ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заказать уникальную курсовую работу- 76 76 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 24.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Современные аспекты изучения, проблемы нарушений произносительной стороны речи 7
1.1. Понятие произносительной стороны речи в современной науке 7
1.2.Содержание работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи 13
1.3. Логопедические технологии преодоления нарушений произносительной стороны речи 16
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию произносительной стороны речи у детей с дизартрией 25
2.1. Организация проведения констатирующего эксперимента 25
2.2. Методика констатирующего эксперимента 25
2.3. Результаты и анализ экспериментальных данных 28
2.4. Содержание работы по развитию произносительной стороны речи дошкольников с дизартрией 34
Выводы по Главе 2 42
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложения 49
По указанию логопеда закрывают глаза и выполняют команды - открыть рот, пошевелить нижней челюстью вперед-назад, поднять язык вверх, опустить вниз, надуть щеки, выпустить воздух.Упражнение «Зайчик в капусте»Ребенок-зайчик ходит в середине круга (по огороду), щелкает зубами (имитирует, как зайчик грызет капусту). Дети говорят слова:В огород зайчик прискакалИ капусточку искал,Капусточку пробовал -Листочками обедал.(Двигают нижней челюстью: «хрусь-хрусь»).Игры с целью тренировки мышц челюстной-лицевой области (жевательных и мимических мышц, в том числе круглой мышцы рта, что способствует правильному смыканию губ)Игра «Кач-кач»Дети сидят на ковриках, ноги вытянуты. По сигналу логопеда двигают ногами (стопами): вправо - влево, к себе - от себя. Движения сопровождаются словами «кач-кач». Затем открывают рот и двигают нижней челюстью или языком на счет или ритмом музыки.Игра «Поезд с арбузами»Дети сидят в кругу. По сигналу передают друг другу мяч ( «арбуз»), словно грузят арбузы в вагон. Затем согнутыми в локтях руками имитируют движение поезда, говоря: «Чу-чу-чу». Через 2-3 мин поезд остановился ш-ш-ш! После этого начинается разгрузка арбузов. Игра «Дует, дует ветерок»Дети стоят в кругу. Руки опущены, ноги немного расставлены.1.Повернуть голову вправо, губы, подуть на правое плечо.2.Голова прямо, вдох носом. Повернуть голову влево, подуть на левое плечо. Председатель прямо - вдох носом. Повторить 2-3 раза.Игра сопровождается текстом:Налетел тихонький ветер - ф-ф-ф,Колеблются травы, цветы - ф-ф-ф,Ветер силы набирает -Уже дерева наклоняет ш-ш-ш.Игра «ежик»Дети лежат на спине на коврике. Руки прямые. В таком положении делают глубокий вдох через нос. Логопед произносит слова:Наш колючий ежикМгновенно свернулся, в клубок!Дети прижимают колени к груди, говоря «пых-пых-пых», четко артикулируют звук «п» (сомкнуть губы).На слова:«Луч ежика коснулся -ежик наш потянулся» Дети расслабляются, говоря слова «пых-пых-пых».Игра «Маляр»Дети говорят:Красить нам пора -Пригласили художника!Логопед. Сейчас мы будем красить потолок. Кисточка - это наш язык, а потолок - твердое небо.Следить за открыванием рта. Повторить 5-6 раз.Игра «Одуванчик»Дети стоят в кругу. Делают глубокий вдох-выдох, имитируя дутье на одуванчик (кулачок). Говорят слова, четко артикулируя звук «б».Бубнила деду баба:«Ты не дуй на одуванчик,Потому что с одуванчика полетятСто малышей-одуванчат»Игра «Музыканты»Дети стоят в кругу, руки согнуты в локтях, пальцами .Имитують игру на трубе. Говорят слова, четко артикулируя звук «б»:Бу-бу-бу, бу-бу-бу -Мы играем в трубуНайди куклуЦель: развитие слухового внимания.Материал: куклаОписание игры:Дети сидят на стульях в полукруге. Один ребенок, водящий, отворачивается. Воспитатель прячет куклу у кого - нибудь из детей. На музыкальный сигнал ребенок, водящий, поворачивается лицом к детям.Кукла Таня где пропала,Ну-ка, Вова, поищи,Как найдешь ее здесь в зале,Потанцуй и спой, покружисьВедущий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. Когда он приближается к кукле, дети хлопают громче. По силе звука ребенок отгадывает, где находится кукла.