Ценностные ориентации военнослужащих

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 35 35 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 22.03.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Характеристика ценностных ориентаций 6
2. Личностные особенности военнослужащих 18
3. Особенности ценностных ориентаций у военнослужащих 28
Заключение 33
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления

Обнаруженная взаимосвязь свидетельствует об отсутствии в жизни призывников целей в будущем, которые придают их жизненному восприятию осмысленность, направленность и временную перспективу. Данный факт означает, что несформированные цели в жизни не влияют на проявление физической агрессии. Обнаружена корреляционная связь между низкими значениями по субшкале «цель в жизни» и фактором «Е» (подчиненность). Отсутствие стремления самореализоваться в жизни, тенденция к зависимому поведению, стремление к навязчивому соблюдению корректности, норм и правил формирует определенную структуру личности военнослужащего-призывника. Ведь находясь в зависимости от окружающих людей, невозможно проявлять самостоятельность в жизни, достигать поставленных целей. В соответствии с полученными данными можно говорить о том, что наличие у призывников таких черт характера, как мягкость, уступчивость, услужливость, влияет на отсутствие целей в жизни. Индекс агрессивности имеет положительную корреляцию с фактором «Q4» (низкая мотивация). Высокий уровень агрессии приводит к низкой мотивации деятельностной сферы у молодого поколения. Агрессивный настрой неблагоприятно влияет на ведущую деятельность, определяет нежелание добиваться высот в карьере, положении, строить планы на будущее, самоутверждаться в обществе[7]. Таким образом,военнослужащие обладают следующими личностными характеристиками: замкнутость, эмоциональная зрелость, доминантность, высокая нормативность поведения, склонность к конформизму, практичность. Военнослужащие-призывникиобладают такими чертами, как экстравертированность, эмоциональная незрелость, низкая нормативность поведения. Уровень физической и косвенной агрессии у военнослужащих выше. В то время как военнослужащие-призывники имеют высокий уровень раздражения. Военнослужащие не склонны к асоциальному поведению, умеют сохранять рассудительность в экстремальных ситуациях, держать себя в руках. В то время как у призывников низко выражена мотивация к воинской службе, а предстоящая смена деятельности способствует повышению конфликтности, склонности к асоциальному поведению. Военнослужащие в целом характеризуются как целеустремленные личности с лидерскими качествами и ясными жизненными намерениями, в отличие от призывников, которые не могут найти свой жизненный путь и живут преимущественно прошлыми воспоминаниями. 3. Особенности ценностных ориентаций у военнослужащихВ исследовании Д.С. Люкшиной показано, что к доминирующим терминальным ценностям, характерным для военнослужащих относятся: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших, верных друзей. У них доминируют конкретные жизненные ценности и ценности личной жизни. К незначимым терминальным ценностям относятся абстрактные терминальные ценности: красота природы и искусства, развлечения, творчество, счастье других, общественное признание. Доминирующими инструментальными ценностями у военнослужащих являются: ценности общения – воспитанность, честность, этические ценности – ответственность, ценности дела – образованность. Доминирующие инструментальные ценности относятся к сфере трудовой деятельности. Наименее значимыми инструментальными ценностями являются ценности самоутверждения: высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, а также рационализм[4]. В исследовании И.В. Приступы показаны результаты обследования ценностных ориентаций военнослужащих по призыву с учетом возраста. В выборке военнослужащих в возрасте 18-20 лет доминирующий уровень иерархии ценностей-целей составили «Здоровье», «Наличие хороших и верных друзей», «Любовь», «Интересная работа», «Материально обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь». Высший доминирующий уровень ценностей-средств у военнослужащих этой группы представляет собой «Аккуратность». Средний предпочитаемый уровень терминальных ценностей составили: «Активная деятельная жизнь», «Жизненная мудрость», «Уверенность в себе», «Продуктивная жизнь», «Развитие», «Свобода», «Общественное признание», «Познание», а инструментальных – «Воспитанность», «Ответственность», «Жизнерадостность», «Честность», «Образованность», «Рационализм», «Твердая воля», «Смелость в отстаивании своего мнения», «Терпимость» и «Независимость». На низшем уровне иерархии оказались: из терминальных ценностей - «Развлечения», «Счастье других», «Красота природы и искусства» и «Творчество», а из инструментальных – «Широта взглядов», «Эффективность в делах», «Исполнительность», «Самоконтроль», «Чуткость», «Высокие запросы» и «Непримиримость к недостаткам в себе и других». Результаты исследования иерархии ценностей в выборке военнослужащих в возрасте 21-25 лет свидетельствует о том, что для них наиболее приоритетными оказались среди терминальных ценностей такие, как «Здоровье», «Любовь», «Наличие хороших и верных друзей», «Счастливая семейная жизнь», а среди инструментальных ценностей высший доминирующий уровень иерархии ценностей составили «Воспитанность», «Аккуратность» и «Независимость». На среднем уровне иерархии