Древнерусское зодчество 17века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 31 31 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 09.04.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Древнерусская архитектура XVII века 5
1.1. Общая характеристика архитектуры XVII века 5
1.2. Каменная архитектура XVII века 9
1.3. Деревянная архитектура XVII века 13
Глава 2. Репрезентанты древнерусской архитектуры XVII века 17
2.1. Церковь Покрова в Филях, как репрезентант каменной архитектуры XVII века 17
2.2. Церковь Преображения Господня в Кижах, как репрезентант деревянного зодчества XVII века 20
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение 1. 26
Приложение 2. 27
Приложение 3. 28
Приложение 4. 29
Приложение 5. 29
Приложение 6. 30
Приложение 7. 31



Фрагмент для ознакомления

Нижняя часть храма окружена открытой галереей – гульбищем, чьи перила Лестница гульбища также богато украшены белокаменной резьбой и декоративными вазонами. Гульбище охватывает церковь со всех сторон; подняться на него можно по трем лестницам. Благодаря широким, свободно раскинувшимся вокруг храма лестницам возникает ощущение прочной опоры всего здания, слишком легкого, чтобы просто стоять на земле.Внутреннее убранство церкви не уступает внешнему. Деревянная резьба украшает не только высокий многоярусный иконостас, но и окна, и арки, и клиросы, и ложу, и сами стены. Новаторский по формам резной белокаменный декор – важнейшая составляющая нарышкинского стиля. Он сформировался в русском зодчестве конца XVII в. независимо от сложения центрических ярусных композиций и мог украшать совершенно разные по типу постройки. В отличие от памятников «узорочья» предшествовавшего времени, где декор был неразрывно связан с кирпичной кладкой, белокаменная резьба нарышкинских храмов накладывалась на ровную гладь стены, подчеркивая конструктивные узлы и основные архитектурные линии.Заимствованный из разных источников, новый декор впитал ренессансные, маньеристические и барочные черты. Многие мотивы нарышкинского декора появились сначала в выполненном ими резном убранстве деревянного царского дворца в Коломенском, а затем перешли в каменные постройки. 2.2. Церковь Преображения Господня в Кижах, как репрезентант деревянного зодчества XVII векаЦеркви в Кижах были построены раньше 1583 г. – упоминание Кижского погоста встречается в Писцовой книге 1563 г., которая к тому же содержит ссылки на еще более раннее его описание. Таким образом, можно полагать, что церкви на острове Кижи существовали, по крайней мере, с конца XV в. В конце XVII в. в результате удара молнии на погосте возник пожар, уничтоживший церкви. Современные церкви и колокольня были возведены на их прежнем месте.Ансамбль состоит из двух церквей (Преображения Господня и Покровской) и одной колокольни (Шатровая), которые окружены единой оградой (Приложение 7).Окончание постройки относиться к 1714г., не смотря на это, в его архитектуре воплотились и отразились все искания деревянного зодчества семнадцатого столетия. Так, по мнению В.П.Орфинского, «Преображенская церковь являла собой феномен возрождения архитектурного идеала русского средневековья на фоне прозападных храмостроительных тенденций петровской эпохи. Она была построена русскими в зоне тесных культурных контактов с вепсами и карелами, и в ней целенаправленно акцентировались наиболее существенные признаки «своей» (славянской) архитектуры, которыми являлись высотность, центричность, многоглавие».Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб – «восьмерик» – с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.Первое, что обращает на себя внимание – это сложность объемно–планировочного и композиционного решения сооружения. Однако, как отмечал один из исследователей русского деревянного зодчества М.Красовский, «… кажущееся на первый взгляд очень сложным композиционное построение объема Преображенской церкви поражает своей простотой и логичностью при более подробном изучении. Здесь нет форм, которые не встречались бы в более ранних храмах, но тонкое художественное чутье подсказывало зодчему использовать здесь такие соотношения деталей, которые превратили эту церковь в подлинный шедевр искусства…».Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.Длина церкви составляет 26,4 м, ширина равна 20,7. Площадь внутренних помещений составляет 375,6 м. В восточном прирубе располагался алтарь. Все остальное пространство занимало собственно–церковное помещение. С западной стороны пристроен еще один низкий сруб – трапезная. На нижний, центральный, восьмерик установлены еще два постепенно уменьшающихся восьмерика. Такое конструктивное решение позволяло, во-первых, увеличить высоту постройки, а, во-вторых, создать композиционную основу для сооружения многоярусного храма, последнему обстоятельству способствовало и то, что верх каждого прируба сделан двухступенчатым. Основной объем имеет внушительную высоту 37 м.