межнациональные отношения в дагестане(по каким принципам разделяются властные полномочия)
Заказать уникальную дипломную работу- 89 89 страниц
- 63 + 63 источника
- Добавлена 05.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические основы межнациональных отношений 6
1.1. Концепции и подходы к институту межнациональных отношений 6
1.2. Виды, уровни и формы межнациональных отношений 20
2. Республика Дагестан в структуре межнациональных отношений 29
2.1. Общая характеристика этнической структуры Дагестана 29
2.2. Особенности межнациональных отношений Дагестана в обществе 39
2.3. Межнациональные отношения во властных отношениях 45
3. Проблемы и перспективы развития межнациональных отношений в Республике Дагестан 54
3.1. Проблемы межнационального развития республики 54
3.2. Перспективы межнациональных отношений 68
Заключение 79
Библиографический список 83
Приложение 1
Однако достаточно большой процент респондентов считает, что Министерство по национальной политике РД ничего не делает, так считают 20 % опрошенных. Таблица 14Насколько важным фактором для Вас является религиозная принадлежность?Не важны27 % Очень важны72 % Затрудняюсь ответить1%Таким образом, для большинства опрошенных религиозная принадлежность имеет очень важное значение – 72 %.Таблица 15Стоит ли учитывать религиозную или национальную принадлежность при определении властных полномочий?Да46% нет62 %По мнению большинства респондентов при определении властных полномочий не стоит учитывать национальный фактор – 62 % респондентов.Таблица 16Считаете ли Вы, что представители крупных национальностей должны быть обязательно представлены в органах власти Республики?да92 %нет7%По мнению большинства, представители крупных национальностей обязательно должны быть представлены в органах власти – 92 %.Таблица 17Считаете ли Вы, что решение по какому-либо важному для всех национальностей вопросу должно приниматься только после того, как представители всех национальностей выразили свое согласие с этим решением?да88 %нет12%По мнению большинства,решение по какому-либо важному для всех национальностей вопросу должно приниматься только после того, как представители всех национальностей выразили свое согласие с этим решением, так считают 88 % респондентов.В целом стоит выделить следующие группы проблем: 1. Сохранение действующей национальной политики является серьезной угрозой нарастания межэтнической напряжённости в республике в скором будущем. 2. Нерегулируемая внутренняя миграция неизбежно приведет к росту этнической преступности и, как следствие, к росту ксенофобии. 3. Внутренняя и внешняя миграция населения РД связана с высоким уровнем безработицы. Стоит отметить причины межнациональных конфликтов стоит искать в первую очередь в экономической, затем в социальной и политической сферах. Республиканская власть самостоятельно не справляется с межнациональной напряженностью, поэтому федеральный центр должен взять бремя разрешения региональных проблем на себя. 4. Федеральная власть переложила ответственность за проведение национальной политики на местах на региональные власти, а региональная власть – на органы местного самоуправления. Муниципальная власть не обладает необходимым инструментарием управления для разрешения межэтнических конфликтов, пусть и на местах. 5. Необходимо проведение политики предупреждения конфликта на национальной почве, в противном случае он автоматически повышает уровень ксенофобии в целом по республике. 6. Межнациональная напряженность носит латентный характер и может вылиться в стихийный протест под влиянием резонансного преступления с участием какой-либо национальности. 7. Особою обеспокоенность у власти должно вызывать увеличение приверженцев радикализма и экстремизма, проблему которой местная власть абсолютно не в состоянии решить собственными силами. Недееспособность и политика самоустранения местной власти увеличивает градус межнационального напряжения. 8. Отсутствие толерантного воспитания и культуры межнационального общения приводят население республики к закрытости, в то время как в мире идет процесс глобализации, сближения государств, народов, культур. 9. игнорирование прав национальных меньшинств в процессе решения наиболее важных и принципиальных вопросов жизни общества при представительстве интересов одной (иногда нескольких) доминирующих наций. 10.в результате ущемления прав меньшинств и на фоне ухудшающегося социально-экономического положения Республики Дагестан увеличивается отрыв власти от населения. Народ устал от потребительско-договорной элиты, представители которой рассматривают власть и должность как средство присвоения себе государственной собственности и обкрадывания народа.3.2. Перспективы межнациональных отношенийНи одна культура, ни одно общество не являются однородными по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила поведения и общения, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого социокультурного многообразия, как отдельные люди, так и их объединения неизбежно вступают конфликты друг с другом, которые являются следствием различных объективных и субъективных противоречий. Не исключением и РД, что подчеркивает анализ существующих проблем в республике.