Литературные традиции в рассказе А. Грина «Слон и Моська»
Заказать уникальный доклад- 18 18 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 04.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
О «Слоне и Моське» И. А. Крылова 5
Несколько слов по поводу «Слона и Моськи» А. С. Грина 6
Сравнительный анализ басни и рассказа 9
Список использованных источников 9
Это выходит как-то само собой, а между тем прицел пропадает...Моська – человек, отрицающий любое проявление жестокости и грубости. Силу и агрессию можно проявить лишь в одном случае, когда защищаешься от того, кто угрожает твоей жизни или жизни другого невинного человека. Потому Моська безропотно терпит все насмешки над собой, молчаливо получает подзатыльники, но смириться с несправедливостью, с омерзительным хамством нового рядового, с его уничижительным отношением к любому, кто ниже званием, - смориться с подобным Моська не может. Его «темный» оппонент – ротный Миллер, с легкой руки рядового Козлова получивший свое животное прозвище Слон, на которое он небывало похож, воплощает, концентрирует в себе все мерзостные и уродливые черты, которыми только может «похвастаться» человек. Он – это ужас, беззаконие, бесчеловечное отношение к людям (в контексте рассказа – к солдатам и ко всем подчиненным), на которых и держится вся военная система (по мнению автора). Как мы уже сказали, прозвище Слон, которым «окрестили» солдаты нового ротного, Миллер получил из-за разительной схожести с грузным, толстым и неповоротливым существом, а вовсе не потому,что представляет исключительный или особенный тип человека (как это обстоит в басне). Вот как описывает автор Слона-Миллера:«Третий, казалось, был нарочно создан для того, чтобы его возили в экипажах. Он не сразу вылез, но, двигаясь осторожно и степенно – причем коляска чуть-чуть не опрокинулась, – поставил на подножку одну ногу, а другую на землю и слез. Затем так же степенно, по-солдатски повернулся всем корпусом и выпрямился.Солдаты с удивлением глядели на его фигуру. Был он страшно толст, непомерно. Казалось, все в этом круглом шарообразном теле кричало о том, что тесен божий мир и негде повернуться. Трудно было сказать, где кончалась голова и начиналась шея: то и другое было красно и непомерно широко. Он был маленького роста, и поэтому ноги его, толстые, короткие обрубки, одетые в широченные шаровары, казались продолжением туловища.Трудно было ожидать от такого субъекта поворотливости».В басне степенно идущий по улицам города Слон олицетворяетзначительного человека, личность, гения, творца – того, кто возвышается над толпой посредственностей, над Моськами и Шавками. В рассказе же наоборот – человек по прозвищу Слон, изображен как отвратительное и жестокое человекоподобное животное. И персонаж Моська вынужден подчиняться ему и потворствовать его идиотским прихотям, не потому что тот велик, а потому что Слон в [воинской=общественной] системе стоит на несколько ступеней выше него. Авторские интенции: ирония и трагический пафосВ басне Крылов в аллегорической форме говорит о том, что пошляки, посредственные, неприметные особи имеют привычку визжать и лаять (переводя на «человеческий язык», обсуждать, критиковать, осуждать)на тех, кто сильнее, чем они. Настолько сильнее и масштабнее, и выше (всё – в метафорическом смысле), что даже там наверху не слышат сиплых потуг глупых собачонок, которые, за неимением собственных талантов, хотят привлечь внимание к себе. Но Слон в силу своего величия, в силу своих амбиций, масштабности существования просто не обращает внимания, не замечает серую мелочь, увивающуюся у его ног. Но вот серая мелочь, несколько раз тявкнув на Слона, считает, что таким образом заработала себе репутацию важной особы. Но среди кого? Среди такой же серой мелочи. Вспомним, что к ней обращается другая собака, имеющая весьма звучную кличку Шавка. "Эх, эх! - ей Моська отвечает, -Вот то-то мне и духу придает,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:"Ай, Моська! знать, она сильна,Что лает на Слона!"Рассказ представляет иную историю. Здесь Миллер-Слон воплощение тоталитарной, угнетающей силы (машины), а герой Моська – вовсе не комический персонаж, а (не решимся назвать его трагическим) серьёзный. В басне Крылов иронически высмеивает ничтожную собачку, которая не может причинить Слону никакого вреда. В рассказе же маленький и незначительный по рангу, по положению в воинской системе, но не по физическим данным, ибо с этой токи зрения герой представляет собой силу, олицетворяет всю народную силу, которая может одолеть Слона:«– Будет, барин, над людьми измываться!.. <…> Люди мы, не псы, не хамы! Что ты своим благородством-то гордишься, убивец! <…> Ты мне чего сичас говорил? Плюну, мол, тебе в рожу, а? А ты, мол, разотри да смейся, а? Так на же тебе! – Он нагнулся над посиневшим от страха и злобы Миллером и звучно плюнул ему в лицо. – Разотри! – сказал он, вставая. – Вот и будешь ты… конфетка!..Слон медленно поднялся… Глаза его блуждали, а губы беззвучно шевелились… Моська стоял перед ним, сжимая кулаки, и смотрел на этого жалкого пьяного человека-зверя… Потом подумал и сказал:– Ничего, говоришь, не добьемся? Врешь! Всего добьемся!Через два месяца Моська был присужден за насилие над офицером и оскорбление последнего при исполнении служебных обязанностей в бессрочную каторгу. Но первая рота помнит Моську».Система наказывает Моську, заклеймив его как преступника. Но в нравственном смысле Моська бесспорно побеждает Слона-Миллера. У Крылова Моська – смешное и нелепое создание. В басне аллегорически раскрывается тема о Гении/ или Личности и осуждающей/окружающей толпе.Обработав крыловскую басню,А. Грин затронул в ней уже другие темы, сделал эту историю сугубо отражающей реальность его эпохи. У А. Грина вышла история о том, как зарождаются революционные настроения среди народных масс, как воинская система подчиняет личность человека, унижая и подавляя её, как она прививает человеку привычку грубого и уничижительного отношения к людям. Список использованных источниковДаль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х Т. Том 3. М.: Дрофа, 2011. – 526 с.Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. М.: АСТ, Зебра Е, 2008. – 464 с. Интернет-ресурсыhttp://grinworld.org
2. Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. М.: АСТ, Зебра Е, 2008. – 464 с.
