Экономические кризисы и антикризисная политика государства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Антикризисное управление
  • 37 37 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 02.04.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Теоретико-методические аспекты изучения современной антикризисной политики государства 5
1.1 Определение сути кризиса, причин его влияния на экономику страны 5
1.2 Стадии кризисного процесса в экономике 9
2. Экономические кризисы и антикризисная политика государства 13
2.1Меры государственного антикризисного регулирования 13
2.2 Антикризисная политика государства 20
3. Особенности кризисного положения 2015-2016 годов в Российской Федерации 27
3.1.Особенности кризиса 2015-2016 года в РФ 27
3.2 Антикризисная политика 2015 года и её результаты 28
2.3Антикризисная политика 2016 года и её результаты 30
Заключение 34
Список литературы 37

Фрагмент для ознакомления

Причины инфляции издержек можно заметить в следующих трех факторах:
удорожание банковских кредитов по причине санкций и повышения ключевой ставки ЦБ;
удорожание ввоза по причине падения курса руля;
увеличение государственных монополий и сокращения конкурентной среды [2]
4. Неполное развитие малого бизнеса. Экономика с высокой частью предприятий малого бизнеса, например как в США - 60%, более стабильна к социально-экономическим кризисам. Но в России часть малого бизнеса значимо ниже, только 20%, и с течением кризиса данная часть начинает сокращаться. Отсутствие слоя малого бизнеса делают экономику РФ мало подвижной и сверх восприимчивой к внешним факторам.
5. Актуальная проблема пенсионного обеспечения, при соотношении 100 пенсионеров к 120 работающим гражданам. Похожая диспропорция формирует большую нагрузку на экономику страны, при том, что в ближайшие годы соотношение пенсионеров к работоспособному население будет только повышаться.
6. Развитие широкого привилегированного класса - чиновничества, не участвующего в производстве ВВП, но содержание, которого становиться бременем экономики.
7. Эмиграция из России.
В 2014 году из страны мигрировало 308 тысяч человек;
В 2015 году из страны мигрировало 350 тысяч человек.
Для примера укажем, что в 2008 году, тоже кризисном, мигрировало ли 38 тысяч человек [4]. Отток, порожденный в главном внутренними политическими проблемами, серьезно подрос в 2012 году, но сегодняшний экономический кризис в России убыстрил его темпы. Поскольку высококвалифицированные россияне эмигрируют, будущее инноваций и частного бизнеса в стране можно поставить под сомнение [3].

