Основные признаки федеративного государства
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 04.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Под иными субъектами подразумеваются государственные образования такие как края, области, города федерального значения (то есть территориальные государственные образования) и автономная область и автономные округа (то есть национальные государственные образования). Итак, к признакам федеративного государства также относятся: единое гражданство (общефедеративное, а также может быть и субъекта федерации), государственный язык, единые вооруженные силы, государственная символика, флаг, герб, гимн, столица, единая внешнеполитическая деятельность, единая денежная система. В виду рассмотренных признаков федеративного государства и федеративного устройства Российской Федерации следует разграничить такие формы как федерация и унитарные государства и выделить их отличительные черты. Во-первых, унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые имеют одинаковый статус, подчиняются единым органам власти и не обладают признаком суверенитета. А федерация – это союз государственных образований, обладающих признаками ограниченного суверенитета, территория которого состоит из субъектов федерации. Во-вторых, в унитарных государствах единая система государственной власти, как правило, однопалатный парламент. А федерация характеризуется двухуровневой системой государственной власти – федеративной и власти субъекта федерации, и двухуровневой системой парламента, одна из палат которого включает представителей субъектов. В-третьих, в унитарных государствах единая система законодательства, а в федеративном государстве существует общефедеративное законодательство и законодательство субъекта, которое не может противоречить первому. В-четвертых, налоговая система унитарного государства одноканальная, а в федерации существует два уровня налоговой системы – федеративной и системы субъекта. Можно сделать вывод, что федерация как форма государственного устройства является более сложной формой по сравнению с унитарными государствами. Таким образом, из проделанной работы можно сделать следующие выводы.Во-первых, федерация – это форма государственного устройства, сложное союзное государство, которое состоит из территорий ее субъектов, обладающие определенными признаками самостоятельности и ограниченного суверенитета.Во-вторых, основными признаками федеративного государства являются:Территория федерации состоит из территории ее субъектов.Федеративное государство строиться на основании Конституции, либо договора, разграничивающей полномочия между центром и ее субъектами.Наличие двухпалатной системы парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов.Наличие двухуровневой системы органов государственной власти, то есть государственные (федеральные) органы и органы государственной власти субъектов.Наличие двухуровневой системы законодательства, то есть федеральные законы и законны субъектов. Наличие двухуровневой финансовой и налоговой системы.Отсутствие у субъектов федерации самостоятельного права выхода из ее состава.Возможность федерального вмешательства и принуждения в случаях нарушения субъектов установленных законодательством положений. Государственная целостность и единство – это единое экономическое пространство, единое гражданство, верховенство Конституции и федеральных законов, единство правового пространства. Отсутствие у субъектов федерации суверенитета.Наличие единого государственного языка, флага, герба, гимна, столицы, внешнеполитической деятельности, денежной системы. Библиографический списокНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31.Научная, учебная и справочная литератураИстория политических и правовых учений: учебник / под ред. Э.О. Лейста. – М.: Зерцало, 2000. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова; отв. ред. И.А. Конюхова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. 219 с.Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика / А.А. Кондрашев. — М.: Юрист, 2006. Конституционное право России: учебник / В.Е. Чиркин. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С. 225. 496 с.Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. Ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 656 с.Проблемы теории государства и права: учебник / под. Ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. 784 с.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. 570 с.Диссертации и авторефераты диссертацийЛихолетова С.В. Федеративное устройство России: взаимодействие органов власти Российской Федерации и ее субъектов: дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.Статьи и иные публикации в периодических изданияхИльин И.А. О государственной форме // Сов. Государство и право. 1991. № 11.Лобанов И.В. Формы взаимодействия органов государственной власти в российской федеративном государстве //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011.Маргиев А.В. О праве выхода республик из состава Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. Олесов А.А. Государственный суверенитет в федеративном государстве // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. Пивентьев А.С. Федерация: понятие и сущность – многообразие подходов // http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/06_2010/05.pdf.Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб.: ун-т МВД России, 2011. С. 247.Акты судебных и иных органовПостановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31.
