Проблемы формирования расходов бюджетов системы РФ в современных условиях
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 04.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика расходов бюджетов бюджетной системы РФ 5
1.1. Правовые основы расходов бюджетов бюджетной системы РФ 5
1.2. Основные направления расходов федерального бюджета 9
Глава 2. Эффективность бюджетных средств как один из принципов осуществления расходов бюджетной системы РФ 14
2.1. Сущность принципа эффективности использования бюджетных средств 14
2.2. Практическое применение принципа эффективности использования бюджетных средств 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Дебиторская задолженность образовалась по следующим причинам: нарушение сроков выполнения обязательств поставщиками, рост авансовых платежей по договорам в рамках исполнения оборонного заказа, длительность процедур эмиссии акций, предусмотренных трехсторонними договорами между акционерными обществами, Минпроторгом и Росимуществом.Объем дебиторской задолженности на 1 января 2018 года составляет 1892,7 млрд. руб., он увеличился за последний год на 601,8 млрд. руб. или на 46,6%. Наибольший рост дебиторской задолженности зафиксирован у следующих главных распорядителей бюджетных средств: ФГБУ НИЦ «Курчатовский институт» - в 50 раз, Спецстрой - в 22 раза, Совет Федерации Федерального собрания - в 16 раз, Росмолодежь - в 11 раз. Наибольшая по объему дебиторская задолженность числится за Министерством обороны, ее величина за год возросла в 1,6 раза.Некоторыми главными распорядителями бюджетных средств допускается просроченная дебиторская задолженность, она зафиксирована у следующих распорядителей: Министерство обороны, Министерство энергетики, Росавтодор, Росграница. На долю этих распорядителей приходится 94,8% всей просроченной дебиторской задолженности.По состоянию на 1 января 2018 года 20 распорядителей имеют размер дебиторской задолженности до 0,1% объема расходов, 29 распорядителей - от 0,1 до 1%, 21 распорядителей от 1% до 3%, 26 распорядителей от 3% до 15%, 10 распорядителей - от 15% до 30%, 5 распорядителей свыше 30%.На исполнение федерального бюджета оказала влияние и имеющаяся кредиторская задолженность. По состоянию на 1 января 2018 года объем задолженности составил 339,3 млрд. руб., произошло его незначительное увеличение по сравнению с 2015 годом на 1,2%. Основной причиной образования такой задолженности являются задолженность федеральной таможенной службы России по авансовым и залоговым платежам, а также несвоевременное представление документов, свидетельствующих о вводе объектов в эксплуатацию, такая причина характерна в основном для Министерства обороны РФ.Наблюдается рост кредиторской задолженности по следующим главным распорядителям бюджетных средств: Миниэкономразвития - увеличение задолженности в 121,5 раза, Росграницы - в 9,4 раза, Госкорпорация «Росатом» - в 8,6 раза, Министерство образования и науки - в 7,6 раза, Федеральная миграционная служба - в 3,1 раза, Министерство обороны - в 1,7 раза. По состоянию на начало года 54 главных распорядителя не имели кредиторской задолженности, 22 главных распорядителя имели задолженность до 0,1%, 22 главных распорядителя имели задолженность от 0,1 % до 1 % кассовых расходов, 4 главных распорядителя - от 1 % до 3 % кассовых расходов, 8 главных распорядителя от 3 % до 21 % . К главным распорядителям бюджетных средств, имеющих кредиторскую задолженность относится: Министерство промышленности и торговли, МГУ им. Ломоносова, Министерство транспорта, Росавиация, Росжелдор, Росморречфлот, Министерство обороны, Росавтодор. У Федеральной таможенной службы кредиторская задолженность составила 230,9 % кассовых расходов.Увеличение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к необходимости принятия мер по их сокращению.Проведенный анализ и заключение Контрольно-Счетной Палаты позволили выделить главных распорядителей бюджетных средств, которые имеют лучшие показатели в области управления государственными расходами. К ним отнесены: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Верховный Суд РФ, Распатент, Роскомнадзор, Россвязь, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Все эти распорядители набрали от 57 до 59 баллов из 64 возможных.Наиболее низкая оценка качества управления государственными расходами у следующих главные распорядителей средств федерального бюджета: Росрезерва, Госкоммолодежи России, Роснедра, Ростуризма, Росграницы: от 18 до 34 баллов из 64 возможных.Анализ причин невысокого качества управления средствами федерального бюджета показал, что основными из них являются следующие:- наличие значительного количества изменений, внесенных в бюджетную роспись и кассовый план в течение года;- отсутствие контрольных мероприятий в отношении подведомственных получателей средств федерального бюджета;- рост просроченной задолженности;- наличие платежных поручений, возвращенных Министерством финансов РФ по причине несвоевременного уточнения сумм полученных средств федерального бюджета со специальных счетов Министерства финансов для отражения и учета невыясненных поступлений;- наличие неиспользованных средств, зачисленных на лицевые счета.