3.2 Антикризисная политика 2015 года и её результаты

Антикризисный план 2015 года разработанный правительством РФ заключаются из мер соединенных в семь групп и устремлен на активизацию экономики РФ. Разберем детально все семь групп мер антикризисного регулирования, попутно заметив итоги их истинного олицетворения в жизнь.
1 группа - Меры устремленные на помощь кредитных учреждений в суме 1,55 тр. рублей. Цель меры в выделение кредита через банковский сектор фирмам существенных отраслей экономики. Однако, здесь ест дискуссионный момент связанный с тем, что постановление о предоставлении кредита обязаны принимать банки, и кто поручиться что постановление сотрудников банков не будет носить субъективный характер, а деньги не осядут в их стенах как случилось в 2008 году.
2 группа - меры устремленные на субсидирование части процентной ставки для кредитующихся компаний. На нынешний, 2017 год мы можем сказать, что похожие меры привели в большей мере обогащению самих банков и падению производства. [5] Так как организации продолжают приобретать кредиты под сравнимо высокие проценты и политика ЦБ в сфере регулирования кредитных ставок пока остается неизменное. Можно предположить, при другом подходе, с субсидированием кредитующихся организаций путем выделения им прямых субсидий на погашения издержек производства, вероятно, можно было бы достигнуть других, более продуктивных итогов.
3 группа - меры по технологическому перевооружению организаций с целью компенсирования технического отставания от иных стран, меры по стимулированиям подновления автопарка. Нельзя не переоценить значительность данных мер, так как износ основных фондов на наших промышленных предприятиях доносится 48% согласно данных Счетной платы. Столь большой износ нас подводит к мысли о необходимости подновления основных фондов путем предлагаемой программы утилизации. Однако по результатам 2015 года в отчете Счетной палаты было указано, что состояние износа фондов не улучалось, а напротив. Износ фондов перевалил за отметку 50%. [6]
4 группа - это регулирование налоговой нагрузки путем включения патентной системы. К сожалению, сами патенты различаются высокой стоимость и потому, в частности, организации малого бизнеса не выражают к данной системе налогового интереса, как, впрочем, и самозанятые граждане.
5 группа - меры в сфере снабжения лекарственными препаратам. Сущность данных мер сводиться к постановлению проблем наценки и закупки препаратов. На государственном уровне, правительство увидело решении ситуации с завышением цен на препараты и их отсутствием в аптеках в определении наибольшего размера наценки. Проблема же преимущественной закупки зарубежных препаратов пред отечественными не как не постановлялась, хотя можно предположить, что инструментом постановления здесь могли выступать разработка широкой шкалы наценки.
6 группа - оптимизация бюджетных затратов. Данная мера подключала в себя понижение рада статей бюджет на 10% в 2015 году, а так же заключались рекомендации по росту доходной части бюджета.
7 группа - меры социальной помощи, стимулирований инновационного производства, система грантов, помощь вывоза импортозамещения. Обыкновенная совокупность мер, устремленных на поддержания экономики страны, но, к сожалению, это направление не было подкреплено ясным механизмом осуществления.
В качестве короткого результата антикризисной политики 2015 года заметим, что антикризисный план изначально был слабо проработан, и носил скорее рекомендательный характер, не имея в части употребления антикризисных мер реальных механизмов антикризисного регулирования. Как итог - осуществление мер очутилось крайне низки, только 16 пунктов антикризисной политики были исполнены, 30 пунктов исполнены на половину, а 13 пунктов из 59 не исполнены совсем. Естественно, что отчасти исполненные мероприятия не оказали значительного эффекта на обстановку в экономике.

2.3Антикризисная политика 2016 года и её результаты

Анализировав антикризисный план 2015 года и раскрыв его слабый стороны, связанные с отсутствием обдуманных механизмов по употреблению предложенных мер, перейдем к плану 2016 года. Немедленно скажем, что целостности в плане 2016 года не прибавилось, а противоречия между предложенными мерами и отсутствием механизмов их употребления остались. Другими словами антикризисная политика 2016 года на момент её принятия имела схематичный характер с финансированием ряда мер по остаточному принципу.
Как и в плане 2015 года в плане 2016 можно разбить все предложенные меры на группы, что мы и сделаем:
1 группа - аналогично 2015 году, меры устремленные на помощь кредитных учреждений в сумме 310 млрд. рублей против 1,55 тр. рублей в 2015 году. И опять деньги разделяются через банки, нет механизма адресного субсидирования. Другими словами мера аналогичная плану 2015 года, с тем же механизмом олицетворения, но со значимо сокращенной суммой финансирования.
2 группа - аналогично 2015 году, меры по стимулированиям подновления автопарка. В 2016 году на подновление автопарка выделено 177,69 млрд. рублей которые осуществлялись главным образом через под программу льготного автокредитования. В результате, нельзя отвергать присутствие на рынке более доступных, в сопоставлении с 2014-2015 годом, автокредитов, но в целом по стране эффект подновления автопарка достигнут не был. Средний возраст автомобиля в РФ повысился с 12,4 в 2015 году до полных 13 лет к январю 2017 года, а корень проблемы вероятно не только в высокой стоимости новейших авто (средняя цена автомобиля в РФ 1 мл руб.) но и в не конкурентоспособности отечественного автопарома на внутреннем рынке [8]. Да и с субьективной точки зрения, как владельца авто могу дать оценку в небольшой жизнестойкости самих автокредитов с льготными условиями. Другими словами, можно купить Солярис по системе льготного автокредитования, но вопрос в том - куда на нем ехать в действительных условиях нашей дорожной инфраструктуры? Приходиться разыскивать более приспособленное, но и возрастное авто на вторичном рынке.
3 группа - формирование промышленности, 22 млрд. рублей, в том числе 5 млрд. рублей на спонсирование малых промышленных компаний. По данным Счетной палаты на 05 августа 2016 года приведенных в газете "Ведомости" данные меры были исполнены только на ј, задержки в очередной раз были связаны с изначальной плохой проработкой антикризисного плана.
4 группа - меры социальной помощи, стимулирований субъектов малого и среднего бизнеса, инновационного производства, система грантов, помощь вывоза импортозамещения. Это очень значительная группа планов, однако, суммы, выделенные на эти направленности даже меньше чем сумма, устремленная на подновление автопарка в РФ. Итак, на социальную помощь населения выделили только 90,4 млрд. рублей, а на развитие бизнеса и того меньше - 29,1 млрд. рублей. Напомним, что в целях подновления автопарка выделили 177,69 млрд. рублей. Может результативнее вместо включения программы льготного кредитования стимулировать формирования бизнеса в целях основания достойных рабочих мест?
На инновационные проекты, при условиях технологического отставания страны по причине введенных санкции постановлено было выделить всего - 4 млрд. рублей. Которые, по отчетам счетной платы предоставляли в рамках осуществления плана с важнейшей задержкой, а субсидии на помощь малого и среднего бизнеса в июне месяце 2016 года не предоставляли вообще [9].
5 группа - помощь легкой промышленности, помощь сельского хозяйства. Согласно документу, в 2016 году правительство постановило выделить 50 млрд. руб. на помощь и формирование сельского хозяйства. Кроме этого, ожидалось денежное вливание в процесс субсидирования скидок на покупку агротехники отечественного производства, а также на уставный капитал и имущественный взнос предприятий.
Однако , посмотрев в отчет Счетной платы на 5 августа 2016 года видим информацию о том, что финансирования отрасли сельского хозяйства проистекало очень неторопливыми темпами, а пункт сравнительно помощи импортозамещения в сельском хозяйстве остался и вовсе нереализованным. На 3 октября 2016 год Минсельхоз сообщил, что меры импортозамещения перенесены на 2017 год [8].
Оценивая меры предложенные в антикризисном плане 2016 года заметим, что они носили положительное направление, были, безусловно, значимы, но отсутствие системного подхода к их осуществлению сделало план нерезультативным. Из 123 пунктов плана 2016 года исполнили целиком только 63, и можно сказать, что и он фактически повторил судьбу антикризисного плана 2015 года. Причинами неիսвыполнения остальных пунктов наименованы: неторопливое согласование документов, приостановки финансирования, низкая компетентность управленческих кадров, излишние контрольные процедуры и отсутствие ответственности за իսполнение предложенных мер.










