Семейные ценности в жизни татар,по произведению
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 12.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СЕМЬИ В ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ 5
1.1. Татарский менталитет и особенности татарской культуры 5
1.2. Семейные ценности в контексте культуры татар 10
Выводы по I главе 13
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЗИФЫ КАДЫРОВОЙ. ОТРАЖЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ТАТАР В ПОВЕСТИ «СУМБУЛЬ» 14
2.1. Личность и творчество Зифы Кадыровой. Повесть «Сумбуль»: история создания, художественные особенности 14
2.2. Тема любви и брака в произведении «Сумбуль» 18
2.3. Тема взаимоотношения родителей и детей в повести Зифы Кадыровой «Сумбуль» 25
Выводы по II главе 28
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 33
Таким образом, в произедении Зифы Кадыровой “Сумбуль” затрагиваются следующие вопросы, касаемые темы родителей и детей:
взаимоотношение родителей и взрослых детей – здесь дети не становятся полностью самостоятельными, а родители продолжают в неоторой степени заботиться о детях, дают им советы, поучают их. Данные особенности взаимоотношений отличаются от, например, американских традиций, и схожи с традициями русской семьи;
воспитание детей – становится делом не тольо родителей, но и дедушек бабушек, что отражает традиции как татар, так и русских;
аборт – трактуется отрицательно главной героиней и воспринимается ею как грех;
дети – важнейшая ценность семьи, отражение любви между мужчиной и женщиной.
Выводы по II главе
Жизненный и творческий путь Зифы Кадыровой является крайне неординарным. Никогда не занимавшаяся литературным трудом Зифа Кадырова сумела за небольшое количество времени прославится по всей Башкирии и всему Татарстану как очень честная и душевная писательница. По-видимому, богатый жизненный опыт и природное чувствование тонких психологических нюансов в поведении людей позволило ей создать такие волнительные сюжеты.
Роман «Сагынырсың, мин булмам» был переведён на русский язык и вышел под названием «Сумбуль» (по имени главной героини). Книга «Сумбуль» стала победительницей конкурса Национальной библиотеки РТ «Книга года-2013». В 2011 году телеканал ТНВ начал создание сериала по этому произведению. Его выхода ожидали не только многочисленные поклонники творчества Кадыровой, но и сама писательница. Несмотря на то что произведение было передано неточно, рейтинги сериала были достаточно высокими. В этом – 2017 г. одноименный спектакль по роману «Сагынырсың, мин булмам» был поставлен в Набережночелнинском государственном татарском драматическом театре.
В произведении Зифы Кадыровой «Сумбуль» отразились особенности воззрения татар на тему семьи с точки зрения любви и брака. С одной стороны, представленные здесь семейные ценности, а также вопрос о взаимоотношении между мужчиной и женщиной являются общечеловеческими. Однако возможно выделить ряд отличительных черт, прис1щих татарскому менталитету:более строгий контроль в отношениях между мужчиной и женщиной, где связь до брака для девушки является если не позорным, то всё же достаточно серьёзно порицается – данное воззрение исходит из мусульманской религии; идеал семьи, в которой, несомненно, именно супруг должен быть надёжной опорой; кроме того, здесь царит взаимоуважение и взаимная забота – здесь также наблюдается отражение мусульманского взгляда на устройство семьи;
Вместе с этим, в произведении «Сумбуль» поднимаются общечеловеческие вопросы о любви, о предательстве и преданности, о человеческих понятиях добра и заботы. По мнению автора повести, в основе крепкой семь лежит не столько требование правилам, сколько взаимоуважение, готовность пожертвовать своими принципами и собственным самолюбием ради спокойствия и счастья другого. Зифа Кадырова стремится раскрыть важнейшую составляющую семьи – взаимную поддержку и понимание, без которых любовь не может долго существовать.
В произедении Зифы Кадыровой “Сумбуль” затрагиваются следующие вопросы, касаемые темы родителей и детей:
взаимоотношение родителей и взрослых детей – здесь дети не становятся полностью самостоятельными, а родители продолжают в неоторой степени заботиться о детях, дают им советы, поучают их. Данные особенности взаимоотношений отличаются от, например, американских традиций, и схожи с традициями русской семьи;
воспитание детей – становится делом не тольо родителей, но и дедушек бабушек, что отражает традиции как татар, так и русских;
аборт – трактуется отрицательно главной героиней и воспринимается ею как грех;
дети – важнейшая ценность семьи, отражение любви между мужчиной и женщиной.
