Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 34 + 34 источника
- Добавлена 10.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические предпосылки использования дидактических игр в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников 7
1.1. Заикание как речевое нарушение 7
1.2. Виды заикания 10
1.3. Работа логопеда при заикании 15
1.4. Дидактические игры, их особенность, и роль в коррекционной работе 24
1.5. Использование дидактических игр в работе с разными видами заикания 30
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Экспериментальное исследование особенности исследования дидактических игр в работе с заикающимися детьми 36
2.1. Организация и проведение исследования 36
2.2. Анализ результатов 36
2.3. Подбор дидактических игр для исследования в коррекционной работе 43
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 52
Эту работу необходимо сочетать с лечебными мероприятиями по укреплению нервной системы детей с заиканием. Большое значение имеет и то, насколько умело продолжат родители работу логопеда, насколько добросовестно и точно будут выполняться все рекомендации, как правильно организуют они общий и речевой режим ребенка.Без специального организованного обучения игра, направленная на развитие речевой активности детей с заиканием, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети-логопатами получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. В игре у детей возникает потребность в речевом общении, закрепляются языковые навыки, полученные на логопедических занятиях. Но для того, чтобы игра стала условием их умственного, нравственного и физического развития, действенной мерой воспитания, нужно научить их играть. При этом необходимо учитывать, что все игры с детьми должны способствовать преодолению их речевых недостатков и особенностей поведения. Игры способствуют формированию полноценной личности ребенка - логопатами, созданию правильных взаимоотношений между детьми.Глава 2. Экспериментальное исследование особенности исследования дидактических игр в работе с заикающимися детьми2.1. Организация и проведение исследованияМы провели всестороннее комплексное логопедическое обследование устной речи детей (возраст 6-7 лет) с заиканием (34 детей), которое было направлено на изучение речевых и моторных нарушений. Рассматривались следующие симптомы: степень заикания, форма заикания, тип судорог, учитывались факторы, ухудшающие речи, наличие логофобии. Проводилось обследование звукопроизношения, словарного запаса, грамматического состава речи, а также связной речи. Исследовались темпоритмические и просодические характеристики речи.Использовались методики, разработанные Н. И. Озерецким (1923), А. Лурия (1969), Е. Оганесяном (1981) и др., которые были модифицированы в соответствии с поставленными задачами. 2.2. Анализ результатовПо результатам предварительных бесед с родителями у 76,4% обследованных (26 детей) еще в дошкольном возрасте наблюдалась дислалия и дизартрия, 61,7% (21 ребенок) из них посещали логопеда по поводу коррекции звукопроизношения и заикания.В процессе исследования был выявлен такой характер нарушений: у 11,8% (4 детей) обследованных отмечаются нарушения звукопроизношения, из них в 8,8% (3 ребенка) наблюдается дизартрия, у 2,9% (1 ребенок) -дислалия (преимущественно ротацизм и различные виды сигматизма), у 2.9% (1 ребенок) -ринолалия (табл. 1).Таблица 1.Результаты исследования моторной реализации во внешней речиХарактер нарушенияВыявленоНе выявленоЗвукопроизношение11,8%88,2%3 них:Дизартрия7,5%—Дислалия2,9%-Ринолалия1,5%-Результаты исследования выявили значительную дезорганизацию устной речи у обследованных.У абсолютного большинства обследованных (49 детей, или 72,1%) шепчущая и связная речь, отраженная и автоматизированная формы речи были сохранены.В 27,9% (29 детей) наблюдались речевые затруднения, обусловленные провозглашением определенных звуков и звукофобиями.В диалогической речи были отмечены уклончивые односложные ответы, частые замены слов, проявления страха речи.Результаты исследования речевого оформления высказывания, особенностей выбора слов показали, что речь 76,4% (26 ребенок) детей с заиканием характеризовалось низким уровнем развития словарного запаса. Это, прежде всего, происходило за счет того, что заикающиеся дети использовали наиболее употребительные в своей речи слова, а также большое количество шаблонных слов и фраз.