Организация экологического воспитания детей в условиях дополнительного образования
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 71 + 71 источник
- Добавлена 31.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений современной системы образования 9
1.1. Определение, суть, цель и задачи, основные подходы к экологическому воспитанию в современной практике 9
1.2. Место и проблемы экологического воспитания в образовательной системе Российской Федерации 15
1.3. Особенности экологического воспитания детей в условиях дополнительного образования 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. База и методы исследования 26
2.1. Описание базы исследования 26
2.2. Цель, задачи, методы исследования 27
2.3. Характеристика выборки исследования 28
Выводы по главе 2 29
ГЛАВА 3. Результаты и их обсуждение 30
3.1. Диагностика исходного уровня экологической воспитанности у испытуемых 30
3.2. Формирование высокого уровня экологической воспитанности у детей в условиях дополнительного образования 43
3.3. Результат экспериментальной работы по формированию высокого уровня экологической воспитанности у детей в условиях дополнительного образования 47
Выводы по главе 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросный лист 71
22).Рис. 21. Ответ респондентов на вопрос «Полагаете ли Вы, что экологические проблемы человечества касаются, в том числе и Вас лично?» Рис. 22. Использование детьми экологических знаний на практикеНа рисунке 22 мы видим, что число детей, всегда пользующихся своими знаниями в области экологии в повседневной жизни выросло с 1 до 6, часто пользующихся – с 2 до 14. Вместе с тем больше нет детей, которые не применяют эти знания на практике вовсе, либо прибегают к ним крайне редко. Число детей, мало использовавших свои знания в области экологии, снизилось с 6 до 1, имеющих средний показатель данного параметра – с 14 до 4 (рис 22).На рис. 23 показано число детей, которые стали реализовывать свою потребность в дополнительных знаниях по экологии через чтение дополнительной литературы выросло не менее значительно. Так, средний балл с 2,30±0,29 вырос до 4,89±0,15 баллов, т.е. на 112,90%. Не осталось детей, которые не читают дополнительную литературу, либо прибегают к ней редко. Число детей, скорее прибегающих к помощи дополнительной литератору, чем нет снизилось с 3 до 2 человек, часто прибегающих к помощи дополнительной литератору – выросло с 1 до 4 человек, очень часто – с 3 до 16 человек, в 100% случаев – с 1 до 5 человек. Рис. 23. Чтение детьми дополнительной литературы по вопросам экологииА вот число детей, которые согласились бы на сбор дикорастущих лекарственных растений на территории заповедника снизилось. Средний балл по данному вопросу упал с 4,44±0,27 до 1,44±0,10 баллов, т.е. составил только 32,5% от прежнего своего значения. Теперь подавляющее большинство детей категорически не согласилось бы на такой сбор, либо не согласилось бы в подавляющем большинстве случаев. Ранее таких детей было трое, на момент окончания эксперимента – все 27 воспитанников (рис 24). Рис. 24. Ответ респондентов на вопрос «Допустим ли для Вас сборлекарственных растений в экологически чистой местности на территории заповедника, если учесть, что растения не входят в Красную книгу и быстро восстанавливают вою популяцию?»Дети стали чаще общаться н экологические темы со своими друзьями и близкими. Средний балл по данному ответу вырос с 2,33±0,30 до 3,59±0,10 баллов, т.е. на 53,97%. Все дети оценивают такое общение как ниже среднего и среднее по интенсивности. Ранее, число детей, ответивших аналогично, составило только 3 человека.Иными словами, отмечается положительная динамика, но в целом есть еще дефицит коммуникационной компетенции воспитанников, что должно стать предметов будущих курсов обучения, а также корректировки нынешнего курса. Рис. 25. Частота обсуждения респондентами экологических проблем в кругу друзей и близких Противодействие неэкологичным действия стало нормой для большего числа воспитанников. Так, балл по данному вопросу вырос с 2,81±0,28 до 4,9±0,13 баллов, т.е. на 75,00%. Очень высокий уровень такой активности отметился у 5 детей против 3 в начале обучения, высокий – у 15 детей против 1, выше среднего – у 7 детей против 2 (рис. 26). Дети стали достоверно чаще участвовать в различных мероприятиях. Так средний балл по данному вопросу вырос с 2,07±0,23 до 5,41±0,10 баллов т.е. на 160,71%. Все дети без исключения стали учувствовать в экологических мероприятиях часто (16 детей против 1 на начало эксперимента) и очень часто (11 детей против 1 на начало эксперимента) (рис. 27).Схожая ситуация и с организаторской активностью, где средний балл вырос с 1,33±0,09 до 3,93±0,19 баллов, т.