Нефтегазовый лоббизм в России и США: сравнительный анализ
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 44 + 44 источника
- Добавлена 10.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Основы лоббизма и его особенности в нефтегазовой отрасли 7
1.1 Понятие и виды лоббизма 7
1.2 Методы и технологии лоббирования 14
1.3 Специфика нефтегазового лоббизма 19
Глава 2. Лоббизм в нефтегазовом секторе США 23
2.1 Условия для лоббирования в энергетическом секторе США 23
2.2 Объекты и предмет лоббистской деятельности в нефтегазовом комплексе в США 29
Глава 3. Лоббизм в ТЭК России 36
3.1 Характер лоббистской деятельности вокруг нефтегазовой отрасли в России 36
3.2 Особенности субъектного состава и предмета лоббирования в российском ТЭК 39
3.3 Плюсы и минусы энергетического лоббизма в России в сравнении с США 47
Заключение 57
Список источников и литературы 61
По мнению нефтяных компаний, даже существующий высокий и нерациональный уровень налогообложения нефтяной отрасли и привязка его основных элементов к динамике мировых цен на нефть являются одним из ключевых факторов роста цен на нефтепродукты внутри страны и тормозом для развития других отраслей экономики. Производители обычно сразу включают акциз в цену бензина. Это означает, что цена бензина в январе 2016 г. возросла на 2000 руб./т + НДС (18%).Поскольку реализация «налогового маневра» планировалась при высоких ценах на нефть, а происходит при низких, то налоговая нагрузка на нефтяную отрасль не снизилась, а возросла. Уровень налоговых изъятий в нефтегазовом секторе на сегодня в три раза выше, чем в остальных отраслях.Следствием воздействия текущего налогового режима на нефтяной комплекс стало возникновение серьезной проблемы недоинвестирования как в нефтедобыче, так и в нефтепереработке. При сегодняшней налоговой системе нерентабельны для разработки 90% запасов новых месторождений и 30% на уже разрабатываемых месторождениях. Для решения этих проблем отрасли необходимо внести некоторые корректировки в действующую систему налогообложения топливно-энергетического комплекса, которые путем изменения законодательства о налогах и сборах и законодательства о таможенно-тарифном регулировании, позволяющие расширить число экономически рентабельных проектов в сфере добычи нефти в новых и традиционных регионах нефтедобычи через передачу излишней прибыльности из нефтепереработки (снижением разницы в вывозных таможенных пошлинах на нефть и нефтепродукты), и которые привели бы к оптимизации налоговой нагрузки на отрасль в целом и, кроме того, увеличили бы налогооблагаемую базу нефтяного комплекса до уровня, максимизирующего доходы бюджетной системы. В Минэкомразвития России задумались о гибридизации налога на финансовый результат (НФР) с налогом на дополнительный доход (НДД) в нефтяной промышленности.К отрицательным моментам стоит отнести то, что из-за многочисленных льгот НДПИ существуют сложности администрирования, так как система совсем перестала быть простой, гибкой, понятной. Теоретически, чтобы увеличить нефтедобычу, можно пойти по пути дальнейшего расширения системы льгот, но, по мнению экспертов Vygon, Налоговый кодекс Российской Федерации стал больше похож на справочник по промысловой геологии, и с этим мнением трудно не согласиться. Таким образом, существует острая необходимость в урегулировании проблем в нефтегазовом лоббизме России. В целях повышения прозрачности процедуры приватизации компаний с государственным участием, а также большей формализации процессов взаимодействия бизнес-структур и властных элит необходимо законодательное регулирование понятия «лоббизм».3.3 Плюсы и минусы энергетического лоббизма в России в сравнении с СШАНеоспоримым является тот факт, что именно Вашингтон представляет собой главный центр мирового лоббизма. И данный факт сформировался не потому, что Соединенные Штаты являются мировой державой, влияющей на экономические, и политические процессы. А скорее из-за того, что именно там лоббизм зародился как явление. В отличие от России на Западе закрепилось понимание лоббизма как по преимуществу профессиональной агентской деятельности, реализуемой в интересах индивидуальных корпоративных клиентов. Само понятие лоббизма используется в рамках категории «организованные группыинтересов» нефтегазового сектора. При таком понимании классический лоббизм осуществляется по схеме «бизнес – посредник (лоббист) – власть», где в роли посредника выступает профессиональный лоббист или, скажем, специально ориентированная на взаимодействие с представителями власти структура внутри компании – GR департамент.