Заключение

Мировой финансовый кризис (временами именуют «великая рецессия») - финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре - октябре 2015 года в виде существенного ухудшения главных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.
Государственная антикризисная политика - это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, употребления методов понижения негативных следствий кризиса и употребления его итогов для будущего более постоянного развития.
Антикризисное регулирование - это политика правительства, которая устремлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следственно, и всякого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для предельного употребления научно-технического потенциала и для введения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно базироваться на предшествующий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, принятых в прошлом: какие проистекали кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были порождены следствия (как отрицательные, так и позитивные). Ведь часто кризис - это начало новейшего вектора, перемена устаревших технологий на нынешние. Именно поэтому нужна совершенная диагностика всех вероятных аспектов.
Выделяют две главные формы государственного регулирования:
I. Прямые, подразумевающие под собой прямое влияние государства на совокупные спрос и предложение ; II. Косвенные, предполагающие опосредованное влияние государства. Примерами прямого влияния можно наименовать основание государственного сектора, перераспределение доходов и программирование экономики; примерами косвенного влияния - соответствующая деятельность кредитно-финансовой и налоговой систем.
Правительство страны несет ответственность за проистекающие события, поэтому именно от государственной политики зависит всеобщая обстановка в государстве.
Для стабилизации экономической ситуации и упрочения позиций на международной арене государственные органы реализовывают меры защиты по следующим направлениям: правовое ( основание правовой основы антикризисного управления, основание особых органов для проверки и экспертиз предприятий в кризисных ситуациях), методическое (мониторинг и анализ банкротств предприятий), информационное (анализ и учет платежеспособности предприятий), экономическое и административное (методы регулирования экономической деятельности для стабилизации), организационное (основание условий для мирного, цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций), социальное (защита работников в случае банкротства предприятия), кадровое (подготовка специалистов в сфере антикризисного управления), экологическое (защита окружающей среды). Так как политическая и экономическая обстановка в мире в целом и той или другой стране неустойчива, нужны неизменные видоизменения в определенной политике: коррекция налоговых ставок, вынесение видоизменений в имеющиеся законы, ужесточение мер по контролю за деятельностью предприятий.
Сравнительно антикризисной политики 2015-2016 годов можно сказать, что, к сожалению, принятые планы носили картинный характер, без оказания качественного воздействия на экономическую ситуацию в стране. Они исполнялись неторопливо, в два периода: первый считается периодом принятия нормативных актов, второй - разделением денег. По осуществлению планов, даже на первых периодах проистекали задержки по подготовки нормативных актов, финансирование мер же проистекало в большинстве своем только на уровне Ѕ к утвержденным в планах суммам, а по некоторым мерам не проистекало и вовсе.

























