Государство и рынок в охране окружающей среды
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 02.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Статистический анализ показателей состояния и охраны окружающей среды Российской Федерации 5
2. Роль государства в формировании экологического сегмента национального рынка 9
3. Рынок и охрана окружающей среды 13
Заключение 25
Список литературы 26
В таких производствах соблюдение экологических требований повышает себестоимость продукции не менее чем на 30–40%. Но и в этих отраслях все сильнее ощущается давление со стороны потребителей, требующих повышения экологических характеристик производственных процессов.7.Влияние общественных движений. Влияние различных природоохранных общественных движений и фондов становится все ощутимее. Такиеобщественные объединения, как «зеленые», охватывают людей различныхпрофессий, которые могут проводить исследования причин и источников загрязнения, активизировать освещение проблемы экологии в средствах массовой информации, что оказывает существенное влияние на процесс создания и реализации природоохранных программ. Именно действия населения в ХХ веке инициировали в развитых странах государственное регулирование и контроль за процессом природопользования. Свидетельством нового отношения бизнеса к окружающей среде стала активизация общественных организаций и деловых кругов, координирующих усилия в области экологии. Наиболее важное направление – координация деятельности государств и ТНК. Среди них Совет предпринимателей по устойчивому развитию, образованный в 1990 г. главами пятидесяти ведущих компаний мира с целью привлечения внимания деловых кругов к решению экологических проблем. Совет по собственной инициативе устанавливает повышенные экологические стандарты для своих членов. В числе первых инициатив была программа «Ответственное поведение», разработанная предпринимателями химической отрасли США. В соответствии с ней компании отслеживают свою продукцию в течение ее жизненного цикла и следуют экологическим принципам. Деловая хартия устойчивого развития разработала принципы и требования отражения экологических факторов на потребительском рынке и в деятельности торговли. В частности, предусмотрено разрабатывать и обеспечивать продукты и услуги, не производящие неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Указанные продукты и услуги должны быть безопасными в использовании, эффективными в смысле потребления энергии и природных ресурсов и имеющие потенциал безопасной переработки и вторичного использования или удаления. С целью защиты экологических прав потребителей предусмотрено их консультирование, а при необходимости и обучение, ознакомление распространителей и общественности с информацией по экологически безопасному использованию, транспортировке, хранению и удалению предлагаемых продуктов.8. Социально-культурный контекст. Страна и даже регион характеризуются спецификой социокультурной среды, в которой выделяются жизненные ценности, традиции, конфессии. Культура потребления находит свое выражение в способности общества и каждого индивида рационализировать потребление, целесообразно использовать имеющиеся ресурсы, в том числе и природные. Сегодня культура потребления определяется не только тем, что потребляется, но и тем, от чего общество отказалось для предотвращения возможного ущерба среде. Приобретение и потребление материального блага содержит в себе как конструктивные, так и деструктивные элементы, составляющие основу эколого-экономических противоречий общества. Проблема заключается в минимизации деструктивного потребления в условиях, когда при общем росте потребления абсолютные границы деструктивных элементов расширяются. Инструментом разрешения данной проблемы является воспитание культуры потребления благ, отношения к окружающей природной среде, вплоть до отказа от производства продуктов, которое наносит ущерб качеству окружающей природной среды.Экологизация социальных потребностей становится условием жизнедеятельности развитых экономик. Итогом поиска мер по согласованию общественных интересов стало укрепление регулирующей роли государства в экологической сфере на рубеже 70–80-х годов ХХ века. Снижение экологического интереса в обществе и ослабление влияния проэкологически настроенных групп в США и странах Западной Европы (исключая Германию) в 90е годы ХХ века являются реакцией населения на угрозу ущемления традиционных материальных интересов и свидетельством о его неготовности к восприятию альтернативного образа жизни. Отказ населения развитых стран от активного участия в экологической политике обусловлен возможностью экологизации экономики через действие рыночного механизма. Поддерживая на высоком уровне свои требования к качеству жизни, население «экологизирует» потребительский спрос, а через него управляет хозяйственной деятельностью.9.