Формирование и развитие памяти

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 29 29 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 03.04.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Роль памяти в развитии личности………………………………..5
1.1. Характеристика памяти как высшей психической функции………….5
1.2. Память в процессе развития человечества……………………………12
ГЛАВА 2. Особенности формирования и развития памяти………………..15
2.1. Развитие памяти от рождения до смерти………………………………..15
2.2. Методы совершенствования памяти……………………………………..16
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..29





Фрагмент для ознакомления

Выстраивать логическую цепочку в изучаемом тексте, обращая внимание на сцепление элементов, представив цепочку в виде образов. Объединить образы в целостную структуру, выделить главную идею, которую она представляет. Можно подумать о том, насколько данная идея оригинальна (лучше работает на научные и научно-практических текстах и мешает при чтении романов для удовольствия);- образное описание сюжета текста[19]. Когда текст-описание запоминается плохо, то можно придумать дополнительный сюжет. Например, при описании природы островов Океании можно представить на этих островах капитана Кука, которого островитяне съели, и вспомнить высказывание Б. Шоу о том, что каннибализм – это крайняя форма гостеприимства;- привязка к местам. Нужно представить то место, которое человек очень хорошо знает, и расставлять информацию в этих местах. Например, прохаживаясь по дому (городу или парку), человек помещает объект запоминания, например, формулу Кулона, в дупло дерева на аллее напротив скамейки. А. Р. Лурия, описывая исключительную память журналиста С. В. Шерешевского (а впоследствии – профессионального мнемониста, т. е. человека, который демонстрирует свою память на соответствующих выступлениях), приводит его слова: «Я поставил карандаш около ограды – вы знаете эту ограду на улице, и вот карандаш слился с этой оградой, и я прошел мимо него… То же было и со словом «яйцо». Оно было поставлено на фоне белой стены и слилось с ней… А вот «путамен» – я не знал, что это такое… Оно такое темное слово – я не разглядел его» [Цит. по 19, 76];- метод рисунка. Здесь привязка идет не к местности, а к рисунку. Трудность заключается в том, что эти рисунки нужно еще нарисовать. Но, когда человек этот рисунок создает, он хорошо запоминает текст, положенный в основу рисунка. С этим методом тесно связан метод опорных сигналов, разработанный В. Ф. Шаталовым. Здесь рисунок совмещается с текстом, выполняющим роль пояснений. Информация запоминается на двух уровнях: визуальном и логическом, что обеспечивает более прочное запоминание;- метод ключевых слов. В тексте нужно выбрать ключевые слова, чтобы они отражали смысл и логически связывались между собой. Подчеркнуть эти слова красным карандашом. Затем нужно найти слова-опоры для этих слов, например, река – судоходство. Выписать подчеркнутые слова на отдельный лист и составить с их использованием рассказ, отражающий суть исходного текста. Этот метод позволяет не только запомнить текст, но и хорошо его структурировать, если в самом тексте трудно ориентироваться;- метод структурирования. Предложен Р. С. Немовым, немного похож на предыдущий, но отличается не просто выделением ключевых слов, но и их последующим объединением по принципу пирамиды [14]. В самом низу – ключевые слова, затем они объединяются в группы по 2-3 параметрам, на следующем уровне опять идет укрупнение блока, и, наконец, вершину пирамиды составляет слово, отражающее суть всего текста.2. Методы запоминания математической информации- метод Г. Лейбница. Для запоминания чисел используются буквы, из которых составляется фраза. Этот метод адаптирован к русскому языку, в нем каждой цифре соответствуют буквы, например, 1 – Р и Ф (содержат вертикальную черту), 2 – Н и Ц (имеют 2 параллельные черты) и так далее. Метод несколько громоздкий, но в профессиях, где нужно запоминать большие числа, он пригодится;- метод устного счета В. Окошникова, позволяющий очень быстро усвоить умножение чисел. Он представляет собой таблицу, составленную по принципу калькулятора [19].Таблица 1Таблица для перемножения любых чисел495663566472637281283542324048364554071421081624091827283236354045424854162024202530243036040812051015061218070809141618212427040506081012121518010203020406030609В таблице 9 больших блоков, в каждом из которых тоже по 9 блоков. Расположены эти «кнопки» как на калькуляторе: снизу – вверх. Внизу –1, 2, 3. В середине 4, 5, 6. Вверху – 7, 8, 9. В каждой малой части «Кнопки» устроены так же. Чтобы умножить число, нужно выйти в его большой блок, в котором последовательно находим кнопки другого числа. Записываем их значения в строку. Например, мы хотим умножить 9 на 842. Находим девятый блок, а в нем «кнопки» 8, 4, 2. Им соответствуют числа 72, 36, 18. Первая цифра последовательности остается без изменений, вторую складываем с третьей, четвертую с пятой, последняя цифра остается. Получается 7578. Автор утверждает, что с помощью этой системы можно даже изучать грамматику иностранного языка, главное – разложить грамматические структуры в этих блоках.- запоминание формул и доказательств обычно достаточно сложная мыслительная деятельность. Если формулу представить в виде образов: деревья, точки, палки, птицы и т.п., создав индивидуальную систему с опорой на ключевое слово или на фамилию математика, можно запомнить многие базовые формулы и хранить их в памяти очень долго.3. Запоминание грамматических правил.- представить правила в виде таблиц. Хорошо структурированные таблицы позволяют мозгу быстро находить нужный вариант языка и применять его автоматически, вырабатывая правильную структуру языкового сознания;- строить запоминающиеся фразы, например: «Уж замуж невтерпеж» - исключения, после них не пишется мягкий знак;- запоминание определений. Здесь нужно выделить ключевые слова, к которым добавляются вопросы. Например: «Психика – особое свойство определенным образом организованной материи, заключающееся в способности этой материи отражать своими состояниями окружающий мир». Определение трудно для запоминания. Анализируем его с помощью вопросов. Что такое психика? – Это свойство. – Свойство чего? ‒ Высокоорганизованной материи, то есть животного мира. – В чем оно состоит? – Это свойство отражать. – Отражать что? – Окружающий мир. – Как? – Своими состояниями, реагируя вначале на сигналы о биологически значимом, то есть, о пище или об опасности, и заканчивая реакцией на знаковую систему современных языков.По способу организации материаламожно все методы разделить на:- произвольные, при которых человек ставит себе цель что-то запомнить и прилагает для достижения этой цели волевые усилия, например, студент садится за письменный стол и открывает учебник или конспект, чтобы подготовиться к экзамену;- непроизвольные, при которых информация либо передается с достаточной частотой, чтобы обеспечить присутствие в перцептивной сфере человека (например, в правильно составленных рекламных объявлениях ключевые слова, например, название продукта, должны быть поданы 4 раза), либо включается в деятельность человека[Зинченко].