Естественное монополие и их регулирование: опыт с развивающимися рынками и стран с переходной экономики.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 31.01.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
1.1Понятие естественной монополии
1.2Эволюция понятия естественной монополии и ее социально-экономические последствия
2 ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ «ГАЗПРОМ»
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Газпром»
2.2 Основные показатели деятельности компании ОАО «Газпром»
2.2.1 Организационная структура газовой компании ОАО «Газпром»
2.2.2Финансовые показатели деятельности ОАО «Газпром»
2.3 Реформирование газовой отрасли в России в современных условиях
3 ПРАКТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1Антитрестовые законы США и их предпосылки
3.1.1 Закон Шермана 1890 года
3.1.2Закон Клейтона 1914 года
3.1.3Закон Робинсона-Патмана 1936 года
3.1.4Закон Селлера-Кефовера 1950 года
3.1.5 Проблемы интерпретации
3.2 Антимонопольное регулирование в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вообще, антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.
Демонополизация экономики — это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
В России необходимо регулирование как монополистической деятельности в целом, так и естественных монополий в частности.
При регулировании естественных монополий необходимо рассмотрение трех основных задач государственного регулирования:
максимальное приближение их к уровню предельных издержек;
обеспечение нормальной нормы прибыли;
производство естественных монополий должно быть эффективно.
Так, по данным анализа программ реформирования естественных монополий в РФ можно судить о том, что практически изменения происходят в основном, опираясь на теоретические основы.
Наиболее крупными в России можно считать РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД».
Главное условие поддержания и развития конкуренции, а следовательно, развития процесса демонополизации экономики состоит в том, чтобы обеспечить всем участникам хозяйственной деятельности равную свободу вне зависимости от форм собственности, масштаба производства и сбыта продукции, места расположения предприятия. При этом следует считать противозаконными меры любых органов и должностных лиц, предусматривающие прямую дискриминацию или ограничение самостоятельности и свободы выбора отдельных хозяйствующих субъектов.
Что касается российской монополизированной экономики, то ей при переходе к рынку приходится решать такие проблемы, как: образование рыночных структур, проведение институциональных и структурных преобразований; устранение прямых препятствий свободной конкуренции и формирование в системе управления экономикой такого механизма, который бы преодолевал, сокращал монополизм в его различных формах.
Существенную значимость для регулирования экономики и ее демонополизации имеет такая мера, как государственное поощрение конкуренции. Здесь надо иметь в виду основные задачи:
активизация предпринимательской состязательности;
всяческая поддержка ее добросовестной, честной формы.
В развитом рыночном хозяйстве поощрение конкуренции на практике сводится, главных образом, к стремлению ограничить монополизм в товарном производстве и обращении. Еще в конце XIX в. в США, а затем и в других крупных государствах были приняты так называемые антитрестовские законы, которые запрещали соглашения и объединения фирм, направленные на ограничение торговли, тем более на ее монополизацию. Были созданы специальные ведомства по реализации этих правовых норм. После второй мировой войны подобные законы и организации появились почти во всех западноевропейских странах, Японии, ЮАР, некоторых латиноамериканских странах. Осуществляются меры против ценовой экспансии крупных фирм и компаний. Речь идет прежде всего о демпинге, т.е. массовой продаже товаров по заниженным ценам с целью захвата того или иного рынка. В этом направлении центральные и местные власти ряда стран тоже приняли соответствующие юридические акты, создали необходимые органы. Вводится жесткая регламентация «естественных монополий» - тех хозяйственных отраслей, где по технологическим и экономическим причинам невозможна или нецелесообразна конкуренция. Ограничения здесь обеспечиваются чаще всего ведомственным установлением фиксированных цен и тарифов, иногда даже национализацией указанных отраслей.
