Межкультурная компетентность и способы ее формирования.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Межкультурная коммуникация
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 30.03.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Межкультурная компетентность и пути её формирования 4
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Модели поликультурного образования дифференцируются по нескольким критериям:по методу обучения;по содержанию обучения;по сфере, в которой предполагается достичь главных результатов.Идеальная модель общекультурного обучения должна включать в себя этапы, связанные с изучением: культурной специфики человеческого поведения и эмоций;культурной специфики родной для индивида культуры; значения культурных факторов в ходе коммуникативного взаимодействия.Этноориентированные формыработы по формированию межкультурной компетентности ученые дифференцируют на несколько групп, в зависимости от поставленной цели:социально-ориентированные формы (конференции, празднование исторических памятных дат, встречи с представителями различных этнических диаспор, этнографами, деятелями культуры);познавательныеформы (культурные фестивали, музейная деятельность и т. д.);практико-ориентированные формы (тренинги, организационно-деятельностные игры, благотворительная деятельность);развлекательныеформы (народные праздники, фольклорные театральные и концертные представления и др.).Наиболее эффективной стратегией достижения межкультурной компетентности является интеграция – сохранение собственной культурной идентичности наряду с освоением культур других народов. Формирование межкультурной компетентности должно начинаться с направленного анализа. На начальной стадии формирования межкультурной компетентности должна быть усвоена способность и готовность признавать культурные различия между людьми, которая в дальнейшем разовьется в способность к межкультурному диалогу. Итогом формирования межкультурной компетентности является установка на восприятие мультикультурной совместимости как естественного условия жизни.ЗаключениеВ данной работе было рассмотрено понятие межкультурной компетентности, выявлены её признаки и основные характеристики, а также определены способы формирования.Межкультурная компетентность – это интегративное качество индивида, которое представляет собой синтез систем поликультурных умений, знаний, навыков, потребностей, интересов, ценностей, мотивов, поликультурных социальных правил и норм поведения, опыта, являющихся необходимыми для повседневной деятельности в поликультурном обществе, реализующиеся в способности выполнять профессиональные задачи в процессе позитивного взаимодействия с представителями различных культур. Специфику межкультурной компетентности определяет следующая совокупность признаков: открытость к познанию другой культуры и восприятию межкультурных различий; психологическая установка на взаимодействие с представителями другой культуры; способность преодолевать этнические, культурные и социальные предрассудки; усвоение набора коммуникативных средств и корректное их применение в зависимости от конкретной ситуации общения; следование общепринятым нормам этикета в ходе коммуникации.В структуре межкультурной компетентности выделяют мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент. Межкультурная компетентность представляет собой способность к формированию индивидов в себе другой культурной идентичности, что подразумевает знание ценностей, языка, норм, традиций поведения, принятых в другом культурном обществе. При этом реализация ими своих целей и интересов также предполагает невмешательство в дела друг друга и сохранение самостоятельности. Такая модель взаимодействия обозначается понятием «толерантность». Фундаментом толерантности является взаимное признание субъектами взаимодействия друг друга равноправными и равноценными сторонами процесса, что подразумевает осознание взаимной полезности, предполагающей взаимную заинтересованность, взаимный учёт интересов.В формировании межкультурной компетентности выделяют первичную и вторичную стадии. Первичная стадия – это период стихийного, нецеленаправленного развития представлений о взаимодействии на межкультурном уровне, которое складывается под воздействием ближайшего социального окружения. На данной стадии происходит формирование характера, социальных установок и ценностных ориентаций индивида, этнического самосознания, способность к пониманию других людей и умение взаимодействовать в социальных группах, в том числе с представителями других культур. Вторичная стадия развития межкультурной компетентности предполагает её целенаправленное развитие в рамках поликультурного образования, концепции которого являются наиболее эффективными способами развития межкультурной компетенции.Модели поликультурного образования дифференцируются, в зависимости от критериев: по методу и содержанию обучения, по сфере, в которой предполагается достичь главных результатов.Формы работы по формированию межкультурной компетентностивключают в себя социально-ориентированные, познавательные, практико-ориентированные, развлекательные формы. Наиболее эффективным способом достижения межкультурной компетентности является интеграция – сохранение собственной культурной идентичности наряду с освоением культур других народов. Итогом формирования межкультурной компетентности является установка на восприятие мультикультурной совместимости как естественного условия жизни.Список использованной литературыНовикова О. С. Межкультурная компетентность в глобализирующемся мире / О.С. Новикова // Философия и космология. – 2009. - № 1(7). – С.205-213.Садохин А. П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели / А. П. Садохин // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. – Москва : Изд-во РАГС, 2008. –С. 251-255.Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятия, структура, пути формирования/ А. П. Садохин // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. - № 1. – С. 125-136.Скнарина И. И., Беляева Н. А. Роль межкультурной компетентности в преодолении языкового и культурного барьеров / И.И. Скнарина, Н.А. Беляева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 10(64). – С. 203-205.Терехова Т. А. Методы и средства формирования межкультурной компетентности/ Т.А. Терехова // Психология в экономике и управлении. – 2012. - № 2. – С. 56-63.

