Анализ себестоимости продукции
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 14.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции 5
1.1. Экономическая сущность (характеристика) себестоимости продукции и основные источники информации 5
1.2. Система показателей, характеризующих себестоимость продукции 7
1.3. Методика и методы проведения анализа себестоимости продукции 12
1.4. Методика выявления резервов снижения себестоимости 14
2. Организационно-экономическая характеристика организации 17
2.1. Местоположение организации и ее организационная структура 17
2.2. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности организации 19
2.3. Анализ финансового состояния и основных результатов деятельности организации 26
3. Анализ себестоимости продукции 35
3.1. Структурно-динамический анализ показателей, характеризующих себестоимость продукции и факторов, его определяющих 35
3.2. Факторный анализ себестоимости продукции 38
Выводы и предложения 41
Библиографический список 44
У рассматриваемого предприятия данный показатель меньше норматива и имеет тенденцию к росту за анализируемый период (1,38; 1,39; 1,58 меньше 2,00).Таким образом, анализ показателей ликвидности и платежеспособности предприятия показал, что оно неликвидно и неплатежеспособно.Изучение формирования прибыли, ее составляющих, а также их динамики осуществляется на основании таблицы 2.19.По приведенным расчетам в таблице 2.19 видно, что предприятие имеет финансовым результатом деятельности валовую прибыль. Размер валовой прибыли предприятия имеет тенденцию к росту с 48615 тыс. руб. в 2015 году до 64298 тыс. руб. в 2017 году, то есть на 32,26%. Основным фактором роста валовой прибыли стал рост выручки от реализации продукции.Общим финансовым результатом предприятия является также прибыль. За анализируемый период имеет место тенденция роста прибыли до налогообложения на 30,14%. Основным фактором роста прибыли до налогообложения стал рост прибыли от продаж.Таблица 2.19 - Динамика прибыли (убытков) ООО «Дина»ПоказательСтоимостная оценка, тыс. руб.Горизонтальный анализ, %Трендовый анализ, %2015201620172016/ 20152017/ 20162016/ 20152017/ 2015Выручка от реализа-ции продукции118223819133031989626161,84103,99161,84168,29Себестоимость реали-зованной продукции113362318595041925328164,03103,54164,03169,84Валовая прибыль486155379964298110,66119,52110,66132,26Коммерческие расходы000----Управленческие расходы000----Прибыль от продаж486155379964298110,66119,52110,66132,26Проценты к получению03560----Проценты к уплате00728----Прочие доходы4615115773211250,8627,74250,8669,58Прочие расходы47151846364239,15197,2939,1577,24Прибыль до налогообложения485156388663139131,6898,83131,68130,14Текущий налог на прибыль97031277712628131,6898,83131,68130,15Чистая прибыль388125110950511131,6898,83131,68130,14Чистым финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является чистая прибыль. За анализируемый период чистая прибыль предприятия выросла на 30,14%.Таким образом, анализ динамики прибыли предприятия показал, что данное предприятие прибыльно, и в перспективе существует ярко выраженная тенденция роста размера финансового результата компании. Основным фактором роста является рост выручки от реализации продукции.Данные о динамике структуры формирования прибыли предприятия приведены в таблице 2.20.По приведенным расчетам в таблице 2.20 видно, что прибыль от реализации продукции не превышает размер прибыли до налогообложения в 2015 и 2017 году, но доля размера прибыли от продаж в прибыли до налогообложения растет с 0,21% в 2015 году до 1,83% в 2017 году. В 2015-2017 годах значительную долю в формировании прибыли компании составляют прочие доходы, но доля их за анализируемый период снижается с 9,51% в 2015 году до 5,09% в 2017 году.Таблица 2.20 - Структура формирования прибыли (убытков) ООО «Дина»ПоказателиВертикальный анализ201520162017Тыс. руб.Уд. вес, %Тыс. руб.Уд. вес, %Тыс. руб.Уд. вес, %Выручка от реализации работ, услуг11822382436,8519133032994,8719896263151,18Себестоимость реализо-ванной продукции11336232336,6418595042910,6619253283049,35Прибыль от продаж48615100,215379984,2164298101,83Проценты к получению00,003560,5600,00Проценты к уплате00,0000,007281,15Прочие доходы46159,511157718,1232115,09Прочие расходы47159,7218462,8936425,77Прибыль до налогообложения48515100,0063886100,0063139100,00Текущий налог на прибыль970320,001277720,001262820,00Чистая прибыль3881280,005110980,005051180,00Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения составляет 20,00%. В результате доля чистой прибыли в прибыли до налогообложения занимает 80,00%.