Физические упражнений, как важная составляющая ЗОЖ подростков.
Заказать уникальную дипломную работу- 57 57 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 03.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Физическая культура как составляющая здорового образа жизни подростков 8
1.1. Основные особенности изменения состояния здоровья подростков Российской Федерации за 2011-2016 годы 8
1.2. Здоровый образ жизни как ведущий принцип профилактики заболеваний 9
1.2. Физическая культура в контексте здорового образа жизни подростка: современный взгляд на проблему 15
Выводы к главе 1 22
ГЛАВА 2. Особенности влияния физических упражнений на состояние здоровья подростков на примере Гимназии 587 г. Санкт-Петербург 23
2.1. Характеристика базу и методики исследования 23
2.2. Влияние физических упражнений на функциональное состояние подростков 27
Выводы к главе 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 57
Все методики контроля, принятые на сегодняшний день в физической культуре и спорте основаны на способности человеческого организма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Этот процесс называется адаптацией. Обладая знаниями о закономерностях формирования компенсаторных механизмов функциональных системы, можно различными методами эффективно влиять на те или иные их звенья в человеческом организме, ускоряя адаптивные процессы к физическим нагрузкам. Контроль состояния различных функций организма спортсмена является первостепенным фактором в планировании тренировочного процесса и оценки его результатов, а также результатов соревнований. Контроль важен также и с точки зрения сохранения здоровья спортсмена, поскольку жесткие физические нагрузки в циклических видах спорта в условиях неправильно спланированного тренировочного процесса могут привести к самым различным нежелательным последствиям, а именно перетренировке, спаду спортивных результатов, формированию массы заболеваний. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хотелось бы отметить, что медицинский работник – это такой же важный участник воспитательного процесса в части формирования у детей приверженности к здоровому образу жизни как и педагог. Крайне важно с точки зрения медицины оценивать потенциал детей в области сохранения и преумножения своего здоровья, давать им посильные нагрузки, оказывать детям психологическую помощь. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать ряд выводов:Здоровье – это самая большая ценность в жизни. Здоровый образ жизни – это система поведение человека, которая направлена на достижение оптимального биологического, социального и психического здоровья, сохранение трудоспособности и профилактику заболеваний. В связи с высокими показателями заболеваемости детей, большое внимание сегодня уделяется формированию приверженности к здоровому образу жизни в подростковой среде. Морфофункциональные и психофизиологические особенности школьников подросткового возраста предполагают целый спектр важных изменений, затрагивающих все системы организма и дающие возможность педагогу и медику совершенствовать тренировочный процесс, вводя новые виды упражнений, основываясь на улучшенной координационной способности воспитанников. Это обусловлено, прежде всего, особенностями формирования внимания и мышления у детей, появлением у них способностью к освоению сложных движений, к длительному поддержанию работоспособности в процессе тренировочных нагрузок. Это также позволяет развивать в детях ряд нравственных качеств. Все это в итоге приводит к формированию культуры здорового поведения. Контроль в физической культуре и спорте имеет колоссальное значение как с точки зрения достижения высоких результатов, так и с точки зрения сохранения здоровья спортсмена. Оценке подлежат как качественные, так и количественные параметры, составляющие широкий круг элементов, представляющих собой ценность с точки зрения достижения спортивного результата. Функциональны контроль также важен для выявления общего состояния здоровья человека и отклонений в этом состоянии.