Интернет-ресурсы
1. http://grinworld.org
Вопрос-ответ:
Какие литературные традиции присутствуют в рассказе А. Грина "Слон и Моська"?
В рассказе "Слон и Моська" присутствуют элементы фабульной и моральной басни, которые характерны для традиции баснописца И.А.Крылова. Также в рассказе можно увидеть влияние жанра аллегории, используемого А. С. Грином.
Откуда в русском лексиконе появился слон?
Слон в русском языке появился благодаря переводам древнегреческих и древнеримских произведений, где писатели описывали слонов, встречаемых в других странах. Поэты и писатели, давая образу слона особую символическую нагрузку, помогли укоренить его в русской литературе и лексиконе.
О чем говорит рассказ А. С. Грина "Слон и Моська"?
Рассказ "Слон и Моська" говорит о различных подходах к моральным и этическим вопросам: слон представляет силу и агрессию, которые можно использовать для достижения своих целей, в то время как Моська отрицает любое проявление жестокости и грубости. Рассказ задает вопрос о том, каким образом лучше решать проблемы - с помощью силы или с помощью дружбы и мягкости.
Как можно сравнить басню И. А. Крылова и рассказ А. С. Грина "Слон и Моська"?
Басня И. А. Крылова и рассказ А. С. Грина "Слон и Моська" могут быть сравнены по своей структуре и характерным принципам построения. Оба произведения представляют собой аллегорические и морально-философские истории, в которых главные герои являются символами определенных качеств и ценностей. Однако, басня Крылова больше ориентирована на общественное и политическое содержание, в то время как рассказ Грина скорее фокусируется на вопросах личностного развития и моральной духовности героев. Также стоит отметить, что стиль и язык басни более формализованы и строги, в то время как рассказ более эмоциональный и ироничный.
Какие литературные традиции описываются в рассказе "Слон и Моська" А. Грина?
В рассказе "Слон и Моська" А. Грина прослеживаются элементы сатиры и фольклора, характерные для произведений И. А. Крылова. Также можно заметить влияние жанра басни, где главные герои - слон и моська - символизируют определенные типы людей и взаимоотношения между ними.
Какое место занимает слон в русском лексиконе?
Слон является одним из самых известных и узнаваемых животных в русском лексиконе. Он символизирует могущество, силу и некую громоздкость. Также слон может использоваться в выражениях и пословицах с отсылкой к его крупному размеру и тяжеловесности.
Какова роль слона и моськи в басне И. А. Крылова?
В басне И. А. Крылова "Слон и Моська" слон представлен как властное и надменное существо, которое недооценивает маленькую и кажущуюся слабой моську. Моська, в свою очередь, использует свою смекалку и сообразительность, чтобы показать слону, что даже самая маленькая и незаметная сущность может нанести огромный ущерб.
Каким образом басня И. А. Крылова влияла на А. Грина при создании рассказа "Слон и Моська"?
А. Грин в своем рассказе "Слон и Моська" использовал идею басни И. А. Крылова о преодолении недооценки и показал, что важны не только внешние качества, но и сила духа. Он также передал смысловую нагрузку, которую несет басня, и актуализировал ее в соответствии с реалиями того времени.
Каким образом рассказ "Слон и Моська" А. Грина отличается от басни И. А. Крылова?
В отличие от басни И. А. Крылова, рассказ "Слон и Моська" А. Грина более детализированный и содержит более глубокие характеристики героев. А. Грин расширил историю, добавив новые сюжетные линии и диалоги, что позволило еще лучше передать социальные и этические аспекты произведения.
Какие литературные традиции сочетаются в рассказе А. Грина "Слон и Моська"?
В рассказе "Слон и Моська" сочетаются элементы басни и сказки. А. Грин, воспользовавшись традициями А.С. Пушкина и И.А. Крылова, создал свою собственную интерпретацию истории о дружбе между маленькой мышкой и большим слоном. В этом рассказе прослеживаются основные черты басен: нравоучительность, присутствие морали, концентрированность событий и простота языка.
Откуда в русском лексиконе появилось слово "слон"?
Слово "слон" в русском языке появилось из санскритского "иш" или "ишва-пурохит", что означает "живущий на Земле" или "господин Смерти". В Древней Руси слон был одним из символов величия и мудрости. Этот термин с течением времени стал обозначать крупное травоядное животное с длинным хоботом и большими ушами. Таким образом, слово "слон" стало устойчивым в русском лексиконе и до сих пор используется для обозначения этого животного.
Какие мотивы представлены в басне И. А. Крылова "Слон и Моська"?
В басне И.А. Крылова "Слон и Моська" представлены мотивы морали, справедливости, дружбы и самооценки. В басне рассказывается о слоне, который, не замечая мелкой мышки, случайно ее убивает. Но в результате моральной наказуемости в душе слона происходят перемены: он осознает свою ошибку и меняет свое отношение к мирским ценностям. Таким образом, басня И.А. Крылова предостерегает от презрительного отношения к слабым и незаметным существам и возвышает духовные и моральные качества.