В США только несколько компаний принадлежат государству, а остальные находятся в частной собственности, поэтому развитие этой отрасли в Америке в куда большей степени, чем в России, зависит от рыночной конъюнктуры. Существует мнение, согласно которому объяснение темы лоббизма в неанглоязычной, в частности русской, среде затруднено тем обстоятельством, что само слово «лоббизм» было заимствовано и процессе освоения другими языковыми системами подверглось семантической перекодировке. На этом тезисе строится положение о том, что в английском языке исследования лоббизма эмоционально нейтральны, а потому более плодотворны. В то же время в России нередко предполагают вообще отказаться от его употребления, заменив более благозвучными синонимами. Именно этим, по-видимому, обусловлено почти всеобщее единодушие по поводу использования сочетания «government relations», которое, как и «пиар», уже часто не переводят. Между тем, например, в США термин лоббизм также далеко не нейтрален.Лоббизм в нефтегазовом комплексе в России во многом требует упорядочения и создания «правил игры», которая в США очень развита. Такой деятельностью по влиянию на формирование системно организованной совокупности общественных норм в области нефтяного бизнеса, по совершенствованию правового поля (иногда в сугубо личных интересах) занималось нефтяное лобби, которое продумывало стратегию взаимоотношений с органами власти. Так, первый закон о лоббизме принят в 1946 г., тогда как в России до сих пор такого закона нет. За последние десятилетия ситуация в нефтегазовом комплексе существенно улучшается. Но у России и нет другого выхода, кроме как упорядочить и в дальнейшем взять под контроль ситуацию в отрасли. В целях совершенствования необходимо принятие Закона о лоббизме. Подобная практика наиболее развита в США, где все лоббисты должны зарегистрироваться в соответствующем порядке, а также регулярно предоставлять общественности и контролирующим органам отчеты о своей деятельностиПроблема принятия закона о лоббизме давно стоит на повестке дня, однако потребность в данном нормативном акте до сих пор никак не реализуется на практике. С одной стороны это обусловлено вполне понятными причинами. Высокий уровень коррупции во власти не дает принять данный закон, так как власть и бизнес в большей степени привыкли функционировать в «тени» нежели в рамках законных условий. Российскому лобби невыгодно принятие данного закона, так как закон поставит бизнес в определенные рамки взаимодействия с властью, что снизит коррупционную составляющую, заставит российских лобби действовать исключительно в рамках закона. Кризис обозначил новый предмет нефтегазового лоббизма, за который идёт ожесточённаяборьба групп давления, – государственнаяподдержка. Период бурного экономического роста в России, как, впрочем, и в развитых странах, был обеспечен заёмнымисредствами – банковскими кредитами,заимствованиями. Кризисная ситуациясоздала, по сути, уникальные возможностидля усиления тенденции сращивания бизнеса и власти. Посредством публичного механизма государственной поддержки и впроцессах непубличных согласований ужепроисходит перераспределение влияния вэкономической сфере. Выигрывает от этого процесса узкая группа собственников,приближенных к власти, группы давлениягосударственных компаний, а также чиновничество, контролирующее ресурсы.На сегодняшний день, к основным мерам совершенствования деятельности противодействия коррупции в сфере бизнеса следует отнести совершенствование нормативно-правовых основ, организационной деятельности. Практика деятельности групп интересов на современном этапе уже сложилась и на сегодняшний день уже можно говорить об определенныхрезультатах и возможностях представления своих интересов в органах власти. Правовая база, регулирующая группы интересов, а также их деятельности, нуждается в дальнейшем развитии. В рамках непосредственно организованных групп интересов необходимо совершенствовать практику GR. На сегодняшний день, многие крупные компании уже давно признали необходимость не просто GR отделов в своей организационной структуре, но и целого ряда GR агентств. Однако доля таких компаний еще слишком мала, это в основном крупные компании. Соответственно на уровне организованных групп интересов важнейшая задача будущего это совершенствование технологий GR, создание департаментов GR и в целом совершенствование деятельности конкретных сотрудников, которые непосредственно занимаются деятельностью по продвижению интересов той или иной компании.Ч. Маск, известный американский исследователь и практик GR, считает, что эта область споявлением новых информационных технологий постоянно усложняется и развивается, появляются новые возможности влияния на политический процесс.По мнению некоторых исследователей, эффективность работы GR-департаментов на сегодняшний день в России в целом невысока. В ней преобладают неинституциональный подходи ориентированность исключительно на фактор личных связей.В бизнес-сообществе на институт GR возлагаются надежды как на инструмент цивилизованного лоббизма, хотя GR – это всего лишь технология, безразличная к нравственным императивам. Необходимо создание реально функционирующих консультативных структур. Предоставление консультаций, информации и экспертных оценок в данном случае и будет формой цивилизованного лоббизма. Если этого не происходит, то GR принимает теневые формы. Поставленные в жесткие условия, не имеющие возможности вести конструктивный диалог с властью,предприниматели ищут любые способы добиться нужного им решения.