Особенности непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 36 36 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 08.04.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 4
1.1. Развитие внимания в онтогенезе 4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 8
1.3. Особенности непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением речи 14
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Экспериментальные исследования непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением речи 17
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования 17
2.2. Количественно-качественный анализ результата экспериментального исследования 25
Заключение 35
Список литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Во время работы, через каждые 30 секунд ему говорят команды «принимайся» и «стоп». Нужно на рисунке отметить то место, где даются соответствующие команды.Оборудование: рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, простые карандаши, протокол для фиксации параметров внимания.Фиксируемые параметры: t – время выполнения задания; n – количество допущенных ошибок, N – количество изображений предметов, просмотренных за всё время работы, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал.Обработка результатов:Вначале подсчитывается количество предметов на рисунке, просмотренных ребёнком за всё время выполнения задания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные значения подставляются в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребёнка одновременно двух свойств внимания: устойчивости и продуктивности.S = (0,5N – 2,8n) / tГде S – показатель устойчивости и продуктивности внимания обследованного ребёнка; N – количество просмотренных предметов; t – время выполнения задания, n – количество допущённых ошибок;.По приведённой выше формуле определяется шесть показателей (для каждого 30- секундн. интервала). Соответственно переменная t в методике будет принимать значение 30и150.Оценка результатов:БаллыПоказатель S10Выше 1, 258 – 9от1 до 1, 256 – 7От0, 75 до 14 – 5От0, 50 до 0, 752 – 3От0, 24 до 0, 500 – 1От0 до0,2Нормативы:БаллыПродуктивность и устойчивость внимания10Очень высокая8 – 9Высокая4 - 7Средняя2 – 3Низкая0 - 1Очень Низкая2.2. Количественно-качественный анализ результата экспериментального исследованияПроведенное исследование дает возможность констатировать, что у дошкольников с нарушением речи возникали определенные трудности при выполнении заданий на выявление уровня развития внимания. Тогда как у детей с нормальным речевым развитием, с выполнением задания справлялись легче. На выполнение одного и того же задания в экспериментальной группе уходило больше времени, чем в контрольной.Результаты экспериментального исследования мы выразили в таблицах, которые позволили сделать нам сравнительный анализ детей с нормальным речевым развитием и детей имеющих отклонения в речи..Проведенное исследование констатирует у дошкольников с нарушением уровня следующие ошибки:При проведении методики №1 «Запомни и расставь точки» в экспериментальной группе дети допускали большое количество ошибок при воспроизведении увиденных на карточках точек. Следует отметить, что у детей с нарушением речи уровня по сравнению с детьми в норме уменьшен объем внимания, снижена скорость воспроизведения информации и запоминания.Результаты тестирования по методике №1 в экспериментальной группе:Таблица №1Ф. И. ребёнкаБаллыНормативыГарик А.4СреднийНора С.4СреднийЛуиза П.3НизкийШушанна А.4СреднийДанила Г.3НизкийМартик Л.3НизкийАлекс К.2Очень низкийСаня С.3НизкийАлина О.2Очень низкийАнна Р.4СреднийПо результатам в экспериментальной группе 4 ребёнка – средний уровень объёма внимания, 4 ребёнка – низкий уровень и 2 ребёнка имеют очень низкий уровень объёма внимания.Результаты тестирования по методике №1 в контрольной группе:Таблица №2Ф. И. ребёнкаБаллыНормативыИгорь Л.3НизкийНина Г.7Очень высокийАрарат Д.5ВысокийМария В.8Очень высокийНастя К.3НизкийКсения О.4СреднийДенис Ф.4СреднийЛариса Н.8Очень высокийАндрей А.5ВысокийЛилия М.5ВысокийПо результатам данной методики можно выделить 3 ребёнка с очень высоким уровнем объёма внимания, 3 детей с высоким объёмом внимания, 2 ребёнка со средним и 2 ребёнка с низким уровнем внимания.При выполнении методики №2 «Тест переплетённых линий» в экспериментальной группе дети допускали ошибки, делали много остановок, затрачивали большее количество времени по сравнению с контрольной группой и постоянно пытались проследить пальцем путь линии. Результаты тестирования по методике № 2 в экспериментгруппе:Таблица №3И. Ф. ребёнкаНормативыГарик А.Средняя устойчивость вниманияНора С.Низкаяустойч. вниманияЛуиза П.Низкаяустойч. вниманияШушанна А.Средняяустойч. вниманияДанила Г.Низкаяустойч. вниманияМартик Л.Низкаяустойч вниманияАлекс К.Низкаяустойч. вниманияСаня С.Низкаяустойч. вниманияАлина О.Низкаяустойч. вниманияАнна Р.Средняяустойч. вниманияПо результатам данной методики можно выделить 3 детей со средним уровнем устойчивости внимания и 7 детей с низкой устойчивостью внимания.Результаты тестирования по методике № 2 в контрольной группе:Таблица №4И. Ф. ребёнкаНормативыНина Г.Низкая устойчивости вниманияАрарат Д.Высокая устойчивость вниманияМария В.Средняя устойчивостьНастя К.Средняя устойчивостьКсения О.Низкая устойчивости вниманияДенис Ф.Средняя устойчивостьЛариса Н.Низкая устойчивости вниманияАндрей А.Высокая устойчивость вниманияЛилия М.Средняя устойчивостьНина Г.Средняя устойчивостьТаким образом, 2 ребёнка с высокой устойчивостью внимания, 5 детей со средней устойчивостью, 3 ребёнка с низкой устойчивостью внимания.При выполнении методики № 3 «Треугольники» дети экспериментальной группы во время выполнения задания ошибались при переключаемости внимания (изображении треугольников уголками вниз) в результате они перенапрягали нервы, и трудно переходили на следующее задание. Что касается детей контрольной группы, они это задание выполняли очень быстро и не допускали даже ошибок. Результаты тестирования по методике №3 в экспериментальной группеТаблица №5Ф. И. ребёнкаБаллыНормативыГарик А.3СреднийНора С.2НизкийЛуиза П.2НизкийШушанна А.3СреднийДанила Г.2НизкийМартик Л.2НизкийАлекс К.1Очень низкийСаня С.2НизкийАлина О.2НизкийАнна Р.2НизкийИ так, по результатам данной методики 2 детей проявили средний уровень переключения внимания, 7 детей низкий и 1 ребёнок очень низкий уровень.