Устные высказывания характеризовались бедностью, неточностью лексических значений, повторением одних и тех же слов и выражений. Отмечались затруднения в подыскивании нужного слова, речевом оформлении мысли. Последовательность передачи смысловой структуры информации не была нарушена, в то же время дети с заиканием употребляли значительное количество неадекватных контекста слов (рис. 1).Рис.1. Уровень словарного запаса детейВ монологической речи в основном использовались простые предложные конструкции, отмечалась большое количество персевераций.У 52,9% обследованных (18 детей) в речи наблюдались частые эмболофразии вроде: «ну», «вот», «это самое», «и», «а».Речь характеризовалась большим количеством грамматически и логически незавершенных фраз одновременно у всех детей с заиканием содержание высказывания в целом сохранялся.Часто к снижению словарного разнообразия приводило употребление большого количества эмболофразии и трудности, связанные с судорожными проявлениями. При этом повторы слов появлялись как результат своеобразной подготовки к произношению слова, которое является «тяжелым» для ребенка с заиканием. Чаще же в речи того же ребенка эти несколько причин, приводящих к снижению словарного разнообразия, сочетались.Исследование особенностей грамматического оформления высказывания при пересказе выявило, что 61,7% обследованных (21 ребенок) с заиканием выбирали более упрощенный, чем в норме, способ грамматической реализации высказывания (рис. 2).Рис. 2. Результаты исследования грамматического оформления высказывания при пересказе (%)В результате этого возникало нарушения грамматического согласования фразового единства.Наблюдалось большое количество фраз грамматически и логически незавершенных, то есть обследуемые не могли реализовать запланированную фразу до конца. В некоторых случаях отмечалось «неправильное» произнесение фразы, также приводило к незавершенности высказывания.Анализ особенностей семантического оформления самостоятельного высказывания засвидетельствовал, что у 38,2% детей (13 детей) с заиканием наблюдалось нарушение структуры сложного синтаксического целого (рис. 3).Рис. 3. Результаты исследования семантического оформления высказывания (%)Ребенок в процессе высказывания отвлекался от изложения основной мысли, сообщая побочные сведения, или переходил на другую тему, не связанную с заданной. В результате смысл высказывания размывался, хотя и не терялся.В отдельных случаях, особенно при тяжелом заикании (5,8%, или 2 детей), синтаксического целого как такового вообще не было.Рассказ, который состоял из нескольких синтагматических фраз, отличалась крайним лаконизмом, при этом тема не раскрывалась.Нарушение организации высказывания в семантическом уровне у детей с заиканием выражалось в большом количестве повторов на равные части фразы, а также в пропусках значимых слов, в результате чего фразы становились семантически неполными. Дети не замечали этих ошибок и не исправляли их.Таким образом, результаты исследования выявили значительную дезорганизацию устной речи у 76,4% обследованных (26 детей).Оценка лексического состава речи у них показала существенное снижение словарного разнообразия по сравнению с нормой. Это проявлялось в использовании большого количества частотных слов, клишированных фраз, повторов как на уровне слова, так и на уровне части фразы. Речь обследованных характеризовалась более упрощенным построением высказывания.Анализ полученного материала показал, что у детей с заиканием наблюдалось нарушение контроля на всех уровнях речевого высказывания, начиная от лексико-грамматического уровня его построения до уровня программирования замысла высказывания.В процессе обследования просодики изучалось состояние темпа и ритма речи, силы и высоты голоса. На основании этих параметров были выявлены нарушения различной степени тяжести у всех обследованных.Наблюдалось отсутствие логических ударений и интонационная невыразительность речи.Для речи детей с заиканием характерно наличие большого количества пауз, заполненных патологической судорожной активностью мышц речевого аппарата, характеризовались отсутствием акустического сигнала. Эти паузы часто прерывались эмболией, повторами.