Одной из причин возникновения и актуализации GR-менеджмента называют повышение роли государства в экономике, и, как следствие, переход к качественно новой моделиотношений бизнеса и власти. Интерес к публичной политике появляется вместе с необходимостью оспорить или «переиграть» то, что уже произошло в сфере бюрократической политики, а возможности неформальных согласований исчерпали себя. Т. А. Кулакова замечает, что внедрение новых управленческих технологий вызвано трансформацией отношений корпораций с государственными органами, а именно появлением стратегических форм взаимодействия компаний и правительства.Тенденция к упорядочению и легализации отношений бизнеса и власти имеет несколькооснований. Это и четко выраженная политическая воля лидера страны, и рост профессионализма представителей как бизнеса, так и власти, ориентированных на активное формированиеобоюдовыгодной институциональной среды. Прежняя схема неформальных конвенций все чаще оказывается неэффективной при росте масштабов бизнеса и его претензий на устойчивыйрост. Издержки решения деловых проблем при нелегальной работе и кулуарности заставилиискать приемлемые легальные схемы работы и устраивающие бизнес и власть формальныеправила взаимодействия.Совершенствование нормативно-правового регулирования в первую очередь, видится в принятии закона о лоббизме.Принятие закона о лоббизме должно урегулировать все основные вопросы статуса и деятельности групп интересов, их права и обязанностей, взаимодействия с властью, границы взаимодействии и т.д.В рамках организационно-правовых мер необходимо устранить близость бизнеса к власти в рамках:- безнаказанности или минимальности наказания при нарушении хозяйственногозаконодательства;- получение госзаказов, субсидий с нарушением конкурсных условий;- выгодные схемы по «распиливанию» государственных средств за счет фиктивных работ;- устранить возможность руками органов власти убирать конкурентов в области бизнеса;- использование государственных ресурсов (финансовых, силовых, интеллектуальных и др.) для развития бизнеса;- исключить завуалированное, не открытое представление лоббистских интересов и их продвижения.Еще одна инициатива, которую необходимо будет исполнить – это усиление контрольных полномочий органов власти. То есть необходимо усилить государственный контроль за организованными группами интересов. Но данный контроль можно усилить только в случае нормативно-правового регулирования лоббистской деятельности. Соответственно изначально нужно принять закон о лоббизме, который расставить многие отношения органов власти и организованных групп интересов по своим местам.Тенденция к упорядочению и легализации отношений бизнеса и власти имеет несколькооснований. Это и четко выраженная политическая воля лидера страны, и рост профессионализма представителей как бизнеса, так и власти, ориентированных на активное формированиеобоюдовыгодной институциональной среды. Прежняя схема неформальных конвенций все чаще оказывается неэффективной при росте масштабов бизнеса и его претензий на устойчивыйрост. Издержки решения деловых проблем при нелегальной работе и кулуарности заставилиискать приемлемые легальные схемы работы и устраивающие бизнес и власть формальныеправила взаимодействия. Примерное название будущего закона о лоббизме «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»Если характеризовать будущий закон о лоббизме, то стоит сказать несколько слов о его структуре. Законопроект о лоббизме должен состоять примерно из 6 разделов: - общие положения, - правовой статус лоббистов, - основы взаимодействия лоббистов с органами власти,- ответственность лоббистов, - и пятый раздел – заключительные положения.Раздел «Общие положения» должен содержать базовые основы указанного законопроекта, в частности в данном разделе указываются цели и задачи, сфера деятельности данного закона, раскрываются основные понятия, такие как: - понятие лобби,- лобби-групп, - понятие лоббистской деятельности,- понятие клиента лоббистов,- понятии GR-консультанта,- понятие GR. - понятие федеральных органов власти,- понятие ответственности и другие. Также в данном разделе определяется сфера деятельности данного закона и нормативно-правовая основа, в первую очередь, включающая Конституцию РФ. Под лоббистом стоит понимать физическое лицо, гражданина РФ, прежде всего, который осуществляет лоббистскую деятельность. При этом правомерным следует дать понятие лобби-групп, под которыми стоит понимать организованные группы интересов, которые стремятся оказать влияние на политические институты в целях принятия тех или иных выгодных решений.