Образование и воспитание в дворянской среде
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 28.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ В ДВОРЯНСКОЙ СРЕДЕ 6
1.1. Система образования и воспитания дворянских детей 6
1.2. Домашнее обучение и воспитание в дворянской среде 10
ГЛАВА II. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА 16
2.1. Развитие школ и становление школьной системы в России 16
2.2. Педагогическая мысль в России начала XIX века в трудах отечествен-ных педагогов 20
Заключение 28
Список литературы 30
Исторические сочинения надобно читать постоянно... Гете и Шекспир равняются целому университету... Помни, что жизнь не начинается, а завершается в покое... Я верю, в Россию и люблю её, я не хочу, чтобы дети мои были иностранцами».А.И. Герцену не был противником реформирования реальности посредством революции. Он отстаивал социальную утопию и комбинацию классического и действительного умственного воспитания.Целью воспитания, по его мнению, является противодействие общественному злу, воспитание гуманного, свободного человека стремящегося преобразовывать, воспитывать, любить, любви труд. Его идеи развили: Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.Н.П.Огарев сформулировал задачу - воспитать крестьян, которые смогут на новых основах создавать сельскохозяйственную индустрию и собственную жизнь. Огареву были близки вопросы просвещения и образования. Большое значение отводилось созданию в деревне нового типа школы с широким общеобразовательным и политическим курсом, с новыми воспитательными задачами. Содержание этой работы он изложил в статьях: «План народной политической школы» и «План земельных училищ». Именно в этих планах Огарев видел главную цель педагогических преобразований в России, в развитии у русского человека чести, права и гражданства. В планы Огарева входила реализация создания обучения в комбинации с производительным трудом учеников, общеобразовательной политехнической подготовки с постижением основ сельскохозяйственного ремесла. По этой причине Н.П.Огарев критиковал классическое гимназическое образование, определившее школьную политику согласно уставу 1828 года.Николай Гаврилович Чернышевский. В основу своих работ Чернышевский положил ярый патриотизм, согласно которому давал оценку прошлой истории государства. Считая литературу важнейшим средством народного политического воспитания, Чернышевский предлагал приступить к просвещению масс с решения обычных вопросов, и постепенно ведя их к пониманию главных вопросов политического устройства. Он опубликовал несколько трудов по главным вопросам экономической науки. «В России свобода и социализм нерасторжимо слились, истинное народовластие возможно лишь в условиях социализма».Важная часть программы политического воспитания народа - это выступления Чернышевского, в которых он уделял внимание организации школьного обучения. В качестве причин пагубного положения школьного образования в России он называл сам социально-экономический и общественно-политический строй, отсталость педагогической теории. Он обратил внимание на диалектическоеотношение политической власти, материального благосостояния и образования. "Кто находится в нищете, тот не может развить свои умственные силы, тот не может спастись от угнетения". По мнению Чернышевского, без политической свободы невозможна жизнь, развитие общества, наук, просвещения.В статье «Суеверие и правила логики», он указывает на тесную связь экономического уровня развития с политическим устройством и уровнем образованности общества. «Только просвещенный народ может успешно работать» («Июльская монархия»). Большое значение придавалось формам трудовой деятельности. «Только в обществе, где хозяевами являются люди труда, будут созданы условия для развития просвещения, для гармонического развития всех членов общества».Цель воспитания – сформировать личность живущую интересами общества, отстаивающую народное благо. «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественном деле, без влияния чувств, побуждаемых участием в них». По мнению Чернышевского, в стране было недостаточно хороших школ и педагогов. Казенную школу, по его мнению, пронизывает дух сословности. Чернышевский сделал краеугольным камнем комбинацию, в процессе обучения, естественных и гуманитарных наук, в тоже время он обращал внимание на потребность их связи с реальной жизнью. Среди всех гуманитарных наук главную роль, по его мнению, следует отвести родному языку и отечественной истории.Н.Чернышевскийсмог развить теорию народности воспитания. Народность, по его словам, поможет не только познавать, но и правдивоотражатьнародную жизнь, активно отстаивать народные интересы. На формирование жизненных позиций оказывает большое влияние художественная литература. В человеческом поведении определяющая роль принадлежит разуму, продуманному расчету, направленному на удовлетворение собственных и социальных потребностей. Нравственное воспитание Чернышевский связывал с трудом. Показатель человеческой зрелости, по его мнению, практический труд, активное включение молодого поколения в защиту народного счастья и благосостояния.В 1862 году Н.Чернышевскийвызвал педагогическую общественность подключиться в революционную борьбу. Особенное значение имеет прокламации Н.