Опыт социальной реабилитации семей групп риска в специализированном учреждении ( На примере СПбГБУ социального обслуживания населения социально-реабилитационный центр "Вера")

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 72 72 страницы
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 25.04.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Социальная реабилитация семей групп риска как направление социальной работы……………………………………………………………......4
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению социальной реабилитации семей групп риска……………………………………….4
1.2. Социальная реабилитация многодетных семей как категории семей групп риска в специализированных учреждениях……………….…..16
Глава II. Эмпирическое исследование социальной реабилитации семей групп риска на примере многодетных семей в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Центре социальной помощи семье и
детям Петродворцового района Санкт-Петербурга»..……...……..…22
2.1. Программа эмпирического исследования социальной реабилитации многодетных семей как категории семей групп риска………………22
2.2. Результаты эмпирического исследования социальной реабилитации многодетных семей как категории семей групп риска………………27
2.3. Рекомендации к оптимизации работы социальной реабилитации многодетных семей как категории семей групп риска………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….56
Фрагмент для ознакомления

Только 4 семьи из 20 опрошенных многодетных матерей удовлетворены работой Центра с детьми.Рис.14. Удовлетворенность работы с детьми На вопрос, как вы оцениваете качество социальной реабилитации многодетных семей, было сказано, что социальная реабилитация многодетных семейв Центре осуществляется на высоком уровне и в полной мере удовлетворяются потребности данных семей в социальных услугах.Анализируя ответы на вопросы интервью директора Центра можно сделать вывод о недостаточности социальной реабилитации многодетных семей в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Центре социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга».Руководитель делает акцент на диагностике проблем семей групп риска. Однако в теории социальной работы с многодетными семьями подчеркивается, что социальная диагностика не является основной технологией социальной реабилитации многодетной семьи как категории групп риска [8, с.32].Технологиисоциальный патронаж и сетевая работа не отвечают в полной мере потребностям социальной реабилитации многодетных семей, так как они в большой степени направлены на неблагополучные семьи. Однако многодетная семья хотя и относится к категории семей групп риска, но не означает приобретаемый статус неблагополучной семьи.Подводя итоги по второй главе можно отметить следующее:Исследование, проводимое посредством анализадокументов деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центра социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга»показало, что жилищная проблема многодетных семей как категории групп риска стоит очень остро. Особенно это сказывается на молодых многодетных семьях, которые вообще не имеют жилья и вынуждены снимать его. Жилищные условия семьи оказывают влияние на развитие детей, их здоровье, внутрисемейные отношения. Так же выявлена наибольшая нуждаемость многодетных семей как категории групп риска в социально-трудовых услугах, поскольку данная категория семей имеет серьезные проблемы с трудоустройством. Нуждаемость в социально-бытовых услугах объясняется тем, что многие семьи не имеют своего жилья, а многие нуждается в улучшении жилищных условий. Изучивзаконодательную базу, связанную с социальной поддержкой семьиможно сделать выводчто, социальная работа с многодетными семьями категории групп риска в СПб ГБУСОН «Центре социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга»,ведется на основании федерального и регионального законодательства регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами.Анализируя интервью с директором Центра,на предмет социальной реабилитации, многодетных семей категории групп риска можно судить о недостаточности социальной реабилитации данной категории семей в СПб ГБУСОН «Центре социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга».Директор Центра делает акцент на диагностике проблем семей групп риска, асоциальная диагностика не является основной технологией социальной реабилитации многодетных семей категории групп риска, технологии социальный патронаж и сетевая работа в большей степени направлены на неблагополучные семьи, а многодетные семьи,относимые к категории семей групп риска не являютсянеблагополучными. Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать выводы, чтоосновной проблемой многодетных семей категории групп риска является предельно низкое материальное положение и проблема трудоустройства родителей, воспитание в данной категории семей в основном лежит на матери, а также распространенным явлением выступает то, что старшие дети в многодетной семье воспитывают младших. Вследствие данных проблем в многодетных семьях категории групп риска не организован рациональный социально-культурный досуг, атакже прослеживается отсутствие средств, как на лечение детей, так и на их образование.