Список литературы

Акаев, А.А. Влияние деловых циклов на долговременный экономический рост. - Доклады РАН, 2015, том 421, №1, с. 1-5.
Акаев, А.А. Вывод общего уравнения макроэкономической динамики, описывающего совместное взаимодействие долгосрочного роста и деловых циклов. - Доклады РАН, 2016, том 417, №4, с. 439-441.
Ананьин, О. И. Экономика как искусство / Отв. ред. О.И. Ананьин, Институт экономики РАН. - М.: Наука, 2014. - 255 с.
Булатов А. С. Антикризисная политика в России и США: сходство и различия. Вестник МГИМО, №3-4 (6-7), 2013.
Вечканов, Г. С. Вечканова Г.П. Макроэкономика. С-Петербург Изд-во "Питер". - 2013. 648 с.
Гапоненко, Н.В. Мировые кризисы. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016. - 239 с.
Дынкина, А. А. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / Под ред. А.А. Дынкина, - ИМЭМО РАН - М.: Магистр, 2016. - 429 с.
Зуев, В. Н. Антикризисная политика Евросоюза. Международная экономика. № 10. 2014. с 5 - 13.
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Едиториал УРСС, 2013. - 288 с.
Кириченко А.В., Антикризисная политика США. Международная экономика. № 11. 2015. с 5 - 14.
Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: "Экономика", 2014. - 767 с.
Лемешевский И. М. Макроэкономика. Мн.:ФУАинформ. 2014. - 576 с.
Люри Д.И. Траектория развития экологических кризисов // Доклады РАН, 2014, том 394, №2, с.252-254
Маринич Т. "В условиях системного кризиса белорусская экономика находится уже много лет". Директор центра деловых коммуникаций BEL.BIZ, белорусского экономиста Татьяны Маринич. Аргументы и факты в Беларуси. № 35.
Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу. - М.: Международные отношения, 2014. - 272 с.
Полетаев А.В., Савельева И.М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма. - М.: Наука, 2015.
Полухин А. Антикризисная политика России. Новая Газета. № 20. 2011.
Порфирьев, Б."Современные концепции кризисов и принятия управленческих решений"//РЭЖ. - 2014 №1 с 41.
Терещенко В. И. Выход из кризиса? Возможен. Мн.: 2011.
Фетисова В. М. Прогнозирование будущего: новая парадигма / Под ред. гг. Фетисова, В.М. Бондаренко. - М.: "Экономика", 2012. - 283 с.
Финансовый кризис 2008 - 2011 года. Википедия. 2011.
Шустер Д. Эпицентр. Парадоксы Глобального Кризиса. М.: Экономическая Школа, 2011. - 114 с.










