Объектно-ориентированная онтология Грэма Хармана. Cтатус вещи

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 19 19 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 23.04.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Так, в случае чувственного объекта, его отношения с реальными и чувственными качествами будут требовать расщепления, тогда как реальный объект взаимодействует с качествами только с помощью сплавления. По мысли Г. Хармана, процесс восприятия строится следующим образом: воспринимающее сознание и воспринимаемый объект представляют собой двух равноправных партнеров, объединенных в реальном объекте, сформированном посредством отношения между этим воспринимаемым сознанием и воспринимаемым объектом. Таким образом, из этого следует, что «всякое отношение непосредственно производит новый объект». При этом нет кардинального различия, происходит ли взаимодействие между человеческим сознанием и каким-либо другим объектом либо просто между другими объектами, где человеческое сознание не участвует. Таким образом, в данном случае, пересмотру подвергается положение о том, что объекты – это совокупность соотношений, противостоящих людям, тогда как сами люди являются один из видов объектов. Вместе с тем, переход от двух миров (мира объектов и субъектов) к миру разнообразных объектов производится против аксиомы, что миры объектов и субъектов должны быть дифференцированы, чтобы их качества не смешивались. С точки зрения Г. Хармана, такое разделение неправомерно. В понимании объекта Харман опирается на идеи акторно-сетевой теории, согласно которой любые акторы, как человеческие, так и нечеловеческие, должны рассматриваться как равные друг другу. Это в свою очередь означает, что исследование общественных процессов должно исходить из признания за любым материальным объектом того же статуса и тех же возможностей для проявления действия, что и для любого человека. Другими словами, в рамках акторно-сетевой теории сложилась необходимость ввести материальные объекты в существующую модель общества. Включить материальные объекты «на равных правах» с человеком в общественные процессы, минуя их очевидную на первый взгляд, сущностную различность возможно, если определять объекты исключительно их отношениями. Таким образом, вопрос о наличии или отсутствии таких сущностных различий не столько снимается, сколько становится неактуальным и можно принять положение об их равноценности. Тогда вопрос о том, «как возможны объекты в социальном пространстве?» сменяется вопросом «как действуют эти объекты?». Важно, что в рамках данной теории, агентность (то есть способность к социальному действию) материальных объектов и объектов-людей имеет равные характеристики и равные взаимоотношения. Таким образом, сама социальная среда становится пространством для конструирования сетей взаимоотношений между различными задействованными объектами, и соответственно, полем для формирования самих объектов. Поскольку объект утверждается и проявляется через отношения, в которые он вступает в процессе взаимодействия с другими объектами, то его конкретное существование находится в ситуации постоянного динамического «наращивания», так как каждое социальное действие (каждое отношение), формирует новые структурные связи, прибавляющие новые аспекты статусу объекта. Основу динамичности, как качества любого объекта, составляет отсутствие заложенной в объекте потенциальности – у акторов (объектов) нет накопленного капитала отношений и свойств, который мог бы быть задействован в будущем. Введение такого ограничения на наличие «прошлого капитала» обусловлено необходимостью обойти угрозу включения предопределенности в отношения между объектами, потому что если бы подобный резерв существовал, то взаимодействия, в которые вступит некоторый объект в будущем, были бы уже вложены в него изначально. Таким образом, объекты каждый момент своего существования обладают одновременно и максимальной полнотой своего бытия и вместе с тем, пространством для будущего динамического изменения, которое осуществляется посредством наращивания связей. Поскольку объект не накапливает капитала отношений, то его существование всегда максимально и обозначено наличным моментом времени. Каждый акт установления дополнительных отношений является актом конституирования объекта самого себя. Таким образом, рассмотренная в докладе четверичная система Г. Хармана предлагает модель двух объектов, двух видов качеств, четырех типов напряжений, трех возможных соединений, реализуемых посредством отношения расщепления и сплавления через принцип замещающей причинности, возникающие между абсолютно всеми видами объектов. Объектом может выступить, по словам Г. Хармана и «капля воды», и «армии и стадионы». В заключение необходимо выделить положения объектно-ориентированной философии Г. Хармана, которые послужили ключевыми идеями данного доклада.Во-первых, все объекты дифференцируются на два вида: чувственные и реальные. Чувственные объекты существуют в отношении с другими чувственными объектами и обладают динамичными акцидентальными качествами, которые представляют собой бесчисленные вариации одного и того же объекта и зависят от угла обзора, времени, расстояния и настроения наблюдателя. Эти качества принадлежат объекту, но они не делают его тем, что оно есть. Реальные объекты всегда уклоняются от прямого контакта, вступая в отношения посредством замещающей причинности. Фактором, объясняющим уклонение реального объекта, служит также то, что любому восприятию предшествуют ожидания и смыслы, которые искажают объект прежде, чем мы сможем «схватить» их суть. Во-вторых, замещающую причинность нельзя рассматривать как отдельное явление, существующее на тех же основаниях, что и объекты, также оно не является свойством объектов и не тождественно формальной причине, обуславливающих изменение физического положения объектов в пространстве. Можно представить замещающую причинность в виде третьего поля, в котором частично присутствуют объекты и которое вынуждает их вступать во взаимодействие через опосредование этого поля.Интенциональность рассматривается Г. Харманом как форма поглощенности объектом, что обозначается понятием «искренность». Искренность преобразует отношение с чувственно воспринимаемым объектом в непосредственный контакт с реальным объектом. Процесс восприятия строится следующим образом: воспринимающее сознание и воспринимаемый объект представляют собой двух равноправных партнеров, объединенных в объекте, сформированном посредством отношения между этим воспринимаемым сознанием и воспринимаемым объектом. Таким образом, из этого следует, что всякое отношение непосредственно формирует новый объект. Поскольку объект утверждается и проявляется через отношения, в которые он вступает в процессе взаимодействия с другими объектами, то его конкретное существование находится в ситуации постоянного динамического наращивания, так как каждое отношение, формирует новые структурные связи, прибавляющие новые аспекты статусу объекта. Таким образом, объект формируется через динамические связи с другими объектами и в этом смысле сам человек конституирует себя через динамическое взаимодействие с объектами реального мира.На наш взгляд, наиболее плодотворным является соединение ключевых положений объектно-ориентированной философии Г. Хармана с акторно-сетевой теории для объяснения механизма функционирования социальной среды, как пространства конституирования объектов через взаимоотношения с другими акторами (объектами). Утверждаемое Г. Харманом онтологическое равенство между всеми видами объектов открывает новые перспективы в изучении социальных процессов, в которые могут быть включены не только люди, но и вся существующая реальность, как полноправный участник взаимодействия.Список использованной литературыАрсеньев А. С. Философские основания понимания личности / А.С. Арсеньев – Москва: Academia, 2001. – 592 с.Астахов С. С. Метафизическая интерпретация акторно-сетевой теории и её ограничения / С.С. Астахов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2015. - № 3. – С. 118-123.Ерофеева М. О возможности акторно-сетевой теории действия / М. Ерофеева // Социология власти. – 2015. - № 4. – С. 51-71.Кнэхт Н. П. Новый спор о старой проблеме: объективно-ориентированная онтология и спекулятивный реализм / Н.П. Кнэхт // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2016. - № 1(9). – С. 41-46.Коротков М. Ю. Грэм Харман и метафизика вещей / М.Ю. Коротков // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 июня 2017. – Москва: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2017. – С. 30-44.Кралечкин Д. О сургуче и капусте / Д. Кралечкин // Логос. – 2014. - № 4 (100). – С. 293-318. Лобанов С. Д. О понятии вещи, или веще-ориентированной философии / С.Д. Лобанов // Вестник Вятского государственного университета. – 2015. - № 12. – С. 13-19.Малышева Д. С. Объект в феноменологии: критика поверхностного анализа / Д.С. Малышева // Вестник ПНИПУ. – 2015. - № 4. – С. 46-52. Рыбакин В. В. Объектно-ориентированная онтология Грэма Хармана и аналитика искусства / В.В. Рыбакин // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2012. - № 2 (12). – С. 109-115.Харман Г. О замещающей причинности / Г. Харман // Новое литературное обозрение. – 2012. – № 2 (114). – С. 75-90. Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / пер. А. Морозов и О. Мышкин. – Пермь: Гиле Пресс, 2015. – 152 с.

1. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности / А.С. Арсеньев – Москва: Academia, 2001. – 592 с.
2. Астахов С. С. Метафизическая интерпретация акторно-сетевой теории и её ограничения / С.С. Астахов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2015. - № 3. – С. 118-123.
3. Ерофеева М. О возможности акторно-сетевой теории действия / М. Ерофеева // Социология власти. – 2015. - № 4. – С. 51-71.
4. Кнэхт Н. П. Новый спор о старой проблеме: объективно-ориентированная онтология и спекулятивный реализм / Н.П. Кнэхт // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2016. - № 1(9). – С. 41-46.
5. Коротков М. Ю. Грэм Харман и метафизика вещей / М.Ю. Коротков // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 июня 2017. – Москва: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2017. – С. 30-44.
6. Кралечкин Д. О сургуче и капусте / Д. Кралечкин // Логос. – 2014. - № 4 (100). – С. 293-318.
7. Лобанов С. Д. О понятии вещи, или веще-ориентированной философии / С.Д. Лобанов // Вестник Вятского государственного университета. – 2015. - № 12. – С. 13-19.
8. Малышева Д. С. Объект в феноменологии: критика поверхностного анализа / Д.С. Малышева // Вестник ПНИПУ. – 2015. - № 4. – С. 46-52.
9. Рыбакин В. В. Объектно-ориентированная онтология Грэма Хармана и аналитика искусства / В.В. Рыбакин // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2012. - № 2 (12). – С. 109-115.
10. Харман Г. О замещающей причинности / Г. Харман // Новое литературное обозрение. – 2012. – № 2 (114). – С. 75-90.
11. Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / пер. А. Морозов и О. Мышкин. – Пермь: Гиле Пресс, 2015. – 152 с.