е. на 194,44%. Число детей со слабой активность снизилось с 9 до 2, а все оставшиеся дети, бывшие ранее неактивными, стали принимать участие в организационных мероприятиях (рис. 28). Рис. 26. Частота противодействия респондентами неэкологичным действия со стороны сверстников, близких Рис. 27. Частота участия детей в различных экологических мероприятияхРис. 28. Ответ детей на вопрос «Часто ли Вы организуете различные экологические мероприятия?»Вопрос о допустимости выбрасывания органического мусора больше практически не стоит(рис. 29).Рис. 29. Ответ респондентов на вопрос о допустимость выбрасывания органического мусораТак, средний балл по данному вопросу упал с 4,81±0,24 до 1,37±0,09 баллов, т.е. составил только 28,46 от своего первоначального значения. Теперь 17 человек против 1 ранее и 10 человек против 1 ранее категорически, либо практически всегда приняли бы решение о помещении остатков яблока в специальные места для такого рода мусора.Нет у детей больше сомнений в целесообразности экологического движения. Средний балл здесь вырос с 3,00±0,20 до 5,11±0,16 баллов. Теперь 13 детей считает, что такое движение необходимо (ранее – 1 ребенок), 14 – абсолютно необходимо (ранее – 1 ребенок) (рис. 30). Рис. 30. Ответ детей на вопрос «Как Вы полагаете, насколько необходимы движения за охрану окружающей среды?»Большая часть детей стала испытывать более интенсивные положительные эмоции при общении с природой. Средний балл здесь вырос с 3,74±0,20 до 5,11±0,16 баллов, т.е. на 36,63%. Больше не отмечается ответов о безразличии, либо частичном безразличии к природе с эмоциональной точки зрения, число детей в категории «ниже среднего» снизилось с 7 до 2, «средне» снизилось с 15 до 2. Высокий уровень эмоциональной привязанности к природе стали показывать 14 детей вместо 1, очень высокий – 9 детей вместо 2.Рис. 31. Наличие у детей положительных эмоций от общения с природойСтепень антропоцентризама снизилась. Так, балл с 5,00±0,26 упал до 1,96±0,16, т.е. составил только 39,26 от своего первоначального значения.Среди детей, прошедших обучение больше нет тех, кто считает человека безоговорочным, либо практически безоговорочным владельцем природы. Полностью отрицает антропоцентризм 9 человек вместо 1, практически отрицает 11 человек вместо 1, скорее отрицает, чем нет – 6 человек вместо 2. Иными словами, 7 детям трудно отказаться от мнения, что человек – царь природы и венец ее творения, что требует дополнительных усилий со стороны преподавателей. Наконец, мы имеем явную положительную динамику в части понимания происхождения экологических проблем. Средний балл по этому вопросу снизился с 4,56±0,27 до 1,37±0,09 баллов и составил 30,08% своего первоначального значения, что позволяет сделать вывод о понимании детьми первопричины экологических проблем не в прогрессе, а в нерациональном использовании природных ресурсов. Рис. 32. Ответ детей на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что высшую ценность сегодня представляет человек?»Рис. 33. Понимание детьми первопричины экологических проблем на планетеТаким образом, можно говорить о большой роли специализированных экологических программ в части повышения уровня экологической культуры детей в рамках дополнительного образования. Выводы по главе 3Из сказанного следует вывод о том, что часто дети имеют низкий уровень экологической культуры, что связано определенными негативными тенденциями в обществе. Именно поэтому специалисты дополнительного образования должны прилагать максимальные усилия к повышению доступности для детей знаний и навыков в области экологии, к вовлечению большего числа детей разного возраста в экологическое движение. Практика показывает, что такая работа обладает высокой эффективностью.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили вопросы, связанные с ролью УДО в развитии экологического воспитания. В связи с этим можно сделать ряд выводов: На сегодняшний день важность экологического воспитания несомненна. Будучи достаточно широким понятием, экологическое воспитание включает в себя как экологическое образование, так и целый ряд нравственных и философских аспектов, что делает необходимым применять целый ряд средств, форм и методов. Конечная цель экологического воспитания – это определенный уровень экологической культуры воспитанников. Экологическому воспитанию в Российской Федерации уделяется большое внимание, что подтверждается анализом нормативно-правовой документации, где вопросы экологического воспитания так или иначе затрагиваются в любом профильном законе от Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» до Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».