У абсолютного большинства обследуемых наблюдалось нарушение ритма речи (94,1%, или 32 ребенка) (рис. 4).Рис. 4. Результаты исследования нарушения ритма речи (%)Замедленный темп отмечался у 52,9% испытуемых (18 детей), ускоренный - у 35,3% (12 ребенка), не имели постоянного темпа речи 11,7% обследованных (4 детей) (рис. 5).Рис. 5. Результаты исследования нарушения темпа речи (%)У 73,5% (25 детей) детей с заиканием отмечалось нарушение силы голоса, из них в 35,3% (12 детей) голос отличался слабостью, а у 11,7% (4 детей), напротив, был слишком громкий. У 20,5% (7 детей) обследованных наблюдалась напряжение голоса до конца фонации, осиплость.Нарушение высоты голоса было зафиксировано в 73,5% испытуемых (25 детей). Наиболее характерные его проявления: монотонность в 50,0% (17 детей), немодулированность - в 35,3% (12 детей).Фальцет отмечался у 11,8% испытуемых (4 детей), а низкий голос имели 20,5% обследованных (7 детей), ведущий резонатор - главный.У всех детей отсутствовала зрительная ориентация на собеседника, мимика и пантомимика обеднены.Оценивая свое нарушение речи, 64,7% обследуемых (22 ребенка) утверждали, что заикание является препятствием для социальных контактов, установления дружеских связей, отмечали страх речи в различных ситуациях. Характерная избирательность в контактах обследуемых с окружающими людьми (друзьями, знакомыми, сотрудниками). Чувство неуверенности в себе, в своих силах и возможностях, осознание своей неполноценности во многих случаях делает их очень уязвимыми, ограничивает развитие коммуникативных способностей.2.3. Подбор дидактических игр для исследования в коррекционной работе Логопедическоезанятиесзаикающимисядетьмиобязательнодолжнобытьпостроенонаосновепрограммногоматериаласучетомлогопедическихзадачицелейкаждогоизэтаповкоррекционнойработы[15]:Первыйэтап–режимотносительногомолчания,накоторомлогопеддолжендоступнообъяснитьдетямнеобходимостьмолчания,найтиусловныебезречевыесигналы,покоторымдетисмогутвыполнятьтребованиявзрослых,обеспечитьдостаточноеколичестворазнообразныхбезречевыхигр,атакжепродуматьпроведениепрогулоксдетьмивпериодмолчания.Вовремярежимамолчаниясдетьмимогутпроводитьсядидактическиеигрыбезречи,например,положитьвкорзинкувседеревянноеилибумажное,игрысмозаикой,строительныеигрыит.д.Помимологопедапоегозаданиювдетскомсадуиндивидуальнуюлогопедическуюбезречевуюработутакжедолжныпроводитьивоспитатели.Например,тактильныйконтрользадиафрагмальнымдыханием,зрительныйконтрользаудлинениемвыдоха,артикуляторнаягимнастикаит.д.Дляэтогомогутиспользоватьсятакиеигры,как«Дуютветрысильные,дуютветрыслабые»,«Забеймячвворота»,«Проведисвойкораблик»ит.д.Длякоррекциииразвитиямоторикимогутиспользоватьсятакиеигры,как,например:«Здравствуй,пальчик»,«Обезьянки»,имитацияигрынапианино,флейтеит.д.Такжевигрыдолжнывводитсяпростейшиеупражнениядлярасслаблениямышцкистейрук,предплечья,шеи,ногвсопровождениирифмованныхфраз,доступныхиинтересныхдетям.Такжеследуетсказать,чтообучениедетейрелаксацииследуетпроводитьпоспециальнойсистемевтриэтапа::1этап–мышечнаярелаксацияпоконтрастуснапряжением;2этап–мышечнаярелаксацияпопредставлению;3этап-внушениемышечнойиэмоциональнойрелаксации..Дляэтогодолжныиспользоватьсятакиеигры,как«Сильные-слабые»,«Лошадки»ит.д.Такжеследуетсказать,чтовэтотпериодужелогопедоммогутвводитьсяэлементытворческойигры,котораяготовитсяпостепеннонавсехпоследующихэтапахиполучитсвоеразвитиевпериодвоспитанияспонтаннойречи.Нужнотакжеотметить,чторежимотносительногомолчания(щадящийрежим)долженсохранятьсянетольконазанятияхвдетскомсаду,ноидомаипоэтомулогопеддолженпровестиработусродителямииобъяснить,чтовэтотпериодонидолжныособенноследитьзасвоейречью.Второйэтап–шепотнаяречь.Переходкнемудолженпроисходитьпостепенно.Спомощьюлогопедаудетейдолжнывоспитыватьсязрительнаяориентировка,внимание,выдержка,усидчивость,своевременнаяреакциянасигнал,спокойноепроизвольноеповедение.Вэтотпериодтворческиеигрыдолжныбытьограничены,таккаксвободноеобщениевнихможетпривестикгромкойречи.Всеигрыдолжныпроводиться,планироватьсяирегламентироватьсятолькологопедом.Вэтотпериодмогутиспользоватьсяразличныесчиталки,потешки,нопроизносимыешепотом,дидактическиеигры,атакжеиспользуютсяигрынарасслабление(«Мыспим»,«Мыотдыхаем»ит.д.)испокойныеигрысразборнымиигрушками,мозаикамиипр.Третийэтап–сопряженнаяречь,гдедетидолжныусвоитьпросодическиекомпонентыречи:темп,ритм,мелодику,интонацию,выразительность,паузацию,логическиеударения;атакжедолжнынаучитьсясливатьслоги,словадругсдругомтак,чтобыфразапроизносиласькакоднослово,плавно,свыразительныминтонированием.