ЗаключениеСуществующие в теории бюджетного права дефиниции категории «расхода бюджета» являются комплексными и вариативными. Однако некоторые авторы размывают границы между двумя обособленными и несовпадающими категориями, как «расходы бюджета» и «государственные расходы», что непременно приводит к их некорректному использованию в научной среде, а впоследствии и в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.В XXI веке в России наметилась устойчивая тенденция по снижению роли государственных целевых бюджетных фондов при осуществлении расходов социальной направленности. В то же время, несмотря на регулярные изменения бюджетного законодательства, устанавливающего правовой режим функционирования вышеуказанных фондов, оно позволяет их использовать в определенной мере для осуществления социально ориентированной государственной политики в периоды различных социально-экономических ситуаций в стране и в мире.В условиях, когда в мире происходят глубочайшие финансовые потрясения, а в России стремительно прогрессирует экономическая и финансовая нестабильность, особую актуальность приобретает отказ от механизма пополнения бюджета за счет нефтегазовых доходов, а первоочередным становится подъем реального сектора экономики и создание эффективного механизма управления бюджетными ресурсами. При этом доходы бюджета, в большинстве своем, должны зависеть от экономического потенциала страны, а также ее отдельных регионов, располагающих высоким научно – техническим потенциалом и на территории которых имеет место значительный уровень развития промышленности.Анализ причин невысокого качества управления средствами федерального бюджета показал, что основными из них являются следующие:- наличие значительного количества изменений, внесенных в бюджетную роспись и кассовый план в течение года;- отсутствие контрольных мероприятий в отношении подведомственных получателей средств федерального бюджета;- рост просроченной задолженности;- наличие платежных поручений, возвращенных Министерством финансов РФ по причине несвоевременного уточнения сумм полученных средств федерального бюджета со специальных счетов Министерства финансов для отражения и учета невыясненных поступлений;- наличие неиспользованных средств, зачисленных на лицевые счета.Таким образом большинство из причин носят организационный характер и связаны с деятельностью главного распорядителя бюджетных средств. На основании анализа результатов оценки качества управления государственными расходами можно предложить следующие меры по повышению качества финансового менеджмента:- повысить качество планирования расходов и обеспечить расчет соответствующих расходных обязательств с целью полноты использования бюджетных ассигнований;- минимизировать количество изменений, вносимых в бюджетную роспись и кассовый план;- обеспечить повышение уровня исполнительской дисциплины главных распорядителей бюджетных средств с закреплением персональной ответственности специалистов за своевременную подготовку и представление в Министерство финансов документов и материалов, необходимых для планирования;- обеспечить в полном объеме открытость информации о главных распорядителях бюджетных средств.Реализация данных мероприятий будет способствовать повышению качества управления государственными расходами и оптимизации бюджетного процесса на федеральном уровне.Список использованной литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28.12.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12112604/#ixzz4gwc1WXdMНалоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями от 28.12.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10900200/Афонина Е. В., Химичева Н. И. К вопросу о применении антропосоциокультурного подхода в финансовом праве // Налоги. 2015. № 2. С 46—48Белов В. Е. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок: содержание и реализация: Материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. Состоявшейся на юрид. фак. МГУ имени М. В. Ломоносова 6 июня 2014 г. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2015. С. 30–42Бехер В.В. Особенности реформирования бюджетного законодательства в контексте принятия новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации// Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21). С 80.Вышегородцев М. М. Управление бюджетом. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2014. С. 17-28.Гаврилюк Р. А. Антропосоциокультурный код налогового права: монография. Черновцы : Черновицкий нац. ун-т, 2014Голубев А. В. Юридическое выражение результативности и эффективности использования бюджетных средств / А. В. Голубев // Финансовое право. 2013. № 2. С. 22–27.Грицюк Т. В. Управление расходами федерального бюджета. Формы и виды расходов бюджетов Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014. № 14Ерёмина Е.А. К вопросу о понятии военного бюджета // Интеграция науки и практики: взгляд молодых учёных тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов. Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Саратов, 2014. С. 86-88.Козырин А. Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2014. № 1. С. 426Королевский В.Ф. Современный биржевой словарь. М.: Крафт, 2014. С. 633.Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 283.Лебедев В. А. Финансовое право. М., Статут, 2014. 428 с.Лушин С. И. О "единстве кассы" (историческая справка) // Финансы. 2013. №3. С. 65 - 67.Милушева Т. В. Принцип справедливости в контексте проблемы правового ограничения государственной власти // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты; под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2014. С. 204.Петух А. В. Особенности проведения проверок целевого и эффективного расходования бюджетных средств в области государственного управленияв социальной и производственных сферах // Вестник Академии знаний. 2013. № 1. С. 7–18.Пешкова Х.В. Бюджетное право России: Учебник. М.: Юридическая фирма «КОТРАКТ»; ИНФРА-М, 2015. С. 287.Симонова Н.Ю. Государственные программы как элемент формирования программного бюджета // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. №3(17). С. 50-57Симонова Н.Ю. Особенности внедрения среднесрочного финансового планирования в России //Крымский экономический вестник. 2013. №6-2(07). С. 188-191Финансовое право : учебник /отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. М.: Юридическая фирма «Контракт»: ВолтерсКлувер, 2015. С. 186. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. 5-е изд., перераб. И доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 284.Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 200.Худяков А. И. Основы теории финансового права // Избранные труды по финансовому праву / сост. М. К. Сулейменов [и др.]. СПб., 2014. С. 73.Яшина Н. И. Теоретические и методические основы управления бюджетом: риски доходной части бюджета // Финансы и кредит. 2014. № 8 (146). С. 30–37.Данные Федеральной службы государственной статистики. Раздел Финансы // Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htmПо обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы «Платон»: Разъяснение Росавтодора // Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное дорожное агентство: сайт. URL: http://rosavtodor.ru/Система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн // ФКУ «Упрдор Москва — Нижний Новгород»: Официальный сайт. URL: http://udmnn.ru/about-udmnn/faq.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28.12.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12112604/#ixzz4gwc1WXdM
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями от 28.12.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10900200/
3. Афонина Е. В., Химичева Н. И. К вопросу о применении антропосоциокультурного подхода в финансовом праве // Налоги. 2015. № 2. С 46—48
4. Белов В. Е. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок: содержание и реализация: Материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. Состоявшейся на юрид. фак. МГУ имени М. В. Ломоносова 6 июня 2014 г. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2015. С. 30–42
5. Бехер В.В. Особенности реформирования бюджетного законодательства в контексте принятия новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации// Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21). С 80.
6. Вышегородцев М. М. Управление бюджетом. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2014. С. 17-28.
7. Гаврилюк Р. А. Антропосоциокультурный код налогового права: монография. Черновцы : Черновицкий нац. ун-т, 2014
8. Голубев А. В. Юридическое выражение результативности и эффективности использования бюджетных средств / А. В. Голубев // Финансовое право. 2013. № 2. С. 22–27.
9. Грицюк Т. В. Управление расходами федерального бюджета. Формы и виды расходов бюджетов Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014. № 14
10. Ерёмина Е.А. К вопросу о понятии военного бюджета // Интеграция науки и практики: взгляд молодых учёных тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов. Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Саратов, 2014. С. 86-88.
11. Козырин А. Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2014. № 1. С. 426
12. Королевский В.Ф. Современный биржевой словарь. М.: Крафт, 2014. С. 633.
13. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 283.
14. Лебедев В. А. Финансовое право. М., Статут, 2014. 428 с.
15. Лушин С. И. О "единстве кассы" (историческая справка) // Финансы. 2013. №3. С. 65 - 67.
16. Милушева Т. В. Принцип справедливости в контексте проблемы правового ограничения государственной власти // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты; под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2014. С. 204.
17. Петух А. В. Особенности проведения проверок целевого и эффективного расходования бюджетных средств в области государственного управленияв социальной и производственных сферах // Вестник Академии знаний. 2013. № 1. С. 7–18.
18. Пешкова Х.В. Бюджетное право России: Учебник. М.: Юридическая фирма «КОТРАКТ»; ИНФРА-М, 2015. С. 287.