Заключение
Подведём итоги по проделанной работе. В первой части были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с особенностями татарского менталитета, а также с семейными ценностями татар с точки зрения истории и современности.
Понятие «татары» не имело изначально современного значения и определяло иные народы (монгольского племени, население Золотой Орды и пр.). Сами же татары стали применять данное понятие относительно своего этноса сравнительно недавно – в XVIII веке, когда возросла степень национального самосознания.
Современных татар, проживающих на территории Республики Татарстан, отличают следующие признаки: высокая степень национального самосознания; скромность в быту и выносливость на работе; открытость и гостеприимность; неконфликтность; почитание собственной культуры и собственного языка. Вместе с тем, наиболее серьёзной проблемой нравственного и духовного развития татар является её клановость, излишняя закрытость, которая распространяется не только на человеческие, но и на профессиональные и карьерные взаимоотношения.
Семейные ценности татар во многом сформировались на основе мусульманских понятиях о «правильной» семье. Это отразилось в патриархальных устоях семьи, разделения обязанностей между мужчиной и женщиной, почитании старших и пр. Вместе с тем, в отличие от мусульманских стран Средней Азии, татарская женщина имела больше свободы. Также не приветствовались в татарских семьях слишком ранние браки.
В современной татарской семье сохраняется главенство мужа и отца, однако это касается скорее сферы общения, решения семейных вопросов. Современная татарка работает наравне с мужем, одновременно воспитывая детей и выполняя домашнюю работу. Таким образом, у современной татарской женщины появилась возможность строить карьеру, однако воззрения о том, что именно женщина должна воспитывать детей и выполнять домашнюю работу, остались. Осталось и особое положение старших, к которым и сейчас принято выказывать уважение. Но при этом, очень редко родители действительно решают что-то при выборе жениха или невесты своему ребенку.
Во второй части работы были рассмотрены жизнь и творчество Зифы Кадыровой, а также проанализирована повесть «Сумбуль» с точки зрения отражения семейных ценностей современных татар:
в отношении между мужчиной и женщиной;
в отношении к детям, их значимости, вопросов воспитания и пр.
Жизненный и творческий путь Зифы Кадыровой является крайне неординарным. Никогда не занимавшаяся литературным трудом Зифа Кадырова сумела за небольшое количество времени прославится по всей Башкирии и всему Татарстану как очень честная и душевная писательница. По-видимому, богатый жизненный опыт и природное чувствование тонких психологических нюансов в поведении людей позволило ей создать такие волнительные сюжеты.
Роман «Сагынырсың, мин булмам» был переведён на русский язык и вышел под названием «Сумбуль» (по имени главной героини). Книга «Сумбуль» стала победительницей конкурса Национальной библиотеки РТ «Книга года-2013». В 2011 году телеканал ТНВ начал создание сериала по этому произведению. Его выхода ожидали не только многочисленные поклонники творчества Кадыровой, но и сама писательница. Несмотря на то что произведение было передано неточно, рейтинги сериала были достаточно высокими. В этом – 2017 г. одноименный спектакль по роману «Сагынырсың, мин булмам» был поставлен в Набережночелнинском государственном татарском драматическом театре.
В произведении Зифы Кадыровой «Сумбуль» отразились особенности воззрения татар на тему семьи с точки зрения любви и брака. С одной стороны, представленные здесь семейные ценности, а также вопрос о взаимоотношении между мужчиной и женщиной являются общечеловеческими. Однако возможно выделить ряд отличительных черт, присущих татарскому менталитету: более строгий контроль в отношениях между мужчиной и женщиной, где связь до брака для девушки является если не позорным, то всё же достаточно серьёзно порицается – данное воззрение исходит из мусульманской религии; идеал семьи, в которой, несомненно, именно супруг должен быть надёжной опорой; кроме того, здесь царит взаимоуважение и взаимная забота – здесь также наблюдается отражение мусульманского взгляда на устройство семьи;
Вместе с этим, в произведении «Сумбуль» поднимаются общечеловеческие вопросы о любви, о предательстве и преданности, о человеческих понятиях добра и заботы. По мнению автора повести, в основе крепкой семь лежит не столько требование правилам, сколько взаимоуважение, готовность пожертвовать своими принципами и собственным самолюбием ради спокойствия и счастья другого. Зифа Кадырова стремится раскрыть важнейшую составляющую семьи – взаимную поддержку и понимание, без которых любовь не может долго существовать.