Второй раздел называется «Правовой статус лоббистов», в котором раскрываются права лоббистов, порядок регистрации лоббистов, порядок аккредитации и работы в федеральных органах власти, ограничения на занятия лоббистской деятельности. Таким образом, данный раздел закона о лоббизме должен четко прописать правовой статус лобби, предполагающий четко обозначить права лоббиста, а также его регистрации. Предполагается, что деятельности лоббиста должна быть лицензирована, то есть ему должна выдаваться лицензия на право деятельности, которая может и отозваться в определенных случаях. Необходимо в данном разделе также описать основные обязанности лоббистов, например, по предоставлению отчетности о совершенной деятельности.Также необходимо определить правовой статус GR- консультантов. В рамках непосредственно организованных групп интересов необходимо совершенствовать практику GR. На сегодняшний день, многие крупные компании уже давно признали необходимость не просто GR отделов в своей организационной структуре, но и целого ряда GR агентств. Однако доля таких компаний еще слишком мала, это в основном крупные компании. Соответственно на уровне организованных групп интересов важнейшая задача будущего это совершенствование технологий GR, создание департаментов GR и в целом совершенствование деятельности конкретных сотрудников, которые непосредственно занимаются деятельностью по продвижению интересов той или иной компании. При этом на сегодняшний день, GR – консультанты в рамках правового статуса регламентированы лишь в рамках локальных актов компаний, но их нет в правовом поле, так как нет закона о лоббизме.В разделе «Основы взаимодействия лоббистов с органами власти», необходимо закрепить порядок взаимодействия, а также четко обозначить сферы лоббистской деятельности, то есть в каких сферах возможно лоббирование интересов, а в каких нельзя. Например, предполагается возможным установить запрет на лоббирование интересов в судебной деятельности. В данном разделе необходима также норма о методах лоббистской деятельности. Методы предполагают как документальную информацию, так и информацию устного типа. Кроме того к методам лоббистской деятельности должно отнесено участие в работе органов власти, описан правовой статус при таком виде взаимодействия. Предполагается также наличие возможности использования экспертизы законопроектов в рамках лоббистской деятельности. В разделе «Ответственность лоббистов» необходимо определить в каких случаях деятельность лоббистов является незаконной. В частности, стоит предусмотреть административную ответственность в размере штрафа за незаконную лоббистскую деятельность, отзыв лицензии в случае пропаганды кампаний направленных против органов власти федерального уровня или конкретных представителей власти. Аннулирование лицензий на право лоббистской деятельности должно происходить в рамках деятельности Минюста РФ.Важной инициативой, которую необходимо будет исполнить – это усиление контрольных полномочий органов власти. То есть необходимо усилить государственный контроль за организованными группами интересов. Но данный контроль можно усилить только в случае нормативно-правового регулирования лоббистской деятельности. Соответственно изначально нужно принять закон о лоббизме, который расставить многие отношения органов власти и организованных групп интересов по своим местам.Пятый раздел – заключительные положения должен содержать особенности введения данного закона в действие и изменения, касающиеся внесения поправок в другие законы, например о лицензировании, в КоАП РФ и другие.Последствием принятия закона о лоббизме должно стать создание института лоббистской деятельности на основе принципа законности.ЗаключениеНа современном этапе развития, в условиях глобализации и интеграции, продвижение интересов организованными группами является необходимым институтом гражданского общества и демократического развития государства. Обращение к теоретико-методологическим основам GR, показывает, что данный институт имеет давнюю историю. На сегодняшний день стоит признать, что лоббизм является важным инструментомпроведения в жизнь такого демократическогопринципа, как плюрализм, при котором социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражениясвоих интересов через своих представителей,таких как политические партии, профсоюзы,церковные и другие организации. Близким к понятию «лоббизм» являетсяпонятие «лоббирование». В научном оборотепонятия «лоббизм» и «лоббирование» используются как равнозначные взаимозаменяемые понятия.Лоббирование может быть направлено на:получение в свою пользу общественного ресурса, разрешение проблемной ситуации,получение некоторого статуса, занятие монопольной позиции.Практика показывает, что в зарубежных странах лоббирование интересов является достаточно обычной практикой. Причем вопросы деятельности организованных групп интересов как в США, так и в европейских странах строго регламентированы, и четко прописаны. В некоторых странах, например в США действует несколько нормативных актов регламентирующих деятельность организованных групп интересов и их роли в политике государства.