Агитационная лаковая миниатюра
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 21.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. История агитационной лаковой миниатюры 6
Глава 2. Приемы, используемые в написании агитационной лаковой миниатюры и характерные черты агитлака 12
Глава 3. Основные сюжеты агитационной лаковой миниатюры 19
Заключение 27
Библиографический список 29
При этом лица можно назвать миловидными, характерно что лица почти не напряжены, хотя один из бойцов замахивается гранатой, второй (или вторая?) добивает немца штыком, а третья уже, кажется, и добила. Да и пылающие за спиной танки не слишком беспокоят бесстрашных героев. А дальше следует любимые палешанами переплетение были и небыли, и иносказательность сюжета, огонь расходится мыльными пузырьками по весеннему пейзажу, в котором сквозь пестрый травостой пробиваются белые цветы. Правда, пламя слегка задевает ветки деревца, но и это придает ему нарядность: полыхающие зеленые листья напоминают перья сказочной Жар-птицы. В первые мирные послевоенные десятилетия многие мастера палешане наносили на предметы различные батальные сцены, как недавно окончившейся Второй мировой войны, так и других великих сражений, прославивших русскую армию. Так чрезвычайно популярными и полезными для поднятия патриотического духа считались образы защитников земли русской. Известными миниатюрами этого времени являются «Битва предков за Русскую землю» Н. Зиновьева, «Наши предки» А. Куркиной, «История Москвы» А. Дыдыкина, «Русские полководцы» А. Ватагина.Много работ выполнено на тему польской интервенции и освобождения русского народа от поляков, так как они косвенно перекликались и с освобождением от фашистских захватчиков, и защитой своей страны. Известны работы А. Ватагина «Козьма Минин», Н. Голикова «Иван Сусанин».Популярен был в этот период образ белого голубя символизировавший «мир во всём мире» На многочисленных лаковых изделиях на тему защиты мира, голубь включался в идущий по краям композиции орнамент («За мир!» А. Котухина (1952 г.)), бывали случаи, что сюжет миниатюры был светский, а орнамент по краю агитационного направления. (К. Мызников «Три сестры» (1947 г.)). Характерным сюжетом периода 30-50е гг. используемым в агитлаке является символический образ «гениального» вождя, в этом отношении активно используется образ В. Ленина. Он предстает в агитлаке одновременно «простым» и «гениальным» человеком. Такое же «мистическое» толкование в этот же период, до развенчивания «культа личности» предполагает и образ И. В. Сталина. Но стоит отметить, что с самого начала, образ Иосифа Виссарионовича не подразумевает подчеркивания каких-либо его «человеческих» качеств (например, какой-либо «простоты»). Агитационные образы вождей в 1930-1950-е годы, предполагают символическое решение, которое постепенно «размывает» индивидуальные черты своего оригинала, превращаемого из самого себя в собственный отвлеченный «символ». Но со второй половины 1950-х гг. ленинский образ в советской лаковой миниатюре, вобрав в себя характерные черты «простого» В. И. Ленина и избавившись соседства со И. В. Сталиным, начинает подразумевать в основном его «человеческую» сущность. При этом требования реалистичности при изображении В. И. Ленина многократно увеличиваются. Вместе с тем, черты вождя – революционного «символа» сохраняются и далее, давая знать о себе во многих работах этого периода. Стоит отметить, что 50-е г ХХ столетия, по мнению многих искусствоведов, являются кризисным периодом для лаковой миниатюры в целом, и агитационной в частности. В это время миниатюра утратила свои характерные черты романтичность, иносказательность и возвышенную изысканность, так как мастера стали стремиться к чрезмерной реалистичности, которая вытеснила классическое палехское видение мира. Стремление к правдоподобности обуславливалось необходимостью более точного раскрытия образов и сюжета. А часто и для защиты от неправильного истолкования сюжета, для того что бы обезопасить мастера от гнева власти. Ведь мастерам постоянно напоминали об иконописном прошлом их промысла, поэтому достаточно часто приходилось просто копировать стиль социалистического реализма, принятый в станковой живописи. Известно, что Максим Горький, бывший поклонником палехской миниатюры, и оттого неравнодушный к судьбе палешан, даже снабдил село большим количеством альбомов шедевров мирового искусства. Для работ этого периода характерны монументальность, парадность, украшательство близкое к пафосу. Пожалуй, это время можно назвать периодом самого мощного государственного влияния на народное искусство. Однако такие новаторские нотки, как уже сказано было выше, противоречили самой специфике палехской лаковой миниатюрыТак в работе А. Ковалева «Расцветай, земля колхозная»(рис. 5) отчетливо наблюдается влияние советской идеологии на художников-палешан.