Культурно-цивилизационное многообразие региона оказывает все большее воздействие на формирование современной полицентричной политической системы. По сути, оно задает вектор ее развития. Императивом времени становится межнациональное согласие, которое невозможно без сосуществования культур и религиозных традиций, без признания множественности моделей развития и равных прав за различными системами ценностей. Иными словами, глобализация диктует выбор в пользу толерантности и цивилизационной совместимости, деидеологизации межгосударственных отношений. Нельзя воспринимать толерантность как возможность отказа от своих собственных убеждений. Толерантность означает терпимость к другому народу, возможность проявления уважения к культуре и языку того или иного этноса. Все люди являются индивидуумами и каждый человек имеет право на собственное мнение, однако вопрос в том, чтобы человек был терпим и уважал другую нацию, отличную от его, не разжигал межнациональную рознь.На сегодняшний день толерантность выступает одним из важных аспектов межнационального взаимодействия. Однако все больше она также носит характер не работающего механизма в современных отношениях, что связано с низким уровнем образования, культуры и воспитания. При этом, во многих республиках существуют различного рода группировки радикального толка, которым трудно противостоять. Открытый диалог возможен, когда разные группы понимают о чем идет речь, поэтому очень важно повышать уровень информативности населения.Любой человек, имеющий опыт общения с иностранцами - либо в своей стране, либо за рубежом, не может не замечать некоторые особенности общения с людьми другой национальности. Очень многое в общении другого народа кажется странным, необычным и даже шокирующим.Существует понятие культурного шока, под которым понимается осознание резкого расхождения материальных или духовных культур, вступающих в контакт. Это может происходить и в ситуации общения представителей разных народов, и при общении представителей разных социально-культурных групп внутри одного народа. Действие культурного шока проявляется, прежде всего, в условиях личностного непосредственного контакта и сопровождается непониманием, неадекватной интерпретацией или прямым отвержением чужой культуры с позиций собственной культуры.На сегодняшний день, толерантность является одной из острейших проблем современности, что связано с миграционными процессами с утратой национальной самоидентификации народов.Интегративные и глобализационные процессы актуализируют вопросы национальной идентичности, самоидентификации конкретного народа. Это связано с тем, что глобализация стирает не только границы между странами для свободного передвижения людей, но и обостряет вопросы национализма, которые во многом связаны с необходимостью сохранения нации, территории. «Культурная и политическая фрагментация неуклонно возрастает», а «конфликты, возникающие из нарастающей этнической и религиозной напряженности, представляют собой главный вызов современному обществу». Стоит отметить, что проблема регулирования межнациональных отношений значима во всем мире, так зарубежные исследователи также озабочены решением данного рода проблем, например, что отражено в работах Роббера Каплана, который отмечал, что в современном мире идет утрата идентичности какого-либо народа; Диана Шлауб отмечала, что органы власти недостаточно эффективно используют свой потенциал в регулировании данного рода отношений; Джордж Липсиц, подчеркивал корень проблем в исторических традициях и политических особенностях развития той или иной территории.В современных условиях развития, что подчеркивается как зарубежными, так и отечественными исследователями назрела необходимость нового подхода к урегулированию межнациональных отношений. Прежние модели не являются эффективными, и были выработаны в других условиях и политических традициях.Создается необходимость и нового отношения к понятию национальной идентичности в многосоставных обществах, что обусловлено изменениями как политики, культуры, межкоммуникационного общения различных этносов на одной территории.Грядущее идентичности в значительной мере зависит от реализации следующих трендов в современном обществе:- фактического исчезновения этнической компоненты как источника идентичности;- постепенного стирания расовых различий и уменьшения значимости расовой принадлежности;- расширения пропасти между космополитической идентификацией элит и приверженностью нации традиционной идентичности.При определенных обстоятельствах эти тренды способны привести к нативистской реакции, резкой поляризации общества и расколу социума. В рамках многосоставных обществ, важен поиск общих интересов не только на основе религиозного фактора, хотя он занимает и ключевое значение, но и иных факторов, поиск которых должен идти на уровне политической элиты, как координирующей и направляющей межнациональные отношения. Однако в многосоставных обществах, вопрос о политическом участии также достаточно сложен, так как имеет этнополитический подтекст. Но в любом случае менациональные отношения должны основываться на принципах толерантности.Определяя параметры толерантности, как в вербальном, так и невербальном этикете, стоит говорить о следующих составляющих:- взаимное уважение собеседников к «своей» и «чужой» культуре, традициям жизнедеятельности;- способность участников коммуникативной ситуации преодолевать межкультурные барьеры;- наличие вербальных и невербальных этикетных правил для реализации толерантности в процессе коммуникации;-способность участников коммуникации использовать данные средства адекватно контексту коммуникации;- применительно к профессионально ориентированной коммуникации особого внимания заслуживает вопрос об интерпретации специальной терминологии.