По оценкам специалистов, США значительно опережают все страны мира по количеству организаций, представляющих различные групповые интересы. Точное количество таких организаций назвать трудно, поскольку здесь имеет место чрезвычайно подвижный, динамичный процесс: одни организации прекращают существование, другие появляются и т.д.Стремясь создать для себя режим наибольшего благоприятствования, нефтегазовые заинтересованные группы в США часто прибегают к манипуляциям с бюджетным процессом и федеральной контрактной системой. Кроме того, основанная роль нефтяного лобби США это финансирование той или иной партии, либо республиканцев, либо демократов.В практике лоббистских кампаний все более значимую роль стал играть так называемый «непрямой лоббизм нового типа».На сегодняшний день стоит признать, что лоббизм является важным инструментомпроведения в жизнь такого демократическогопринципа, как плюрализм, при котором социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражениясвоих интересов через своих представителей,таких как политические партии, профсоюзы,церковные и другие организации. Близким к понятию «лоббизм» являетсяпонятие «лоббирование». В научном оборотепонятия «лоббизм» и «лоббирование» используются как равнозначные взаимозаменяемые понятия.Лоббирование может быть направлено на:получение в свою пользу общественного ресурса, разрешение проблемной ситуации,получение некоторого статуса, занятие монопольной позиции.Анализ структуры мирового рынка нефти показывает, что энергоресурсы являются одним из важных объектов регулирования, в связи с чем, многие страны борются за рынки сбыта. Стран, которые нуждаются в энергоресурсах достаточно много, при этом, несмотря на то, что ценность нефти не снижается, на мировом уровне страны- потребители ставят вопрос об альтернативных источниках энергии, как возможности решить проблемы энергобезопасности и быть независимыми от нефтяного бизнеса. На современном этапе развития, Россия обладает огромным потенциалом для производства нефтепродуктов. На сегодняшний день создана разветвленная система добычи нефти по различным регионам страны, РФ обладает большим потенциалом запасов нефти, а также имеет множество компаний, которые работают не рынке нефти и нефтепродуктов. Все это создает предпосылки для активного позиционирования РФ на рынке нефтепродуктов. На сегодняшний день, основными видами нефтепродуктов, которые идут на экспорт являются: бензин, мазут, дизельное топливо. За последние годы отмечается положительная динамика экспорта нефтепродуктов, что существенным образом, влияет на общую картину внешнеторгового оборота страны.Российский опыт нефтегазового лоббизма в отличие от США показывает, что он недостаточно развит не в нормативно- правовом, не в организационном смысле. Безусловно, что в России существуют организованные группы интересов, а также существуют конкретная практика их деятельности по продвижению интересов. Но следует отметить и ряд проблем:- отсутствие должного нормативно- правового регулирования;- отсутствие контроля за теневыми организованными группами интересов и их теневой деятельностью; - слабость GR-технологий в России, как в целом, так и на уровне конкретно компаний.В рамках мер совершенствования необходимо в России принять Закон о лоббизме должен охватывать достаточно широкий спектр как правового статуса лоббистов, так и разнообразные методы, инструменты взаимодействия групп интересов с властью, а также четко прописывать сферы деятельности лобби в рамках практики органов власти. Неотъемлемым должно быть и определение статуса GR- консультантов, работающих в рамках конкретных кампаний.Принятие закона позволит в целом:- усовершенствовать систему доступа организованных групп интересов в рамках правового поля в органы власти;- создать систему контроля (на уровне закона), затем организационно за теневыми лобби, так как появиться четкая формулировка закона о незаконном продвижении интересов;- будет создана информационно-коммуникационная система, в данном случае необходимо как можно больше информации о возможности продвигать интересы, а также о деятельности организованных групп интересов в целом.Список источников и литературыЛитература на русском языкеБарвин О. Субъекты лоббистской деятельности в США // [Электронный ресурс]: http://www.stratagema.org/publications/lobby/item_251.htmlБогдановская И.Ю. Правовое регулирование лоббизма в США // Право и политика. 2002. №3. С. 44-48.Головецкий Н.Я., Гребеник В.В. Эффективность налогового менеджмента и оптимизация налогов предприятий нефтяной отрасли. В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. 2016 Головецкий Н.Я., Прокофьев Н.Н. Налоговый менеджмент в нефтяной отрасли России в условиях санкций. В книге: Современное предпринимательство в инновационной экономике. Алиева И.