В произедении Зифы Кадыровой “Сумбуль” затрагиваются следующие вопросы, касаемые темы родителей и детей:
взаимоотношение родителей и взрослых детей – здесь дети не становятся полностью самостоятельными, а родители продолжают в неоторой степени заботиться о детях, дают им советы, поучают их. Данные особенности взаимоотношений отличаются от, например, американских традиций, и схожи с традициями русской семьи;
воспитание детей – становится делом не тольо родителей, но и дедушек бабушек, что отражает традиции как татар, так и русских;
аборт – трактуется отрицательно главной героиней и воспринимается ею как грех;
дети – важнейшая ценность семьи, отражение любви между мужчиной и женщиной.
Список использованных источников и литературы
Источники:
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – 160 с.
Кадырова З. Мне говорят: ты нахалка! Бунина не знаешь, а учишь других, как надо писать: интервью. [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru/article/141386 (дата обращения: 11.03.2018).
Литература:
Азисова Н.Н. Семейные традиции и ценности татар Мордовии // Регионология. – 2013. – С. 241-252.
Байрамова Ф. Национальный характер татар. [Электронный ресурс] URL: http://kitap.net.ru/bairamova/4.php (дата обращения: 31.08.2017).
Бусыгин Е. П. Сельская женщина в семейной и общественной жизни. – Казань: Казанский университет, 1986. – 142 с.
Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. - М.: МГУДТ, 2009. – 134 с.
Гайфутдинова Л. Премьера в татарском драмтеатре Челнов: два часа коллективного камлания. // Челнинские известия. – 2017. - №20. – С. 7-8.
Галиева Г.И. Татарская семья в демографическом измерении (этнорегиональный аспект): автореферат дисс. … канд. соц. наук. – Казань, 2010. – 24 с.
Гилязов И. Этническое самосознание поволжских татар. [Электронный ресурс] URL: https://qazan-patsaligi.livejournal.com/21056.html (дата обращения: 11.03.2018).
Данилова Ю.Ю., Бубекова Л.Б. Самоидентификация носителей русской и татарской лингвокультур в Республике Татарстан. // Филологические науки. - Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44): в 2-х ч. - Ч. I. - C. 69-75.
Елистратов В.С. Словарь русского арго (материалы 1980-1990 гг.). – СПб.: Азбуковник, Русские словари, 2000. – 694 с.
Жуковская, Н. Л., Мокшин, Н. Ф. От Карелии до Урала: рассказы о народах России: книга для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение». - М.: Флинта: Наука, 1998. – 430 с.
Закиев М.З. История татарского народа. Этнические корни, формирование и развитие. – Казань: Инсан, 2008. – 564 с.
История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. – 1008 с.
Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. – Казань: Татар. кН. изд-во, 1988. – 180 с.
Концепция «Ислам и татарский мир». [Электронный ресурс] URL: https://islam-today.ru/islam_v_rossii/tatarstan/koncepcia-islam-i-tatarskij-mir-polnostu/#IX (дата обращения: 12.03.2018).
Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Лаптев М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Казанская губерния. – СПб., 1861. [Электронный ресурс] URL: http://www.runivers.ru/lib/book3308/16846/ (дата обращения: 12.03.2018).
Матвеев Г.Б. Татары казанские // Чувашская энциклопедия: в 4 т. Т. 4: Се-Я. – Чебоксары: Чуваш. кН. изд-во, 2011. – С. 190-191.
Махортова Г.Х. Психологические проблемы в русско-татарских семьях. // Московское татарское свободное слово. [Электронный ресурс] URL: http://www.mtss.ru/?page=psih_semej (дата обращения: 11.03.2018).
Мифтахов Р.Г. Образ татар-мусульман Казанской губернии в трудах современников XIX — начала ХХ вв.: автореф. дисс. … к. ист. н. –Казань, 2011. – 160 с.
Мияссарова Г. Из истории семейных отношений татар. [Электронный ресурс] URL: http://national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie _osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_tatar_e_v_nikitina/ (дата обращения: 11.03.2018).