Международный социальнокультурный контекст. Возможно влияние инициатив отдельных стран в области охраны здоровья человека и окружающей среды с помощью средств экологической политики на структуру международной торговли и инвестиций. Экологическая политика влияет на конкурентоспособность, если предприятия отрасли одной страны вынуждены нестигораздо более крупные расходы по борьбе с загрязнением по сравнению с иностранными компаниями, что предопределяет размещение производств даннойотрасли. Влияние этих факторов на торговлю и капиталовложения значительноварьируется в зависимости от приоритетов экологической политики: воздействие на производство или на потребление. Соглашение ВТО по техническимбарьерам в торговле допускает распространение странами внутренних мер наимпортируемые товары при условии их применения в соответствии с правилами ВТО, включая национальный режим и принцип недискриминации. Применение этого режима может существенно снижать, хотя и не устранять полностью, возможности возникновения разногласий между странами в связи с вопросами конкурентоспособности. Что касается воздействия на производственные процессы, то, согласно правилам ВТО, страны не могут распространятьвнутренние технологические стандарты на импортируемую продукцию. И всёже технологические регламентации могут вызвать рост издержек у производителя и снижать конкурентоспособность экспортных компаний и предприятий,конкурирующих с импортерами, и тем самым порождать торговые трения из-заобеспокоенности по поводу конкурентоспособности.10.Политические факторы. Размеры финансирования государствомисследований и разработок могут влиять на экологическую конкурентоспособность отраслей. Интересы, которыми руководствуются управляющиеструктуры при принятии решений об экологизации государственной политикимогут быть весьма отдалены от наблюдаемых действий и непосредственныхрезультатов.Факторы внешней среды обладают рядом свойств, которые необходимо учитывать при управлении ими: взаимосвязанность факторов, подвижность среды, ее неопределенность. Все названные факторы оказывают взаимное, достаточно сильное влияние на развитие экологического сегмента рынка. Население, выражая свои потребности к состоянию окружающей среды, формирует спрос на товары определенного качества и экологичности. При этом государство, выражая интересы общества, вносит соответствующие изменения в нормативно-законодательную базу, определяя наиболее перспективные направления развития экосегмента. Достижения научно-технического прогресса позволяют совершенствовать техническую и технологическую базу разрешения экологических проблем.Таким образом, причина формирования экологического сегмента национальной экономики – это достижение обществом определенной степени развития, когда в достаточной мере удовлетворены первичные потребности и возникают производные, более развитые, к числу которых относится потребность в экологизации хозяйственных отношений. Государство, отвечая на формирующуюся потребность, создает нормативно-правовую базу функционирования экологического сегмента национальной экономики, одновременно занимая на нем ниши, непривлекательные или малопривлекательные для частного бизнеса или, напротив, стратегически важные для национального хозяйства. Частные компании организуют деятельность по производству экологически чистых, безотходных, ресурсосберегающих технологий, экологическому страхованию и т.д. в созданной государством институциональной среде.ЗаключениеДля российской экономики успешнаяреализация сбалансированного эколого-экономического развития имеет особое значение. Можно отметить несколько причин,почему рациональному природопользованию и защите окружающей среды должноуделяться повышенное внимание в ходеэкономической деятельности российскихпредприятий:• структурная особенность российской экономики, ее ориентация наэкспорт природных ресурсов;• технологическое отставание в рядеотраслей, устаревание оборудования, технологическая неэффективность;• низкий уровень культуры в областизащиты окружающей среды, рационального пользования природнымиресурсами и их сбережения;• низкая эффективность менеджментапредприятий, отсутствие пониманиятого, что рациональное использование ресурсов, внедрение систем менеджмента качества и экологического менеджмента способны снизитьиздержки предприятий;• слабая развитость институтов рационального природопользования;• слабая развитость системы прав наэкологические и природные блага.