особенности поеведение детей и подростков в экстремальных ситуациях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 23.03.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Понятие об экстремальной ситуации 5
2. Влияние экстремальной ситуации на психическое и 7
психофизиологическое состояние человека 7
3. Особенности небезопасного поведения детей и поведение в экстремальных ситуациях 11
3.1. Правила, регулирующие поведение детей в опасных для них ситуациях.. 11
3.2. Коррекция небезопасного поведения детей старшего дошкольного возраста 13
3.3. Методы коррекции небезопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки детей к обучению в начальной школе 14
4. Особенности поведения подростков в конфликтных и экстремальных ситуациях 15
4.1. Уровни конфликтности 20
5. Психологическая подготовка детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

А для выживания в сверхэкстремальных обстоятельствах необходима эмоциональная устойчивость (ЭУ). ЭУ - это качество, определяющее индивидуума в ходе интенсивной работы, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонично взаимодействуя между собой, содействуют успешному достижению установленной миссии.Для деятельности в сверхэкстремальных обстоятельствах необходима способность владеть собой, своими мыслями, эмоциями. То есть саморегуляция психологических состояний. Саморегуляция - это преодоление объективных и субъективных проблем деятельности, гарантирует готовность субъекта к непредвиденным ситуациям. Она купирует временной кризис, дефицит данных, дефицит социальной организации деятельности. С помощью саморегуляции субъект гарантирует коннотационное соотношение собственных операций событиям и задачам деятельности, их оперативность.Высочайшие условия к интеллектуальной деятельности детей, нарушая баланс между телом и нервной системой, приводят к основательным противоречиям между ними. Ранние нагрузки на умственные способности ребенка, недостаток физиологической нагрузки и физической культуры, малоподвижный характер жизни все чаще приводят к заболеваниям нашего времени - гиподинамии и ее результатам.Чтобы совладать с этими трудностями, зачастую необходима максимальная активность мозга. А разум и без того находится в напряжении, вызванном избытком информации, напряженным ритмом жизни, напряженными ситуациями. Спрашивается, как помочь подобным людям? Практически невозможно избавить ребенка от отрицательных эмоций. Мозг, лишенный непрерывной связи с абсолютно всем многообразием жизни, утрачивает гибкость мышления, актуальность восприятия, способность к охвату глубоких явлений. Более того, негативные чувства человеку нужны: они - один из основных двигателей прогресса. Так как именно негативные чувства, прежде всего, страх перед строгими явлениями природы и нападавшими дикими животными, заставили первобытного человека мобилизовывать все силы мозга, проявлять изобретательность и находчивость, Для того чтобы отыскать выход из опасной ситуации. Эту мобилизующую роль негативные чувства сохранили и по настоящий день. Однако в случае, если индивид ощущает мощные негативные чувства длительное период, у него в мозгу появляется так именуемый центр застойного возбуждения, доминанта по А.А. Ухтомскому. Под доминантой А. А. Ухтомский осознавал «главенствующий очаг возбуждения». Нынешнее состояние человека и его активность, по А. А. Ухтомскому, постоянно представляется отображением той либо другой доминанты.Данная доминанта притормаживает труд прочих нервных центров. Из-за нее даже небольшие проблемы болезненно отражаются на состоянии нервной системы. Формально умственные способности у человека остается прежним, однако он как бы подавлен, в интеллектуальную работу интегрирована только часть потенциальной мощи мозга. Как этого исключить? У наших далеких предков подобных задач не существовало. На сильные негативные эмоции они обращали внимание конкретно - мышечной работой: сражались либо спасались бегством. Сильнейшие неприятности, приключающиеся у современного человека всего несколько раз в жизни, вынуждали наших предков существовать в постоянной готовности, напряжении всего тела и нервной системы. Современный человек связан социальными нормами поведения. Ребенок не может убежать от разгневанной учительницы или родителя. И помочь ему могут лишь значительные мышечные нагрузки. Механизм их действия состоит в том, что сигналы, поступающие в мозг при физических нагрузках и упражнениях, создают в нем новую доминанту - мощный очаг возбуждения - которая подавит и вытеснит старую. Таким образом, тренированные сильные мышцы являются тем самым резервом, который может спасти организм от разрушения.Начинается обучение детей и подростков основам психическойсаморегуляции с умения владеть своим телом. Поднять это самое тело утром по команде «Подъем!» и поставить его в строй, где стоят несколько десятков таких же дико растущих организмов, дело для детей и подростков нелегкое. С этого начинается воспитание эмоциональной устойчивости .Начинается подготовка детей и молодых людей основам психическойсаморегуляции с умения обладать собственным телом. Поднять это самое тело наутро по указанию «Подъем!» и поставить его в строй, где стоят несколько десятков подобных растущих организмов, проблема для детей и подростков непростая. С этого начинается развитие психологической устойчивости.