З., и др. теория и практика. – М., 2015. Жуган И.Б. Лоббизм на современном этапе в США. Правовые основы и анализ эффективности современного законодательства / И.Б. Жуган // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 4. С. 27-30.Заславская С.Е., Нефедова Т.И. Лоббизм в России: исторический опыт и современные проблемы. // [Электронный ресурс] http: // www.portalus.ru/ modules/ politics/readme.php?subaction=showcomments&id=1096454775. Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // // США: экономика, политика, идеология. 1995. № 1. С. 51-53.Иванов П.А. Особенности функционирования групп интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: дис. … к.полит.н. М.: МГУ им. Ломоносова. 2014. Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм. – М., 2008.Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм. – М., 2014. Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе [Электронный ресурс].: www.bastion.ru/files/jr.doc Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе [Электронный ресурс].: www.bastion.ru/files/jr.doc Крупнейшие нефтегазовые компании мира — 2013 // [Электронный ресурс]: http://m.forbes.ru/article.php?id=247612Кулакова Т. А. Government Relations в процессе принятия политических решений // ПОЛИТЭКС = POLITEX: политическая экспертиза: альманах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. Вып. 2. С. 225-228.Лоббизм в США // По заказу Фонда ИСЭПИ – М., 2016. Любимов А.П. История лоббизма в России – М., 2009. Новая газета. Виражи «Башнефти». [Электронный ресурс]: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/10/17/70212-virazhi-bashneftiОАО «НК «Роснефть» подвела итоги независимого аудита запасов углеводородов, выполненного компанией DeGolyer & MacNaughton // [Электронный ресурс]: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/180615/Промышленное производство // [Электронный ресурс]: Росстат http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/РБК. «Роснефть», «Газпром» и НОВАТЭК отложили ввод новых месторождений. РБК, 08.11.2015. [Электронный ресурс]: http://www.rbc.ru/business/08/11/2015/563ccff59a7947d914eb3a14РБК. Убедил ценой: почему власти приняли предложение Сечина по «Башнефти». [Электронный ресурс]: http://www.rbc.ru/business/10/10/2016/57fba4969a79474ed746dd1eРейтинг нефтяных компаний в России // [Электронный ресурс]: http://macd.ru/articles/neftyanye-kompanii-mira/«Роснефть» купила «Башнефть» // [Электронный ресурс]: https://meduza.io/news/2016/10/12/rosneft-kupila-bashneftС 2018 г добыча сланцевой нефти в США может начать увеличиваться, показав рост почти в 1,5 раза к 2040 г. // [Электронный ресурс]: https://neftegaz.ru/news/view/152533-S-2018-g-dobycha-slantsevoy-nefti-v-SShA-mozhet-nachat-uvelichivatsya-pokazav-rost-pochti-v-15-raza-k-2040-gСелезнев П.С., Шапошников А.И. Лоббизм в нефтегазовом комплексе современной России // Власть 2017. № 5. С. 122-129.Симонов К.В. Русская нефть: последний передел. М.: Эксмо, 2005. Чёрная энергетика: почему США решили вернуться на мировой рынок нефти // [Электронный ресурс]: https://russian.rt.com/world/article/474946-neft-energetika-amerika-dobychaЮридический энциклопедический словарь / М.О. Буянов и др. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. Литература на иностранном языке:The Lobbying Registration Act 1946 // [Электронныйресурс]: https://definitions.uslegal.com/f/federal-regulation-of-lobbying-act-of-1946/The Lobbying Disclosure Act 1995 // [Электронныйресурс]: https://lobbyingdisclosure.house.gov/lda.htmlHague R., Harrop M. Comparative government and politics. L., 1992Interest group politics. Washington, 1991; Garson G. Group theories of politics. L., 1978.Mack C. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Quorum Books. London, 1997.Milbrath L.M. The Washington lobbysts. Chicago, 1963.Olson M. The Logic of Collective Action. Public goods and the theory of groups. Cambridge, 1965. Potter A. American government and politics. L., 1955.Potter A. Organized group in British national politics. L., 1961.Richardson J.J. The policy-making process. NY., 1969.The challenge of democracy. Government in America. Boston, 1995.Truman D. The Governmental Process. NY., 1951.Truman D. B. The Governmental Process. Political Interests and Public Opinion. N. Y., 1971.Wilson G. Business and politics. A comparative introduction. L., 1990; Wyn G. Business interests, organizational development and private interest government. NY., 1987.Petroleum and other liquids // [Электронныйресурс]: https://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=RUSWorldwide Look at Reserves and Production // Oil & Gas Journal(September 2017), p. 22
Литература на русском языке
1. Барвин О. Субъекты лоббистской деятельности в США // [Электронный ресурс]: http://www.stratagema.org/publications/lobby/item_251.html
2. Богдановская И.Ю. Правовое регулирование лоббизма в США // Право и политика. 2002. №3. С. 44-48.