Показатели рентабельности ООО «Дина» и их динамика приведены в таблице 2.21.Таблица 2.21 - Динамика показателей рентабельностиПоказатель2015 год2016 год2017 годРентабельность продукции, %4,292,893,34Рентабельность продаж (оборота), %4,112,813,23Рентабельность активов, %6,246,577,97Рентабельность собственного капитала, %22,6423,4321,71По приведенным расчетам в таблице 2.21 видно, что существует тенденция снижения всех показателей рентабельности с 2015 по 2017 годы. Основным фактором снижения показателей рентабельности стали более низкие темпы роста прибыли от продаж по сравнению с темпами роста выручки от реализации, полной себестоимости продукции, активов и собственного капитала.3. Анализ себестоимости продукции3.1. Структурно-динамический анализ показателей, характеризующих себестоимость продукции и факторов, его определяющихПланирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.Данные об изменении затрат себестоимости продукции приведены в таблице 3.1.Таблица 3.1 - Динамика состава затрат на производство продукцииЭлемент затратСтоимостная оценка, тыс. руб.Горизонтальный анализ, %Трендовый анализ, %2015201620172016/ 20152017/ 20162016/ 20152017/ 2015Материальные затраты102407317422671807004170,13103,72170,13176,45Оплата труда108851164211819106,95101,52106,95108,58Отчисления на социальные нужды283030273073106,96101,52106,96108,59Амортизация202121105,00100,00105,00105,00Прочие затраты95815102547103411107,03100,84107,03107,93Полная себестоимость113362318595041925328164,03103,54164,03169,84В том числе- переменные расходы102407317422671807004170,13103,72170,13176,45- постоянные расходы109550117237118324107,02100,93107,02108,01По приведенным расчетам в таблице 3.1 видно, что в целом наблюдается тенденция роста полной себестоимости на предприятии с 1133623 тыс. руб. в 2015 году до 1925328 тыс. руб. в 2017 году. Рост себестоимости произошел за счет роста по всем элементам затрат, то есть за счет роста постоянных и переменных расходов. За анализируемый период материальные затраты возросли на 76,45%, оплата труда на 8,58%, отчисления на социальные нужды на 8,59%, амортизационные отчисления на 5,00% и прочие затраты на 7,93%. Наибольшее влияние на рост себестоимости продукции оказал рост материальных затрат или переменных расходов.Данные о структуре затрат на производство продукции приведены в таблице 3.2.Таблица 3.2 - Структура затрат на производство продукцииЭлемент затратВертикальный анализ201520162017Тыс. руб.Уд. вес, %Тыс. руб.Уд. вес, %Тыс. руб.Уд. вес, %Материальные затраты102407390,34174226793,70180700493,85Оплата труда108850,96116420,63118190,61Отчисления на социальные нужды28300,2530270,1630730,16Амортизация200,00210,00210,00Прочие затраты958158,451025475,511034115,38Полная себестоимость1133623100,001859504100,001925328100,00В том числе- переменные расходы102407390,34174226793,70180700493,85- постоянные расходы1095509,661172376,301183246,15По приведенным расчетам в таблице 3.2 видно, что наибольший удельный вес в затратах по элементам занимают материальные затраты. Их доля за анализируемый период возросла с 90,34% до 93,85%. Это говорит о том, что данное производство материалоемкое и уровень материалоемкости возрастает. Наименьший удельный вес в затратах занимает амортизация. За анализируемый период ее доля составила 0,00%. Доля затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды в затратах предприятия незначителены. Поэтому можно сделать вывод, что за анализируемый период основным фактором роста затрат предприятия стал рост материальных затрат.Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям в целом и по статьям затрат, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов.Анализ себестоимости в калькуляционном разрезе приводится в таблице 3.3.Таблица 3.3 - Динамика себестоимости в калькуляционном разрезеКалькуляционные статьиВертикальный анализ201520162017Тыс. руб.Уд. вес, %Тыс. руб.Уд. вес, %Тыс. руб.Уд. вес, %Сырье и материалы102407390,34174226793,70180700493,85Покупные изделия и полуфабрикаты00,0000,0000,00Возвратные отходы (вычитаются)00,0000,0000,00Топливо и энергия на технологические цели00,0000,0000,00Основная и дополнительная зарплата производственных работников108850,96116420,63118190,61Отчисления на социальные нужды производственных работников28300,2530270,1630730,16Расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт оборудования и транспортных средств200,00210,00210,00Общепроизводственные расходы958158,451025475,511034115,38Итого цеховая себестоимость1133623100,001859504100,001925328100,00Общехозяйственные расходы00,0000,0000,00Потери от брака00,0000,0000,00Итого производственная себестоимость1133623100,001859504100,001925328100,00Прочие производственные расходы00,0000,0000,00Коммерческие расходы00,0000,0000,00Полная себестоимость1133623100,001859504100,001925328100,00По приведенным расчетам в таблице 3.3 видно, что основную долю в затратах по статьям калькуляции занимают сырье и материалы. Их доля за анализируемый период возросла с 90,34% в 2015 году до 93,85% в 2017 году. В результате роста затрат на сырье и материалы увеличивается цеховая себестоимость с 1133623 тыс. руб. в 2015 году до 1925328 тыс. руб. в 2017 году.