Таким образом, можно с уверенностьюзаявить, что важнейшим путем развитияроссийской экономики, повышающим ееэффективность, снижающим затраты инегативное воздействие на окружающуюсреду, является сбалансированный эколого-экономический тип развития. Базовымэлементом такого типа развития, по нашему мнению, должны стать институты рационального природопользования, которыеприменяются субъектами в рамках экономической деятельности с целью снижениянегативного воздействия на окружающуюсреду.Список литературыЮрак В.В. Государственное регулирование экономики природопользования. В сборнике: Экологическая и техносферная безопасность горнопромышленных регионов. Труды IV Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет». 2016. С. 454-463.Греченкова О.Ю., Греченкова К.А. К проблеме охраны окружающей природной среды для достижения гармонии между человеком и природой // Апробация. 2017. № 2 (53). С. 126-127.Малкина И.В. Экология - это инвестиции в будущее // Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 7 (149). С. 186-193.Ковалев В.В. Социально-экономическая статистика: учебник. - СПб: СПбГУ, 2014. - 328 с.Жученко А.М. Средоулучшающие технологии в XXI веке // Вестник аграрной науки. 2017. № 3 (66). С. 16-26.Бухарова Т.А. Региональные ежегодные доклады о состоянии и охране окружающей среды как источник для изучения проблем зеленой логистики // Инновационная наука. 2018. № 1. С. 97-100.Попов А.Г. Основные этапы становления экологической функции российского государства // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 4. С. 137-140.Рисковая экология // ТехНадзор. 2017. № 11 (132). С. 65.Соловьева О.А. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в «год экологии»: миф или реальность в жизни гражданина России. В сборнике: Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 183-186.Воронов А.М. Обеспечение экологической безопасности современной России: некоторые правовые решения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 2 (30). С. 65-71.Симагаева Н.А. Добыча в эко-стиле // Уголь. 2017. № 7. С. 72-73.Дробаденко В.П., Бутов И.И. Недропользование и экологизация экономики // Маркшейдерский вестник. 2017. № 2 (117). С. 11-19.Бабаина М.С. Статистический анализ показателей состояния и охраны окружающей среды Российской Федерации // Синергия Наук. 2017. Т. 1. № 18. С. 565-573.Зиновьева О.А. Общая характеристика изменений законодательства в части возмещения экологического вреда // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 2 (30). С. 87-92.Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/environment/
1. Юрак В.В. Государственное регулирование экономики природопользования. В сборнике: Экологическая и техносферная безопасность горнопромышленных регионов. Труды IV Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет». 2016. С. 454-463.
2. Греченкова О.Ю., Греченкова К.А. К проблеме охраны окружающей природной среды для достижения гармонии между человеком и природой // Апробация. 2017. № 2 (53). С. 126-127.
3. Малкина И.В. Экология - это инвестиции в будущее // Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 7 (149). С. 186-193.
4. Ковалев В.В. Социально-экономическая статистика: учебник. - СПб: СПбГУ, 2014. - 328 с.
5. Жученко А.М. Средоулучшающие технологии в XXI веке // Вестник аграрной науки. 2017. № 3 (66). С. 16-26.
6. Бухарова Т.А. Региональные ежегодные доклады о состоянии и охране окружающей среды как источник для изучения проблем зеленой логистики // Инновационная наука. 2018. № 1. С. 97-100.
7. Попов А.Г. Основные этапы становления экологической функции российского государства // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 4. С. 137-140.
8. Рисковая экология // ТехНадзор. 2017. № 11 (132). С. 65.
9. Соловьева О.А. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в «год экологии»: миф или реальность в жизни гражданина России. В сборнике: Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 183-186.
10. Воронов А.М. Обеспечение экологической безопасности современной России: некоторые правовые решения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 2 (30). С. 65-71.
11. Симагаева Н.А. Добыча в эко-стиле // Уголь. 2017. № 7. С. 72-73.
12. Дробаденко В.П., Бутов И.И. Недропользование и экологизация экономики // Маркшейдерский вестник. 2017. № 2 (117). С. 11-19.
