Особенности произносите ной стороны речи у детей 5 лет со средней степенью выраженности дизартрических расстройств

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 42 42 страницы
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 19.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 6
1.1. Понятие произносительной стороны речи в современной науке 6
1.2. Особенности нарушения произносительной стороны у детей со стертой дизартрией 13
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ СО СРЕДНЕЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ 24
2.1. Стертая форма дизартрии: диагностика и особенности логопедической работы 24
2.2. Содержание работы по развитию произносительной стороны речи дошкольников с дизартрией 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Фрагмент для ознакомления

В руках держат палочки длиной 20 см, с которыми на шнурках привязаны лошади на колесах. По команде они наматывают шнурок на палочку, привлекая к себе лошадку. Игру сопровождают щелчком языка. Надо следить, чтобы рот был широко открыт.Маленький - большойЦель: развитие координации движений, ритмичной речи.описание игрыДети ходят по копу сначала под тихую маршевую музыку на полупальцах, потом под громкий марш - на пятках и говорят:Отдохнуть так хочет мать,На диване лечь поспать, Я на цыпочках хожу, Я ее не разбужу.Тук-тук-тук, тук тук-тук. Моих пяток слышать стук.Мои пяточки идутСон мамули берегут.Игра «Совушка» (3-5 лет)Дети сидят полукругом.По сигналу «День» медленно поворачивают головы вправо - влево.По сигналу «Ночь» смахивают руками-крыльями и протяжно, без напряжения говорят: у-у-у-ф-ф-ф.Следить за осанкой. Повторить 2-4 раза.Игра «Хомячки»Дети стоят в кругу.Логопед. Ходить в кругу как хомячки с толстыми щечками. Для этого следует сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом. По сигналу хлопнуть по щекам кулачками. Пройти 10 шагов и снова стать хомячками, надуть щеки. Повторить 4-6 раз.Примерное содержание логоритмических занятий (игры и тематика меняется):Интегрированное занятие «Танцующий зоопарк» Звуки [с] - [с] (музыкальная деятельность) Цели занятияКоррекционно-развивающие:дифференциация звуков [с] [с] в слогах, словах, предложениях; развитие дыхания и голоса;развитие мелкой моторики пальцев рук;развитие творческих способностей (воображения, фантазии)общее укрепление организма. Коррекционно-учебные:научить выделять звук [с] из ряда согласных звуков;научить выделять звук [с] из ряда согласных звуков. Коррекционно-воспитательные:расширение кругозора. Оборудование: магнитофон (музыкальный центр), фонограмма музыкальной композиции «О зоопарк», подушки, ковер, иирашкы: «зебра», «слон», «верблюд», «гиппопотам» или рисунки с изображением этих животных.Ход занятия.Начинаем – логоритмическая азбукаОрг. момент: прочитать стишок «Поход в зоопарк»(Дети называют слова из стихотворения, начинающиеся звуками [с] и [с])С папой встали мы еще утром.Мы пришли в зоопарк.Здесь увидели верблюда, крокодила и слона.Пожалуй, дружная у них семья!Артикуляционная гимнастика: упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Почистим зубки».Дыхательное упражнение «Сон слона»: двум детям дается задание представить себя слониками, а двум другим - мухами (дети держат вырезанную из бумаги муху на веревочке). Когда «слоники» садятся на стульчики и «засыпают», «мухи» прикасаются к «слоников», а последние в свою очередь дуют на муляжи с мухами.Физкультминутка (элементы психогимнастики): «Перевоплощение».Детям предлагают изобразить с помощью движений, мимики и жестов «Доброе слона», «Скорую зебру», «Жираф-зазнайка» и другие.