Содержание и методы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 26.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1. Инклюзивное образование 5
1.1. Инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности 5
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР 8
1.3.Диагностика и коррекция задержки психического развития ребенка 15
Глава2. Экспериментальное исследование детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
2.1. Содержание и методы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития 20
2.2. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с задержкой психического развития 31
Заключение 42
Литература 43
Ребята с ЗПР обычно очень активны в начале обучения. Могут работать вместе с классом, но быстро устают, и их познавательная активность резко снижается. Они начинают вертеться, отвлекаются, поэтому у них возникают серьезные пробелы в знаниях.Дети, у которых выявлена задержка психического развития, могут обучаться в обычной школе, если данное нарушение не приобрело запущенную форму или не вызвано тяжелыми органическими поражениями ЦНС. Поэтому при выборе между обычной школой и коррекционной, родителем необходимо руководствоваться мнением психолога, дефектолога и невролога, которые занимаются лечением ребенка. Если они рекомендуют отдать малыша в спецшколу, расстраиваться не нужно: во-первых, ему там будет действительно лучше, во-вторых, коррекция пойдет быстрее, в-третьих, потом можно перевестись в обычную школу, когда психическое развитие нормализуется.Учителя учитывают особенности детей с ЗПР и учебные задачи, которые должны школьники усвоить. В первую очередь упор делается на развитие когнитивных способностей. В идеале, если родители займутся коррекцией психической деятельности своих детей еще в дошкольный период. Существуют многочисленные дошкольные организации, где есть специалисты по развитию различных навыков, например, дефектологи. Это помогает быстрее компенсировать те пробелы, которые образовались. Дети с ЗПР могут достигнуть уровня развития своих сверстников, если будут получать многообразный и разносторонний материал, который не только дает им знания, но и обучает письму, чтению, говорению (произношению) и пр. 2.2. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с задержкой психического развитияСовременный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что одним из наиболее распространенных отклонений в дошкольном возрасте в настоящее время является задержка психического развития (ЗПР). В настоящее время активно изучаются проблемы психодиагностики развития детей с ЗПР, особенностей их психического развития в раннем и дошкольном возрасте. В работе с такими детьми особое внимание необходимо уделить диагностике и формированию высших психических функций (ВПФ), поскольку именно они составляют основной компенсаторный фонд развития детей с ЗПР.[1]Для экспериментального исследования особенностей ВПФ у дошкольников с ЗПР был подобран комплекс психодиагностических методик. Каждая из предложенных методик направлена на изучение особенностей определенной познавательной функции у данного контингента детей, в сравнении с нормой.Согласно выдвинутой гипотезе у дошкольников с ЗПР будут отмечаться сниженные показатели развития опосредованного запоминания. Это обусловлено низкой познавательной активностью дошкольников с ЗПР, их неумением и нежеланием применять различные мнемотехники (предметные картинки) для запоминания и припоминания.Сравнивая и анализируя показатели развития опосредованного запоминания, полученные в результате исследования детей с ЗПР – основная группа и детей с нормой психического развития (НПР) – контрольная группа по методике А.Н.Леонтьева, прежде всего, необходимо отметить значительную разницу в процентном соотношении между показателями основной и контрольной группы по высокому и низкому уровням.В целом, у дошкольников основной группы показатели уровня развития опосредованного запоминания преобладают на низком уровне (47%) и уровне ниже среднего (30%). У детей контрольной группы показатели развития памяти позиционируются только на высоком (64%) и среднем (36%) уровнях.Несмотря на то, что средние показатели основной группы (30%) в целом незначительно отстают от показателей контрольной группы (36%), разница между показателями основной и контрольной группы по низкому и высокому уровням весьма значительна./таб.1/Уровниразвитияопосредованногозапоминания% дошкольникигруппынормаГруппа с зпрВысокий64%8%Средний38%30%Низкий0%47%Нижесреднего0%30%Таблица1. Уровни развития опосредованного запоминанияРис.1.Сравнительная характеристика уровня развития опосредованного запоминания у дошкольников с ЗПР и НПР по методике А. Н. Леонтьева (%)Показатели контрольной группы не регистрируются на низком уровне развития памяти, в то время как показатели основной группы испытуемых на низком уровне составляют 47%.По высокому уровню разница между показателями основной и контрольной группы составляет 61%. Кроме того, среди испытуемых с НПР при повторном воспроизведении нередко наблюдается тенденция к замене забытых слов новыми, придуманными словами. Такое распределение показателей говорит о том, что дети из контрольной группы не испытывают трудностей в запоминании и последующем воспроизведении речевого материала. Они используют мнемотехники (предметные картинки) для запоминания и припоминания.Согласно выдвинутой гипотезе, одной из особенностей познавательной сферы дошкольников с ЗПР является недостаточное по сравнению с нормой развитие продуктивности и устойчивости внимания. Ниже представлены результаты, отражающие развитие продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников с ЗПР и НПР.