Чернышевского «Барским крестьянам» и «Великоросс» - политические листовки. В 1862 году в статье «Научились ли?»заступалсяза студенческие демонстрации. Чернышевскогоарестовали 7 мая 1862 года, приговорили к лишению политических прав, каторжным работам и поселению в Сибири.Он описал свой идеал воспитания в романе «Что делать?» - воспитание и самовоспитание революционера, борца за благо народа, за социальную справедливость и свободу.Николай Александрович Добролюбов (1836-1861 гг.). В центре концепции воспитания находится личность ребенка, гармоничное ее развитие, подготовка ребенка к счастливой и полноценной жизни, формирование у молодежи нетерпимого отношения к общественной несправедливости и готовности встать на борьбу со злом.Обучению не просто необходимозаявлять некоторую сумму знаний, но содействоватьнравственному и умственному развитию детей. Задача преподавателя - приучить детей «мыслить самостоятельно, вселить им любовь к знаниям, предоставить материал для деятельности всем способностям и полный простор их развития». «Благополучногоосвоения можно добиться, основываясь на любознательности и сильно развитом воображении детей, на их разум, стараясь чтобы учение быломоральной необходимостью».Н.Добролюбовборолсяза самостоятельность и инициативность преподавателя. «Успешно реализовывать задачи обучения мог бы педагог, отмечающего ясность, непогрешимость и твердость убеждений, высокое всестороннее развитие, пространные и многообразные познания в гармонии с общими принципами». Знания и высокие качества педагогаснабжают любовь и уважение к себе, такой педагог пользуется своим авторитетом лишь для того, чтобы дать максимальную свободу, самостоятельность развитию детей, проявлению индивидуальных качеств и способностей. Учебник должен вырабатывать у учеников мировоззрение и моральные качества. «Отечеству необходимы не люди фразы, а люди мысли и дела, способные и готовые встать на смертную борьбу с застарелыми предрассудками».В 1861 году Н.Добролюбовиздает ряд статей: «От дождя да в воду» - о Н.И.Пирогове, «Забытые люди» - о Ф.М.Достоевском, где подчеркивалось, что изменения в государстве невозможны без изменения основ политического строя. Выпускает работу «О значении авторитета в воспитании» и иные. Идеал воспитания – удовлетворить естественные стремления человека на основе антропологизма (где человек- неразделенное, целое существо). Запрещается обособлять умственное, нравственное, физическое воспитание друг от друга. То есть, основное - заботиться о личности ребенка, разносторонне ее развивать, подготавливать человека к полноценной жизни.В сочинении «Мое призвание к педагогическому званию» при поступлении в Главный педагогический институт Н.А. Добролюбов писал:«Я способен передавать свои познания, так как не обделен даром слова, так как имею сердце, которое нередко ищет само высказаться, а что же больше требуется от педагога, который хочет быть полезным... Как я могу передавать новые истины, ведь я только вступаю в жизнь?… но для этого я и вступаю в святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности».Особенностью и своеобразием развития педагогической мысли в России этого периода являлся факт бурного развития наук о человеке, что позволило ученым-педагогам не только поставить в центр внимания изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, но и учитывать интересы, потребности и склонности самих детей, их природные возможности и дарование. Такой подход привел педагогов к большему пониманию необходимости использования в педагогике новых методов, позволяющих не только выявлять индивидуальные особенности ребенка, но и активно способствовать их развитию. Поиски новых путей образования и воспитания ребенка способствовали развитию плюрализма в подходах к решению этой проблемы и в связи с этим к оформлению ряда более или менее развитых педагогических концепций, которые сохранили свое влияние на дальнейшее развитие педагогической науки на протяжении последующего десятилетия, вплоть до 30-х годов XX века.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог, семья – основа воспитания и образования. Именно она несет обязательство за качество воспитания ребенка.Школьная система дореволюционной России сохранила вплоть до октябрьской революции, остатки сословности. Эта политика была построена на принципах национального неравенства, на неравенстве мужчин и женщин. Как мы поняли из работы, существовало две системы: система элементарного образования для широких масс населения и система среднего и высшего образования – назначалась для детей дворянства, буржуазии и духовенства и в свою очередь делилась на две:для мальчиков (гимназии, коммерческие и реальные училища, средние технические училища, кадетские корпуса, духовные семинарии); для девочек, с пониженным объемом знаний (женские гимназии, епархиальные училища, институты благородных девиц).Распространялось воспитание детей дворян в благородных пансионах: для юношей - при Московском университете, для приготовления к гражданской службе открыты Царскосельский лицей (1811, с 1844 года - Александровский лицей), Училище правоведения (1835).