Жмурки с бубномЦель: развитие слухового внимания, координации и темпа движений.Описание игры.Дети прячутся за стульями, которые стоят полукругом в комнате.Воспитатель говорит:По комнате я хожуА дети не нахожуБуду в бубен я игратьВыйдут дети танцеватьУслышав звук бубна, дети свободно танцуют. В заключение музыки малыши снова прячутся.улиткаЦель: развитие речевого слуха, умение распознавать товарища по голосу.описание игрыРебенок - улитка стоит посреди круга с завязанными глазами. Дети по одному, изменяя голос, подходят к нему и спрашивают:Улитка - имя,Высунь - но рожкиДам тебе сливу и конфету вкусную,Кто я, угадай за минуту одну.Тот, чей голос улитка угадает, становится ведущим.догонялкиЦель: развитие речевого дыхания, ритмической речи по фазам на плавном выдохе вместе с развитием мелкой моторики пальцев рукописание игрыГруппа детей поделена на две части. Одна - говорит стихи вместе с ритмичным движениями пальцев рук, то есть единовременно на ударные слоги соединяет на обеих руках 2-й, 3-й, 4-й, 5-й пальцы по очереди с первым пальцем руки:Бабка сеяла горох,Уродился он неплох,А цыплята поклевали,И от бабки убежалиИз второй части детей выбирается «бабка», ей завязывается платок, остальные - цыплята. Бабка ходит по комнате и разбрасывает маленькие кольца или шарики. Цыплята ходят за ней и собирают их. В заключение слов цыплята бегут, а бабка догоняет. Затем дети меняются местами.Стихотворение произносится по фразам на одном плавном выдохе.волшебное зеркальцеЦель: развитие речевого дыхания, ритмичной выразительной речи и координации движений.описание игрыДети стоят кругом, ведущий в центре. Обращаясь к ребенку, говорит:Как в зеркало, смотриИ так же шевелись.Против тебя я стою,Все делай, как я делаюПосле этого ведущий делает любые движения., Сопровождая их языковым объяснением. Например, Я поднимаю руки вверх. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить фразу и движения. Если ребенок ошибся - выходит из игры, если нет - становится ведущим. Остальные дети ритмично хлопает в ладоши.поварЦель: Развитие речевого дыхания, ритмичной, выразительной речи и координации движенийописание игрыИграть в повара время,Начнем, детвора!Каждый выхода жди,О колпаке не забывай.Если поваром стал ты, Вокруг тебе идти.После этих слов ведущий останавливается и надевает колпак на ребенка, стоит у него.Теперь оба становятся вне круга спиной друг к другу и под музыку А. Филипенко «Пирожки» идут по кругу. Кто обойдет круг раньше, тот и выиграл игру.светофорЦель: развитие речевого дыхания, внимания, закрепление представлений о правилах уличного движенияописание игрыПеред началом игры воспитатель рассказывает о значении светофора в уличном движенииЧтобы не случилось беды,Посмотри, прежде чем идти.Затем дети запоминают стихотворение:Красный свет загорится- Стой на месте, не ходи.Как увидишь желтый свет-Приготовься, Но не иди.;А зеленый - иди смело.Быстро, весело и красиво.Воспитатель мелом намечает путь, и переход. У перехода становится один ребенок с тремя картонками разного цвета. Сначала она поднимает красную картонку, дети говорятначало стихотворения, затем желтую - дети говорят дальше.А когда «горит» зеленый свет -Дети идут через дорогу и рассказывают стихотворение до конца.веселые ребятаЦель: развитие речевого дыхания, ритмичной речи и координации движенийописание игрыДети стоят вдоль стены. Перед ними и на противоположной стороне комнаты воспитатель намечает черту. Между рисками, посередине, находится ведущий. Дети говорят хором:Все веселые мы ребята,Бегать любим и играть,Раз, два, три, четыре, пять,А ты попробуй нас догнать.Под веселую народную мелодию они переходят на другую сторону комнаты, а ведущий их «догоняет. К кому он прикоснулся прежде, чем тот прошел через черту, выходит из игры. Считалкой выбирают другого ребенка, что будет водить, и игра продолжается уже с меньшим количеством детей. Кто останется нетронутым, тот и выиграет.Болото Цель: развитие речевого дыхания, ритмичной речи и координации движений.