Взаимодействие культур и цивилизаций – это процесс закономерный в современных условиях глобализирующегося мира. В эпоху глобализации локальные цивилизации во избежание изоляции вынуждены вступать в транснациональные сетевые отношения (финансовые, торговые, информационные потоки и др.), что непременно ведет к ассимиляции и, как следствие, деструктивному влиянию на самобытность локальных культур. В ходе подобных процессов происходят трансформации ценностей, изменение, а порой и обострение взаимоотношений между «своими» и «чужими». Одновременные процессы унификации мира (как следствия глобализации мира) сопровождаются противоположными по направленности процессами: развитие сепаратизма и фундаменталистских движений, появление конфликтов и др.В условиях тесных контактов между цивилизациями, которые создаёт современное развитие, распространения массовой культуры, в основе которой лежит доктрина потребления, особое значение имеют задачи сохранения культурной и цивилизационной идентичности − важнейшей основы цивилизационной самобытности, формирования толерантного отношения к чужой культуре при сохранении собственных традиций и системы ценностей. Все это возможно только при фундаментальном исследовании диалога как наиболее адекватной в современных условиях формы взаимодействия цивилизаций и культур и, как следствие, развитие и применение на данной основе стратегии диалога.На сегодняшний день деятельность органов власти РД требует не только скоординированности деятельности, но и усиленной работы по преодолению негативных последствий кризисных моментов в межнациональном развитии, которые влияют на развитие республики. Именно от органов власти РД зависит насколько те или иные мероприятия, и принятые решения являются эффективными. На сегодняшний день важное значение имеет взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти, направленных на повышение благосостояния своего народа.Необходимость совершенствования механизма государственной власти в РД очевидна, как очевидно и то, что без фактического, а не только формально-юридического, осуществления принципа разделения властей, обеспечить препятствие узурпации власти в демократическом правовом государстве невозможно.Государственность республики в составе России, ее проявления должны отражать не только социальные, экономические и политико-правовые отношения в ней самой, но и ее роль в модернизации российской государственности, обусловленной конституционным строем РФ как многонационального государства.Главная задача развития организационных основ исполнительных органов власти в перспективе - повысить эффективность совместной работы органов исполнительной и представительной власти на всех уровнях. Для этого необходимо, прежде всего, определить шаги по совершенствованию законодательной базы.Перспективы развития межнациональных отношений в РД обуславливаются: - дальнейшей политикой межнациональных отношений и возможности представительства и участия национальных меньшинств в управлении;- выработке новых механизмов межнациональных отношений;-решению вопросов совершенствования института межнациональных отношений.Одним из важных вопросов ближайшей и долгосрочной перспективы является возможность баланса различных этносов в РД. Оптимальным вариантом устройства республиканской политической системы в условиях многонационального РД, является формирование основных органов государственной власти с учетом принципа неформального этнического квотирования. Это обусловлено тем, что политическое поведение в РД в значительной мере определяется факторами общинной принадлежности, т.е. тем, что А.Лейпхарт, цитируя американского антрополога К.Гирца, называл «первобытной» преданностью. Система этнического квотирования в РД имеет место быть, как и принципы клановости и этнородовой составляющей при формировании органов власти. Хотя в последнее время, роль центра усиливается в рамках перестановки политической элиты. Дагестанцскому обществу необходимо создавать новую элиту, прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов, в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий, проводить довольно жесткий отбор новых политиков, способных взять персональную ответственность за преобразования в стране и действовать исключительно в интересах государства и народа. Трудности возникают по той причине, что партийная система не только не сформирована до конца и неадекватно выражает социально-политические интересы, но и постоянно реорганизуется, что вызывает недоверие к политической власти. Данные процессы обусловливают актуальность проблемы формирования и функционирования политической элиты РД. В начале исследования, за основу методологии работы взята была теория А. Лейпхарта. Поэтому и для совершенствования политики в РД она также является достаточно уместной.Теория А. Лейпхарта хотя изначально была разработана для обществ с сильными политико-идеологическими размежеваниями (dividedsocieties), но вскоре она была применена наобществах в высоким уровнем этнического различия. Согласно консоциативной теории, в условиях, когда общество этнически сегментировано, оптимальным способом сохранения его целостности является политическое признание групповых различий и предоставление этническим сегментам гарантированной возможности участия в осуществлении власти. В соответствии с этим предлагается модель организации власти power-sharing ‒ такое институциональное устройство, которое предполагает «участие представителей всех значимых групп в принятии политических решений». В данной концепции power-sharing стоит выделить два направления: – «правительственное» (governmental) и «территориальное» (territorial). Правительственное это фактически уровень публичного регулирования, то есть на основе властных полномочий, что должно обеспечиваться за счет представительства разных нардов. Фактически это действует в РД. Но стоит отметить, действует лишь для этносов, которые имеют большинство. При этом во власти очень трудно в РД встретить представителей национальных меньшинств, что не совсем верно согласно концепции многосоставного общества и эффективности межнациональных отношений.