Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ЗПР(задержка психического развития)
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 30.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 5
2. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 12
3.Сравнительный анализ коммуникативно-речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормой в развитии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Дети же с НР, наоборот, замечают много подробностей и деталей, их память, как губка, впитывает впечатление события, действия, высказывания, а также прочитанное и услышанное.Для детей с ЗПР, указанные речевые и коммуникативные затруднения, являются препятствием для поддержания отношений и контактов со сверстниками и взрослыми.Дети же с НР, исходя из тех же проблем, адекватно управляют своим поведением, оценивают свои поступки, учатся видеть себя со стороны, находят выход из затруднительной ситуации и гораздо реже прибегают к помощи взрослых.Познавательное общение у детей с ЗПР так же отличается от познавательного общения детей с НР.Дети же с ЗПР, из – за того, что у них речь менее развернута и содержательна в общении со взрослыми, они больше общаются со сверстниками. Низкий уровень сформированности диалогических умений у детей с ЗПР не позволяет эффективно реализовать потребности в общении и взаимодействии с окружающим миром.При исследовании фонематических компетенций у дошкольников шести лет с ЗПР наблюдаются: импульсивность, повышенная отвлекаемость, трудности понимания смысла задания, выполнение заданий со второго раза. Диагностика фонетических компетенций показала, что у 53 % детей шести с ЗПР выявлены нарушения произношения какой-либо 1 группы звуков, а у дошкольников шести лет с НР не было отмечено нарушений фонетических компетенций. При диагностике звукословогой структуры слова дети с задержкой психического развития с ошибками воспроизводили слова сложной слоговой структуры (заменяли, переставляли, пропускали слоги), в то время как 97 % детей с нормальным речевым развитием правильно произносили слова сложной слоговой структуры.Все дети с ЗПР допускали ошибки в заданиях на исследование морфологических компетенций, в то время как 67 % дошкольников с НР выполнили верно все задания на исследование морфологических компетенций. Исследование связной речи показало, что у детей с задержкой психического развития наблюдается фрагментарность рассказов, грубые нарушения последовательности, связности и грамматические ошибки, а у детей шести лет с нормальным развитием отсутствуют нарушения последовательности в рассказах, у 10% нормально развивающихся детей шести лет отмечены негрубые ошибки связности в рассказах, у 13 % данной категории детей выявлены немногочисленные грамматические ошибки.Результаты изучения лексического развития показали, что у детей с ЗПР небольшой объем словарного запаса, объемыактивного и пассивного словаря существенно отличаются.Результаты изучения сформированности грамматического строя речи показали, что у детей с ЗПР в речи часто встречается аграмматизм. Трудности для детей представляют задания на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, некоторых прилагательных, особенно относительных, качественных, притяжательных. Также имеются трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок, которые проявляются в недостаточном понимании связи между отдельными картинками, трудности в установлении причин и следствий поступков персонажей, их мотивов. Дети с трудом составляют связное описание картины, заменяя его перечислением объектов, фиксированием незначительных деталей.Для рассказов детей с ЗПР были характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи – короткие фразы, недостаточное употребление сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения.Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о том, что дети с ЗПР существенно отстают от своих нормально развивающихся сверстников в развитии лексико-грамматических средств языка, а также у детей шести лет с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками затруднено формирование речевых компетенций.ЗАКЛЮЧЕНИЕДети с задержкой психического развития представляют собой достаточно разнородную группу. Анализ отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее. Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость.У детей с ЗПР наблюдаются особенности развития, недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Речь детей с ЗПР также имеет свои особенности. Вопросам изучения устной и письменной речи детей с задержкой психического развития посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых. У детей с ЗПР отмечаются такие особенности речи, как излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевой активности, несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных процессов и т.д.Таким образом, задержка психического развития является комплексным нарушением развития ребенка. Данное отклонение включает в себя недостаточность формирования психических, когнитивных, речевых и иных возможностей. Речевые нарушения затрагивают звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексику, связную речь и др.Результаты исследований показывают, что специфика речи у детей с задержкой психического развития в отличие от детей с нормальным развитие отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрхипова Е.А. Особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 151-153.Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2003. – 77 с.Игнатьева С.А., Ситенко С.В. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. Т. 3. С. 43-48.Карслиева И.В., Зарин А.П., Ильина С.Ю. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. 2015. № 3. С. 92-99.Клейменова М.В. Формирование связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста //Евразийский союз ученых. 2017. № 12-1 (45). С. 13-15.Климук Д.М. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития//Научный альманах.2015.№12. С.511-513.Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80 сКостенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г.Дети с задержкой психического развития. Особенности речи, письма, чтения. М.: Школьная пресса, 2004. – 64 с.Ларина Л.Ю. Исследование речевых компетенций у дошкольников с задержкой психического развития // Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 127-139.Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития// Дефектология.2006. № 3. С. 15–27Лоскутова Н. Н., Губина Е. Н. Сравнительная характеристика развития лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 10. С. 171–175.Лопатина Л. В., Иванова О. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: Учебное пособие. – СПб: КАРО, 2007. – 175 с.Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 1. С. 16–20.Сенина Е.Н., Ионова А.А. К вопросу об особенностях звукопроизношения у детей с ЗПР // В сборнике: Специальное образование материалы XII Международной научной конференции. 2016. С. 129-132.Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. –М.: Медицина, 1974. –320 с.Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. – 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008. – С.287-292.