На сегодняшний день отмечается тяжелая ситуация с точки зрения распространения в подростковой среде наркомании, токсикомании, никотиновой и алкогольной зависимости, игромании, нерационального сексуального поведения. Это напрямую влияет на рост заболеваемости среди подростков, в том числе по таким нозологиям как ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет II типа, ишемический и геморрагический инсульт. На примере учащихся гимназии № 587 г. Санкт-Петербурга было выявлено, что физические упражнения позитивно влияют на процесс формирования здорового образа жизни подростков. Так, в группе детей, активно занимающихся физической культурой и спортом, снижены психоэмоциональные расстройства, высок адаптивный потенциал сердечно-сосудистой системы, позитивна статистика по наркомании, токсикомании, никотиновой и алкогольной зависимости, игромании. В результате полученных данных были разработаны рекомендации по повышению приверженности детей подросткового возраста к здоровому образу жизни. Таким образом, гипотеза доказана, цель и задачи исследования достигнуты. По результатам проведенного эксперимента нами были разработаны следующие практические рекомендации:Тренировочный процесс должен осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития и подготовки спортсмена. В процессе тренировок должны проходить регулярные медицинские осмотрыцелью которых является выявление отклонений, перенапряжения, разработка рекомендаций по оптимальной физической нагрузке.Крайне важно направить максимальные усилия на вовлечение в спортивное движение детей, которые отличаются девиантным, асоциальным поведением, имеют избыточную массу тела, курят, принимают алкоголь, страдают от наркотической зависимости, токсикомании, игромании. Для этих целей необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, вовлекать родителей, занимающихся спортом сверстников, известных людей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые актыФедеральный закон от 21.11.2011 «323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (17.02.2018). Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №2008 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/5c2f5b1d790a1f82d0ca1f2fa0d72e968e6349e7/ (17.02.2018). Монографии, учебник, учебные пособияВайнерЭ.Н. Валеология: Учебник для вузов, 2001. – м.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.ГерасевичА.Н. Спортивная медицина: Практикум/ А.Н. Герасевич. – Брест: БрГУ, 2013. – 169 с. ГуровецГ.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Селиверстов. – М .: Владос, 2013. – 431 c. ДробинскаяА.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академическогобакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 546 c.Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник для студентов сред.мед. учеб. заведений/ А.А. Кожин, В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.МархотскийЯ.Л. Валеология: Учебное пособие. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.Методы оценки физического и функционального состояния студентов специальногоучебного отделения: Учебно-методическое пособие/ В.Б. Мандриков, М.П. Мицлин. – Волгоград: издательство ВолГМУ. – 48 с.Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений/ А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 144 с.Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.СапинМ.Р., БрыксинаЗ.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.ШвыревА.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ.ред. Р.Ф. Морозовой. – Изд. 5-е, стереот. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012. – 411 с.Периодические изданияАнтонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту// Педиатрическая фармакология, 2009. – №4. – С. 120-122.БальЛ.В., Михайлов А.Н., ГундаровИ.А. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни// Гигиена и санитария, 2014. – №4. – С. 70-72.Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. – №10. – С. 162-165.Березанцева-НизяеваТ.В. Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект)// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2012. – №2. – С. 659-660.Васильева Н. Ю. Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова, 2009. №4. С.103-108. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни// Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2009. – №1. – С. 58-61ВойтикЕ.А. Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013. – №4 (128). – С. 169-175.ГорфтиЕ.А., ВеликановаЕ.В. Спортивная культура как фактор формирования здоровой личности// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2014. – №6 (134). – С. 118-121.Гнездилов М.А. Целенаправленное использование занятий физической культурой для предупреждения и преодоления антисоциальных отклонений в поведении подростков// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2009. – №6. – С. 64-67.Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2012. – №4. – С. 364-365.Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017. – 170 с. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России// Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. – №3. – С. 34.Кабачков В.А., ТюленьковС.Ю., ЧебураевB.C., КуренцовВ.А., Петров В.К. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта// Вестник спортивной науки, 2003. – №1. – С. 44-47.