Для девушек – в воспитательном обществе благородных девиц. Имелось ввиду, что обучающиеся в школе получают не только образование, но и воспитываются тут. Потому, на воспитание учащихся оказывали воздействие, самое главное, педагоги и иные взрослые, начальствующие лица – надзиратели,инспектора, смотрители, директор, гувернеры. Помимо этого, было принято домашнее обучение детей иностранными педагогами. Система обучения охватывала все слои дворянского общества.Нравственное воспитание, как для мальчиков, так и для девочек было одно и то же; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек не считалось необходимым и отодвигалось на второй план.К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий, историю, словесность, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.Выпускникам педагогического отделения выдавалось свидетельство «домашней учительницы».Из написанного выше следует, что одной из основных задач воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к осознанию роли матери и жены.Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и воспитании детей.Мальчикам преподавались:Закон Божий и Священная история, должности человека и гражданина, российская грамматика, а в тех губерниях, где в употреблении другой язык, сверх грамматики российской, грамматика местного языка, чистописание, правописание, правила слога, всеобщая география и начальные правила математической географии, география Российского государства, всеобщая история, Российская история, арифметика, начальные правила геометрии, начальные правила физики естественной истории, рисование.Их готовили к дипломатической и военной службе.Заняв положение общественной и государственной элиты, дворянство стало играть ведущую роль в развитии светской национальной культуры.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБарашев, М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII – начала XIX века /М.А. Барашев. — Вопросы образования, 2010. — 235с.Белинский, В.Г. Педагогическое наследие /В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов; Смирнов А.Ф. — Москва: Педагогика, 2002 г.Белова, А.В. «Займусь опять... моим счастливым детством...»: детство дворянских девочек XVIII – середины ХIХ века /А.В. Белова. — Родина, 2008 г.Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуреБыстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие /А.Н. Быстрова. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2012. — 712с.Ванюшева, Н.Р. Дворянская культура 20-30-х гг. ХIХ века: воспитание, образование, обычаи /Н.Р. Ванюшева М.Ю. Ярославцева. — Москва: Библиотечка "Первого сентября" История, 2008.Вишняков, С.А. История государства и культуры России в кратком изложении /С.А. Вишняков; С.А. Вишняков. — Москва: Флинта, 2013. — 126с. Георгиев, В.А. История России XIX век Учеб./ В.А. Георгиев, И.Д. Ерофеев. Проспект Москва: 2006. – 217с.Головатенко, А.Ю. История России /А.Ю. Головатенко. — Москва: Школа-Пресс, 2010. — 540с. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции в России /В.М. Григорьев. — Москва: Всероссийский Центр художественного творчества профессионального образования, 2014. — 243с.Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов /А.Н. Джуринский. — Москва: ГИЦ "Владос", 2004.Егоров, С.Ф. Основные направления и тенденции в развитии педагогической науки XIX века. /С.Ф. Егоров. — Москва: 2002.Кондаков, И.В. Культура России /И.В. Кондаков. — Москва: Книжный дом «Университет», 2011. — 357с.Кузьмин, Н.Н. Аналогия педагогической мысли. Русские деятели и педагоги народного образования и воспитания / Н.Н. Кузьмин. — Москва: Высшая школа. — 2001 г.Латышина, Д.И. История педагогики: воспитание и образование в России XIX начала XX века /Д.И. Латышина. — Москва: Форум, 2002.Муравьева, О.С. Русские утопии /О.С. Муравьева. — СПб: Альманах «Канун», 2011. — 178с.Пархоменко, Т.А. Культура России и просвещение народа в XIX начале XX века /Т.А. Пархоменко. — Москва: Российский институт культурологии, 2011. — 257с.Пискунов, А.И. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века /А.И. Пискунов. — Москва: ТЦ «Сфера», 2012. — 510с.Рогов, Е.Н. Атлас истории культуры России, конец XVII начала XX веков /Е.Н. Рогов. — Москва: Круг, 2013. — 767с. Садовникова, И.И. История культуры России /И.И. Садовникова. — Москва: Просвещение, 2012. — 224с.Шульгин, В.С. Культура России, XIX - XX века /В.С. Шульгин. — Москва: Простор, 2010. — 392с.Яковкина, Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт и традиции /Н.И. Яковкина. — СПб: Издательство «Лань», 2002. — 160с.https://histrf.ru/https://studfiles.net/preview/5825683/page:27/http://w.histrf.ru/articles/article/show/dvorianstvo_v_rossii
2. Белинский, В.Г. Педагогическое наследие /В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов; Смирнов А.Ф. — Москва: Педагогика, 2002 г.
3. Белова, А.В. «Займусь опять... моим счастливым детством...»: детство дворянских девочек XVIII – середины ХIХ века /А.В. Белова. — Родина, 2008 г.
4. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре
5. Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие /А.Н. Быстрова. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2012. — 712с.
6. Ванюшева, Н.Р. Дворянская культура 20-30-х гг. ХIХ века: воспитание, образование, обычаи /Н.Р. Ванюшева М.Ю. Ярославцева. — Москва: Библиотечка "Первого сентября" История, 2008.
