Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения средствами драматизации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Литература
  • 67 67 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 05.07.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и основные особенности творческих способностей 6
1.2. Сущностная характеристика современного урока литературного
чтения 11
1.3. Драматизация как учебный приём развития творческих
способностей 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ 28
2.1. Уровень развития творческих способностей учащихся на этапе констатирующего эксперимента 28
2.2. Программа развития творческих способностей на уроках литературного чтения средствами драматизации 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы на этапе
контрольного эксперимента 49
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Фрагмент для ознакомления

Виды работы: чтение текста; чтение по ролям; беседа по вопросам; выборочное чтение; выразительное чтение (учиться передавать хвастливость, заносчивость); речевая работа: подбор синонимов; определение значения повтора; сравнение близких по смыслу выражений; сравнение смысла пословиц.
Украинская народная сказка «Заячье сало». Дополнительные вопросы. 1. Найдите в тексте и прочитайте, что рассказал пан о своих зайцах. Какую из его придумок можно назвать гиперболой (преувеличением)? 2. Где, на ваш взгляд, сильнее всего проявилась находчивость Грицко? 3. «Ехали-ехали, молчали-молчали…» Что выражено здесь повтором? Найдите в сказке еще примеры таких повторов. 4. «Вытопили фунтов десять». На сколько фунтов барин убавил количество сала? 5. Найдите и прочитайте в конце сказки, как пан в последний раз упоминает о зайце. Докажите, что об одном и том же он говорит несколько раз. Какие слова и выражения здесь очень близки по значению?
Белорусская народная сказка «Как мужик с барином пообедал». Дополнительные вопросы. 1. «Под ветлами», «калякали», «чарочка». Подберите к этим словам синонимы и докажите, что слова в паре различаются местом употребления. 2. Чем похожи сказки «Как мужик с барином пообедал» и «Заячье сало»?

Уроки 13, 14. Тема: «То ли было, то ли нет»
(В. П. Аникин «Рыбацкая и охотничья байки»;
С. Г. Писахов «За дровами и на охоту»)

Задачи: 1) развивать представление о смешном (комическом), о средствах его создания в небылицах: изображение невероятного как реального жизненного события, рассказ от лица якобы участника невероятных событий; 2) закреплять понятие о жанре небылицы (прозаические небылицы, байки).
Виды работы: чтение; выразительное чтение небылицы (передача голосом сомнения); беседа по вопросам; творческая работа (придумывание байки); инсценирование байки.
B.П. Аникин «Рыбацкая и охотничья байки». Дополнительные вопросы. 1. Что объединяет обе истории? 2. Еще раз перечитайте начало байки. Где начинается невероятное, небывалое?
C.Г. Писахов «За дровами и на охоту». В рабочей тетради предлагается придумать другое название – по событию или персонажу, а также творческая работа (встраивание в сюжет эпизода по аналогии с имеющимися).
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы на этапе контрольного эксперимента

В течение опытно-экспериментальной работы, ориентированной на развитие творческих способностей учащихся, мы фиксировали достижения учащихся, анализировали изменения в их поведении. По окончании проекта было проведено повторное анкетирование, основанное на тех же принципах, что и первичное. Ниже представлены результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента.
При оценке любви к чтению литературных произведений варианты «да» и «скорее да, чем нет» были соотнесены с 36,67% учащихся каждый, вариант «скорее нет, чем да»  с 20,00%, «нет»  с 6,67% (Рисунок 2.12.).


Рис. 2.12. Любовь к чтению литературных произведений
на этапе контрольного эксперимента

Активность на уроках литературного чтения проявляют 33,33% детей, скорее да, чем нет – 36,67%, скорее нет, чем да – 23,3%, не проявляют активность  6,67% (Рисунок 2.13.).

Рис. 2.13. Активность на уроках литературного чтения
на этапе контрольного эксперимента

Нравственные и эстетические чувства при прочтении художественных произведений испытывают 23,33% школьников, скорее да, чем нет – 43,33%, скорее нет, чем да – 30,00%, не проявляют интерес – 3,33% (Рисунок 2.14.).