описание игрыДети делятся на две группы ( «журавлики» и «лягушки») и стоят вдоль «болота», намеченного круга посреди комнаты. Сначала говорят «лягушки»:Квакушки-лягушки, ква-ква-ква,НА берегу прыгают,Комариков-судариковИ мошек всех собирают.Затем говорят «журавлики»:журавлики корабликиЛетят под небесами,Все серые и белые, -И с длинными носами.воспитатель:Квакушки-лягушонка,Быстрее надо прыгать,От журавлей носатыхВ болото всем нырять.После этих слов под веселую польку, «лягушки прыгают в болото», а «журавлики», размахивая «крыльями», их ловят. Пойманные выходят из игры.МухаЦель: Развитие речевого дыхания, ритма, мелкой моторики пальцев рук.Описание игры:Дети сидят на стульях и представляют себе, что в кулаке у них звенит муха. Они преподносят кулак к уху и на выдохе говорят с-з-з .... После этого дети ритмично говорят стихотворение и единовременно на ударные слоги соединяют на обеих руках 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы по очереди с первым пальцем руки:На паркете в восемь парМухи танцевали,Паука увидели -И от ужаса упали.На слова «И от ужаса упали» дети расслабляют руки и опускают. Затем, говоря того же стихотворения, дирижируют обеими руками на 2/4, четко акцентируя ударные слоги. Звучит веселый танец, дети свободно танцуют, а в конце музыки падают на спину и болтает ногами в воздухе.Кот и мышиЦель Автоматизация звука ш в связном тексте.описание игрыНа стуле сидит с закрытыми глазами ребенок - это «кот» .Остальные дети- «мыши». Под народную музыку они тихонечко на цыпочках ходят и говорят:. Шуршали наши мыши, Вмиг услышал их черный кот.Про кота не забывай,Скорее, Миша, беги.На музыкальную часть Б «кот» просыпается, говорит «мяу» и начинает догонять мышат «, бегущие в свою» норку «(по чертой). «Мышата», которых «кот» поймал, должны сказать слово со звуком ш. Игру можно проводить до тех пор, пока все «мышата», кроме одной, а не будут пойманы. Находчивый «мышка» становится «котом». ,пчелыЦель: Автоматизация звука ж.описание игрыВ кругу, отгороженном стульями, присели дети. Это «пчелы» в «улье». «Медведь» прячется за стулом в углу комнаты. «Пчелы» хором говорят: Пчелы в улье сидели Потому поляна вся в воде.* Дождь кончился, и за медомПолетели дружно все.Под веселую польку они «летают» по комнате, «пьют» сок из «цветов» и жужжат: ж-ж-ж. Вдруг звучит музыка В. Ребикова «Медведь». Это «медведь» рвется к «ульям». «Пчелы» с жужжанием летят к нему, берутся за руки и обступают. «Медведь» пытается вырваться. Если ему это не удается, он говорит любое слово со звуком ж. Тогда «пчелы» его отпускают и выбирают другого «медведя». Если «медведь» убежал, он выбирает себе помощника, и игра продолжается уже с двумя «медведями»жукиЦель: Автоматизация звука ж в связном тексте.описание игрыДети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят: Я жук, я жук, Я здесь живу, Все время жужжит: Жу-жу, жу-жу.Звучит венгерская народная мелодия «Жуки». Дети «летают» по «поляне» и жужжат: ж-ж-ж. Характер музыки меняется - это начался дождь. Дети «летят» к своим «домикам» (стульев) и там сидят. Опять звучит начало мелодии. Дети говорят:Надо уже мне лететь, Мокрые крылья просушить.Воробьи и автомобильЦель: Автоматизация звука ч в звукоподражанииописание игрыДети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят.Воспитатель говорит:В гнезде воробьи живутрано утром все встают.Дети продолжают:Чик, чирик-чик-чик!Воспитатель заканчивает:И зернышки весело клюют.Под «Весеннюю песню» Г. Фрида дети, разбегаются по комнате, «клюют зернышки» «летают». Неожиданно звучит музыкальный сигнал - это гудок автомобиля. Дети возвращаются на свои местаЛошадки и кучерЦель: Автоматизация звука у-в тексте.Описание игры Одна часть детей изображает «лошадок», другие - «извозчиков». «Извозчики» подходят к «лошадок», которые стоят рядком, и гладят их по спине и сказал:Лошадка наша чисто умытая,..И Расчесанная ,, и завитая. ,Овса поела и опять за дело.«Извозчики» запрягают «лошадок», говорят: «Но-но-но» и скачут по комнате под музыку М. Красева «Лошадки». «Лошадки» «тикают» языком. Затем дети меняются ролямисоваЦель: Автоматизация звуков с и с 'в тексте.