Упражнение для развития просодической стороны речи: «Караоке в зоопарке».С детьми проводится беседа: «Дети, а какие дикие животные живут в зоопарке? А вы знаете, что здесь живут: слон, зебра, жираф. А умеют они петь? Давайте узнаем!»Старый слон не спит ночами. Песенку Се-Се поет,Засыпает стоя. Зверюшкам спать не дает!(Дети укладывают слона спать и поют ему песенку Се-Се-Се-Се- в медленном темпе);Заболели зубы у зебры. Целый день Зубная боль-Зу-Зе-ЗяИдти к зубра, зебра надо! Вот он-то врач!(Дети поют песенку зебры -за-Зу-Зе-Зя- в ускоренном темпе, чтобы развеселить ее)У жирафа Симочки болит спина,А жираф Зина захромала нога!(Дети поют песенку для жирафы симы - С-С-С-, а для Зины - 3-3-3- громко, потом тихо, чтобы поддержать их)Упражнение для развития «фонематического слуха «Сима + Зина».Детям раздают рисунки с изображением животных, живущих в зоопарке (зебра, жираф, гиппопатам, слон и т.д.) и предлагают назвать животных именами, начинающимися с звуков [с] и [с] (слон Сима, гиппопотам Сережа; зебра - Зина, жираф - Зик и т.д.). Далее педагог говорит придуманы «имена животных», например, «Сима», а дети должны поднять рисунок с изображением слона и т.д., называя первый звук в «имени этого животного».Музыкальная деятельность «Танцы со зверушками».Предварительная работа: показать детям движения слона, зебры и тому подобное.Дети выбирают на стульчиках игрушки по желанию, говорят их названия (зебра, слон,) и приглашают потанцевать «Слон, пошли танцевать, будем Се-Се петь!». Затем вклачается музыкальная композиция «О зоопарк»; дети выполняют танцевальные движения вместе с выбранной игрушкой по содержанию композиции: дети тупотят ногами, как «слоники»; прыгают, как «зебры» и другие. В конце танца дети поднимают вверх то животное, у которого есть хобот, у которого самые крупные уши, у кого есть хвост, усы, полоски и т.Итог занятия: подводятся итоги по звукам, с которыми дети познакомились и закрепили за занятие (каких животных, живущих в зоопарке, они знают и которые песенки они умеют петь).Упражнение «Клоуны-молчуны»Дети стоят в кругу. По указанию логопеда закрывают глаза и выполняют команды - открыть рот, пошевелить нижней челюстью вперед-назад, поднять язык вверх, опустить вниз, надуть щеки, выпустить воздух.Упражнение «Зайчик в капусте»Ребенок-зайчик ходит в середине круга (по огороду), щелкает зубами (имитирует, как зайчик грызет капусту). Дети говорят слова:В огород зайчик прискакалИ капусточку искал,Капусточку пробовал -Листочками съедал.(Двигают нижней челюстью: «хрусь-хрусь»).Игры с целью тренировки мышц челюстной-лицевой области (жевательных и мимических мышц, в том числе круговой мышцы рта, что способствует правильному смыканию губ)Игра «Кач-кач»Дети сидят на ковриках, ноги вытянуты. По сигналу логопеда двигают ногами (стопами): вправо - влево, к себе - от себя. Движения сопровождаются словами «кач-кач». Затем открывают рот и двигают нижней челюстью или языком на счет или ритмом музыки.Игра «Поезд с арбузами»Дети сидят в кругу. По сигналу передают друг другу мяч ( «арбуз»), словно грузят арбузы в вагон. Затем согнутыми в локтях руками имитируют движение поезда, говоря: «Чу-чу-чу». Через 2-3 мин поезд остановился ш-ш-ш! После этого начинается разгрузка арбузов. Игра «Дует, дует ветерок»Дети стоят в кругу. Руки опущены, ноги немного расставлены.1.Повернуть голову вправо, губы, подуть на правое плечо.2.Голова прямо, вдох носом. Повернуть голову влево, подуть на левое плечо. Председатель прямо - вдох носом. Повторить 2-3 раза.