Рис. 2.14. Нравственные и эстетические чувства при прочтении
художественных произведений на этапе контрольного эксперимента

Оценивая интерес учащихся к творческим заданиям, преподаватель выбрал вариант «да» для 43,33% школьников, «скорее да, чем нет»  для 13,33%, «скорее нет, чем да»  для 36,67%, «нет»  для 6,67% (Рисунок 2.15.).

Рис. 2.15. Интерес к творческим заданиям
на этапе контрольного эксперимента

Наличие развитых творческих способностей демонстрируют 40,00% учащихся, вариант «скорее да, чем нет» выбран для 33,33% детей, «скорее нет, чем да»  для 23,33%, «нет»  для 3,33% (Рисунок 2.16.).

Рис. 2.16. Наличие развитых творческих способностей
на этапе контрольного эксперимента
Стремление к самовыражению, оригинальности имеется у 23,33% школьников, скорее да чем нет – у 40,00%, скорее нет, чем да – у 26,67%, не имеется – у 10,00% (Рисунок 2.17.).

Рис. 2.17. Стремление к самовыражению, оригинальности
на этапе контрольного эксперимента

Интерес к творческой деятельности на уроках литературного чтения отмечен у 33,33% детей, вариант «скорее да, чем нет» выбран для 26,67%, «скорее нет, чем да»  для 36,67%, «нет»  для 3,33% (Рисунок 2.18).

Рис. 2.18. Интерес к творческой деятельности на уроках
литературного чтения на этапе контрольного эксперимента
При оценке заинтересованности в коллективной творческой деятельности вариант «да» был выбран для 40,00% учащихся, «скорее да, чем нет»  для 23,33%, «скорее нет, чем да»  для 30,00%, «нет»  для 6,67% (Рисунок 2.19.).

Рис. 2.19. Заинтересованность в коллективной творческой
деятельности на этапе контрольного эксперимента
Наличие развитой выразительной речи демонстрируют 36,67% школьников, вариант «скорее да, чем нет» характерен для 23,33% учащихся, «скорее нет, чем да»  для 33,33%, «нет»  для 6,67% (Рисунок 2.20.).

Рис. 2.20. Наличие развитой выразительной речи
на этапе контрольного эксперимента
Владение приёмом драматизации присуще 36,67% учащихся, варианты «скорее да, чем нет» и «скорее нет, чем да» характерны для 26,67% учеников каждый, вариант «нет»  для 10,00% (Рисунок 2.21.).

Рис. 2.21. Владение приёмом драматизации
на этапе контрольного эксперимента

С целью анализа сформированности творческих способностей младших школьников мы провели повторный кластерный анализ. Мы задали 3 кластера и проверили, действительно ли переменные отличаются во всех кластерах. Эта проверка осуществлялась с помощью дисперсионного анализа, результаты которого представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Дисперсионный анализ по результатам исследования
творческих способностей младших школьников
на этапе контрольного эксперимента
Параметры Между SS сс Внутри SS сс F Любовь к чтению литературных произведений 19,27436 2 5,692308 27 45,7115 Активность на уроках литературного чтения 17,80183 2 7,164836 27 33,5423 Наличие нравственных и эстетических чувств при прочтении художественных произведений 15,33590 2 4,130769 27 50,1201 Интерес к творческим заданиям 28,55238 2 3,314285 27 116,3018 Наличие развитых творческих способностей 18,87692 2 3,823077 27 66,6579 Стремление к самовыражению, оригинальности 15,52161 2 9,845056 27 21,2840 Интерес к творческой деятельности на уроках литературного чтения 20,06374 2 4,636264 27 58,4221 Заинтересованность в коллективной творческой деятельности 25,58645 2 3,380220 27 102,1877 Наличие развитой выразительной речи 23,97912 2 4,720880 27 68,5716 Владение приёмом драматизации 26,05055 2 4,649451 27 75,6396
Уровень значимости для всех параметров высокий, все значения F-критерия значимы. Таким образом, все измеряемые параметры являются критериями классификации. Результаты кластерного анализа представлены в таблице 2.7. и на рисунке 2.22.
Таблица 2.7.
Средние значения кластеров, объединяющих младших
школьников по особенностям развития творческих
способностей на этапе контрольного эксперимента
Параметры Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 Любовь к чтению литературных произведений 2,000000 3,000000 1,153846 Активность на уроках литературного чтения 2,142857 3,000000 1,230769 Наличие нравственных и эстетических чувств при прочтении художественных произведений 2,000000 3,100000 1,461538 Интерес к творческим заданиям 2,428571 3,200000 1,000000 Наличие развитых творческих способностей 2,000000 2,900000 1,076923 Стремление к самовыражению, оригинальности 2,428571 3,100000 1,461538 Интерес к творческой деятельности на уроках литературного чтения 2,285714 3,100000 1,230769 Заинтересованность в коллективной творческой деятельности 2,142857 3,200000 1,076923 Наличие развитой выразительной речи 2,285714 3,200000 1,153846 Владение приёмом драматизации 2,142857 3,300000 1,153846