Описание игры Выбирается «сова». Все остальные дети - «птички». «« Сова «сидит на» дереве «(стулья) Под веселую польку дети тихонько бегают вокруг нее. По окончании музыки они говорят, приближаясь к» совы «:Сова, сова, большие глаза,На суку сидит, очень крепко спит. Утром птички запели -: И сову очень испугали.Посмотрела и мгновенно как взлетит ...«Сова» начинает ловить «птичек». И «« птичка «, которую она поймала, становится» совой «и должна произнести слово со звуком с. . ,два морозыЦель: Дифференциация звуков с и с.Описание игры _-В противоположных концах комнаты стоят два стула., Это домики Дедов Морозов. Одна часть детей стоит у одной домики, вторая - у другой. Дед Мороз Красный Нос и дед Мороз Синий Нос стоят посреди комнаты каждый лицом к своей группе детей и говорят:Дети! Идите в лес, -.Подарки вам туда принес:И Мороз Красный Нос,И Мороз Синий Нос.Кто смелый, пойдет в лес -В перчатку прячь нос.Дети хором отвечают:За подарками пойдем,их домой принесем.Затем они переходят к избушке, которая находится на противоположной стороне комнаты. Задачей Морозов является заморозить детей, то есть прикоснуться рукой к тем детям, которые бегут им навстречу. Замороженные останавливаются там; где их захватил Мороз. Выигрывает три Мороз, который «заморозил» больше детей. «Замороженные» должны из мешков с игрушками, которые стоят у избушек Дедов Морозов, выбрать игрушки, которые начинаются со звуков с или с и назвать их.Охота на зайцевЦель: Дифференциация звуков с, с, с 'в тексте.Описание игры Выбираются три «охотники». Остальные детей- «зайцы». Они стоят в определенных мелом кольцах - их норках, а охотники - в стороне с мячами- «ружьями». «Зайцы»Нет сейчас здесь никого,Зайцы, собирайтесь в круг!Давайте все переворачиваться,По снегу быстро с гор кататься.Под народную музыку они разбегаются по всей комнате, прыгают. Музыка меняется. На часть Б воспитатель бьет в барабан, выбегают «охотники» и начинают охотиться на «зайцев». Они должны попасть в «зайца» мячом до того, как тот добежит до своей норки. Пойманные вспоминают слово со звуком с или с и садятся на стулья. игра продолжается.рыбыЦель: Дифференциация звуков с, с 'и с, закрепление знаний по теме «Рыбы»описание игрыДети (рыбы) стоят по одну сторону комнаты, ребенок (рыбак) - лицом к ним по середине комнаты. «Рыбак» гласит:В море я сетки забросил,Чтобы поймать там рыбешка, А попалась золота,Называется рыбка как эта?Дети перебегают на другую сторону комнаты, а «рыбак» их ловит. Пойманный называет рыбу со звуком с. Например: «Меня зовут карась (или сом)». Выигрывает тот, кто не был пойманГуси - гусиЦель: Дифференциация звуков с в слогах и предложениях.описание игрыСчиталкой избираются «пастух» и «волк». Остальные дети - «гуси »Пастух» гласит:Гуси-гуси, откуда вы?Мы из дома.«Пастух»:А куда ?:«Гуси»:Га-га-га, на луга.Там пощиплем травы.Под веселую польку «гуси» ходят и «дергают траву». Вдруг музыка обрывается, это появился «волк».«Пастух» гласит:Надо вам домой бежать,Потому злой волк вас хочет съесть.«Гуси» гогочут и бегут домой (до стульев). «Волк» их ловит. Те, кого пойман, выходят из игры, они должны сказать слово со звукамиНЕ плошайЦель: Развитие внимания, ритмичной речи и координации движений.описание игры Дети идут по кругу и говорят стихотворение:Кругом ходим за руки,Только надо не зевать. ■И повторяй все движения,Те, что нам покажет Ната.«Ната» стоит в центре круга и, когда дети останавливаются и возвращаются-к ней лицом, начинает показывать какие-либо движения, например, спортивные или ритмические движения для созидания игровой ситуации (осенью - имитация разгрузки машины с овощами, сгребание листьев, собирания «яблок). После нескольких показанных движений» Ната «переизбирается, и малыши снова идут по кругуМарш парами Цель Развитие ориентировки в пространстве, ритмичной ходьбы вместе с ритмической языке, внимания.описание игрыНа 4 такта марша И. Берковича дети врассыпную ходят по комнат и говорят:По комнате мы пошли,Друзей мы себе нашли.