Художественная лаковая миниатюра в культуре XX-века.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 31 31 страница
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 21.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Возникновение художественной лаковой миниатюры 8
Глава 2. Художественная лаковая миниатюра периода XX столетия до 1941 года 11
2.1. Особенности Федоскинской миниатюры первой половины XX века 11
2.2. Формирование Мстерской лаковой миниатюры 14
2.3. Появление Холуйской лаковой миниатюры 16
2.4. Становление Палеха как художественного центра лаковой миниатюры 19
Глава 3. Художественная лаковая миниатюра периода Второй мировой войны и послевоенного времени 22
3.1. Ведущие мастера Федоскинской миниатюры второй половины XX века 22
3.2. Мстерская лаковая миниатюра второй половины XX столетия 24
3.3. Холуйская лаковая миниатюра в послевоенное время 26
3.4. Палехская миниатюра 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Фрагмент для ознакомления

Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основной темой их творчества служила природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.В настоящее время традиции федоскинской миниатюры продолжают развиваться. Зачастую это самобытные художники, среди которых можно отметить Г. И. Ларишева, А. А. Толстова, А. И. Козлова, С. И. Козлова, Ю. В. Карапаева, Н. М. Солоникина, В. Д. Антонова, С. С. Чистова, Е. Ю. Хомутинникову, О. Д. Сенько. Федоскинской миниатюрой увлекается и молодое поколение художников:Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана , Михаил Шелухин и др.3.2. Мстерская лаковая миниатюра второй половины XX столетияОсновные особенности стиля мстерских лаков определились в период с 1930-х по 1950-е гг. Как и в Палехе, здесь сохранились многие традиции русской иконописи. Но древние мотивы изменили свою символическую сущность, наполнились новым содержанием и слились с образами, рожденными современной эпохой. Художники Мстеры предпочитали изображать реальных людей в их действительной обстановке: крестьянские работы, лесозаготовки, рыбную ловлю, тихие деревенские будни, каждый раз находя свой образный строй миниатюры и условный изобразительный язык.Вместе с бытовым жанром, искусство Мстеры охватило сказку, былину, песню, литературное произведение.Как и в других центрах лаковой миниатюры, здесь отдали дань революционной и военной темам, воплощая их в росписи средствами, унаследованными от повествовательности древнерусского искусства. Также здесь прослеживается увлечением станковизмом. Хранителями традиции выступали И. Н. Морозов (1884-1982) и И.А.Фомичев (1890-1972).Художник Е.В. Юрин в своем творчестве продолжал развитие орнаментального направления.В Мстере сохранилась особая роль пейзажа в миниатюре и своеобразие колорита. Композиция миниатюры часто строится в пейзаже, на цветном фоне. Это даже не пейзаж, а скорее его поэтический образ, словно увиденный с большого расстояния, когда многие детали неразличимы. Среди художников поколения 1960-1970 гг. отметим Л.А.Фомичева,Н. И.Шишакова, В.И. Корсакова и другие. В настоящее время мстерскую миниатюру можно охарактеризовать новаторскими поисками и развитием традиций древнерусского искусства. В послевоенные годы прослеживаются новые композиционные приемы, широта тематики, внимание к человеку, к современности. Также отметим активную роль пейзажа в композиционном решении. Применение естественных красителей придает уникальность колориту живописных произведений.3.3. Холуйская лаковая миниатюра в послевоенное времяВ конце 50-х и 60-х годов XX столетия наблюдается творческий подъем холуйской лаковой миниатюры. В трактовке образа человека доминируют реалистические основы. Среди известных мастеров стоит отметить имена В. Д. Пузанова-Молева («Волга»), а также более молодых художников: В.А. Белова, Н. И. Бабурина, Б. В. Тихомирова и других.Для росписи данного периода характеры декоративные приемы композиций, обобщенные образы древнерусской архитектуры. Некоторые работы выполняли с натуры, что отличаетданную живопись от других художественных центров. Также часто художники прибегали к символическому решению космических тем.3.4. Палехская миниатюраНепростым был период 1940-1950-х годов в развитии палехской миниатюры. Безусловно, сменилась тематика сюжетов. Среди характерных особенностей этого периода выделим станковизм композиций, натурализм и борьбу за сохранение традиций.В данный период особое место занимает творчество А. А. Сотухиной (ларец «Защита Сталинграда» 1946 года), П. Ф. Чалунина («Бой Пересветас Челубеем» 1946 года) и Г. М. Мельникова.В середине XX столетия лаковая миниатюра, как и другие виды искусства, направлены на поднятие боевого духа граждан и изображение историко-героических образов.Примером служат работы: панно «3а власть Советов» 1961-1962 гг. В период 1950- х гг. находят место и лирические сюжеты (Т.М. Зубкова «Лучше нету того цвету» 1954 г., «Над селом опускается вечер» 1969 г.). Сказочно-былинная тема остается классикойПалеха в работах И. П. Вакурова, Г.М. Мыльникова и других мастеров.1960-1970 годы характеризуются поисками нового. Этот сложнейший живописный процесс прослеживается и в станковой живописи. В художественной лаковой миниатюре распространение получаютпанно для интерьера, появляется применение белого фона, элементов стилизации. Работы мастеров Палеха используются в театре (оформление оперы «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Кащей бессмертный»), в книжной графике (оформление книги А. Никитина «Хождение за три моря»).