Рис. 2.22. График средних для кластеров, объединяющих младших школьников
по особенностям развития творческих способностей
на этапе контрольного эксперимента
Таблицы 2.8. – 2.10. содержат описательные статистики для каждого из выделенных кластеров.
Таблица 2.8.
Описательные статистики для кластера 1
Параметры Среднее Стандарт. отклонение Дисперсия Любовь к чтению литературных произведений 2,000000 0,000000 0,000000 Активность на уроках литературного чтения 2,142857 0,377964 0,142857 Наличие нравственных и эстетических чувств при прочтении художественных произведений 2,000000 0,000000 0,000000 Интерес к творческим заданиям 2,428571 0,534523 0,285714 Наличие развитых творческих способностей 2,000000 0,000000 0,000000 Стремление к самовыражению, оригинальности 2,428571 0,534523 0,285714 Интерес к творческой деятельности на уроках литературного чтения 2,285714 0,487950 0,238095 Заинтересованность в коллективной творческой деятельности 2,142857 0,377964 0,142857 Наличие развитой выразительной речи 2,285714 0,487950 0,238095 Владение приёмом драматизации 2,142857 0,377964 0,142857
Первый кластер объединяет 7 человек (23,33% учащихся). Их уровень развития творческих способностей может быть охарактеризован как средний.
Таблица 2.9.
Описательные статистики для кластера 2
Параметры Среднее Стандарт. отклонение Дисперсия Любовь к чтению литературных произведений 3,000000 0,666667 0,444444 Активность на уроках литературного чтения 3,000000 0,666667 0,444444 Наличие нравственных и эстетических чувств при прочтении художественных произведений 3,100000 0,316228 0,100000 Интерес к творческим заданиям 3,200000 0,421637 0,177778 Наличие развитых творческих способностей 2,900000 0,567646 0,322222 Стремление к самовыражению, оригинальности 3,100000 0,737865 0,544444 Интерес к творческой деятельности на уроках литературного чтения 3,100000 0,316228 0,100000 Заинтересованность в коллективной творческой деятельности 3,200000 0,421637 0,177778 Наличие развитой выразительной речи 3,200000 0,421637 0,177778 Владение приёмом драматизации 3,300000 0,483046 0,233333
Второй кластер включает 10 человек (33,33% учащихся). Результаты исследования позволяют охарактеризовать их как школьников с низким уровнем развития творческих способностей.
Таблица 2.10.
Описательные статистики для кластера 3
Параметры Среднее Стандарт. отклонение Дисперсия Любовь к чтению литературных произведений 1,153846 0,375534 0,141026 Активность на уроках литературного чтения 1,230769 0,438529 0,192308 Наличие нравственных и эстетических чувств при прочтении художественных произведений 1,461538 0,518875 0,269231 Интерес к творческим заданиям 1,000000 0,000000 0,000000 Наличие развитых творческих способностей 1,076923 0,277350 0,076923 Стремление к самовыражению, оригинальности 1,461538 0,518875 0,269231 Интерес к творческой деятельности на уроках литературного чтения 1,230769 0,438529 0,192308 Заинтересованность в коллективной творческой деятельности 1,076923 0,277350 0,076923 Наличие развитой выразительной речи 1,153846 0,375534 0,141026 Владение приёмом драматизации 1,153846 0,375534 0,141026
Третий кластер охватывает 13 человек (43,33% учащихся). Их уровень развития творческих способностей был оценен нами как высокий.