Первый закон в области антимонопольного регулирования в России был принят в 1991 году - Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) - сегодня это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Значительные изменения в закон были внесены в мае 1995 года. В настоящее время разрабатывается новый вариант Закона «О конкуренции».В условиях современности Правительством России разработана и принята «Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ». Следует отметить, что раньше утверждались различного рода мероприятия по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Например, в отдельный реестр были выделены 2 тыс. предприятий, занимающие доминирующее положение на отечественном рынке. Даже был введен уровень рентабельности, который они свободно обходили, завышая искусственно производственные издержки. Данная программа предусматривает изменить саму монополизированную структуру, которая сложилась в нашей экономике в прошлые времена. Чтобы реализовать эту программу серьезные усилия следует приложить антимонопольному комитету; необходимо участие в этом процессе территорий, целых регионов и отраслей, а также расширение законодательной базы.
В настоящее время готов пакет законодательных актов, которые должны способствовать развитию конкуренции в различных сферах хозяйственной деятельности. Целями политики государства в области развития конкуренции на рынках РФ являются повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов, развитие предпринимательства.
Реализация этой главной задачи предусматривает решение более частных задач:
Формирование необходимых предпосылок для создания эффективной конкуренции.
Установление и поддержание единого экономического пространства на территории России.
Создание действенной системы государственного контроля и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Развитие предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса.
Реформирование государственных предприятий и формирование рыночной инфраструктуры.
Также важно отметить, что в России действует специальная служба - Федеральная антимонопольная служба, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. И, наконец, политика демонополизации и развития конкуренции должна будет учитывать, как предусмотрено Программой, интеграционные процессы в промышленности, создание промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках и оказывающих вероятное воздействие на состояние конкуренции. Подведя итог, можно сказать, что монополия - это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов. В завершении также можно сказать, что монополизм оказывает скорее негативные последствия на экономику, сдерживая развитие новых предприятий, поэтому в стране необходимо проведение антимонопольной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания данной работы были рассмотрены особенности монополизма, в частности естественных монополий.
Так, можно сказать, что вообще монополизм представляет собой преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.
Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени.
Было выяснено, что выделяют следующие виды монополий:
естественная монополия;
чистая монополия;
конгломерат (концерн).
Естественные монополии возникают, как правило, в отраслях, которые обеспечивают население жизненно важными услугами и для которых характерен положительный эффект от увеличения масштабов производства.
В любой стране необходимо проведение политики, сдерживающей развитие монополий.
Так, в процессе написания работы было выявлено, что целью антимонопольной политики государства является создание концепций рыночной среды государственного регулирования.
Методы государственного регулирования антимонопольной деятельности можно свести к следующим:
Формирование государственных, региональных и муниципальных программ демонополизации экономики и развития конкуренции.
Федеральная программа должна разрабатываться для рынков общенационального масштаба. Соответственно региональные программы должны разрабатываться для рынков регионального масштаба (например, производство молока). Муниципальные программы разрабатываются для рынков муниципального масштаба (в основном это скоропортящиеся продукты).
Формирование целевых программ в поддержке малого бизнеса – это тоже важное средство демонополизации.
Итак, в завершении можно также отметить, что в современной России монополии, в том числе естественные, имеют место быть, однако необходимо активное проведение антимонопольной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Указ Президента России № 314 от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта 2005 г.) // СПС «Гарант»
Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия // Array.- 2009.- 11 сентября
Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 2010. – 10 января.- №1 (3332)
Войтов А.Г. Экономическая теория. Учебник.- М.: АСТ, 2007.- 489 с.
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с.
Гриб Н., Бутрин Д. Государство не может взять под контроль «Газпром» // Коммерсант.- 2009.- 1 августа.- №139(3470)
Дерябина М. Реформирование естественных монополий:теория и практика // Вопросы экономики.- 2006.- №1
Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- № 19.- 2009
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2009.-349 с.
Подлевских Н. Согласно отчету Газпром за 9 месяцев 2009 года выручка компании выросла на 55%, а прибыль на 65,4% // Церих.- 2010.- 13 января
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
Яхов Б. Антитрестовые законы США // Экономика.- 2010.- №5
Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
Официальный сайт электронной библиотеки: http://ru.wikipedia.org/wiki
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1.
Прибыль ОАО «Газпром» за 2008 год, тыс. руб.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1.
Прибыль ОАО «Газпром» за 2009 год, тыс. руб.