Мустафин Д. М. Татарская семья: этнодемографические особенности (демографический прогноз татарских семей): компендиум. - Казань: ГУ «НИЦ семьи и демографии» АН РТ, 2008. – 48 с.
Мустафина Э. Обычаи и традиции татарского народа глазами семейного терапевта. [Электронный ресурс] URL: https://www. familyland.ru/library/diplom/diplom_229.html (дата обращения: 31.08.2017).
Никитина Э.В. Этноменталитет татар. [Электронный ресурс] URL: http://national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie _osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_tatar_e_v_nikitina/ (дата обращения: 11.03.2018).
Никифоров Е. Писатель Зифа Кадырова: биография, творчество. [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/227926/pisatel-zifa-kadyirova-biografiya-tvorchestvo#image1105283 (дата обращения: 31.08.2017).
Никольский Н.В. Татары. Татары-кряшены // Никольский Н. В. Собр. соч. в 4 т. Т. IV. Этнографические альбомы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. – С. 15–40.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010. – 736 с.
Рамазанов Р.К. Народная мудрость в русско-татарском диалоге культур. // Учёные записки Орловского государственного университета. – 2011. – №3. – 317-322.
Рахимова Л.Ф. Татарская семья – хранитель нации. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/24/tatarskaya-semya-khranitel-natsii (дата обращения: 31.08.2017).
Салькаев Т.Х. Духовная культура татар-мишарей: традиции, трансформации, особенности (на материалах Среднего Поволжья): дисс. … к. филос. н. – Саранск, 2011. – 240 с.
Суховольская М.В. Особенности татарского менталитета. // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. – 2015. – С. 529-530.
Титова Т.А, Сайфутдинова Г.Б. Социально-исторический аспект брака и семьи у татар в XX – начале XXI в. (на примере татарского населения Республики Татарстан) // Исторические, философские, политические и юридические науки. Вопросы теории и практики. - №19 (24). – 2012. – С. 199-201.
Татарская энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. М. Х. Хасанов; отв. ред. Г. С. Сабирзянов. - Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-2012.
Татары Среднего Поволжья и Приуралья / отв. ред. Н. И. Воробьев, Г. М. Хисамутдинов. - М.: Наука, 1967. – 212 с.
Узиев А. Ислам и национальная идентичность казанских татар во второй половине XIX-XX вв. [Электронный ресурс] URL: http://www.dartmouth.edu/~crn/groups/religion_group_papers/Uziev2.pdf (дата обращения: 11.03.2018).
Файзрахманов, А. Знакомство с татарским народом // Независимое информационное агентство Islamtat.ru. [Электронный ресурс] URL:http://www.islamtat.ru/index/znakomstvo_s_tatarskim_narodom/0-30 (дата доступа: 1.04.2018).
Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях // Репр. изд. — Казань : ИСБ, 2013. – 208 с.
Хабенская Е. Татарский национальный характер: какой он? // Татарский мир. – 2003. - №5. - . 88-92.
Гилязов И. Этническое самосознание поволжских татар. [Электронный ресурс] URL: https://qazan-patsaligi.livejournal.com/21056.html (дата обращения: 31.08.2017).
История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. С. 42.
Гилязов И. Этническое самосознание поволжских татар. [Электронный ресурс] URL: https://qazan-patsaligi.livejournal.com/21056.html (дата обращения: 31.08.2017).
История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. С. 89.
Гилязов И. Этническое самосознание поволжских татар. [Электронный ресурс] URL: https://qazan-patsaligi.livejournal.com/21056.html (дата обращения: 31.08.2017).
Закиев М.З. История татарского народа. Этнические корни, формирование и развитие. – Казань: Инсан, 2008. – С. 128.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010. – С. 510.
Елистратов В.С. Словарь русского арго (материалы 1980-1990 гг.). – СПб.: Азбуковник, Русские словари, 2000. – С. 483.
Там же.
Никитина Э.В. Этноменталитет татар. [Электронный ресурс] URL: http://national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie_osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_tatar_e_v_nikitina/ (дата обращения: 31.08.2017).
Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 150.
Там же. С. 150-151.