Дополнительное образование лишено целого ряда ограничений, свойственных основному образованию, что отражается в большем разнообразии форм и методов работы с детьми и большей эффективности его с точки зрения дополнительного образования. Опытно-экспериментальным путем было установлено, что дети, имеющие низкий и крайне низкий уровень экологической культуре на констатирующем этапе эксперимента, после обучения демонстрируют высокие уровень экологической культуры. В результате проделанной работы были разработаны предложения, которые могут быть использованы в дальнейшей работа.Таким образом, цель, задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена. В процессе эксперимента были разработаны предложения по повышению эффективности экологического воспитания учащихся 11-12 лет в рамках учреждения дополнительного образования. Среди них:В процессе обучения несколько больше внимания уделять коммуникационным компетенциям детей, а также их пониманию места человека в биосфере. Разнообразить формы и методы экологического воспитания, обратив больше внимания на работу в полевых условиях, организуя экологические праздники, экспедиции, экскурсии, походы, прогулки, работа в направлении организации экологических троп.Связать экологическое воспитание с национальным компонентом, спецификой конкретного региона. Создавать среду, мотивирующую детей на использование своих знаний на практике. Использовать контроль с целью понимания начального, промежуточного и конечного уровня экологической культуры воспитанников. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 20.02.2018). Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 20.02.2018).Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901808297 (дата обращения: 26.02.2018).Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 26.02.2018).Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 №1225-р «Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901826347 (дата обращения: 20.02.2018).Научная и учебная литератураЕфремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.КукушкинВ.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 320 с.СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. образования/ В.А. Стастенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенин. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с. Периодическая литератураАбалаков А.Д., Дроков В.В., Панкеева Н.С., Седых С.А. Сеть экологических троп в Прибайкальском национальном парке как инструмент организации туристской деятельности// Современные проблемы сервиса и туризма, 2013. – №1. – С. 48-58.Аксенова П.В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников// Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2013. – №4. – С. 171-178.Ахметова М.Х., БобковаЕ.Ю., МагсумовТ.А., Максимов Я.А. Экологические практики как способ интериоризации экологической модели поведения учащейся молодежи// Современные исследования социальных проблем, 2017. – №7. – С. 330-346. Ахметова М.Х. Социальные аспекты формирования экологической компетентности учащейся молодёжи промышленных городов (на материалах Республики Татарстан)// Вестник экономики, права и социологии, 2012. – №1. – С. 275-277. БаграшеваЮ.К. Экологическое воспитание учащихся средствами этнокультуры// Сибирский педагогический журнал, 2014. – №2. – С. 180-183. Берзина Р.Ф. Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом)// Символ науки, 2016. – №2-1. – С. 65-66.Бутова И.Д. Правовые основы формирования экологической культуры// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2008. – №3. – С. 81-84. Вагнер И.В. Слово на уроках экологической этики: содержание гуманитарно-экологического образования// Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №2. – С. 53-58.Ворошилова В.М., БаглаеваЮ.П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания// Педагогическое образование в России, 2009. – №2. – С. 13-29. ГарифуллинаР.С., ЮркинаИ.А. Концептуальные основы экологического образования в России// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства, 2014. – №2. – С. 58-62.Глазырина Н.Л. Организация учебной экологической тропы// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014. – №5. – С. 38-49.Грезе Е.В. Методика развития субъектного восприятия природы в рамках эколого-психологического подхода // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 2013. – №5 (52). – С. 91-95. ДереполенкоМ.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания// Инновационные проекты и программы в образовании, 2011. – №1. – С. 76-80. ДзятковскаяЕ.Н. Психологические проблемы школьного экологического образования // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2014. – №1 (37). – С. 125-136.ДзятковскаяЕ.Н. Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности// Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №2. – С. 46-52.Дорошко О.М. Современные подходы к определению понятия «Экологическая культура»// Современные исследования социальных проблем, 2012. – №9. – С. 51.Дорофеева Т.Я., Нагибина М.