Игра сопровождается текстом:Налетел тихонький ветер - ф-ф-ф,Колеблются травы, цветы - ф-ф-ф,Ветер силы набирает -Уже дерева наклоняет ш-ш-ш.Игра «ежик»Дети лежат на спине на коврике. Руки прямые. В таком положении делают глубокий вдох через нос. Логопед произносит слова:Наш колючий ежикМгновенно свернулся, в клубок!Дети прижимают колени к груди, говоря «пых-пых-пых», четко артикулируют звук «п» (сомкнуть губы).На слова:«Луч ежика коснулся -ежик наш потянулся» Дети расслабляются, говоря слова «пых-пых-пых».Игра «Маляр»Дети говорят:Красить нам пора -Пригласили художника!Логопед. Сейчас мы будем красить потолок. Кисточка - это наш язык, а потолок - твердое небо.Следить за открыванием рта. Повторить 5-6 раз.Игра «Одуванчик»Дети стоят в кругу. Делают глубокий вдох-выдох, имитируя дутье на одуванчик (кулачок). Говорят слова, четко артикулируя звук «б».Бубнила дед баба:«Ты не дуй на одуванчик,Потому что с одуванчика полетятСто малышей-одуванчат»Игра «Музыканты»Дети стоят в кругу, руки согнуты в локтях, пальцами .Имитують игру на трубе. Говорят слова, четко артикулируя звук «б»:Бу-бу-бу, бу-бу-бу -Мы играем в трубуНайди куклуЦель: развитие слухового внимания.Материал: куклаОписание игры:Дети сидят на стульях в полукруге. Один ребенок, водящий, отворачивается. Воспитатель прячет куклу у кого - нибудь из детей. На музыкальный сигнал ребенок, водящий, поворачивается лицом к детям.Кукла Таня где пропала,Ну-ка, Вова, поищи,Как найдешь ее здесь в зале,Потанцуй и спой, покружисьВедущий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. Когда он приближается к кукле, дети хлопают громче. По силе звука ребенок отгадывает, где находится кукла.Жмурки с бубномЦель: развитие слухового внимания, координации и темпа движений.Описание игры.Дети прячутся за стульями, которые стоят полукругом в комнате.Воспитатель говорит:По комнате я хожуА дети не нахожуБуду в бубен я игратьВыйдут дети танцеватьУслышав звук бубна, дети свободно танцуют. В заключение музыки малыши снова прячутся.улиткаЦель: развитие речевого слуха, умение распознавать товарища по голосу.описание игрыРебенок - улитка стоит посреди круга с завязанными глазами. Дети по одному, изменяя голос, подходят к нему и спрашивают:Улитка - имя,Высунь - но рожкиДам тебе сливу и конфету вкусную,Кто я, угадай за минуту одну.Тот, чей голос улитка угадает, становится ведущим.догонялкиЦель: развитие речевого дыхания, ритмической речи по фазам на плавном выдохе вместе с развитием мелкой моторики пальцев рукописание игрыГруппа детей поделена на две части. Одна - говорит стихи вместе с ритмичным движениями пальцев рук, то есть единовременно на ударные слоги соединяет на обеих руках 2-й, 3-й, 4-й, 5-й пальцы по очереди с первым пальцем руки:Бабка сеяла горох,Уродился он неплох,А цыплята поклевали,И от бабки бежалиИз второй части детей выбирается «бабка», ей связывается платок, остальные - цыплята. Бабка ходит по комнате и разбрасывает маленькие кольца или шарики. Цыплята ходят за ней и собирают их. В заключение слов цыплята бегут, а бабка догоняет. Затем дети меняются местами.Стихотворение произносится по фразам на одном плавном выдохе.волшебное зеркальцеЦель: развитие речевого дыхания, ритмичной выразительной речи и координации движений.описание игрыДети стоят кругом, ведущий в центре. Обращаясь к ребенку, говорит:Как в зеркало, смотриИ так же шевелись.Против тебя я стою,Все делай, как я делаюПосле этого ведущий делает любые движения., Сопровождая их языковым объяснением. Например, Я поднимаю руки вверх. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить фразу и движения. Если ребенок ошибся - выходит из игры, если нет - становится ведущим. Остальные дети ритмично хлопает в ладоши.поварЦель: Развитие речевого дыхания, ритмичной, выразительной речи и координации движенийописание игрыИграть в повара время,Начнем, детвора!.Каждая Выхода жди,О колпак не забывай.Если поваром стал ты, Вокруг тебе идти.После этих слов ведущий останавливается и надевает колпак на ребенка, стоит у нього.Тепер оба становятся вне круга спиной друг к другу и под музыку А. Филипенко «Пирожки» идут по кругу. Кто обойдет круг раньше, тот и выиграл игру.светофорЦель: развитие речевого дыхания, внимания, закрепление представлений о правилах уличного движенияописание игрыПеред началом игры воспитатель рассказывает о значении светофора в уличном движенииЧтобы не случилось беды,Посмотри, прежде чем идти.Затем дети запоминают стихотворение:Красный свет загорится.- Стой на месте, не ходи.Как увидишь желтый свет-Приготовься, Но не иди .;А зеленый - иди смело.Быстро, весело и красиво.Воспитатель мелом намечает путь, и переход. У перехода становится один ребенок с тремя картонками разного цвета. Сначала она поднимает красную картонку, дети говорятначало стихотворения, затем желтую - дети говорят дальше.А когда «горит» зеленый свет -Дети идут через дорогу и рассказывают стихотворение до конца.веселые ребятаЦель: развитие речевого дыхания, ритмичной речи и координации движенийописание игрыДети стоят вдоль стены. Перед ними и на противоположной стороне комнаты воспитатель намечает черту. Между рисками, посередине, находится ведущий. Дети говорят хором:Все веселые мы ребята,Бегать любим и играть,Раз, два, три, четыре, пять,А ты попробуй нас догнать.Под веселую народную мелодию они переходят на другую сторону комнаты, а ведущий их «догоняет. К кому он прикоснулся прежде, чем тот прошел через черту, выходит из игры. Считалкой выбирают другого ребенка, что будет водить, и игра продолжается уже с меньшим количеством детей. Кто останется нетронутым, тот и выиграет.болото Цель: развитие речевого дыхания, ритмичной речи и координации движений.описание игрыДети делятся на две группы ( «журавлики» и «лягушки») и стоят вдоль «болота», намеченного круга посреди комнаты. Сначала говорят «лягушки»:Квакушки-лягушки, ква-ква-ква,НА берегу прыгают,Комариков-судариковИ мошек всех собирают.Затем говорят «журавлики»:журавлики корабликиЛетят под небесами,Все серые и белые, -И с длинными носами.воспитатель:Квакушки-лягушонка,Быстрее надо прыгать,От журавлей носатыхВ болото всем нырять.После этих слов под веселую польку, «лягушки прыгают в болото», а «журавлики», размахивая «крыльями», их ловят. Пойманные выходят из игры.мухаЦель: Развитие речевого дыхания, ритма, мелкой моторики пальцев рук.Описание игры:Дети сидят на стульях и представляют себе, что в кулаке у них звенит муха. Они преподносят кулак к уху и на выдохе говорят с-з-з .... После этого дети ритмично говорят стихотворение и единовременно на ударные слоги соединяют на обеих руках 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы по очереди с первым пальцем руки:На паркете в восемь парМухи танцевали,Паука увидели -И от ужаса упали.На слова «И от ужаса упали» дети расслабляют руки и опускают. Затем, говоря того же стихотворения, дирижируют обеими руками на 2/4, четко акцентируя ударные слоги. Звучит веселый танец, дети свободно танцуют, а в конце музыки падают на спину и болтает ногами в воздухе.Кот и мышиЦель Автоматизация звука ш в связном тексте.описание игрыНа стуле сидит с закрытыми глазами ребенок - это «кот» .