13. Бабаина М.С. Статистический анализ показателей состояния и охраны окружающей среды Российской Федерации // Синергия Наук. 2017. Т. 1. № 18. С. 565-573.
14. Зиновьева О.А. Общая характеристика изменений законодательства в части возмещения экологического вреда // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 2 (30). С. 87-92.
15. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/environment/
Вопрос-ответ:
Какие показатели состояния и охраны окружающей среды анализируются в Российской Федерации?
Статистический анализ включает в себя анализ показателей загрязнения атмосферы, водных ресурсов, почвы, лесов, биоразнообразия и других факторов. Он также охватывает анализ показателей использования природных ресурсов и энергоэффективности.
Что является основой формирования экологического сегмента национального рынка?
Государство имеет ключевую роль в формировании экологического сегмента национального рынка. Оно разрабатывает и внедряет экономические инструменты, такие как экологические налоги и сборы, стимулирующие чистые технологии и продукты. Также государство проводит сертификацию экологических товаров и услуг.
Как рынок влияет на охрану окружающей среды?
На рынке существует давление со стороны потребителей, требующих повышения экологических стандартов и качества продукции. Большинство предприятий вынуждены соблюдать экологические требования, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов. Однако соблюдение экологических требований может повысить себестоимость продукции на 30-40%.
Каким образом государство регулирует соотношение между государственными затратами на охрану окружающей среды и эффективностью деятельности предприятий?
Государство принимает меры по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду и стимулирует компании экологически эффективным производством. Это включает в себя предоставление налоговых льгот и финансирование научных исследований и разработок в области экологии и охраны окружающей среды.
Какие отрасли производства в России сильнее всего подвержены давлению со стороны потребителей в отношении экологических требований?
Все отрасли производства в России ощущают давление со стороны потребителей в отношении экологических требований. Однако особенно ощущается это давление в отраслях, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов, производством энергии, химической промышленностью, металлургией и автомобильной промышленностью.
Какие показатели состояния и охраны окружающей среды анализируются в Российской Федерации?
В России анализируются различные показатели состояния и охраны окружающей среды, такие как загрязнение атмосферы, загрязнение водных ресурсов, уровень отходов и другие индикаторы. Эти данные помогают оценивать экологическую ситуацию и принимать меры по ее улучшению.
Какую роль играет государство в формировании экологического сегмента национального рынка?
Государство играет важную роль в формировании экологического сегмента национального рынка. Оно может создавать и поддерживать экологические стандарты, разрабатывать и реализовывать законодательство, поощрять экологически ответственное поведение бизнеса и потребителей. Такие меры способствуют развитию экологически чистых технологий и товаров, а также формированию спроса на них.
Как связаны рынок и охрана окружающей среды?
Рынок и охрана окружающей среды тесно связаны. Рынок предоставляет возможности для предприятий, занимающихся охраной окружающей среды, предлагать свои товары и услуги. В то же время, охрана окружающей среды важна для жизнеспособности рынка в целом, так как плохое экологическое состояние может негативно сказываться на здоровье и благополучии населения, а также на имидже компаний и страны в целом.
Как соблюдение экологических требований влияет на себестоимость продукции?
Соблюдение экологических требований может повысить себестоимость продукции на 30-40%. Это связано с необходимостью внедрения экологически чистых технологий, обеспечения отвода и очистки отходов, а также с увеличением затрат на энергию и ресурсы. Однако, в долгосрочной перспективе, инвестиции в экологическую безопасность могут принести экономическую выгоду, так как потребители все больше обращают внимание на экологическую ответственность производителей и готовы платить за экологически чистые товары и услуги.
Какие показатели состояния и охраны окружающей среды анализируются в Российской Федерации?
В Российской Федерации анализируются различные показатели состояния и охраны окружающей среды, такие как уровень загрязнения воздуха, качество водных ресурсов, объем выбросов вредных веществ и другие. Эти показатели позволяют оценить экологическую ситуацию в стране и принять необходимые меры для ее улучшения.