И. Уроки труда и экологическое воспитание младших школьников// Интеграция образования, 1998. – №2. – С. 37-40.Еремка Е.В., ШокоткоТ.В., БалановаС.Г., КалоероваВ.Г. Проблемы духовности и нравственности в формировании экологического сознания// Педагогика, психологи и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2008. – №11. – С. 168-172. Зайцев Д.В. Педагогические технологии воспитания экологической культуры учащихся// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – №4. – С. 25-27. ЗакутноваВ.И., РоманчишинаВ.Б., ЗакутноваЕ.Б. Изучение окружающего мира как основа экологического образования и воспитания обучающихся// Астраханский вестник экологического образования, 2014. – №2 (28). – С. 88-91. Захарова Н.М., Баранов А.В. Экологическое воспитание учащихся начальной школы Забайкальского края// Вестник Бурятского государственного университета, 2013. – №13. – С. 57-59.Захаров А.В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству// Вестник Тамбовского государственного университета, 2011. – №9. – С. 335-339.ЗдановичН.И., ШапороваЯ.А., КапличВ.М., БахурО.В. Экологическая тропа «Сказка Негорельского леса» как объект образовательного туризма// Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 1: Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов, 2017. – №1 (192). – С. 74-78.Игнатов С.Б. Интерактивные технологии как инструмент активизации потенциала экологической деонтологии в содержании общего образования// Социально-экологические технологии, 2012. – №2. – С. 41-47.КатуноваВ.В. Экологическое образование и туризм: пути интеграции// Интеграция образования, 2011. – №3. – С. 38.КипкееваП.А. Методы, приемы, средства экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009. – №1. – С. 51-56. Кириллов А.В., Иконникова М.А., Назаренко А.В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2015. – №4 (37). – С. 102-110. Кирилова Е.Н., Шереметьева У.М. Значение и меры по повышению экологического воспитания школьников и студентов// Ped.Rev., 2013. – №1 (1). – С. 52-57.Козина Е.О. Метод проектов в экологическом воспитании учащихся художественной школы// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – №113. – С. 131-136.Колесник А.И., Назаренко А.В. Принципы организации экологического самовоспитания// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2016. – №1. – С. 150-158. КорбутВ.В., Тульская Н.И., ЦекинаМ.В. Виртуальные экологические маршруты и тропы в природно-культурныхгеосистемах и экологическое воспитание// Арктика и Север, 2014. – №14. – С. 148-157.Краснова Е.В., ЭповаТ.И., Щукин В.П. Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа общество// Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. – №2. – С. 65-68. Кривошеева Е.С., АлексуточкинМ.А., ГородищеваА.Н. Экологическое воспитание в эпоху техногенной цивилизации// Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2014. – №10. – С. 245-246.КуршаеваЗ.М. Этнопедагогические основы экологического воспитания личности в современных условиях// Современная наука, 2010. – №3. – С. 127-129.Кучай Т.П. Осуществление экологического воспитания учеников – главная мировая проблема// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2010. – №2. – С. 81-84. Ларионов О.И. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе у детей младшего школьного возраста// Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2014. – №4. – С. 387-390. Лизунова Е.В. Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников // Самарский научный вестник, 2016. – №4 (17). – С. 202-206.Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления// Вестник Приволжского института управления, 2011. – №2. – С. 199-203.Марфенин Н.Н. Экология. – М.: Академия, 2012. – 512 с. МелкумоваР.Г. Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника// Таврический научный обозреватель, 2016. – №1-3 (6). – С. 151-156. Масленникова В.Ш., Боговарова В.А. Воспитание экологической культуры на основе этноэкологических аспектов семейного воспитания// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2012. – №3-1. – С. 65-69.Моисеева Т.А., ВиссарионоваЛ.В. Применение метода анализа иерархий к характеристике экотроп в Национальном парке «Паанаярви»// Princ. ekol., 2014. – №1 (9). – С. 15-24. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность// Социально-экологические технологии, 2012. – №1. – С. 38-50.Попов А. М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания// Вестник Омского университета, 2007. – №1. – С. 141-146.Почерней И.Н., Шевчук О.И. Организация естественнонаучного наблюдения и экспериментирования по экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации// MagisterDixit, 2014. – №1 (13). – С. 198-204.РустамоваФ.Н. Формирование экологической культуры и образования у учащихся// Hortusbotanicus, 2014. – №9. – С. 35-37. СигидаР.