Решта детей- «мыши». Под народную музыку они тихонечко на цыпочках ходят и говорят:. Шуршали наши мыши, Вмиг услышал их черный кот.Про кота не забывай,Скорее, Миша, беги.На музыкальную часть Б «кот» просыпается, говорит «мяу» и начинает догонять мышат «, бегущие в свою» норку «(по чертой). «Мышата», которых «кот» поймал, должны сказать слово со звуком ш. Игру можно проводить до тех пор, пока все «мышата», кроме одной, а не будут пойманы. Находчивый «мышка» становится «котом». ,пчелыЦель: Автоматизация звука ж.описание игрыВ кругу, отгороженном стульями, присели дети. Это «пчелы» в «улье». «Медведь» прячется за стулом в углу комнаты. «Пчелы» хором говорят: Пчелы в улье сидели Потому поляна вся в воде.* Дождь кончился, и за медомПолетели дружно все.Под веселую польку они «летают» по комнате, «пьют» сок из «цветов» и жужжат: ж-ж-ж. Вдруг звучит музыка В. Ребикова «Медведь». Это «медведь» рвется к «ульям». «Пчелы» с жужжанием летят к нему, берутся за руки и обступают. «Медведь» пытается вырваться. Если ему это не удается, он говорит любое слово со звуком ж. Тогда «пчелы» его отпускают и выбирают другого «медведя». Если «медведь» убежал, он выбирает себе помощника, и игра продолжается уже с двумя «медведями»жукиЦель: Автоматизация звука ж в связном тексте.описание игрыДети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят: Я жук, я жук, Я здесь живу, Все время жужжит: Жу-жу, жу-жу.Звучит венгерская народная мелодия «Жуки». Дети «летают» по «поляне» и жужжат: ж-ж-ж. Характер музыки меняется - это начался дождь. Дети «летят» к своим «домикам» (стульев) и там сидят. Опять звучит начало мелодии. Дети говорят:Надо уже мне лететь, Мокрые крылья просушить.Воробьи и автомобильЦель: Автоматизация звука ч в звукоподражаниемописание игрыДети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят ..Воспитатель говорит:В гнезде воробьи живутрано утром все встают.Дети продолжают:Чик, чирик-чик-чик!Воспитатель заканчивает:И зернышки весело клюют.Под «Весеннюю песню» Г .. Фрида дети, разбегаются по комнате, «клюют зернышки» «летают». Неожиданно звучит музыкальный сигнал - это гудок автомобиля. Дети возвращаются на свои места«Лошадки и кучерЦель: Автоматизация звука у-в тексте.Описание игры Одна часть детей изображает «лошадок», другие - «извозчиков». «Извозчики» подходят к «лошадок», которые стоят рядком, и гладят их по спине и сказал:Лошадка наша чисто умытая,..И Расчесанная ,, и завитая. ,Овса поела и опять за дело.«Извозчики» запрягают «лошадок», говорят: «Но-но-но» и скачут по комнате под музыку М. Красева «Лошадки». «Лошадки» «тикают» языком. Затем дети меняются ролямисоваЦель: Автоматизация звуков с и с 'в тексте.Описание игры Выбирается «сова». Все остальные дети - «птички». «« Сова «сидит на» дереве «(стулья) Под веселую польку дети тихонько бегают вокруг нее. По окончании музыки они говорят, приближаясь к» совы «:Сова, сова, большие глаза,На суку сидит, очень крепко спит. Утром птички запели -: И сову очень испугали.Посмотрела и мгновенно как взлетит ...«Сова» начинает ловить «птичек». И «« птичка «, которую она поймала, становится» совой «и должна произнести слово со звуком с. . ,два морозыЦель: Дифференциация звуков с и с.Описание игры _-В противоположных концах комнаты стоят два стула., Это домики Дедов Морозов. Одна часть детей стоит у одной домики, вторая - у другой. Дед Мороз Красный Нос и дед Мороз Синий Нос стоят посреди комнаты каждый лицом к своей группе детей и говорят:Дети! Идите в лес, -.Подарки вам туда принес:И Мороз Красный Нос,И Мороз Синий Нос.