Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 22.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Научно-теоретические подходы к развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования 5
1.1. Проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Роль рисования в развитии творческого воображения 11
2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании 14
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего возраста на констатирующем этапе 14
2.2. Подбор системы направленной на разработку программы развития творческого воображения, и апробация их в условиях формирующего эксперимента 16
2.3. Подведение итогов эмпирического исследования (контрольный эксперимент) 20
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение А. Методика, направленная на выявление уровня развития воображения 26
Этапы Содержание ПримечанияОНУПроверка готовности к занятиюОсновная часть.Вводная беседа.Ребята, вы когда-нибудь читали сказки?Какие сказки вы знаете?В чем основные отличия сказок? (у них выдуманный сюжет, там происходит то, чего не бывает в реальной жизни)Пробовали ли вы сочинять сказки?Давайте попробуем вместе с вами сочинить собственную сказку. Практическая работаДавайте попробуем сами проиллюстрировать сказку, которую вы когда-то читали, или же нарисуем иллюстрацию к сказке, которую вы сочинили самостоятельно. Контроль за выполнением работыИтог занятияВыставка работ. Уборка рабочих мест. Занятие №2Тема: "Звук"Цели: вспомнить с детьми различные звуки природы, животных, развитие воображения, глазомера. Этапы Содержание ПримечанияОНУПроверка готовности к занятиюОсновная частьВступительная беседаВы уже знаете, как разговаривают различные животные, какие звуки издают предметы. Все вы их слышали много раз. Теперь попробуйте самостоятельно, используя только собственное воображение, представить:Как звучит, например, пушистое облако, если дотронуться до него.Устные ответы детей. Практическая работа Придумайте собственный звук и попробуйте его изобразить.Контроль за выполнением работыИтог занятияВыставка работ. Уборка рабочих местЗанятие №3Тема: " Войди в образ"Цели: научить представлять образы и изображать собственные мысли на бумаге, развитие воображения и глазомера. Этапы Содержание ПримечанияОНУПроверка готовности к занятиюОсновная частьВводная беседаСядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Послушайте музыку. Вспомните самые счастливые и радостные события, которые с вами происходили. Нарисуйте картину своих воспоминаний. Постарайтесь подольше сохранить все образы. Практическая работаБерите краски и за работу!Контроль за выполнением работыИтог занятияВыставка работ. Уборка рабочего местаЗанятие №4Тема: " Какая она, пустота?"Цели: развитие воображенияЭтапы Содержание ПримечанияОНУПроверка готовности к занятиюОсновная часть Вводная беседаНа месте стоявшего когда-то города – теперь находится пустота.Помогите вспомнить, как выглядели местные жители.Практическая частьНарисуйте представленные образыИтог занятияВыставка работ. Уборка рабочего местаЗанятие №5Тема: "старинные вещи"Цели: вспомнить вещи старого быта, представить их и попробовать изобразить Этапы занятияСодержание занятияПримечанияОНУПроверка готовности к занятиюОсновная частьВводная беседаДавайте вспомним предметы старого быта. Какие вы из них вы знаете?Попробуйте их устно описатьПрактическая работаТеперь представьте , как они могли выглядеть предметы старинного быта и изобразите их на бумагеИтог занятияВыставка работ. Уборка рабочего местаВ процессе развития творческого воображения детей значимая роль также принадлежит: - занимательности передачи информации;- необычной формы преподнесения материала, которая вызывает удивление у ребенка; - эмоциональности речи; - сюжетно-ролевым и дидактическим играм.2.3. Подведение итогов эмпирического исследования (контрольный эксперимент)На контрольном этапе была проведена методика, направленная на выявление уровня развития воображения после проведения занятий, направленных на развитие творческого воображения.Цель: выявить уровень развития воображения на контрольном этапе.Инструкция: каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены незаконченные части фигур.Ведущий тестирования говорит: "Дети, перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь незаконченная фигурка. Вы можете превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась Красивая картина!" Время выполнения задания не фиксируется.Если ребенок нарисовал от 7 до 10 творческих рисунков, это соответствует высокому уровню развития воображения. Если нарисовал 5-6 рисунков это средний уровень, 4 и меньше - это соответствует низкому уровню.Среди рисунков выделяются нетворческие, часто повторяющиеся рисунки, малотворческие, творческие или очень редкие.