Лазарева В.Г., ПристинскийВ.Н. Влияние занятий бейсболом на формирование психического и духовного здоровья детей-сирот// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2008. – №4. – С. 62-65.Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи// Знание. Понимание. Умение, 2004. – №1. – С. 136-138.МатюнинаН.В., АхметьяновA.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2006. – №7 (43). – С. 244-246.МиннегалиевМ.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков// Ученые записки университета Лесгафта, 2012. – №1 (83). – С. 103-107.МиннегалиевМ.М. Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. – №4. – С. 121-128.НемоваО.А., КутеповаЛ.И., РетивинаВ.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №11. – С. 155-157.Петрова Л.В. Актуальность комплексного подхода к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков младшего и среднего возраста// Педагогическое образование в России, 2013. – №3. – С. 65-69.Поднебесная Е.В. Эффективность влияния занятий борьбой «Спас» на уровень физического здоровья подростков 12-14 лет// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2009. – №5. – С. 211-213.Приходько В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни// Ярославский педагогический вестник, 2010. – №2. – С. 105.Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. – №12-1. – С. 199-203. Скворцова Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни// Концепт, 2015. – №2. – С. 41-45. СоломченкоМ.А., ГэрбачеваО.А., Филатов Е.Н. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе// Наука-2020, 2016. – №1 (7). - С. 28-32.Судакова Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения// Ученые записки университета Лесгафта, 2009. – №11. – С. 89-92. УшниковА.И. Результаты анкетирования по проблеме воспитания подростков 10-15 лет средствами массовой физической культуры// Ученые записки университета Лесгафта, 2008. – №12. - С. 82-86.ШамаеваГ.И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры// Juvenisscientia, 2017. – №2. – С. 36-37.Яковлева Т.В., Иванова А.А., ТерлецкаяР.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2012. – №5. – С. 792-795.Янбухтин Т.А. К проблеме формирования здорового образа жизни подростков и включенности их в досуговую спортивно-оздоровительную деятельность в условиях мегаполиса// Педагогика и психология образования, 2011. – №2. – С. 43-50.Интернет ресурсыОбщая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2016 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/036/819/original/06_Общая_заболеваемость_детского_населения_России_%280-14_лет%29_в_2016_году.doc?1516177018 (17.02.2018). Общая заболеваемость детского населения России (15-17 лет) в 2016 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/036/823/original/10_Общая_заболеваемость_детского_населения_России_%2815-17_лет%29_в_2016_году.doc?1516177050 (17.02.2018). Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2014 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/028/941/original/06_Общая_заболеваемость_детского_населения_России_%280-14_лет%29_в_2014_году.doc?1451483540 (17.02.2018). Общая заболеваемость детского населения России (15-17 лет) в 2016 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/028/942/original/10_Общая_заболеваемость_детского_населения_России_%2815-17_лет%29_в_2014_году.doc?1451483540 (17.02.2018). Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2012 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/018/706/original/6_Obcshaya_zabolevaemosty_detskogo_naseleniya_Rossii_%280-14_let%29_v_2012_godu.DOC?1390980205 (17.02.2018). Общая заболеваемость детского населения России (14-17 лет) в 2012 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/018/712/original/10_Obcshaya_zabolevaemosty_detskogo_naseleniya_Rossii_%28_14_-17_let%29_v_Rossii_v_2012_godu.doc?1390980206 (17.02.2018).Смертность населения по причинам смерти в 2016 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo24-2.xls (17.02.2018).СПИСОК СОКРАЩЕНИЙВОЗ – Всемирная организация здравоохраненияИГСТ– Индекс гарвардского степ-тестаОРВИ – острые респираторно-вирусные инфекцииЧСС – частота сердечных сокращенийПРИЛОЖЕНИЕ 1Рис. 1. Распределение детей 0-14 лет по группам здоровья в Российской Федерации в 2015-2016 годахРис. 2. Общая заболеваемость детей в возрасте 0-17 лет на территории Российской Федерации в 2011-2016 годахРис. 3. Заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет за 2011-2016 годы в пересчете на 100 000 детского населенияРис. 4. Заболеваемость детей в возрасте 15-17 лет за 2011-2016 годы в пересчете на 100 000 детского населенияПРИЛОЖЕНИЕ 2Таблица 1Распределение факторов риска при различных заболеваниях и нарушениях по ВайнеруЭ.