Себя преодолеть. Одержит победу в жизни тот, кто сможет одолеть лень, подавленность, боль в мышцах, боязнь и нерешительность. А ведь в первые дни присутствия в военно-спортивном лагере для многих ребят даже пребывание в палатках далеко от обычной домашней обстановки, режим, жесткая дисциплина, плотный расписание уроков и занятий являются довольно мощным стрессом.Психика не способен быть за пределами его материального носителя - мозга человека. И без физической культуры и спорта невозможно обычное формирование человека. Как пишет В.Г. Фохтин: «Любой акт, взаимосвязанный с мускульным напряжением, вначале формуется в клетках ведущего мозга. Значение этого усилия задается размером биоэлектрического возбужденности, который генерируется в нейронных комплексах. Следовательно, тренировка мышц – тренировка воли.Воля – уровень активности центра управления поведением - головного мозга. Тренируя выработку сигналов, распоряжающихся моторикой (двигательной активностью), тренируем энергетику мозга, то есть в окончательном результате – энергетику сознания, мышления, разума. Без такого рода занятия, без проявления воли невозможна постоянная мобилизация мыслительных способностей без страха выхода на уровень стресса. Без подобного моделирования сверхнапряжений (психофизического стресса) мышечной системы практически невозможен вывод в наивысший энергетический уровень работе разума. Являясь мощным орудием саморазвития, физкультура - это возможность выхода на максимальный уровень психофизических способностей человека, способствующий преодолевать психологические препятствия в любой области деятельности». Есть такое изречение: «Сила есть - ума не надо!» Однако сила без интеллекта слепа и представляется лишь инструментом в чужих руках. И вдобавок неведомо, на что ее могут сконцентрировать. Мышечное движение и деятельность разума. Как добиться согласия между ними?Индивид учится, увлекается физической культурой и спортом, формируя умственные и физиологические данные, осваивая концепции регуляции и саморегуляции психических состояний с целью мобилизации сокрытых в мозге, в нервной системе, в организме человека еще не реализованных многофункциональных способностей формирования человека как разновидностиHomosapiens. Но где предел совершенства? И насколько он достижим? Возможно ли достижение гармонии между «духом и телом», психикой и соматикой, воспитание гармоничной личности?Перед гармоничной личностью мы осознаем индивидуума, который в ходе социализации сознательно сложился как субъект, который может нести ответственность за свою жизнь и совершаемые поступки, самодостаточностью и самостоятельностью в принятии решений, руководствующегося в собственной жизни высоконравственными законами. Можно заявлять, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен». Данное правило необходимо сознавать как отказ от предъявления претензий окружающим (маме и папе, сверстникам, государству и пр.) в вариантах жизненных задач.В основании функционирования тела и психики лежат нераздельные биоэнергетические течения, действенность которых выражается в довольно свободных гранях в соответствии (адекватно) с тяжестью и степенью трудности разрешаемых жизненных проблем, т.е. актов поведения. Одним словом, итоговая психофизическая производительность организма – сумма двух слагаемых, величины которых должны быть не только сбалансированы, но и обязаны отображать степень согласия между ними, т. е. между соматическим (телесным) и психическим.Нельзя обучить многому за недолгое время. Психическая подготовка непосредственно взаимосвязана с абсолютно всеми предметами обучения. Дети занимались общей и специфической физической подготовкой, спорт и рукопашным боем, стрельбой с пневматического оружия, разбирали и собирали оружие – автомат и пистолет, укладывали парашют, изучали основные принципы топографии и ориентирование и многое другое. Без серьезной психологической подготовки овладеть абсолютно всеми данными познаниями и умениями трудно. К примеру, тяжело обучить хорошо стрелять подростка, который не может руководить собственными эмоциями. А выучившись – преодолевать воздействия отрицательных эмоций на огневом рубеже, он также сможет употреблять эти познания и мастерство в другой деятельности: на контрольной работе, либо на экзамене, к примеру. По сущности, подготовка в военно-спортивном лагере это, в первую очередь, практическое укрепление знаний, которые дети и подростки изучили за академический год. Главное, чему мы стремились обучить, это то, что «из всех безвыходных положений найдется выход, хотя б один». Выход отыщется для подготовленного человека, владеющего познаниями и умениями, и, в первую очередь, эмоциональной стабильностью.ЗАКЛЮЧЕНИЕЭкстремальная ситуация – это ситуация на определенной территории, сформировавшаяся из-за катастрофы, опасного природного явления, аварии, стихийного или другого бедствия, которые могут вызвать за собой человеческие жертвы, вред самочувствию людей, или окружающей среде, значительные материальные потери и несоблюдение условий жизнедеятельности людей. В экстремальных условиях следует просто уметь уцелеть. У человека, угодившего в экстремальную ситуации и пережившего ее, имеют все шансы проявляться последующие реакции: бред и галлюцинации, слабость, неподвижность, двигательное возбуждение, гнев, боязнь, припадок, нервная дрожь, плач, попытка суицида.