Особенности глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 30.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический анализ проблем по особенностям формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Особенности глагольной лексики дошкольников в лингвистических и психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Закономерности развития глагольной лексики в онтогенезе 10
1.3. Особенности формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня 12
Глава 2. Изучение особенностей глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня 15
2.1. Организация работы по развитию глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня 15
2.2. Методика изучения уровня сформированности глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня 17
2.3. Содержание логопедической работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на занятиях по развитию речи 18
2.4. Анализ результатов исследования 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
На занятиях по развитию речи реализуется принцип воспитательного обучения как по содержанию занятия, так и на основе правильной его организации. Усвоение родного языка, постепенное осознание детьми его богатства и красоты способствует национальному воспитанию, обогащает словарный запас образными выражениями из фольклора, прививает любовь к родной речи. Кроме того, занятия помогают воспитать такие морально-волевые качества, как целеустремленность, дисциплинированность и другие, положительно влияют на формирование познавательных интересов.4. Эмоциональный характер занятия. Каждое речевое занятие должно давать детям чувство удовлетворения. Достигается это благодаря использованию доступных и интересных для детей приемов обучения, созданию атмосферы эмоционального комфорта для каждого ребенка, доброжелательности, заинтересованности в маленьком успехе.5. Максимальная речевая активность на занятии. Спецификой занятий по родному языку является то, что активность детей на этих занятиях оказывается в сфере умственной деятельности. Ребенок должен слушать, думать, быть готовой дать ответ. При таких условиях нужно формировать у детей навыки организованной общественной речевого поведения: умение слушать других, высказываться, слушать и понимать речь, обращенную ко всем.6. Максимальное использование игровых приемов обучения. Среди них- дидактические, народные, подвижные игры с текстами и диалогом, игровые упражнения, сюрпризы, игрушки, игровые жизненные ситуации общения, в которых ребенок выступает в роли активного говорящего.7. Непринужденность и раскованность детей на занятии. Дети могут сидеть за столами или на стульчиках полукругом, против, общаться с педагогом, детьми, играть игрушками.8. На каждом комплексном занятии одновременно решаются три различные речевые задачи (только с хорошо знакомым детям иллюстративным материалом). Занятия по развитию речи имеют только речевую направленность.9. Взаимосвязь с занятиями из других разделов программы, прежде всего знакомство с окружающим миром, природой и художественной литературой.10. Сочетание коллективного характера занятия с индивидуальным подходом и дифференцированным обучением.11. Фронтальные формы работы. Общие задачи, хоровые ответы должны сочетаться с индивидуальными заданиями и работой с подгруппами детей. На основе знания индивидуальных типологических особенностей и уровня речевого развития воспитатель распределяет группу на две-трн подгруппы, предлагает им соответствующие задачи и приемы обучения.12. Правильная организация занятия по развитию речи зависит от конкретных задач и содержания; они могут проводиться в групповой комнате, музыкальном зале, на площадке и тому подобное. На занятии применяются группам и подгруппам формы организации детей с осуществлением индивидуального подхода.Для эффективного проведения индивидуальных логопедических занятий необходима четкая организация и знания особенностей речевого и личностного развития каждого ребенка с ОНР. Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (алалия, дизартрия, рннолалия т.д.). Те или иные проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и, в связи с этим, разную выраженность на разных этапах коррекционного обучения. Определить наиболее оптимальные сроки их преодоления, а также последовательность - одно из необходимых условий эффективности индивидуальных занятий.2.4. Анализ результатов исследованияПрипоказедействийпокартинкам,вседетинеответилинавопросы:«Покажи,ктовоспитывает?»,«Покажи,кточиниттрубы?»;«Покажи,ктоползает?».Приназываниидействийживотных4ребенказаменялиглаголынасловаблизкиепозвучанию(«лает»—«гавкает»,«мычит»—«мукает»,«ржет»—«игогокает»,—«игогочет»,«цокает»,«блеет»—«бекает»,—«беет»);профессиональныхдействий—6детейсмешивалипозначениюслова:«рисует»—«разукрашивает»,«водитмашину»—«рулит»,«воспитывает»—«учит»,4ребенканеответилинавопросы:«Чтоделаетвоспитатель?»,«Чтоделаетслесарь?».Взаданииназаменуглаголасинонимом6детейошиблисьвсловах:«торопиться»—«бежать»,«рисовать»—«красить»,1ребенок:«трудиться»—«делатьчто-то»,4детей:«стукнуть»—«бить»,«танцевать»—«двигаться».Взадании«Прикажисделать!»отмечалисьтакиеошибочныезаменывсловоизмененииглаголов:вместо«бежит»—«бежи»,«беги»,«ест»—«еди»,«поет»—«поей»,«шьет—шии».Приизмененииглаголовполицам4ребенкадопустилиошибки:«тырисую»,«выиграити»,«выкушите»,«ониходют»,«ониграит».Визмененииглаголовпрошедшеговременипородам5детейпуталисьсопределениеммужскогоиженскогорода:«Сашанарисовалкартинку»,и«Сашанарисовалакартинку»идопускалиошибкиприответенавопросы:«Ктоэтосделал:он,онаилионо?»,называя:«полотенценамокла»,«мылоупал»,«летонаступил»,«полезазеленел».Приизмененииглаголовповременамчащевсегодетинеправильнообразовывалиглаголыпрошедшегоибудущеговремени:вместоответанавопрос:«Чтоделал?Спал»отвечали:«Выспался»(2ребенка);авместоответанавопрос:«Чтобудешьделать?»отвечали:«Будуспать»—«посплю»(3детей),«Будуплавать»—«Поплыву»(5детей).Вобразованииглаголовединственногоимножественногочисласпомощьюответовнавопросы:«Чтоделает?»и«Чтоделают?»детиназывалиглаголывнеправильнойграмматическойформе,например,«стоют»—вместо«стоят»,«бежут»—вместо«бегут»,«плавает»—вместо«плывет».Приответахнавопросы:«Чтоделала?»«Чтосделала?»детидопускалиошибкивобразованииглаголовнесовершенногоисовершенноговида:вместо«девочкамылакуклу»—«девочкавымылакуклу».Вобразованииглаголов-антонимовдевятьдетейструдомподбиралинужныйглаголилизаменялиегоглаголом-синонимом.Например,вместо«плакать-смеяться»—«плакать-радоваться»,вместо«подъезжать-отъезжать»—«заезжать-уходить»,вместо«одевать-раздевать»—«наряжать-раздевать».Детямбылосложнееобразовыватьглаголыотсуществительных,чемотприлагательных.Так,приобразованииглаголовотприлагательныхбылидопущеныошибки:«зеленый»—«зеленет»,«синий»—«синевать»,«красный»—«красновать»,«молодой»—«молодовать»,«черный»—«чернет»,«старый»—«старет».Приобразованииглаголовотсуществительных:«завтрак»—«завтрать»,«ужин»—«ужанеть»,«стук»—«стукать»,«горе»—«гореть».Небылиобразованыглаголыотсуществительных:«тоска»—«тосковать»и«рыба»—«рыбачить».Входедиагностикибылиобнаружены:у3детейвысокий(30%),у5детейсредний(50%)иу2детейнизкий(20%)уровнисформированностиглагольногословаря.Мы провели дифференциацию «глагольных» проблем детей в речевом составе.В первую группу вошли дети с низким уровнем использования глагольной лексики в самостоятельной речи. Эта группа характеризовалась недоразвитием умения применять глагольную лексику в самостоятельной речи, так и непониманием большей части речевого материала. Вторую группу составляли логопаты с неточным владением глагольной лексикой, что проявлялось в лексических ошибках, а именно: смешивании антонимов и синонимов, неправильном слово- и формообразовании глаголов. Эту группу составили два ребенка (16,6%) с общим недоразвитием речи.