Массовая культура как феномен общественной жизни

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 35 35 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 21.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА 6
1.1. Понятие массовой культуры 6
1.2. Специфика массовой культуры 8
ГЛАВА 2. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В ФИЛОСОФИИ, ПРЕПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЕ, РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 11
2.1. Предпосылки появления массовой культуры 11
2.2. Массовая культура в творчестве западноевропейских и русских мыслителей 14
ГЛАВА 3. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОСТИ 26
3.1. Характеристика и функции современной массовой культуры 26
3.2. Сценарии развития и прогнозы влияния массовой культуры на современного человека 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фрагмент для ознакомления

И именно этим самым мы убили детскость, так как подлинная детскость была порой творческого открытия человеком мира с минимальными средствами…» [7, С.76].
Вера в инопланетян существенный признак навой мифологии обитателей нового «человейника». «Инопланетяне – это нечто подобное чертям, ведьмам, ангелам прошлого. Функция их та же самая. Меняются формы мракобесия, а мракобесие остаётся…» [7, С.168]. Очевидно, что на разном материале разные авторы говорят о современном мифотворчестве как важной черте современной «массовой» культуры. Немаловажно и то, что антиутопия Александра Зиновьева «помогает нам заглянуть в XXI столетие».
«И мы видим, как автор пытается в своём прогнозе предостеречь людей от грядущей опасности, отвратить от того пути, по которому может пойти современное общество. Это – путь к обезличению человека, к превращению его существования в пустое, бездумное времяпожирание. На вопрос: «Куда идёшь, человечество?» - Зиновьев отвечает: «Мы превращаемся в гигантский мыльный пузырь истории», «мы создали цивилизацию, обрекающую людей на одиночество»…» [7, С.9].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что работы русских философов и мыслителей отмечают те же тенденции в «динамике» культуры, о которых говорят в ХХ веке их западные коллеги. Очевидными категориями «массовой культуры» становиться формирование «человека массы» уже с детских лет, утрата культурой безусловных ценностей и подверженность веяниям рынка, а также способность массовой культуры с успехом выступить в качестве альтернативной формы «черной магии» и «формы мракобесия».
Мифы ХХ века оказались живучими и в грядущем столетии, оказавшись естественным путём в новой эпохе, мы можем на практике проверить прогнозы философов и диагнозы психоаналитиков недавнего прошлого.













