Религиозная политика последних Палеологов и причины падения Византийской империи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 35 35 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 11.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕДНИХ ПАЛЕОЛОГОВ 5
1.1. Внешняя политика императоров: между оттоманским Востоком и католическим Западом 5
1.2. Религиозная политика императоров, в поисках унии с Римом 10
1.3. Ферраро-Флорентийский собор: религиозный и политический подтексты 13
2. ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 17
2.1. Роль религиозного кризиса в падении Константинополя 17
2.2. Возможные исторические сценарии: мог ли Запад спасти Византию? 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Фрагмент для ознакомления

Уже тогда ряд политических деятелей Византии понимали, что Запад не спасет их от турков, поэтому унижение Византии и предательство собственной религии является ненужной жертвой. Западные государства и народы не были заинтересованы в помощи Византии. Отдельные вылазки против турков, в сущности, не меняли общей картины и только могли отсрочить момент падения Константинополя. Только объединив свои силы против организованных войск турок, Запад мог дать отпор, однако не было того мотива, той цели, которая бы объединила западные страны. По существу, в момент бедствия Византии, западные страны просто отвернулись от неё, а некоторые из них ещё смогли извлечь из этого собственную выгоду. Папство тоже стремилось подчинить себе византийскую церковь, не более. В связи с этим, можно говорить о том, что изначально обращение к Западу было провальным планом византийских императоров.В заключении были сделаны основные выводы. Феррар-Флорентийская уния, несомненно, отрицательно сказалась на византийском обществе, разобщив его и разуверив в авторитетности императорской власти. Данная уния породила религиозную борьбу, которая ослабила и без того нестабильное положение внутри страны. Если бы император избрал бы путь, в котором Православная церковь оставалась бы прежней и не соглашалась бы на компромисс в отношении с Церковью латинской, то возможно тогда борьба с турками, в которой бы отстаивалась не только независимость государства, но и своя религия, то тогда, возможно бы исход борьбы с турками был бы иным, и византийцам удалось бы отстоять свою империю.История падения Константинополя и Византийской империи представляет собой пример того, насколько религиозная жизнь того времени влияла на политику стран, выстраивая стратегию действий в международных отношениях. Доклад по курсовой работе окончен. Спасибо за внимание!

1. Византийские историки о падении Константинополя в 1453 году / под ред. Я.Н. Любарского, Т.И. Соболя. – СПб.: Алетейя, 2006. – 195 с.
2. Документы и описания Ферраро-Флорентийского собора. – М.: «Ориенталиа Кристиана» Папского института восточных исследований. [Электронный ресурс] URL: http://sergeyvgolovanov.narod.ru/projects/ffspio.htm (дата обращения: 5.03.2018).
3. Иоанн Кантакузин: истории // Восточная литература: средневековые исторические источники Востока и Запада. [Электронный ресурс] URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Kantakuzin/text.phtml?id=682 (дата обращения: 11.02.2018).
4. Лаоник Халкокондил. История (из книги VIII), Византийский Временник. Т. 7. / Пер. и предисл. Е. Б. Веселаго. – М., 1953 г.
5. Михайлович К. Записки янычара (Хроника о турецких делах Константина, сына Михаила Константина из Островицы раца, который был взят турками среди янычар). [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/a/?id=85136 (дата обращения: 5.03.2018).
6. Сильвестр Сиропул Патриарх Константинопольский. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439). В 12 частях. / Пер. с греч., вступ. ст., коммент. А.Занемонца. — СПб: Издательство Олега Абышко, Университетская книга, 2010. — 352 с.