Сравнивая и анализируя показатели уровня продуктивности и устойчивости внимания, полученные в результате исследования детей с ЗПР – основная группа и детей с нормой – контрольная группа по методике «Корректурные пробы», следует отметить, значительную разницу в показателях основной и контрольной группы испытуемых по низкому и высокому уровням. На низком уровне продуктивности и устойчивости внимания не регистрируется показателей контрольной группы, в то время как показатели основной группы на низком уровне составляют 50%.В целом, у дошкольников основной группы показатели уровня продуктивности и устойчивости внимания варьируют от 22% (высокий уровень) до 50% (низкий уровень), а у учащихся контрольной группы показатели развития внимания позиционируются только в высоком (61%) и среднем (39%) уровнях.[12]Анализируя показатели детей контрольной группы необходимо отметить, что показатели данной группы испытуемых не регистрируются на низком уровне продуктивности и устойчивости внимания, в то время как показатели основной группы на низком уровне составляют 50%.По высокому уровню разница между показателями основной и контрольной группы испытуемых составляет 39%. При этом на среднем уровне развития внимания показатели основной группы составляют 28%, контрольной группы – 39%, таким образом, разница между показателями основной и контрольной группы на среднем уровне невелика. Это свидетельствует о неоднородностисформированной продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников основной группы в сравнении с контрольной группой./таб.2/ Уровниразвитиявнимания% дошкольникигруппынормаГруппа с зпрВысокий61%22%Средний39%28%Низкий0%50%Таблица 2. Уровни развития вниманияРис.2.Сравнительная характеристика уровня развития внимания у дошкольниковс ЗПР и НПР по методике «Корректурные пробы» (%)Следует отметить, что испытуемые обеих экспериментальных групп в основном справляются с заданием менее чем за 5 минут. Наиболее распространённой ошибкой всех детей является зачеркивание лишних элементов. Дошкольники основной группы продуктивно работают в те-чение 5 — 15 мин.Для них характерна сниженная концентрация внимания, которая выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости; неустойчивость (колебания) внимания, ведущая к снижению продуктивности выполнения задания.Согласно данным теоретического анализа литературы, в старшем дошкольном возрасте на первое место среди ВПФ выходит мышление. Различные операции мышления становятся произвольными, сопровождаются речевым контролем.Ниже представлены результаты, отражающие развитие мыслительных операций у дошкольников с ЗПР и НПР.Сравнивая и анализируя показатели уровня развития мыслительных операций, по методике Амтхауэра, прежде всего, необходимо отметить разнообразную специфику сформированности мыслительных операций у дошкольников основной группы.Показатели сформированности мыслительных операций детей основной группы распределились по всем четырем уровням в различном соотношении и варьируют от 3% до 42%, в то время как в контрольной группе показатели сформированности мыслительных операций позиционируются только на высоком уровне и составляют 100%.Дошкольники основной группы, находящиеся на высоком уровне, составляют только 3%, что, безусловно, связано со спецификой развития высших психических функций у детей с ЗПР. Показатели развития мыслительных операций дошкольников основной группы, относящиеся к уровню выше среднего, составляют 19%, это те дети, которые справились с большинством предложенных заданий. Наибольший процент по показателям развития мыслительных операций регистрируется на среднем (36%) и низком (42%) уровнях. [10]К среднему уровню относятся те дети основной группы, которые справились примерно с половиной заданий теста. На низком уровне овладения мыслительными операциями позиционируется 42% дошкольников основной группы, это те дети, которые из-за недостаточного для их возраста умения сравнивать, обобщать, классифицировать испытывают значительные трудности в процессе школьного обучения./таб.3/Уровниразвитиямысл.операцийдошкольникигруппынормаДошкольникигруппы с зпрВысокий100%3%Средний0%36%Высшесреднего0%19%Низкий0%42%Таблица3. Уровни развития мыслительных операций Рис.3.Сравнительная характеристика уровня развития мыслительных операций у дошкольников с ЗПР и НПР по методике Амтхауэра (%)В целом, следует отметить, что задание на общую осведомленность (Iсубтест) вызвало наименьшие трудности во всех группах испытуемых.Задания на сформированность понятий и на обобщение (II и IIIсубтест) в среднем вызвали трудности у 50% дошкольников основной группы. Наибольшую трудность для дошкольников основной группы вызвали задания, требующие подбора аналогий, что обусловлено недостаточной сформированностью словесно-логического мышления у детей с ЗПР.Заключительным этапом экспериментального исследования стало изучение особенностей воображения дошкольников с ЗПР и с НПР по методике «Где чье место?».Показатели развития воображения у дошкольников напрямую зависят от уровня развития у них абстрагирования. Также необходимо умение качественно перерабатывать имеющиеся представления, что затруднено при задержке психического развития.