Информационно-аналитические технологии в управлении в сфере книжного дела

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Информационные технологии управления
  • 28 28 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 02.04.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Информационно-аналитические технологии в издательском деле 6
1.1 Особенности редакционно-издательской работы 7
1.2 Информационные технологии в управлении издательским процессом 9
2. Информационно- аналитические технологии в книгораспространении 11
2.1 Единое информационное пространство в книжном деле 13
2.2. Электронный обмен данными в информационно-аналитической деятельности книжного предприятия 15
2.3 Информационно-аналитическиетехнологии в библиотечном деле 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Дляэффективного электронного обмена информацией между библиотеками икниготорговыми предприятиями была разработана специальная программа переводаданных из формата ONIX в формат UNIMARC. Используя ее, библиотеки могут получатьнеобходимые им сообщения или элементы данных из ONIX в свои каталоги, построенныев формате UNIMARC.В настоящее время ведутся работы по созданию протокола ЭОД между субъектамикнижного рынка, который должен определить порядок представления информацииучастниками процесса книгораспространения. В целом примерная схема взаимодействияиздателя, поставщика и книготоргового предприятия приведена на рисунке 2.Чем раньше издатель сообщит информацию о готовящемся к выпуску изданиикниготорговцам, тем он точнее сможет определить тираж этого издания на основеперспективных заказов, присланных оптовыми предприятиями и магазинами [10].Кроме того, от поставщиков книжные магазины должны получать не толькоинформацию о предлагаемых ими новинках (прайс-лист), но и сведения об остаткахтовара, имеющихся на их складах. Такая информация существенно повышает уровеньобслуживания книжными магазинами конечных покупателей, так как розничноепредприятие может оперативно находить издания у поставщиков по заказам своихклиентов. Действительно, информация о наличии товара на складе поставщика и временидоставки этого товара позволит принимать заказы покупателей с точными сроками ихисполнения и минимальными складскими запасами на собственной территории. Такимобразом, скорость реализации изданий может существенно возрасти, что повыситэффективность книгораспространения. При этом объем собственных запасов на складахдолжен уменьшиться, что в конечном счете снизит издержки на весь процесс.Препятствием для формирования ЭОД в книжном деле выступают ряд фактов:• отсутствие отраслевого стандарта• использование издателями, и книготорговыми предприятиями различныхпрограммных продуктов, которые нуждаются в индивидуальной доработке иреализации механизмов ЭОД;• устаревшие аппаратные и программные средства издателей и книготорговыхпредприятий.Рис.2 Примерная схема ЭОД между участниками книжного бизнеса [5]2.3 Информационно-аналитическиетехнологии в библиотечном делеБиблиотечное дело — это область деятельности по организации библиотечного обслуживания, многоаспектная разновидность книжного дела [14]. Главной функцией в этой отрасли книжного дела является обеспечение доступа всех читателей к пользованию книгами. Здесь существуют два способа. 1. Общественная форма пользования — когда книги содержатся в библиотеках и выдаются на определенный срок. Также библиотека осуществляет информационные, культурно-воспитательные и идеологические функции. 2. Личная библиотека. Когда книги находятся в личном пользовании одного человека. Через государственные и другие библиотеки значительно увеличивается использование печатной продукции. Библиотеки организуют рациональное книжное обращение, делая каждое издание доступным. В последние десятилетия появилась новая форма библиотеки – электронная. Особую категорию электронных библиотек составляют электронные библиотечные системы, предназначенные для обслуживания образовательного процесса. Как правило, ЭБС предлагают своим пользователям дополнительные информационно-аналитические функции, которые существенно облегчают учебную и научную деятельность.С библиотечным делом тесно связано дело библиографическое [18].Библиография — одна из отраслей книжного дела, или, как утверждает государственный стандарт, это область научно-практической деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации с целью воздействия на использование произведений печати в обществе. Входя в систему книжного дела, библиография сама по себе является сложной и разветвленной системой. Ее первичные ячейки — библиографические и научно-информационные службы, определить количество которых, даже приблизительно, невозможно. Они работают в министерствах, ведомствах, научно-исследовательских и учебных институтах, библиотеках, книжных магазинах, организациях и обязательно на всех промышленных предприятиях. Но выполняют они очень разные функции и подчас значительно отличаются друг от друга, как с точки зрения их структуры, так и результата их деятельности. Задача библиографии — описание источника, систематизация и каталогизация имеющихся данных. Правила и нормы составления библиографического описания (БО) и библиографической записи (БЗ) регламентирует стандарт. Задача библиографии — содействовать научно-исследовательской, научно-педагогической работе. В этом плане активно трудятся научные библиотеки, университетские, отраслевые центры. Важно сказать, что точное соответствие библиографического описания, составляемого библиографом, кpaйнe важно в контексте судьбы издания, т. к. в случае ошибки книга не попадет в единый реестр и, соответственно, не найдет своего читателя. Существуют различные способы информирования. 1. Издательские каталоги. Информацию о выпускаемых книгах можно получить через каталог любого издательства, даже самое небольшое из них выпускает 2–3 каталога: а) рекламный, приуроченный к какому-либо событию; б) перспективный, где названы все издания, которые планируется выпустить в течение года; в) сводный — все выпущенные издательством книги, которые еще можно заказать (имеются в наличии или можно оперативно допечатать тираж). 