по ранговым показателям терминальные ценности в выборке военнослужащих данной возрастной категории распределились следующим образом: «Счастливая семейная жизнь», «Интересная работа», «Активная деятельная жизнь», «Материально обеспеченная жизнь», «Жизненная мудрость», «Уверенность в себе», «Свобода», «Развитие», «Общественное признание», «Познание», «Продуктивная жизнь», «Развлечения». Средний уровень инструментальных ценностей составили «Жизнерадостность», «Ответственность», «Исполнительность», «Честность», «Самоконтроль», «Образованность», «Терпимость». На низшем уровне иерархии оказались такие терминальные ценности, как «Творчество», «Красота природы и искусства» и «Счастье других», и такие инструментальные ценности, как «Рационализм», «Смелость в отстаивании своего мнения», «Эффективность в делах», «Твердая воля», «Чуткость», «Широта взглядов», «Высокие запросы» и «Непримиримость к недостаткам в себе и других». Корреляция между иерархиями терминальных ценностей у военнослужащих по призыву данных возрастных групп является положительной и статистически значимой. Ранги ценностей-целей достаточно близки, при этом наблюдается полное ранговое совпадение по следующим ценностным ориентациям: «Здоровье» – 1 место, «Жизненная мудрость» – 8 место, «Уверенность в себе» – 9 место, «Развитие» – 11 место, «Развлечения» – 15 место, «Красота природы и искусства» – 17 место. Вместе с тем в системе ценностей и той, и другой группы невозможно выделить определенный тип ценностных ориентаций: одинаково высокие позиции имеют как ценности социального взаимодействия, так и общечеловеческие ценности личного счастья и социальной успешности. Четко выделен лишь один тип терминальных ценностей в обеих группах – альтруистические и абстрактные ценности, который не является для них ведущим, поскольку ценности, составляющие его, получили самые последние ранги: «Счастье других» (16 место у группы военнослужащих 18-20 лет, 18 место в группе 21-25 летних); «Красота природы искусства» (15 место в обеих группах); «Творчество» (18 место в первой группе, 16 место во второй). Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей у военнослужащих по призыву данных возрастных групп является положительной и статистически умеренно значимой. Основные расхождения приходятся на ценности-средства: «Независимость» (11 место у 1-й группы, 3 место у 2-й группы), «Исполнительность» (14 место у 1-й группы, 6 место у 2-й группы), «Самоконтроль» (15 место у 1-й группы, 8 место у 2-й группы), т.е. для группы военнослужащих 21-25 лет более предпочтительнее являются ценности, ориентированные на саморуководство, базирующееся на личностной зрелости: способность действовать самостоятельно, решительно, дисциплинированно, сдержанно и т.д. Можно отметить также, что такие ценности-средства, как «Высокие запросы» и «Непримиримость к недостаткам в себе и других», занимают самые низкие ранги в обеих группах военнослужащих по призыву, что возможно объясняется специфическими условиями жизнедеятельности в условиях армии. Сравнительный анализ иерархии ориентации ценностей военнослужащих по призыву разных возрастных групп по критерию U - Манна-Уитни показал, что существуют существенные различия по значимости ценностных ориентаций между военнослужащими данных возрастных групп. Группа военнослужащих возраста 18-20 лет превосходит группу военнослужащих старше двадцати лет по большей значимости ценности-цели «Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)». Группа военнослужащих возраста 21-25 лет превосходит группу военнослужащих возраста 18-20 лет по ценности-цели «Здоровье (физическое и психическое)». По остальным терминальным и инструментальным ценностным ориентациям значимых предпочтений не выявлено, что в какой-то мере отражает естественный процесс личностного развития юношей данных возрастных групп: формирование образа «Я», построение жизненных планов, поиск смысла жизни и т.д. Таким образом, имеются как общие элементы в иерархии ценностных ориентаций военнослужащих по призыву разных возрастных групп, так и расхождения. Кроме того, оказалось невозможным выделить какой-либо определенный тип ценностных ориентаций ни в одной из групп военнослужащих по призыву, поскольку одинаково высокие позиции имеют ценности разной направленности[5]. М.А. Степкин выявил, что наиболее встречающимися преобладающими терминальными ценностямиу военнослужащих являются: «Высокое материальное положение», «Достижения», «Духовное удовлетворение». Данные характеристики отражают: - стремление военнослужащих к возможно более высокому уровню материального благосостояния. Для них характерна убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия, а высокий уровень материального благосостояния - оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки; - стремление военнослужащих к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды воинской службы (жизни). Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считают, что главное добиться этих целей, а большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки («Достижения»); - стремление военнослужащих к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни. Такие люди, как правило, считают, что главное это делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.