Досуговая деятельность как психолого-педагогическая система

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная работа
  • 22 22 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 02.04.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение 3
1. Сущность понятий «досуг» и «досуговая деятельность» 5
2. Социально-психологические аспекты досуговой деятельности 8
3. Досуговая деятельность как фактор социально-психологической интеграции 14
Заключение 20
Список использованной литературы: 22


Фрагмент для ознакомления

Поэтому обеспечение ценностного единства социума следует рассматривать в качестве важнейшей задачи социокультурной политики. Существенным ресурсом социализации и инкультурации является система базовых национально-культурных ценностей личности, которая способствует интеграции личности в социальное целое, образует внутренний стержень социума.Данные предположения основаны на анализе литературы, изучении опыта деятельности культурно-досуговых учреждений, включенных в систему социально-культурной интеграции социально-ослабленных групп населения.Особую роль сыграли  труды ученых Санкт-Петербургского и Московского  университетов культуры и искусств. В частности,  исследования Л.Г.Брылевой, М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, А.П.Маркова,  Б.А.Титова, В.Е.Триодина,  в которых обоснована компенсаторная природа досуговой  деятельности, дана характеристика  ее педагогического потенциала, позволяющего создать дополнительное пространство личностного развития, помочь человеку решить актуальные жизненные проблемы.Социально-культурная интеграция обеспечивает двусторонний процесс адаптации личности к изменяющимся условиям бытия за счет изменения социальной среды (форм социальной организации, социальных институтов, механизмов трансляции социального опыта) и саморегуляции внутреннего мира личности.В содержательном плане интеграция представляет собой взаимодополняющие и взаимокомпенсирующие тенденции включения личности в социум и культуру. Детерминированность процессов социализации, инкультурации и самореализации требует их скоординированного развития, что можно рассматривать как ведущее условие успешной социально-культурной интеграции.Результатом социокультурной интеграции в социальной плоскости является оптимизация жизнедеятельности личности за счет выстраивания качественно новой системы связей и отношений, расширения “ролевого репертуара”, видов и сфер деятельности; на личностном уровне – гармонизация ценностно-нормативной сферы сознания (чувство удовлетворенности различными сферами жизни, ощущение смысла бытия и т.д.). Общим критерием успешной интеграции является установление соответствия между субъективной реальностью личности и социально-культурной средой ее обитания (в ее институциональных, культурных и социально-психологических аспектах).Сегодня интеграционные ресурсы культурно–досуговой деятельности можно определить ее компенсаторными и коррекционно–развивающими функциями, самодеятельностью и коллективным характером, единством социальной и культурной природы.Досуговая деятельность, выступая одновременно и как социальное, и как культурное явление, создает дополнительные по отношению к другим институтам условия для социальной интеграции личности; обеспечивает гармонизацию процессов инкультурации и самореализации личности за счет свободного и личностно детерминированного потребления и создания культурных благ.Формы и содержание социально-культурной интеграции выстраиваются в соответствии с личностными проблемами субъекта и ориентированы как на их разрешение, так на стимулирование личностного развития, эффективную интеграцию человека в социум и культуру.Успешность социально-культурной интеграции определяется такими моделями досуговой деятельности, в которых процессы социализации, инкультурации и самореализации личности взаимодополняют друг друга. В таком случае социально-культурная интеграция субъекта обеспечивается условиями, способствующими включению человека в систему межличностных отношений и культуру общности и одновременно позволяющими минимизировать личностные проблемы и реализовать собственную сущность в процессе совместной деятельности.Приоритетными направлениями реализации социально-интеграционного потенциала культурно-досуговой деятельности являются:а) формирование культуры социальности, т.е. способности к кооперации, солидарности как нормам совместного бытия (через включение человека в различные формы социально-культурной коммуникации);б) оптимизация ролевых проявлений личности на всех уровнях социальных отношений (семья, неформальные связи, город, этнос, культура, страна);в) культурная интеграция посредством включения в единое ценностно-нормативное пространство ближайшего социума;г) ценностно-информационное обеспечение самоидентичности личности в системах “этнос” и “нация”.Реализации интеграционных потенциалов ведущих коллективных форм досуговой деятельности (национально-культурного объединения и массового праздника) требует определенных социально-педагогических условий.Национально-культурное  объединение рассматривается  как специфическая культурно-досуговая общность этно-культурной интеграции граждан, реализующая потребность в коммуникации, диалоге, вырабатывающая и формирующая способность к кооперации, солидарности как норму совместного бытия.Условиями эффективного решения консолидирующих задач в рамках национально-культурного объединения являются: общественнаяи личностная значимость целей, ценностей и миссии объединения;признание и высокий социальный статус досуговой общности;содержательное многообразие и смысловая насыщенность деятельности, выход на наиболее  актуальные проблемы культуры, человека и общества;социально-психологическая и ценностно-нормативная  совместимость  участников;соответствие содержания деятельности и проблем личности и наличие ресурсов для их решения;высокий социально-психологический статус участника в группе, который дает  ощущение личностной  незаменимости;статусная и содержательная дифференциация коллективных ролей, которая создает условия для лидирования в различных областях совместной деятельности. Создавая коллективное деятельностное пространство, досуговая общность становится значимым условием интеграции личности и одновременно средством ее самореализации и инкультурации - в силу максимального учета индивидуальности, личностной мотивации и культурного содержания совместной активности.ЗаключениеВ процессе развития и своего становления как личности каждый человек включается в разнообразные формы деятельности и в соответствующие этой деятельности общественные отношения как член коллектива, нации, группы, общества. При этом каждая личность утверждается в своей значимости, осознавая причастность к процессу и результатам общего дела, что в свою очередь требует применения необходимых компетенций в общественно полезном труде, работе общественных организаций, управлении государством, в общественно полезном труде, в различных областях культуры, науки, техники и др.Рассматривая сущностные характеристики социальной активности через призму досуговой деятельности, необходимо отметить, что личность и деятельность находятся в единстве: личность - это субъект деятельности. Все психические свойства, процессы, опыт человека формируются и проявляются в различных видах деятельности. Личность, являясь субъектом деятельности в различных видах досуга, проявляет активность по отношению к окружающей действительности, изменяя процесс взаимодействия, выступая в данном процессе и как объект деятельности. В деятельности выделяются три составляющих элемента - человек как субъект деятельности, действительность как объект деятельности, процесс взаимодействия субъекта и объекта. Фактором формирования личности в процессе досуговой деятельности выступает то, что досуговая деятельность выражает уровень активности личности, определяет ее способность реализовать отношения с окружающим миром, при этом помогает осваивать социокультурный опыт, развивает и обогащает личностный потенциал. Социально-культурная компетентность формирует ценностные ориентации личности, отражает уровень мировоззрения личности, в процессах взаимодействия с социумом в семейно-бытовой, общественно-трудовой, культурно-досуговой сферах. В свою очередь, уровень сформированности социокультурных компетенций определяет готовность к активной деятельности.Таким образом, в современных условиях глобализации повышаются требования к компетентности личности, как гражданина, как профессионала, способного выстраивать широкое социальное межкультурное взаимодействие в многообразных общественных отношениях, что актуализирует проблему формирования социально- активной личности средствами досуговой деятельностикак психолого-педагогической системы.Список использованной литературы:Бережная А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи/ А.В. Бережная// Научная палитра. – 2016. - №4 (14). – С.20Васина С.Е. Культурно-досуговая деятельность/ С.Е. Васина// Система ценностей современного общества. – 2010. - №16. – №204-208Головина Г.А. Культура досуга и культурное формирование личности/ Г.А. Головина// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С.103-108Головина Г.В. Досуговая деятельность и культура досуга: функциональный подход/ Г.В. Головина// Экономика, право. Печать. Вестник КСЭИ. -2012. - №1-2 (53-54). – С. 221-223Комягина А.А. Становление и развитие социально-культурной деятельности/ А.А. Комягина, С.В. Авдонина// Державинский форум. – 2017. - №4. – С.143-153Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как факто социально-культурной интеграции личности/ Д.В. Шамсутдинова// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С.5-10Шевчук И.В. Сущность понятий «досуг» и «досуговая деятельность»/ И.В. Шевчук// Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. - №4-2 (76). – С.93-95