Глава 3. Массовая культура современности

3.1. Характеристика и функции современной массовой культуры

Вероятно феномен массовой культуры не в полной мере объясняет все культурные явления и тенденции современного общества. Однако кажется несомненным, что её основные специфические особенности, вызывавшие внимание и беспокойство мыслителей ХХ столетия, в полной мере сохраняются и сегодня.
Одной из самых ярких характеристик современной массовой культуры кажется её иррациональность и всеохватность, сопоставимая с великим мифотворчеством архаических эпох. Созданная в ХХ веке совокупными усилиями профессиональных «мифотворцев» мифология массовой культуры оказалась вполне современной и сегодня. «Для современной «массовой культуры» совершенно очевидно стремление к возрождению гипнотических способов воздействия не сознание, почти фанатической веры в обрядность, культового поклонения идолам и богам «массовой культуры». Всё это даёт основание рассматривать «массовую культуру» в качестве современной мифологии…» [17, С.7].
Написанное в нашей стране на исходе советской эпохи оказалось созвучным мыслям западных философов и неожиданно актуальным в «постсоветской» России, где, ещё вчера далёкая, «буржуазная» массовая культура оказалась насущной реальность. И, как отмечалось на всём протяжении ХХ века, её основной характеристикой остаётся способность к волшебному искажению реальности, к «черной магии» и прочему актуальному «мракобесию».
«Преобладающее большинство из жанров массовой культуры выступает как совокупный современный миф со всеми его атрибутами и способами оформления, как своеобразная мифология, существующая не только в форме идеологии, но и в виде реализации базовых архетипических структур сознания, среди которых своей фундаментальностью выделяются архетипы пространства и времени» [8, С.307].
Уже в последней трети ХХ века в Европе и США начались процессы позволившие говорить о переходе западного общества к новой стадии развития – к появлению «постиндустриального» или «информационного» общества. В этой связи нередко говорилось о снижении негативных факторов массовой культуры, о её трансформации за счёт появления новых информационных технологий и даже отмирании за ненадобностью. Теперь необходимость взаимодействия со сложными техническими устройствами как будто должна была повысить роль самостоятельной, творческой личности и сделать принципы западной демократии с их опорой на индивидуализм востребованными. С другой стороны сетевые технологии и превращения мира в одну «глобальную деревню» как будто не давало оснований опасаться того, что информацией смогут манипулировать.
Несомненно, культурные процессы современности далеко не однозначны, требуют продолжения осмысления и не позволяют всё свести к схемам культурной дихотомии (либо «хорошая» высокая культура, либо «плохая» массовая).
Однако также очевидно, что массовая культура сегодня не только сохранилась, но даже и укрепила свои позиции. «Массовая культура в изменившихся условиях выступила в качестве той сферы, где общественное производство, информация, знание, капитал, торговля, маркетинг, объединились в единой схеме экономического обмена…» [8, С.25].
Массовая культура сохраняется, пока существует «человек массы» а новые технологии паче чаяния всё ещё не превратили потребителя информации и «активного пользователя» в кого-либо сопоставимого по масштабам творческой деятельности с деятелями культуры прошлого.
«Сегодня… массовая культура вопреки прогнозам продолжает существовать, а носитель её ценностей – «человек массы» - по-прежнему выступает как один из наиболее типичных субъектов социального действия…» [8, С.29-30].
Даже информационные технологии сами по себе не меняют человека к лучшему, компьютеры могут не только «освобождать» человека, но и порождать зависимость сопоставимую с несвободой тоталитарного государства. О возможно «тоталитаризме компьютеров» говорили ещё до наступления всеобщей «информационной» эры.
«Компьютеры стали таким же привычным элементом нашей жизни, как автомобиль, самолёт, холодильник и телевизор. К числу научно-технических изобретений, терроризирующих человечество, добавился ещё один беспощадный тиран, от которого человечество уже не способно избавиться…» [7, С.133].
Массовая культура в современном обществе вполне востребована, выполняя не только свойственные мифам функции объяснения реальности и адаптации к ней же, и уже не просто ожидаемые от культуры функции трансляции «в массы» необходимых для функционирования общества ценностей. Она, взяв на себя функции инструмента социализации, помогает человеку эти ценности усваивать, а с помощью информационных технологий массовая культура дополняет действительность «виртуальной реальностью» заменяя, таким образом, уже не только школу, но и Церковь.
По-видимому, современные соборы и прочие храмы будут ещё долго «лишены истинного религиозного духа» а массовая культура будет существовать, пока существует массовое сознание и сохраняет свою извечную потребность в мифах.

3.2. Сценарии развития и прогнозы влияния массовой культуры на современного человека