В настоящее время тематика Палеха значительно расширилась и, можно сказать, вернулась в истокам. Так, основными сюжетами служат русские былины, сказки, песни, исторические и бытовые сюжеты, пейзаж. Особое место занимают пушкинские темы, но есть обращения и к другим литературным произведениям. Для любой темы характерным остается одно – сказочность, необычность, восторженность ощущения и переживания бытия, приподнятость над реальностью, любовь к родному краю, его истории. Неизменное присутствие в них позитивного, оптимистичного, бодрости духа, любви к жизни. Особое значение имеет народное искусство Палеха среди современной молодежи. В настоящее время проводится много культурных мероприятий, помогающих педагогам в воспитательной работе. Палех представляется на художественных выставках как в России, так и за рубежом, издаются альбомы, каталоги, буклеты. Жизнь промысла освещается в местной прессе. Таким образом, в заключении данного раздела подчеркнем ценность лаковой росписи Палеха – искусства, которое остается открытым для диалога, и оказывает огромное влияние на формирование художественного и эстетического вкуса молодого поколения.ЗаключениеВ советский период наиболее полно народное творчество исследовали историки, археологи, искусствоведы, фольклористы, педагоги. Философских обобщений в данной области сделано не было: власти резонно опасались, что философы начнут делать выводы, несовпадающие с решениями последних съездов. В результате сложилась достаточно странная ситуация: многие художественные промыслы были известны всему миру, едва ли не все посещающие страну зарубежные гости считали за счастье приобрести настоящие изделия из Палеха, Хохломы или Гжели, а туристский маршрут по «Золотому кольцу» стал одним из самых популярных в стране, но никаких философских выводов из этих фактов не делалось. Общая теория традиционного искусства в целом и русского народного искусства в частности, не была создана. Теперь только, когда советский период в жизни России стал действительно «историей», настало время объективной оценки этого времени в традиционном прикладном искусстве.Интерес к лаковой миниатюре сохраняется и в настоящее время, однако, произведения не имеют такой большой спрос, как в прошлом столетии. Сохранились четыре художественных центра: Палех, Федоскино, Мстера и Холуй, произведения чьих художников были рассмотрены в данной работе.После революции, когда иконопись оказалась под запретом, художники стали искать вдохновение в лаковой миниатюре, отражая буквально каждый шаг становления новой страны: революцию, войны, эпоху социализма и веру в светлое будущее. Портреты вождей, рабочих − на шкатулках, портсигарах и панно. Так, все эти произведения стали отражением истории России XX века.Визуальные образы, раскрытые в агитационной лаковой миниатюре, рассказывающие об истории агрономии в России в период с 1920 по 1970 годы делают роль образной информации весьма значительной, предполагая в ней определенную смысловую нагрузку. Можно предположить, что визуализация способна выступать в качестве еще одного инструмента работы с историческими данными, что подчеркивает ценность данного вида изобразительного искусства.В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы преемственности национальных традиций, приобщения молодого поколения к отечественному культурному наследию. Богатый опыт многих поколений народных мастеров весьма показательно учит тому, какими путями, способами, методами и обучающими приемами следует воспитать и обучать подрастающее поколение, - рассуждают современные специалисты.Многолетний опыт трудового и эстетического воспитания ряда поколений дал народной педагогике своеобразные формы и методы сохранения и творческого продолжения традиций народной художественной культуры, что приобретает особое значение в практической деятельности по художественному образованию и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.Важно в настоящее время уделять этому особое внимание также как и в годы прошлого столетия под натиском исторических событий мастера сохранили художественные особенности своего региона.Список используемой литературыБатажкова В. Н. Народное искусство. Программа для студентов ФТИИ. СПб.: Институт им. И. Е. Репина, 2009. – 18 с.Бакушинский А.В.и Василенко В.М. Искусство Мстеры. М.-Л., 1934.Белов М. С. Исчезающие художественные промыслы Ивановского региона. Монография. Шуя: Шуйский гос. пед. университет, 2012. – 144 с.Бесшапошникова Ю. А. История развития холуйской лаковой миниатюрной живопоси и образования в этой области за период с 1861 по 1943 год. // Научное мнение. - № 6-6. – 2015. – С. 123-126.Журбенко Л. В. Особенности лаковой миниатюры Мстеры. // Научный поиск. - № 2.4. – 2015. – С. 51.Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Ред. и вступ. статья М.А. Тихомировой. Л., 1968.Коромыслов Б. Лаковая миниатюра Мстеры. Л., 1972. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. – 203 с.Лебедев С. В. Традиционное прикладное искусство России в советскую эпоху: успехи и проблемы. // Декоративно-прикладное искусство и образование. - № 1 (8). – 2014. – С. 18-25.Лебедева Т. А. Религиозная тематика в работах художников мстерской лаковой миниатюры. // Образование. Наука. Культура. – 2015. – С. 107-109.Некрасова М.А. Искусство Палеха. М., 1966. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Под ред. М.А. Некрасовой. М., 1985.Павлова О. Г. Русское лаковое искусство: преемственность в развитии от традиции к современности. // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. – 2014. – С.95.Розова Л.К. Искусство Холуйской миниатюры. Л., 1970. . Соболевский Н.Д. Палех. М., 1958.Чижов М. Среди миниатюристов. Л., 1982.Цаценко Л. В., Цаценко Н. А. Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – № 11. – 2015. – С. 260-273.https://tvkultura.ru/article/show/article_id/199392/ (17.02.18.).

