Семья во Франции в художественной культуре Возрождения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 37 37 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 23.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Французский Ренессанс как особая социокультурная эпоха 4
1.1 Французский Ренессанс и его место в культуре Северного Возрождения 4
1.2 Особенности художественной культуры французского Ренессанса 7
Глава 2. Институт брака в эпоху французского Ренессанса 12
2.1. Изменение института брака и отношения к нему во Франции эпохи Ренессанса 12
2.2. Институт брака и его роль в формировании светской культуры французского Ренессанса 18
Глава 3. Отражение представлений об институте брака в художественной культуре Французского ренессанса 23
3.1. Представление о браке и любви 23
3.2 Представление о браке и социокультурных институтах 25
3.3 Представление о браке и детях 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37





Фрагмент для ознакомления

Отметим, так же своеобразно было восприятие своего тела. Это выражается не только в литературе, но и в других областях художественной культуре. Для данной эпохи не характерно прикрытие частей тела, что на картинах, статуях и любых других изображениях. Проявляется это и касательно женщин, так и мужчин. Творившие мастера, держались общей концепции и следовали движению, где человеческое тело – это прекрасно, а не прикрытые части тела, характеризуются как свобода в жизни. Любые попытки воспринять данные факты как брезгливость или же стыдливость совершенно отсутствовали. Границы, которые могли отделить людей на картине, совершенно по-иному воспринимались. Все казалось естественным, как принимать пищу из одной общей тарелки.На одной постели могли спать как много женщин, так и мужчин, не разделяя друг друга по возрасту, как взрослые, так и маленькие дети.Супруги могли свободно продолжать свой род прямо в присутствии своих родственников, на тот момент еще не было таинства ложе, а на оборот, публичное разделение ложа было в норме.Активность мужчин при половой близости являлось достоинством на ряду с воинскими победами. А импотенция признавалась как причина для развода.В контексте данного произведения, стоит упомянуть, что автор широко рассказывает, о том, что духовной стороны в отношениях супругов не было, а при выборе спутника жизни преследовались планы родителей на будущее детей. Приязнь же между брачующимися могла существовать, лишь если телесная близость их не устраивала, а остальных причин общество не признавало.Мы уже затрагивали, данный аспект в институте брака, но стоит и в данном подпункте указать, это куртуазность культа Дамы. Как отмечаетавтор произведения, этот культ был зарожден в рыцарской среде, и продолжал свое развитие во Франции, наложил отпечаток на брачно-семейных отношениях.Литературными источниками о куртуазной любви являются сочинения французов с юга страны трубадуров, а также французов с севера страны труверов и рыцарские романы. Данные произведения играют не малую роль в характеристике данной тематики брачных отношений, так как так указаны разные элементы данного типа любви с применением поэтических традиций.Здесь существуют двоякие отношения к данной теме, поскольку можно воспринимать или совершенно отрицать их. Но для общего понимания темы, данные литературные произведения должны быть учтены.Их суть показать определённую модель поведения, которая породилась в тенденции эпохи французского Ренессанса. Вся специфика данных поэтических источников возводится к неоднородности и смысловой эволюции тематики любви. Трактовка данных идей была предложена автором Ж. Дюрби.Исходной ситуацией всей куртуазности – это поклонение холостого рыцаря знатной матроне. Это матрона супруга сюзерена данного рыцаря, но могла бы быть и супругой другого статусного правителя.Главный мотив – стимул поклонения, то есть влечение телом этого рыцаря к Даме. Данный мотив обуславливается следующими правилами: Дама замужем, телесная связь невозможна, рыцарь не может оскорбить ее насилием, верность вассала сюзерену требует аккуратности. При всем этом, рыцарь не может отказать своей страсти, и Дама окружена поклонением. Супруг при этом бессилен, и остается смирным. Эта игра нуждается в соблюдении ритуала. Поклонник-рыцарь со временем сможет прикоснуться к подолу платья этой Дамы, затем сможет прикоснуться к руке и поцеловать ее. После этого сможет даже обнять ее. Данные условия требуют, того, чтобы быть послушным Даме вовсем и быть готовым выполнить любое ее желание. В итоге, это может закончиться телесной связью, но только при согласии Дамы и ее желании.Эти факты, приведены из жизненной биографии одного из трубадуров, которого пригласила Дама и от подола платья до плотской любви был один миг. Хотя и куртуазный ритуал здесь явно будет нарушен.