Научная, учебная и справочная литература
1. История политических и правовых учений: учебник / под ред. Э.О. Лейста. – М.: Зерцало, 2000.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова; отв. ред. И.А. Конюхова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. 219 с.
3. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика / А.А. Кондрашев. — М.: Юрист, 2006.
4. Конституционное право России: учебник / В.Е. Чиркин. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С. 225. 496 с.
5. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. Ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 656 с.
6. Проблемы теории государства и права: учебник / под. Ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. 784 с.
7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. 570 с.
Диссертации и авторефераты диссертаций
1. Лихолетова С.В. Федеративное устройство России: взаимодействие органов власти Российской Федерации и ее субъектов: дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
Статьи и иные публикации в периодических изданиях
1. Ильин И.А. О государственной форме // Сов. Государство и право. 1991. № 11.
2. Лобанов И.В. Формы взаимодействия органов государственной власти в российской федеративном государстве //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011.
3. Маргиев А.В. О праве выхода республик из состава Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005.
4. Олесов А.А. Государственный суверенитет в федеративном государстве // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014.
5. Пивентьев А.С. Федерация: понятие и сущность – многообразие подходов // http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/06_2010/05.pdf.
6. Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб.: ун-т МВД России, 2011. С. 247.
Акты судебных и иных органов
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
Вопрос-ответ:
Что такое федеративное государство?
Федеративное государство — это форма государственного устройства, при котором несколько субъектов объединены в единое политическое образование.
Какие субъекты могут быть в федеративном государстве?
Под субъектами федеративного государства подразумеваются государственные образования, такие как края, области, города федерального значения, а также автономные области и автономные округа.
Что входит в признаки федеративного государства?
К признакам федеративного государства относятся единое гражданство, общефедеративное государственное строение, а также наличие субъектов федерации.
Каким образом субъекты федерации участвуют в управлении государством?
В федеративном государстве субъекты федерации обладают определенной самостоятельностью в управлении своими территориями и могут иметь собственные законы, правительства и органы власти.
Какие преимущества имеет федеративное государство?
Федеративное государство позволяет учесть различия в культуре, языке и особенностях развития разных регионов, а также способствует принятию более гибких решений и регулированию спорных вопросов.
Что такое федеративное государство?
Федеративное государство - это форма государственного устройства, в которой юридические субъекты (например, края, области, города федерального значения, автономные области и округа) объединены в единое государство, но при этом имеют определенную степень автономии и сохраняют некоторую самостоятельность. Такие субъекты имеют свои конституции, законы и управление, но при этом они подчиняются федеральному праву и федеральным органам власти.
Какие субъекты могут быть в федеративном государстве?
Субъектами федеративного государства могут быть различные государственные образования, такие как края, области, города федерального значения, а также автономные области и автономные округа. Некоторые из них являются территориальными государственными образованиями, а другие - национальными государственными образованиями.
Какие еще признаки федеративного государства?
Кроме участия различных субъектов, к основным признакам федеративного государства относится наличие единого гражданства, то есть все граждане субъектов федерации имеют одинаковые права и обязанности. Также может быть общефедеративное государственное гражданство. При этом субъекты также могут иметь свои национальные символы, язык и культуру.
Какие особенности у субъектов федерации в федеративном государстве?
Субъекты федерации в федеративном государстве имеют определенную степень автономии и самостоятельности. Они имеют право принимать собственные конституции и законы, имеют свои органы власти и управление. Однако они также подчиняются федеральному праву и федеральным органам власти, которые имеют более высокий уровень юрисдикции и полномочий.
Что подразумевается под иными субъектами в федеративном государстве?
Под иными субъектами подразумеваются государственные образования, такие как края, области, города федерального значения, т.е. территориальные государственные образования, и автономная область и автономные округа, т.е. национальные государственные образования.
Какие еще признаки характерны для федеративного государства?
К признакам федеративного государства также относятся единое гражданство и общефедеративное, а также может быть и субъекта федерации.
Что такое федеративное государство?
Федеративное государство - это государственное образование, в котором власть разделена между центральным правительством и различными региональными единицами. Важными признаками федеративного государства являются наличие различных субъектов (территориальных и национальных государственных образований) и единого гражданства, а также общефедеративного права.