоскино начинается в XVIII-XIX веках.

Как развивалась лаковая миниатюра Федоскино в ХХ веке?

В ХХ веке лаковая миниатюра Федоскино продолжала развиваться, приобретая новые стилистические черты.

Какие образы и сюжеты изображались в федоскинской миниатюре XVIII-XIX веков?

Федоскинская миниатюра XVIII-XIX веков изображала различные образы и сюжеты, такие как пейзажи, портреты, сцены из повседневной жизни.

Какие образы и сюжеты изображаются в федоскинской миниатюре ХХ-ХХI веков?

В федоскинской миниатюре ХХ-ХХI веков изображаются как традиционные образы и сюжеты, так и современные, актуальные для нашего времени.

Какие события повлияли на творческую деятельность в Федоскино во время Великой Отечественной войны?

Во время Великой Отечественной войны творческая деятельность в Федоскино временно прекратилась из-за военных событий.

Какова история развития лаковой миниатюры Федоскино?

История развития лаковой миниатюры Федоскино начинается в XVIII-XIX веках, когда мастера деревни Федоскино в Подмосковье начали создавать красивые и уникальные работы из лака. В начале ХХ века производство лаковых миниатюр в Федоскино стало процветать и приобрело известность. В период Великой Отечественной войны творческая деятельность в Федоскино приостановилась на несколько месяцев, однако после войны процесс создания лаковых миниатюр был восстановлен.

Как развивалась лаковая миниатюра Федоскино в XX веке?

В XX веке лаковая миниатюра Федоскино продолжила свое развитие и стала еще более популярной. Мастера Федоскино создавали яркие и красочные миниатюры, отражающие различные сюжеты и образы. Однако, в период Великой Отечественной войны творческая деятельность в Федоскино была приостановлена на несколько месяцев.

Какие образы и сюжеты присутствуют в федоскинской миниатюре XVIII-XIX веков?

В федоскинской миниатюре XVIII-XIX веков присутствуют разнообразные образы и сюжеты. Это могут быть изображения природы, животных, цветов, а также сцены из сельской жизни и быта. Многие работы имеют историческую или религиозную тематику, а также отражают народные обычаи и традиции.

Какие образы и сюжеты присутствуют в федоскинской миниатюре XX-XXI веков?

В федоскинской миниатюре XX-XXI веков присутствуют различные образы и сюжеты. Мастера Федоскино создают работы, отражающие разные жанры и тематики, такие как пейзажи, портреты, сцены из повседневной жизни, сказочные и мифологические сюжеты. Изображения животных и цветов также являются популярными мотивами в федоскинской миниатюре.

Какова история развития лаковой миниатюры Федоскино?

История лаковой миниатюры Федоскино начинается в XVIII-XIX веках. В это время в поселке Федоскино начали создаваться первые предметы лаковой миниатюры. В ХХ веке развитие данного искусства продолжилось, художники применяли новые приемы и идеи. Во время Великой Отечественной войны творческая деятельность в Федоскино была прервана на несколько месяцев.