Наиболее встречающимися жизненными сферами у военнослужащих выявились «Профессиональная жизнь» и «Обучение и образование». Данные характеристики отражают: - высокую значимость для военнослужащих сферы их профессиональной деятельности (воинской службы по выбранной военно-учетной специальности). Такие люди отдают много времени своей работе, включаются в решение всех служебных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека; - стремление военнослужащих к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Такие люди считают, как правило, что самое главное в жизни это учиться и получать новые знания[6]. Таким образом, на основе имеющихся исследованиях ценностных ориентаций у военнослужащих можно сказать, что для них важными терминальными ценностями являются: здоровье, профессиональная деятельность, счастливая семейная и материально обеспеченная жизнь. Среди мало значимых ценностей часто встречаются красота природы и искусства, развлечения, творчество. Среди целей средств доминирующими являются: воспитанность, честность, ответственность, образованность, наименее важными являются: высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других.ЗаключениеЦелью данного исследованияявлялось выявление особенностей ценностных ориентаций военнослужащих.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что ценностные ориентации – это психологические образования, составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности в качестве ее элементов.Большинство современных психологовсчитает ценностные ориентации качеством личности, обусловленным общественным характером существования человека. То есть это качество находится под постоянным и непосредственным влиянием социума, а значит, подвержено изменениям.В формировании ценностных ориентаций участвует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений. Изменения в жизни современного общества отражаются на формировании ценностных ориентаций, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с личной жизнью конкретного индивида, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.Ценностные ориентации влияют на все сферы жизни и деятельности индивида.Служебно-боевая деятельность военнослужащих является основным видом их деятельности. Ее главный отличительный признак - направленность на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, защита его от преступных и иных противоправных посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств посредством активного использования военнослужащим духовных и физических сил, боевых свойств оружия, военной техники и специальных средств. Военнослужащие обладают следующими личностными характеристиками: замкнутость, эмоциональная зрелость, доминантность, высокая нормативность поведения, склонность к конформизму, практичность. Военнослужащие-призывники обладают такими чертами, как экстравертированность, эмоциональная незрелость, низкая нормативность поведения. Уровень физической и косвенной агрессии у военнослужащих выше. В то время как военнослужащие-призывники имеют высокий уровень раздражения. Военнослужащие не склонны к асоциальному поведению, умеют сохранять рассудительность в экстремальных ситуациях, держать себя в руках. В то время как у призывников низко выражена мотивация к воинской службе, а предстоящая смена деятельности способствует повышению конфликтности, склонности к асоциальному поведению. Военнослужащие в целом характеризуются как целеустремленные личности с лидерскими качествами и ясными жизненными намерениями, в отличие от призывников, которые не могут найти свой жизненный путь и живут преимущественно прошлыми воспоминаниями. На основе имеющихся исследованиях ценностных ориентаций у военнослужащих можно сказать, что для них важными терминальными ценностями являются: здоровье, профессиональная деятельность, счастливая семейная и материально обеспеченная жизнь. Среди мало значимых ценностей часто встречаются красота природы и искусства, развлечения, творчество. Среди целей средств доминирующими являются: воспитанность, честность, ответственность, образованность, наименее важными являются: высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других.Список литературыГолуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. - 2009. - № 4. - С. 53 - 57.Ивлева О.Г. Ценностные ориентации молодой семьи // Вестник тувинского государственного университета. - 2013. - №4 (19). - С. 35 - 43.Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. - 2011. - №2 (121). - С. 198-204.Люкшина Д.С. Ценностные ориентации профессионалов особых условий труда // Вестник кемеровского государственного университета. - 2016. - №2. - С. 102 - 108.Приступа И.В. Ценностные ориентации военнослужащих по призыву разных возрастных групп // Вестник Военного университета. - 2011. - №2 (26). - С. 38 - 43Стёпкин М.А. Ценностное отношение к физической подготовке у военнослужащих: реальный и декларативный характеры // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - №18. - С. 152 - 156.Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющие на успешность адаптации. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2017. - №3 (96). - С. 50 - 56.Тарасов М.М. Психолого-педагогическая характеристика служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - №6. - С. 257 - 269.Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Проблемы воспитания. - 2006. - № 6. - С. 9 - 11.Ценностные основания психологии и психология ценностей: Сборник материалов IV Сибирского психологического форума (16 - 18 июня 2011 г.). - Томск: Томское университетское издательство, 2011. - 298 с.