Слабую эффективность социальной реабилитации многодетных семей категории групп риска, объясняет тот факт, что многие семьи не знают обо всех услугах, которые им положены, в связи с низкой их информированностью, что негативно сказывается на эффективности мер реализации социальной реабилитации.Уровень услуг Центра не соответствует в полной мере интересам и потребностям многодетных семейкатегории групп риска. Результаты анкетирования многодетных семей категории групп риска,дают нам основание говорить о недостаточности социальной реабилитации данной категории семей в СПб ГБУ СОН «Центре социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга». 2.3 Рекомендации к оптимизации работы социальной реабилитациимногодетных семей как категории групп рискаТак как главными проблемами многодетных семей категории групп риска является низкое материальное положение и проблема трудоустройства родителей, то необходимо:Организовать поиск работодателя.Привлечь негосударственных спонсоров к оказанию материальной помощи.Найти стабильное предприятие, готовое взять шефство над многодетными семьями категории групп риска.Организовать курсы подготовки и переподготовки по наиболее актуальным специальностям в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга.С целью организации рационального социально-культурного досуга многодетных семей и повышения уровня грамотности членов семьи необходимо:Организовать безвозмездное посещение многодетными семьями категории групп риска культурно-развлекательных мероприятий.Организовать проведение праздников, в которых будут задействованы все члены многодетных семей категории групп риска.Активизировать организацию экскурсий.Провести цикл семинаров, тренингов по проблемам воспитания детей в многодетных семьях категории групп риска.Актуальным является ликвидация информационного вакуума, многодетных семей категории групп риска. Для этого стоит:Организовать встречи с администрацией города и района.Организовать регулярные встречи-занятия с юристом, представителями организаций и учреждений, предоставляющими свои услуги многодетным семьям на льготных условиях.Регулярно обновлять сведения об услугах Центра.Создать памятку для многодетных семей.Организовать принцип «одного окна» при обращении многодетныхсемей в Центр.Осуществление социальной реабилитации многодетныхсемей категории групп риска, должно быть подчинено тщательно разработанной программе, учитывающей всю сложность многодетных семей категории групп риска как социального явления.Составной частью общей стратегии работы с многодетными семьями является работа с детьми. Специалисты по социальной работе владеют необходимыми знаниями для организации рационального отдыха и свободного времени для детей.Автором выпускной квалификационной работы разработана культурно-досуговая программа для детей из многодетных семей. Цель программы – организация рационального досуга для детей из многодетных семей.Задачи программы:Воспитание высоких гражданско-патриотических качеств;Профилактика правонарушений в детской среде;Пропаганда спорта и здорового образа жизни;Формирование навыков и умений в сфере труда; Формирование экологических знаний, моральных ценностей, эстетических представлений.Начало реализации программы – январь 2018года. План мероприятий на период с января по июнь 2018 года представлен в Приложении 4.Оценку качества и эффективности реализации программы социальной реабилитации многодетных семей в специализированных учреждениях следует проводить по количественным и качественным показателям. К количественным показателям следует отнести сокращение проблемных явлений, выявленное путем повторного их анкетирования. К качественным показателям следует отнести реализацию материальных и духовных потребностей и интересов многодетных семей как категории семей групп риска.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования по изучению опыта социальной реабилитации многодетных семей как категории групп риска, автор данной выпускной квалификационной работы пришел к следующим выводам:Анализ научных публикаций показал, что многодетная семья является одной из категорий семей групп риска. Основным критерием, дающим право относить многодетную семью к семьям групп риска, является материальный фактор. Доход многодетной семьи в России меньше аналогичного показателя в иных семьях, не относящихся к группе риска. Исследователи отмечают, что материальные проблемы многодетной семьи вызывают проблемы нематериального характера, связанные с обеспечением здоровья, надлежащим воспитанием, образованием членов многодетной семьи. Во всей своей совокупности проблемы сказываются на функционировании, развитии и жизнеспособности семьи, нарушают нормальное выполнение, как функций семьи, так и социальных ролей членов семьи. В Российской Федерации разработано и функционирует законодательство, какнафедеральномтаки на уровне субъектов федерации направленное на стабилизацию и улучшение положения многодетных семейв обществе, содействие выполнению функций семьи как социального института.