2. Текущая книготорговая библиография. Она практикуется, как правило, в профессиональных издательско-книготорговых журналах. Обычно оперативная (ежемесячная, еженедельная — в зависимости от издательства). Издательство понимает всю важность этого процесса, т. к. книготорговая библиография — основной материал, с которым работают магазины. Книга, сюда не попавшая, никогда не будет заказываться. 3. Национальные указатели книг, имеющихся в наличии и в продаже — это второй из главных инструментов, с которым и работают все книготорговцы. Можно сказать, что это суммарный сводный каталог всех издательств страны. Он дает сведения абсолютно обо всех изданиях, находящихся в данный момент на рынке. По ним можно заказать любую книгу, даже не зная, когда она вышла в свет. Такими указателями пользуются все книжные магазины. 4. Национальная библиография. Точно узнать о том, выходила ли книга в стране, сколько раз и в каких издательствах, можно в национальной библиографии. Это наиболее точные и полные сведения обо всей книжной продукции страны. Готовятся они, в отличие от предыдущих, на основе обязательного бесплатного экземпляра, присылаемого библиотеке. Они дают сведения только о книгах, вышедших в течение года. Каждый этап имеет свои тонкости и сложности. Но, только пройдя их все, книга сможет занять достойное место. Поэтому для человека, работающего в данной сфере, очень важно иметь в своем распоряжении информационно-аналитические компьютерные инструменты ЗаключениеПервое десятилетие XXI века свидетельствует о том, что книжную отрасль ждут большие перемены. Во многом они связаны с внедрением новых информационных, в том числе – информационно-аналитических технологий.В целом, книга в процессе своей «жизни» проходит сложный путь. Он начинается уже с того момента, когда автор только задумал написание произведения, а зачастую — когда издательство решило заказать книгу автору. После написания рукопись попадает к специалистам, первоочередной задачей которых является превращение рукописи в полноценную книгу. Но на этом путь не заканчивается. После появления на свет книга должна достичь своего читателя. Без этого в ее создании нет никакого смысла.Таким образом, значительное место в «жизни» книги занимает процесс, который и принято именовать книжным делом. Неслучайно общепринятую схему «книга — читатель» можно изобразить как «книга — книжное дело — читатель». Книжное дело является звеном, связующим автора и читателя. Это своеобразный посредник между ними. Все его составные части по-своему важны и являются неотъемлемой частью процесса. Поэтому можно с уверенностью говорить о книжном деле как о системе. Все отрасли книжного дела оказываются связанными значительно теснее, чем это может показаться на первый взгляд, и никого не будут удивлять электронные библиотеки и библиотечные системы, которые уже появляются в издательствах, или издательская деятельность библиотек, которая будет сопоставима по значимости с деятельностью по обслуживанию пользователей. Зачастую в роли такого связующего звена между отдельными отраслями книжного дела выступают информационно-аналитические системы.Список использованной литературыБарякина, Э. В. Справочник писателя: как написать и издать успешную книгу / Э. В. Барякина. –2-е изд., перераб. — М.: Университетская книга: Школа издательского и медиа бизнеса, 2011. – 271 с.Винокур А.И., Иванько А.Ф., Иванько М.А.Информационные системы в издательском деле: учеб.пособие / А.И. Винокур, А.Ф. Иванько, М.А. Иванько ; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2015. — 196 с.Гнутова, А.А. Технология реализации издательской продукции: учеб. пособие /А.А.Гнутова, С.А.Нечитайло. – Самара: Изд-во СГАУ, 2014. – 64 с.Дэвис, Дж. Отбор и оценка рукописей / Дж. Дэвис; научн. ред. пер. Н.Г. Николаюк, О. В. Коланькова; пер. с англ. М. В. Лапшинова. — М.: Университетская книга, 2008. — 227 с.Крылова М.Д.Логистика в книжном деле: Учебное пособие. – М.: МГУП, 2010. – 219с.Кузенкова Г.В. Информационные технологии в подготовке публикаций: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 121 с.Лобин А. М. Проектирование и анализ концепции книжного издания: учебноепособие для студентов специальности 030901 «Издательское дело иредактирование» / А. М. Лобин, М. В. Миронова. - Ульяновск : УлГТУ, 2009.- 110 с.Малышкин, Е. В. Настольная книга издателя: справ. пособие для ред., тех. ред., верстальщика и худ. / Е. В. Малышкин [и др.]. — М.: АСТ, 2005. — 811с.Нечитайло А.А. Менеджмент в книжном деле: учеб. пособие / А.А. Нечитайло.- Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, 2007. - 160с.Нечитайло А.А. Менеджмент в книгораспространении. Ч. II: учеб.пособие / А.А. Нечитайло, Е.В. Ермакова. - Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, 2009. - 160 с.Нечитайло, А.А. Менеджмент в издательском деле: учебник / А.А. Нечитайло,А.А. Гнутова, Н.В. Прядильникова – Самара: Изд-во СГАУ, 2011. – 280 с.Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н. - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.Романо Ф. Принт-медиа бизнес / Фрэнк Романо; Пер. с англ. М. Бредис, В. Вобленко, Н. Друзьева; Под ред. Б.А. Кузьмина. - М.: ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006. - 456 с.Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации. Коллективная монография в 2 частях под общ. ред. Астафьевой О. Н. — СПб, ЭЙДОС, 2014. — 639 с.Современное издательское дело: новое в теории и практике /под ред. Л.А.Мосуновой . – Киров: Радуга-Пресс, 2015. – 152 с.Современное отечественное и зарубежное издательское дело /А.В.Зарубин, под ред.Т.В.Поповой . – Екатеринбург:УГТУ-УПИ, 2008. – 112 с.Хлопунова, О. В. Теоретико-технологические аспекты оформления книги: учеб. пособие / О.В. Хлопунова. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. – 111 с.Энциклопедия книжного дела / Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчин, Н. П. Маковеев [и др.]. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 634 с.