Затраты на рубль произведенной продукции – это показатель, который, во-первых, является универсальным и характеризует уровень себестоимости продукции в целом по предприятию и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.Расчеты затрат на рубль произведенной продукции приводятся в таблице 3.4.Таблица 3.4 - Динамика затрат на 1 рубль товарной продукцииПоказательСтоимостная оценка, тыс. руб.Горизонтальный анализ, %Трендовый анализ, %2015201620172016/ 20152017/ 20162016/ 20152017/ 2015Товарная продукция, тыс. руб.118223819133031989626161,84103,99161,84168,29Полная себестоимость, тыс. руб.113362318595041925328164,03103,54164,03169,84Затрат на 1 рубль товарной продукции, руб.0,960,970,97101,04100,00101,04101,04По приведенным расчетам в таблице 3.4 видно, что затраты на рубль товарной продукции возросли за анализируемый период на 1,04%. Основным фактором роста затрат на рубль товарной продукции стало менее сильное увеличение объема товарной продукции по сравнению с темпами роста полной себестоимости товарной продукции за анализируемый период.3.2. Факторный анализ себестоимости продукцииОбщая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции. Таким образом, факторная модель для анализа общей суммы затрат примет вид:, (3.1)где Зобщ– общая сумма затрат, тыс. р.;VВПобщ– объем выпуска продукции, тыс. р.;В – уровень переменных затрат на единицу продукции, тыс. р.;А – уровень постоянных затрат, тыс. р.Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 3.5 и таблице 3.6.Таблица 3.5 – Данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции в 2016 годуЗатраты2015/2016Сумма, тыс. р.Факторы изменения затратОбъем выпуска продукции, шт.Переменные затраты, тыс. р.Постоянные затраты, тыс. р.По 2015 году на выпуск продукции 2015 года (VВПобщ2015 * В 2015) + А2015 1133623897 3401,15795835По уровню 2015 года на выпуск продукции2016 года(VВПобщ2016 * В 2015) + А20151212680965 2941,15795835Затраты 2016 года при уровне 2016 года постоянных затрат(VВПобщ2016 * В 2016) + А20151852670965 2941,820958352016 год(VВПобщ2016 * В 2016) + А20161859504965 2941,820102568Таблица 2.13 Данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции в 2017 годуЗатраты2016/2017Сумма, тыс. р.Факторы изменения затратОбъем выпуска продукции, шт.Переменные затраты, тыс. р.Постоянные затраты, тыс. р.По 2016 году на выпуск продукции 2016 года (VВПобщ2016 * В 2016) + А20161859504965 2941,820102568По уровню 2016 года на выпуск продукции2017 года(VВПобщ2017 * В 2016) + А201619158509963091,820102568Затраты 2017 года при уровне 2017 года постоянных затрат(VВПобщ2017 * В 2017) + А201619248179963091,8291025682017 год(VВПобщ2017 * В 2017) + А201719253289963091,829103432Из-за роста объема выпуска продукции рост издержек на производство продукции составил 79057тыс. р. (1212680 – 1133623) в 2016 году и 56346тыс. р. (1915850 – 1859504) в 2017 году.Из-за повышения уровня удельных переменных затрат рост издержек на производство продукции составил 639990тыс. р. (1852670 – 1212680) в 2016 году и 8967тыс. р. (1924817 – 1915850) в 2017 году.Постоянные расходы возросли в 2016 году по сравнению с 2015 на 6733тыс. р., а в 2017 году по сравнению с 2016 на 864тыс. р., что также послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат.Таким образом, общая сумма затрат в 2016 году выше уровня 2015года на 725881тыс. р. (1859504 - 1133623), или +39,04 %, а в 2017 году, по сравнению с 2016годом на 65824тыс. р.(1925328 - 1859504), или +3,42 %. За счет увеличения объема производства продукции она возросла в 2016 году на 79057тыс. руб., в 2017 году на 56346тыс. руб. За счет роста себестоимости продукции произошло увеличение издержек - на 639990тыс. руб. и на 8967 тыс. руб. в 2017 году.Выводы и предложенияНаписав данную работу, можно сделать следующие выводы:1. Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции.2.