С. Источники и факторы формирования экологического сознания у учащихся// Наука. Инновации. Технологии, 2007. – №51. – С. 75-78.СенницкаяЛ.В. Значение экологических знаний в образовательном процессе// Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2016. – №3 (22). – С. 91-97. СмалеваП.Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области)// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. – №6. – С. 97-101. Терехова О.П. Народные праздники и обряды и их роль в нравственно-экологическом воспитании подрастающего поколения// Вестник Чувашского университета, 2011. – №4. – С. 231-237. ТуроновС.Ш. Современные направления экологического и патриотического воспитания учащихся// Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, 2014. – №4 (41). – С. 179-183.Фалько В.И. Этические перспективы экологического сознания// Вестник МГУЛ – Лесной вестник, 2011. – №2. – С. 212-217.Хасанова А.Я., ГильмияроваС.Г. Взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. – №2. – С. 202-205. ЦекинаМ.В., Батуев М.С. Экотропа как основа развития экологического туризма в национальных парках Бурятии// Территория новых возможностей, 2016. – №1 (32). – С. 248-255. ЧердымоваЕ.И. Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности// Известия Самарского научного центра Российской академии науки, 2011. – №2-2. – С. 385-387.ЧердымоваЕ.И. «Экологическое сознание» и «Экологическая культура» в модели экологического образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. – №3-1. – С. 137-140.ЧичС.К., ШороваЖ.И., ЧетызД.Ю. Об экологическом образовании и воспитании школьников и студентов вузов// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. – №1-3. – С. 695-700. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования// Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №1. – С. 20-32. Чуйкова Л.Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации // Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №1. – С. 7-19.Чуйкова Л.Ю. Экологическое информационное пространство и его влияние на экологическое сознание// Астраханский вестник экологического образования, 2012. – №2. – С. 15-40.Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим образованием, экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания// Астраханский вестник экологического образования, 2012. – №4. – С. 122-129.ШахмардановЗ.А., РазахановаВ.П. Экологическое образование - фактор устойчивого развития общества// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2014. – №4 (29). – С. 101-103. ШахмардановЗ.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения// Известия Дагестанского государственного педагогического университет. Психолого-педагогические науки, 2008. – №3. – С. 91-98. ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросный листУважаемые воспитанники. Вам предлагаются вопросы, посвященные уровню Вашей экологической культуры. Ответьте на представленные ниже вопросы, поставив знак Х в том поле, которое соответствует Вашему ответу Пол: ____________________________________________________________________________________________________________________Возраст, полных лет: ______________________________________________________________________________________________________№ВопросПолное отсутствиеСлабая степень выраженностиНиже среднегоСреднее ВысокоеОчень высокое1Оцениваете ли Вы свои экологические знания высоко?2Нуждаетесь ли Вы в углублении и расширении своих экологических знаний?3Полагаете ли Вы, что экологические проблемы человечества касаются, в том числе и Вас лично?4Используете ли Вы свои знания экологические в повседневной жизни (не собираете ягоды вдоль автодорог, не выбрасываете в бытовой мусор батарейки и люминесцентные лампы и т.д.? 5Читаете ли Вы дополнительную литературу по экологической тематике?6Допустим ли для Вас сбор лекарственных растений в экологически чистой местности на территории заповедника, если учесть, что растения не входят в Красную книгу и быстро восстанавливают вою популяцию?Окончание таблицы№ВопросПолное отсутствиеСлабая степень выраженностиНиже среднегоСреднее ВысокоеОчень высокое7Часто ли Вы обсуждаете экологические проблемы с родителями, сверстниками?8Часто ли Вы препятствуете неэкологичному поведению своих сверстников, близких?9Часто ли Вы участвуете в различных экологических мероприятиях?10Часто ли Вы организуете различные экологические мероприятия? 11Бросить остаток яблока в неразрешенном месте при отсутствии поблизости мусорного ведра – это допустимо?12Как Вы полагаете, насколько необходимы движения за охрану окружающей среды?13Получаете ли Вы положительные эмоции от общения с природой?14Согласны ли Вы с утверждением, что высшую ценность сегодня представляет человек?15Считаете ли Вы, что экологические проблемы – это цена за научно-технический прогресс и избежать их невозможно?Спасибо за внимание!