Одной из форм социальной работы с многодетными семьями является социальная реабилитация многодетных семей категории групп риска в специализированных учреждениях. Социальная реабилитация в специализированных учреждениях должна быть ориентирована не только на актуализацию представления о проблемах семьи, но и на выработку решения данных проблем, а также укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала многодетной семьикатегории групп риска, нормализации социально-психологического климата, повышению адаптивности семьи к условиям ее функционирования.При проведении социальной реабилитации, немаловажной является диагностика, положения многодетных семей категории групп риска. В организации диагностики одним из действенных способов является применение метода опроса.Исследование, проводимое посредством анализадокументов деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центра социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга» показал, что жилищная проблема многодетных семей как категории групп риска стоит очень остро. Особенно это сказывается на молодых многодетных семьях, которые вообще не имеют жилья и вынуждены снимать его. Жилищные условия семьи оказывают влияние на развитие детей, их здоровье, внутрисемейные отношения. Выявлена наибольшая нуждаемость многодетных семей как категории групп риска в социально-трудовых и социально-бытовых услугах, поскольку данная категория семей имеет серьезные проблемы с трудоустройством и нуждается в улучшении жилищных условий. Изучив законодательную базу, связанную с социальной поддержкой семьи можно сделать вывод что, социальная работа с многодетными семьями категории групп риска в СПб ГБУСОН «Центре социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга»,ведется на основании федерального и регионального законодательства регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами.Анализируя интервью с директором Центра,на предмет социальной реабилитации, многодетных семей категории групп риска можно судить о недостаточности социальной реабилитации данной категории семей в СПб ГБУСОН «Центре социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга». Применяемые в Центре социальные технологии в большей степени направлены на неблагополучные семьи, а многодетные семьи относимые, к категории семей групп риска не являются неблагополучными. Стоит подчеркнуть, что директор Центра не скрывает отсутствие социальной работы с детьми из состава многодетных семей. То есть в основном социальная реабилитация направлена на родителей.Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать выводы, что основной проблемой многодетных семей категории групп риска является предельно низкое материальное положение и проблема трудоустройства родителей, воспитание в данной категории семей в основном лежит на матери, а также распространенным явлением выступает то, что старшие дети в многодетной семье воспитывают младших. Вследствие данных проблем в многодетных семьях категории групп риска не организован рациональный социально-культурный досуг, атакже прослеживается отсутствие средств, как на лечение детей, так и на их образование.Слабую эффективность социальной реабилитации многодетных семей категории групп риска, объясняет тот факт, что многие семьи не знают обо всех услугах, которые им положены, в связи с низкой их информированностью, что негативно сказывается на эффективности мер реализации социальной реабилитации.Уровень услуг Центра не соответствует в полной мере интересам и потребностям многодетных семей категории групп риска. Таким образом, социальная реабилитация многодетных семей в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Центра социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга» недостаточна. Ее уровень не соответствует в полной мере интересам и потребностям многодетных семей как категории групп риска.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнтонов А.И., Сорокин С.А. Семья: какая она и куда движется./А.И.Антонов, С.А.Сорокин. - М.: РГГУ, 2015. – 187с.В Петербурге растет количество многодетных семей [Электронный ресурс]:тексты. Петербургский дневник / Режим доступа: http://www.spbdnevnik.ru/news /2016-05-10/v-peterburge-rastet-kolichestvo-mnogodetnykh-semey/ Датадоступа:12.01.2018.Великжанина К.А. Эффективность реализуемых форм социальной работы с многодетными семьями с позиции получателя услуг // Современные научные исследования и инновации - 2013. - № 10 (30) с.51-55.Гребенникова Э.