В третью группу вошли дошкольники с ОНР (16,6%), которые показали достаточное понимание речевого материала, однако недостатки активного словаря привели к ошибкам при подборе антонимов, синонимов, а также к неточному различению близких по семантике слов.Четвертую группу составляли восемь дошкольников с общим недоразвитием речи (66,8%), они демонстрировали правильное понимание предложенной лексики, однако допускали некоторые ошибки при подборе синонимических рядов и антонимов.К пятой группе вошли дети с высокими показателями в использовании глаголов. Дошкольники правильно понимали предложенный материал, быстро подбирали слова близкие и противоположные по значению, им было трудно выполнить задачу лишь в единичных случаях. ЗаключениеОбщее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе. В исследовании выявлены специфические особенности функционирования глаголов в лексической и морфолого-синтаксической системах языка у дошкольников с ОНР. Доказано, что у названной категории детей отмечаются трудности в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. Одним из факторов, обусловливающих недостатки построения простых распространенных предложений детьми, является недостаточное овладение глаголами, которые чаще всего выступают в роли предиката в структуре предложения. Организация работы по изучения глагольной лексики и морфолого-синтаксического оформления предложений, предполагающая количественно-качественную оценку речевой продукции детей, позволяет определить индивидуально-типологические особенности лексико-грамматического строя речи ребенка и на этой основе осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе логопедической работы. Список использованной литературыАванесоваВ.Н.Обучениесамыхмаленькихвдетскомсаду.-М.:Просвещение,1968.АксаринаII.М.,КривинаСМ.Контрользаразвитиемиповедениемдетейраннеговозраста.-М.,1970.АлексееваМ.М.Методикаразвитияречииобученияродномуязыкудошкольников/М.М.Алексеева.—М.:Издательскийцентр«Академия»,2000.—400с.АркинЕ.А.Ребеноквдошкольныегоды/Под.ред.А.В.ЗапорожцаиВ.В.Давыдова.-М.:Просвещение,1968.БельтюковВ.И.Обусвоениидетьмизвуковречи.-М.:Просвещение,1964.Воспитаниедетейраннеговозраста/Подред.Г.М.Ляминой.-М.:Просвещение,1974.Воспитаниеиобучениедетейраннеговозраста/Подред.Л.Н.Павловой.-М.:Просвещение,1986.ГвоздевЛ.Н.Вопросыизучениядетскойречи.-М.:АПНРСФСР,1961.ЖуковаН.С.,МастюковаЕ.М.,ФиличеваТ.Б.Логопедия.Преодолениеобще-гонедоразвитияречиудошкольников//кн.длялогопеда.–Екатеринбург:АРДЛТД,1998.–320с.КольцоваМ.М.Ребенокучитсяговорить/М.М.Кольцова.—М.:СоветскаяРоссия,1979.—192сЛалаеваР.И.,СеребряковаН.В.Коррекцияобщегонедоразвитияречиудо-школьников(формированиелексикииграмматическогостроя).–СПб.:СОЮЗ,1999.–160с.ЛастовкинаИ.В.Результатыисследованияглагольногословаряудошкольниковсобщимнедоразвитиемречи//Специальноеобразование.2016.№XII.ЛевинаP.E.,НикашинаH.A.Характеристикаобщегонедоразвитияречиуде-тей//Основытеорииипрактикилогопедии.–М.:Просвещение,1968.–С.67–85.Логопедия:учеб.длястудентовдефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений/подред.Л.С.Волковой,С.Н.Шаховской.-3-еизд.,перераб.идоп.-М.:ВЛАДОС,2002.-680с.ЛурияА.Р.Языкисознание.-М.,МГУ,1979.ЛюблинскаяА.Л.Очеркипсихическогоразвитияребенка.-М.:Просвещение.1965.ЛяминаГ.М.Развитиеречиудетейвраннемвозрасте.-М.:Просвещение.1964.МилушкинаЕ.А.ВыявлениеикоррекциятрудностейформированияглагольногословаряудетейсОНРIIIуровня//Молодойученый.—2016.—№11.—С.1480-1483.—URLhttps://moluch.ru/archive/115/31013/(датаобращения:13.02.2018).НегневицкаяЕ.И.,ШахнаровнчЛ.М.Языкидети.-М.:Наука,1981.Психология:словарь/подобщ.ред.А.В.Петровского,М.Г.Ярошевского.-М.:Политиздат,1990.-494с.Развитиеречидетейраннеговозраставдошкольныхучреждениях./Подред.Г.И.Николенко-К.:Рад.шк.,1990.Розенгарт-ПупкоГ.Л.Формированиеречиудетейраннеговозраста.-М:АПНРСФСР,1963.РубинштейнС.Л.Основыобщейпсихологии.-М.:Педагогика,1989.Сычева,Н.В.РазвитиеглагольногословаряудетейстаршегодошкольноговозрастасобщимнедоразвитиемречиIIIуровня[Текст]/Н.В.