1. Конституция Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 20.02.2018).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 20.02.2018).
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901808297 (дата обращения: 26.02.2018).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 26.02.2018).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 №1225-р «Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901826347 (дата обращения: 20.02.2018).
Научная и учебная литература
6. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.
7. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 320 с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. образования/ В.А. Стастенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенин. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
Периодическая литература
9. Абалаков А.Д., Дроков В.В., Панкеева Н.С., Седых С.А. Сеть экологических троп в Прибайкальском национальном парке как инструмент организации туристской деятельности// Современные проблемы сервиса и туризма, 2013. – №1. – С. 48-58.
10. Аксенова П.В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников// Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2013. – №4. – С. 171-178.
11. Ахметова М.Х., Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Экологические практики как способ интериоризации экологической модели поведения учащейся молодежи// Современные исследования социальных проблем, 2017. – №7. – С. 330-346.
12. Ахметова М.Х. Социальные аспекты формирования экологической компетентности учащейся молодёжи промышленных городов (на материалах Республики Татарстан)// Вестник экономики, права и социологии, 2012. – №1. – С. 275-277.
13. Баграшева Ю.К. Экологическое воспитание учащихся средствами этнокультуры// Сибирский педагогический журнал, 2014. – №2. – С. 180-183.
14. Берзина Р.Ф. Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом)// Символ науки, 2016. – №2-1. – С. 65-66.
15. Бутова И.Д. Правовые основы формирования экологической культуры// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2008. – №3. – С. 81-84.
16. Вагнер И.В. Слово на уроках экологической этики: содержание гуманитарно-экологического образования// Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №2. – С. 53-58.
17. Ворошилова В.М., Баглаева Ю.П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания// Педагогическое образование в России, 2009. – №2. – С. 13-29.
18. Гарифуллина Р.С., Юркина И.А. Концептуальные основы экологического образования в России// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства, 2014. – №2. – С. 58-62.
19. Глазырина Н.Л. Организация учебной экологической тропы// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014. – №5. – С. 38-49.
20. Грезе Е.В. Методика развития субъектного восприятия природы в рамках эколого-психологического подхода // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 2013. – №5 (52). – С. 91-95.
21. Дереполенко М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания// Инновационные проекты и программы в образовании, 2011. – №1. – С. 76-80.
22. Дзятковская Е.Н. Психологические проблемы школьного экологического образования // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2014. – №1 (37). – С. 125-136.
23. Дзятковская Е.Н. Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности// Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №2. – С. 46-52.
24. Дорошко О.М. Современные подходы к определению понятия «Экологическая культура»// Современные исследования социальных проблем, 2012. – №9. – С. 51.
25. Дорофеева Т.Я., Нагибина М.И. Уроки труда и экологическое воспитание младших школьников// Интеграция образования, 1998. – №2. – С. 37-40.
26. Еремка Е.В., Шокотко Т.В., Баланова С.Г., Калоерова В.Г. Проблемы духовности и нравственности в формировании экологического сознания// Педагогика, психологи и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2008. – №11. – С. 168-172.
27. Зайцев Д.В. Педагогические технологии воспитания экологической культуры учащихся// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – №4. – С. 25-27.
28. Закутнова В.И., Романчишина В.Б., Закутнова Е.Б. Изучение окружающего мира как основа экологического образования и воспитания обучающихся// Астраханский вестник экологического образования, 2014. – №2 (28). – С. 88-91.
29. Захарова Н.М., Баранов А.В. Экологическое воспитание учащихся начальной школы Забайкальского края// Вестник Бурятского государственного университета, 2013. – №13. – С. 57-59.
30. Захаров А.В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству// Вестник Тамбовского государственного университета, 2011. – №9. – С. 335-339.
31. Зданович Н.И., Шапорова Я.А., Каплич В.М., Бахур О.В. Экологическая тропа «Сказка Негорельского леса» как объект образовательного туризма// Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 1: Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов, 2017. – №1 (192). – С. 74-78.
32. Игнатов С.Б. Интерактивные технологии как инструмент активизации потенциала экологической деонтологии в содержании общего образования// Социально-экологические технологии, 2012. – №2. – С. 41-47.