Э. Социальная поддержка семей с детьми в Санкт-Петербурге: Справочник / СПб тип. ООО Принт-сервиз плюс» 2013. № 1726. Григорьев С.И., Социология для социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. – 2 изд. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2014. - 164 с. Громова, О. Н.Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. М.: ЭКМОС: Ассоциация авторов 3-изд. «ТАНДЕМ», 2014. - 320 с. Детские пособия и выплаты на ребенка в многодетных семьях / Электронный ресурс. Режим доступа: http://posobie-expert.ru/chastnye-sluchai/mnogodetnym. Дата доступа: 9.12.2017.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. -2 изд. М.: ИНФРА-М, 2013. - 368 с. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита: учеб.Пособие. /Н.Ф. Дивицына. – М.: МГУ, 2014. - 231с. Ерусланова Р.П. Семья как объект социальной работы. /Р.П.Ерусланова, Е.М.Зуйкова - СПб.: Питер, 2016. - 192с.Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 717-136 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (с изменениями на 12. 12.2017 г.).Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 728-132 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».Захарова Ж.А. Социальные технологии по работе с семьей: - Кострома: Добрый дом, 2013. - 47 с. Зритнева Е.И. Семьеведение.-3 изд. М.: ВЛАДОС, 2013. - 246 с. Ильиничева М.Ю. Выплаты, льготы и компенсации молодым мамам и многодетным семьям. / Ильиничева М.Ю. М.: Феникс, 2016. - 185с.История Центра / Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга»/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dobro.org.ru/?page_id=460. Дата доступа:10.01.2018.Карманов М: Демография. Учебник и практикум – ред. Карманов М.: Юрайт - 2016 – 288с.Кравченко. А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - 2 изд. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2014. – 640 с. Курбатов В. И. Социальная работа: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Дашков и К; Ростов-на-Дону:Наука-Пресс, 2013. 478 c.Мачехина О.А. Семья в современном мире / О.А. Мачехина – М.: ИНФРА-М, 2015. – 138с.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие.- 11-е изд. - М.: Дашков и К, 2014. - 592 с. Петрова Л.И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети / -Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 350 с. Пособия многодетным семьям. Электронный ресурс. Режим доступа:http://lgoty-expert.ru/posobiya/posobiya-mnogodetnym-semyam/07.12.2015 Дата доступа 12.12.2017.Приступа Е.Н. Социальная работа: теория и практика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под ред. Е. Н. Приступы. - М.: Юрайт, 2015. - 306 с. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е. Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с. Прокофьева Л.М. Анализ социально-демографического положения многодетных семей / Отечественный журнал социальной работы. -№3.- 2014. с.23-25. Путин: многодетная семья в России должна стать модной // РиаНовости /Электронный ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/society/20130226/924773505.htm.l. Дата доступа 12.12.17. Поддубная Т.Н. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации. Справочник социального педагога и социального работника/ Поддубная Т.Н., Поддубный А.О.- изд.Феникс, 2015.- 509с.Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми. / МСП, К. Подвербная, 2013. - 117с.Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе / М-во образования и науки Рос. Федерации, Иван.гос. ун-т. - Иваново: Иван.гос. ун-т, 2015 (ООО Центр социал. поддержки женщин и семьи). - 107 с. Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01.12. 2014. – М.: Эксмо, 2014. - 64с.Санько К.А. Технологии сопровождения семьи в условиях работы социальных центров мегаполиса. Материалы IV международного молодежного психолого-социального Конгресса СПб.: СПбГИПСР. – 2014.Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии. 2 изд. - М.: МГИМО-Университет, 2015. - 252 с. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - 4 изд. / Под ред. проф.П.Д. Павленка: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2014. - 379 с. Технологии социальной работы: Учебник для бакалавров. / Под ред. проф. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М.: «Дашков и К», 2013. -244с.Трубицына, Л.В. Профилактика нарушений социализации детей и подростков / Л.В. Трубицына // Педагогика: журнал. - 2014. - №3 .- С. 62 – 69.Указ Президента Российской Федерации № 431 от 5.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250).Устав Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга».Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) / Правовая система «КонсультантПлюс» / Электронный ресурс. Режим доступа:http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-02081995-n-122-fz-o/ Дата доступа: 01.01.2018.Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. М.: ВЛАДОС: МГСУ, 2013. - 431 с. Фирсов М.