В последнем случае усвоение идет медленнее, но более прочно. Этот прием используется ведущими педагогами в назначении «тьюторов», когда один ученик, уже прошедший изучаемый материал, помогает другому, начинающему, его усвоить при приготовлении домашних заданий.По способу заучивания и воспроизведения материала различают индивидуальные и групповые формы получения информации.Преимущества индивидуальной формы заучивания и воспроизведения:- лучшая включаемость в индивидуальную структуру знаний;- оптимальный темп усвоения информации;- меньший уровень стресса для неуверенных в себе людей;- более полный объем усвоения, без «дыр», возникающих при передаче инициативы анализа материала другому участнику группы.Преимущества групповой формы заучивания и воспроизведения:- уровень активности в процессе запоминания выше;- происходит смещение с механического запоминания на логическое;- усвоение материала более эмоциональное; - процесс воспроизведения более активный, есть возможность «достучаться» до материала, сохраненного в «закрытом доступе».Кроме того, групповая работа в любом виде деятельности субъективно более легкая, поскольку в следовании за лидером мозг настраивается на более активный поиск имеющихся блоков информации по алгоритму, заданному другими людьми. Групповая работа, организованная специалистом по запоминанию, по определению более эффективна, поскольку грамотный и опытный преподаватель способен не только стимулировать работу, но и контролировать процесс ее протекания, корректируя и направляя в нужное русло.Таким образом, процессы памяти поддаются интенсивному развитию при соответствующей мотивации и соответствующейорганизации процедур квалифицированным специалистом либо при использовании качественных методик, подробно представленных в учебной или популярной литературе.ВЫВОДЫВ процессе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:Память является высшей психической функцией, опирающейся на все познавательные процессы и внимание. Мозг не знает, что ему следует запомнить, если человек не поставит перед ним правильное техническое задание, которое обеспечивается концентрацией на запоминаемом объекте, его осмыслении и введении его в систему уже существующих блоков информации.Память развивается в процессе истории. Она не является данностью, определяемой нейрофизиологическими механизмами. Объем памяти может быть серьезно увеличен, качество и скорость ее работы станут быстрее, если человек приложит к этому соответствующие усилия.При общении с детьми и их обучении нужно учитывать тот факт, что память тесно связана с развитием их интеллекта, что ребенок может осваивать только тот материал, который соответствует его пониманию окружающего мира. Важно правильно распределять материал для запоминания во времени, чтобы не перегружать мозг ребенка.Все процессы памяти одинаково важны. Это касается не только запоминания и воспроизведения, но и сохранения и забывания. Последнее особенно важно, когда люди имеют дело с травмирующими факторами их жизни. За памятью нужно ухаживать: не перегружать ее ненужным информационным «мусором», соблюдать правильный режим дня и питания, обеспечивать мозг кислородом, снизить уровень стресса.Используя методы и мнемотехнические приемы, человек может существенно улучшить свою память и добиться успеха в любом деле, которым он занимается. Важно только правильно выбрать направление совершенствования: логическую, образную, двигательную, обонятельную и другие, чтобы выстроить систему совершенствования в этом направлении.Хорошая память не означает автоматическое повышение ценности личности в современном обществе. Важно не только владеть информацией, но и правильно ее использовать во всех сферах человеческой деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПамять есть способность к получению, сохранению и воспроизведению жизненного опыта. Все механизмы и паттерны поведения, инстинкты, более или менее рассудочные действия определяются этим опытом, будь он свой или чужой, но о котором человек слышал, который видел или получил каким-то иным путем.Память играет серьезную роль как в индивидуальной жизни человека, так и в процессе развития всего человечества. Благодаря памяти человек осваивает социально приемлемые нормы поведения в обществе, за нарушение которых неизбежно следуют санкции. Это один из замечательных познавательных процессов, который более всего поддается совершенствованию в процессе жизни, если, конечно, не имеется серьезных органических причин для его нарушения. Развиваясь вместе с развитием человечества, память совершенствуется в особенностях запоминания и обработки информации. Ученые полагают, что обычный человек задействует свой мозговой потенциал от 8 до 12 %. Из этого следует, что на нынешней органической базе мы можем освоить информации больше, чем в 10 раз, чем сегодня. Хорошо это или нет, стоит это делать или не стоит – решит время и изучат нейрофизиологи. А пока современный человек считает, что хорошая память – это путь к успеху, и старается совершенствовать ее теми методами, которые ему доступны.Но память – не только благо для человека, но и его проклятие. Слишком много тревожных или даже трагических событий хранятся в памяти, беспокоят человека, сбивают его с адекватного суждения о жизни и о себе. Освоить процессы запоминания, сохранения и воспроизведения – важно. Освоить процесс забывания – не менее важно, чтобы быть более счастливым, перестать беспокоиться и идти вперед, к новым целям в жизни и новым свершениям.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАткинсон, В. Память и уход за ней / В. Аткинсон. – М.: Книга, 1992.Блаво, Р. Книга, развивающая внимание и память / Р. Блаво. – М.: БММ, 2012.Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – М.: Норма, 2007.Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005.Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013.Зогай, И. Minne или Память по-шведски / И. Зогай. – М.: Эксмо, 2017.Кавашима, Р. Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти / Р. Кавашима. – СПб.: Питер, 2017.Круглова, А. М. Тренируем память. Простые упражнения для простого запоминания / А. М. Круглова. – М.: Рипол Классик, 2013.Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М.: Книга по Требованию, 2013.Матвеев, С. Феноменальная память. Методы запоминания информации / С. Матвеев. – М.: АльпинаПаблишер, 2017.Могучий, А. Тренажер ума и памяти. Суперметодики спецслужб / С. Могучий. – М.: АСТ, 2017.Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2015.Немов, Р. С. Формирование и развитие памяти / Р. С. Немов. Психология. В 3 кн. Кн 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2003.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001.Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2002.Рок, Д. Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок / Д. Рок. – М.: АльпинаПаблишер, 2014.Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003.Хорошевский, Н. И. Современные методы развития памяти и мышления / Н. И. Хорошевский. – М.: ИТД «Дашков и К°»; Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2008.Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. – М.: Юрайт, 2013.Чередниченко, И. П. Психология управления / И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