А.Лейпхарт говорил о «большой коалиции». Важно выстраивать систему власти с учетом интересов всех этносов и доступа к власти, если учет интересов есть в РД, то доступ к власти меньшинств невозможен. Важным аспектом развития новой модели межнациональной политики РД должны стать следующие основные принципы:-не условный и формальный характер, который предполагает, что в РД выделяются лишь финансовые средства, а реальный аспект межнациональной политики;- наличие, как специальных отделов, так и тесного взаимодействия различных уровней власти в рамках межнационального развития и сообщества. Для этого необходимо действовать в рамках трех направлений:деятельности координационных центров межнационального развития, реализации национальной политики. Центры должны быть образованы на муниципальном уровне;формирование общественного мнения в рамках СМИ и Интернет, особенно уделять внимание Интернет, появлению провокационных материалов вплоть до блокирования сайтов, формировать положительную политику национального развития;реализация мер межнациональной политики через воспитание.Как известно, развитие толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важным является формирование у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре доверия, добрососедства и сотрудничества.Важной проблемой является включение вопросов эффективного управления межнациональными отношениями в стратегии территориального развития и иные стратегические документы государства и территорий. Особенно важным, для целей развития страны и обеспечения национальной безопасности, является взаимоувязка целей и задач стратегических документов начиная с федерального уровня и завершая муниципальным. Данный аспект регулирования межнациональных отношений обеспечить стабильность и бесконфликтность развития страны, эффективность и её конкурентоспособность. Таким образом, в рамках перспектив развития межнациональных отношений в РД в краткосрочной перспективе видится новый курс политики в связи с выборами Президента РФ и возможно уделение большего внимания национальным проблемам Северного Кавказа. В РД оснонвыми регуляторами межнациональных отношения являются не только институты власти, но и общественные институты, такие как семья, школы, а также духовные учреждения. Несмотря на то, что в РД межнациональыне конфликты не носят радикального характера, те не менее, они есть. Во –первых необходимо разрешение проблемы, связанной с увеличением доступа к системе власти национальных меньшинств РД. Во-вторых, это решение земельных вопросов, что приводит к противостоянию горских и равнинных этносов. Решение проблемы видится как в новой национальной стратегии России в отношении РД, так и укрепление координационных и властных полномочий на местах. Основной упор должен быть сделан на регулирование на муниципальном уровне РД. Вывод по главе 3.В целом стоит выделить следующие группы проблем: 1. Проблема изменения национальной политики как залога нормальных межнациональных отношений. 2. Нерегулируемая внутренняя миграция. 3. Высокий уровень безработицы и иные социально-экономические факторы, влияющие на межнациональыне отношения, например, земельный вопрос. 4. Муниципальная власть не справляется на местах с возложенными задачами межнационального регулирования. 5. Отсутствие стратегий предупреждения конфликтов на национальной почве. 6. Межнациональная напряженность носит латентный характер. 7. Увеличение приверженцев радикализма и экстремизма как источник напряжения. 8. Отсутствие толерантного воспитания и культуры межнационального общения. 9. Игнорирование прав национальных меньшинств в процессе решения наиболее важных и принципиальных вопросов РД. 10.В результате ущемления прав меньшинств и на фоне ухудшающегося социально-экономического положения РД увеличивается отрыв власти от населения. В рамках перспектив развития межнациональных отношений в РД в краткосрочной перспективе видится новый курс политики в связи с выборами Президента РФ и возможно уделение большего внимания национальным проблемам Северного Кавказа. В РД оснонвыми регуляторами межнациональных отношения являются не только институты власти, но и общественные институты, такие как семья, школы, а также духовные учреждения. Несмотря на то, что в РД межнациональыне конфликты не носят радикального характера, те не менее, они есть. Во –первых необходимо разрешение проблемы, связанной с увеличением доступа к системе власти национальных меньшинств РД. Во-вторых, это решение земельных вопросов, что приводит к противостоянию горских и равнинных этносов. Решение проблемы видится как в новой национальной стратегии России в отношении РД, так и укрепление координационных и властных полномочий на местах. Основной упор должен быть сделан на регулирование на муниципальном уровне РД.ЗаключениеОсновными итоговыми выводами по работе явились следующие.Основными подходами, которые определяют межнациональные отношения, являются подходы в рамках взаимодействия этнических групп. В политологии используется и институциональных подход, к межнациональным отношениям подразумевающий этнокультурную модель на основе политико-управленческих процессов. За теоретическую основу институциональной характеристики межнациональных отношений взят подход А.