Массовая культура влияет на социальное бытие человека. То что может быть обозначено как «массофикация» наряду м индустриализацией и информатизацией общества оказывает непрекращающееся влияние на массовое сознание.
В процессе влияния массовой культуры сознание её потребителя может претерпеть трансформацию, изменить тип мышления, создать новее социальные стереотипы. Происходит изменение ценностных ориентиров для наиболее полного соответствия толпе подобных, что, в общем-то ведёт к существенному изменению личности человека. «Бытие с другими» часто становится «принудительной реальностью», которой современному человеку избегнуть непросто. Актуальный социальный, культурный и личный опыт человека зачастую оказывается искусственно созданным или даже навязанным, оставаясь, тем не менее, способным определять мотивы поведения. Критика потребительского общества как общества искусственно создаваемых потребностей остаётся популярной. Хотя уровень, интенсивность и направленность человеческих потребностей по видимому является всё-таки результатом выбора, хотя бы отчасти осмысленного, нельзя не признать, что в ряду «идолов разума» со времён Френсиса Бэкона «идолы театра» стали играть первые роли.
Современное состояние общества даже в нашей стране зачастую обозначают как «постиндустриальное» или «информационное» общество, что даёт некоторые основания надеяться на изменение роли личности «в истории». В появлении большей необходимости «креативных» работников на рынке труда - а значит и в каком-то смысле в необходимости изменения мотивации деятельности, вслед за которой произойдут и изменения в ценностных ориентациях личности. Есть шанс, что человек недалёкого будущего будет тратить больше времени на «самоактуализацию» по Абрахаму Маслоу - или просто на повышение своего интеллектуального и духовного уровня.
«В то же время пока представляется более точным говорить об изменении количественных, но отнюдь не качественных параметров формирующейся культуры…» [8, С.34].
Говорить о каких-либо сценариях развития или о том, каким образом массовая культура станет и дальше взаимодействовать с социумом можно только с осторожностью.
Однако обращает на себя внимание, что именно в способах «влияния на человека» массовая культура оказалась необыкновенно изобретательной: от «бульварной печати» до «медиа контента» и от нацистской пропаганды до буржуазной рекламы массовая культура прошла долгий путь - и многому научилась. По-видимому, дело не только в культуре как таковой, её механизмах, специфике и функциях, но и в том, кто собственно воспринимает культуру. «Массовый человек» в полном соответствии с Ортегой-и-Гассетом продолжает требовать к себе внимания и в полном соответствии с Роланом Бартом (и солидарными с ним философами и культурологами) наиболее полно его культурные потребности удовлетворяет «современная мифология»
«Массовая… стандартизированная культура ещё в течение достаточно продолжительного времени может сохранить своё доминирующее положение (по крайней мере, количественно) как культура социальных слоёв, обладающих массовым сознанием...» [8, С.35].
Вполне вероятно, что вместо «глобальной деревни» нас вех ещё ждёт «глобальный человейник». Массовая культура за последние несколько лет изменилась, ускользая от точных определений и позволяя надеяться, что как «культура индустриального общества» она уже в прошлом. Однако массовая культура в «постиндустриальном обществе» просто приспосабливается к вкусам нового «человека массы».
Сегодня в своей совокупности потребительское общество состоит из «одиноких в толпе» индивидов - которых в одно общество соединяет не государство, не «кровь» или «почва», не совместное строительство очередного «светлого будущего» или просто совместная конкуренция за личное счастье, но прежде всего одинаковые образцы культурной продукции – постоянный поток информации, тиражируемые образы новых «мифологических» героев, стандартизированные модели поведения. Вся это массовая культурная продукция востребована сегодня не меньше, чем холодильники и ноутбуки, поскольку с прошлого столетия массовая культура взяла на себя функцию уже не «трансляции» или «объяснения» но производства смыслов.
Сегодня во многом именно массовая культура объединят общество относительно единой системой ценностей. Возможно вместо единой «массовой культуры» сегодня уже существует несколько вариантов этого феномена, приспособленного к реалиям самых разных стран и народов. Если раньше можно было говорить о «русской» или «японской» культуре сегодня вероятно уже следует добавлять, что на деле мы подразумеваем «массовую русскую» или «массовую японскую» культуру.
При всем том, как представляется, суть дела от этого уточнения меняется незначительно – в Европе или Азии мы по-прежнему находимся «в атмосфере чудесного», охраняемые от потрясений повседневной реальности «виртуальностью» массовой культуры. Основной вывод, который мы можем здесь сделать, это подтвердить сохранение феномена массовой культуры в своих основных проявлениях сегодня и – сохранение потенциала для её сохранения в будущем.