Воспитание чувств, при данном ритуале находится на вершине и заставлял любую такую Дамы, дорожить своей честью и по возможности сдерживать свою чувственность. А также велось это все к требованию от мужчины уважать женщину, как личность. Взамен грубому отношению с женщинами мужчина должен был самоотверженно выполнять все ее желания, уметь быть вежливым и заботиться о ней.В конечном выводе выявлялись новые представления об идеальных образах мужчин и женщин, а также их отношениях, как в браке, так и до него.Особенность, которую выделяет автор, это то, что страсть, наконец то сводилась не только к телесной, но и духовной. А само соитие было как венец, а не одним действием. Данные тенденции в отношении восприятия брака и семьи говорило о целостном восприятии и брак, виделся как создание чего-то нового в отношениях, в том числе и детей, как продолжение свеого знатного или не очень рода.Все выше сказанное говорит, о том, что в «Пятнадцати радостях брака» а также, в 3 публикуемых фаблио и во фрагментах «Книги назиданий» рыцаря ДелатурЛандри описывается вся суть брачных отношений в данный период.Во многих жанрах литературы конца XIV — начала XV в., и прежде всего в фаблио, фарсах и городской повести, они есть в особенно ярком воплощении. Связан данный факт, с тем, что культ благородной Дамы, сложившийся в XII—XIII вв., во многом утратил свое влияние. Он разделил судьбу многих рыцарских ценностей, которые, в наибольше степени рассматривались каксвоего рода миф, который совершенно не имел отношений к повседневной реальной жизни.В связи с этим и весь институт брака в широкой картине мира в XIV—XV века являлся как утеха, а не как создание крепкого брачного союза. Для мужчины данный брак – это утеха и насмешки, по мнению французского поэта конца XIV в. Э. Дешана. Публично же защищать церковный брак думали необходимость, и писатели, например, такой как шевалье ДелатурЛандри. Свое внимание на плотскую сторону брака обратили, ряд жанров городской литературы XIV—XV века как бы продолжали и развивали традицию «простодушного бесстыдства» по мнению автора, Й. Хёйзинга.Как мы увидели, все публикуемые памятники по истории брака и любви отражают сложную и многоплановую эволюцию этих явлений, которая отличилась своим своеобразием в эпоху Ренессанса.3.3 Представление о браке и детяхС наступлением эпохи Ренессанса во Франции все отношение по методике воспитания и отношения к детям поменялось, в прочем как отношение и к человеку в целом, это связано непосредственно со школой гуманизма.Цель воспитания на данном периоде стало максимально все аспектное развить ребенка. То есть сделать из него развитую личность, которая смогла бы оправдать сложившийся статус этой эпохи – «венец творения». Данное название ребенок получил, так как был создан по подобию и образу Господа.Методы и манера отношения к детям так же менялась, мы можем увидеть это из произведений и литературных методик видных ученых и философов данной эпохи. Все основывалось на лавировании между традициями христианскими и античными.Первым автором, который выступил против тех традиций, которые сложились до начала эпохи Возрождения стал Эразм Роттердамский. На ряду, с большим количеством трудов, которые он имел, выпустил несколько работ о детях и их воспитании. Данные теоретические работы носят следующие названия: «О приличии детских нравов», «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения».В данных трудах Эразм Роттердамский запустил революционные идеи о сущности каждого ребенка и его индивидуальности. Так же отметил, что при обучении и воспитании недопустимы такие методы: физическое и психологическое насилие.Еще одним автором работ по идеям восприятия детей, был Томас Мор, в знаменитейшем труде «Утопия» он создал некую модель с идеальным государством, в которой и указал особую методику воспитания, которая направлена на поиск и развитие талантов, которые оказались врожденными. А развитие этих талантов происходило бы через игры и активные виды деятельности. Томас мор предложил следующее, чтобы все предметы преподавались только на родном языке, а латынь использовать, как второй дополнительный язык. Для полного обучения необходимо использовать наглядности. Философ считал, что такое образование наравне с другими общественными благами должны стать доступны каждому из детей в каждой семье.Он создал концепцию воспитания детей, в которой указал, что разделение в обучении, которое существует сейчас, совершенно не нужно. Новейшие принципы такой педагогики подразумевали гендерное равенство. Многие просвещенные умы того периода – Кампанелла, Бруни и Винес поддержали данную теорию. Заметим, что идеи гуманизма не дошли до массового включения. Лишь малое количество детей из бедняцких семей стали обучаться в полной мере.Было разделение по гендерному признаку, на обучение для мальчиков, им были подвластны предметы: грамота и математика, девочек же обучали только искусству, как вести домашнее хозяйство.Несмотря, на то, что новый период в истории Франции уже наступил, общество не торопилось обновлять систему обращения с детьми. Хотя и был очевидный факт, что детям знаний не хватает, по курсу естественно-научных знаний и работе с информацией.