Лейпхарта, основанный на демократии в многосоставных обществах. В основе концепции лежит понимание того, что в многосоставных обществах с ярко выраженной этнической структурой важное значение имеет сотрудничество элит.К основным уровням межнациональных отношений относятся: уровень общественного взаимодействия, то есть между различными этносами в общественных сферах; межличностное общение; властных отношений, на основе конкретных политико-управленческих институтов. Формами межнациональных отношений являются: мирное существование и межнациональный конфликт. К видам можно отнести межнациональные отношения в русле конкретной политики: плавильного котла, мултикультурной, национализма, шовинизма, сепаратизма и др. В современных демократиях государства стараются снизить уровень радикализма, в связи с чем, внедряют в практику мультикультурные модели взаимодействия.Анализ статистических показателей указывает на динамику роста населения в последние годы в РД. Население РД составляет 2 % от населения РФ. Большая часть населения проживает в сельской местности. Этнический состав РД не имеет четких границ в пределах различных районов. РД это многонациональная республика, где проживает множество нардов. Доминирующими этническими группами являются аварцы, даргицны, кумыки, лезгины. 94 % населения являются мусульманами, что определяет специфику этнокультуры республики. Ислам выступает ключевым фактором формирования этнокультурных особенностей данной республики.Общественные отношения охватывают достаточно большой круг сфер влияния этнической направленности, что ведет как к мирному сотрудничеству и взаимодействию между народами РД, так и к конфратнации и межнациональным конфликтам, Наиболее острые вопросы это отсутствие религиозного единения этносов Южного Дагестана, а также разность подходов к роли религии, этнического фактора и решению земельных вопросов между равнинными этносами и горскими народами РД.РД является многосоставным обществом, этнокультурные традиции которого глубоко укоренены. В рамках формирования государственного аппарата действует две тенденции назначение от центра и этноквотирование в республике. Анализ развития политико-управленческой системы РД показывает, что у власти стоят различные представители этнических групп. При этом разность этносов в политики позволяет снизить социальную и политическую напряженность в рамках межнациональных отношений.В целом стоит выделить следующие группы проблем:1. Проблема изменения национальной политики как залога нормальных межнациональных отношений. 2. Нерегулируемая внутренняя миграция. 3. Высокий уровень безработицы и иные социально-экономические факторы, влияющие на межнациональыне отношения, например, земельный вопрос. 4. Муниципальная власть не справляется на местах с возложенными задачами межнационального регулирования. 5. Отсутствие стратегий предупреждения конфликтов на национальной почве. 6. Межнациональная напряженность носит латентный характер. 7. Увеличение приверженцев радикализма и экстремизма как источник напряжения. 8. Отсутствие толерантного воспитания и культуры межнационального общения. 9. Игнорирование прав национальных меньшинств в процессе решения наиболее важных и принципиальных вопросов РД. 10.В результате ущемления прав меньшинств и на фоне ухудшающегося социально-экономического положения РД увеличивается отрыв власти от населения. В рамках перспектив развития межнациональных отношений в РД в краткосрочной перспективе видится новый курс политики в связи с выборами Президента РФ и возможно уделение большего внимания национальным проблемам Северного Кавказа. В РД оснонвыми регуляторами межнациональных отношения являются не только институты власти, но и общественные институты, такие как семья, школы, а также духовные учреждения. Несмотря на то, что в РД межнациональыне конфликты не носят радикального характера, те не менее, они есть. Во –первых необходимо разрешение проблемы, связанной с увеличением доступа к системе власти национальных меньшинств РД. Во-вторых, это решение земельных вопросов, что приводит к противостоянию горских и равнинных этносов. Решение проблемы видится как в новой национальной стратегии России в отношении РД, так и укрепление координационных и властных полномочий на местах. Основной упор должен быть сделан на регулирование на муниципальном уровне РД. Необходимо в рамках совершенствования:1. Изменить подходы к национальной политике как залога нормальных межнациональных отношений на основе концепции power-sharing . 2. Урегулировать внутреннюю миграцию, за счет ужесточения требований к въезду. 3. Разрешить социально-экономические проблемы, путем стратегического подхода. 4. На местном уровне необходима выработка специальных программ, учитывающих особенности только конкретной территории, а не всей РД как это было ранее в реализованной стратегии. 5. Разработка стратегий предупреждения конфликтов на национальной почве. 6. Усилить работу муниципалитетов по разрешению конфликтов на территориальном уровне особый контроля для приграничных районов. 7. Работа духовных лиц по снижению напряженности и радикализма. 8. Усиление толерантного воспитания и культуры межнационального общения. 9. Создание механизма учета прав национальных меньшинств в процессе решения наиболее важных и принципиальных вопросов РД. 10.