В. Технологии социальной работы: учебник М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: КНОРУС, 2016. – 344 с.Фирсов М.И. Технология социальной работы; М.; Академический проект 2014. - 427с.Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика. Учебник для бакалавров. – М.: ЮРАЙТ, 2014. 306 с.Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – 3 изд.: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М.: Дашков и К, 2014. – 340 с. Холостова Е.И. Правовое обеспечение социальной работы: Учебник для бакалавров: под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой. Изд.: Дашков и К, 2013. - 300с.Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К°, 2013. - 292с. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарно - издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 344 с. Циткилов П.Я. Технология социальной работы: 3-е изд. учеб.пособие / П.Я. Циткилов. - М.: Дашков и К, 2014. - 448с.Шанина Л.М. Все начинается с семьи // Семья в России. - №3, 2016 г. 11-13 с. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие /Т.И. Шульга. - М.: Дрофа 2014 - 254 с. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Метод анализа документовПеречень проанализированных внутренних документов СПб ГБУСОН «Центра социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга» использованных в ходе анализа:Устав СПбГБУСОН «Центра социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга». Договора о предоставлении социальных услуг.Положения об отделениях.Должностные инструкции специалистов по социальной работе.Социальные дела семей.Индивидуальные программыпредоставления социальных услуг.Приложение 2«Анкета для многодетных семей категории групп риска»Уважаемые респонденты!Мы проводим социологическое исследование и просим Вас ответить на следующие вопросы. Отмечать вариант ответа вы можете любым удобным для Вас способом. Пожалуйста, будьте искренни, Ваши ответы могут помочь исследованию.Ваша семья многодетная, в ней воспитывается:Трое детейЧетверо детейПятеро детейШестеро и более детей2. Мотивы планирования Вашей семьи:Сознательная многодетность Рождение третьего (и последующих) детей – случайность Семья с крепкими религиозными традициями Семья с рождением общего ребенка при повторном бракеДругое3. Какова специфика семейного воспитания в Вашей семье?Детей воспитывают мать и отецДетей воспитывает в основном мать, а отец отвечает за материальное обеспечение семьиДетей воспитывает в основном отецДетей воспитывают старшие детиДругое4. Что более всего заботит Вас в семье?Низкий достаток Здоровье детейОтсутствие возможности оплачивать учебу детей в вузах Хорошая учеба детей Отсутствие возможности совместного выезда на отдых, лечениеТрудовое участие детей в жизни семьи Другое5. Основные проблемы Вашей семьи?Материальные Жилищно-бытовые В сфере образования Психолого-педагогические Распределение обязанностей Отдых детей Трудоустройство родителейДругое6. Какими видами социальной поддержки от государства Вы пользуетесь?ЛьготыСубсидииДенежная компенсацияДругое7. Достаточна ли на Ваш взгляд степень социальной поддержки со стороны государства?ДаСкорее всего, даСкорее всего, нетНет 8. Какие виды социальной помощи получает Ваша семья?Бесплатное питание детей в школе Бесплатные проездные билеты Приобретение одежды, обуви для детейПутевки в оздоровительные лагеря Бесплатная выдача лекарств по рецептам для детей до 6 лет Скидка при оплате за коммунальные услуги Бесплатное (льготное) посещение культурно-массовых мероприятий Другое9. Знаете ли Вы о последних изменениях и дополнениях в законодательных актах по социальной защите многодетных семей?Да, знаем достаточно хорошоНе совсемНет10. Как на Ваш взгляд органы власти могут решить существующие проблемы? Реализовывать новые законыОбеспечить осуществление всех прав, предоставленных многодетной семьеУвеличить список льгот, сумму пособийПомочь многодетным родителям в трудоустройствеДругое11. Сколько времени Вы пользуетесь услугами СПб ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района» города Санкт-Петербурга?Менее годаОт 1 года до 3 летОт 3 до 5 летБолее 5 лет12. Как часто Вы просите оказать услугу из дополнительного перечня предлагаемых услуг?Постоянно.Два, три раза в месяц.Никогда.13. Достаточно ли Вы проинформированы относительно услуг издополнительного перечня предлагаемых услуг?Да, хорошоКое-что знаюНе знаю ничего14. Из каких источников Вы узнали о СПб ГБУСОН «Центре социальной помощи семье и детям Петродворцового района» Санкт-Петербурга?Рассказали родственники, соседи, знакомые Узнали из газет, радио, телевидения Интернет В администрации сельского поселения Другое(укажите)15. Какие услуги, оказываемые Центром, наиболее значимы для Вас?Назначение пособия Оказание консультативной помощи Оказание помощи в трудной жизненной ситуации Содействие в оздоровлении детей Оказание материальной помощи, адресной социальной помощи Назначение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг Другое(укажите)16. В какой мере Вы удовлетворены работой Центра? Дайте свою оценку по пятибалльной шкале.