1. Новикова О. С. Межкультурная компетентность в глобализирующемся мире / О.С. Новикова // Философия и космология. – 2009. - № 1(7). – С.205-213.
2. Садохин А. П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели / А. П. Садохин // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. – Москва : Изд-во РАГС, 2008. – С. 251-255.
3. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятия, структура, пути формирования / А. П. Садохин // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. - № 1. – С. 125-136.
4. Скнарина И. И., Беляева Н. А. Роль межкультурной компетентности в преодолении языкового и культурного барьеров / И.И. Скнарина, Н.А. Беляева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 10(64). – С. 203-205.
5. Терехова Т. А. Методы и средства формирования межкультурной компетентности / Т.А. Терехова // Психология в экономике и управлении. – 2012. - № 2. – С. 56-63.

Вопрос-ответ:

Что такое межкультурная компетентность?

Межкультурная компетентность - это способность человека эффективно взаимодействовать в межкультурной среде, умение понимать и уважать культурные особенности других людей.

Какими способами можно формировать межкультурную компетентность?

Межкультурная компетентность может быть развита через общение с представителями других культур, изучение истории и традиций разных народов, участие в межкультурных тренингах и программам обмена.

Какие модели поликультурного образования существуют?

Модели поликультурного образования могут отличаться по методу обучения, содержанию обучения и сфере, в которой предполагается достичь основных результатов. Некоторые модели включают изучение культурных специфик, поведения и эмоций, а другие могут сконцентрироваться на изучении родной культуры человека.

Как должна выглядеть идеальная модель общекультурного обучения?

Идеальная модель общекультурного обучения должна включать этапы, связанные с изучением культурной специфики человеческого поведения и эмоций, культурной специфики родной для индивида культуры. Она должна также обеспечить развитие навыков межкультурного общения и уважения культурного разнообразия.

Как можно развивать межкультурную компетентность?

Межкультурная компетентность может быть развита через изучение иностранных языков, путешествия в другие страны, чтение книг о других культурах, участие в культурных мероприятиях и общение с людьми из других культур.

Что такое межкультурная компетентность и как ее можно развить?

Межкультурная компетентность - это способность эффективно взаимодействовать с людьми из разных культур. Ее можно развить через обучение и практику, участие в межкультурных мероприятиях, изучение иностранных языков и культур, осознание своих предубеждений и стереотипов.

Какие существуют модели поликультурного образования и в чем их отличия?

Модели поликультурного образования могут различаться по методам и содержанию обучения, а также по сфере, в которой предполагается достичь главных результатов. Например, одна модель может акцентироваться на изучении культурной специфики человеческого поведения и эмоций, а другая - на культурной специфике родной для индивида культуры. Важно, чтобы идеальная модель общекультурного обучения включала в себя все необходимые этапы и была адаптирована под конкретные потребности студентов.

Какие методы могут использоваться для формирования межкультурной компетентности?

Для формирования межкультурной компетентности могут применяться различные методы, такие как межкультурные тренинги, обучение через ситуации, изучение литературы и искусства разных культур, коммуникационные упражнения, ролевые игры и др. Важно выбирать методы, которые наиболее эффективно развивают понимание и уважение к другим культурам, а также способствуют умению адаптироваться к новым ситуациям и решать конфликты между культурами.

Почему межкультурная компетентность важна в современном мире?

Межкультурная компетентность важна в современном мире, так как межкультурное взаимодействие становится все более распространенным. Взаимодействие с представителями других культур происходит в различных сферах жизни, таких как бизнес, туризм, международные отношения и др. Без межкультурной компетентности люди могут сталкиваться с недопониманием, конфликтами и проблемами во взаимодействии. Кроме того, межкультурная компетентность способствует развитию толерантности, уважения и глобального мышления.