Кто смелый, пойдет в лес -В перчатку прячь нос.Дети хором отвечают:По подарками пойдем,их домой принесем.Затем они переходят к избушке, которая находится на противоположной стороне комнаты. Задачей Морозов является заморозить детей, то есть прикоснуться рукой к тем детям, которые бегут им навстречу. Замороженные останавливаются там; где их захватил Мороз. Выигрывает три Мороз, который «заморозил» больше детей. «Замороженные» должны из мешков с игрушками, которые стоят у избушек Дедов Морозов, выбрать игрушки, которые начинаются со звуков с или с и назвать их.Охота на зайцевЦель: Дифференциация звуков с, с, с 'в тексте.Описание игры Выбираются три «охотники». Остальные детей- «зайцы». Они стоят в определенных мелом кольцах - их норках, а охотники - в стороне с мячами- «ружьями». «Зайцы»Нет сейчас здесь никого,Зайцы, собирайтесь в круг!Давайте все переворачиваться,По снегу быстро с гор кататься.Под народную музыку они разбегаются по всей комнате, прыгают. Музыка меняется. На часть Б воспитатель бьет в барабан, выбегают «охотники» и начинают охотиться на «зайцев». Они должны попасть в «зайца» мячом до того, как тот добежит до своей норки. Пойманные вспоминают слово со звуком с или с и садятся на стулья. игра продолжается.рыбыЦель: Дифференциация звуков с, с 'и с, закрепление знаний по теме «Рыбы»описание игрыДети (рыбы) стоят по одну сторону комнаты, ребенок (рыбак) - лицом к ним по середине комнаты. «Рыбак» гласит:В море я сетки забросил,Чтобы поймать там рыбешка, А попалась золота,Называется рыбка как эта?Дети перебегают на другую сторону комнаты, а «рыбак» их ловит. Пойманный называет рыбу со звуком с. Например: «Меня зовут карась (или сом)». Выигрывает тот, кто не был пойманГуси - гусиЦель: Дифференциация звуков с в слогах и предложениях.описание игрыСчиталкой избираются «пастух» и «волк». Остальные дети - «гуси »Пастух» гласит:Гуси-гуси, откуда вы?Мы из дома.«Пастух»:А куда ?:«Гуси»:Га-га-га, на луга.Там пощиплем травы.Под веселую польку «гуси» ходят и «дергают траву». Вдруг музыка обрывается, это появился «волк».«Пастух» гласит:Надо вам домой бежать,Потому злой волк вас хочет съесть.«Гуси» гогочут и бегут домой (до стульев). «Волк» их ловит. Те, кого пойман, выходят из игры, они должны сказать слово со звукамиНЕ плошайЦель: Развитие внимания, ритмичной речи и координации движений.описание игры Дети идут по кругу и говорят стихотворение:Кругом ходим за руки,Только надо не зевать. ■И повторяй все движения,Те, что нам покажет Ната.«Ната» стоит в центре круга и, когда дети останавливаются и возвращаются-к ней лицом, начинает показывать какие-либо движения, например, спортивные или ритмические движения для созидания игровой ситуации (осенью - имитация разгрузки машины с овощами, сгребание листьев, собирания «яблок). После нескольких показанных движений» Ната «переизбирается, и малыши снова идут по кругуМарш парами Цель Развитие ориентировки в пространстве, ритмичной ходьбы вместе с ритмической языке, внимания.описание игрыНа 4 такта марша И. Берковича дети врассыпную ходят по комнат и говорят:По комнате мы пошли,Друзей мы себе нашли.На следующие 4 такта они находят себе пару и идут парами по кругу. Мелодия немного меняется. Дети это слышат, и на следующие 4 такта идут по кругу парами и говорят: хорошо вдвоем нам шагать, Песню громко петь. В заключение марша они шагают и поют: ля-ля-ля.Бег - маршЦель: Развитие координации движений вместе с ритмической языкеописание игрыДети стоят и делают движения, сопровождая их словами:Руки вверх поднимает,Затем вниз их опускаютДалее быстро трут, говоря:Начнем по кругу бег «Вот работа и для ног.