Вэтотпериодмогутвводитьсязанятия-пятиминутки,проводящиесяфронтальносовсейгруппой,либосподгруппой;двигательныеилирасслабляющиеупражнениявигровойформепередилипослеполдника;игрыназвукоподражание.Четвертыйэтап–отраженнаяречь.Наданномэтапевпроцессезанятийвоспитателюследуетиспользоватьэлементывопросно-ответнойречиспоследующимодносложнымответом,которыйзатемповторяетсядетьмисопряженоилиотраженно.Чтокасаетсяигр,товданныйпериодмогутиспользоватьсявсевидыигр,нотворческиепо-прежнемудолжныноситьобучающийхарактер.Следуеттакжеотметитьигры,используемыекакнаэтом,такинапоследующихэтапахдаютвозможностьлогопедупостоянноделатьнеобходимыеуказанияпотехникеречи,исправлятьзапинки,непривлекаяприэтомвниманиедетейкихречевомудефекту.Пятыйэтап–вопросно-ответнаяречь,гдевоспитываетсявполноймереповеденческаяактивностьисамостоятельность.Наданномэтапевовремявопросно-ответнойречиудетейвиграхвоспитываетсянужнаяманераобщения:ориентировканаучастникадиалога,правильноеиспользованиедвижений,точноеупотреблениежестов,мимики,умениевыслушатьсобеседникаит.д.Воспитательтакжепозаданиюлогопедаможетвводитьнасвоемзанятиидиалоги,инсценировки,творческоерассказывание.Заключительныйшестойэтап–самостоятельнаяречь,которыйвключаетвсебядвараздела:воспитаниеподготовленнойсамостоятельнойречинаматериалепересказаивоспитаниесамостоятельнойречинаматериалерассказа.Впервомразделедолжнырешатьсяследующиеосновныезадачи:обучениедословномупересказуподготовленноготекстаспоследующейдраматизацией;обучениепересказусобытий,действийпоматериаламразличныхигрит.д.Вовторомразделелогопедоммогутиспользоватьсяследующиевидыработ:обучениеописательномурассказу,рассказупопамяти,творческомурассказу.Впроцессеработыпообучениюрассказываниюлогопед,преждевсего,долженобращатьвниманиедетейнавыявлениесамогоглавноговрассказе,учитьихсоставлениюсначалакороткого,сжатогорассказа,затемболеераспространенного.Следуеттакжеотметить,чтонаданномэтапелогопедможетиспользоватьранеепроработанныйматериал,атакжедолженсоздаватьбольшоеколичествоновыхигровыхситуаций,вкоторыеорганичнодолженбытьвключентотилиинойвидработынадрассказом.Вприложенияхприведеныпримерыдидактическихигрко2-муэтапукоррекционнойработы.Выводы по 2 главеМы провели всестороннее комплексное логопедическое обследование устной речи детей (возраст 6-7 лет) с заиканием (34 детей), которое было направлено на изучение речевых и моторных нарушений. Рассматривались следующие симптомы: степень заикания, форма заикания, тип судорог, учитывались факторы, ухудшающие речи, наличие логофобии. Проводилось обследование звукопроизношения, словарного запаса, грамматического состава речи, а также связной речи. Исследовались темпоритмические и просодические характеристики речи. Использовались методики, разработанные Н. И. Озерецким (1923), А. Лурия (1969), Е. Оганесяном (1981) и др., которые были модифицированы в соответствии с поставленными задачами.Формирование компонентов речевой системы в условиях нарушенных механизмов речевой деятельности обуславливает качественную и количественную недостаточность импрессивного и экспрессивного словарного запаса, одного из существенных компонентов недоразвития речи, а также недостаточность речевого опыта, негативное влияние которого сказывается на низких результатах выполнения диагностических задач ltnmvb с заиканием.Таким образом, вся работа логопеда и воспитателя при использовании игровой деятельности в устранении заикания должна быть направлена на постепенное формирование у детей определенных черт характера, умений и навыков активного поведения, а также самостоятельных форм общения. На логопедических занятиях должен использоваться весь спектр игр и обязательно с учетом основополагающих принципов. Также очень важно для коррекции заикания провести работу с родителями и объяснить им важность всех этапов работы: режима относительного молчания, шепотной, сопряженной, отраженной, а также вопросно-ответной и самостоятельной речи.ЗаключениеЗаикание является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений. На сегодняшний день не существует единого взгляда на природу заикания из-за широкого спектра причин и условий его возникновения, разнонаправленности клинических особенностей, вариантов протекания, форм личного реагирования на дефект. Поэтому необходимо учитывать все особенности проявления заболевания. Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Современные исследователи единодушны относительно того, что заикание - это тяжелый речевой порок, при котором плавность речи нарушают судороги мышц речевого аппарата. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, вызванной инфекционными заболеваниями, неблагоприятным течением беременности и недостатками воспитания. Этот дефект имеет устойчивый характер и без медико-педагогического вмешательства и родительской помощи, как правило, не исчезает.Речевая активность детей - это устойчивое свойство личности, что проявляется в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, широком, инициативном использовании речи в практике общения; активном овладении языком. Активность как со стороны детей, так и со стороны взрослого способствует лучшему взаимопониманию в процессе общения. Когда же коммуникативная способность у детей слабая, это затрудняет общение с людьми, которые их окружают, что, соответственно, порождает замкнутость, неконтактность, узкую избирательность. Наблюдение и практика свидетельствуют, что только благодаря двусторонним контактам, при которых ребенок чувствует себя объектом внимания и уважения, формируется положительное отношение к оценке и влияния, а с этим - доброжелательность, коммуникабельность. И наоборот - отсутствие эмоциональной созвучности, ожидания холодного, безразличного отношения воспитателя тормозят активность, направленную на то, чтобы заслужить его одобрение, его расположение.Для оценки развития коммуникативных навыков дошкольников нами была проведена диагностика, выявившая недостаточную степень их сформированности, что означает острую потребность в поиске путей формирования коммуникативных навыков. С учетом обоснованности изучаемой темы, мы выбрали игровую деятельность как средство развития коммуникативных навыков дошкольников.Без специального организованного обучения игра, направленная на развитие речевой активности детей с заиканием, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети-логопатами получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. В игре у детей возникает потребность в речевом общении, закрепляются языковые навыки, полученные на логопедических занятиях. Но для того, чтобы игра стала условием их умственного, нравственного и физического развития, действенной мерой воспитания, нужно научить их играть. При этом необходимо учитывать, что все игры с детьми должны способствовать преодолению их речевых недостатков и особенностей поведения. Игры способствуют формированию полноценной личности ребенка - логопатами, созданию правильных взаимоотношений между детьми.Список литературыАкименко В.М. Исправление заикания у детей и взрослых. Практическое руководство для логопедов / В.М. Акименко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 138 с.Асатиани Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием [Текст] / Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. // Дефектология. - 2011. - №1. - С.25-30.Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальнjcти «Логопедия»/ Л.И. Белякова, Е А Дьякова — М.: В. Секачев, 1998.—304 с: ил.Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. [Текст] - М.: изд-во «Просвещение», 2013. - 96сВласова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста [Текст] // Педиатрия. - 2014. - №7. - С.82-85.Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. –– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. – [Текст] М.: Просвещение, 2013. – 144 с.Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 сВыгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях [Текст]. - М.: изд-во «Просвещение», 2013. - 134 с.Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре под ред. Н.С. Гаврилової. - Кам’янець-Подільський: ТОВ «Друк-Сервіс», 2014. - 76 с.Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений [Текст] / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 303 с.Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фербер, М. М. Безруких. – М.: Владос, 2000. – 144 с.Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Н. И. Жинкин. — М., 1966. — С. 5—25.Кисельников А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. – 29 стр. Курочкина К.