1

Список литературы

1. Акаев, А.А. Влияние деловых циклов на долговременный экономический рост. - Доклады РАН, 2015, том 421, №1, с. 1-5.
2. Акаев, А.А. Вывод общего уравнения макроэкономической динамики, описывающего совместное взаимодействие долгосрочного роста и деловых циклов. - Доклады РАН, 2016, том 417, №4, с. 439-441.
3. Ананьин, О. И. Экономика как искусство / Отв. ред. О.И. Ананьин, Институт экономики РАН. - М.: Наука, 2014. - 255 с.
4. Булатов А. С. Антикризисная политика в России и США: сходство и различия. Вестник МГИМО, №3-4 (6-7), 2013.
5. Вечканов, Г. С. Вечканова Г.П. Макроэкономика. С-Петербург Изд-во "Питер". - 2013. 648 с.
6. Гапоненко, Н.В. Мировые кризисы. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016. - 239 с.
7. Дынкина, А. А. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / Под ред. А.А. Дынкина, - ИМЭМО РАН - М.: Магистр, 2016. - 429 с.
8. Зуев, В. Н. Антикризисная политика Евросоюза. Международная экономика. № 10. 2014. с 5 - 13.
9. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Едиториал УРСС, 2013. - 288 с.
10. Кириченко А.В., Антикризисная политика США. Международная экономика. № 11. 2015. с 5 - 14.
11. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: "Экономика", 2014. - 767 с.
12. Лемешевский И. М. Макроэкономика. Мн.:ФУАинформ. 2014. - 576 с.
13. Люри Д.И. Траектория развития экологических кризисов // Доклады РАН, 2014, том 394, №2, с.252-254
14. Маринич Т. "В условиях системного кризиса белорусская экономика находится уже много лет". Директор центра деловых коммуникаций BEL.BIZ, белорусского экономиста Татьяны Маринич. Аргументы и факты в Беларуси. № 35.
15. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу. - М.: Международные отношения, 2014. - 272 с.
16. Полетаев А.В., Савельева И.М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма. - М.: Наука, 2015.
17. Полухин А. Антикризисная политика России. Новая Газета. № 20. 2011.
18. Порфирьев, Б."Современные концепции кризисов и принятия управленческих решений"//РЭЖ. - 2014 №1 с 41.
19. Терещенко В. И. Выход из кризиса? Возможен. Мн.: 2011.
20. Фетисова В. М. Прогнозирование будущего: новая парадигма / Под ред. гг. Фетисова, В.М. Бондаренко. - М.: "Экономика", 2012. - 283 с.
21. Финансовый кризис 2008 - 2011 года. Википедия. 2011.
22. Шустер Д. Эпицентр. Парадоксы Глобального Кризиса. М.: Экономическая Школа, 2011. - 114 с.

Вопрос-ответ:

Что такое экономический кризис и как он влияет на экономику страны?

Экономический кризис - это период сильного падения экономической активности и негативного влияния на все сферы экономики страны. Он проявляется в сокращении производства, увеличении безработицы, падении доходов населения, снижении инвестиций и других показателей. Кризис может быть вызван разными факторами, такими как финансовые проблемы, политический кризис, нестабильность на мировом рынке и другие. В результате кризиса, экономика страны сталкивается с серьезными проблемами и требует эффективной антикризисной политики государства.

Что такое кризис и каковы его причины?

Кризис - это острое экономическое состояние, характеризующееся существенным снижением производства, уровня жизни и ростом безработицы. Его причины могут быть различными, включая финансовые, политические и социальные факторы. Например, экономический кризис может быть вызван нестабильностью на финансовых рынках, падением спроса на товары и услуги, высоким уровнем государственного долга или непродуктивной экономической политикой государства.

Что такое антикризисная политика государства?

Антикризисная политика государства - это комплекс мер, принимаемых государством для преодоления экономического кризиса и восстановления экономического роста. Цель такой политики - минимизировать негативные последствия кризиса на экономику и общество. Антикризисная политика может включать финансовые, фискальные, монетарные и регулирующие меры с целью стимулирования экономической активности и восстановления доверия на рынках.

Что такое экономический кризис?

Экономический кризис - это серьезное и продолжительное снижение экономической активности, сопровождающееся резким падением производства, ростом безработицы, снижением уровня жизни и другими негативными последствиями для экономики страны.

Какие причины влияют на экономический кризис?

Причины экономического кризиса могут быть различными, включая финансовые сговоры, нестабильность международных отношений, политическую нестабильность, изменения в мировой экономике, неправильные экономические политики правительства и другие факторы.

Какие стадии проходит кризисный процесс в экономике?

Кризисный процесс в экономике проходит через несколько стадий: начальный, эскалации, острые и аналитические. На начальной стадии происходят первые признаки кризиса, на стадии эскалации кризис усиливается и распространяется на различные секторы экономики, на острой стадии наиболее ярко проявляются все негативные эффекты, а на аналитической стадии проводится анализ кризиса и разрабатываются меры по его преодолению.