Сычева//ВестникШадринскогогосударственногопедагогическогоинститута:науч.журн.—2014.—N2.—С.63–67.ТихееваЕ.И.Развитиеречидетей.-М:Просвещение,1981.Ушакова,О.С.Актуальныепроблемыразвитияречидетейдошкольноговозраста/О.С.Ушаков//ДетскийсадотАдоЯ.-2005.-№2(14).-С.8-13.ФрадкинаФ.И.Возникновениеречиудетей:УченыезапискиЛГПИим.Герцена.Т.XII,1955.ФроловаА.П.Игры-занятиясмалышами.-К.:Рад.шк.,1987ШашкинаГ.Р.идр.Логопедическаяработасдошкольниками:Учеб.пособиедлястуд.высш.пед.учеб.заведений/Г.Р.Шашкина,Л.П.Зернова,И.А.Зимина.—М.:Издательскийцентр«Академия»,2003.-240с.Шерстова,О.Б.Формированиеглагольнойлексикиудетейсобщимнедоразвитиемречи[Текст]/О.Б.Шерстова//Образованиевсовременнойшколе,АсНООР.—2016.—№1–2.—С.20–21.ЭльконинД.Б.Детскаяпсихология.-М.:Учпедгиз,1960.
2. Аксарина II.М., Кривина СМ. Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста. - М., 1970.
3. Алексеева М. М. Методика развития речи и обу¬чения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под. ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968.
5. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964.
6. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1974.
7. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986.
8. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление обще- го недоразвития речи у дошкольников // кн. для логопеда. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
10. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. — М. : Советская Россия, 1979. —192 с
11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у до- школьников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
12. Ластовкина И. В. Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. №XII.
13. Левина P.E., Никашина H.A. Характеристика общего недоразвития речи у де- тей // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. – С. 67–85.
14. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2002.-680 с.
15. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., МГУ, 1979.
16. Люблинская А.Л. Очерки психического развития ребен¬ка. - М.: Просвещение. 1965.
17. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. - М.: Просвещение. 1964.
18. Милушкина Е. А. Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1480-1483. — URL https://moluch.ru/archive/115/31013/ (дата обращения: 13.02.2018).
19. Негневицкая Е.И., Шахнаровнч Л.М. Язык и дети. - М.: Наука, 1981.
20. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
21. Развитие речи детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. / Под ред. Г.И. Николенко- К.: Рад. шк., 1990.
22. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей ран¬него возраста. - М: АПН РСФСР, 1963.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Пе¬дагогика, 1989.
24. Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н. В. Сычева // Вестник Шадринского государственного педагогического института: науч. журн. — 2014. — N 2. — С. 63–67.
25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М: Просвещение, 1981.
26. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушаков // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 2 (14). - С.8-13.
27. Фрадкина Ф.И. Возникновение речи у детей: Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Т. XII, 1955.
28. Фролова А. П. Игры-занятия с малышами. - К.: Рад. шк., 1987
29. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-240 с.
30. Шерстова, О. Б. Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Б. Шерстова // Образование в современной школе, АсНООР. — 2016. — № 1–2. — С. 20–21.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960.
Вопрос-ответ:
Какие особенности глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития?
Старшие дошкольники с ОНР 3 уровня речевого развития имеют определенные особенности в глагольной лексике. Например, у них может наблюдаться ограниченный запас глаголов, сложности со синтаксическими конструкциями и проблемы с использованием грамматических времен.