Творческие рисунки оцениваются одним баллом.Малотворческие - 0,5 балла.Нетворческие - 0 баллов.Итак, оценив работы по приведенным критериям после того, как была проведена работа над развитием воображения, можно выявить следующие:А. С. - 8,5 балла (высокий)А. О. - 6,5 балла (средний)Б. Л. - 5 баллов (средний)Б. Г. - 5,5 балла (средний)В. Ф. – 7,5 балла (высокий)Г. Ж. – 5,5 балла (средний)Г. Я. - 5,5 балла (средний)З. О. - 5,5 балла (средний)К. Е. - 6 баллов (средний)Л. В. – 5,5 балла (средний)Л. Д. - 6 баллов (средний)М. Л. – 6,5 балла (средний)М. Д. - 6,5 балла (средний)Н. Т. - 5,5 балла (средний)Т. О. – 6,5 баллов (средний)Х. П. - 8 баллов (высокий)Ч. Д. - 7,5 балла (высокий)Ч. М. - 9 баллов (высокий)Я. О. - 8,5 (высокий)Эти результаты можно представить в таблице 2.Таблица 2 – Результаты тестирования на контрольном этапе Уровень развития%Высокий37%Средний63%Низкий0%Следовательно, можно сделать вывод, что занятия ИЗО занятия качественно развивают воображение детей, повышают их активность и мотивацию.Каждое творческое занятие воспринимается детьми не как навязанная необходимость, а как естественное логическое продолжение начатой ранее работы. Таким образом, развитие творческого воображения связано с применением комплекса методов: - игровых упражнений на овладение техническими навыками работы с образом, ролевых игр, интегрированных занятий, сочетающих восприятие цвета, музыки и художественного слова;- художественно-творческих заданий на ассоциативно-образное восприятие окружающего мира.ЗаключениеВ процессе исследования развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях изобразительного искусства мы проанализировали различные материалы по данной проблеме, и пришли к следующим выводам:обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у детей способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала; восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу и дополняет друг друга; необходимо обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;следует производить тщательный отбор произведений изобразительного искусства для изучения;необходимо использование на занятиях технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, компьютера, и специальных наглядных пособий;в процессе обучения следует применять разнообразные художественные материалы и техники работы ими;следует производить смену видов изобразительной деятельности в течение года;необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с детьми;следует вводить в структуру занятия игровые элементы и художественно-дидактических игры. Мы полагаем, что синтезированное использование данных методов организации работы поможет в существенной мере повысить эффективность обучения изобразительной деятельности.Список литературыБеляева Е. Н. Развитие креативности в сензитивный период/ Е. Н. Беляева // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 65 - 71.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/7/0060/7_0060-1.shtml.Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям [Текст] / В.В. Давыдов // Театр и образование: сб. научных трудов. - М.: Изд- во «Просвещение», 2012 – С.54-67.Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт. - сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.Дик, Н.Ф. От одаренности – к творчеству. [Текст]: научно- теоретические основы детской одаренности, ее развития и поддержки в образовательных учреждениях / Н.Ф. Дик. - Р.- н/Д.: Феникс, 2013. – С. 15-20.Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2006. - 197 с.Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин - СПБ.: Питер, 2012. - 448 с.Кыштымова И. М. Научные подходы к развитию креативности / И.М. Кыштымова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. -№5.-С. 6-14.Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Электронный ресурс]. - URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from.Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин - М.: Изд-во Моек, психолого-социального ин-та, 2003. - 730 с.Рубинштейн, С.Л. Общая психология [Электронный ресурс]. - URL: http://krotov.info.Фомина Н. Н., Дмитриева А. А. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., 2010.Юсов, Б.П. Живой мир искусства [Текст] / Б.П. Юсов, Е.П. Кабкова, // Дошкольное воспитание. – 2013. - №6. – С. 14-16.Приложение А. Методика, направленная на выявление уровня развития воображенияКаждому ребенку предлагается карточка с 10 фигурами, им нужно закончить эти фигуры
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/7/0060/7_0060-1.shtml.
3. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям [Текст] / В.В. Давыдов // Театр и образование: сб. научных трудов. - М.: Изд- во «Просвещение», 2012 – С.54-67.
4. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт. - сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
5. Дик, Н.Ф. От одаренности – к творчеству. [Текст]: научно- теоретические основы детской одаренности, ее развития и поддержки в образовательных учреждениях / Н.Ф. Дик. - Р.- н/Д.: Феникс, 2013. – С. 15-20.
6. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2006. - 197 с.
7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин - СПБ.: Питер, 2012. - 448 с.
8. Кыштымова И. М. Научные подходы к развитию креативности / И.М. Кыштымова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. -№5.-С. 6-14.
9. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Электронный ресурс]. - URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from.
10. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин - М.: Изд-во Моек, психолого-социального ин-та, 2003. - 730 с.
11. Рубинштейн, С.Л. Общая психология [Электронный ресурс]. - URL: http://krotov.info.
12. Фомина Н. Н., Дмитриева А. А. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., 2010.
13. Юсов, Б.П. Живой мир искусства [Текст] / Б.П. Юсов, Е.П. Кабкова, // Дошкольное воспитание. – 2013. - №6. – С. 14-16.
Вопрос-ответ:
Как развивать творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования?
Творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста можно развивать в процессе рисования, предоставляя им возможность рисовать по своему воображению, задавая открытые вопросы и поддерживая их идеи. Также можно использовать различные материалы и техники, чтобы разнообразить процесс рисования и стимулировать творческое мышление.
Какие проблемы могут возникнуть при развитии творческого воображения у старших дошкольников?
В психолого-педагогической литературе называются такие проблемы, как недостаток свободы и возможности самовыражения, недостаток внимания и поддержки со стороны взрослых, низкий уровень мотивации и интереса к рисованию, а также страх перед ошибками и неуверенность в своих способностях.
Какие особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста?
В этом возрасте дети начинают проявлять более сложные формы творческой активности, такие как создание своих собственных идей и использование фантазии. Они научаются представлять объекты в различных контекстах и сочетать разные элементы в одном изображении. Однако они могут иметь ограниченную представляющую основу и использовать стереотипные элементы в своих рисунках.
Какую роль играет рисование в развитии творческого воображения?
Рисование играет важную роль в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Оно помогает им развивать воображение, фантазию и креативное мышление. Рисование также способствует развитию моторики, координации движений, восприятия пространства и формы. Кроме того, рисование позволяет детям выразить свои мысли и эмоции, развивает самовыражение и самооценку.
Какие научно-теоретические подходы используются для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования?
Для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании применяются различные научно-теоретические подходы. Один из них основывается на теории Л.С. Выготского, который считал, что творческое воображение развивается через социальное взаимодействие и общение с окружающими людьми. Этот подход предполагает создание благоприятной среды для рисования и стимулирование детей к экспериментированию и самовыражению.
Какие проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников описываются в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе описываются различные проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников. Некоторые из них включают отсутствие мотивации у детей для творческого выражения, ограничение свободы самовыражения из-за стандартизации и контроля в процессе обучения, а также недостаточное развитие критического мышления и способности преодолевать творческие преграды и решать проблемы.
Какие особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста можно выделить?
Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста включают постепенное снижение роли образцов и предъявления готовых решений, возрастание самостоятельности и саморегуляции в процессе рисования, углубление воображаемого содержания и становление творческого мышления. Также важными особенностями являются умение выражать свои мысли и эмоции через рисунок, а также усвоение и использование различных художественных приемов и материалов.
Какие научно-теоретические подходы существуют к развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования?
Существуют различные научно-теоретические подходы к развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Некоторые из них включают акцент на формирование у детей навыков наблюдения, воображения и выражения своих идей через рисунок. Другие подходы признают важность развития творческого мышления и фантазии, а также стимулирование детей к экспериментированию и нахождению нестандартных решений. Важно помнить, что эти подходы можно комбинировать и адаптировать под каждого ребенка в индивидуальном порядке.
Какие особенности развития творческого воображения можно наблюдать у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать ряд особенностей в развитии творческого воображения. В этом возрасте дети становятся все более самостоятельными и начинают проявлять интерес к творчеству. Они могут придумывать свои собственные истории и персонажей, рисовать необычные предметы и создавать свои сказочные миры. Однако некоторые дети могут испытывать затруднения в выражении своих идей и поэтому им требуется дополнительное педагогическое внимание и поддержка.