Полученные нами результаты позволяют утверждать, что на этапе контрольного эксперимента низкий уровень развития творческих способностей был зафиксирован у 33,33% учащихся, средний уровень – у 23,33%, высокий – у 46,33%. В таблице 2.11. приведены данные по уровню развития творческих способностей школьников на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
Таблица 2.11.
Данные по уровню развития творческих способностей
на этапе констатирующего и контрольного экспериментов
Уровни Количество учащихся, % Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Низкий 46,67 33,33 Средний 23,33 23,33 Высокий 30,00 43,33
Как видим, разработанная и внедрённая нами программа существенно улучшила уровень развития творческих способностей на уроках литературного чтения средствами драматизации. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили результаты исследования младших школьников на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
Таблица 2.12.
Сравнительный анализ данных по уровню творческих способностей учащихся на этапе констатирующего и контрольного экспериментов
Показатели Среднее значение на этапе конст. эксп. Среднее значение на этапе контр. эксп. t-значе-ние p Степень отклоне-ния на этапе конст. эксп. Степень отклоне-ния на этапе контр. эксп. F-отно-шение диспер-сии P диспер-сии Любовь к чтению литературных произведений 2,366667 1,966667 1,606538 0,113587 0,999425 0,927857 1,160214 0,691726 Активность на уроках литературного чтения 2,500000 2,033333 1,900311 0,062367 0,973795 0,927857 1,101469 0,796453 Наличие нравственных и эстетических чувств при прочтении художественных произведений 2,533333 2,133333 1,722181 0,090366 0,973204 0,819307 1,410959 0,359256 Интерес к творческим заданиям 2,533333 2,066667 1,677457 0,098835 1,105888 1,048261 1,112971 0,775143 Наличие развитых творческих способностей 2,300000 1,900000 1,652093 0,103920 0,987857 0,884736 1,246696 0,556518 Стремление к самовыражению, оригинальности 2,700000 2,233333 1,844883 0,070162 1,022168 0,935261 1,194481 0,635437 Интерес к творческой деятельности на уроках литературного чтения 2,466667 2,100000 1,443084 0,154376 1,041661 0,922889 1,273954 0,518559 Заинтересованность в коллективной творческой деятельности 2,400000 2,033333 1,394290 0,168548 1,037238 0,999425 1,077100 0,842853 Наличие развитой выразительной речи 2,600000 2,100000 1,938163 0,057476 1,003442 0,994814 1,017422 0,963226 Владение приёмом драматизации 2,600000 2,100000 1,816716 0,074429 1,101723 1,028893 1,146580 0,715112
Исследование показало, что наиболее значимые изменения произошли по следующим параметрам: «активность на уроках литературного чтения» (t = 1,900311), «стремление к самовыражению, оригинальности» (t = 1,844883), «наличие развитой выразительности речи» (t = 1,938163), «владение приёмом драматизации» (t = 1,816716). Трактовать это можно следующим образом: проведение уроков литературного чтения с привлечением драматизации способствовало повышению интереса к художественной книге, формированию навыков самовыражения при выполнении креативных заданий, совершенствованию речевых умений и артистизма. Приобретённые знания, умения и навыки способствовали развитию творческих способностей младших школьников, что, несомненно, положительно скажется на формировании их дальнейшего личностного развития.