В заключении сообщите некоторые данные о себе:Ваш пол:Ваш возраст:Благодарим за участие!Приложение 3Вопросы интервью с Сорокиным Владиславом Алексеевичем директором Санкт-Петербургского государственного учреждения социального обслуживания населения«Центра социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга» Какие технологии используются при социальной работе с многодетными семьями категории групп риска в вашем Центре?Почему в Центре социальной диагностике отводится столько внимания?Из каких этапов состоит социальная диагностика в вашем учреждении?Какова главная цель социальной диагностики?В чем суть технологии «Социальный патронаж»?В чем заключается эффективность технологии социальный патронаж.В вашем Центре, чем руководствуются сотрудники в социальной работе с семьей?Что в понимании сотрудников Центра сетевая работа?Как вы оцениваете эффективность сетевой работы?Что вы можете сказать о главной проблеме многодетных семей категории групп риска, с которыми работают в вашем учреждении?Как вы оцениваете качество социальной реабилитации, многодетных семей категории групп риска?Спасибо за участие в интервью!Приложение 4План культурно-досуговой программы для детей из многодетных семейс января по июнь 2018 годаЦель программы – организация рационального досуга для детей из многодетных семей.Задачи программы:Воспитание высоких гражданско-патриотических качеств;Профилактика правонарушений в детской среде;Пропаганда спорта и здорового образа жизни;Формирование навыков и умений в сфере труда;Формирование экологических знаний, моральных ценностей, эстетических представлений.№ п/пМероприятия по социальной реабилитации многодетных семей как категории групп рискаПериод проведения1Техники психологического и физического оздоровления личности. Теоретические и практические занятия.январь2Семинар «Дети на дороге». Объяснение правил поведения детей на проезжей части. январь3Занятие «Я умею готовить». Теоретическое и практическое занятия для девочек. январь4Занятие «Я помогаю отцу». Теоретическое и практическое занятия для мальчиков.январь5Поход на лыжахянварь6Техники психологического и физического оздоровления личности. Теоретические и практические занятия.февраль7Семинар «Нет хулиганству». Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. февраль8Занятие «Я умею шить». Теоретическое и практическое занятия для девочек.февраль9Районный турнир по хоккеюфевраль10Обучающий семинар «Воспитание в семье». Теория и практические занятияфевраль11Праздник и концерт ко Дню защитника Отечествафевраль12Просмотр фильма «28 панфиловцев»февраль13Занятие «Я помогаю отцу». Теоретическое и практическое занятия для мальчиков.февраль14Посещение Эрмитажафевраль15Техники психологического и физического оздоровления личности. Теоретические и практические занятия.март16Беседа о вреде курения и алкоголямарт17Праздник и концерт к Международному дню женщинмарт18Занятие «Я – мамина помощница». Теоретическое и практическое занятия для девочек.март19Занятие «Я помогаю отцу». Теоретическое и практическое занятия для мальчиков.март20Обучающий семинар «Я и мои друзья». Цель – налаживание хороших отношений со своими друзьямимарт21Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»март22Экскурсия в музей им. А.С. Пушкинамарт23Посещение зоопарка в Санкт-Петербургемарт24Занятие «Я – мамина помощница». Теоретическое и практическое занятия для девочек.апрель25Занятие «Я помогаю отцу». Теоретическое и практическое занятия для мальчиков.апрель26Организация и проведение волейбольного турнира апрель27Посещение дельфинарияапрель28Техники психологического и физического оздоровления личности. Теоретические и практические занятия.апрель29Организация викторины «Я – гражданин Российской Федерации»апрель30Проведение праздника «Что такое хорошо. Что такое плохо». Цель – посредством игры содействовать формированию высоких нравственных ценностейапрель31Организация Дня помощи бабушкам и дедушкам. апрель32Организация экскурсии в Гатчинский дворецапрель33Техники оздоровления личности. Теоретические и практические занятия.май34Обучающий семинар «Повышаем правовую грамотность». Профилактика мошенничества среди несовершенолетнихмай35Занятие «Я помогаю отцу». Теоретическое и практическое занятия для мальчиков.май36Занятие «Я – мамина помощница». Теоретическое и практическое занятия для девочек.май37Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Санкт-Петербургемай38Проведение турнира по футболу (для мальчиков), по пионерболу (для девочек)май39Экозанятие «Весенний лес»май40Занятие по овладению навыков самозащиты для отражения агрессии. май41Экскурсия по Кронштадтумай42Праздник «Вместе дружная семья». Цель – налаживание устойчивых положительных отношений в семье май43Проведение анкетирования для выявления недостатков программы, анализ результатовмай

