Н.В.Гоголь:"Мертвые души" образы помещиков,человеческие типы.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 01.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
План
Введение
Глава 1. История создания поэмы «Мёртвые души»
Глава 2. Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»
Глава 3. Чичиков в поэме «Мёртвые души» как воплощение типа авантюриста
Заключение
Список литературы
Хотя он и обладает определенной бытовой конкретностью, абстрактно-философский смысл в этом случае явно доминирует над ней. Собственно, идей, олицетворением которых является губернаторская дочка, две. Одна из них может быть определена как естественная «природа» человека, не затронутого влиянием общества. В этом своем качестве миловидная блондинка противостоит всем «бездушным» персонажам поэмы, добрые природные свойства которых редуцировались с годами до почти полного уничтожения.
Вторая идея, воплощенная в этом образе, — это романтическое истолкование женской красоты как отблеска высшей, небесной гармонии. С последней и связана пронизанность всех портретов героини светом. Ведь и при вторичной встрече Чичикова с губернаторской дочкой — на балу — «она только одна белела и выходила прозрачною и светлою из мутной и непрозрачной толпы» (VI, 169).
Свет — очень важная категория в системе философского идеализма. Так, в неоплатонической философии Дионисия Ареопагита, на которую опиралась художественная мысль Данте, свет — это источник всего сущего, и картина вселенной, нарисованная в «Божественной комедии», являет собой постепенное нарастание силы света по мере движения героя от низших ее сфер к высшим. Пронизан этим символическим светом в «Комедии» и образ Беатриче, которая, сменив в Чистилище Вергилия, ведет автора-повествователя в царство горнего света, где совершается очищение его души.
Роль губернаторской дочки в задуманном духовном возрождении Чичикова, разумеется, не тождественна роли Беатриче, тем не менее некая принципиальная близость здесь очевидна.
В восьмой главе, на балу у губернатора Чичикову вновь предстоит встретиться с незнакомкой, однако испытанные им ощущения будут ещё более острыми, существенными, важными. Портрет блондинки Гоголь дополняет новыми деталями: «её овально-круглившееся личико, её тоненький, тоненький стан, какой бывает у институтки в первые месяцы после выпуска, её белое, почти простое платьице, легко и ловко обхватившее во всех местах молоденькие стройные члены, которые означались в каких-то чистых линиях. Казалось, она вся походила на какую-то игрушку, отчётливо выточенную из слоновой кости; она только одна белела и выходила прозрачною и светлою из мутной и непрозрачной толпы».
Мы можем угадать знакомые черты и знакомую символику, проницаемость и прозрачность, обилие белого света, словно бы окутывающего героиню. Однако данный, второй портрет более возвышен, что-то здесь уже более тёплое чувствуется. Есть намёк на хрупкость красоты, а также потрясающий контраст между этой чистотой и хрупкостью и окружающей пошлостью и грубостью, примитивностью, мелочностью жизни. Можно заметить, что губернаторская дочка во второй раз является авантюристу Чичикову как богиня – Афродита, выходящая из морской пены.
Какова же реакция Чичикова? Он «так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова и пробормотал чёрт знает что такое, чего бы уж никак не сказал ни Гремин, ни Звонский, ни Лидин». В этой немоте Чичикова очень много истинного переживания, искреннего чувства. Гоголь значительно обогащает образ прагматичного авантюриста способностью на истинные переживания.
Однако, речь здесь не идёт о любви. Рассказчик постоянно предостерегает читателя от попытки преувеличить силу переживаний Чичикова: «Нельзя сказать, наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, даже сомнительно, чтобы господа такого рода... способны были к любви... но... при всём том здесь было что-то такое странное, что-то в таком роде, чего он сам не мог себе объяснить: ему показалось, как он потом сознавался, что весь бал, со всем своим говором и шумом, стал на несколько минут как будто вдали... Видно, так уж бывает на свете, видно, и Чичиковы, на несколько минут в жизни, обращаются в поэтов; но слово поэт будет уже слишком. По крайней мере, он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром».
Неожиданно образ Чичикова наполняется новыми и неожиданными деталями: оказывается, он тоже может почувствовать волнение «молодой крови», хотя сам уже совсем не юный, иными словами, герой испытывает необычайно высокое и сильное переживание для своей, в целом, пошлой и прагматичной натуры.
Характерно то, что Чичиков ещё способен видеть красоту, чувствовать её силу и гармонию, соответственно, перед нами не совсем опошлённый расчётливый авантюрист, а человек, сохранивший ещё в глубине своей прагматичной души некую чуткость и впечатлительность.
Заключение
Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» представляют собой целую галерею человеческих пороков. Н.В. Гоголь через сатирические приёмы, приёмы гротеска доводит образы помещиков до карикатурности, обнажая всё нравственное и духовное несовершенство этих людей. Образы помещиков воплощены в поэме по принципу контраста.
Образ Чичикова, несомненно, более сложен. Это опытный и прагматичный авантюрист, имеющий ярко выраженный порок – страсть к приобретению и наживе. Вместе с тем, Чичиков, как и другие гоголевские авантюристы, обладает неким арсеналом средств, помогающих достичь поставленной цели. В данном случае, можно отметить, что герой вкрадчив, льстив, может быть (при определённых обстоятельствах) высокомерным, упорным, настойчивым. Чичиков – авантюрист очень многоликий и гибкий, однако не обладающий артистизмом, присущим, к примеру, Хлестакову.