В млн. руб. (если не указано иное) 2009 год 2008 год Рост Выручка от продаж (за вычетом акциза, налога на добавленную стоимость (НДС) и таможенных платежей) 2 572 945 1 660 069 55,0% Операционные расходы -1 550 246 -1 163 243 33,3% Прибыль от продаж 1 022 699 496 826 105,8% Убыток от изменения справедливой стоимости опциона на покупку -41 973 – Изменение порядка отражения НПФ «Газфонд» – 44 692 Доходы от финансирования 114 692 115 001 -0,3% Расходы по финансированию -141 236 -87 021 62,3% Доля чистой прибыли ассоциированных и совместно контролируемых компаний 41 215 22 489 83,3% Прибыль от выбытия финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи 20 889 19 586 6,7% Прибыль до налогообложения 1 016 286 611 573 66,2% Текущий налог на прибыль -259 348 -150 366 72,5% Отложенный налог на прибыль -5 262 -6 717 -21,7% Налог на прибыль -264 610 -157 083 68,5% Прибыль за период 751 676 454 490 65,4% Прибыль за период, относящаяся к: акционерам ОАО «Газпром» 705 410 426 268 65,5% доле меньшинства 46266 28222 63,9% 751 676 454 490 65,4%
Исполнитель: Студент
Адресат: КР
Курсовая работа состоит из 35 страниц - основная часть 33 страниц кол-во страниц без учета приложений - приложения 2 страниц кол-во страниц в приложении
Основная часть работы содержит: графиков - рисунков - 3 таблиц - 2
Список информационных источников содержит всего - 16 ссылок. Из них:
Вид ссылки Кол-во % На учебную литературу 5 На периодическую печать 9 На научные исследования На правовые акты 1 На Интернет источники 2 На литературу последних трех лет издания 14
Работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
Студент Ф.И.О. подпись дата
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с., с.288
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2009.-349 с., с.152
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2009.-349 с., с.153
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с., с.217
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с., с.219
Гриб Н., Бутрин Д. Государство не может взять под контроль «Газпром» // Коммерсант.- 2009.- 1 августа.- №139(3470), С.24
Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 2010. – 10 января.- №1 (3332), С.7
Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- № 19.- 2009, С.3
Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- 2009.- № 19, С.4
Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3, С.27
Официальный сайт электронной библиотеки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82_%D0%A8%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0
Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия // Array.- 2009.- 11 сентября, С.9
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52, С.12
Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.-2009.- № 19, С.5
Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 2010. – 10 января.- №1 (3332), С.85
Яхов Б. Антитрестовые законы США // Экономика.- 2010.- №5, С.2
Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3, С.27
Дерябина М. Реформирование естественных монополий:теория и практика // Вопросы экономики.- 2006.- №1, С.15
Войтов А.Г. Экономическая теория. Учебник.- М.: АСТ, 2007.- 489 с., с.261
Указ Президента России № 314 от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта 2005 г.) // СПС «Гарант»
Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
Подлевских Н. Согласно отчету Газпром за 9 месяцев 2009 года выручка компании выросла на 55%, а прибыль на 65,4% // Церих.- 2010.- 13 января, С.34
2
1.Указ Президента России № 314 от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта 2005 г.) // СПС «Гарант»
2.Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия // Array.- 2009.- 11 сентября
3.Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 2010. – 10 января.- №1 (3332)
4.Войтов А.Г. Экономическая теория. Учебник.- М.: АСТ, 2007.- 489 с.
5.Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с.
6.Гриб Н., Бутрин Д. Государство не может взять под контроль «Газпром» // Коммерсант.- 2009.- 1 августа.- №139(3470)
7.Дерябина М. Реформирование естественных монополий:теория и практика // Вопросы экономики.- 2006.- №1
8.Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
9.Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- № 19.- 2009
10.Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
11.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2009.-349 с.