Литература:
7. Аш П. История Италии. Южная Италия. Сардиния. [Электронный ресурс] URL: http://samlib.ru/a/art_p_j/abarabar9.shtml (дата обращения: 11.02.2018).
8. Блиев В.Р. Забытые страницы отечественного византиноведения: И.Е. Троицкий о проблеме государственно-церковных взаимоотношений в Византию // Омский научный вестник. – 2009. - №3 (76). – С. 42-45.
9. Васильев А.А. Византия и крестоносцы. Падение Византии. – М.: Ломоносов, 2015. – 500 с.
10. Васильев А.А. История Византийской империи в 2 т. Т. 2: Время от крестовых походов до нападения Константинополя (1081-1453 г.) / пер. с англ. А.Г. Грушевой. – СПб.: Алетейя, 2000. – 986 с.
11. Византийская империя // Энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс] URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VIZANTISKAYA_ IMPERIYA.html (дата обращения: 11.02.2018).
12. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 4. / Под ред. А. Чубарьяна. – М.: Олма Медиа Групп, 2008. – 240 с.
13. Григора Н. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами / пер. с греч. Р.В. Яшунского, вступ. ст. Л. Герд. – СПб.: Своё издательство, 2013. – 477 с.
14. Диль Ш. История Византийской империи / пер. с фр. А.Е. Рогинской; под ред. и с предисл. Б.Г. Торянова. – М.: Гос. изд-во ин. лит-ры, 1998. – 176 с.
15. Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. – СПб. : Алетейя, 2008. – 160 с
16. История Средних веков в 2 т. Т. 1 / под ред. С.Д. Сказкина. – Изд-е 2-е, перераб. – М.: Высшая школа, 1977. – 471 с.
17. Кажаров А.Х. «Симфония властей» как основа регулирования государственной и общественной жизни Византии в IX-XV вв. // Ценности и смыслы. – 2013. – С. 74-91.
18. Лепахин В.В. Исихазм: содержание понятия и его границы. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-ponyatiya-i-ego-granicy (дата обращения: 4.03.2018).
19. Лысиков П.И. Государство и церковь в Византии в период Гражданской войны 1321-1328 гг.: император Андроник II Палеолог и патриархи Герасим I и Исайя // Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations. – 2016. – Серия 21. - №5. – С. 137-148.
20. Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. [Электронный ресурс] URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/29_tom/Mejendorf/Mejendorf.pdf (дата обращения: 4.03.2018).
21. Михайлов П.Б., Буганов Р.Б. Григорий II Кипрский // Православная Энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravenc.ru/text/166693.html (дата обращения: 17.02.2018).
22. Пахимер Г. История о Михаиле и Андронике Палеологах/Пер. под ред. С.П. Карпова. – СПб.: Типография Департамента уделов, 1862. Электронная версия. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/georgija-pahimera-istorija-o-mihaile-i-andronike-paleologah-trinadtsat-knig/ (дата обращения: 11.02.2018).
23. Пашкин Н.Г. Византийская делегация на Западе в преддверии Ферраро-Флорентийского собора // Античная древность и средние века. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — Вып. 37: к XXI международному конгрессу византинистов (Лондон, 21-26 авг. 2006 г.). — С. 355-362.
24. Попова О. Византийские иконы VI-XV вв. [Электронный ресурс] URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/popova/popova6.htm (дата обращения: 11.02.2018).
25. Пржегорлинский А. Византийская церковь на рубеже XIII-XIV вв. Деятельность и наследие Св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. – СПб.: Алетейя, 2011. – 243 с.
26. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году / Пер. Л. Петрушевой. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2008. – 448 с.
27. Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/svjatitel-feolipt-filadelfijskij-ego-epoha-i-ego-uchenie-o-tserkvi/ (дата обращения: 11.02.2018).
28. Создателева Е.С. Власть и общество в Византии во второй половине XIII в. Оппозиция Михаилу VIII Палеологу: состав и деятельность // Южно-уральские чтения. – 2016. - №1(2). – С. 6-9.
29. Соколов И.И. Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века (843-1453) // Архив журнала «Христианское чтение». – СПб.: СПбПДА, 2009. - С. 757-786
30. Троицкий И.Е. Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты. К истории восточной церкви в XIII веке. – СПб., 1873. – 524 с. Электронная версия. [Электронный ресурс] URL: http://www.nlr.ru/manuscripts/images/Docum/Opisi/790.pdf (дата обращения: 11.02.2018).
31. Ульянов О.Г. Император-инок и Константинопольский патриарх: афонский оплот в канун гибели Византии: публичная лекция в Моск. Доме Национальностей. [Электронный ресурс] URL: http://samstar.ucoz.ru/news/2009-03-06-1731(дата обращения: 11.02.2018).
32. Ферраро-Флорентийский собор // Византийский словарь: в 2 т. / сост. Общ. Ред. К.А. Филатова. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.434-435.
33. Филин Д.А. Византийское монашество и кризис империи рубежа XII-XIII вв. // Вестник Кемеовского государственного университета культуры и искусств. – 2007. - С. 91-99.
34. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. – М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – 528 с.