Результаты тестирования по методике №3 в контрольной группеТаблица №6Ф. И. ребёнкаБаллыНормативыНина Г.3СреднийАрарат Д.5Очень высокийМария В.4ВысокийНастя К.3СреднийКсения О.2НизкийДенис Ф.4ВысокийЛариса Н.4ВысокийАндрей А.5Очень высокийЛилия М.4ВысокийНина Г.5Очень высокийРезультат данной методики: 3 ребёнка представляют очень высокий уровень переключаемости произвольного внимания, 4 ребёнка высокийуровень, 2 ребёнка проявили средний, а один ребенок низкий уровень переключения внимания.При выполнении методики №4 «Проставь значки» все дети экспериментальной группы испытывали большие затруднения в соотношении фигуры и знака, постоянно опирались на образец, при этом выполняли задание в медленном темпе с большим числом ошибок. Результаты тестирования по методике № 4 в экспериментальной группеТаблица №7Ф. И. ребёнкаБаллыНормативыГарик А.4НизкийНора С.4НизкийЛуиза П.3Очень низкийШушанна А.5НизкийДанила Г.1Очень низкийМартик Л.3Очень низкийАлекс К.1Очень низкийСаня С.4НизкийАлина О.3Очень низкийАнна Р.5НизкийПо результатам данной методики можно выделить 5 детей с низким уровнем переключения и распределения внимания и 5 детей с очень низким уровнем.Результаты тестирования по методике № 4 в контрольной группеТаблица №8Ф. И. ребёнкаБаллыНормативыНина Г.4НизкийАрарат Д.8ВысокийМария В.6СреднийНастя К.9ВысокийКсения О.6СреднийДенис Ф.5НизкийЛариса Н.8ВысокийАндрей А.8ВысокийЛилия М.6СреднийНина Г.6СреднийТаким образом, 4 ребёнка контрольной группы с высоким уровнем распределения и переключения внимания, 2 с низким уровнем и4 со средним уровнем.При выполнении методики № 5 «Найди и вычеркни» многие дети экспериментальной группы испытывали затруднения в зачёркивании разными способами неодинаковых фигур, а также в их нахождении среди других – ненужных. Результаты тестирования по методике № 5 в экспериментальной группеТаблица №9Ф. И. ребёнкаБаллыНормативыГарик А.4СреднийНора С.3НизкийЛуиза П.3НизкийШушанна А.4СреднийДанила Г.3НизкийМартик Л.2НизкийАлекс К.1Очень низкийСаня С.3НизкийАлина О.3НизкийАнна Р.3НизкийТаким образом, 2 ребёнка со средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания, 7 детей с низкими показателями и 1 ребёнок с очень низким уровнем.Результаты тестирования по методике № 5 в контрольной группеТаблица №10Ф. И. ребёнкаБаллыНормативыНина Г.3НизкийАрарат Д.9ВысокийМария В.6СреднийНастя К.5СреднийКсения О.2НизкийДенис Ф.4СреднийЛариса Н.4СреднийАндрей А.8ВысокийЛилия М.8ВысокийНина Г.6СреднийТаким образом, 3 детей с высоким уровнем, 5 детей со средними показателями и 2 с низким уровнем продуктивности и устойчивости внимания.Результаты исследования мы занесли в таблицу и диаграмму, которые позволили сделать нам сравнительный анализ результатов детей с нормальным речевым развитием и детей имеющих ОНР II уровня.Таблица № 11Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньЭкспериментальная группа80%20%0%Контрольная группа20%50%30%Диаграмма № 1Итак, сопоставление данных диаграммы и таблиц, составленных в экспериментальной и контрольной группах, дает возможность сделать вывод, что у детей нарушением речи из экспериментальной группы уровень развития внимания намного ниже, чем у контрольной группы. В результате экспериментального исследования было выявлено у детей с ОНР нарушение произвольного внимания. Об этом свидетельствовало особенно время, в которое дети не уместились при выполнении заданий. То есть дети с патологией требуют больше времени, черм дети с нормально развитым вниманием и речью.ЗаключениеДоказано, что у детей, психологически не готовых к обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них часто проявляются разнообразные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе , но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе отмечается нарушение состояния здоровья, и прежде всего психоневрологической сферы.Таким образом, отмечались существенные индивидуальные колебания внимания – резко выраженная неустойчивость внимания. Судя по полученным данным, познавательная деятельность детей контрольной группы отличалась осознанностью, обобщенностью и гибкостью. Лишь у 20% детей отмечалась некоторая неустойчивость внимания.У детей с нарушениями речи замедлен процесс переключения, объема, устойчивости, распределения и продуктивности внимания. Это дает возможность сказать, что выдвинутая нами в начале курсовой исследования гипотеза о том, что внимание у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи имеет специфические особенности, обусловленные сложной структурой речевого дефекта.Список литературыАгеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: «Развитие познав.ательных процессов». 6-ое изд.М., «Просвещние», 2012Ананьев Г. Б. Воспитание внимания у школьника. Л., Лениздат, 2013Волокритина М. Н. Очерки психологии младшего школьника. М., Изд-во МИР, 2013Гонболин Ф. Н. Внимание младшего школьника. В сб.: «Психология младшего школьника». М., Изд-воНаука, 2011Лехтманг-Абрагамович Р. Я. Воспитание внимания у школьника. В сб.: «Начальная шк.ола», ч. I. М., Изд-во Мир, 2011Петушхова Т. В. Развитие произв.ольного внимания у детей дошкольного возраста., т. 9, 2014«Психология детей дошкольного возраста», под ред. Д. Б. Эльконина. и А. В. Запорожца М., «Просвещ.», 2014Грибкова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». Методическоепособие.- М.: «Айрис-пресс», 2011Лаляаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» - М: «Владос», 2011Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». СПб: «Союз», 2012.Парамонова Л.Г. «Дисграфия: диагностка, профилактика, коррекция». СПб, «Детство- пресс», 2010Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» - М: «Владос», 2013Филичева Т.Б., Т.В.Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. «Воспитание и обучение». М., 2011Дидактические игры на уроках математики.- Жикалкина Т.К. М., 2009.Эрдниев УП.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Часть 1., Москва. Просвещение 2015.

1. Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошколь¬ного возраста. В сб.: «Развитие познав.ательных процессов». 6-ое изд.М., «Просвещние», 2012
2. Ананьев Г. Б. Воспитание внимания у школьника. Л., Лениздат, 2013
3. Волокритина М. Н. Очерки психологии младшего школьника. М., Изд-во МИР, 2013
4. Гонболин Ф. Н. Внимание младшего школьника. В сб.: «Психоло¬гия младшего школьника». М., Изд-во Наука, 2011
5. Лехтманг-Абрагамович Р. Я. Воспитание внимания у школьника. В сб.: «Начальная шк.ола», ч. I. М., Изд-во Мир, 2011
6. Петушхова Т. В. Развитие произв.ольного внимания у детей дошколь¬ного возраста., т. 9, 2014
7. «Психология детей дошкольного возраста», под ред. Д. Б. Эльконина. и А. В. Запорожца М., «Просвещ.», 2014
8. Грибкова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». Методическоепособие.- М.: «Айрис-пресс», 2011
9. Лаляаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» - М: «Владос», 2011
10. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». СПб: «Союз», 2012.
11. Парамонова Л.Г. «Дисграфия: диагностка, профилактика, коррекция». СПб, «Детство- пресс», 2010
12. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» - М: «Владос», 2013
13. Филичева Т.Б., Т.В.Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. «Воспитание и обучение». М., 2011
14. Дидактические игры на уроках математики.- Жикалкина Т.К. М., 2009.
15. Эрдниев УП.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Часть 1., Москва. Просвещение 2015.