Список литературы
1. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в про-цессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. - 2009. - № 4. - С. 53 - 57.
2. Ивлева О.Г. Ценностные ориентации молодой семьи // Вестник тувинского государственного университета. - 2013. - №4 (19). - С. 35 - 43.
3. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. - 2011. - №2 (121). - С. 198-204.
4. Люкшина Д.С. Ценностные ориентации профессионалов особых условий труда // Вестник кемеровского государственного университета. - 2016. - №2. - С. 102 - 108.
5. Приступа И.В. Ценностные ориентации военнослужащих по призыву разных возрастных групп // Вестник Военного университета. - 2011. - №2 (26). - С. 38 - 43
6. Стёпкин М.А. Ценностное отношение к физической подготовке у во-еннослужащих: реальный и декларативный характеры // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - №18. - С. 152 - 156.
7. Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющие на успешность адаптации. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2017. - №3 (96). - С. 50 - 56.
8. Тарасов М.М. Психолого-педагогическая характеристика служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - №6. - С. 257 - 269.
9. Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Проблемы воспитания. - 2006. - № 6. - С. 9 - 11.
10. Ценностные основания психологии и психология ценностей: Сборник материалов IV Сибирского психологического форума (16 - 18 июня 2011 г.). - Томск: Томское университетское издательство, 2011. - 298 с.