Однако, перед подачей данного уровня информации было необходимо реформировать образовательную систему, по меркам того времени. Именно данной проблемой занялся гуманист Ян Амос Коменский, в качестве решения вопроса он создал базовые принципы по педагогике и разработал понятную класс-урочную систему школьного образования. Он ввел различные понятия и стал автором первого в мире учебника. Всясуть была в переводе детей с домашнего обучения на обучение в общественных школах.Помимо всего прочего, при обучении девочки изучали не только правописание и арифметику, а также профессиональную деятельность. К обучению школьниц более старшего возраста относилось раскрытие профессии – горничная. После такого обучения можно было смело идти на женские курсы при мануфактурных производствах, и девушек уже в подростковом возрасте обучали работать с ткацким станком и различными механическими машинами.Отметим, что по стечению времени, отношение к детям изменилось и начало прогрессировать в сторону правильного обучения. А заведение детей стало, не только с целью поддержания рода или же полноценного ведения хозяйства, но и вникание в суть проблем воспитания детей и их развития.Говоря же о внешнем виде детей, то можно на облик ребенка и отношение к нему влияла одежда, так как именно она указывала на социальный статус. К детям отношение было ниже, чем, например, к взрослым людям. Такая тенденция четко отслеживалась по самой детской одежде. В более богатых и обеспеченных семьях дети были одеты довольно нарядно, украшены различными красивыми деталями и ободками. И отношение к таким детям было выше, так как одежда помогала определить из какой он семьи. Поэтому социальное расслоение начиналась даже на таком уровне, с детского возраста, и непосредственно делились на богатых и бедных детишек. Интересно, что к детям было отношение, как к живой куколке, и относились так же. Отношение было такое, поскольку детское тело рассматривалось в точки зрения эстетики, гладкая кожа, без изъянов, красивое личико. Ребенка украшали, наряжали и играли с ним. Взрослые люди относились к детям как к предмету восхищения и любования. Хотя, заметим, что дальше этого отношения, дело не шло. Взрослый мгновенно приписывал детям то, чего реально не существовало и не хотел замечать, то что есть.В эпоху Ренессанса ребенок выступает, как некий объект для манипуляции, то есть как куколка, но никак не будущий человек. Данная эпоха дала понять, что художественные деятели, лишь делают акцент на том, что есть некие отличия взрослых и детей, но не более того. Художники, показывали их в отличии от Средних веков намного иначе, более рельефно, в формате трёх мерности и выпуклости. Пространство с людьми принимает совершенно другой вид. Изображение детей так же привлекает более своей красотой и четкими линиями. Хотя изображения в Возрождении были уже более красочные и воспевающую человеческий облик, и личность, к периоду Ренессанса данная культура стала более заметна и отмечена своими особенностями.Такая красота как физическая и духовная стали сливаться в одно целое, конечно под началом эстетики эпохи Античности. Коротая и содержала в себе все прелести и отличительные черты. Первым таким художником был Леонардо да Винчи, именно он и открыл пропорции детского тела.В картинах и различных произведениях отмечается, появление детской одежды. Это представление идет в свою очередь, как выделение отдельного «недоразвитого» класса. Это достаточно просто выявить, рассмотрев саму одежду. На ряду со всеми остальными особенностями, стоит отметить следующие элементы:Феминизация одежды для детей. Мальчиков и девочек одевали в платьица. Отметим, что сам статус женщины в обществе был очень низок, одевая детей в одежду как у женщины, социальный статус ребенка мгновенно падал, и становил их на самую нижнюю ступень социальной лестницы.Архаизация одежды детей. Как мы видим из произведений художественных деятелей и изображения их в различных произведениях, всех детей одевали по последней моде, но прошедшего поколения. Такое отношение доказывало, то что позиция детей в настоящем времени было как будто их не существовало. Одежда детей по моде низших слоев. Данный факт, указывает на то, что даже богачи, не воспринимали детей, как что-то более, чем прислугу. Этот элемент, довольно многосторонний, и носил непостоянный и довольно спорный характер.Такой амбивалентный стиль отношений между родителями и детьми считается реально существующим. Это выражается в том, что при игре с ребенком родители начинают его дисциплинировать и от части даже манипулировать.