Музыка закончилась, дети присели и говорятБыстро бежали ваши ножки,Притомились, сели немного.Отдохнули, новые стали И вперед зашагалиИ снова под марш маршируют по кругу. Упражнение на равновесиеЦель: Развитие координации движений и речи.описание игрыДети стоят в кругу на однойноге, вторая чуть отведена назад и говорят:Очень трудно так стоять,Руки в стороны нам держать,НЕ валишься, не качаться,На одной ноге держаться.Упражнение повторяется со сменой ног.ЧайкаЦель: Развитие координации движений и речиописание игрыВ игровой ситуации «На болоте» дети стоят на одной ноге, подобрав вторую под себя, руки держат в стороны и говорят:На одной стою ногеНа болоте, в грязи.шаговое упражнениеЦель: Развитие мышц рук, ног, туловища, координации слов и движенийописание игрыДети распределяются на две группы. Одна группа под марш, выполняет движения в соответствии с текстом (руки держит в стороны), вторая говорит стихотворение:На носочки поднимайся,Приседай и выпрямляйся.Ноги в стороны, ноги вместе,Опускай вниз руки.Затем группы детей меняются ролями, Дети стоят в кругу. В центре лежат флажки по количеству детей. По очереди каждый ребенок прыгает на одной ноге до флажка, поднимает его и на второй ноге прыгает на место. Все говорят стихотворение и хлопают в ладоши:Прыг-скок, прыг-скок, Вот и мой флажок. Прыг-скок, прыг-скок,Уже прыжкам моим конец.Когда все дети поднимут флажки, они маршируют под музыку по комнате.Это же упражнение можно проводить осенью на прогулке. Тогда стихотворение звучать так:.!Прыг-скок, прыг-скок,Вот мой листок. Прыг-скок, прыг-скок,Вот мой листок.зарядкаЦель: Развитие мышц ног, координации слов и движений.описание игрыДети делятся на две группы. Одна группа под марш небыстро бегает по кругу петлистые, вторая - говорит стихотворение и хлопает в ладошиРаз - два, раз - дваЗамелькали пятки,Как прекрасно босикомБегать во время зарядки.Раз, два, раз, два,замелькали пяткиЗатем группы детей меняютсяУпражнений для мышц рукЦель: Развитие мышц рук, координации слов и движений.описание игрыДВИЖЕНИЯ, называемыеПод марш М. Раухвергера дети говорят стихотворение, выполняя движенияРуки в стороны ведем,Кулачки мы сожмите,Затем их отпустяти на пояс положим.Руки вверх поведем,Кулачки мы сожмите, Затем их отпустятИ на пояс положим.Руки вниз мы поведем,Кулачки мы сожмите;Затем их отпустятИ на пояс положим.Хлоп-топЦель: Развитие координации ритмических слов и движений.описание игрыДети стоят в кругу и лед марш делают движения, которые говорят в стишке Долго играли, притомились,Друг на дружку посмотрели,Ручками хлоп- хлоп,Ножками топ топ.иглаЦель: Развитие координации ритмических слов и движений руки.описание игрыДевочки имитируют шитья иглой вручную, при этом говоря стихотворение, ритмично каждым стежком:Игла, игла, быстро шей, Все, что нужно нам, - сшей.Пальца моих не когда,Поделку нам сделай.письмоЦель: Развитие подвижности кисти руки; координации слов и движений.описание игрыДети сидят за столиками и имитируют написания письма, при этом ритмично говоря.Я пишу тебе письмо,Как проводила праздника.Буквы все опрятныеУ маленькой Тани.прачкиЦель: Развитие координации ритмических слов и движений.описание игрыДети стоят в кругу и делают движения в соответствии с текстом стихотворения.После слов «Танцевать нам охота» танцуют польку.Маме мы помогали,Все белье ей постирали.Терли, терли мы медленно, Вот как мы помогали. Вот кончилась работа,Танцевать нам охота.Маме снова помогали, Все белье гладили, Гладили, гладили, На места все сложили