Список используемой литературы
1. Батажкова В. Н. Народное искусство. Программа для студентов ФТИИ. СПб.: Институт им. И. Е. Репина, 2009. – 18 с.
2. Бакушинский А.В.и Василенко В.М. Искусство Мстеры. М.-Л., 1934.
3. Белов М. С. Исчезающие художественные промыслы Ивановского региона. Монография. Шуя: Шуйский гос. пед. университет, 2012. – 144 с.
4. Бесшапошникова Ю. А. История развития холуйской лаковой миниатюрной живопоси и образования в этой области за период с 1861 по 1943 год. // Научное мнение. - № 6-6. – 2015. – С. 123-126.
5. Журбенко Л. В. Особенности лаковой миниатюры Мстеры. // Научный поиск. - № 2.4. – 2015. – С. 51.
6. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Ред. и вступ. статья М.А. Тихомировой. Л., 1968.
7. Коромыслов Б. Лаковая миниатюра Мстеры. Л., 1972.
8. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. – 203 с.
9. Лебедев С. В. Традиционное прикладное искусство России в советскую эпоху: успехи и проблемы. // Декоративно-прикладное искусство и образование. - № 1 (8). – 2014. – С. 18-25.
10. Лебедева Т. А. Религиозная тематика в работах художников мстерской лаковой миниатюры. // Образование. Наука. Культура. – 2015. – С. 107-109.
11. Некрасова М.А. Искусство Палеха. М., 1966.
12. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980.
13. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Под ред. М.А. Нек¬расовой. М., 1985.
14. Павлова О. Г. Русское лаковое искусство: преемственность в развитии от традиции к современности. // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. – 2014. – С.95.
15. Розова Л.К. Искусство Холуйской миниатюры. Л., 1970. .
16. Соболевский Н.Д. Палех. М., 1958.
17. Чижов М. Среди миниатюристов. Л., 1982.
18. Цаценко Л. В., Цаценко Н. А. Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – № 11. – 2015. – С. 260-273.
19. https://tvkultura.ru/article/show/article_id/199392/ (17.02.18.).

Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра

издавна существует на этой земле русское декоративное искусство. В залесной северо-востоку от Москвы, тянется от края, ранее называемый суздальским, а впоследствии разделившееся на области - Владимирскую, Ивановскую, Московскую и другие. Именно здесь было создано отдельное русской культуре, развивались на богатые художественные традиции.

Поселок холуй-уголок Ивановской области, воплощение прелести среднерусской природы. Холуй упоминается в исторических источниках как вотчина Троице-сергиевой лавры и Спасо-Ефимиева монастыря и с XVI был адаптирован к иконописному делу.

Сегодня поселок холуй известен как один из центров миниатюрной озеро живопись на папье-маше. Традиции, заложенные в иконах, перешли на лаковую миниатюру и получили новую жизнь. В отличие от современной Холуйской озеро миниатюры заключается в реалистичности изображения, теплоте и доброте человеческой души, которая передается от автора к зрителю. Цвета не яркие, сдержанные, каждая линия композиции несет в себе глубокий смысл. Источником вдохновения для творчества художников идет от окружающей природы.

Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, любви, стихи, истории. Особое место занимает уникальный горизонт. Когда изображение предмета коробка оформляется не плоскостно, а в качестве объекта животных дополняется затейливым золотым орнаментом. Золото также используется в живописи, в живописи. проведена цветов.

Ассортимент продукции разнообразен и включает в себя около 1000 сюжетов и видов изделий. Это v-шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, складни, броши, кулоны и значки.

Искусство озеро миниатюры Холуя - оригинальное и интересное направление в русском декоративно-v слой искусства.

В XVIII-XIX века, предметы из папье-маше, украшенные озеро миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до политиков. Их декоративные украшения и красивые сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

массовое производство этих изделий началось в 1795 году, когда московский купец П. И. Коробов в подмосковном селе, (ныне Федоскино) основал фабрику лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он удалился несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой фабрики озеро И. Штобвассера и с их помощью в производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше. Они коробки, украшенные простым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. В фотографии, как правило, разнообразные события новейшей истории - эпизоды войны 1812 года, военных действий против турок.