Выводы по второй главе

1. Для выявления уровня развития творческих способностей учащихся мы разработали анкету, на основании которой осуществили педагогическое наблюдение. С целью анализа сформированности творческих способностей младших школьников мы провели кластерный анализ. На этапе констатирующего эксперимента первый кластер включает 14 человек (46,67% учащихся). Исследование показало, что им не свойственна любовь к чтению литературных произведений и, соответственно, заинтересованность в уроках литературного чтения. Эти младшие школьники не пытаются самовыражаться в активной творческой деятельности, не проявляют стремление к выполнению оригинальных и нестандартных заданий. На уроках они выполняют только репродуктивные задания, характеризуются отсутствием выразительной речи и не владеют приёмами драматизации. Таким образом, мы определили их уровень развития творческих способностей как низкий.
2. Второй кластер объединяет собой 7 человек (23,33% учащихся). Данные школьники испытывают стремление к самовыражению, оригинальности и обладают определённым творческим потенциалом, проявляют заинтересованность в коллективной творческой деятельности. Они с интересом читают предложенные произведения и испытывают соответствующий эмоциональный отклик. Вместе с тем, их творческие устремления мало соотносятся с художественной литературой и уроками литературного чтения, выразительная речь и навыки драматизации средние. Вышесказанное позволяет нам оценить их уровень развития творческих способностей как средний.
3. Третий кластер охватывает 9 человек (30,00% учащихся). Они отличаются глубокой заинтересованностью в чтении художественной литературы, правильно интерпретируют сюжетные линии и характеры героев, с интересом посещают уроки литературного чтения. Данные школьники принимают активное участие в выполнении различных творческих заданий, как индивидуальных, так и коллективных, стремятся к самовыражению в различных видах деятельности. Учащиеся с интересом овладевают приёмами драматизации и активно совершенствуют их, обладают грамотной и хорошо поставленной выразительной речью. На основании вышесказанного мы оцениваем их уровень развития творческих способностей как высокий.
4. Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме. При этом действенным способом литературного и творческого развития учащихся является драматизация  деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену. С целью развития творческих способностей учащихся мы подготовили и провели ряд уроков литературного чтения, в рамках которых были использованы элементы драматизации.
5. В течение опытно-экспериментальной работы, ориентированной на развитие творческих способностей учащихся, мы фиксировали достижения учащихся, анализировали изменения в их поведении. По окончании проекта было проведено повторное анкетирование, основанное на тех же принципах, что и первичное. Результаты повторного кластерного анализа позволяют утверждать, что на этапе контрольного эксперимента низкий уровень развития творческих способностей был зафиксирован у 10 человек (33,33% учащихся), средний уровень – у 7 человек (23,33% учащихся), высокий – у 13 человек (46,33% учащихся).
6. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили результаты исследования младших школьников на этапе констатирующего и контрольного экспериментов. Исследование показало, что наиболее значимые изменения произошли по следующим параметрам: «активность на уроках литературного чтения», «стремление к самовыражению, оригинальности», «наличие развитой выразительности речи», «владение приёмом драматизации». Трактовать это можно следующим образом: проведение уроков литературного чтения с привлечением драматизации способствовало повышению интереса к художественной книге, формированию навыков самовыражения при выполнении креативных заданий, совершенствованию речевых умений и артистизма. Приобретённые знания, умения и навыки способствовали развитию творческих способностей младших школьников, что, несомненно, положительно скажется на формировании их дальнейшего личностного развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование было посвящено развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения средствами драматизации. Ниже представлены основные выводы.
1. Творчество можно охарактеризовать как высшую форму проявления интеллектуальных функций, как творческий процесс и результат, как деятельность, порождающую нечто качественно новое. Творчество предполагает личное начало и наличие мотивов, знаний, умений, а также способностей, благодаря которым создается новый продукт. Творческие способности можно определить как индивидуально-психологические особенности личности, которые формируются, развиваются и проявляются в творческой деятельности, и характеризуются положительной мотивацией к творчеству, эмоциональной насыщенностью творческой деятельности, знаниями и умениями, требуемые для данного вида деятельности.
2. Литературное чтение – это учебный предмет, преподаваемый в начальной школе и имеющий главную межпредметную связь с обучением родному языку, причем подобная связь сформирована таким образом, что один предмет не может существовать без другого. Его преподавание требует от учителя начальных классов поиска тех форм и приемов работы на уроках литературного чтения, которые бы смогли не только обеспечить развитие техники чтения, но и обогатить словарный запас учащихся, развить их способность к логическому мышлению, анализу информации, готовность понять, какой смысл вкладывает в художественный текст автор и какие выводы следует извлечь из прочитанного, а также сформировать творческую личность, умеющую правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и незаурядно при любых обстоятельствах.
3. Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме. При этом действенным способом литературного и творческого развития учащихся является драматизация  деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену. С целью развития творческих способностей учащихся мы подготовили и провели ряд уроков литературного чтения, в рамках которых были использованы элементы драматизации.
4. Для выявления уровня развития творческих способностей учащихся мы разработали анкету, на основании которой осуществили педагогическое наблюдение. Согласно результатам кластерного анализа, на этапе констатирующего эксперимент низкий уровень творческих способностей был отмечен у 14 человек (46,67% учащихся), средний уровень демонстрируют 7 учащихся (23,33% испытуемых), высокий – 9 человек (30,00% школьников). Результаты повторного кластерного анализа позволяют утверждать, что на этапе контрольного эксперимента низкий уровень развития творческих способностей был зафиксирован у 10 человек (33,33% учащихся), средний уровень – у 7 человек (23,33% учащихся), высокий – у 13 человек (46,33% учащихся). Таким образом, исследование показало повышение общего уровня развития творческих способностей учащихся.
5. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили результаты исследования младших школьников на этапе констатирующего и контрольного экспериментов. Исследование показало, что наиболее значимые изменения произошли по следующим параметрам: «активность на уроках литературного чтения», «стремление к самовыражению, оригинальности», «наличие развитой выразительности речи», «владение приёмом драматизации». Трактовать это можно следующим образом: проведение уроков литературного чтения с привлечением драматизации способствовало повышению интереса к художественной книге, формированию навыков самовыражения при выполнении креативных заданий, совершенствованию речевых умений и артистизма. Приобретённые знания, умения и навыки способствовали развитию творческих способностей младших школьников, что, несомненно, положительно скажется на формировании их дальнейшего личностного развития.
Подытоживая вышесказанное, отметим: проведенное нами исследование выявило, что развитие творческих способностей младших школьников более эффективно при использовании драматизации на уроках литературного чтения. Следовательно, выдвинутую гипотезу можно считать доказанной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 160 с.
Ахтырская Е.Н. Формирование гармоничной личности ребёнка средствами литературы / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке. – 2015.  №50. – С. 56 – 60.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
Бородачева Н.А. Драматизация на уроках литературного чтения как средство творческого развития младших школьников / Н.А. Бородачева // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016.  №8. – С. 248 – 249.
Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Алетейя, 2003. – 272 с.
Венгер Л.А. Вот и вышел человечек… / Л.А. Венгер. – М.: Карапуз, 2010. – 256 с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968. – 385 с.
Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Азбука, 2016. – 448 с.
Галактионова Т.Г. Педагогика текста: опыт семиотического решения (приглашение к чтению) / Т.Г. Галактионова // Кризис чтения: энергия преодоления: Сборник научно-практических работ. – М.. 2013. – С. 129 – 138.
Гафарова Р.И. О роли драматизации на уроках литературного чтения / Р.И. Гафарова // Вестник современных исследований. – 2017.  №10-1. – С. 31 – 34.
Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд. – М.: Прогресс, 1965 – 244 с.
Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 512 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2010.
Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2000.  №6.
Жесткова Е.А. Методика литературного чтения и работы с детской книгой / Е.А. Жесткова, Е.В. Абрамова. – Арзамас: АГПИ, 2010.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
Казанцева В.А. Формы драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе / В.А. Казанцева, А.Ю. Бухавецкая // Инновационные процессы в научной среде: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 92 – 95.
Клейберг Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков: Дис. д-ра пед. наук. – СПб, 1995. – 430 с.
Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2008.  №5. – С. 29 – 36.
Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева, Е.Н. Ахтырская, М.А. Мазалова // Начальная школа. – 2014.  №11. – С. 55 – 59.
Лейтес Н.С. Ранние проявления одарённости / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1988  №4. – С. 98 – 107.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 2011. – 130 с.
Лопина С.О. К вопросу об организации литературного творчества на уроках чтения в начальной школе / С.О. Лопина // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – Т. 3.  №1. – С. 83 – 89.
Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 144 с.
Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб: Питер, 2016. – 400 с.
Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Бином, 2015.
Новосёлов С.А. Комплексное развитие творческих способностей учащихся / С.А. Новосёлов, О.В. Трифонова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012.  №6. – С. 25 – 31.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
Окуненко Л.А. Творческий проект в школе с углублённым изучением отдельных предметов художественно-эстетического цикла: проблемы реализации и внедрения / Л.А. Окуненко, Е.А. Заплатина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012.  №2. – С. 65 – 68.
Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002.
Панова В.Н. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства / В.Н. Панов // Эксперимент и инновации в школе. – 2011.  №3. – С. 61 – 63.
Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 1982. – 96 с.
Пономарёв Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2015. – 718 с.
Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. – М.: Когито-Центр, 2012.
Сафиуллина С.А. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальной школе / С.А. Сафиуллина // Современные проблемы и перспективы направления инновационного развития науки: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 159 – 162.
Спиглазова Н.И. Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества» / Н.И. Спиглазова, С.Н. Васильев // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012.  №4. – С. 49 – 55.
Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Барышевой. – СПб: Книжный дом, 2008.
Туровцева Ю.П. Особенности драматизации как вида творческой работы на уроках литературного чтения / Ю.П. Туровцева // Язык и социальная динамика. – 2014.  №14-2. – С. 109 – 114.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
Фрумкина Р.М. Психолингвистика / Р.М. Фрумкина. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000.
Чурбанова С.М. О развитии творческих возможностей ребёнка в ранние периоды жизни / С.М. Чурбанова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013.  №4. – С. 56 – 59.
Шпунтова Т.Т. Драматизация на уроках литературного чтения / Т.Т. Шпунтова // Начальная школа. – 2014.  №7. – С. 75 – 78.
Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: Иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2000. – 136 с.
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская // Завуч. – 2002.  №2. – С. 87 – 93.