Снизить отрыв власти от населения, за счет формирования новой политической элиты, вхождения в политику молодежи, более молодого поколения. Библиографический списокКнигиАрутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология - М.: Аспект Пресс,2009. – 271с.Ас-Сухейми, Салих. Основы веры в свете Корана и сунны/ Салих ас-Сухейми, Абд-ар-Раззак аль-Бадр, Ибрахим ар-Рухейли / [пер. с араб. Э. Кулиева] / [под.ред. А. Н. Факихи, А. аль-Гамиди]. – М. : Издатель Эшаев, 2008. – 288 с.Бурдье П. Социология политики. М., 2011. – 336 с.Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2012. – 183 с.Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2011.- 764 с.Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2008. – 376 с.Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.: PerSe, 2012. – 416 с.Красиков В.И. В экстриме. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. – М., 2014. – 496 с.Лейпхарт А. 1997. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование (пер. с англ. под ред. А.М. Салмина, Г.В. Каменской). М.: Аспект Пресс. 1997. -287 с.LejphartA. Demokratijavmnogo-sostavnyhobshhestvah: sravnitel’noeissledovanie. Moscow, Izd-voAspektPress. 1997. – 287 с.Мельник В.А.«Современный словарь по политологии. – Минск: Книжный Дом, 2004. – 640 с.Миллер А.И. Империя Романовых и национализм. М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 248 с.Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / под ред. Н.А. Тройницкого. Т.LXII: Дагестанская область. СПб., 1905. – 42 с.Смит Э. Нации и национализм – пер. с англ. – М., 2010. – 416 с.Стародубровская И.В., Соколов Д.В. Истоки конфликтов на Северном Кавказе. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 280 с.Хантингтон С. Кто мы? М.: АСТ, - 2008. – 635 с.Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2012. – 148 с.Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2013.– 148 с.Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2014.– 148 с.Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2015.– 148 с.Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2016. – 192 с.Нормативно-правовые актыКонституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 г. // СЗ РФ 2003. № 7. ст. 503.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 1993 г. // Российская газета 1993 – 25 декабряДиссертацииМусаева С.И. Межнациональные отношения в Дагестане (история и современность): диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Махачкала, 2001. – 586 с.Рамазанова Д.Ш. Актуальные проблемы межнациональных отношений в Республике Дагестан и роль органов государственной власти в их регулировании: диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Махачкала, 2000. – 162 с.Электронные ресурсыДуарова М.Х. Характерные особенности процесса проникновения ислама в область религиозных верований народов Северного Кавказа. [Электронный ресурс]:http://archivesjournal.ru/?p=709Ислам // [Электронный ресурс]: https://archive.is/20130706052037/http://religio.rags.ru/religios/3.phpКисриев Э. Дагестан: причины конфликтов и факторы стабильности. [Электронный ресурс] : http://podelise.ru/docs/index-24877095- 1.htmlМежрелигиозный совет России // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/Население Республики Дагестан // Дагестанстат [Электронный ресурс]: http://dagstat.gks.ruОперативные данные Росстат 2017 // Дагестанстат [Электронный ресурс]: http://dagstat.gks.ruОсновы социальной концепции РПЦ // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/materials/promotion/promotion_9.htmlРемизов М. Гражданское и этническое Типы национализма // [Электронный ресурс]: http://www.apn.ru/publications/article26621.htmРеспублика Дагестан. Факты // [Электронный ресурс]: http://nazaccent.ru/geo/dagestan/Социальная доктрина российских мусульман // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/materials/promotion/promotion_10.htmlЧисло религиозных организаций в Республике Дагестан // [Электронный ресурс]: http://dagstat.gks.ruЧотаева Ч. Ислам: религия, традиция или цивилизация // [Электронный ресурс]: http://www.ca-c.org/journal/2003/journal_rus/cac-06/07.chotru.shtmlWhat is multiculturalism? //URL: https://www.dss.gov.au/our-responsibilities/settlement-and-multicultural-affairs/programs-policy/a-multicultural-australia/national-agenda-for-a-multicultural-australia/what-is-multiculturalismWritten By Muhammad Al Ikhlas Melting Pot VS Salad Bowl: An Illustration of Cultural Diversity in United States of America// URL: https://irdefense22012.wordpress.com/2014/07/14/melting-pot-vs-salad-bowl-an-illustration-of-cultural-diversity-in-united-states-of-america/СтатьиАдиев А.З. Этническое квотирование в Дагестане: проблемы функционирования неформального политического института // Сборник научных статей института социальных исследований ИНГГУ 2016. С. 6-15. Алигаджиева М.А. Элитогенез в политическом поле Дагестана. – Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2014. № 164. С. 167-172. Бардаков А.И., Поломошнов А.Ф., Гурбанов Э.А.О. Ислам – политический и социально-культурный фактор развития Северного Кавказа // Исламоведение. 2012. № 2. С. 19-21.Бурганова И.Н. Политика мультикультурализма в ЕС в условиях мигрантского кризиса // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 8. № 2. С. 195-198.Вавилина Е.А. Модель power-sharing как инструмент урегулирования этнополитических конфликтов // Вестник Пермского университета. СерияПолитология. 2015. №1. С. 93–109.Галбацев С.М. Межнациональные отношения в Республике Дагестан // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 146-148. Джабраилов Ю.