Данилова Ю.Ю., Бубекова Л.Б. Самоидентификация носителей русской и татарской лингвокультур в Республике Татарстан. // Филологические науки. - Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44): в 2-х ч. - Ч. I. - C. 71.
Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 151.
Гилязов И. Этническое самосознание поволжских татар. [Электронный ресурс] URL: https://qazan-patsaligi.livejournal.com/21056.html (дата обращения: 31.08.2017).
Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях // Репр. изд. — Казань : ИСБ, 2013. – С. 35-38.
Там же. С. 38.
Салькаев Т.Х. Духовная культура татар-мишарей: традиции, трансформации, особенности (на материалах Среднего Поволжья): дисс. … к. филос. н. – Саранск, 2011. – С. 12-13.
Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 34.
Мустафина Э. Обычаи и традиции татарского народа глазами семейного терапевта. [Электронный ресурс] URL: https://www. familyland.ru/library/diplom/diplom_229.html (дата обращения: 31.08.2017)
Мияссарова Г. Из истории семейных отношений татар. [Электронный ресурс] URL: http://national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie _osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_tatar_e_v_nikitina/ (дата обращения: 11.03.2018).
Лаптев М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Казанская губерния. – СПб., 1861. [Электронный ресурс] URL: http://www.runivers.ru/lib/book3308/16846/ (дата обращения: 12.03.2018).
Галиева Г.И. Татарская семья в демографическом измерении (этнорегиональный аспект): автореферат дисс. … канд. соц. наук. – Казань, 2010. – С. 18.
Никифоров Е. Писатель Зифа Кадырова: биография, творчество. [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/227926/pisatel-zifa-kadyirova-biografiya-tvorchestvo#image1105283 (дата обращения: 31.08.2017).
Там же.
Кадырова З. Мне говорят: ты нахалка! Бунина не знаешь, а учишь других, как надо писать: интервью. [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru/article/141386 (дата обращения: 1.09.2017).
Кадырова З. Мне говорят: ты нахалка! Бунина не знаешь, а учишь других, как надо писать: интервью. [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru/article/141386 (дата обращения: 1.09.2017).
См.: Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – 120 с.
Кадырова З. Мне говорят: ты нахалка! Бунина не знаешь, а учишь других, как надо писать: интервью. [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru/article/141386 (дата обращения: 1.09.2017).
Никифоров Е. Писатель Зифа Кадырова: биография, творчество. [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/227926/pisatel-zifa-kadyirova-biografiya-tvorchestvo#image1105283 (дата обращения: 31.08.2017).
Там же.
Гайфутдинова Л. Премьера в татарском драмтеатре Челнов: два часа коллективного камлания. // Челнинские известия. – 2017. - №20. – С. 7.
Там же. С. 8.
Никифоров Е. Писатель Зифа Кадырова: биография, творчество. [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/227926/pisatel-zifa-kadyirova-biografiya-tvorchestvo#image1105283 (дата обращения: 31.08.2017)
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С.9.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 17.
Там же. С. 15.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 120.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 62.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 104.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 46.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 51.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 106.
Там же.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 7.
Там же. С. 12.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 8.
Там же.
Там же. С. 100.
Кадырова З. Сагынырсың, мин булмам. – Казань: ТАТМЕДИА, 2010. – С. 112.
Там же. С. 118.
40
2. Кадырова З. Мне говорят: ты нахалка! Бунина не знаешь, а учишь других, как надо писать: интервью. [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru/article/141386 (дата обращения: 11.03.2018).
Литература:
1. Азисова Н.Н. Семейные традиции и ценности татар Мордовии // Регионология. – 2013. – С. 241-252.
2. Байрамова Ф. Национальный характер татар. [Электронный ресурс] URL: http://kitap.net.ru/bairamova/4.php (дата обращения: 31.08.2017).
3. Бусыгин Е. П. Сельская женщина в семейной и общественной жизни. – Казань: Казанский университет, 1986. – 142 с.
4. Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. - М.: МГУДТ, 2009. – 134 с.
5. Гайфутдинова Л. Премьера в татарском драмтеатре Челнов: два часа коллективного камлания. // Челнинские известия. – 2017. - №20. – С. 7-8.
6. Галиева Г.И. Татарская семья в демографическом измерении (этнорегиональный аспект): автореферат дисс. … канд. соц. наук. – Казань, 2010. – 24 с.