12.Подлевских Н. Согласно отчету Газпром за 9 месяцев 2009 года выручка компании выросла на 55%, а прибыль на 65,4% // Церих.- 2010.- 13 января
13.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
14.Яхов Б. Антитрестовые законы США // Экономика.- 2010.- №5
15.Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
16.Официальный сайт электронной библиотеки: http://ru.wikipedia.org/wiki
Вопрос-ответ:
Что такое естественное монополия?
Естественное монополия - это ситуация на рынке, когда только одно предприятие может обеспечить весь спрос на определенный товар или услугу наиболее эффективным способом.
Какие социально-экономические последствия имеет естественная монополия?
Естественные монополии могут привести к высоким ценам и низкому качеству товаров или услуг, поскольку владелец монополии в отсутствие конкуренции может диктовать свои условия. В то же время, государственное регулирование естественных монополий может помочь справиться с этими проблемами.
Какие основные показатели деятельности компании ОАО Газпром?
Некоторые основные показатели деятельности компании ОАО Газпром включают обороты, объем производства и продажи газа, прибыль компании, количество работников и инвестиции в развитие инфраструктуры.
Какое влияние оказывает деятельность ОАО Газпром на рынок газа в России?
Деятельность ОАО Газпром имеет значительное влияние на рынок газа в России, поскольку компания контролирует большую часть производства и поставок газа. Это может вызывать проблемы с конкуренцией и ценообразованием на рынке.
Какое регулирование осуществляется в отношении естественных монополий в России?
В России существует государственное регулирование деятельности естественных монополий, в том числе ОАО Газпром. Это включает контроль цен и тарифов, регулирование доступа к инфраструктуре и меры по обеспечению конкуренции на рынке.
Что такое естественное монополия?
Естественное монополия - это ситуация на рынке, когда одна компания может эффективнее и дешевле производить и предоставлять товар или услугу, чем несколько компаний вместе.
Какова эволюция понятия естественной монополии и какие социально-экономические последствия она имеет?
Понятие естественной монополии эволюционировало со временем. Сначала естественные монополии рассматривались как негативное явление, приводящее к отсутствию конкуренции и возможному злоупотреблению монополистической позицией. Однако, в дальнейшем стало понятно, что некоторые отрасли действительно нуждаются в естественной монополии для обеспечения эффективного функционирования экономики. Социально-экономические последствия включают более низкие издержки производства и более доступные цены для потребителей, но при этом необходимо соблюдать эффективное регулирование для защиты интересов потребителей.
Как можно изучать естественные монополии в странах с переходной экономикой?
Изучение естественных монополий в странах с переходной экономикой может быть осуществлено на примере конкретных компаний, которые являются монополистами на рынке. Например, ОАО Газпром в России является естественным монополистом в отрасли газоснабжения. Анализ деятельности таких компаний позволяет оценить эффективность их работы, проблемы с конкуренцией и необходимость регулирования.
Какие основные показатели деятельности имеет компания ОАО Газпром?
ОАО Газпром является крупнейшим производителем и поставщиком газа в России и имеет значительное влияние на мировом рынке. Основные показатели деятельности компании включают общий объем производства и поставок газа, размер капитализации, прибыль компании, долю на рынке и другие показатели, отражающие ее финансовое положение и эффективность деятельности.
Какова сущность естественной монополии?
Естественная монополия - это ситуация на рынке, когда только одно предприятие может эффективно и эффективно обеспечивать необходимые товары или услуги всем потребителям. Это связано с низкими издержками производства и экономиями масштаба. Например, в сети электроснабжения или газоснабжения может быть только одна компания, которая может обслуживать всю территорию.
Какие последствия могут возникнуть в результате эволюции понятия естественной монополии?
Эволюция понятия естественной монополии может привести к появлению перераспределения доходов от монопольной деятельности в пользу общества. В то же время, неверное регулирование естественных монополий может привести к недостатку инвестиций в развитие инфраструктуры и снижению качества предоставляемых услуг.
Какие основные показатели деятельности ОАО "Газпром" в России?
ОАО "Газпром" является одной из крупнейших компаний в России и мировом лидером в производстве и экспорте газа. Важные показатели деятельности компании включают в себя объем производства газа, его экспорт, добычу и другие показатели эффективности производства и работы компании.