Какие исследования проводились по глагольной лексике дошкольников?
В лингвистических и психолого-педагогических исследованиях было проведено множество работ по анализу глагольной лексики дошкольников. Одни из них сосредотачивались на выявлении особенностей развития и усвоения глагольной лексики, другие направлены на описание проблем и пути их решения.
Какие закономерности развития глагольной лексики наблюдаются в онтогенезе?
В процессе онтогенеза детей можно выделить определенные закономерности развития глагольной лексики. Например, в начальном этапе развития дети усваивают основные глаголы и связанные с ними действия, затем появляются более сложные глагольные конструкции и, наконец, дети начинают использовать грамматические времена и способы выражения действий.
Какие проблемы могут возникнуть при формировании глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня?
У старших дошкольников с ОНР III уровня могут возникнуть различные проблемы при формировании глагольной лексики. Например, у них может быть ограниченный словарный запас, трудности в использовании грамматических времен и несвязность в описании действий.
Какие особенности формирования глагольной лексики наблюдаются у старших дошкольников?
Старшие дошкольники имеют свои особенности в формировании глагольной лексики. Например, они активно осваивают новые глаголы и грамматические времена, учатся использовать глаголы в синтаксических конструкциях и расширяют свой словарный запас.
Какие особенности глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития?
У старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития наблюдаются определенные особенности глагольной лексики. Они часто имеют ограниченный набор глаголов, низкую активность использования глаголов в речи, а также возможные нарушения в согласовании глагола с подлежащим. Это связано с их общими затруднениями в области речи и языка, которые требуют дополнительной поддержки и коррекции со стороны педагогов и специалистов.
Какие исследования проводились по глагольной лексике старших дошкольников?
В лингвистических и психолого-педагогических исследованиях были изучены различные аспекты глагольной лексики старших дошкольников. Исследователи обращали внимание на формирование глагольных навыков, наличие речевых нарушений и особенностей у детей с ОНР 3 уровня развития, а также на подходы и методы работы с этими детьми. Такие исследования позволяют лучше понять проблемы и потребности старших дошкольников с ОНР и определить эффективные педагогические меры для их поддержки и развития.
Какие закономерности развития глагольной лексики наблюдаются в онтогенезе?
Закономерности развития глагольной лексики в онтогенезе можно выделить на основе исследований. Например, у младших дошкольников преобладает использование простых глаголов, а с возрастом появляются более сложные глаголы, связанные с определенной деятельностью или состоянием. Также наблюдается увеличение активности использования глаголов в речи с ростом языкового развития. Эти закономерности помогают определить типичные этапы развития глагольной лексики и оценить прогресс детей в данной области.
Какие есть особенности формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития?
У старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития наблюдаются определенные особенности в формировании глагольной лексики. Эти дети могут испытывать трудности с усвоением и использованием глаголов, иметь ограниченный активный словарный запас, а также проявлять затруднения в образовании грамматических форм глагола. Однако, с помощью специальных методик и индивидуального подхода, эти дети могут преодолеть эти трудности и развить свою глагольную лексику.
Какие закономерности развития глагольной лексики можно выделить в онтогенезе?
В онтогенезе можно выделить определенные закономерности в развитии глагольной лексики детей. На начальном этапе развития, дети усваивают простые и наиболее употребительные глаголы, которые связаны с повседневными действиями. По мере взросления и опыта, дети начинают усваивать более сложные и абстрактные глаголы, которые описывают различные состояния и действия. Также, в развитии глагольной лексики важную роль играет контекст, в котором дети учатся использовать глаголы.
Какие исследования проводятся в лингвистической и психолого-педагогической областях по особенностям формирования глагольной лексики дошкольников?
В лингвистической и психолого-педагогической областях проводятся различные исследования, посвященные особенностям формирования глагольной лексики дошкольников. В этих исследованиях изучаются типичные ошибки, которые дети делают при использовании глаголов, а также их уровень активного словарного запаса. Также, проводятся исследования по разработке различных методик и подходов, помогающих дошкольникам сформировать свою глагольную лексику.