А. Использование игровой деятельности детей дошкольного возраста в устранении заикания // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2472/27632Лохов М. И., Миссуловин Л. Я, Фесенко Ю. А. Заикание: возможности педагогической коррекции // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-vozmozhnosti-pedagogicheskoy-korrektsii (дата обращения: 10.04.2018). Лохов, М.И., Фесенко. Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. Детство -Пресс, 2010. -с. 48-49.Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. — М.: Просвещение, 2002.Парамонова, Л.Г. О заикании. Профилактика и преодоление недуга. -М.: Детство-Пресс, 2010. -с. 97-126.Поварнин К. И. О логоневрозах и их лечении в свете последних достижений патофизиологии и медицины //Вопросы патологии речи / К. И. Поварнин - Харьков, 1959.-С. 179-182.Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание [Текст]. – СПб.: Питер, 2014. – 348 с.Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. - СПб.: Союз, 2001. - 287с.Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. СПб.: Союз, 1999.- 128 с.Преодоление заикания у дошкольников: Методические рекомендации для начинающих логопедов / Авт.-сост. А.А. Филин. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 52 с.Проскурякова А.А., Жулина Е.В. Комплексный подход в коррекции заикания у детей дошкольного возраста //Проблемы современного педагогического образования, 2017 – № 55-11 – С. 291-296Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: / В.И. Селеверстов. - учеб. пособ. - [4-е изд., доп.]. - М.: Владос, 2001. - 208 с.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2010. - 208с. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.Сикорский И. А. Библиотека логопеда. Заикание / И. А. Сикорский — М: Астрель, 2005. - 192 с.Сикорский И.А.Заикание. – М. [Текст]: изд-во«АСТ. АстрельТранзиткнига», 2013. - 210 с.Скобликова С.Б. Заикание: лицом к лицу.ООО «РусНеруд», 2010. – 212 с.Смирнова Е. О. Соотношение представлений о себе и других дошкольников / Е. О. Смирнова // Нов. исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1989.– № 2 – С. 66 – 70.Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5—7 лет в детском саду: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 64 с.Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
2. Асатиани Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием [Текст] / Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. // Дефектология. - 2011. - №1. - С.25-30.
3. Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальнjcти «Логопедия»/ Л.И. Белякова, Е А Дьякова — М.: В. Секачев, 1998.—304 с: ил.
4. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. [Текст] - М.: изд-во «Просвещение», 2013. - 96с
5. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста [Текст] // Педиатрия. - 2014. - №7. - С.82-85.
6. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. –– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
7. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. – [Текст] М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
8. Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с
9. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях [Текст]. - М.: изд-во «Просвещение», 2013. - 134 с.
10. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре под ред. Н.С. Гаврилової. - Кам’янець-Подільський: ТОВ «Друк-Сервіс», 2014. - 76 с.
11. Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений [Текст] / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 303 с.
12. Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фербер, М. М. Безруких. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
13. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Н. И. Жинкин. — М., 1966. — С. 5—25.
14. Кисельников А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. – 29 стр.
15. Курочкина К.А. Использование игровой деятельности детей дошкольного возраста в устранении заикания // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2472/27632
16. Лохов М. И., Миссуловин Л. Я, Фесенко Ю. А. Заикание: возможности педагогической коррекции // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-vozmozhnosti-pedagogicheskoy-korrektsii (дата обращения: 10.04.2018).
17. Лохов, М.И., Фесенко. Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. Детство -Пресс, 2010. -с. 48-49.
18. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. — М.: Просвещение, 2002.
19. Парамонова, Л.Г. О заикании. Профилактика и преодоление недуга. -М.: Детство-Пресс, 2010. -с. 97-126.
20. Поварнин К. И. О логоневрозах и их лечении в свете последних достижений патофизиологии и медицины //Вопросы патологии речи / К. И. Поварнин - Харьков, 1959.-С. 179-182.
21. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание [Текст]. – СПб.: Питер, 2014. – 348 с.
22. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. - СПб.: Союз, 2001. - 287с.
23. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. СПб.: Союз, 1999.- 128 с.
24. Преодоление заикания у дошкольников: Методические рекомендации для начинающих логопедов / Авт.-сост. А.А. Филин. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 52 с.
25. Проскурякова А.А., Жулина Е.В. Комплексный подход в коррекции заикания у детей дошкольного возраста //Проблемы современного педагогического образования, 2017 – № 55-11 – С. 291-296
26. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: / В.И. Селеверстов. - учеб. пособ. - [4-е изд., доп.]. - М.: Владос, 2001. - 208 с.
27. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2010. - 208с.
28. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
29. Сикорский И. А. Библиотека логопеда. Заикание / И. А. Сикорский — М: Астрель, 2005. - 192 с.
30. Сикорский И.А. Заикание. – М. [Текст]: изд-во«АСТ. АстрельТранзиткнига», 2013. - 210 с.
31. Скобликова С.Б. Заикание: лицом к лицу.ООО «РусНеруд», 2010. – 212 с.
32. Смирнова Е. О. Соотношение представлений о себе и других дошкольников / Е. О. Смирнова // Нов. исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1989.– № 2 – С. 66 – 70.
33. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5—7 лет в детском саду: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 64 с.
34. Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
Вопрос-ответ:
Что такое заикание и как оно связано с коррекционной работой?
Заикание - это речевое нарушение, которое проявляется в повторении звуков или замедленной речи. Оно может затруднять коммуникацию и вызывать негативные эмоции у ребенка. Коррекционная работа направлена на преодоление этого нарушения и помощь детям справиться с ним.
Какие виды заикания существуют?
Существует несколько видов заикания, таких как клоническое заикание, тоническое заикание, мешающее заикание и т. д. Каждый вид имеет свои особенности и требует индивидуального подхода в коррекции.
Какую роль играют дидактические игры в коррекционной работе по преодолению заикания?
Дидактические игры играют важную роль в коррекционной работе по преодолению заикания. Они помогают детям развивать речь, улучшать произношение звуков, повышать словарный запас и усваивать правила грамматики. Игры делают процесс обучения интересным и мотивирующим для детей.
Какие дидактические игры можно использовать при работе с разными видами заикания?
При работе с разными видами заикания можно использовать различные дидактические игры. Например, игры на развитие ритма и интонации, игры на тренировку правильного дыхания, игры на слуховую развитие и множество других игр, специально разработанных для коррекционной работы с заиканием.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: заикание является речевым нарушением, требующим коррекционной работы; существует несколько видов заикания; работа с детьми с заиканием осуществляется логопедами; дидактические игры играют важную роль в коррекционной работе по преодолению заикания и могут быть использованы при работе со всеми видами заикания.
Что такое заикание и почему оно считается речевым нарушением?
Заикание — это нарушение речи, при котором происходит повторение звуков, слогов или слов, отрывы в речи или зажимание звуков. Оно считается речевым нарушением, потому что мешает нормальному и плавному процессу общения и влияет на развитие речи у детей.
Какие виды заикания существуют?
Существуют различные виды заикания, включая физическое заикание, аудиозаикание, обыденное заикание и эмоциональное заикание. Каждый вид имеет свои особенности и причины возникновения.
Какую роль играют дидактические игры в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников?
Дидактические игры играют важную роль в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников. Они помогают развивать речевую активность, улучшают артикуляцию и звукопроизношение, развивают речевое дыхание и моторику органов речи. Кроме того, игры создают комфортную атмосферу, в которой дети могут без страха и сдерживания общаться и улучшать свои навыки речи.