Переживая экстремальную ситуацию, человек испытывает последующие состояния: страх, подавленность, печаль и тоску, ощущение вины, смущение, гнев, тяжелые воспоминания, надежду на будущее, разочарование в себе.На основе данной курсовой работы можно выработать заключение, что экстремальная ситуация представляет важную ценность в существования человека, в его эмоциональном фоне. В особенности экстремальные ситуации воздействуют на поведение детей и молодых людей. Воздействует как на их поведение, так и на характер, в общем.Жизненный путь человека характеризуется присутствием различных событий, отдельные из них разъясняются человеком как экстремальные. Данные действия «узловые факторы житейского пути» во многом обусловливают дальнейший план жизни человека, его психическое и физическое состояние здоровья.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Издательство Казанского университета, 2013. - с.36Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии//Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2015. - с. 36 - 53.Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. - М.: 2017. - с. 59.Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. - С. 9.Климов Е.А. Общая психология. - М., Юнити - Дана, 2013.Крылова А.А.. Психология: учебник для вузов/Под редакцией А.А.Крылова- М.: Проспект, 2017-584 с.Лебедев В.И.Личность в экстремальных условиях.М: Политиздат,2016.Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.-М.:Юрайт-Издат,2014.-484 с.Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь: Научное издание/ Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского,2-е издание- Ростов-на-Дону: Феникс, 2015-512 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 2013. - Т. II. -С. 176.Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2015. С. 29 -46с.Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов/ Л.Д. Столяренко.-3-е издание, перераб.и доп.-Ростов-на-Дону: Феникс 2013-672 с.Фохтин В.Г. Происхождение сознания. Психорегуляция. Психофизический тренинг. - М.: ТОО «Экопласт», 2014. - 256 с.Шапарь В.Б Психология кризисных ситуаций.Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: под общей редакцией к.псих.н.Ю.С.Шойгу, М: Издат.Смысл,2014-314с.Казанская, К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2015. - 160 c.Богатырева, Т. Л. Практическому психологу. Цикл занятий с подростками 10-12 лет / Т.Л. Богатырева. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 144 c.Краковский, А. П. О подростках / А.П. Краковский. - М.: Педагогика, 2016. - 272 c.Райс, Филип Психология подросткового возраста / Филип Райс , Ким Долджин. - М.: Питер, 2014. - 816 c.Смирнова, Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: "КноРус медиа", 2015. - 280 c.Артемов, В.А. Детская экспериментальная психология / В.А. Артемов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.Омарова, Малика Особенности самосознания подростков / Малика Омарова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2014. - 132 c.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Издательство Казанского университета, 2013. - с.36
2. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии//Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2015. - с. 36 - 53.
3. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. - М.: 2017. - с. 59.
4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. - С. 9.
5. Климов Е.А. Общая психология. - М., Юнити - Дана, 2013.
6. Крылова А.А.. Психология: учебник для вузов/Под редакцией А.А.Крылова- М.: Проспект, 2017-584 с.
7. Лебедев В.И.Личность в экстремальных условиях.М: Политиздат,2016.
8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.-М.:Юрайт-Издат,2014.-484 с.
9. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь: Научное издание/ Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского,2-е издание - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015-512 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 2013. - Т. II. -С. 176.
11. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2015. С. 29 - 46с.
12. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов/ Л.Д. Столяренко.-3-е издание, перераб.и доп.-Ростов-на-Дону: Феникс 2013-672 с.
13. Фохтин В.Г. Происхождение сознания. Психорегуляция. Психофизический тренинг. - М.: ТОО «Экопласт», 2014. - 256 с.
14. Шапарь В.Б Психология кризисных ситуаций.
15. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: под общей редакцией к.псих.н.Ю.С.Шойгу, М: Издат.Смысл,2014-314с.
16. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2015. - 160 c.
17. Богатырева, Т. Л. Практическому психологу. Цикл занятий с подростками 10-12 лет / Т.Л. Богатырева. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 144 c.
18. Краковский, А. П. О подростках / А.П. Краковский. - М.: Педагогика, 2016. - 272 c.
19. Райс, Филип Психология подросткового возраста / Филип Райс , Ким Долджин. - М.: Питер, 2014. - 816 c.
20. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: "КноРус медиа", 2015. - 280 c.
21. Артемов, В.А. Детская экспериментальная психология / В.А. Артемов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.
22. Омарова, Малика Особенности самосознания подростков / Малика Омарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 132 c.