Заключение

Массовая культура привлекла внимание выдающихся мыслителей и философов в ХХ столетии став для них знаком «Заката Европы», признаком «кризиса» всех основных европейских ценностей и вместе с тем надеждой на возникновение более высокой и осмысленной культуры в будущем. То, что массовая культура привлекает внимание исследователей и культурологов в нашей стране и сегодня позволяет думать что феномен массовой культуры далеко не исчерпан ролью симптома болезни («загнивания») Запада. Очевидно, и сегодня массовая культура продолжает здравствовать – что тем более удивительно, в силу того, что породившее её общество уже осталось в прошлом. На смену «индустриальному» обществу приходит «постиндустриального общества» западная культура, не успев исчезнуть стала популярной в «постсоветской» России – но о «массовой культуре» продолжают говорить и в её существовании снова искать объяснение «бездуховности» очередного молодого поколения. Очевидно, феномен массовой культуры и в современном обществе играет важную и незаменимую роль. И если то, что сегодня существует в обществе на правах «доминирующей» культуры – «массовая культура», то именно она удовлетворяет все основные духовные потребности современного человека, объясняет ему, в чём смысл его жизни и помогает ориентироваться в жизни с помощью простых рецептов достижимого счастья.
«Структура бытия… задаётся человеку как набор более менее стандартных ситуаций… В массовой культур уже всё известно наперёд: «правильный» политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звёзды спорта и эстрады, мода на имидж «классового борца» или «сексуального символа», кинофильмы, где «наши» всегда правы и всегда побеждают и пр…» [14, С.244-245].
Очевидными категориями «массовой культуры», как и прежде, остаётся формирование при её помощи современного человека («социализация»), отсутствие в ней безусловных ценностей и подверженность веяниям рынка, - а также способность массовой культуры с успехом выступить в качестве альтернативной мифологии (новой «формы мракобесия»).
Пока сохраняется массовое сознание сохраняется и массовая культура какие очертания эта «мифология» примет в дальнейшем зависит, прежде всего, от нашей способности сохранять склонность к коллективному мышлению или, напротив, желания самостоятельно определять личную «структуру бытия».




















Список литературы

Гюисманс, Ж. – К., Наоборот. Роман. Пер. с фр. Кассировой Е.Л. под ред. Толмачёва//Наоборот: Три символистских романа/Сост. и послесл. В.В. Толмачёва. – М., Республика, 1995.
Массовая культура: Учеб. пособие / К.З Акопян; А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. – 304 с.
Барт, Р. Мифологии \ Ролан Барт. – Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. – 320 с.
Бердяев, Н.А. Новое средневековье / Н.А. Бердяев. – М.: Феникс, ХДС-пресс, 1991. – 83 с.
Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1999. – 669 с.
Евдокимова, Л.Н. Краткий словарь-справочник основных терминов и понятий по культурологии, теории и истории культуры / ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2006. - 96 с.
Зиновьев, А.А. Глобальный человейник /А.А. Зиновьев. – М., Алгоритм, Эксмо, 2006. – 443 с.
Костина, А.В. Массовая культура как феномен индустриального общества / А.В. Костина. Изд. 3-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. – 352 с.
Кравченко, А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2000. – 640 с.
Культурология. ХХ век: Антология – М.: Юрист, 1995. - 703 с.
Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2-е изд. – М.: Издательство «Весь Мир», 2000. – 704 с.
Савкина И. Ф., Массовая культура. историография и проблема влияния на общество // Созидательная миссия культуры. Вып. 3. – 2003. - С.21-27.
Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ.. – М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
Флиер, А.Я. Массовая культура и её социальные функции / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1998. - №6. - С. 138 - 148.
Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. – М.: Ренессанс, 1991. - 296 с.
Хиз, Дж., Поттер, Э. Бунт на продажу / Джозеф Хиз, Эндрю Поттер; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2007. - 456 с.
Шестаков, В.П. Мифология ХХ века: Критика теории и практики буржаузной «массовой культуры» / В.П. Шестаков. – М.: Искусство, 1988. – 244 с.
Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993.
















35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гюисманс, Ж. – К., Наоборот. Роман. Пер. с фр. Кассировой Е.Л. под ред. Толмачёва//Наоборот: Три символистских романа/Сост. и послесл. В.В. Толмачёва. – М., Республика, 1995.
2. Массовая культура: Учеб. пособие / К.З Акопян; А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. – 304 с.
3. Барт, Р. Мифологии \ Ролан Барт. – Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. – 320 с.
4. Бердяев, Н.А. Новое средневековье / Н.А. Бердяев. – М.: Феникс, ХДС-пресс, 1991. – 83 с.
5. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1999. – 669 с.
6. Евдокимова, Л.Н. Краткий словарь-справочник основных терминов и понятий по культурологии, теории и истории культуры / ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2006. - 96 с.
7. Зиновьев, А.А. Глобальный человейник /А.А. Зиновьев. – М., Алгоритм, Эксмо, 2006. – 443 с.
8. Костина, А.В. Массовая культура как феномен индустриального общества / А.В. Костина. Изд. 3-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. – 352 с.
9. Кравченко, А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2000. – 640 с.
10. Культурология. ХХ век: Антология – М.: Юрист, 1995. - 703 с.
11. Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2-е изд. – М.: Издательство «Весь Мир», 2000. – 704 с.
12. Савкина И. Ф., Массовая культура. историография и проблема влияния на общество // Созидательная миссия культуры. Вып. 3. – 2003. - С.21-27.
13. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ.. – М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
14. Флиер, А.Я. Массовая культура и её социальные функции / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1998. - №6. - С. 138 - 148.
15. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. – М.: Ренессанс, 1991. - 296 с.
16. Хиз, Дж., Поттер, Э. Бунт на продажу / Джозеф Хиз, Эндрю Поттер; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2007. - 456 с.
17. Шестаков, В.П. Мифология ХХ века: Критика теории и практики буржаузной «массовой культуры» / В.П. Шестаков. – М.: Искусство, 1988. – 244 с.
18. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993.