Колокольня столь же своеобразно ансамблево подчинилась храмам. Её четверик превзошёл допустимую высоту в связи с его соответствием высотам прирубов Преображенской и четверику Покровской церкви. Это привело к согласованию нижнего объёма всех трёх разновременных строений. Данное решение локального характера уникально. Оно обрело значение завершающего этапа в эволюционном развитии северных колоколен классического типа «восьмерик на четверике».Зодчие, возводившие церковь, разрушили традиции шатрового храма, шатер был заменен легкой девятиглавой короной.ЗаключениеПодводя итоги стоит отметить что XVIIв. стал уникальным периодом в развитии русской архитектуры. На протяжении всего столетия развивалась как деревянное, так и каменное строительство. В архитектуре нашли свое воплощение уникальные традиции древнерусского искусства, которые в процессе художественной переработки стали основанием для появления уникального стиля к концу столетия. XVIIв. стал веком переломным в истории Руси, временем объединения земель, и переходом к новой культуре. На протяжении всего столетия прослеживается процесс обмирщения культуры, общество и культура перестает быть преимущественно религиозным, активно развивается его светское начало. В архитектуре усиливается декоративные качества, нашедшие свое воплощение и в интерьерах, и внешнем убранстве построек и в композиционных решениях зданий. Последнее десятилетие XVII в. ознаменовалось появлением в Москве нового декоративного архитектурного стиля –нарышкинского барокко, которое, позволительно считать кульминацией декоративного начала в архитектуре рассматриваемого столетия. Список литературыБрунов Н.И., Власюк А.И., Каплун А.И. История Русской Архитектуры. – М.: Москва, 1956 С. 180 – 193Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко/ Б.Р. Виппер. – М.: Наука, 1978 . – 231 с. Ильин М.А. Зодчество XVII века // История русского искусства. Т.4. М., 1959. С.151 – 198Ильин М.А. К вопросу о природе архитектурного убранства «московского барокко» / /Древерусское искусство. XVII век. М., 1964. С. 232 – 235Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV-XVII вв./ М.А. Ильин М., 1966. [Электронный ресурс:] http://artyx.ru/books/Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство/ Т.Ильина [Электронный ресурс:] http://www.gumer.info/История русского искусства \\Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова – М.: Изобразительное искусство, 1987 С. 272 - 275 История русского искусства: В 13 т./ Под общ.ред. акад. И. Э. Грабаря. - М., 1953 Максимов П.Н, Архитектура второй четверти конца XVII века // Всеобщая история архитектуры. Т.6. М., 1968. С. 94 – 155 Пилявский В.И. История русской архитектуры. Учебник для ВУЗов/ В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. - М.: Архитектура-С, 2007. – С. 400 – 412 Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура/ П.А. Раппопорт. СПб., 1993. С. 230 – 251 Рихтер Ф.Ф. Памятники древнего русского зодчества/ Ф.Ф. Рихтер. М., 1854. С. 134 – 140 Соболева О. Русское деревянное зодчество/ О. Соболева [Электронный ресурс:] http://ricolor.org/history/ka/ort_art/Суслов В.В. Памятники древнего русского зодчества/ В.В. Суслов. В. 6. М., 1900. [Электронный ресурс:] http://www.gumer.info/Тиц A.A. Архитектура централизованного русского государства (XVII в.) // История русской архитектуры. СПб., 1994. С. 203 – 251Чиняков А.Г. Русская архитектура XVII века, // История русской архитектуры. М. 1951. С. 90 – 91Приложение 1.Успенская церковь(1626-1628 гг.) в Алексеевском монастыре в г. УгличеИсточник: История искусств. Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ векаhttps://history-of-art.livejournal.com/Приложение 2.Храм Рождества Богородицы в Путинках (1649 - 1652 гг.), в МосквеИсточник: История искусств. Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ векаhttps://history-of-art.livejournal.com/Приложение 3.Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690-1693гг.)Источник: Церковь Покрова в Филяхhttp://www.hramy.ruПриложение 4.Палаты Поганкиных. г. Псков (1671-1679гг.)Источник: Псков: история и архитектура http://pleskov60.ruПриложение 5.Церковь Иоана Предтечи в Ярославле (1671 – 1687 гг.)Источник: http://www.hramy.ruПриложение 6.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском(1667-1668гг.)Источник: История искусств. Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ векаhttps://history-of-art.livejournal.com/Приложение 7.Церковь Преображения Господня в Кижах (1714г.)Источник:Архитектурные памятники, каталог памятников деревянного зодчества острова Кижи и Кижского ожерельяhttp://kizhi.karelia.ru/architecture/