Н. [3]ЗаболеваниеНеблагоприятный фактор, %Генетические факторыВнешняя средаМедицинское обеспечениеОбраз жизниИшемическая болезнь сердца18121060Онкологическое заболевание26191045Диабет5321035Пневмония18432019Цирроз печени189370Самоубийства2515355Транспортный травматизм327565ПРИЛОЖЕНИЕ 3Уважаемые ученики. Данный опрос проводится с целью изучения распространения здорового образа жизни среди подростков. Опрос анонимный. Просим Вас откровенно ответить на все вопросы анкеты.АНКЕТАВы регулярно занимаетесь спортом?ДаНетВы пробовали курить?ДаНетВы курите на данный момент?ДаНетВы пробовали алкоголь?ДаНетВы принимаете алкоголь на данный момент?ДаНетВы пробовали психоактивные вещества (наркотики, включая марихуану, спайсы и т.д.)?ДаНетВы употребляете психоактивные вещества (наркотики, включая марихуану, спайсы и т.д.)?ДаНетВы пробовали вдыхать токсичные вещества (ацетон, клей «Момент»)?ДаНетВы вдыхаете токсичные вещества (ацетон, клей «Момент»)?ДаНет Часто ли Вы ощущаете тревогу, испытываете депрессию?ДаНетСпасибо за участие в опросе!ПРИЛОЖЕНИЕ 4Таблица 2Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста для детей 13-19 лет [4, 11]Физическое состояниеМолодые людиДевушкиОчень плохоеМенее 2100 кмМенее 1600 кмПлохое2100-2200 км1600-1900 кмУдовлетворительное2200-2500 км1900-2100 кмХорошее2500-2750 км2100-2300 кмОтличное2750-3000 км2300-2400 кмПревосходноСвыше 3000 кмСвыше 2400 кмТаблица 3Индекс Руффье[4, 11] КлассификацияПоказательОтлично<0Хорошо1-5Удовлетворительно6-10Слабо11-15Неудовлетворительно>15Таблица 4Проба по Квергу[4, 11] КлассификацияПоказательОчень хорошо>105Хорошо99-104Удовлетворительно93-98Слабо<92Таблица 5Значение уровня физической работоспособности по ИГСТ [4, 11]ИГСТОценка работоспособности55 и менееСлабая55–64Средняя65–79Хорошая80–89Ниже средней90 и болееОтличнаяТаблица 6Оценка индекса массы телаИМТ (кг/м2)Масса тела18,5Дефицит массы тела18,5-24,9Нормальная масса тела25,0-29,9Избыточная масса тела30,0-34,9Ожирение I степени35,0-39,9Ожирение 11 степени>40Ожирение IIIстепени (морбидное)ПРИЛОЖЕНИЕ 5Таблица 5Результаты констатирующей части экспериментаЭкспериментальная группа до эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж122100,03,099,068,038,01,419,42Ж122200,03,0100,069,046,01,520,43Ж122200,04,0102,070,039,01,419,94Ж132100,04,0103,071,049,01,619,15Ж132300,05,0104,070,048,01,521,36Ж142400,04,0101,071,051,01,619,97Ж142300,03,0100,079,059,01,623,08М122500,03,0103,078,051,01,522,79М122600,03,0104,089,042,01,421,410М122750,04,0102,090,049,01,521,811М142800,04,0100,082,056,01,621,912М132500,03,099,081,058,01,525,813М122600,03,0100,090,045,01,423,014М142750,04,0100,068,055,01,524,415М132900,05,0103,069,059,01,623,0М12,802466,673,67101,3376,3349,671,5121,81m0,2267,910,190,452,161,780,020,49Таблица 8 (продолжение)Контрольная группа до эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж131500,012,092,055,046,01,327,22Ж131200,015,090,056,058,01,525,83Ж141300,017,091,054,045,01,423,04Ж121000,015,092,053,051,01,619,95Ж131200,014,093,054,069,01,627,06Ж121600,014,089,052,058,01,429,67Ж121750,013,080,051,053,01,523,68М121800,012,081,050,054,01,427,69М131500,011,082,056,052,01,523,110М141300,012,083,057,059,01,623,011М131200,015,092,049,058,01,525,812М121900,011,093,050,060,01,526,713М122100,010,094,051,051,01,619,914М132100,011,091,052,061,01,527,115М142000,011,092,054,059,01,526,2М12,801563,3312,8789,0052,9355,601,4925,03m0,2093,410,521,260,641,600,020,73ПРИЛОЖЕНИЕ 6Таблица 9Результаты контролирующей части экспериментаЭкспериментальная группа после эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж122250,04,0100,069,037,01,418,92Ж122300,02,0102,070,043,01,519,13Ж122350,03,0103,072,040,01,420,44Ж132200,02,0102,073,051,01,619,95Ж132400,01,0105,069,048,01,521,36Ж142450,02,0102,070,050,01,619,57Ж142400,02,0102,082,058,01,622,78М122600,03,0104,079,052,01,523,19М122750,02,0105,090,040,01,420,410М122850,01,0103,089,050,01,522,211М142950,02,0101,084,057,01,622,312М132650,02,0100,083,056,01,524,913М122700,02,0101,088,042,01,421,414М142900,04,0102,072,058,01,525,815М133000,04,0104,079,060,01,623,4М12,802583,332,40102,4077,9349,471,5121,69m0,2269,120,250,411,991,950,020,53Окончание таблица 9Контрольная группа после эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж131600,011,091,054,047,01,327,82Ж131100,014,089,053,059,01,526,23Ж141250,013,090,055,046,01,423,54Ж121050,014,091,052,053,01,620,75Ж131100,013,092,055,070,01,627,36Ж121500,012,088,051,057,01,429,17Ж121600,012,079,050,052,01,523,18М121750,011,079,049,053,01,427,09М131600,012,070,055,050,01,522,210М141300,013,082,058,062,01,624,211М131100,016,081,050,063,01,528,012М121800,012,082,051,062,01,527,613М121900,011,095,053,053,01,620,714М132100,013,090,052,064,01,528,415М141800,013,091,053,062,01,527,6М12,801503,3312,6786,0052,7356,871,4925,57m0,2086,670,351,760,621,790,020,74ПРИЛОЖЕНИЕ 