7. Гилязов И. Этническое самосознание поволжских татар. [Электронный ресурс] URL: https://qazan-patsaligi.livejournal.com/21056.html (дата обращения: 11.03.2018).
8. Данилова Ю.Ю., Бубекова Л.Б. Самоидентификация носителей русской и татарской лингвокультур в Республике Татарстан. // Филологические науки. - Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44): в 2-х ч. - Ч. I. - C. 69-75.
9. Елистратов В.С. Словарь русского арго (материалы 1980-1990 гг.). – СПб.: Азбуковник, Русские словари, 2000. – 694 с.
10. Жуковская, Н. Л., Мокшин, Н. Ф. От Карелии до Урала: рассказы о народах России: книга для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение». - М.: Флинта: Наука, 1998. – 430 с.
11. Закиев М.З. История татарского народа. Этнические корни, формирование и развитие. – Казань: Инсан, 2008. – 564 с.
12. История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. – 1008 с.
13. Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. – Казань: Татар. кН. изд-во, 1988. – 180 с.
14. Концепция «Ислам и татарский мир». [Электронный ресурс] URL: https://islam-today.ru/islam_v_rossii/tatarstan/koncepcia-islam-i-tatarskij-mir-polnostu/#IX (дата обращения: 12.03.2018).
15. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
16. Лаптев М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Казанская губерния. – СПб., 1861. [Электронный ресурс] URL: http://www.runivers.ru/lib/book3308/16846/ (дата обращения: 12.03.2018).
17. Матвеев Г.Б. Татары казанские // Чувашская энциклопедия: в 4 т. Т. 4: Се-Я. – Чебоксары: Чуваш. кН. изд-во, 2011. – С. 190-191.
18. Махортова Г.Х. Психологические проблемы в русско-татарских семьях. // Московское татарское свободное слово. [Электронный ресурс] URL: http://www.mtss.ru/?page=psih_semej (дата обращения: 11.03.2018).
19. Мифтахов Р.Г. Образ татар-мусульман Казанской губернии в трудах современников XIX — начала ХХ вв.: автореф. дисс. … к. ист. н. –Казань, 2011. – 160 с.
20. Мияссарова Г. Из истории семейных отношений татар. [Электронный ресурс] URL: http://national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie _osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_tatar_e_v_nikitina/ (дата обращения: 11.03.2018).
21. Мустафин Д. М. Татарская семья: этнодемографические особенности (демографический прогноз татарских семей): компендиум. - Казань: ГУ «НИЦ семьи и демографии» АН РТ, 2008. – 48 с.
22. Мустафина Э. Обычаи и традиции татарского народа глазами семейного терапевта. [Электронный ресурс] URL: https://www. familyland.ru/library/diplom/diplom_229.html (дата обращения: 31.08.2017).
23. Никитина Э.В. Этноменталитет татар. [Электронный ресурс] URL: http://national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie _osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_tatar_e_v_nikitina/ (дата обращения: 11.03.2018).
24. Никифоров Е. Писатель Зифа Кадырова: биография, творчество. [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/227926/pisatel-zifa-kadyirova-biografiya-tvorchestvo#image1105283 (дата обращения: 31.08.2017).
25. Никольский Н.В. Татары. Татары-кряшены // Никольский Н. В. Собр. соч. в 4 т. Т. IV. Этнографические альбомы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. – С. 15–40.
26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010. – 736 с.
27. Рамазанов Р.К. Народная мудрость в русско-татарском диалоге культур. // Учёные записки Орловского государственного университета. – 2011. – №3. – 317-322.
28. Рахимова Л.Ф. Татарская семья – хранитель нации. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/24/tatarskaya-semya-khranitel-natsii (дата обращения: 31.08.2017).
29. Салькаев Т.Х. Духовная культура татар-мишарей: традиции, трансформации, особенности (на материалах Среднего Поволжья): дисс. … к. филос. н. – Саранск, 2011. – 240 с.
30. Суховольская М.В. Особенности татарского менталитета. // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. – 2015. – С. 529-530.
31. Титова Т.А, Сайфутдинова Г.Б. Социально-исторический аспект брака и семьи у татар в XX – начале XXI в. (на примере татарского населения Республики Татарстан) // Исторические, философские, политические и юридические науки. Вопросы теории и практики. - №19 (24). – 2012. – С. 199-201.