Эта работа излишне реалистична, слишком ярка, в ней отсутствует утонченность и изысканность. Зато сделана попытка охватить как можно больше сфер жизни колхозника, впрочем, стоит отметить, такая перегруженность деталями характерна для работ того времени. При этом на тарелке отсутствует традиционная для Палеха проработка неба, позолота. Все то что делало палехскую миниатюру узнаваемым брендом. Рисунок 5. А. Ковалев. Расцветай, земля колхозная. Декоративная тарелка (1955 г)Зато в 60-е годы, художники переосмыслили творчество, и снова стали писать в традициях старой школы. Монументальность, пафосность и избыточная натуралистичность больше не в почете. В агитлак возвращаются традиционные возвышенность и романтическая дымка. Лаковая миниатюра, созданная художниками-палешанами вновь становится поэтичной и иносказательной. В этот период мастера вдохновляются современными песнями, в умело переплетают традиционные фольклорные сюжеты с современной жизнью. В работах палешан находят отражения прежде всего социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос. При этом в агитационных образах орнамента достаточно часто используются советские ордена. Так, в праздничном номере палехской газеты «Призыв» (от 28.10.1968), посвящённом 50-летию «пятиорденоносного комсомола», первая страница имеет богатое орнаментальное обрамление (Ю. А. Бровкина и Б. Н. Кукулиева), исполненное в виде 5 орденов, соединённых друг с другом красными колосьями пшеницы. Следующий период, это 1970-е гг, снова характеризуется орнаментальной «пышностью» в лаковых промыслах. Эта тенденция начинается с начала 70-х (ларец А. В. Ковалёва «Песня о В. И. Ленине» 1958-1959 г.), и сохраняется до конца 1980-х годов (шкатулка С. И. Каманина «Красная кавалерия» 1989 года). Таким образом, агитлак воспевает все стороны советской жизни, и имеет склонность к наиболее значимым для эпохи событиям. Кроме того, испытывает на себе влияние идеологии власти. Чаще всего в сюжетах агитлака встречаются революционные сцены, сюжеты Великой Отечественной войны, коллективизация и ее успехи, здесь можно выделить аграрное направление, и покорение космоса. ЗаключениеАгитационная лаковая миниатюра, это детище мастеров-иконописцев, оставшихся после прихода советской власти без работы. Несмотря на свою популярность среди иностранцев, все время своего существования агитлак «с крестьянами и рабочими с лицами святых» то предавался гонениям, то снова был обласкан властями. Сам термин агитлак был придуман известным адвокатом, коллекционером А. Добровским, по ассоциации с уже имеющимися в широком употреблении терминами агиттекстиль и агитфарфор. Агитационную лаковую миниатюру можно по праву считать продолжением древней иконописной традиции палехских мастеров иконописцев. Не изменилась техника работы, порядок наложения слоев, материалы и методы работы. Все так же имеют значение кисти, крастки и пордок наложения слоев. Не изменилась и доводка работы, полировка салом и волчьим зубом.Так же достаточно слабые изменения претерпела техника росписи, она все так же близка к иконописной традиции. Однако изменилась фигурность композиции, варианты компоновки фигур в композиции, хотя прослеживается древнерусская иконописная традиция компоновки фигур вокруг центральной, на иконах это святые. В агитлаке вожди и герои. У агитационной лаковой миниатюры есть важная характерная черта отсутствие утонченности, ей на смену пришла пафосность, и перенасыщенность мелкими деталями, в том числе текстами гимнов и речей вождей. Это во многом объясняется влиянием времени, и одновременно является способом защиты художников от гонений власти. Сюжеты, которые художники наносят на изделия из папье-маше воспевают все стороны советской жизни. Как правило популярны те сюжеты, которые отражают достижения и чаяния советской власти в определенный период. Кроме того, агитлак постоянно испытывает на себе влияние идеологии власти. Чаще всего в сюжетах агитлака встречаются революционные сцены, сюжеты Великой Отечественной войны, коллективизация и ее успехи, здесь можно выделить аграрное направление, и покорение космоса. Таким образом, агитационная лаковая миниатюра является уникальным явлением искусства советского времени. Которое требует всестороннего изучения и искусствоведческой оценки. Библиографический списокБударина С. Палехская миниатюра. Народный промысел в посёлке Палех. URL: http://fb.ru/article/162135/palehskaya-miniatyura-narodnyiy-promyisel-v-pos-lke-paleh (дата обращения 18.02.2018).