Сущность затрат определяет направления расходов предприятия на осуществление производства, а их виды конкретизируют данные затраты в целях планирования и анализа.3. Анализ позволяет оценить эффективность деятельности предприятия по снижению себестоимости за анализируемый период, а также выявить пути воздействия на себестоимость.4. Общество с ограниченной ответственностью «Дина» учреждено для производства продукции и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности Общества, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли на вложенный капитал. Общество создано без ограничения срока деятельности.5. За анализируемый период снижение стоимости основных производственных фондов произошло за счет их физического износа.6. Наибольший удельный вес занимают основные фонды сроком эксплуатации от 5 до 10 лет, но доля их за анализируемый период снизилась с 69,09% в 2015 году до 64,71% в 2017 году за счет роста доли основных средств сроком эксплуатации до 5 лет с 23,11% в 2015 году до 26,74% в 2017 году и за счет роста доли основных средств сроком эксплуатации от 10 до 20 лет с 7,80% до 8,55% в 2017 году.7. Основной персонал предприятия составляют основные рабочие. Наименьшее число на предприятии служащих и МОП.8. Рост численности работников предприятия за анализируемый период с 47 чел. до 49 чел. произошел за счет роста численности основных рабочих на 2 человека или на 10,53%.9. Наблюдается тенденция роста общего фонда заработной платы всех работающих за счет роста среднегодовой заработной платы одного работающего с 231,6 тыс. руб. в 2015 году до 241,2 тыс. руб. в 2017 году.10. Предприятие ведет правильную политику предприятия в области заработной платы. Рост заработной платы тогда оправдан, когда наблюдается рост производительности труда на предприятии.11. В анализируемом периоде предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет положения реального собственного капитала и увеличения собственных оборотных средств, дополнительного привлечения дополнительных кредитов и заемных средств.12. Финансовая устойчивость предприятия за анализируемый период возрастает.13. Анализ показателей ликвидности и платежеспособности предприятия показал, что оно неликвидно и неплатежеспособно.14. Анализ динамики прибыли предприятия показал, что данное предприятие прибыльно, и в перспективе существует ярко выраженная тенденция роста размера финансового результата компании. Основным фактором роста является рост выручки от реализации продукции.15. Наблюдается тенденция роста полной себестоимости на предприятии с 1133623 тыс. руб. до 1925328 тыс. руб. за счет роста по всем элементам затрат, то есть за счет роста постоянных и переменных расходов.16. Наибольшее влияние на рост себестоимости продукции оказал рост материальных затрат или переменных расходов, которые занимают наибольший удельный вес в затратах по элементам затрат.17. Основную долю в затратах по статьям калькуляции занимают сырье и материалы. Их доля за анализируемый период возросла с 90,34% в 2015 году до 93,85% в 2017 году. В результате роста затрат на сырье и материалы увеличивается цеховая себестоимость с 1133623 тыс. руб. в 2015 году до 1925328 тыс. руб. в 2017 году.18. Затраты на рубль товарной продукции возросли за анализируемый период на 1,04%. Основным фактором роста затрат на рубль товарной продукции стало менее сильное увеличение объема товарной продукции по сравнению с темпами роста полной себестоимости товарной продукции за анализируемый период.Библиографический списокАнализ финансовой отчетности. Под ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. -- М.: Омега-Л, 2016. – 408 с.Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. М.: КноРус, 2012. — 544 с.Коростелкин М.М. Система управленческого учета и отчетности финансового результата промышленного предприятия //Управленческий учет. – 2015, - №12.Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 192 с.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.Маняева В.А. Расходы организации в системе стратегического управленческого учета //Управленческий учет. – 2016, - №5.Попова Л.В., Константинов В.А., Маслова И.А., Степанова Е.Ю.Управленческий учет и анализ с практическими примерами: учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 612 с.Попова Л.В., Маслова И.А., Константинов В.А., Коростелкин М.М.Формирование учетно-аналитической системы затрат на промышленных предприятиях: Учеб.-метод. пособие. — М.: Дело и Сервис, 2014. — 223 с.Пыткин А.Н. Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета //Управленческий учет. – 2015, - №12.Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / Жилкина А.Н.; Инфра-М , - 2009. – 332 с.Шапорова О.А.Использование методики маржинального анализа прибыли в управленческом учете предприятий //Управленческий учет. – 2013, - №5.Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М. Банки и Биржи; ЮНИТИ, 2016. -742 с.
2. Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. М.: КноРус, 2012. — 544 с.
3. Коростелкин М.М. Система управленческого учета и отчетности финансового результата промышленного предприятия //Управленческий учет. – 2015, - №12.
4. Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 192 с.
5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
6. Маняева В.А. Расходы организации в системе стратегического управленческого учета //Управленческий учет. – 2016, - №5.
7. Попова Л.В., Константинов В.А., Маслова И.А., Степанова Е.Ю. Управленческий учет и анализ с практическими примерами: учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 612 с.
8. Попова Л.В., Маслова И.А., Константинов В.А., Коростелкин М.М. Формирование учетно-аналитической системы затрат на промышленных предприятиях: Учеб.-метод. пособие. — М.: Дело и Сервис, 2014. — 223 с.
9. Пыткин А.Н. Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета //Управленческий учет. – 2015, - №12.
10. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / Жилкина А.Н.; Инфра-М , - 2009. – 332 с.
11. Шапорова О.А. Использование методики маржинального анализа прибыли в управленческом учете предприятий //Управленческий учет. – 2013, - №5.
12. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М. Банки и Биржи; ЮНИТИ, 2016. -742 с.
Вопрос-ответ:
Что такое анализ себестоимости продукции?
Анализ себестоимости продукции - это процесс изучения и оценки отдельных элементов затрат, необходимых для производства товаров или услуг. Целью анализа является определение структуры и уровня себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения и повышения эффективности производства.
Какова экономическая сущность и основные источники информации о себестоимости продукции?
Экономическая сущность себестоимости продукции заключается в определении расходов, связанных с производством товаров или услуг. Основными источниками информации о себестоимости продукции являются бухгалтерская отчетность и учетная система предприятия.
Что такое анализ себестоимости продукции?
Анализ себестоимости продукции - это процесс изучения компонентов, структуры и факторов, влияющих на стоимость производства товаров или услуг. Он позволяет установить затраты на каждый элемент производственного процесса и определить возможные резервы снижения себестоимости.
Какова экономическая сущность и основные источники информации о себестоимости продукции?
Экономическая сущность себестоимости продукции заключается в определении затрат на производство и распределении их на единицу продукции. Основными источниками информации о себестоимости являются бухгалтерская отчетность, данные о материальных затратах, трудовых ресурсах, амортизации оборудования, накладных расходах и прочих факторах, влияющих на стоимость продукции.
Какие показатели характеризуют себестоимость продукции?
Себестоимость продукции характеризуется следующими показателями: суммарные затраты на производство, прямые и косвенные затраты, затраты на материалы, заработную плату, амортизацию, накладные расходы, переменные и постоянные затраты, прямую и косвенную трудоемкость, основные и вспомогательные материалы и прочие составляющие.
Как проводится анализ себестоимости продукции?
Анализ себестоимости продукции проводится с помощью различных методик и методов. Один из подходов - расчет показателей себестоимости (например, затрат на единицу продукции или доли от общих затрат). Другой метод - сравнение фактических затрат с нормативными или плановыми значениями. Также можно использовать различные аналитические модели и инструменты, такие как ABC-анализ, ABC-XYZ-анализ и другие.
Как выявляются резервы снижения себестоимости продукции?
Резервы снижения себестоимости продукции могут быть выявлены с помощью анализа каждого компонента затрат. Например, можно исследовать возможности сокращения расходов на материалы, оптимизировать использование трудовых ресурсов, снизить накладные расходы или повысить эффективность использования оборудования. Также можно исследовать рынок поставщиков и найти более выгодные условия сотрудничества.
Что такое себестоимость продукции?
Себестоимость продукции - это сумма затрат, которые необходимо понести для производства единицы продукции. Включает в себя затраты на сырье, материалы, труд, амортизацию и прочие непрямые затраты.