33. Катунова В.В. Экологическое образование и туризм: пути интеграции// Интеграция образования, 2011. – №3. – С. 38.
34. Кипкеева П.А. Методы, приемы, средства экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009. – №1. – С. 51-56.
35. Кириллов А.В., Иконникова М.А., Назаренко А.В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2015. – №4 (37). – С. 102-110.
36. Кирилова Е.Н., Шереметьева У.М. Значение и меры по повышению экологического воспитания школьников и студентов// Ped.Rev., 2013. – №1 (1). – С. 52-57.
37. Козина Е.О. Метод проектов в экологическом воспитании учащихся художественной школы// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – №113. – С. 131-136.
38. Колесник А.И., Назаренко А.В. Принципы организации экологического самовоспитания// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2016. – №1. – С. 150-158.
39. Корбут В.В., Тульская Н.И., Цекина М.В. Виртуальные экологические маршруты и тропы в природно-культурных геосистемах и экологическое воспитание// Арктика и Север, 2014. – №14. – С. 148-157.
40. Краснова Е.В., Эпова Т.И., Щукин В.П. Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа общество// Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. – №2. – С. 65-68.
41. Кривошеева Е.С., Алексуточкин М.А., Городищева А.Н. Экологическое воспитание в эпоху техногенной цивилизации// Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2014. – №10. – С. 245-246.
42. Куршаева З.М. Этнопедагогические основы экологического воспитания личности в современных условиях// Современная наука, 2010. – №3. – С. 127-129.
43. Кучай Т.П. Осуществление экологического воспитания учеников – главная мировая проблема// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2010. – №2. – С. 81-84.
44. Ларионов О.И. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе у детей младшего школьного возраста// Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2014. – №4. – С. 387-390.
45. Лизунова Е.В. Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников // Самарский научный вестник, 2016. – №4 (17). – С. 202-206.
46. Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления// Вестник Приволжского института управления, 2011. – №2. – С. 199-203.
47. Марфенин Н.Н. Экология. – М.: Академия, 2012. – 512 с.
48. Мелкумова Р.Г. Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника// Таврический научный обозреватель, 2016. – №1-3 (6). – С. 151-156.
49. Масленникова В.Ш., Боговарова В.А. Воспитание экологической культуры на основе этноэкологических аспектов семейного воспитания// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2012. – №3-1. – С. 65-69.
50. Моисеева Т.А., Виссарионова Л.В. Применение метода анализа иерархий к характеристике экотроп в Национальном парке «Паанаярви»// Princ. ekol., 2014. – №1 (9). – С. 15-24.
51. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность// Социально-экологические технологии, 2012. – №1. – С. 38-50.
52. Попов А. М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания// Вестник Омского университета, 2007. – №1. – С. 141-146.
53. Почерней И.Н., Шевчук О.И. Организация естественнонаучного наблюдения и экспериментирования по экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации// Magister Dixit, 2014. – №1 (13). – С. 198-204.
54. Рустамова Ф.Н. Формирование экологической культуры и образования у учащихся// Hortus botanicus, 2014. – №9. – С. 35-37.
55. Сигида Р.С. Источники и факторы формирования экологического сознания у учащихся// Наука. Инновации. Технологии, 2007. – №51. – С. 75-78.
56. Сенницкая Л.В. Значение экологических знаний в образовательном процессе// Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2016. – №3 (22). – С. 91-97.
57. Смалева П.Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области)// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. – №6. – С. 97-101.
58. Терехова О.П. Народные праздники и обряды и их роль в нравственно-экологическом воспитании подрастающего поколения// Вестник Чувашского университета, 2011. – №4. – С. 231-237.
59. Туронов С.Ш. Современные направления экологического и патриотического воспитания учащихся// Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, 2014. – №4 (41). – С. 179-183.
60. Фалько В.И. Этические перспективы экологического сознания// Вестник МГУЛ – Лесной вестник, 2011. – №2. – С. 212-217.
61. Хасанова А.Я., Гильмиярова С.Г. Взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. – №2. – С. 202-205.
62. Цекина М.В., Батуев М.С. Экотропа как основа развития экологического туризма в национальных парках Бурятии// Территория новых возможностей, 2016. – №1 (32). – С. 248-255.