1. Бережная А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи/ А.В. Бережная// Научная палитра. – 2016. - №4 (14). – С.20
2. Васина С.Е. Культурно-досуговая деятельность/ С.Е. Васина// Система ценностей современного общества. – 2010. - №16. – №204-208
3. Головина Г.А. Культура досуга и культурное формирование личности/ Г.А. Головина// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С.103-108
4. Головина Г.В. Досуговая деятельность и культура досуга: функциональный подход/ Г.В. Головина// Экономика, право. Печать. Вестник КСЭИ. -2012. - №1-2 (53-54). – С. 221-223
5. Комягина А.А. Становление и развитие социально-культурной деятельности/ А.А. Комягина, С.В. Авдонина// Державинский форум. – 2017. - №4. – С.143-153
6. Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как факто социально-культурной интеграции личности/ Д.В. Шамсутдинова// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С.5-10
7. Шевчук И.В. Сущность понятий «досуг» и «досуговая деятельность»/ И.В. Шевчук// Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. - №4-2 (76). – С.93-95

Вопрос-ответ:

Что такое досуг и досуговая деятельность?

Досуг - это свободное время, которое можно провести вне основной трудовой деятельности. Досуговая деятельность включает в себя различные занятия и способы проведения свободного времени, такие как спорт, туризм, культурные мероприятия и пр.

Какие социально-психологические аспекты связаны с досуговой деятельностью?

Досуговая деятельность позволяет людям укреплять социальные связи, развивать навыки коммуникации и сотрудничества, улучшать самооценку и эмоциональное состояние. Она также способствует формированию личности, саморазвитию и самовыражению.

Как досуговая деятельность влияет на социально-психологическую интеграцию?

Досуговая деятельность играет важную роль в социально-психологической интеграции, так как она объединяет людей с разными интересами и хобби. Благодаря досугу люди находят общий язык и формируют сильные социальные связи.

Какая роль досуговой деятельности в социокультурной политике?

Обеспечение ценностного единства социума является важнейшей задачей социокультурной политики. Досуговая деятельность служит средством для достижения этой цели, так как через различные виды досуга люди могут обмениваться культурными ценностями, развивать взаимопонимание и укреплять единство общества.

Что является существенным ресурсом социализации и инкультурации в системе досуговой деятельности?

Существенным ресурсом социализации и инкультурации в системе досуговой деятельности является система базовых национально-культурных ценностей, которые передаются через различные формы досуга. Это позволяет не только сохранять культурное наследие, но и формировать у людей этические и моральные нормы.

Что такое досуговая деятельность?

Досуговая деятельность - это активности, которые человек выбирает для проведения свободного времени с целью отдыха, развлечения и саморазвития.

Какие социально-психологические аспекты связаны с досуговой деятельностью?

Досуговая деятельность способствует формированию социальных навыков, развитию личности, созданию и поддержанию социальных связей, а также повышению психологического благополучия.

Как досуговая деятельность способствует социально-психологической интеграции?

Досуговая деятельность позволяет людям с разными интересами и культурным багажом встречаться, общаться и взаимодействовать, что способствует интеграции и укреплению общественных связей.