Список использованной литературы

1. Барякина, Э. В. Справочник писателя: как написать и издать успешную книгу / Э. В. Барякина. –2-е изд., перераб. — М.: Университетская книга: Школа издательского и медиа бизнеса, 2011. – 271 с.
2. Винокур А.И., Иванько А.Ф., Иванько М.А.Информационные системы в издательском деле: учеб.пособие / А.И. Винокур, А.Ф. Иванько, М.А. Иванько ; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2015. — 196 с.
3. Гнутова, А.А. Технология реализации издательской продукции: учеб. пособие /А.А.Гнутова, С.А.Нечитайло. – Самара: Изд-во СГАУ, 2014. – 64 с.
4. Дэвис, Дж. Отбор и оценка рукописей / Дж. Дэвис; научн. ред. пер. Н.Г. Николаюк, О. В. Коланькова; пер. с англ. М. В. Лапшинова. — М.: Университетская книга, 2008. — 227 с.
5. Крылова М.Д.Логистика в книжном деле: Учебное пособие. – М.: МГУП, 2010. – 219с.
6. Кузенкова Г.В. Информационные технологии в подготовке публикаций: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 121 с.
7. Лобин А. М. Проектирование и анализ концепции книжного издания: учебноепособие для студентов специальности 030901 «Издательское дело иредактирование» / А. М. Лобин, М. В. Миронова. - Ульяновск : УлГТУ, 2009.- 110 с.
8. Малышкин, Е. В. Настольная книга издателя: справ. пособие для ред., тех. ред., верстальщика и худ. / Е. В. Малышкин [и др.]. — М.: АСТ, 2005. — 811с.
9. Нечитайло А.А. Менеджмент в книжном деле: учеб. пособие / А.А. Нечитайло.- Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, 2007. - 160с.
10. Нечитайло А.А. Менеджмент в книгораспространении. Ч. II: учеб.пособие / А.А. Нечитайло, Е.В. Ермакова. - Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, 2009. - 160 с.
11. Нечитайло, А.А. Менеджмент в издательском деле: учебник / А.А. Нечитайло,А.А. Гнутова, Н.В. Прядильникова – Самара: Изд-во СГАУ, 2011. – 280 с.
12. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н. - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.
13. Романо Ф. Принт-медиа бизнес / Фрэнк Романо; Пер. с англ. М. Бредис, В. Вобленко, Н. Друзьева; Под ред. Б.А. Кузьмина. - М.: ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006. - 456 с.
14. Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации. Коллективная монография в 2 частях под общ. ред. Астафьевой О. Н. — СПб, ЭЙДОС, 2014. — 639 с.
15. Современное издательское дело: новое в теории и практике /под ред. Л.А.Мосуновой . – Киров: Радуга-Пресс, 2015. – 152 с.
16. Современное отечественное и зарубежное издательское дело /А.В.Зарубин, под ред.Т.В.Поповой . – Екатеринбург:УГТУ-УПИ, 2008. – 112 с.
17. Хлопунова, О. В. Теоретико-технологические аспекты оформления книги: учеб. пособие / О.В. Хлопунова. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. – 111 с.
18. Энциклопедия книжного дела / Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчин, Н. П. Маковеев [и др.]. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 634 с.