Для них преобладающим является элементарный анализ, а синтез вообще отстаёт от анализа. Образы отличаются расплывчатостью. В образах ярко проявляется непроизвольность, неуправляемость их умственной деятельности, слабость мышления. Они не могут отвлечься от образов прошлого опыта и создать образ, который соответствовал бы поставленной задаче. Воображение характеризуется непроизвольностью.Сравнивая и анализируя показатели развития воображения необходимо отметить разнообразную специфику развития ВПФ у детей основной и контрольной группы.Для подавляющего большинства дошкольников с ЗПР характерен низкий уровень развития воображения (67%). Необходимо отметить, что уровень развития воображения напрямую связан с показателями развития мыслительных операций детей. При анализе данных по тесту Амтхауэра у дошкольников основной группы были обнаружены низкий (42%) и средний (36%) уровни развития мыслительных операций. Это обусловило трудности при выполнении творческих заданий у данного контингента детей./таб.4/.УровниразвитиявооброжениядошкольникигруппынормаДошкольникигруппы с зпрВысокий100%0%Средний0%33%Низкий0%67%Таблица4. Уровни развития вооброженияДошкольники с низким уровнем развития воображения испытывали значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставили фигурки на их "законные" места, а все объяснения сводили к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там.Если же экспериментатор сам ставил кружочки на "чужие" места, то дошкольники с ЗПР не могли объяснить, почему они там оказались. В некоторых случаях дети давали шаблонные и стереотипные объяснения: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.Некоторые дошкольники с ЗПР (33%) справились с заданием методики «Где чье место?» на среднем уровне. Такие дети не испытывали особых проблем при выполнении этого задания. Они легко поставили кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение вызвало у них трудности.Рис.4.Сравнительная характеристика уровня развития воображенияу дошкольников с ЗПР и НПР по методике «Где чье место?» (%)Рассказы дошкольников с этим уровнем развития воображения, как правило, имели под собой реальную почву и носили конкретно-ситуативный характер, например, "В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)".Однако показатели развития воображения дошкольников с НПР значительно выше показателей дошкольников с ЗПР, они позиционируются только на высоком уровне (100%). Эти дети без труда расставили кружочки на "чужие" места и объяснили свои шаги. Для них был характерен такой этап, когда они обдумывали предложенную задачу. Некоторые намеренно отводили глаза от картинки, задумчиво смотрели в потолок, вставали, чтобы лучше увидеть изображение, прищуривались и т.д.Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывали в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет.Другая особенность в том, что им легче давались объяснения тогда, когда они ставили предметы сами, чем когда их просили рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить "чужое", то они должны проникнуть в "чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.Таким образом, по результатам экспериментального исследования дошкольники с ЗПР показали низкий и ниже среднего уровни развития ВПФ.Необходимо отметить, что в основе нарушений ВПФ у данного контингента детей лежит несформированность произвольной регуляции поведения в целом. Дошкольники с ЗПР испытывали трудности при восприятии учебной задачи, не могли удержать инструкцию до конца. Их внимание было рассеяно, дети выполняли задания так, как им это нравилось. При ответах на задания методик дошкольники основной группы отвечали быстро, наобум, их мало интересовал результат. Часть детей с ЗПР долго не могли приступить к выполнению заданий, были заторможены, их результаты также были низкими.Таким образом, развитие ВПФ дошкольников с ЗПР характеризуется общей неорганизованностью, непроизвольностью и недостаточной целенаправленностью, у них недостаточно сформированы предпосылки к учебной деятельности. Особую трудность представляют задания, требующие определенного уровня развития мыслительных операций и воображения. Эти особенности будут создавать дополнительные трудности в процессе овладения учебным материалом и обусловливают необходимость проведения специальной (коррекционной) работы.Заключение50% неуспевающих в учебе школьников являются детьми с ЗПР. То, как происходило их развитие, влияет на дальнейшую учебную деятельность. Обычно дети с ЗПР выявляются в первые годы после поступления в детский сад или школу. Они являются более незрелыми, их психические процессы нарушены, наблюдается расстройство когнитивной сферы. Также примечательными становятся интеллектуальная недостаточность в легкой форме и незрелость нервной системы. Чтобы детей с ЗПР было легко развить до их уровня, открываются специализированные школы и классы. В таких группах ребенок получает такое образование, которое помогает ему догнать уровень своих «психически здоровых» сверстников, при этом скорректировать недостатки психической деятельности.В процессе активно участвует педагог, который постепенно передает инициативу ребенку. Сначала педагог управляет процессом, затем ставит цель и создает такое настроение у ребенка, чтобы он сам решал поставленные задачи. Здесь также используются задания для работы с коллективом, где ребенок будет с другими детьми выполнять работу и ориентироваться на коллективное оценивание. Задания являются разнообразными. Они включают больше наглядного материала, с которым ребенок будет вынужден работать. Также используются подвижные игры.