63. Чердымова Е.И. Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности// Известия Самарского научного центра Российской академии науки, 2011. – №2-2. – С. 385-387.
64. Чердымова Е.И. «Экологическое сознание» и «Экологическая культура» в модели экологического образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. – №3-1. – С. 137-140.
65. Чич С.К., Шорова Ж.И., Четыз Д.Ю. Об экологическом образовании и воспитании школьников и студентов вузов// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. – №1-3. – С. 695-700.
66. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования// Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №1. – С. 20-32.
67. Чуйкова Л.Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации // Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №1. – С. 7-19.
68. Чуйкова Л.Ю. Экологическое информационное пространство и его влияние на экологическое сознание// Астраханский вестник экологического образования, 2012. – №2. – С. 15-40.
69. Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим образованием, экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания// Астраханский вестник экологического образования, 2012. – №4. – С. 122-129.
70. Шахмарданов З.А., Разаханова В.П. Экологическое образование - фактор устойчивого развития общества// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2014. – №4 (29). – С. 101-103.
71. Шахмарданов З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения// Известия Дагестанского государственного педагогического университет. Психолого-педагогические науки, 2008. – №3. – С. 91-98.
Вопрос-ответ:
Что такое экологическое воспитание и какое место оно занимает в образовательной системе России?
Экологическое воспитание - это одно из приоритетных направлений современной системы образования. Оно направлено на формирование у детей знаний, навыков и отношений, способствующих сохранению окружающей среды и экологической грамотности. В образовательной системе России экологическое воспитание занимает важное место, однако существуют проблемы в его реализации.
Какие цели и задачи ставятся перед экологическим воспитанием?
Основная цель экологического воспитания - это формирование экологической культуры у детей, осознание важности охраны природы и ответственного отношения к окружающей среде. Задачи экологического воспитания включают в себя развитие экологического мышления, формирование экологической этики, развитие экологических навыков и умений.
Какие особенности существуют в экологическом воспитании детей через дополнительное образование?
Экологическое воспитание детей через дополнительное образование имеет свои особенности. Во-первых, оно позволяет более глубоко и разнообразно изучать природу и экологические проблемы. Во-вторых, дополнительное образование позволяет реализовывать практические занятия и эксперименты, что способствует активному вовлечению детей в процесс изучения экологии.
Что можно сделать для улучшения экологического воспитания в России?
Для улучшения экологического воспитания в России необходимо предоставить больше возможностей для детей заниматься экологическими исследованиями и практическими занятиями. Также важно повысить квалификацию педагогов, чтобы они могли эффективно организовывать экологическое образование и воспитание. Кроме того, необходимо создать систему мониторинга и оценки результатов экологического воспитания.
Какие проблемы существуют в экологическом воспитании в России?
Среди проблем экологического воспитания в России можно выделить недостаточную оснащенность школ и других учреждений образования для проведения практических занятий и экологических исследований, недостаток обученных педагогов, слабое внедрение экологических программ в учебные планы.
Что такое экологическое воспитание?
Экологическое воспитание - это система воспитательных мероприятий, направленная на формирование экологической культуры и осознанного отношения к окружающей среде у детей и молодежи.
Какие цели и задачи ставятся перед экологическим воспитанием?
Основная цель экологического воспитания - развитие экологической культуры и экологического сознания у детей. Задачи включают формирование у детей знаний о природе и окружающей среде, развитие экологических умений и навыков, осознание ответственности за сохранение природы и участие в экологической деятельности.
Какие проблемы существуют в области экологического воспитания в России?
Одной из проблем экологического воспитания в России является недостаточная интеграция экологических знаний и навыков в учебные программы. Также наблюдается недостаточное количество специалистов, занимающихся экологическим воспитанием детей.
Что делается для экологического воспитания детей в условиях дополнительного образования?
В дополнительном образовании проводятся различные мероприятия, такие как экскурсии в природу, лагеря с экологической направленностью, кружки и секции, посвященные экологии. Дети учатся заботиться о природе, узнают о влиянии человека на окружающую среду и о том, как ее защищать.
Какие особенности экологического воспитания детей в условиях дополнительного образования?
Одной из особенностей экологического воспитания в дополнительном образовании является интерактивный подход, активное участие детей в практических занятиях и проектах. Дети не только учатся теории, но и непосредственно применяют полученные знания на практике.