На следующие 4 такта они находят себе пару и идут парами по кругу. Мелодия немного меняется. Дети это слышат, и на следующие 4 такта идут по кругу парами и говорят: хорошо вдвоем нам шагать, Песню громко петь. В заключение марша они шагают и поют: ля-ля-ля.Бег - маршЦель: Развитие координации движений вместе с ритмическим языкомописание игрыДети стоят и делают движения, сопровождая их словами:Руки вверх поднимает,Затем вниз их опускаютДалее быстро трут, говоря:Начнем по кругу бегВот работа и для ног.Музыка закончилась, дети присели и говорятБыстро бежали ваши ножки,Притомились, сели немного.Отдохнули, новые стали И вперед зашагалиИ снова под марш маршируют по кругу. Упражнение на равновесиеЦель: Развитие координации движений и речи.описание игрыДети стоят в кругу на однойноге, вторая чуть отведена назад и говорят:Очень трудно так стоять,Руки в стороны нам держать,НЕ валишься, не качаться,На одной ноге держаться.Упражнение повторяется со сменой ног.ЧайкаЦель: Развитие координации движений и речиописание игрыВ игровой ситуации «На болоте» дети стоят на одной ноге, подобрав вторую под себя, руки держат в стороны и говорят:На одной стою ногеНа болоте, в грязи.шаговое упражнениеЦель: Развитие мышц рук, ног, туловища, координации слов и движенийописание игрыДети распределяются на две группы. Одна группа под марш, выполняет движения в соответствии с текстом (руки держит в стороны), вторая говорит стихотворение:На носочки поднимайся,Приседай и выпрямляйся.Ноги в стороны, ноги вместе,Опускай вниз руки.Затем группы детей меняются ролями, Дети стоят в кругу. В центре лежат флажки по количеству детей. По очереди каждый ребенок прыгает на одной ноге до флажка, поднимает его и на второй ноге прыгает на место. Все говорят стихотворение и хлопают в ладоши:Прыг-скок, прыг-скок, Вот и мой флажок. Прыг-скок, прыг-скок,Уже прыжкам моим конец.Когда все дети поднимут флажки, они маршируют под музыку по комнате.Это же упражнение можно проводить осенью на прогулке. Тогда стихотворение звучать так:.!Прыг-скок, прыг-скок,Вот мой листок. Прыг-скок, прыг-скок,Вот мой листок.зарядкаЦель: Развитие мышц ног, координации слов и движений.описание игрыДети делятся на две группы. Одна группа под марш небыстро бегает по кругу петлями, вторая - говорит стихотворение и хлопает в ладошиРаз - два, раз - дваЗамелькали пятки,Как прекрасно босикомБегать во время зарядки.Раз, два, раз, два,замелькали пяткиЗатем группы детей меняютсяУпражнений для мышц рукЦель: Развитие мышц рук, координации слов и движений.описание игрыДВИЖЕНИЯ, называемыеПод марш М. Раухвергера дети говорят стихотворение, выполняя движенияРуки в стороны ведем,Кулачки мы сожмите,Затем их отпустяти на пояс положим.Руки вверх поведем,Кулачки мы сожмите, Затем их отпустятИ на пояс положим.Руки вниз мы поведем,Кулачки мы сожмите;Затем их отпустятИ на пояс положим.Хлоп-топЦель: Развитие координации ритмических слов и движений.описание игрыДети стоят в кругу и лед марш делают движения, которые говорят в стишке Долго играли, притомились,Друг на дружку посмотрели,Ручками хлоп- хлоп,Ножками топ топ.иглаЦель: Развитие координации ритмических слов и движений руки.описание игрыДевочки имитируют шитья иглой вручную, при этом говоря стихотворение, ритмично каждым стежком:Игла, игла, быстро шей, Все, что нужно нам, - сшей.Пальца моих не когда,Поделку нам сделай.письмоЦель: Развитие подвижности кисти руки; координации слов и движений.описание игрыДети сидят за столиками и имитируют написания письма, при этом ритмично говоря.Я пишу тебе письмо,Как проводил праздник.Буквы все опрятныеУ маленькой Тани.прачкиЦель: Развитие координации ритмических слов и движений.описание игрыДети стоят в кругу и делают движения в соответствии с текстом стихотворения.После слов «Танцевать нам охота» танцуют польку.Маме мы помогали,Все белье ей постирали.Терли, терли мы медленно, Вот как мы помогали. Вот кончилась работа,Танцевать нам охота.Маме снова помогали, Все белье гладили, Гладили, гладили, На места все сложили
2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография / Е.Э. Артемова. – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие / Е.Ф. Архипова. – М., 2006. – 319 с.