1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Семья: какая она и куда движется./А.И.Антонов, С.А.Сорокин. - М.: РГГУ, 2015. – 187с.
2. В Петербурге растет количество многодетных семей [Электронный ресурс]:тексты. Петербургский дневник / Режим доступа: http://www.spbdnevnik.ru/news /2016-05-10/v-peterburge-rastet-kolichestvo-mnogodetnykh-semey/ Датадоступа:12.01.2018.
3. Великжанина К.А. Эффективность реализуемых форм
социальной работы с многодетными семьями с позиции получателя услуг // Современные научные исследования и инновации - 2013. - № 10 (30) с.51-55.
4. Гребенникова Э.Э. Социальная поддержка семей с детьми в Санкт-Петербурге: Справочник / СПб тип. ООО Принт-сервиз плюс» 2013. № 1726.
5. Григорьев С.И., Социология для социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. – 2 изд. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2014. - 164 с.
6. Громова, О. Н.Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. М.: ЭКМОС: Ассоциация авторов 3-изд. «ТАНДЕМ», 2014. - 320 с.
7. Детские пособия и выплаты на ребенка в многодетных семьях / Электронный ресурс. Режим доступа: http://posobie-expert.ru/chastnye-sluchai/mnogodetnym. Дата доступа: 9.12.2017.
8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. -2 изд. М.: ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
9. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита: учеб.Пособие. /Н.Ф. Дивицына. – М.: МГУ, 2014. - 231с.
10. Ерусланова Р.П. Семья как объект социальной работы. /Р.П.Ерусланова, Е.М.Зуйкова - СПб.: Питер, 2016. - 192с.
11. Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 717-136 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (с изменениями на 12. 12.2017 г.).
12. Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 728-132 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
13. Захарова Ж.А. Социальные технологии по работе с семьей: - Кострома: Добрый дом, 2013. - 47 с.
14. Зритнева Е.И. Семьеведение.-3 изд. М.: ВЛАДОС, 2013. - 246 с.
15. Ильиничева М.Ю. Выплаты, льготы и компенсации молодым мамам и многодетным семьям. / Ильиничева М.Ю. М.: Феникс, 2016. - 185с.
16. История Центра / Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга»/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dobro.org.ru/?page_id=460. Дата доступа:10.01.2018.
17. Карманов М: Демография. Учебник и практикум – ред. Карманов М.: Юрайт - 2016 – 288с.
18. Кравченко. А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - 2 изд. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2014. – 640 с.
19. Курбатов В. И. Социальная работа: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Дашков и К; Ростов-на-Дону:Наука-Пресс, 2013. 478 c.
20. Мачехина О.А. Семья в современном мире / О.А. Мачехина – М.: ИНФРА-М, 2015. – 138с.
21. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие.- 11-е изд. - М.: Дашков и К, 2014. - 592 с.
22. Петрова Л.И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети / -Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 350 с.
23. Пособия многодетным семьям. Электронный ресурс. Режим доступа:http://lgoty-expert.ru/posobiya/posobiya-mnogodetnym-semyam/07.12.2015 Дата доступа 12.12.2017.
24. Приступа Е.Н. Социальная работа: теория и практика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под ред. Е. Н. Приступы. - М.: Юрайт, 2015. - 306 с.
25. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е. Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
26. Прокофьева Л.М. Анализ социально-демографического положения многодетных семей / Отечественный журнал социальной работы. -№3.- 2014. с.23-25.
27. Путин: многодетная семья в России должна стать модной // РиаНовости /Электронный ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/society/20130226/924773505.htm.l. Дата доступа 12.12.17.
28. Поддубная Т.Н. Социальная защита семьи и детства в Российской
Федерации. Справочник социального педагога и социального работника/ Поддубная Т.Н., Поддубный А.О.- изд.Феникс, 2015.- 509с.
29. Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми. / МСП, К. Подвербная, 2013. - 117с.
30. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе / М-во образования и науки Рос. Федерации, Иван.гос. ун-т. - Иваново: Иван.гос. ун-т, 2015 (ООО Центр социал. поддержки женщин и семьи). - 107 с.
31. Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01.12. 2014. – М.: Эксмо, 2014. - 64с.
32. Санько К.А. Технологии сопровождения семьи в условиях работы социальных центров мегаполиса. Материалы IV международного молодежного психолого-социального Конгресса СПб.: СПбГИПСР. – 2014.
33. Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии. 2 изд. - М.: МГИМО-Университет, 2015. - 252 с.
34. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - 4 изд. / Под ред. проф.П.Д. Павленка: учебное пособие.
М.: Инфра-М, 2014. - 379 с.
35. Технологии социальной работы: Учебник для бакалавров. / Под ред. проф. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М.: «Дашков и К», 2013. -244с.
36. Трубицына, Л.В. Профилактика нарушений социализации детей и подростков / Л.В. Трубицына // Педагогика: журнал. - 2014. - №3 .- С. 62 – 69.
37. Указ Президента Российской Федерации № 431 от 5.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250).
38. Устав Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга».
39. Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
40. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) / Правовая система «КонсультантПлюс» / Электронный ресурс. Режим доступа:http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-02081995-n-122-fz-o/ Дата доступа: 01.01.2018.
41. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. М.: ВЛАДОС: МГСУ, 2013. - 431 с.
42. Фирсов М.В. Технологии социальной работы: учебник М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: КНОРУС, 2016. – 344 с.
43. Фирсов М.И. Технология социальной работы; М.; Академический проект 2014. - 427с.
44. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика. Учебник для бакалавров. – М.: ЮРАЙТ, 2014. 306 с.
45. Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – 3 изд.: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М.: Дашков и К, 2014. – 340 с.
46. Холостова Е.И. Правовое обеспечение социальной работы: Учебник для бакалавров: под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой. Изд.: Дашков и К, 2013. - 300с.
47. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К°, 2013. - 292с.
48. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарно - издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 344 с.
49. Циткилов П.Я. Технология социальной работы: 3-е изд. учеб.пособие / П.Я. Циткилов. - М.: Дашков и К, 2014. - 448с.
50. Шанина Л.М. Все начинается с семьи // Семья в России. - №3, 2016 г. 11-13 с.
51. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие /Т.И. Шульга. - М.: Дрофа 2014 - 254 с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются при изучении социальной реабилитации семей групп риска?