Вопрос-ответ:

Какие отношения между чувственным объектом и его качествами требуют расщепления?

В отношении чувственного объекта его отношения с реальными и чувственными качествами требуют расщепления.

Как взаимодействует реальный объект с качествами?

Реальный объект взаимодействует с качествами только с помощью сплавления.

Как Г. Харман представляет процесс восприятия?

По мысли Г. Хармана, процесс восприятия строится следующим образом: воспринимающее сознание и воспринимаемый объект представляют собой двух равноправных партнеров, объединенных в реальном объекте, сформированном посредством отношения.

Что представляет собой реальный объект?

Реальный объект представляет собой двух равноправных партнеров, объединенных в реальном объекте, сформированном посредством отношения.

Какие объекты требуют расщепления своих отношений?

Чувственный объект требует расщепления своих отношений с реальными и чувственными качествами.

Что такое объектно ориентированная онтология Грэма Хармана?

Объектно ориентированная онтология Грэма Хармана - это философская концепция, разрабатывающая идеи о взаимодействии объектов и качеств в мире. Она предполагает, что объекты существуют независимо от нашего восприятия и взаимодействуют друг с другом, образуя новые объекты. Онтология Хармана утверждает, что объекты имеют внутренние и внешние качества, которые влияют на их взаимодействия.

Что такое "Статус вещи" в объектно ориентированной онтологии Хармана?

"Статус вещи" - это понятие, которое Грэм Харман использует для описания способа, которым объекты взаимодействуют друг с другом. Онтология Хармана утверждает, что объекты взаимодействуют через свои качества, и при этом качества объектов могут быть чувственными или реальными. "Статус вещи" представляет собой способ описания этих взаимодействий и отношений объектов.

Какие отношения существуют между чувственными и реальными качествами объектов в объектно ориентированной онтологии Хармана?

В объектно ориентированной онтологии Хармана отношения существуют между объектами и их качествами. Реальный объект взаимодействует с качествами только через процесс сплавления, тогда как чувственный объект требует расщепления для взаимодействия с реальными и чувственными качествами. Эти отношения формируют "Статус вещи" и определяют способы взаимодействия объектов и их качеств.

Какой процесс восприятия предлагает Грэм Харман?

Согласно мысли Грэма Хармана, процесс восприятия строится по следующему принципу: воспринимающее сознание и воспринимаемый объект представляют собой двух равноправных партнеров, объединенных в реальном объекте. Этот реальный объект формируется посредством отношения между воспринимающим сознанием и воспринимаемым объектом, и является результатом взаимодействия между ними.

Какие отношения существуют между реальными и чувственными качествами чувственного объекта?

Как отмечает Грэм Харман, отношения между реальными и чувственными качествами чувственного объекта требуют расщепления. Это означает, что эти качества не могут быть объединены в одно целое, и воспринимаемый объект не может взаимодействовать с этими качествами напрямую.

Как объединяются воспринимающее сознание и воспринимаемый объект в рамках объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана?

Согласно мысли Грэма Хармана, воспринимающее сознание и воспринимаемый объект представляют собой двух равноправных партнеров, объединенных в реальном объекте. Этот реальный объект формируется посредством отношения между воспринимающим сознанием и воспринимаемым объектом.