3. Головецкий Н.Я., Гребеник В.В. Эффективность налогового менеджмента и оптимизация налогов предприятий нефтяной отрасли. В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. 2016
4. Головецкий Н.Я., Прокофьев Н.Н. Налоговый менеджмент в нефтяной отрасли России в условиях санкций. В книге: Современное предпринимательство в инновационной экономике. Алиева И.З., и др. теория и практика. – М., 2015.
5. Жуган И.Б. Лоббизм на современном этапе в США. Правовые основы и анализ эффективности современного законодательства / И.Б. Жуган // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 4. С. 27-30.
6. Заславская С.Е., Нефедова Т.И. Лоббизм в России: исторический опыт и современные проблемы. // [Электронный ресурс] http: // www.portalus.ru/ modules/ politics/readme.php?subaction=showcomme nts&id=1096454775.
7. Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // // США: экономика, политика, идеология. 1995. № 1. С. 51-53.
8. Иванов П.А. Особенности функционирования групп интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: дис. … к.полит.н. М.: МГУ им. Ломоносова. 2014.
9. Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм. – М., 2008.
10. Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм. – М., 2014.
11. Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе [Электронный ресурс].: www.bastion.ru/files/jr.doc
12. Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе [Электронный ресурс].: www.bastion.ru/files/jr.doc
13. Крупнейшие нефтегазовые компании мира — 2013 // [Электронный ресурс]: http://m.forbes.ru/article.php?id=247612
14. Кулакова Т. А. Government Relations в процессе принятия политических решений // ПОЛИТЭКС = POLITEX: политическая экспертиза: альманах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. Вып. 2. С. 225-228.
15. Лоббизм в США // По заказу Фонда ИСЭПИ – М., 2016.
16. Любимов А.П. История лоббизма в России – М., 2009.
17. Новая газета. Виражи «Башнефти». [Электронный ресурс]: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/10/17/70212-virazhi-bashnefti
18. ОАО «НК «Роснефть» подвела итоги независимого аудита запасов углеводородов, выполненного компанией DeGolyer & MacNaughton // [Электронный ресурс]: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/180615/
19. Промышленное производство // [Электронный ресурс]: Росстат http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/
20. РБК. «Роснефть», «Газпром» и НОВАТЭК отложили ввод новых месторождений. РБК, 08.11.2015. [Электронный ресурс]: http://www.rbc.ru/business/08/11/2015/563ccff59a7947d914eb3a14
21. РБК. Убедил ценой: почему власти приняли предложение Сечина по «Башнефти». [Электронный ресурс]: http://www.rbc.ru/business/10/10/2016/57fba4969a79474ed746dd1e
22. Рейтинг нефтяных компаний в России // [Электронный ресурс]: http://macd.ru/articles/neftyanye-kompanii-mira/
23. «Роснефть» купила «Башнефть» // [Электронный ресурс]: https://meduza.io/news/2016/10/12/rosneft-kupila-bashneft
24. С 2018 г добыча сланцевой нефти в США может начать увеличиваться, показав рост почти в 1,5 раза к 2040 г. // [Электронный ресурс]: https://neftegaz.ru/news/view/152533-S-2018-g-dobycha-slantsevoy-nefti-v-SShA-mozhet-nachat-uvelichivatsya-pokazav-rost-pochti-v-15-raza-k-2040-g
25. Селезнев П.С., Шапошников А.И. Лоббизм в нефтегазовом комплексе современной России // Власть 2017. № 5. С. 122-129.
26. Симонов К.В. Русская нефть: последний передел. М.: Эксмо, 2005.
27. Чёрная энергетика: почему США решили вернуться на мировой рынок нефти // [Электронный ресурс]: https://russian.rt.com/world/article/474946-neft-energetika-amerika-dobycha
28. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянов и др. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.