19. Симонова Н.Ю. Государственные программы как элемент формирования программного бюджета // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. №3(17). С. 50-57
20. Симонова Н.Ю. Особенности внедрения среднесрочного финансового планирования в России //Крымский экономический вестник. 2013. №6-2(07). С. 188-191
21. Финансовое право : учебник /отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. М.: Юридическая фирма «Контракт»: ВолтерсКлувер, 2015. С. 186.
22. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. 5-е изд., перераб. И доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 284.
23. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 200.
24. Худяков А. И. Основы теории финансового права // Избранные труды по финансовому праву / сост. М. К. Сулейменов [и др.]. СПб., 2014. С. 73.
25. Яшина Н. И. Теоретические и методические основы управления бюджетом: риски доходной части бюджета // Финансы и кредит. 2014. № 8 (146). С. 30–37.
26. Данные Федеральной службы государственной статистики. Раздел Финансы // Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm
27. По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы «Платон»: Разъяснение Росавтодора // Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное дорожное агентство: сайт. URL: http://rosavtodor.ru/
28. Система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн // ФКУ «Упрдор Москва — Нижний Новгород»: Официальный сайт. URL: http://udmnn.ru/about-udmnn/faq.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при формировании расходов бюджетов в системе РФ?
При формировании расходов бюджетов в системе РФ возникают различные проблемы, включая неэффективное использование бюджетных средств, недостаточную прозрачность и контроль над расходами, проблемы с правовыми основами расходов, а также ограниченные финансовые возможности.
Какие основные направления расходов федерального бюджета?
Основные направления расходов федерального бюджета включают социальную сферу (здравоохранение, образование, социальная защита), экономику (инфраструктура, развитие предпринимательства), национальную безопасность и оборону, а также поддержку регионов и местного самоуправления.
В чем сущность принципа эффективности использования бюджетных средств?
Принцип эффективности использования бюджетных средств заключается в максимальном достижении конкретных целей и результатов при минимальных затратах. Это означает, что бюджетные средства должны быть направлены на проекты и программы, которые доставляют наибольшую пользу обществу и обеспечивают оптимальное использование ресурсов.
Какую практическую пользу может принести применение принципа эффективности использования бюджетных средств?
Применение принципа эффективности использования бюджетных средств может принести множество практических польз. Например, это может помочь сократить излишние расходы, улучшить качество общественных услуг, повысить эффективность государственных программ и проектов, а также повысить доверие и легитимность бюджетной системы.
Какие проблемы связаны с принципом эффективности использования бюджетных средств?
С принципом эффективности использования бюджетных средств связаны различные проблемы, включая неопределенность критериев эффективности, отсутствие достоверной информации о результатах использования бюджетных средств, недостаточное вовлечение граждан и общественности в процесс принятия решений о расходах, а также коррупцию и злоупотребления при распределении бюджетных средств.
Какие проблемы возникают при формировании расходов бюджетов системы РФ в современных условиях?
Проблемы формирования расходов бюджетов системы РФ в современных условиях включают недостаточную прогнозируемость доходов и расходов, нерациональное использование бюджетных средств, неэффективное планирование бюджетных программ и проектов, отсутствие баланса между текущими и инвестиционными расходами, отсутствие контроля за исполнением бюджетов и др.
Какие основные направления расходов федерального бюджета существуют?
Основные направления расходов федерального бюджета включают социальные расходы, военные расходы, экономические расходы, инфраструктурные расходы, образовательные расходы, культурные расходы и др.
Что означает принцип эффективности использования бюджетных средств?
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что расходы бюджетной системы РФ должны быть направлены на достижение максимальной результативности при минимальных затратах. Это подразумевает оптимальное использование ресурсов, достижение конкретных целей и оценку эффективности расходов.
Как применяется принцип эффективности использования бюджетных средств на практике?
Принцип эффективности использования бюджетных средств на практике применяется через разработку и реализацию эффективных бюджетных программ и проектов, привлечение конкурентных поставщиков и подрядчиков, контроль за исполнением бюджетов, мониторинг результатов и оценку эффективности расходов.
Какие другие принципы осуществления расходов бюджетной системы РФ существуют?
Помимо принципа эффективности, к осуществлению расходов бюджетной системы РФ также применяются принципы целевого использования бюджетных средств, прозрачности расходов, социальной направленности расходов, сбалансированности и др.