Коррекция эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи в общеобразовательной организации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 73 73 страницы
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 04.07.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения коррекции эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи в общеобразовательной организации 7
1.1. Характеристика и виды эмоций, развитие эмоций в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нерезко выраженными нарушениями речи 20
1.3. Характеристика эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи 26
Вывод по 1 главе 34
Глава 2. Методическая организация исследования 36
2.1. Методики коррекции эмоциональных отклонений 36
2.2. Методики по коррекции эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи 39
2.3. Игровая технология коррекции эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи 44
Вывод по 2 главе 46
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа 47
3.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 47
3.2. Формирующий этап экспериментальной работы 54
3.3. Итоговый этап экспериментальной работы 57
Вывод по 3 главе 64
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 73

Фрагмент для ознакомления

Анализируя данные, полученные по результатам диагностик, отметим, что у всех школьников с нерезко выраженными нарушениями речи проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы, выраженные в агрессивном поведении (словесной и физической), тревожном состоянии, наличии страха. Такие эмоциональные нарушения можно объяснить наличием не только речевого дефекта, но и новой социальной ролью ребенка – первоклассник, новым коллективом, увеличение роли самосознания, что ребенок оценивает свою речь и речь окружающих, особенно взрослых, критически относится к ней. Отсюда и возникают отрицательные эмоциональные проявления: страх и тревога, что не поймут, не будут приглашать в совместную деятельность и т.д. Исходя из полученных результатов, была спланирована коррекционная работу по снижению отрицательных эмоциональных проявлений для успешной адаптации и социализации школьников, устранению речевых нарушений. В коррекционной работе активно применяли игровой метод и метод арттерапии.После коррекционной работы школьники были повторно продиагностированы. после проведенной коррекционной работы степень и качество проявления снижены. Школьники в процессе выполнения заданий, общения со сверстниками и взрослыми, на уроках, переменах и внеклассных занятиях старались применить усвоенные способы снижения проявления негативных эмоциональных проявлений. Проведенная работа оказала положительное влияние на снижение проявлений отрицательных эмоций.Доклад закончен. Благодарю за внимание.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов. / Г.С. Абрамова , Екатеринбург : Деловая книга, 2012.
2. Альманах психологических тестов. - М. : КСП, 209.
3. БожовичЛ.И. Личность и её формирование в детском возрасте М.: АСТ, 2013
4. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма-пресс. 2004.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 2000.
6. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. - М., 2008 г.
7. Бухановский А. О. и др. Б 94 Общая психопатология: Пособие для врачей / А. О. Бухановский, М. Е. Литвак. — 3-е изд.,перераб. и доп. — Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2013
8. Ваш психологический портрет: популярные тесты /. - Киров: Литературно - художественное изд-во Кировского отделения СФК, 2008.
9. Веккер Л.М. Психические процессы: [в 3 т.]. Т. 3. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2009. - 326с.
10. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.,2010. – 336с.
11. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2009.
12. Власова Т.А. , Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 2015г.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М., 2012 г.
14. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Т. 2. / Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982.
15. Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. - М., 2015 г.
16. Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Вопросы психологии. 2008. №3, С.34.
17. Дубровина, И. В. / Прихожан, В. В. «Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия». Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. М., - «Академия», 2011.
18. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2013.
19. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. // Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 2011. Т.1. – 256с.
20. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010.
21. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2012.
22. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2013.
23. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П Ильин; - СПб. : Питер, 2014.
24. ИсаевД.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для ву¬зов.- СПб.: СпецЛит, 2015
25. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1998
26. Ковалев, А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.
27. Ковалева, Л. Е. Формула эмоций.: Публицист.очерки / Л.Е. Ковалева; - М. 2010.
28. Корнилов , К. Н. Воля и ее воспитание / К.Н. Корнилов; - М. : Знание 1957.
29. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг: перевод с английского; - Питер, 2011.
30. Крутецкий В.А. Психология М.: Просвещение, 1986 г.
31. Кэррол, Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лун; - М.: Знание, 2008.
32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2010,190с.
33. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. -- СПб.: Речь, 2016
34. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2013.
35. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2010г
36. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. –М., 2016. – 575c.
37. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. – М.: АСТ, 2014.
38. Нумер Ю.Л., Михаленко КН. Аффективные психозы. М.: Медицина, 2009.
39. Общая психология: Курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2015.
40. Олыпанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М., 2011.
41. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой —— М.: Издательский центр «Академия», 2012.
42. Петровский А.В. и др. Введение в психологию. - М.: Академия, 2016.
43. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М. : Издательство МГУ, 2010.
44. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. Семаго. - М.: Академия, 2014.
45. Рогов, Е. И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2012
46. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка // Социальное обеспечение, 2015 - №3 февраль - с.16-17
47. Рубинштейн, С. П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн; - СПб. : Питер 1999
48. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. – М.: ГНОМ и Д, 2015. – 96 с.
49. Селиванов В.И. Воля и ее значение. М.: Академия, 2013.
50. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции в детском возрасте. М.: АЙРИС, 2014 г.
51. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 2017.
52. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2016
53. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2015.
54. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Проф. образование. 2015.-29c.
55. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М: Просвещение, 1986 г.