Этот факт был отмечен еще в более ранний период, ранние гуманисты, такие как Ф. Петрарка или же писатель Дж. Боккаччо были озабочены желанием создания прекрасной человеческой личности, которая была бы совершенно свободна от предрассудков Средних веков. И по всему этому попытались подвергать изменению системы образования, внесению в нее гуманитарных наук, сделать акцентирование на изучении Античности в литературных произведениях и философии. Таким образом, отношение к детям, было двух аспектным, и постоянно развивающееся. Поскольку, пережитки Средних веков довольно долго еще были в сознании старших поколений, и переход к Новому времени, в новом формате, довольно сознательно долго переходило в мысли не только простых людей, но и деятелей культуры.По всему этому вырисовываются два вида отношений к детям в эпоху Ренессанса:Ребенок, как продолжение рода, помощник по хозяйству, ни что иное как член семьи.Ребенок, как игрушка, для потехи, не имеющий особых прав, становление на самой низшей ступени.Все данные говорят, о том, что взгляды на ребенка, заведение детей, продолжение рода очень менялись. А также являлись разными, в зависимости от социального статуса, профессии и положения в обществе. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении отметим, что мы выполнили все задачи и цель работы. Рассмотрели особенности художественной культуры Ренессанса, выделили особенности института брака, семьи и детей во Франции. За основу исследования института брака мы взяли сатирический трактат «Пятнадцать радостей брака». В нем хорошо прописаны все особенности развития института брака от Средних веков до пика эпохи Возрождения. В нем рассказаны основные тенденции развития отношения мужчин и женщин, уважения к женщине, о любви, радости брака, куртуазность и многие другие аспекты данной тематики.Отличительными чертами эпохи французского Ренессанса в отношении института брака и отношений является восхваление культа любви людей. Эта любовь может проявляться как в браке, так и без, с обоснованием культурных традиций и мыслей. Акцент идет на физическую красоту, чувственность и жажду физических отношений. В целом эпоха олицетворяется красотой и любуется обнаженными телами. Дух отношений и любви виден во всем, как в обществе, так и художественной культуре. Институт брака выделен как обособленный союз, мог являться и простой сделкой. На ряду с этим, ценились как высокие моральные отношения, так и куртуазность. Эпоха французского Ренессанса является пиком развития и точкой столкновения многих школ, например, таких как гуманизм и гуманистические идеи. Период раскрывает сущность культуры и отношений людей, показывает их с различных сторон и сталкивает взглядамипо стечению времени, отношение к детям изменилось и начало прогрессировать в сторону правильного обучения. А заведение детей стало, не только с целью поддержания рода или же полноценного ведения хозяйства, но и вникание в суть проблем воспитания детей и их развития.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБессмертный, Ю.Л. Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. М.: Наука. 1991. – 381 с.ЖоашенДю Белле. Римские древности. // Поэты Возрождения.-М.,-Гослитиздат. - 1955. - 283 с.Бобкова, М. С. Французский Ренессанс: Раннее Новое Время, книга для чтения по истории. Москва, 2006. – 465 с.Кравченко, А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд. — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.Европейская философия XV-XVII вв.: Учеб. для вузов / Соколов В.В. М.: Высшая школа. 2003 – 428с.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М.: Логос, 2002 – 332 с.Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. - М.,2003. - 493 с.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1987. – 623 с.Ильина Т. В. И 46 История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.—3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк. 2000 – 317 с.Черняк, И. Х.Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи / И. Х. Черняк, Н. В. Ревякина, И. А. Краснова, и др.; Отв. ред. Л. М. Брагина. – М.: Наука, 1997. – 220 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессмертный, Ю.Л. Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. М.: Наука. 1991. – 381 с.
2. Жоашен Дю Белле. Римские древности. // Поэты Возрождения. -М.,-Гослитиздат. - 1955. - 283 с.
3. Бобкова, М. С. Французский Ренессанс: Раннее Новое Время, книга для чтения по истории. Москва, 2006. – 465 с.
4. Кравченко, А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд. — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.
5. Европейская философия XV-XVII вв.: Учеб. для вузов / Соколов В.В. М.: Высшая школа. 2003 – 428 с.
6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М.: Логос, 2002 – 332 с.
7. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. - М.,2003. - 493 с.
8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1987. – 623 с.
9. Ильина Т. В. И 46 История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. —3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк. 2000 – 317 с.
10. Черняк, И. Х. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи / И. Х. Черняк, Н. В. Ревякина, И. А. Краснова, и др.; Отв. ред. Л. М. Брагина. – М.: Наука, 1997. – 220 с.