Детей с ЗПР обычно выявляют в первый период после поступления их в школьное учреждение. Здесь имеются свои нормы и правила, которые просто не способен усвоить и соблюдать ребенок с данным расстройством. Главной характеристикой ребенка с ЗПР является его неготовность к обучению в обычной школе. У него недостаточно знаний и не развиты навыки, которые помогали бы ему познавать новый материал и усваивать правила, принятые в школе. Ему трудно совершать произвольную деятельность. Трудности возникают уже на первом этапе освоения письма, чтения и счета. Все это усугубляется слабой нервной системой.Литература.Бациев В. Реабилитация и образование особого ребенка: от прогрессивных законов к их реализации. Кн. 2. / В. Бациев, Р. Дименштейн, В. Корнеев. - М.: ИПО «Профиздат», 2013. - 96 с..Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом Университет: Высшая школа, 2013. - 400 с.Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Антипьева. - М.: Владос-Пресс, 2011.Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2012. - № 4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 160 с.: ил.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2012. - 479 сГолубева А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 5. - С. 55-63.Максименко, М. Ю. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе (на модели интеграционной школы) // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 3.Мудрик, А.В. Социальная педагогика .Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: ИЦ Академия, 2014.Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010.Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова [и др.]; под. ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2015.Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 2013.
1. .Бациев В. Реабилитация и образование особого ребенка: от прогрессивных законов к их реализации. Кн. 2. / В. Бациев, Р. Дименштейн, В. Корнеев. - М.: ИПО «Профиздат», 2013. - 96 с.
2. .Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом Университет: Высшая школа, 2013. - 400 с.
3. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Антипьева. - М.: Владос-Пресс, 2011.
4. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2012. - № 4.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
6. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 160 с.: ил.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2012. - 479 с
8. Голубева А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 5. - С. 55-63.
9. Максименко, М. Ю. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе (на модели интеграционной школы) // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 3.
10. Мудрик, А.В. Социальная педагогика .Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: ИЦ Академия, 2014.
11. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010.
12. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова [и др.]; под. ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2015.
13. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 2013.
Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Банникова, О. В. Решетняк, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Введение. В настоящее время наблюдается тенденция роста количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Количество дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) достигает в среднем по России 25 %.
Деятельность специализированных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с ЗПР в современных условиях требует разработки новых научно-организационных, методических и технологических компонентов воспитательно-оздоровительный процесс.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведенных педагогических исследований нами были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей коррекционных групп.
У дошкольников 5-6 лет с ЗПР по сравнению с их сверстниками массовых групп установлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-способностей, координации, гибкости, общей выносливости. Специалисты говорят, что среди характерных особенностей ЗПР у детей относятся неравномерность формирования разных сторон их психической деятельности, наличие инфантильных черт, недоразвитие общей и мелкой моторики.
В ходе пилотажного эксперимента (1999 - 2000 гг.) были апробированы следующие средства и методы физического воспитания дошкольников с ЗПР: организация тема физкультурных мероприятий на основе игровой мотивации с элементами данстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики, логоритмики, психогимнастики, игровой деятельности. Это способствовало увеличению двигательной и общей плотности физкультурных занятий (с 52 до 80 %, и от 60 до 82 %, соответственно), а также на повышение устойчивости внимания у дошкольников на занятиях (до 4,5 балла).
Разработана и реализована в условиях ДОУ № 113, 131, 138, 179, 217 g. Краснодар автор программы физического воспитания детей 5-6 лет с ЗПР включает в себя 4 взаимосвязанных блока: проективный, содержательный, процессуальный и учета (см. рисунок).
Проективный блок включает в себя цель физического воспитания, которая заключается в реализации комплекса оздоровительных и коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками 5-6 лет, имеющих ЗПР, на основе компенсаторных (резервных) возможностей организма. В задачи физического воспитания введены корректирующие, интеллектуальный и социально-психологический компоненты. Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР строится на 4 основных этапа (периода). Последовательность и содержание этих этапов представлены в таблице. Представленная модель предназначена для годовой цикл труда.