Гершкович Е., Алленова Е. Лакированная война. URL: http://artguide.com/posts/808?page=33 (дата обращения 17.02.2018).Искусство лаковой миниатюры. URL: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=1995 (дата обращения 17.02.2018).Ключикова В. Б., Чаус Н.В.К вопросу о реализации туристского потенциала палехского промысла // Сервис +. 2013. №2. С.48-51.Колесова О. А. Палех и палешане. Путеводитель. – Иваново: ИД “Референт”, 2010. – 156 стр.Кравецкий А. Иконы советского стиля. URL: https://grimnir74.livejournal.com/6806348.html (дата обращения 18.02.2018).Лавров Д. «Сакральное небо» как агитационный образ в палехской лаковой миниатюре 1920–1970-х годов//Проблемы искусства ХХ-начала ХХI в.- 2015.- № 3-4.- С. 396-407.Лавров Д. Е. Агитационные образы в советской лаковой миниатюре 1920-1980-х годов: диссертация на соиск. уч. степ. канд. искуствовед. н. ( 17.00.09) / Лавров Дмитрий Евгеньевич;[Место защиты: Российский институт истории искусств].- Санкт-Петербург, 2016 - 337 c. URL: http://www.dslib.net/teoria-kultury/agitacionnye-obrazy-v-sovetskoj-lakovoj-miniatjure-1920-1980-h-godov.html (дата обращения 17.02.2018).Лавров Д.Е. Агитационные образы в советской лаковой миниатюре 1920-1980 х годов: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искуствовед. н. (17.00.09)/ Дмитрий Евгеньевич Лавров.- СПб.: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет».- 2016. 19 с.Лавров Д.Е. Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2014. №4. С.107-112.Лаковый промысел. Палех. Мстёра. Холуй. URL: https://studfiles.net/preview/3192626/ (дата обращения 17.02.2018).Лупан-Хромцов С. С. Традиция в художественной системе народных промыслов на примере Палеха и Мстеры // Дискуссия. 2012. №9. С.28-30.Львов. И. Палехский агитлак: как пионеры судили Бабу-Ягу, а Садко воспевал индустриализацию. URL: http://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=157352 (дата обращения 16.02.2018).Палехская лаковая миниатюра. URL: http://ru.russianarts.online/crafts/6789-palexskaya-lakovaya-miniatyura/ (дата обращения 16.02.2018).Пирогова Л. Русские лаки// Наше наследие.- 2004.- № 74.- URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7205.php (дата обращения 16.02.2018). Тихомирова А. Мастер-класс сусальное золото Палеха // Прямые инвестиции. 2010. №6. С.44-45.Цереителли Т. Россия в миниатюре. URL: http://portal-kultura.ru/svoy/articles/strana-masterov/71888-rossiya-v-miniatyure/ (дата обращения 16.02.2018).Цаценко Л.В., Цаценко Н. А. Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2015. №111. С.260-273.
1. Бударина С. Палехская миниатюра. Народный промысел в посёлке Палех. URL: http://fb.ru/article/162135/palehskaya-miniatyura-narodnyiy-promyisel-v-pos-lke-paleh (дата обращения 18.02.2018).
2. Гершкович Е., Алленова Е. Лакированная война. URL: http://artguide.com/posts/808?page=33 (дата обращения 17.02.2018).
3. Искусство лаковой миниатюры. URL: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=1995 (дата обращения 17.02.2018).
4. Ключикова В. Б., Чаус Н.В.К вопросу о реализации туристского потенциала палехского промысла // Сервис +. 2013. №2. С.48-51.
5. Колесова О. А. Палех и палешане. Путеводитель. – Иваново: ИД “Референт”, 2010. – 156 стр.
6. Кравецкий А. Иконы советского стиля. URL: https://grimnir74.livejournal.com/6806348.html (дата обращения 18.02.2018).
7. Лавров Д. «Сакральное небо» как агитационный образ в палехской лаковой миниатюре 1920–1970-х годов//Проблемы искусства ХХ-начала ХХI в.- 2015.- № 3-4.- С. 396-407.
8. Лавров Д. Е. Агитационные образы в советской лаковой миниатюре 1920-1980-х годов: диссертация на соиск. уч. степ. канд. искуствовед. н. ( 17.00.09) / Лавров Дмитрий Евгеньевич;[Место защиты: Российский институт истории искусств].- Санкт-Петербург, 2016 - 337 c. URL: http://www.dslib.net/teoria-kultury/agitacionnye-obrazy-v-sovetskoj-lakovoj-miniatjure-1920-1980-h-godov.html (дата обращения 17.02.2018).
9. Лавров Д.Е. Агитационные образы в советской лаковой миниатюре 1920-1980 х годов: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искуствовед. н. (17.00.09)/ Дмитрий Евгеньевич Лавров.- СПб.: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет».- 2016. 19 с.
10. Лавров Д.Е. Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2014. №4. С.107-112.
11. Лаковый промысел. Палех. Мстёра. Холуй. URL: https://studfiles.net/preview/3192626/ (дата обращения 17.02.2018).
12. Лупан-Хромцов С. С. Традиция в художественной системе народных промыслов на примере Палеха и Мстеры // Дискуссия. 2012. №9. С.28-30.