Д. Ислам и этничность в Дагестане: особенности взаимовлияния (на основе экспертного опроса) // Власть. 2017. Т. 25. № 11. С. 102-106. Джаримок З. Северный Кавказ в формате концепции устойчивого развития 2007 - № 5. С. 14-17.Ибрагимов К.М. Этническая составляющая политических процессов в Республике Дагестан в постсоветский период // Власть 2013. № 2. С. 195-197. Cederman L.-E. at al. Territorial Autonomy in the Shadow of Conflict: Too Little, Too Late? // American Political Science Review. 2015. Vol. 109. №2. Р. 354–370.Lijphart A. The wave of power-sharing democracy // The architecture of democracy: constitutional design, conflict management, and democracy / A. Reynolds (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2002. Р. 267-292.Лях К.И. Функционалистская теория национализма Э.Геллнера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 11-1 (49). С. 125-128.Магомедов Р.Р. Ислам в Дагестане: история и современность //В сборнике: Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развитии. Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 125-летию медресе «Хусаиния» и 25-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». 2017. С. 97-100. Магомедханов М.М. Этнокультурный облик гродов Дагестана (конец XIX –начала ХХ вв.) // Успехи современной науки. 2016. Т. 7. № 11. С. 34-37.Мирзаев М.А. Проблемы, препятствующие реформированию местного самоуправления в республиках Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Дагестанского государственного университета 2011 . № 2. С. 123-125Рамазанова Д.Ш. Национальные меньшинства в системе межнациональных отношений Дагестана // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 211-219. Рамазанова Д.Ш. О политическом конструировании советских национальностей и народностей Дагестана (по материалам архивных исследований) // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 150-166. Рамазанова Д.Ш. Языковая политика в Дагестане: исторический аспект //Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 169-174. Савинов Л.В. Миграция как фактор этнополитики в Сибирском федеральном округе. – Вестник российской нации. 2016. № 2. С. 142-153. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Лидерство как инструмент эффективного управления // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 5 (96).С. 105-108.Тишков В. А. // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1996. № 100. С. 6-9.Фалалеева И.Н. Регулирование межнациональных отношений при формировании региональных органов государственной власти // Власть. 2011. № 11. С. 53-58. Чалбаева Е.В. Право этноса и нации на самоопределение: теоретико-методологические проблемы // Человеческий капитал. 2013. № 1 (49). С. 95-97.Шахбанова М.М. Межнациональные отношения в Республике Дагестан: состояние и тенденции // Вестник института археологии и этнографии 2017. № 3. С. 152-163.
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология - М.: Аспект Пресс,2009. – 271с.
2. Ас-Сухейми, Салих. Основы веры в свете Корана и сунны/ Салих ас-Сухейми, Абд-ар-Раззак аль-Бадр, Ибрахим ар-Рухейли / [пер. с араб. Э. Кулиева] / [под.ред. А. Н. Факихи, А. аль-Гамиди]. – М. : Издатель Эшаев, 2008. – 288 с.
3. Бурдье П. Социология политики. М., 2011. – 336 с.
4. Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2012. – 183 с.
5. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2011.- 764 с.
6. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2008. – 376 с.
7. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.: PerSe, 2012. – 416 с.
8. Красиков В.И. В экстриме. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. – М., 2014. – 496 с.
9. Лейпхарт А. 1997. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование (пер. с англ. под ред. А.М. Салмина, Г.В. Каменской). М.: Аспект Пресс. 1997. -287 с.
10. Lejphart A. Demokratija v mnogo-sostavnyh obshhestvah: sravnitel’noe issledovanie. Moscow, Izd-vo Aspekt Press. 1997. – 287 с.
11. Мельник В.А.«Современный словарь по политологии. – Минск: Книжный Дом, 2004. – 640 с.
12. Миллер А.И. Империя Романовых и национализм. М.: Но¬вое литературное обозрение, 2008. – 248 с.
13. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / под ред. Н.А. Тройницкого. Т.LXII: Дагестанская область. СПб., 1905. – 42 с.
14. Смит Э. Нации и национализм – пер. с англ. – М., 2010. – 416 с.
15. Стародубровская И.В., Соколов Д.В. Истоки конфликтов на Северном Кавказе. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 280 с.
16. Хантингтон С. Кто мы? М.: АСТ, - 2008. – 635 с.
17. Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2012. – 148 с.
18. Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2013. – 148 с.
19. Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2014. – 148 с.
20. Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2015. – 148 с.
21. Численность населения по муниципальным образованиям. Росстат – М., 2016. – 192 с.
Нормативно-правовые акты
22. Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 г. // СЗ РФ 2003. № 7. ст. 503.
23. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 1993 г. // Российская газета 1993 – 25 декабря
Диссертации
24. Мусаева С.И. Межнациональные отношения в Дагестане (история и современность): диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Махачкала, 2001. – 586 с.
25. Рамазанова Д.Ш. Актуальные проблемы межнациональных отношений в Республике Дагестан и роль органов государственной власти в их регулировании: диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Махачкала, 2000. – 162 с.