Вопрос-ответ:

Каким образом французский Ренессанс отличался от Северного Возрождения?

Французский Ренессанс был особой социокультурной эпохой, которая отличалась от Северного Возрождения своими особенностями и художественной культурой.

Какие особенности художественной культуры французского Ренессанса можно выделить?

Особенности художественной культуры французского Ренессанса включают в себя использование множества классических мотивов, гармонию и симметрию в композиции произведений, а также применение новых техник и материалов.

Как изменялся институт брака во Франции эпохи Ренессанса?

Во Франции эпохи Ренессанса институт брака претерпел значительные изменения. Отношение к браку стало более свободным, ограничения на развод были смягчены, а также появилась возможность заключения многих браков по политическим соображениям.

Какую роль играл институт брака в формировании светской культуры французского Ренессанса?

Институт брака играл важную роль в формировании светской культуры французского Ренессанса. Браки между представителями благородных семей были часто заключены по политическим соображениям, что способствовало укреплению власти и влияния элитных кругов, а также приводило к формированию новых социальных связей и союзов.

Какие еще вопросы исследует данная статья о семье во Франции в художественной культуре Возрождения?

В данной статье также исследуется изменение представлений о семье во Франции эпохи Ренессанса, роль и значение семейных ценностей, а также особенности семейной жизни и взаимоотношений на этот период.

Каково место французского Ренессанса в культуре Северного Возрождения?

Французский Ренессанс занимает особое место в культуре Северного Возрождения, так как имел свои особенности и отличия от итальянской Ренессансной культуры. Он сочетал в себе элементы готики и классической античности, искусство французского Ренессанса было направлено на придание изящества и элегантности. Важными характеристиками французского Ренессанса были украшение зданий и кнопрофильство.

Какие особенности можно выделить в художественной культуре французского Ренессанса?

В художественной культуре французского Ренессанса можно выделить несколько особенностей. Во-первых, французский Ренессанс сочетал в себе элементы готики и античности. Во-вторых, искусство этого периода было направлено на создание изящных и элегантных произведений. Важным элементом французского Ренессанса было также украшение зданий и кнопрофильство. В целом, французский Ренессанс представлял собой синтез различных художественных стилей и направлений.

Как изменялся институт брака и отношение к нему во Франции эпохи Ренессанса?

Во Франции эпохи Ренессанса институт брака претерпел некоторые изменения, а отношение к нему изменилось. Возросло количество "любовных браков", то есть браков, основанных на взаимной симпатии и чувствах, в отличие от принудительных браков по договоренности. Более важной стала роль супруги в обществе, и женщине предоставлялось больше прав и возможностей проявить свои способности. В целом, институт брака стал менее формализованным и более основанным на любви и взаимопонимании.

Какое место занимает французский Ренессанс в культуре Северного Возрождения?

Французский Ренессанс занимает особое место в культуре Северного Возрождения благодаря своим уникальным художественным и интеллектуальным достижениям. Французские художники, писатели и философы вносили значительный вклад в развитие искусства и науки. Они создавали шедевры живописи, скульптуры и архитектуры, а также разрабатывали новые идеи в философии и литературе. Благодаря этому, французский Ренессанс стал одним из наиболее значимых периодов в истории культуры.

Какие особенности художественной культуры французского Ренессанса?

Художественная культура французского Ренессанса отличалась рядом особенностей. Во-первых, художники активно использовали новые техники искусства, такие как линейная перспектива и светотень. Во-вторых, они смело экспериментировали с композицией и формой и создавали новые стили, такие как маньеризм и розочки. В-третьих, в их работах часто присутствовали мифологические и библейские сюжеты, которые были популярны в то время. Кроме того, французские художники часто работали на придворном дворе, создавая произведения искусства для королей и знати.

Как изменялся институт брака и отношение к нему во Франции эпохи Ренессанса?

Во времена французского Ренессанса институт брака претерпел значительные изменения. Отныне брак стал все более приходиться на долю выбора супругов, частично снимая давление традиции и религии. Разрешались браки между представителями различных социальных слоев, а также признавалась возможность развода. Важным изменением стало появление романтической любви как основы брака, в отличие от прежней практики, когда брак заключался по усмотрению родителей или по договоренности между семьями. Эти изменения отразились на отношении к браку в обществе и влияли на его роль в формировании светской культуры во Франции того периода.