Вопрос-ответ:

Какие виды эмоций развиваются у детей в онтогенезе?

В онтогенезе дети развивают такие виды эмоций, как радость, грусть, страх, гнев, удивление и т.д. Постепенно ребенок учится распознавать и выражать различные эмоции.

Какие эмоциональные отклонения могут наблюдаться у детей с нерезко выраженными нарушениями речи?

У детей с нерезко выраженными нарушениями речи могут возникать различные эмоциональные отклонения, такие как повышенная тревожность, раздражительность, непокорность, апатия и т.д. Это связано с трудностями в общении и социальной адаптации.

Как проводится коррекция эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи?

Коррекция эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи проводится с помощью комплексного подхода, который включает работу с психологом, педагогом-дефектологом и родителями. В процессе коррекции используются различные методики и техники, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка.

Каковы особенности психолого-педагогической характеристики детей с нерезко выраженными нарушениями речи?

Дети с нерезко выраженными нарушениями речи могут испытывать трудности в общении, иметь ограниченный словарный запас, затруднения в произношении звуков и фраз. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.

Почему дети с нерезко выраженными нарушениями речи могут испытывать эмоциональные отклонения?

Дети с нерезко выраженными нарушениями речи могут испытывать эмоциональные отклонения из-за ощущения неполноценности, трудностей в общении, неуверенности в себе и ограниченных возможностей восприятия и передачи информации. Важно помочь таким детям преодолеть эти трудности и развить их эмоциональную сферу.

Какие эмоции развиваются у детей?

У детей развиваются такие эмоции, как радость, горечь, страх, гнев, удивление и др.

Какие эмоциональные отклонения могут наблюдаться у детей с нерезко выраженными нарушениями речи?

У детей с нерезко выраженными нарушениями речи могут наблюдаться эмоциональные отклонения, такие как повышенная тревожность, сниженное настроение, агрессивное поведение и т.д.

Какую роль играют педагоги и психологи в коррекции эмоциональных отклонений у детей с нарушениями речи?

Педагоги и психологи играют важную роль в коррекции эмоциональных отклонений у детей с нарушениями речи. Они проводят индивидуальные и групповые занятия, используют различные методики и техники, направленные на стимулирование эмоционального развития и улучшение общего состояния ребенка.

Какие варианты коррекционных мероприятий могут быть использованы для улучшения состояния детей с эмоциональными отклонениями и нарушениями речи?

Варианты коррекционных мероприятий для детей с эмоциональными отклонениями и нарушениями речи могут включать психокоррекционные занятия, арт-терапию, игровую терапию, групповую терапию и другие методики, направленные на развитие эмоциональной сферы и повышение уровня коммуникативных навыков.

Как важно своевременное выявление и коррекция эмоциональных отклонений у детей с нарушениями речи?

Своевременное выявление и коррекция эмоциональных отклонений у детей с нарушениями речи является очень важным, так как эмоции оказывают сильное влияние на развитие речи и общего благополучия ребенка. Поэтому важно заниматься коррекцией эмоциональных отклонений с самого раннего возраста.