27

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 160 с.
2. Ахтырская Е.Н. Формирование гармоничной личности ребёнка средствами литературы / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке. – 2015. №50. – С. 56 – 60.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
4. Бородачева Н.А. Драматизация на уроках литературного чтения как средство творческого развития младших школьников / Н.А. Бородачева // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016. №8. – С. 248 – 249.
5. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Алетейя, 2003. – 272 с.
6. Венгер Л.А. Вот и вышел человечек… / Л.А. Венгер. – М.: Карапуз, 2010. – 256 с.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968. – 385 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Азбука, 2016. – 448 с.
9. Галактионова Т.Г. Педагогика текста: опыт семиотического решения (приглашение к чтению) / Т.Г. Галактионова // Кризис чтения: энергия преодоления: Сборник научно-практических работ. – М.. 2013. – С. 129 – 138.
10. Гафарова Р.И. О роли драматизации на уроках литературного чтения / Р.И. Гафарова // Вестник современных исследований. – 2017. №10-1. – С. 31 – 34.
11. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд. – М.: Прогресс, 1965 – 244 с.
12. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 512 с.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
14. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2010.
15. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
16. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2000. №6.
17. Жесткова Е.А. Методика литературного чтения и работы с детской книгой / Е.А. Жесткова, Е.В. Абрамова. – Арзамас: АГПИ, 2010.
18. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
19. Казанцева В.А. Формы драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе / В.А. Казанцева, А.Ю. Бухавецкая // Инновационные процессы в научной среде: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 92 – 95.
20. Клейберг Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков: Дис. д-ра пед. наук. – СПб, 1995. – 430 с.
21. Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2008. №5. – С. 29 – 36.
22. Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева, Е.Н. Ахтырская, М.А. Мазалова // Начальная школа. – 2014. №11. – С. 55 – 59.
23. Лейтес Н.С. Ранние проявления одарённости / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1988 №4. – С. 98 – 107.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 2011. – 130 с.
25. Лопина С.О. К вопросу об организации литературного творчества на уроках чтения в начальной школе / С.О. Лопина // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – Т. 3. №1. – С. 83 – 89.
26. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 144 с.
27. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб: Питер, 2016. – 400 с.
28. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Бином, 2015.
29. Новосёлов С.А. Комплексное развитие творческих способностей учащихся / С.А. Новосёлов, О.В. Трифонова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. №6. – С. 25 – 31.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
31. Окуненко Л.А. Творческий проект в школе с углублённым изучением отдельных предметов художественно-эстетического цикла: проблемы реализации и внедрения / Л.А. Окуненко, Е.А. Заплатина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. №2. – С. 65 – 68.
32. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002.
33. Панова В.Н. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства / В.Н. Панов // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. №3. – С. 61 – 63.
34. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 1982. – 96 с.
35. Пономарёв Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2015. – 718 с.
37. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. – М.: Когито-Центр, 2012.
38. Сафиуллина С.А. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальной школе / С.А. Сафиуллина // Современные проблемы и перспективы направления инновационного развития науки: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 159 – 162.
39. Спиглазова Н.И. Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества» / Н.И. Спиглазова, С.Н. Васильев // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. №4. – С. 49 – 55.
40. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
41. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Барышевой. – СПб: Книжный дом, 2008.
42. Туровцева Ю.П. Особенности драматизации как вида творческой работы на уроках литературного чтения / Ю.П. Туровцева // Язык и социальная динамика. – 2014. №14-2. – С. 109 – 114.
43. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
44. Фрумкина Р.М. Психолингвистика / Р.М. Фрумкина. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000.
46. Чурбанова С.М. О развитии творческих возможностей ребёнка в ранние периоды жизни / С.М. Чурбанова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №4. – С. 56 – 59.
47. Шпунтова Т.Т. Драматизация на уроках литературного чтения / Т.Т. Шпунтова // Начальная школа. – 2014. №7. – С. 75 – 78.
48. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
49. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: Иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2000. – 136 с.
50. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская // Завуч. – 2002. №2. – С. 87 – 93.