Вопрос-ответ:

Какая была внешняя политика последних Палеологов?

Внешняя политика последних Палеологов была направлена на борьбу между оттоманским Востоком и католическим Западом. Императоры пытались сохранить свою независимость и поддерживать баланс между двумя силами.

Какую религиозную политику вели последние Палеологи?

Последние Палеологи вели религиозную политику, направленную на поиск унии с Римом. Они надеялись, что объединение с католической церковью поможет им положить конец внутренним конфликтам и приведет к обновлению и укреплению империи.

Какие религиозные и политические подтексты имели Ферраро-Флорентийский собор?

Ферраро-Флорентийский собор имел как религиозные, так и политические подтексты. Религиозно, собор был попыткой достичь унии между восточной и западной церковью. Политически, он был средством для Палеологов заключить союз с Западом против оттоманской угрозы.

Каким образом религиозный кризис сыграл роль в падении Константинополя?

Религиозный кризис сыграл роль в падении Константинополя, так как он привел к разделению и ослаблению православной церкви. Внутренние конфликты между религиозными группировками ослабили оборону города и способствовали его падению перед оттоманскими захватчиками.

Какие возможные причины падения Византийской империи можно выделить?

Возможные причины падения Византийской империи включают в себя внешние угрозы от оттоманской империи, внутренние политические и религиозные конфликты, экономическое и военное ослабление, а также отсутствие мощной международной поддержки.

Какая была внешняя политика последних Палеологов?

Внешняя политика последних Палеологов была направлена на балансирование между оттоманским Востоком и католическим Западом. Они старались сохранить хорошие отношения с обеими сторонами, чтобы укрепить свою позицию и защитить свою империю.

Какая была религиозная политика последних Палеологов в поисках унии с Римом?

Последние Палеологи проводили активную религиозную политику с целью достичь унии с Римом. Они стремились объединить православную и католическую церкви, надеясь, что это укрепит их позицию и поможет им сохранить империю. Однако, эти попытки не увенчались успехом, и разделившиеся церкви так и остались разделенными.

Какова роль религиозного кризиса в падении Константинополя?

Религиозный кризис сыграл значительную роль в падении Константинополя. Разделение православной и католической церквей создало неразрешимые разногласия и внутренние конфликты среди последних Палеологов. Это ослабило их позицию и привело к дезорганизации в империи, что облегчило завоеванию Константинополя Османской империей.

Какие были возможные итоги Ферраро-Флорентийского собора?

Ферраро-Флорентийский собор имел как религиозный, так и политический подтекст. Если бы собор привел к достижению унии между православной и католической церквями, это могло бы укрепить позицию последних Палеологов и помочь империи выжить. Однако, собор не привел к желаемому результату, и это в конечном итоге способствовало падению Константинополя.

Какова религиозная политика последних Палеологов?

Религиозная политика последних Палеологов была направлена на поиск унии с Римом и укрепление связей с Западом. Они стремились объединить католическую и православную веру и использовали различные средства для достижения этой цели.