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д., 2011. – 234 с.
2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005
3. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография.– М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей // О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие. – М., 2006. – 319 с.
6. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов // Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).
7. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспек- ты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизарт- рией. – М., 2010. – 264 с.
8. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией.- М., 1997. – с. 257-268.
9. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
10. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
11. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3
12. Бондарко Л.В. Звуковая организация высказывания и фонетическая структура слога // Слух и речь в норме и патологии. – Л., 1982.
13. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.
14. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
15. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
16. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.
17. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
18. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
19. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
20. Левина Р. Е., Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2008. - 368с.
21. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
22. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2.
23. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Сфера, 2007. - 182 с. 27. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольников и ее исправление. - М.: Просвещение, 2007. - 96с.
26. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
27. Райхерт Е. Н. Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56172.htm.
28. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи. Практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина - М.:Аркти, 2003. — 104 с.
29. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 2007. - 191с.
30. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил
32. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 2007. - 239с.
33. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М., Учпедгиз. 2007. - 317с.
34. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
35. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.
36. Чернышева Н.В., Шереметьева Е.В. Особенности фонетического компонента речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2017/2226/35259 (дата обращения: 30.08.2017).

\

Вопрос-ответ:

Какая тема статьи?

Тема статьи "Особенности произносительной стороны речи у детей 5 лет со средней степенью выраженности дизартрических расстройств".

Что изучает данная статья?

Статья изучает особенности произносительной стороны речи у детей 5 лет средней степени выраженности дизартрических расстройств.

Какие особенности имеет произносительная сторона у детей со стертой дизартрией?

Дети со стертой дизартрией имеют особенности в произношении звуков, интонации и ритме речи.

Какая цель работы по коррекции произносительной стороны речи у детей 5 лет?

Цель работы по коррекции произносительной стороны речи у детей 5 лет - улучшение качества и понимания их речи, а также развитие их коммуникативных навыков.

Какая информация представлена в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи представлена информация о работах по коррекции произносительной стороны речи у детей 5 лет со средней степенью выраженности дизартрических расстройств.

Какие особенности произносительной стороны речи могут быть у детей 5 лет со средней степенью выраженности дизартрических расстройств?

У детей 5 лет со средней степенью выраженности дизартрических расстройств могут быть такие особенности произносительной стороны речи, как затрудненное произношение определенных звуков, ошибки в слоговом строении слов, неровная речь, затруднения с долгими и сложными словами, монотонность интонации и другие.

Что такое произносительная сторона речи в современной науке?

Произносительная сторона речи в современной науке - это аспект речи, который отвечает за правильное произношение звуков, слов и фраз, а также за артикуляцию, интонацию и ритм речи. Этот аспект речи может быть нарушен у детей с дизартрическими расстройствами.

Какие особенности нарушения произносительной стороны речи могут быть у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией могут быть следующие особенности нарушения произносительной стороны речи: замены одних звуков другими, искажение звуков, пропуск звуков или слов, длительное выполнение звуков и другие артикуляционные ошибки. Такие дети также могут испытывать трудности с правильным интонационным оформлением речи и распределением ударений в словах.

Какие работы по коррекции произносительной стороны речи проводятся у детей 5 лет со средней степенью выраженности дизартрических расстройств?

У детей 5 лет со средней степенью выраженности дизартрических расстройств проводятся следующие работы по коррекции произносительной стороны речи: артикуляционная гимнастика, упражнения на обучение правильному произношению звуков и фраз, тренировки по развитию интонационных навыков и ритма речи, использование специальных методик и техник речевого развития.