13. Львов. И. Палехский агитлак: как пионеры судили Бабу-Ягу, а Садко воспевал индустриализацию. URL: http://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=157352 (дата обращения 16.02.2018).
14. Палехская лаковая миниатюра. URL: http://ru.russianarts.online/crafts/6789-palexskaya-lakovaya-miniatyura/ (дата обращения 16.02.2018).
15. Пирогова Л. Русские лаки// Наше наследие.- 2004.- № 74.- URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7205.php (дата обращения 16.02.2018).
16. Тихомирова А. Мастер-класс сусальное золото Палеха // Прямые инвестиции. 2010. №6. С.44-45.
17. Цереителли Т. Россия в миниатюре. URL: http://portal-kultura.ru/svoy/articles/strana-masterov/71888-rossiya-v-miniatyure/ (дата обращения 16.02.2018).
18. Цаценко Л.В., Цаценко Н. А. Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2015. №111. С.260-273.
Вопрос-ответ:
Какая история агитационной лаковой миниатюры?
Агитационная лаковая миниатюра имеет свою историю развития. О ней можно узнать в главе 1 статьи "История агитационной лаковой миниатюры".
Какие приемы используются в написании агитационной лаковой миниатюры?
В главе 2 статьи "Приемы используемые в написании агитационной лаковой миниатюры и характерные черты агитлака" рассказывается о приемах, которые используются в написании агитационной лаковой миниатюры.
Что характерно для лиц на агитационной лаковой миниатюре?
На агитационной лаковой миниатюре лица изображенных лиц почти не напряжены, миловидны и выглядят спокойно. Это можно увидеть на произведении, описанном в тексте.
Какие основные сюжеты встречаются в агитационной лаковой миниатюре?
Основные сюжетные мотивы агитационной лаковой миниатюры рассмотрены в главе 3 статьи "Основные сюжеты агитационной лаковой миниатюры". Там можно узнать о различных тематиках и мотивах, присутствующих в этом виде искусства.
Какие действия изображены на агитационной лаковой миниатюре?
На агитационной лаковой миниатюре изображены действия бойцов: один из них замахивается гранатой, второй или вторая добивает немца штыком, а третья уже кажется и добила. Этот эпизод показывает интересные события на произведении.
Какая история агитационной лаковой миниатюры?
История агитационной лаковой миниатюры начинается с появления этого жанра в Советском Союзе в 1920-х годах. Она связана с развитием пропагандисткой деятельности во время революции и гражданской войны. Вначале агитационные миниатюры были созданы как средство массовой пропаганды, чтобы привлечь население к идеям коммунизма и поддержать советскую власть. С течением времени жанр развивался и приобрел свои характерные черты и приемы написания.
Какие приемы используются в написании агитационной лаковой миниатюры?
В написании агитационной лаковой миниатюры используются различные приемы, которые помогают передать идеологическое содержание и привлечь внимание зрителя. Одним из таких приемов является использование ярких и контрастных цветов, чтобы привлечь внимание к главным объектам на картине. Также часто в агитлаке используются сюжеты, которые показывают героические идеалы и борьбу пролетариата. Важным приемом является использование символов и аллегорий, чтобы передать основные идеи и понятия.
Каковы основные сюжеты агитационной лаковой миниатюры?
Основные сюжеты агитационной лаковой миниатюры часто связаны с идеями социализма, коммунизма и борьбы рабочего класса. На картинках можно увидеть изображения рабочих, солдат и военных действий, героических сцен из истории Советского Союза. Часто используются сюжеты, которые показывают солидарность рабочих и коллективное действие в интересах коммунизма. Важную роль играет изображение врагов социализма, какими могут быть представлены агенты империализма, буржуазные элементы и враги народа.
Что такое агитационная лаковая миниатюра?
Агитационная лаковая миниатюра - это художественный жанр, представляющий собой небольшие лаковые панно или миниатюры, на которых изображены сцены военных боев или другие сюжеты, направленные на патриотическое воспитание и пропаганду.
Какова история агитационной лаковой миниатюры?
История агитационной лаковой миниатюры началась в СССР в 1940-х годах. Этот жанр получил широкое распространение во время Великой Отечественной войны, когда государство активно использовало искусство для поддержания боевого духа населения.
Какие приемы используются в написании агитационной лаковой миниатюры?
В написании агитационной лаковой миниатюры используются такие приемы, как яркие цвета, динамичные композиции, выразительные жесты и мимика персонажей, а также использование символов и эмоциональных образов, которые вызывают чувство патриотизма и боевого духа.
Какие основные сюжеты изображаются на агитационных лаковых миниатюрах?
На агитационных лаковых миниатюрах часто изображаются сцены боевых действий, героические подвиги военнослужащих, освобождение городов от немецкой оккупации, а также изображения Ленина, Сталина и других лидеров, символизирующих солидарность и мощь Советского Союза.