Тем не менее, Гоголь и этот образ обогащает «идеальной» чертой – мечтой иметь семью и детей, заботиться о них. Н.В. Гоголь, беря за основу традиционный для мировой литературы образ авантюриста, реалистически его мотивирует, обогащает новыми деталями, «задором» (по словам самого писателя). В случае с Чичиковым «задором» является способность героя видеть и, что самое главное, чувствовать красоту, об этом свидетельствует поведение героя после второй встречи с губернаторской дочкой. Перед нами неожиданно предстаёт не опошлённый и расчётливый авантюрист, а человек, сохранивший ещё в глубине своей прагматичной души некую чуткость и впечатлительность.
Список литературы
Гоголь Н.В. Мёртвые души. – Ф., 1979.
Манн Ю.В. Постигая Гоголя. – М., 2005.
Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мёртвые души». – М., 1984.
Русская литература XVIII – XIX вв./Сост. Л.А. Смирнова. – М., 1995.
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». – Л., 1987.
Худяков В.В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В.Валавин. — Бендеры: Полиграфист, 1999.
Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мёртвые души». – М., 1984. С. 7
Худяков В.В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В.Валавин. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — С. 83-85.
Русская литература XVIII – XIX вв./Сост. Л.А. Смирнова. – М., 1995. С. 206.
Там же.
Русская литература XVIII – XIX вв./Сост. Л.А. Смирнова. – М., 1995. С. 205.
Манн Ю.В. Постигая Гоголя. – М., 2005. С. 74.
См.: Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мёртвые души». – М., 1984.
См.: Гоголь Н.В. Мёртвые души. – Ф., 1979.
Манн Ю.В. Постигая Гоголя. – М., 2005. С. 110
Гоголь Н.В. Мёртвые души. – Ф., 1979. С. 236
Гоголь Н.В. Мёртвые души. – Ф., 1979. С. 92-93.
Гоголь Н.В. Мёртвые души. – Ф., 1979. С. 95.
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». – Л., 1987. С. 133-134.
Гоголь Н.В. Мёртвые души. – Ф., 1979. С. 172.
Гоголь Н.В. Мёртвые души. – Ф., 1979. С. 173.
Гоголь Н.В. Мёртвые души. – Ф., 1979. С. 174.
3
1.Гоголь Н.В. Мёртвые души. – Ф., 1979.
2.Манн Ю.В. Постигая Гоголя. – М., 2005.
3.Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мёртвые души». – М., 1984.
4.Русская литература XVIII – XIX вв./Сост. Л.А. Смирнова. – М., 1995.
5.Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». – Л., 1987.
6.Худяков В.В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В.Валавин. — Бендеры: Полиграфист, 1999.
Вопрос-ответ:
Кто является главным образом в поэме "Мёртвые души"?
Главным образом в поэме "Мёртвые души" является герой-авантюрист Чичиков.
Какой смысл имеет образ губернаторской дочки в поэме "Мёртвые души"?
Образ губернаторской дочки в поэме "Мёртвые души" олицетворяет идею философской абстрактности и является одной из центральных идей в произведении.
Какое значение имеет образы помещиков в поэме "Мёртвые души"?
Образы помещиков в поэме "Мёртвые души" имеют определенную бытовую конкретность, но вместе с тем они обладают абстрактно-философским смыслом.
Кто является воплощением типа авантюриста в поэме "Мёртвые души"?
В поэме "Мёртвые души" авантюристический тип воплощается в главном герое Чичикове.
Какова история создания поэмы "Мёртвые души" Н. В. Гоголя?
История создания поэмы "Мёртвые души" Н. В. Гоголя начинается в 1835 году, когда писатель публикует первую главу произведения. Затем последовали другие главы, и в 1842 году было издано первое полное издание.
Каковы основные образы помещиков в поэме "Мертвые души"?
В поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголь создает разнообразные образы помещиков, которые являются типичными представителями российского общества того времени. Встречаются мещане, богатые дворяне, чиновники и другие персонажи, каждый из которых имеет свои особенности и характеристики.
Какие исторические факторы повлияли на создание поэмы "Мертвые души"?
История создания поэмы "Мертвые души" связана с историческими и социальными событиями России 19 века. Н. В. Гоголь написал первую главу поэмы в 1835 году, когда Россия переживала послереволюционный период и происходили изменения в общественной и политической жизни. Эти события оказали влияние на автора и на содержание и форму его произведения.
Что олицетворяют образы помещиков в поэме "Мертвые души"?
Образы помещиков в поэме "Мертвые души" олицетворяют различные типы и характеры русской действительности. Хотя они обладают бытовой конкретностью, в них присутствует философский смысл. Эти образы являются символами различных социальных слоев, нравственных устоев и проблем общества. Каждый персонаж несет в себе свойственные ему черты, которые характеризуют общественные явления и являются их олицетворением.
Какую роль играют образы помещиков в развитии сюжета поэмы "Мертвые души"?
Образы помещиков в поэме "Мертвые души" играют важную роль в развитии сюжета. Социальный и психологический портреты этих персонажей помогают показать особенности общества и отношения людей друг к другу. Взаимодействие главного героя, Чичикова, с помещиками определяет дальнейшее развитие событий и идеи, которые хочет выразить автор.
Кто является олицетворением идей в поэме "Мёртвые души"?
Олицетворением идей является губернаторская дочь.
Какой смысл доминирует в образах помещиков в поэме "Мёртвые души"?
Они обладают определенной бытовой конкретностью, однако в них явно преобладает абстрактно-философский смысл.