Вопрос-ответ:

Что такое массовая культура?

Массовая культура - это набор искусственно созданных материалов и образов, созданных для массового потребления и развлечения, которые имеют широкую популярность и распространяются с помощью средств массовой коммуникации, таких как телевидение, радио, кино, печатные издания и интернет.

Какие особенности присущи массовой культуре?

Массовая культура характеризуется широкой доступностью, повсеместным распространением и низкой стоимостью. Она ориентирована на массовую аудиторию и призвана удовлетворять их потребности, интересы и вкусы в развлекательных и культурных материалах.

Какие предпосылки привели к появлению массовой культуры?

Одной из предпосылок является технологический прогресс, который способствовал развитию средств массовой коммуникации, таких как радио, телевидение и кино. Это позволило массам получать информацию и развлекаться на новом уровне. Значительный рост городского населения и увеличение досуга также способствовали распространению массовой культуры.

Какую роль играет массовая культура в современном обществе?

Массовая культура выполняет несколько функций в современном обществе. Она объединяет людей с общими интересами и вкусами, формирует массовую идентичность и создает чувство принадлежности к определенной культуре. Она также играет роль развлечения и отдыха, предлагая людям возможность расслабиться и насладиться различными формами искусства.

Каковы характеристики современной массовой культуры?

Современная массовая культура отличается высоким уровнем коммерциализации и потребительства. Она активно использует рекламу и маркетинг для продвижения продуктов искусства и развлечений. Она также имеет множество разнообразных жанров и форм, от музыки и кино до видеоигр и социальных медиа. Современная массовая культура также характеризуется быстротой и постоянными изменениями, чтобы соответствовать изменяющимся вкусам и требованиям общества.

Что такое массовая культура?

Массовая культура - это культура, созданная для широкой аудитории и ориентированная на массовое потребление. Она включает в себя различные формы искусства, развлечений и медиа - от кино и телевидения до музыки и литературы.

В чем специфика массовой культуры?

Специфика массовой культуры заключается в ее доступности и массовом характере. Она обращается ко всему населению без исключения и охватывает различные слои общества. В отличие от высокой культуры, массовая культура ориентирована на широкую аудиторию и ставит коммерческие цели вперед.

Какие предпосылки привели к появлению массовой культуры?

Появление массовой культуры было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, развитие технологий позволило создавать и распространять культурные продукты на массовом уровне. Во-вторых, урбанизация и индустриализация привели к возникновению новых социальных классов и повышению стандартов жизни, что способствовало росту спроса на развлечения и культурные товары.

Какую роль массовая культура играет в жизни общества?

Массовая культура выполняет несколько функций в жизни общества. Она является средством коммуникации и социализации, позволяет людям обмениваться информацией и совместно потреблять культурные продукты. Она также представляет собой средство развлечения и отдыха, позволяет людям расслабиться и насладиться разнообразными формами искусства и развлечений.

Какие характеристики имеет современная массовая культура?

Современная массовая культура характеризуется высокой степенью коммерциализации и потребительского подхода. Она ориентирована на массовое потребление и создание прибыли. Также она стала все более разнообразной и многообразной, предлагая широкий выбор развлечений и культурных продуктов разного жанра и формата.

Что такое массовая культура?

Массовая культура - это культура, которая создается и распространяется для широкой аудитории, обычно с помощью средств массовой коммуникации, таких как телевидение, радио и интернет. Она характеризуется простотой, доступностью и широкой распространенностью, обычно ориентирована на массовые вкусы и интересы.