При изучении социальной реабилитации семей групп риска применяются различные теоретико-методологические подходы. Одним из них является системный подход, который позволяет рассматривать семью как сложную взаимодействующую систему. Также используется социально-психологический подход, который акцентирует внимание на психологических и социальных факторах, влияющих на реабилитацию семей. Кроме того, применяются гендерный подход, который учитывает гендерные особенности и неравенство в семье, и культурно-исторический подход, который учитывает культурные и исторические особенности семьи.

В чем заключается социальная реабилитация многодетных семей?

Социальная реабилитация многодетных семей — это комплекс мер и программ, направленных на улучшение жизни и социальной ситуации таких семей. Она может включать в себя помощь в получении образования и трудоустройстве родителей, оказание материальной поддержки, развитие навыков родительской компетентности, обеспечение доступа к медицинским, социальным и психологическим услугам и т.д. Целью социальной реабилитации многодетных семей является создание условий для их стабильного развития и благополучия.

Какие проблемы могут столкнуться специалисты при реабилитации семей групп риска?

При реабилитации семей групп риска специалисты могут столкнуться с рядом проблем. Во-первых, это сложность взаимодействия со семьями, которые могут быть недоверчивыми или негативно настроенными к помощи. Во-вторых, это недостаток ресурсов и ограниченные возможности учреждений для оказания всесторонней поддержки семьям. В-третьих, это проблемы, связанные с особенностями семей групп риска, такие как наличие насилия или алкогольной и наркотической зависимости.

Каковы теоретико-методологические подходы к изучению социальной реабилитации семей групп риска?

Теоретико-методологические подходы к изучению социальной реабилитации семей групп риска включают: системный подход, экологический подход, социальный педагогический подход, психолого-педагогический подход и др. Эти подходы позволяют анализировать и понимать сложную социальную динамику в семьях групп риска и разрабатывать эффективные методы и программы реабилитации.

Что такое социальная реабилитация семей групп риска?

Социальная реабилитация семей групп риска - это направление социальной работы, которое направлено на улучшение жизненных условий и социальной адаптации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или с проблемами воспитания детей. Целью такой реабилитации является предоставление семьям помощи, поддержки и обучения, чтобы они смогли изменить свою жизнь к лучшему и обрести устойчивую социальную позицию.

Каковы основные принципы социальной реабилитации многодетных семей?

Основные принципы социальной реабилитации многодетных семей включают: индивидуальный подход к каждой семье, учет особенностей и потребностей семейных членов, комплексность и системность подхода, активное включение семейных членов в процесс реабилитации, сотрудничество с другими специалистами и организациями, исходя из принципа "единого окна". Такой подход позволяет достичь наилучших результатов в социальной реабилитации многодетных семей.

Какие ресурсы предоставляет социально-реабилитационный центр "Вера" для семей групп риска?

Социально-реабилитационный центр "Вера" предоставляет семьям групп риска различные ресурсы и услуги, включающие: консультации социальных работников, оказание финансовой и материальной поддержки, помощь в трудоустройстве, профессиональное обучение, организацию досуговых и развлекательных мероприятий, психологическую поддержку и т.д. Все эти ресурсы помогают семьям групп риска стать более устойчивыми и успешными.

Что такое социальная реабилитация семей групп риска?

Социальная реабилитация семей групп риска - это направление социальной работы, которое направлено на оказание помощи и поддержки семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или подверженным социальным рискам. Целью социальной реабилитации является восстановление и улучшение социального функционирования семьи и ее членов, развитие их потенциала, формирование здоровых и функциональных взаимоотношений.

Какие теоретико-методологические подходы используются при изучении социальной реабилитации семей групп риска?

При изучении социальной реабилитации семей групп риска применяются различные теоретико-методологические подходы, такие как системный подход, социологический подход и психологический подход. Системный подход предполагает рассмотрение семьи как сложной системы, включая взаимодействие всех ее членов и взаимосвязь с внешней средой. Социологический подход акцентирует внимание на социокультурных факторах, влияющих на семейное функционирование. Психологический подход подразумевает изучение психологических аспектов семейных отношений и возможных психологических проблем в группах риска.

Чему посвящена третья глава статьи о социальной реабилитации семей групп риска?

Третья глава статьи о социальной реабилитации семей групп риска посвящена опыту социальной реабилитации семей групп риска в специализированном учреждении - Социально-реабилитационном центре "Вера" в Санкт-Петербурге. В данной главе представлены примеры и описания успешных случаев социальной реабилитации, а также рассмотрены методы и подходы, использованные в работе с семьями групп риска.