Вопрос-ответ:

Что такое творческие способности?

Творческие способности - это индивидуальные способности человека к творческой деятельности, к созданию нового и оригинального. Они включают в себя умение мыслить нестандартно, генерировать идеи, находить необычные решения задач, проявлять фантазию и креативность.

Какие особенности имеет современный урок литературного чтения?

Современный урок литературного чтения отличается от классического подхода к преподаванию. Сейчас уделяется больше внимания развитию творческих способностей учащихся, активному вовлечению их в процесс обучения. Также применяются различные формы работы, включая драматизацию, чтение ролей, игровые элементы и др., чтобы сделать урок интересным и познавательным.

В чем заключается роль драматизации на уроках литературного чтения в развитии творческих способностей?

Драматизация на уроках литературного чтения играет важную роль в развитии творческих способностей учащихся. Она позволяет детям вжиться в роли персонажей произведения, проявить свою актерскую мастерство, воображение и творческий потенциал. Такой подход делает урок интересным и живым, способствует развитию эмоциональной сферы и умению работать в группе.

Какие результаты были получены в результате опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения с помощью драматизации?

В результате опытно-экспериментальной работы были получены положительные результаты. Учащиеся проявили больший интерес к предмету, улучшили свои навыки восприятия и самовыражения, стали более активными и инициативными. Они научились анализировать произведение, понимать глубинные мысли автора, осознавать эмоциональную составляющую текстов.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

Автор первой главы статьи делает вывод о том, что развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с помощью драматизации является эффективным и перспективным подходом. Он позволяет активизировать учебный процесс, повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету, развить их творческий потенциал и эмоциональную сферу.

Какие основные особенности творческих способностей?

Творческие способности характеризуются такими особенностями, как оригинальность мысли, гибкость мышления, глубина анализа, креативность и проблемное мышление.

Что такое драматизация и как она применяется на уроках литературного чтения?

Драматизация - это метод, который используется на уроках литературного чтения для развития творческих способностей учащихся. Этот метод предполагает активное вовлечение детей в процесс чтения и интерпретации художественных произведений, они играют роли героев и создают свои собственные интерпретации текстов.

Какие преимущества драматизации на уроках литературного чтения?

Драматизация на уроках литературного чтения позволяет развить у детей воображение, эмоциональную отзывчивость, активизировать память и воображение. Этот метод также способствует развитию коммуникативных навыков и творческого мышления.

Каковы основные принципы драматизации на уроках литературного чтения?

Основными принципами драматизации на уроках литературного чтения являются активное участие всех учащихся, включение эмоционального компонента, создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия между учащимися, а также применение различных драматических приемов и элементов.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

Выводы по первой главе статьи сводятся к тому, что творческие способности учащихся являются важным аспектом развития на уроках литературного чтения. Драматизация является эффективным методом развития творческих способностей, который позволяет активизировать мышление и память учащихся, развить их воображение и коммуникативные навыки.