7Таблица 10Значимость изменения массы тела до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПослеЗначимостьЭкспериментальная группа49,67±1,7849,47±1,95р=0,940176(не значимы)Контрольная группа55,6±1,6056,87±1,79р=0,0,601143(не значимы) р=0,019775 (значимы)р=0,009423 (значимы) Рис. 5. Динамика изменения массы тела до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 11Значимость изменения индекса Кетле до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПослеЗначимостьЭкспериментальная группа21,81±0,4921,69±0,53р=0,869199 (не значимы)Контрольная группа25,03±0,7325,57±0,74р=0,600253 (не значимы) р=0,001073 (значимы)р=0,000220 (значимы)Рис. 6. Динамика изменения индекса Кетле до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 12Значимость изменения индекса Купера до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПосле Экспериментальная группа2466,67±67,912583,33±69,12р=0,239029(не значимы)Контрольная группа1563,33±93,411503,33±86,67р=0,641376(не значимы) р=0,000000 (значимы)р=0,000000 (значимы) Рис. 7. Индекс Купера до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 13Значимость изменения индекса Руффье до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПосле Экспериментальная группа3,67±0,192,4±0,24р=0,000298 (значимы)Контрольная группа12,87±0,5212,67±0,35р=0,752127 (не значимы) р=0,000000 (значимы)р=0,000000 (значимы) Рис. 8. Индекс Руффье до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 14Проба Кверга до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахДоПослеЭкспериментальная группа101,33±0,45102,4±0,41р=0,090142 (не значимы)Контрольная группа89,00±1,2686,00±1,76р=0,0,177094(не значимы)р=0,000000 (значимы)р=0,000000 (значимы)Рис. 9. Проба Кверга до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 15ИГСТ до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПосле Экспериментальная группа76,33±2,1677,93±1,99р=0,590375 (не значимы)Контрольная группа52,93±0,6452,73±0,62р=0,824097(не значимы) р=0,000000 (значимы)р=0,000000 (значимы) Рис. 10. ИГСТ до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахРис. 12. Обобщенные данные по функциональному тестированию детей Рис. 13. Обобщенные данные по функциональному тестированию детей Рис. 14. Результаты анкетирования детей до эксперимента Рис. 15. Результаты анкетирования детей после эксперимента Рис. 16. Приверженность детей, занимающихся и не занимающихся спортом до и после эксперимента
1. Федеральный закон от 21.11.2011 «323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (17.02.2018).
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №2008 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/5c2f5b1d790a1f82d0ca1f2fa0d72e968e6349e7/ (17.02.2018).
Монографии, учебник, учебные пособия
3. ВайнерЭ.Н. Валеология: Учебник для вузов, 2001. – м.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
4. ГерасевичА.Н. Спортивная медицина: Практикум/ А.Н. Герасевич. – Брест: БрГУ, 2013. – 169 с.
5. ГуровецГ.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Селиверстов. – М .: Владос, 2013. – 431 c.
6. ДробинскаяА.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академическогобакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 546 c.
7. Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник для студентов сред.мед. учеб. заведений/ А.А. Кожин, В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
8. МархотскийЯ.Л. Валеология: Учебное пособие. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.
9. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специальногоучебного отделения: Учебно-методическое пособие/ В.Б. Мандриков, М.П. Мицлин. – Волгоград: издательство ВолГМУ. – 48 с.
10. Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений/ А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 144 с.
11. Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
12. СапинМ.Р., БрыксинаЗ.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
13. ШвыревА.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ.ред. Р.Ф. Морозовой. – Изд. 5-е, стереот. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012. – 411 с.
Периодические издания
14. Антонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту// Педиатрическая фармакология, 2009. – №4. – С. 120-122.
15. БальЛ.В., Михайлов А.Н., ГундаровИ.А. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни// Гигиена и санитария, 2014. – №4. – С. 70-72.
16. Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. – №10. – С. 162-165.
17. Березанцева-НизяеваТ.В. Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект)// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2012. – №2. – С. 659-660.
18. Васильева Н. Ю. Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова, 2009. №4. С.103-108.
19. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни// Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2009. – №1. – С. 58-61
20. ВойтикЕ.А. Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013. – №4 (128). – С. 169-175.
21. ГорфтиЕ.А., ВеликановаЕ.В. Спортивная культура как фактор формирования здоровой личности// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2014. – №6 (134). – С. 118-121.
22. Гнездилов М.А. Целенаправленное использование занятий физической культурой для предупреждения и преодоления антисоциальных отклонений в поведении подростков// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2009. – №6. – С. 64-67.
23. Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2012. – №4. – С. 364-365.
24. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017. – 170 с.
25. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России// Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. – №3. – С. 34.
26. Кабачков В.А., ТюленьковС.Ю., ЧебураевB.C., КуренцовВ.А., Петров В.К. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта// Вестник спортивной науки, 2003. – №1. – С. 44-47.
27. Лазарева В.Г., ПристинскийВ.Н. Влияние занятий бейсболом на формирование психического и духовного здоровья детей-сирот// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2008. – №4. – С. 62-65.
28. Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи// Знание. Понимание. Умение, 2004. – №1. – С. 136-138.
29. МатюнинаН.В., АхметьяновA.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2006. – №7 (43). – С. 244-246.
30. МиннегалиевМ.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков// Ученые записки университета Лесгафта, 2012. – №1 (83). – С. 103-107.
31. МиннегалиевМ.М. Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. – №4. – С. 121-128.
32. НемоваО.А., КутеповаЛ.И., РетивинаВ.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №11. – С. 155-157.
33. Петрова Л.В. Актуальность комплексного подхода к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков младшего и среднего возраста// Педагогическое образование в России, 2013. – №3. – С. 65-69.
34. Поднебесная Е.В. Эффективность влияния занятий борьбой «Спас» на уровень физического здоровья подростков 12-14 лет// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2009. – №5. – С. 211-213.
35. Приходько В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни// Ярославский педагогический вестник, 2010. – №2. – С. 105.
36. Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. – №12-1. – С. 199-203.
37. Скворцова Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни// Концепт, 2015. – №2. – С. 41-45.
38. СоломченкоМ.А., ГэрбачеваО.А., Филатов Е.Н. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе// Наука-2020, 2016. – №1 (7). - С. 28-32.
39. Судакова Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения// Ученые записки университета Лесгафта, 2009. – №11. – С. 89-92.
40. УшниковА.И. Результаты анкетирования по проблеме воспитания подростков 10-15 лет средствами массовой физической культуры// Ученые записки университета Лесгафта, 2008. – №12. - С. 82-86.
41. ШамаеваГ.И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры// Juvenisscientia, 2017. – №2. – С. 36-37.
42. Яковлева Т.В., Иванова А.А., ТерлецкаяР.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2012. – №5. – С. 792-795.
43. Янбухтин Т.А. К проблеме формирования здорового образа жизни подростков и включенности их в досуговую спортивно-оздоровительную деятельность в условиях мегаполиса// Педагогика и психология образования, 2011. – №2. – С. 43-50.
Интернет ресурсы
44. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2016 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/036/819/original/06_Общая_заболеваемость_детского_населения_России_%280-14_лет%29_в_2016_году.doc?1516177018 (17.02.2018).
45. Общая заболеваемость детского населения России (15-17 лет) в 2016 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/036/823/original/10_Общая_заболеваемость_детского_населения_России_%2815-17_лет%29_в_2016_году.doc?1516177050 (17.02.2018).
46. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2014 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/028/941/original/06_Общая_заболеваемость_детского_населения_России_%280-14_лет%29_в_2014_году.doc?1451483540 (17.02.2018).
47. Общая заболеваемость детского населения России (15-17 лет) в 2016 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/028/942/original/10_Общая_заболеваемость_детского_населения_России_%2815-17_лет%29_в_2014_году.doc?1451483540 (17.02.2018).
48. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2012 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/018/706/original/6_Obcshaya_zabolevaemosty_detskogo_naseleniya_Rossii_%280-14_let%29_v_2012_godu.DOC?1390980205 (17.02.2018).