Вопрос-ответ:

Как развивается внимание у детей дошкольного возраста с нарушением речи?

Внимание у детей дошкольного возраста с нарушением речи развивается постепенно и требует особого внимания со стороны педагогов и родителей. Однако, с помощью специальных заданий и игр, можно стимулировать развитие непроизвольного внимания у этих детей.

Какие особенности непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением речи?

Одной из особенностей непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением речи является его недостаточная развитость. Эти дети часто имеют проблемы с концентрацией внимания, быстро отвлекаются и трудно удерживают интерес к заданию на протяжении длительного времени.

Какие методы и техники могут помочь развить непроизвольное внимание у детей дошкольного возраста с нарушением речи?

Среди методов и техник, которые могут помочь развить непроизвольное внимание у детей дошкольного возраста с нарушением речи, можно выделить использование специальных игр, заданий, упражнений на развитие концентрации внимания и умения сосредоточиться на одном объекте.

Какие психолого-педагогические характеристики присущи детям дошкольного возраста с нарушением речи?

У детей дошкольного возраста с нарушением речи могут наблюдаться различные психолого-педагогические характеристики, такие как затруднения в общении, ограниченный словарный запас, нечеткая артикуляция, трудности восприятия и понимания речи окружающих, а также усталость при длительной концентрации на задании.

Какие выводы можно сделать из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением речи?

Из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением речи можно сделать вывод, что развитие непроизвольного внимания является важным аспектом работы с этой категорией детей. Обнаружены различные техники и методики, которые могут помочь развить непроизвольное внимание у этих детей.

Как развивается внимание у детей в онтогенезе?

Внимание у детей развивается постепенно в процессе их онтогенеза. В раннем возрасте оно еще непроизвольное и неустойчивое, но с возрастом становится все более осознанным и управляемым. Дети младшего дошкольного возраста имеют особенности в развитии внимания, так как они еще не достаточно сформировали способность контролировать свое внимание и переключаться между задачами.

Какие особенности присутствуют у детей с нарушением речи?

У детей с нарушением речи наблюдаются определенные психолого-педагогические особенности. Они могут испытывать затруднения в формировании и поддержании непроизвольного внимания. Также могут быть проблемы с концентрацией, переключением и распределением внимания. Дети с нарушением речи часто испытывают трудности в выполнении задач, требующих устойчивого и длительного внимания.

Какие особенности присутствуют у детей дошкольного возраста с нарушением речи в непроизвольном внимании?

У детей дошкольного возраста с нарушением речи наблюдается ряд особенностей в непроизвольном внимании. Они могут иметь проблемы с поддержанием и сосредоточением внимания на одной задаче в течение длительного времени. Также у них может быть затруднение в переключении внимания с одного объекта на другой. Эти особенности могут повлиять на их успешность в учебе и общении с окружающими.

Что показывают экспериментальные исследования непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением речи?

Экспериментальные исследования показывают, что у детей дошкольного возраста с нарушением речи наблюдаются определенные особенности в непроизвольном внимании. Они могут иметь проблемы с ориентацией и фиксацией внимания на объекте, сопряженные с затруднениями в переключении внимания и поддержании его на одной задаче. Эти особенности могут быть связаны с неполноценным развитием речевых функций у детей и их трудностями в восприятии и обработке информации.

Как развивается внимание у детей дошкольного возраста?

Внимание у детей дошкольного возраста развивается постепенно. Сначала они сосредотачивают внимание лишь на ярких и значимых предметах, затем начинают замечать более мелкие детали. Их внимание становится более устойчивым и длительным. Также они начинают сравнивать и сопоставлять объекты, что способствует развитию аналитического внимания.

Какие особенности непроизвольного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением речи?

У детей дошкольного возраста с нарушением речи наблюдаются определенные особенности в развитии непроизвольного внимания. Они часто испытывают затруднения в поддержании внимания на объекте, склонны к отвлекаемости и имеют проблемы с переключением внимания. При этом они могут проявлять повышенное внимание к непроизвольным стимулам, таким как звуки или движения. Для этих детей важно проводить специальные упражнения и тренировки, направленные на коррекцию и развитие непроизвольного внимания.