Электронные ресурсы
26. Дуарова М.Х. Характерные особенности процесса проникновения ислама в область религиозных верований народов Северного Кавказа. [Электронный ресурс]:http://archivesjournal.ru/?p=709
27. Ислам // [Электронный ресурс]: https://archive.is/20130706052037/http://religio.rags.ru/religios/3.php
28. Кисриев Э. Дагестан: причины конфликтов и факторы стабильности. [Электронный ресурс] : http://podelise.ru/docs/index-24877095- 1.html
29. Межрелигиозный совет России // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/
30. Население Республики Дагестан // Дагестанстат [Электронный ресурс]: http://dagstat.gks.ru
31. Оперативные данные Росстат 2017 // Дагестанстат [Электронный ресурс]: http://dagstat.gks.ru
32. Основы социальной концепции РПЦ // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/materials/promotion/promotion_9.html
33. Ремизов М. Гражданское и этническое Типы национализма // [Электронный ресурс]: http://www.apn.ru/publications/article26621.htm
34. Республика Дагестан. Факты // [Электронный ресурс]: http://nazaccent.ru/geo/dagestan/
35. Социальная доктрина российских мусульман // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/materials/promotion/promotion_10.html
36. Число религиозных организаций в Республике Дагестан // [Электронный ресурс]: http://dagstat.gks.ru
37. Чотаева Ч. Ислам: религия, традиция или цивилизация // [Электронный ресурс]: http://www.ca-c.org/journal/2003/journal_rus/cac-06/07.chotru.shtml
38. What is multiculturalism? //URL: https://www.dss.gov.au/our-responsibilities/settlement-and-multicultural-affairs/programs-policy/a-multicultural-australia/national-agenda-for-a-multicultural-australia/what-is-multiculturalism
39. Written By Muhammad Al Ikhlas Melting Pot VS Salad Bowl: An Illustration of Cultural Diversity in United States of America// URL: https://irdefense22012.wordpress.com/2014/07/14/melting-pot-vs-salad-bowl-an-illustration-of-cultural-diversity-in-united-states-of-america/
Статьи
40. Адиев А.З. Этническое квотирование в Дагестане: проблемы функционирования неформального политического института // Сборник научных статей института социальных исследований ИНГГУ 2016. С. 6-15.
41. Алигаджиева М.А. Элитогенез в политическом поле Дагестана. – Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2014. № 164. С. 167-172.
42. Бардаков А.И., Поломошнов А.Ф., Гурбанов Э.А.О. Ислам – политический и социально-культурный фактор развития Северного Кавказа // Исламоведение. 2012. № 2. С. 19-21.
43. Бурганова И.Н. Политика мультикультурализма в ЕС в условиях мигрантского кризиса // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 8. № 2. С. 195-198.
44. Вавилина Е.А. Модель power-sharing как инструмент урегулирования этнополитических конфликтов // Вестник Пермского университета. Серия Политология. 2015. №1. С. 93–109.
45. Галбацев С.М. Межнациональные отношения в Республике Дагестан // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 146-148.
46. Джабраилов Ю.Д. Ислам и этничность в Дагестане: особенности взаимовлияния (на основе экспертного опроса) // Власть. 2017. Т. 25. № 11. С. 102-106.
47. Джаримок З. Северный Кавказ в формате концепции устойчивого развития 2007 - № 5. С. 14-17.
48. Ибрагимов К.М. Этническая составляющая политических процессов в Республике Дагестан в постсоветский период // Власть 2013. № 2. С. 195-197.
49. Cederman L.-E. at al. Territorial Autonomy in the Shadow of Conflict: Too Little, Too Late? // American Political Science Review. 2015. Vol. 109. №2. Р. 354–370.
50. Lijphart A. The wave of power-sharing democracy // The architecture of democracy: constitutional design, conflict management, and democracy / A. Reynolds (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2002. Р. 267-292.
51. Лях К.И. Функционалистская теория национализма Э.Геллнера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 11-1 (49). С. 125-128.
52. Магомедов Р.Р. Ислам в Дагестане: история и современность //В сборнике: Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развитии. Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 125-летию медресе «Хусаиния» и 25-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». 2017. С. 97-100.
53. Магомедханов М.М. Этнокультурный облик гродов Дагестана (конец XIX –начала ХХ вв.) // Успехи современной науки. 2016. Т. 7. № 11. С. 34-37.
54. Мирзаев М.А. Проблемы, препятствующие реформированию местного самоуправления в республиках Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Дагестанского государственного университета 2011 . № 2. С. 123-125
55. Рамазанова Д.Ш. Национальные меньшинства в системе межнациональных отношений Дагестана // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 211-219.
56. Рамазанова Д.Ш. О политическом конструировании советских национальностей и народностей Дагестана (по материалам архивных исследований) // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 150-166.
57. Рамазанова Д.Ш. Языковая политика в Дагестане: исторический аспект //Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 169-174.
58. Савинов Л.В. Миграция как фактор этнополитики в Сибирском федеральном округе. – Вестник российской нации. 2016. № 2. С. 142-153.
59. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Лидерство как инструмент эффективного управления // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 5 (96).С. 105-108.
60. Тишков В. А. // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1996. № 100. С. 6-9.
61. Фалалеева И.Н. Регулирование межнациональных отношений при формировании региональных органов государственной власти // Власть. 2011. № 11. С. 53-58.
62. Чалбаева Е.В. Право этноса и нации на самоопределение: теоретико-методологические проблемы // Человеческий капитал. 2013. № 1 (49). С. 95-97.
63. Шахбанова М.М. Межнациональные отношения в Республике Дагестан: состояние и тенденции // Вестник института археологии и этнографии 2017. № 3. С. 152-163.