32. Татарская энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. М. Х. Хасанов; отв. ред. Г. С. Сабирзянов. - Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-2012.
33. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / отв. ред. Н. И. Воробьев, Г. М. Хисамутдинов. - М.: Наука, 1967. – 212 с.
34. Узиев А. Ислам и национальная идентичность казанских татар во второй половине XIX-XX вв. [Электронный ресурс] URL: http://www.dartmouth.edu/~crn/groups/religion_group_papers/Uziev2.pdf (дата обращения: 11.03.2018).
35. Файзрахманов, А. Знакомство с татарским народом // Независимое информационное агентство Islamtat.ru. [Электронный ресурс] URL:http://www.islamtat.ru/index/znakomstvo_s_tatarskim_narodom/0-30 (дата доступа: 1.04.2018).
36. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях // Репр. изд. — Казань : ИСБ, 2013. – 208 с.
37. Хабенская Е. Татарский национальный характер: какой он? // Татарский мир. – 2003. - №5. - . 88-92.
Вопрос-ответ:
Какие особенности восприятия семьи есть в татарской культуре?
Особенности восприятия семьи в татарской культуре включают сильное уважение к старшим, особое значение привязанности к родственникам, приоритетность семейных ценностей над индивидуальными интересами, сохранение традиционных ролей внутри семьи.
Какие семейные ценности являются важными в культуре татар?
Важными семейными ценностями в культуре татар являются уважение к старшим, соблюдение традиций и обычаев, поддержка и забота о родственниках, силная семейная связь, привязанность к родине и роду.
Какие особенности татарского менталитета влияют на восприятие семьи?
Влияние татарского менталитета на восприятие семьи проявляется в уважении к старшим, значимости родства и родовых связей, приоритете семейных ценностей над индивидуальными интересами, стремлении сохранить традиционные роли и обычаи внутри семьи.
Какие семейные ценности можно выделить в произведении "Сумбуль" автора Зифы Кадыровой?
В произведении "Сумбуль" автора Зифы Кадыровой можно выделить такие семейные ценности, как привязанность к роду, уважение к старшим, поддержка родственников, важность традиций и сохранение семейной связи.
Какие семейные ценности присутствуют в татарской культуре?
В татарской культуре присутствуют такие семейные ценности, как уважение к старшим, соблюдение традиций, родственная привязанность, поддержка и забота о семье, силная семейная связь.
Какие особенности восприятия семьи в татарской культуре?
В татарской культуре семья играет очень важную роль. Основные ценности - это кровь родства и родительская ответственность. Татарское общество высоко ценит детей и соблюдает традиционные роли в семье.
Какие семейные ценности присутствуют в культуре татар?
В культуре татар ценятся такие семейные ценности, как уважение к старшим, соблюдение традиций и обрядов, бережное отношение к супругу и детям, взаимопомощь и поддержка внутри семьи.
Какое отражение семейных ценностей татар видно в творчестве Зифы Кадыровой?
Творчество Зифы Кадыровой, особенно ее повесть "Сумбуль", отражает семейные ценности татар. В повести поднимаются такие темы, как родовые традиции, состояние женщины в семье, роль матери, любовь и брак.
Какие особенности татарского менталитета влияют на семейные ценности?
Татарский менталитет, основанный на традициях и семейных ценностях, формирует уважение к старшим, смысл жизни в многодетной семье, близкое взаимоотношение родственников и важность сохранения и передачи культурных ценностей.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи о семейных ценностях в жизни татар?
Основные выводы первой главы статьи о семейных ценностях в жизни татар заключаются в том, что семья играет важную роль в татарской культуре, дети и родительская ответственность ценятся высоко, а кровь родства и соблюдение традиционных ролей являются основой татарского семейного уклада.
Какие семейные ценности преобладают в татарской культуре?
В татарской культуре семья занимает центральное место, и семейные ценности играют важную роль. Одной из главных ценностей является уважение к старшим и семейной традиции. Татарская семья строится на принципах взаимопомощи и поддержки, где главное значение уделяется семейному благополучию и единству. Воспитание детей, бережное отношение к родителям и бабушкам-дедушкам, поддержка и забота друг о друге - все эти аспекты являются важными семейными ценностями в татарской культуре.