49. Общая заболеваемость детского населения России (14-17 лет) в 2012 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/018/712/original/10_Obcshaya_zabolevaemosty_detskogo_naseleniya_Rossii_%28_14_-17_let%29_v_Rossii_v_2012_godu.doc?1390980206 (17.02.2018).
50. Смертность населения по причинам смерти в 2016 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo24-2.xls (17.02.2018).
Вопрос-ответ:
Какие основные особенности изменения состояния здоровья подростков в Российской Федерации за 2011-2016 годы?
В период с 2011 по 2016 год основные особенности изменения состояния здоровья подростков в Российской Федерации включают ухудшение физического состояния, увеличение заболеваемости ожирением, снижение уровня физической активности и развитие ряда хронических заболеваний.
В чем заключается важность физической культуры в здоровом образе жизни подростков?
Физическая культура играет важную роль в здоровом образе жизни подростков, так как позволяет укреплять здоровье, развивать физическую подготовленность, формировать правильную осанку и координацию движений, а также способствует профилактике различных заболеваний и улучшению психоэмоционального состояния.
Как физическая культура связана с профилактикой заболеваний?
Физическая культура является ведущим принципом профилактики заболеваний, так как способствует укреплению иммунной системы, поддержанию нормального веса, улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшению обмена веществ и общей физической подготовленности, что помогает предотвращать множество заболеваний и улучшать общее состояние организма.
Каков современный взгляд на проблему физической культуры в контексте здорового образа жизни подростка?
Современный взгляд на проблему физической культуры в контексте здорового образа жизни подростка предполагает активное участие подростков в физических упражнениях, развитие разносторонней физической активности, привлечение к спортивным и активным играм, а также распространение информации о важности занятий физкультурой и спорта для поддержания здоровья и профилактики заболеваний.
Какие основные особенности изменения состояния здоровья подростков были зарегистрированы в Российской Федерации за период с 2011 по 2016 годы?
В период с 2011 по 2016 годы в Российской Федерации были зарегистрированы следующие основные особенности изменения состояния здоровья подростков: увеличение количества лиц с избыточной массой тела и ожирением, увеличение числа случаев сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшение показателей физической активности, включая увеличение количества проведенного времени перед экранами устройств, таких как телевизоры и компьютеры.
Как физическая культура помогает подросткам вести здоровый образ жизни?
Физическая культура является важной составляющей здорового образа жизни подростков, поскольку она способствует поддержанию нормального физического развития и укреплению организма. Физические упражнения помогают поддерживать нормальный вес, укреплять мышцы и кости, развивать координацию и гибкость, улучшать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также повышать общий уровень энергии и настроение.
Как физическая культура связана с профилактикой заболеваний?
Физическая культура является ведущим принципом профилактики заболеваний у подростков. Регулярные физические упражнения помогают укрепить организм и повысить его сопротивляемость к различным инфекциям и болезням. Они также способствуют улучшению работы всех систем организма, включая иммунную, сердечно-сосудистую и дыхательную. Кроме того, физическая активность помогает контролировать вес и снижает риск развития различных хронических заболеваний, таких как диабет, ожирение и сердечно-сосудистые заболевания.
Как физические упражнения влияют на здоровье подростков?
Физические упражнения являются важной составляющей здорового образа жизни подростков. Они способствуют укреплению мышц и костей, улучшают обмен веществ, повышают выносливость и сопротивляемость организма. Регулярные тренировки помогают поддерживать нормальный вес, снижают риск развития многих заболеваний, улучшают настроение и общую физическую форму.
Какие особенности изменения состояния здоровья подростков наблюдались в Российской Федерации за 2011-2016 годы?
За указанный период было выявлено, что состояние здоровья подростков неоднородно. Возросли случаи ожирения и заболеваний опорно-двигательного аппарата, ухудшилось зрение. В то же время, уровень хронических заболеваний остался стабильным. Это требует принятия мер для улучшения состояния здоровья подростков и введения физической культуры в их повседневную жизнь.
Какой подход к физической культуре в современном понимании?
Современное понимание физической культуры предполагает не только занятия спортом и активными упражнениями, но и образовательный процесс, направленный на развитие физических качеств и формирование здорового образа жизни. Физическая культура становится неотъемлемой частью общего образования, включая не только физическую активность, но и знания о правильном питании, гигиене, принципах охраны здоровья и других аспектах здорового образа жизни.