1. Аткинсон, В. Память и уход за ней / В. Аткинсон. – М.: Книга, 1992.
2. Блаво, Р. Книга, развивающая внимание и память / Р. Блаво. – М.: БММ, 2012.
3. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – М.: Норма, 2007.
4. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005.
5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013.
6. Зогай, И. Minne или Память по-шведски / И. Зогай. – М.: Эксмо, 2017.
7. Кавашима, Р. Тренируй свой мозг. Японская система развития интел-лекта и памяти / Р. Кавашима. – СПб.: Питер, 2017.
8. Круглова, А. М. Тренируем память. Простые упражнения для простого запоминания / А. М. Круглова. – М.: Рипол Классик, 2013.
9. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
10. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М.: Книга по Требованию, 2013.
11. Матвеев, С. Феноменальная память. Методы запоминания информации / С. Матвеев. – М.: Альпина Паблишер, 2017.
12. Могучий, А. Тренажер ума и памяти. Суперметодики спецслужб / С. Могучий. – М.: АСТ, 2017.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2015.
14. Немов, Р. С. Формирование и развитие памяти / Р. С. Немов. Психология. В 3 кн. Кн 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2003.
15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001.
16. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2002.
17. Рок, Д. Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок / Д. Рок. – М.: Альпина Паблишер, 2014.
18. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003.
19. Хорошевский, Н. И. Современные методы развития памяти и мышле-ния / Н. И. Хорошевский. – М.: ИТД «Дашков и К°»; Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2008.
20. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. – М.: Юрайт, 2013.
21. Чередниченко, И. П. Психология управления / И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.