5. Бабина Г.В. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес. – М., 2010. – 264 с.
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова. – СПб., 2001.
7. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
8. Бондарко Л.В. Звуковая организация высказывания и фонетическая структура слога / Л.В. Бондарко // Слух и речь в норме и патологии. – Л., 1982.
9. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка / Л.В. Бондарко – М., 1977.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
11. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
12. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. – М., 1961.
13. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
14. Елецкая О.В. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. –471 с.
16. Левина Р. Е., Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2008. – 368с.
17. Лисина А.А., Васильева В.С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III УРОВНЯ // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1385/23083 (дата обращения: 09.03.2018).
18. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
19. Лопатина Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией // Логопедия в детском саду № 1 (4), 2005.
20. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2.
21. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – 2006. – № 14 - С. 219-230.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). – СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
23. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. – М„ 1987. – С. 87.
24. Мелехова Л.В. Речь дошкольников и ее исправление / Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2007. – 96с.
25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.
26. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Сфера, 2007. – 182 с.
27. Райхерт Е.Н. Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56172.htm.
28. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи. Практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина – М.:Аркти, 2003. – 104 с.
29. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми / В.И. Селиверстов. – М., 2007. – 191с.
30. Семенова Е.Ю. Коррекции произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизатрическими расстройствами // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2018/2895/454 (дата обращения: 09.03.2018).
31. Соботович Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. – № 4.
32. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. / Коррекционная педагогика. -2004.
33. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: «Просвещение», 1987.
34. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
35. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил
36. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 2007. - 239с.
37. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М., Учпедгиз. 2007. - 317с.
38. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
39. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.
40. Чернышева Н.В., Шереметьева Е.В. Особенности фонетического компонента речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2226/35259 (дата обращения: 30.08.2017).
Вопрос-ответ:
Какие нарушения произносительной стороны речи могут возникать у детей дошкольного возраста?
Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста могут выражаться в звуковых дефектах, замене звуков, искажении звуков, ошибочном произношении слогов и слов, дисгармоничной речевой деятельности.
Какие аспекты нарушений произносительной стороны речи изучает современная наука?
Современная наука изучает аспекты формирования и развития звуковой стороны речи, процессы произнесения звуков, средства и методы коррекции нарушений произносительной стороны речи.
Какие работы осуществляются по преодолению нарушений произносительной стороны речи?
Осуществляются различные работы, такие как анализ и диагностика нарушений, разработка индивидуальных программ коррекции, проведение логопедических занятий, использование специальных методик и технологий, а также сотрудничество с родителями и педагогами.
В чем заключается роль логопедических технологий в преодолении нарушений произносительной стороны речи?
Логопедические технологии включают в себя различные методики и методы работы с детьми, направленные на коррекцию нарушений произносительной стороны речи. Они помогают улучшить произношение звуков, развить навыки артикуляции и дикции, обогатить словарный запас, научиться правильно складывать звуки в слова и фразы.
Какие выводы можно сделать по главе, посвященной современным аспектам изучения проблемы нарушений произносительной стороны речи?
Из главы можно сделать вывод, что нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста являются довольно распространенной проблемой. Современная наука активно изучает эту проблему и разрабатывает различные подходы и методики для ее преодоления. Логопедическая работа включает в себя системный подход к коррекции нарушений и требует сотрудничества со стороны родителей и педагогов.
Что такое произносительная сторона речи в современной науке?
Произносительная сторона речи в современной науке это...
Какие работы существуют по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста?
Существует несколько видов работ по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Одним из них является...
Какие логопедические технологии используются для преодоления нарушений произносительной стороны речи?
Существует несколько логопедических технологий, которые используются для преодоления нарушений произносительной стороны речи. Одной из таких технологий является...
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы...
Что такое экспериментальная работа по исследованию произносительной стороны речи?
Экспериментальная работа по исследованию произносительной стороны речи это...