Вопрос-ответ:

Какие ценностные ориентации присущи военнослужащим?

Ценностные ориентации военнослужащих могут быть различными и зависят от их индивидуальных убеждений и опыта. Однако, в общем среди них можно выделить такие ценности как патриотизм, служение народу, верность и преданность своей стране.

Какие личностные особенности отличают военнослужащих?

Военнослужащие обладают такими личностными особенностями, как дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде, стойкость к стрессовым ситуациям, решительность и преданность своей работе и коллегам.

Какие особенности ценностных ориентаций у военнослужащих?

Особенностью ценностных ориентаций у военнослужащих является их приоритет на государственные интересы и защиту нации. Они готовы поставить свою жизнь на алтарь своей страны и считают свою службу почетной и неотъемлемой частью своей жизни.

Какие цели в жизни преследуют военнослужащие?

Цели в жизни военнослужащих могут быть различными, но часто важными целями являются служение народу, защита прав и свобод своей страны, достижение профессиональных успехов и личного роста, обеспечение безопасности и благополучия для себя и других.

Какие факторы влияют на проявление физической агрессии у военнослужащих?

Проявление физической агрессии у военнослужащих может зависеть от таких факторов, как тренированность, военная доктрина, стрессовые ситуации, возможная угроза для жизни и здоровья, а также индивидуальные особенности личности и ее ценностные ориентации.

Какие особенности ценностных ориентаций у военнослужащих?

Ценностные ориентации у военнослужащих имеют свои особенности, отличающие их от ориентаций гражданского населения. Это связано с особенностями профессии военного, его обязанностями и целями. Военнослужащие обычно ценят такие качества, как патриотизм, служение Родине, долг, честь и достоинство. Они стремятся к самосовершенствованию и развитию своих профессиональных навыков.

Какие личностные особенности определяют ценностные ориентации военнослужащих?

У военнослужащих наблюдаются определенные личностные особенности, которые определяют их ценностные ориентации. Во-первых, это высокий уровень дисциплины и ответственности. Военнослужащие стремятся к выполнению своих обязанностей и последовательному следованию установленным правилам. Во-вторых, это патриотизм и приверженность идеалам своей страны. Военнослужащие готовы отдать свою жизнь за защиту Родины.

Какие цели в жизни имеют военнослужащие?

Цели в жизни военнослужащих могут различаться в зависимости от их индивидуальных планов и задач. Однако обычно они стремятся к служению своей Родине, сохранению мира и безопасности, защите гражданских лиц, выполнению своих воинских обязанностей и развитию своих профессиональных навыков. Их цели могут быть связаны с карьерным ростом, повышением звания, получением новых знаний и навыков.

Какие взаимосвязи наблюдаются между ценностными ориентациями и проявлением физической агрессии?

Обнаруженная взаимосвязь свидетельствует об отсутствии целей в будущем у военнослужащих, которые придают их жизненному восприятию осмысленность, направленность и временную перспективу. Отсутствие сформированных целей в жизни не влияет на проявление физической агрессии. Поэтому можно сделать вывод, что у военнослужащих высокий уровень самоконтроля и дисциплины, которые помогают им управлять своими эмоциями и действовать в соответствии с установленными правилами.

Какие особенности ценностных ориентаций у военнослужащих?

Военнослужащие обладают определенными ценностными ориентациями, которые могут отличаться от общественных стереотипов. Они ценят дисциплину, порядок, патриотизм, честь и справедливость. Также они стремятся к достижению профессиональной мастерства, готовности к выполнению своих обязанностей и защите интересов государства.

Какие личностные особенности характерны для военнослужащих?

У военнослужащих присутствует высокий уровень ответственности, решительности и самоконтроля. Они обладают терпением, умением работать в команде и принимать решения в стрессовых ситуациях. Также у них развиты физическая выносливость, смелость и уверенность в себе.

Какие цели и планы имеют военнослужащие на будущее?

Исследования показывают, что у военнослужащих часто отсутствуют ясные цели и планы на будущее. Это связано с их особым образом жизни, постоянными перемещениями и потребностью в адаптации к новым условиям. Однако они стремятся развиваться профессионально, повышать свои квалификации и служить государству наилучшим образом.