Вопрос-ответ:

Какие технологии используются в редакционно-издательской работе?

В редакционно-издательской работе используются различные информационные технологии, такие как системы управления контентом, автоматизированные редакторы, программы для верстки и дизайна, базы данных для хранения текстов и многое другое. Эти технологии позволяют оптимизировать процессы создания и публикации книг, ускоряют работу редакторов, корректоров и дизайнеров, а также повышают качество и удобство представления издания.

Какая роль информационно-аналитических технологий в книгораспространении?

Информационно-аналитические технологии играют важную роль в книгораспространении. Они позволяют создать единое информационное пространство для книжных издательств, дистрибьюторов и книжных магазинов. Это помогает автоматизировать процессы работы с каталогами изданий, контролировать остатки и поставки книг, улучшать логистику и многое другое. Также информационно-аналитические технологии дают возможность проводить анализ рынка книг и предоставлять более точные прогнозы спроса.

Какие особенности редакционно-издательской работы?

Редакционно-издательская работа имеет свои особенности. Во-первых, это работа с большим объемом текстов и документов, требующая систематизации и хранения в электронном виде. Во-вторых, это работа с авторами и редакторами, которая требует обмена данными и координации работы. В-третьих, это работа с дизайнерами и верстальщиками, которая требует точного соблюдения оформительских и стилистических требований. Все эти особенности можно эффективно решать с помощью информационно-аналитических технологий.

Какие преимущества дает единое информационное пространство в книжном деле?

Единое информационное пространство в книжном деле позволяет собрать и систематизировать всю информацию о книгах - от их создания до продажи. Это существенно упрощает работу издателей, дистрибьюторов и книжных магазинов. Они могут быстро и точно находить нужные книги, контролировать остатки и поставки, а также анализировать данные о продажах и предпочтениях покупателей. Единое информационное пространство также способствует сокращению издержек и повышению эффективности всего книжного бизнеса.

Какие особенности имеет редакционно-издательская работа в книжной сфере?

Особенности редакционно-издательской работы в книжной сфере включают в себя подготовку рукописей к печати, редактирование и корректировку текстов, оформление макетов, разработку дизайна обложек и т.д. Это требует не только творческих навыков, но и умения работать с различными программными продуктами и системами хранения и передачи информации.

Какие информационные технологии используются в управлении издательским процессом?

Для управления издательским процессом используются различные информационные технологии, такие как системы автоматизации управления процессом подготовки книги к печати, электронные базы данных средств массовой информации, системы учета и контроля издательской продукции и другие. Эти технологии позволяют ускорить и упростить процессы работы, сократить затраты и повысить эффективность деятельности издательства.

Как влияет единое информационное пространство на книжное дело?

Единое информационное пространство позволяет упростить доступ к информации о книгах, авторах, издателях и других участниках книжного рынка. Это способствует улучшению коммуникации и сотрудничеству между различными участниками книжной сферы, а также позволяет быстро найти необходимую информацию для принятия решений. Кроме того, единое информационное пространство способствует развитию электронной коммерции в сфере книжного дела.

Какие преимущества дает электронный обмен данными в информационно-аналитической деятельности книжного предприятия?

Электронный обмен данными в информационно-аналитической деятельности книжного предприятия позволяет сократить время на передачу и обработку информации, снизить вероятность ошибок, повысить точность и надежность данных. Кроме того, это способствует улучшению коммуникации и сотрудничеству с другими участниками книжной сферы, такими как авторы, издатели, книжные магазины и т.д. Это повышает эффективность деятельности книжного предприятия и способствует развитию отрасли в целом.