1. Архипова Е.А. Особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 151-153.
2. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2003. – 77 с.
3. Игнатьева С.А., Ситенко С.В. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. Т. 3. С. 43-48.
4. Карслиева И.В., Зарин А.П., Ильина С.Ю. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. 2015. № 3. С. 92-99.
5. Клейменова М.В. Формирование связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста //Евразийский союз ученых. 2017. № 12-1 (45). С. 13-15.
6. Климук Д.М. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития//Научный альманах.2015.№12. С.511-513.
7. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80 с
8. Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г.Дети с задержкой психического развития. Особенности речи, письма, чтения. М.: Школьная пресса, 2004. – 64 с.
9. Ларина Л.Ю. Исследование речевых компетенций у дошкольников с задержкой психического развития // Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 127-139.
10. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития// Дефектология.2006. № 3. С. 15–27
11. Лоскутова Н. Н., Губина Е. Н. Сравнительная характеристика развития лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 10. С. 171–175.
12. Лопатина Л. В., Иванова О. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: Учебное пособие. – СПб: КАРО, 2007. – 175 с.
13. Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 1. С. 16–20.
14. Сенина Е.Н., Ионова А.А. К вопросу об особенностях звукопроизношения у детей с ЗПР // В сборнике: Специальное образование материалы XII Международной научной конференции. 2016. С. 129-132.
15. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. –М.: Медицина, 1974. –320 с.
16. Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. – 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008. – С.287-292.
Вопрос-ответ:
Какие особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития обычно имеют отставание в развитии речи по сравнению с детьми без таких проблем. Они могут испытывать трудности в произношении звуков, формировании предложений, понимании речи других людей и общении на общие темы. Они могут иметь ограниченный словарный запас и слабо развитые навыки связной речи.
Как можно охарактеризовать детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития часто имеют низкий уровень интеллектуальных способностей и ограниченные навыки коммуникации. Они могут иметь трудности во взаимодействии с другими детьми и восприятии окружающей среды. Они могут быть медленными в обучении и нуждаются в особой педагогической поддержке и структуре.
Какие особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития выделяются?
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития могут проявлять затруднения в произношении звуков, слабый словарный запас, восприятии связной речи и формировании предложений. Они могут испытывать трудности в понимании инструкций и поддержании длительных бесед. Они часто имеют ограниченные навыки социального общения и могут испытывать трудности в установлении контактов с другими детьми.
В чем различия между коммуникативно-речевыми особенностями детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормой в развитии?
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обычно имеют более ограниченный словарный запас и могут испытывать трудности в понимании сложной речи. Они могут иметь затруднения в формировании полных и грамматически правильных предложений, а также в установлении и поддержании контакта с другими детьми. Дети с нормой в развитии в этом возрасте обычно имеют лучше развитые коммуникативные навыки и способны легко общаться с другими.
Чем характеризуются дети дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются отставанием в развитии речи и коммуникативных навыков. Они могут испытывать трудности в понимании и использовании языка, обнаруживать проблемы с произношением звуков и сложностями в формулировании своих мыслей. Также у них может быть ограниченный словарный запас и недостаточная грамматическая развитость.
Как развивается речь у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Развитие речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития происходит медленнее, чем у их сверстников с нормой в развитии. Они могут иметь трудности с пониманием и использованием языка, а также с произношением звуков. Поддержка и содействие в развитии речи, например, через игры и практические упражнения, могут помочь им преодолеть эти трудности и улучшить свои коммуникативные навыки.
Какие особенности речевого развития наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются особенности в развитии речи, которые могут варьироваться в зависимости от уровня и характера задержки. Они могут испытывать трудности в использовании сложных предложений, произношении сложных звуков и в общей грамматической развитости. Некоторые дети могут иметь ограниченный словарный запас и выражать свои мысли примитивным и неструктурированным образом.
Какие особенности характеризуют речевое развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития включают ограниченный словарный запас, затруднения в синтаксисе, нарушения в звукопроизношении и общей сложности в коммуникативных навыках.
Какие особенности можно выделить в речевом развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития включают недостаточный словарный запас, затруднения в грамматике и образовании предложений, а также ограниченные возможности в общении.
Как можно охарактеризовать речевое развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Речевое развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуется ограниченным словарным запасом, неточностью в грамматике и ограниченными навыками в общении.
Какие особенности выделяются в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Особенности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития включают затруднения в формировании сложных предложений, несоответствие между высказываниями и ситуациями, а также недостаток коммуникативных навыков.
В чем отличие в коммуникативно-речевых особенностях детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормой в развитии?
Отличие в коммуникативно-речевых особенностях детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормой в развитии заключается в более ограниченном словарном запасе, несвязности и ограниченности в выражении своих мыслей у детей с ЗПР, в то время как дети с нормой в развитии обладают лучшей грамматикой и коммуникативными навыками.