Литература на иностранном языке:
29. The Lobbying Registration Act 1946 // [Электронный ресурс]: https://definitions.uslegal.com/f/federal-regulation-of-lobbying-act-of-1946/
30. The Lobbying Disclosure Act 1995 // [Электронный ресурс]: https://lobbyingdisclosure.house.gov/lda.html
31. Hague R., Harrop M. Comparative government and politics. L., 1992
32. Interest group politics. Washington, 1991; Garson G. Group theories of politics. L., 1978.
33. Mack C. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Quorum Books. London, 1997.
34. Milbrath L.M. The Washington lobbysts. Chicago, 1963.
35. Olson M. The Logic of Collective Action. Public goods and the theory of groups. Cambridge, 1965.
36. Potter A. American government and politics. L., 1955.
37. Potter A. Organized group in British national politics. L., 1961.
38. Richardson J.J. The policy-making process. NY., 1969.
39. The challenge of democracy. Government in America. Boston, 1995.
40. Truman D. The Governmental Process. NY., 1951.
41. Truman D. B. The Governmental Process. Political Interests and Public Opinion. N. Y., 1971.
42. Wilson G. Business and politics. A comparative introduction. L., 1990; Wyn G. Business interests, organizational development and private interest government. NY., 1987.
43. Petroleum and other liquids // [Электронный ресурс]: https://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=RUS
44. Worldwide Look at Reserves and Production // Oil & Gas Journal (September 2017), p. 22
Вопрос-ответ:
Что такое лоббизм и какие виды лоббизма существуют?
Лоббизм - это организованное воздействие направленное на защиту интересов определенных групп или отраслей власти. Виды лоббизма: корпоративный лоббизм, профессиональный лоббизм, общественный лоббизм.
Какие методы и технологии используются в лоббировании?
В лоббировании используются методы прямого воздействия, такие как личные контакты, переговоры, письма, звонки, и методы косвенного воздействия, такие как использование СМИ, создание общественных организаций, финансирование политических кампаний.
Какие особенности имеет нефтегазовый лоббизм?
Нефтегазовый лоббизм отличается своей масштабностью, высокой степенью конкуренции и влиянием на государственные решения. Также в нефтегазовом лоббизме присутствуют специфические методы воздействия, такие как использование экспертных оценок, лоббистское финансирование и создание лоббистских групп.
Какие условия существуют для лоббирования в энергетическом секторе США?
В энергетическом секторе США существуют благоприятные условия для лоббирования, такие как высокая степень привлекательности сектора для крупных корпораций, наличие развитых индустриальных ассоциаций и влиятельных интересных групп, а также наличие законодательных и нормативных механизмов, которые обеспечивают доступ и влияние лоббистических групп на принятие решений.
В чем заключается характер лоббистской деятельности в ТЭК России?
Лоббистская деятельность в ТЭК России характеризуется высокой степенью влияния бизнес-структур на принятие решений, наличием коррупционной составляющей, ограничением доступа общественности к информации о лоббистской деятельности и недостаточной степенью регулирования этой сферы.
Какие виды лоббизма существуют и что они означают?
Виды лоббизма могут быть разделены по различным признакам, например, по методам воздействия или по сфере деятельности. В общем понимании можно выделить следующие виды лоббизма: информационный лоббизм, материальный лоббизм, политический лоббизм, корпоративный лоббизм.
Какие методы и технологии используются в лоббировании?
Лоббисты могут применять различные методы и технологии для достижения своих целей. Среди них: личные контакты с политиками, организация мероприятий и лоббистских кампаний, использование СМИ, проведение исследований и подготовка аналитических материалов, формирование групп давления и общественного мнения.
Какой характер имеет лоббистская деятельность в России и США в нефтегазовом секторе?
В России и США лоббистская деятельность в нефтегазовой отрасли имеет свои особенности. В США лоббирование в энергетическом секторе открыто и прозрачно, много внимания уделяется взаимодействию с общественностью и законодательными органами. В России лоббизм в ТЭК более закрытый процесс, сильная зависимость от государственных структур и наличие олигархических структур.
Какие условия существуют для лоббирования в энергетическом секторе США?
В энергетическом секторе США существуют определенные условия, способствующие лоббированию. К ним относятся: развитая система демократических структур, прозрачность и доступность законодательного процесса, наличие множества участников и заинтересованных сторон, активная гражданская позиция и сильное влияние общества на принимаемые решения.
Какие объекты и предметы лоббистской деятельности существуют в нефтегазовом комплексе США?
В США объектами и предметами лоббистской деятельности в нефтегазовом комплексе являются, например, законодательные инициативы, регулирование отрасли, налоговые ставки и льготы, привлечение инвестиций, земельные и экологические вопросы, разработка новых технологий и многое другое.