Социально-психологические особенности поддержания жизнедеятельности населения во время чрезвычайных ситуаций
















Социально-психологические особенности поддержания жизнедеятельности населения во время чрезвычайных ситуаций

1. Психология чрезвычайных ситуаций

Все чаще и чаще в жизни мы сталкиваемся с экстремальными ситуациями. Это стихийные бедствия, катастрофы, насилие, терроризм и так далее, Как во время подобных ситуаций, так и после них, у человека возникают различные психические состояния, негативные, которые характеризуются острыми или хроническими эмоциональными переживаниями. В свою очередь, эти чувства - страх, паника, ужас, отчаяние, могут достигать такой степени интенсивности, которые имеют на человека дезорганизующее воздействие.

Человек перестает правильно воспринимать окружающую действительность, принимать правильные решения, чтобы выйти из этой ситуации, и так далее, Есть случаи, когда последствия острых или хронических эмоциональных переживаний становятся алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарствами.

Самое страшное в таких ситуациях то, что человек перестает верить в перспективу своей жизни, а иногда просто и смысл его.

Что такое экстремальная ситуация? Экстремальная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасных природных явлений, катастрофы, стихийного или иного бедствия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей или окружающей среде, принести значительные материальные убытки и нарушить условия жизнедеятельности людей.

Экстремальные ситуации принято подразделять на:

§экстремальные ситуации техногенного характера: пожары, взрывы, транспортные аварии, различные аварии с выбросами радиоактивных веществ, химические, токсичные вещества, токсичные вещества,; аварии на промышленных объектах, коммунальных системах жизнеобеспечения, коллапс резкое сооружений;

§экстремальные ситуации природного происхождения: природные пожары, опасные гидрологические, геологические, метеорологические, геофизические явления;

§