1. Брунов Н.И., Власюк А.И., Каплун А.И. История Русской Архитектуры. – М.: Москва, 1956 С. 180 – 193
2. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко/ Б.Р. Виппер. – М.: Наука, 1978 . – 231 с.
3. Ильин М.А. Зодчество XVII века // История русского искусства. Т.4. М., 1959. С.151 – 198
4. Ильин М.А. К вопросу о природе архитектурного убранства «московского барокко» / /Древерусское искусство. XVII век. М., 1964. С. 232 – 235
5. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV-XVII вв./ М.А. Ильин М., 1966. [Электронный ресурс:] http://artyx.ru/books/
6. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство/ Т.Ильина [Электронный ресурс:] http://www.gumer.info/
7. История русского искусства \\Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова – М.: Изобразительное искусство, 1987 С. 272 - 275
8. История русского искусства: В 13 т./ Под общ.ред. акад. И. Э. Грабаря. - М., 1953
9. Максимов П.Н, Архитектура второй четверти конца XVII века // Всеобщая история архитектуры. Т.6. М., 1968. С. 94 – 155
10. Пилявский В.И. История русской архитектуры. Учебник для ВУЗов/ В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. - М.: Архитектура-С, 2007. – С. 400 – 412
11. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура/ П.А. Раппопорт. СПб., 1993. С. 230 – 251
12. Рихтер Ф.Ф. Памятники древнего русского зодчества/ Ф.Ф. Рихтер. М., 1854. С. 134 – 140
13. Соболева О. Русское деревянное зодчество/ О. Соболева [Электронный ресурс:] http://ricolor.org/history/ka/ort_art/
14. Суслов В.В. Памятники древнего русского зодчества/ В.В. Суслов. В. 6. М., 1900. [Электронный ресурс:] http://www.gumer.info/
15. Тиц A.A. Архитектура централизованного русского государства (XVII в.) // История русской архитектуры. СПб., 1994. С. 203 – 251
16. Чиняков А.Г. Русская архитектура XVII века, // История русской архитектуры. М. 1951. С. 90 – 91

Вопрос-ответ:

Какая архитектура была характерна для России в XVII веке?

В XVII веке на Руси преобладали каменная и деревянная архитектура.

Какие особенности были характерны для каменной архитектуры России XVII века?

Каменная архитектура XVII века в России отличалась своеобразием и разнообразием стилей, а также использованием кирпича и белого камня.

Можете ли вы рассказать о церкви Покрова в Филях как представителе каменной архитектуры XVII века?

Церковь Покрова в Филях была построена в XVII веке и является одним из примеров каменной архитектуры того времени. Она отличается своей архитектурной красотой и оригинальностью.

Каким примером деревянной архитектуры XVII века можно назвать церковь Преображения Господня?

Церковь Преображения Господня в Кижах является примером деревянной архитектуры XVII века. Она отличается своим уникальным деревянным оформлением и красотой.

Где можно найти дополнительную литературу по древнерусскому зодчеству XVII века?

Дополнительную литературу по древнерусскому зодчеству XVII века можно найти в списке литературы, приведенном в статье.

Какая архитектура 17 века была характерна для Древней Руси?

В архитектуре 17 века на Древней Руси можно выделить как каменные, так и деревянные постройки.

Какие особенности имела каменная архитектура 17 века на Древней Руси?

Каменная архитектура 17 века на Древней Руси отличалась монументальностью и использованием традиционных элементов декора, таких как резьба и роспись.

Какие особенности имела деревянная архитектура 17 века на Древней Руси?

Деревянная архитектура 17 века на Древней Руси была прежде всего практичной и функциональной, с использованием простых конструкций и характерной резьбы по дереву.

Какие здания являются репрезентантами каменной архитектуры 17 века?

Одним из примеров репрезентантов каменной архитектуры 17 века является церковь Покрова в Филях.

Какие здания являются репрезентантами деревянного зодчества 17 века?

Церковь Преображения Господня в Кижах - пример репрезентанта деревянного зодчества 17 века на Древней Руси.