Вопрос-ответ:

Какая роль играет память в развитии личности?

Память является одной из высших психических функций, которая играет важную роль в формировании и развитии личности. Она помогает сохранять и восстанавливать информацию о прошлом, что позволяет человеку извлекать уроки из прошлого опыта, прогнозировать будущее и принимать обоснованные решения. Память также помогает формировать самоидентичность, т.е. представление о себе как уникальном индивиде. Кроме того, память играет роль в процессе саморегуляции поведения и эмоций, что также влияет на развитие личности.

Какие особенности существуют в формировании и развитии памяти?

Формирование и развитие памяти происходит на протяжении всей жизни человека. От рождения до смерти происходят значительные изменения в памяти, связанные с развитием нервной системы, повышением когнитивных способностей и приобретением нового опыта. Методы совершенствования памяти, такие как тренировки и различные психологические стратегии, также влияют на ее формирование и развитие. Важной особенностью памяти является ее пластичность, то есть способность к изменению под воздействием внешних и внутренних факторов.

Как память влияет на формирование личности?

Память играет важную роль в формировании личности, так как помогает сохранять информацию о прошлом опыте, уроках, событиях и людях, которые оказывают влияние на наше поведение и мировоззрение. Она позволяет нам извлекать уроки из прошлого, прогнозировать будущее и принимать обоснованные решения. Кроме того, память является основой для формирования самоидентичности, т.е. представления о себе как индивидуальности с определенными чертами характера, способностями и ценностями. Также память играет роль в саморегуляции поведения и эмоций, что также влияет на формирование личности.

Какая роль играет память в развитии личности?

Память играет ключевую роль в развитии личности. Она позволяет сохранять, обрабатывать и использовать информацию, полученную в процессе восприятия и опыта. Благодаря памяти человек формирует свое представление о прошлом, своем опыте, связывает его с настоящим и планирует будущее. Память также является основой для развития других психических функций, таких как мышление, воображение и чувство самосознания.

Каким образом память развивается на протяжении жизни?

Память развивается на протяжении всей жизни. С самого рождения у человека формируется чувственная память, связанная с восприятием внешних впечатлений и ощущений. Далее развивается короткосрочная память, которая позволяет хранить информацию в течение некоторого времени. Постепенно она переходит в долгосрочную память, которая может хранить информацию на долгие периоды. Процесс развития памяти связан не только с физиологическими изменениями в мозге, но и с опытом, образованием и тренировкой.

Какие методы существуют для совершенствования памяти?

Существует множество методов и приемов, которые помогают совершенствовать память. Один из них - использование ассоциаций или связывание новой информации с уже известными данными. Также полезным может быть повторение полученной информации или использование различных мнемотехнических приемов, таких как создание образов, рифмовок или аббревиатур. Регулярные упражнения и тренировки также способствуют улучшению памяти.

Как память влияет на процесс формирования личности?

Память играет важную роль в процессе формирования личности. Через память человек осознает и осмысливает свой опыт, учится на своих ошибках и формирует свое представление о себе. Опыт, сохраненный в памяти, влияет на принятие решений и поведение, а также на формирование ценностей, убеждений и мировоззрения. Память помогает человеку определять свое место в обществе и строить свою индивидуальность.

Какова роль памяти в развитии личности?

Память играет ключевую роль в развитии личности. Благодаря памяти мы сохраняем и накапливаем опыт, извлекаем уроки из прошлого и прогнозируем будущее. Она помогает нам определить себя, оценить собственные достижения и ошибки, а также формировать свою личностную идентичность. Кроме того, память является основой для обучения и организации мышления.