7. Вишняков, С.А. История государства и культуры России в кратком изложении /С.А. Вишняков; С.А. Вишняков. — Москва: Флинта, 2013. — 126с.
8. Георгиев, В.А. История России XIX век Учеб./ В.А. Георгиев, И.Д. Ерофеев. Проспект Москва: 2006. – 217с.
9. Головатенко, А.Ю. История России /А.Ю. Головатенко. — Москва: Школа-Пресс, 2010. — 540с.
10. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции в России /В.М. Григорьев. — Москва: Всероссийский Центр художественного творчества профессионального образования, 2014. — 243с.
11. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студен-тов педвузов /А.Н. Джуринский. — Москва: ГИЦ "Владос", 2004.
12. Егоров, С.Ф. Основные направления и тенденции в развитии педагогической науки XIX века. /С.Ф. Егоров. — Москва: 2002.
13. Кондаков, И.В. Культура России /И.В. Кондаков. — Москва: Книжный дом «Университет», 2011. — 357с.
14. Кузьмин, Н.Н. Аналогия педагогической мысли. Русские деятели и педагоги народного образования и воспитания / Н.Н. Кузьмин. — Москва: Высшая школа. — 2001 г.
15. Латышина, Д.И. История педагогики: воспитание и образование в России XIX начала XX века /Д.И. Латышина. — Москва: Форум, 2002.
16. Муравьева, О.С. Русские утопии /О.С. Муравьева. — СПб: Альманах «Канун», 2011. — 178с.
17. Пархоменко, Т.А. Культура России и просвещение народа в XIX начале XX века /Т.А. Пархоменко. — Москва: Российский институт культурологии, 2011. — 257с.
18. Пискунов, А.И. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века /А.И. Пискунов. — Москва: ТЦ «Сфера», 2012. — 510с.
19. Рогов, Е.Н. Атлас истории культуры России, конец XVII начала XX веков /Е.Н. Рогов. — Москва: Круг, 2013. — 767с.
20. Садовникова, И.И. История культуры России /И.И. Садовникова. — Москва: Просвещение, 2012. — 224с.
21. Шульгин, В.С. Культура России, XIX - XX века /В.С. Шульгин. — Москва: Простор, 2010. — 392с.
22. Яковкина, Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт и традиции /Н.И. Яковкина. — СПб: Издательство «Лань», 2002. — 160с.
23. https://histrf.ru/
24. https://studfiles.net/preview/5825683/page:27/
25. http://w.histrf.ru/articles/article/show/dvorianstvo_v_rossii
Вопрос-ответ:
Какая система образования была в дворянской среде?
В дворянской среде существовала система образования и воспитания, основанная на приоритете домашнего обучения и подготовке к службе в государственных учреждениях.
Как проходило домашнее обучение и воспитание дворянских детей?
Домашнее обучение и воспитание дворянских детей осуществлялось в основном при помощи домашних учителей, которых нанимали для этой цели.
Как развивались школы в России в начале XIX века?
В начале XIX века в России происходило развитие школ и становление школьной системы с помощью государственных реформ и законодательных актов.
Какая педагогическая мысль была характерна для России в начале XIX века?
Педагогическая мысль в России начала XIX века отражала в основном идеи и концепции русских педагогов, которые стремились к развитию национальной системы образования.
Какие исторические сочинения рекомендуется читать для более полного понимания темы?
Для более полного понимания темы рекомендуется читать исторические сочинения, такие как "История образования в России" и "Развитие педагогической мысли в XIX веке".
Какой образовательной системой пользовались дворяне?
Дворяне использовали систему образования и воспитания, которая включала домашнее обучение и школьное образование.
Какими методами и материалами воспитывали детей в дворянской среде?
Воспитание детей в дворянской среде осуществлялось через пример родителей, наблюдение за экспериментами, чтение художественной литературы и классику, а также развитие физической выносливости и мужества.
Как развивалась система школ и школьная система в России в начале XIX века?
Система школ и школьная система в России в начале XIX века активно развивались. Открывались новые школы, расширялось количество образовательных учреждений, которые предлагали как основное, так и дополнительное образование.
Кто были ведущими педагогами в России в начале XIX века?
Ведущими педагогами в России в начале XIX века были отечественные педагоги, чьи труды оказывали значительное влияние на педагогическую мысль того времени.
Какие исторические сочинения нужно читать для изучения данной темы?
Для изучения данной темы рекомендуется читать исторические сочинения, так как они предоставляют более полную информацию и анализ событий и исторических фактов.
Какая система образования и воспитания была в дворянской среде?
В дворянской среде была разработана специальная система образования и воспитания, которая предусматривала получение детьми дворян знаний в области гуманитарных и научных дисциплин, а также формирование ими навыков этикета, общения и поведения в обществе.