Суэцкий кризис. Роль СССР и сША в разрешении конфликта.
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 15.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА І. Причины и предпосылки Суэцкого кризиса 6
1.1. Политика стран Запада и СССР на Ближнем Востоке в 1945-1956 гг. 6
1.2. Нарастание противоречий вокруг Суэцкого канала в 1950-х гг. 14
1.3. Роль сверхдержав в разжигании кризиса 19
ГЛАВА ІІ. Тройственная агрессия против Египта 22
2.1. Боевые действия в зоне Суэцкого канала в октябре-ноябре 1956 года 22
2.2. Роль ООН и сверхдержав в разрешении кризиса 25
ГЛАВА ІІІ. Последствия Суэцкого кризиса и их влияние на развитие международных отношений в ХХ веке 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Британский военный контингент в Иордании насчитывал около 4 тыс. Человек и оказал существенную помощь в поддержании правящего режима Аммана главным образом путем организации и обучения иорданской армии. Войска США и Великобритании были выведены из Ливана и Иордании в ноябре согласно резолюции чрезвычайной сессии ГА ООН от 21.08.1958 г..
Англо-американские "особые отношения" в результате совместного участия в урегулировании кризисных ситуаций в Ливане и Иордании подверглись дальнейшего улучшения и в политике по Ближнему Востоку был достигнут консенсус.
Очевидно, что глобальная политика Соединенных Штатов нуждалась и глобальных средств ее осуществления. Это, прежде всего, касалось вопроса ядерных вооружений. США уже давно перестали быть монополистом в этой области. Поэтому стратегия заключалась не только в дальнейшем накоплении и совершенствовании атомного оружия, но и в создании круга надежных союзников из числа ядерных держав. Выбор Лондона, опять же, пал не случайно, учитывая "особые отношения", а с другой стороны, Вашингтону важно иметь партнера именно в Европе, в непосредственной близости к СССР. Важным фактором была также разработка собственной ядерной программы Францией, начатая ею после поражения в Индокитае и значительно активизирована после Тройственной агрессии 1956 г. Поскольку при президентстве Шарля де Голля американо-французские отношения были не самыми лучшими, то сотрудничество с Британией было едва ли не единственным вариантом для США.
В 1958 г. Эйзенхауэр и Макмиллан подписывают англо-американскую общее оборонное соглашение в области ядерного сотрудничества. Подписанию предшествовали успешные британские испытания термоядерных бомб в течение 1956- 1958 pp. (Проекты Grapple X, Grapple Y, Grapple Z) на атолле Молден и островах Рождества в Тихом океане. Соглашение переподписывалась каждые десять лет, последний раз сроком до 2014 г. Она предусматривает взаимный обмен научной информацией, обучение персонала, развитие систем доставки ядерных вооружений, передаче специальных материалов для изготовления атомного оружия (плутоний, уран, тритий (сверхтяжелый водород). Соглашение 1958 г. касалось также поставки одного американского ядерного реактора для субмарины и обогащенного ядерного топлива для нее, что позволило построить первый британская атомная подводная лодка HMS Dreadnought (S 101), который был спущен на воду в 1960 году. Великобритания получила право проводить испытания на американском ядерном полигоне в Неваде, первое из которых было проведено в 1962 году. Соглашение 1958 года проложило путь к программе поставок в Великобританию американских баллистических ядерных ракет "Поларис" подводного расположения, начатой 1963 г.
Начиная с 1958 г., Великобритания, США и СССР участвовали в Женевской конференции по вопросам ограничения ядерных испытаний. Последнее не увенчалась успехом, так как стороны не смогли прийти к согласию в вопросах процедуры контроля за выполнением ограничений. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (также известный как Московский договор) был подписан только в августе 1963г. в Москве. На конференции в Швейцарии американская и британская стороны занимали довольно консолидированную позицию.
Поддержка Соединенными Штатами процессов деколонизации стран «третьего мира», особенно Африки, согласовывалась с последующей глобализацией собственной внешней политики. Принципы освобождения колонизированных стран были заложены еще общей Атлантическим хартией 1941 p., Которая в том числе предусматривала и свободный доступ государств на их рынки. Деколонизации в Африке имела одним из своих последствий дальнейшую эскалацию "холодной войны", ведь активизировала попытки восточного и западного блоков установить свое влияние в бывших зависимых странах, толерантно ста вились к американской политики.
Во время своей поездки африканским континентом, на совместном заседании обеих палат парламента Южной Африки 3 февраля 1960 Г. Макмиллан констатировал, что мир захлестнули потоки националистических настоев и приход к правлению представителей большинства коренного населения неизбежно. Речь получила название "Ветер перемен". Премьер указал, что его самым впечатлением за время месячного путешествия было наблюдение растущей национального самосознания африканцев, он почувствовал как "ветер перемен дует над этим континентом". "Нравится нам это или нет, рост национального самосознания является политическим фактом. Мы должны принять это как факт. Наша политика должна учитывать это ... Огромным вопросом второй половины двадцатого века будет, или народы, Азии и Африки, не присоединились, склоняться к Востоку или к Западу". Борьба за эти народы, по мнению Макмиллана, должно происходить не силой оружия или дипломатии, это должна быть борьба за их сознание, которое можно выиграть, только демонстрируя западный образ жизни, приверженность к свободе, закона и порядка. Вашингтон полностью одобрял Г. Макмилана в его намерениях предоставить независимость британским владением на африканском континенте.
Следствием растущей американского присутствия на афро-азиатских просторах после Суэцкого кризиса, стало вовлечение их в многочисленные региональные конфликты, в частности в Юго-Восточной Азии. Трагической для США стала война во Вьетнаме, которая также была обусловлена нежеланием допустить установления там коммунистических влияний. Однако самым резонансным, безусловно, была Карибский кризис 1962 года. Если попытаться вписать американскую внешнюю политику после Суэца в систему кругов, исходя из степени их приоритетности, как это в свое время сделал У. Черчилль, характеризуя британскую политику, то на первом месте были бы отношения с американскими странами. На втором - страны "третьего мира", на третьем - Западная Европа, на четвертом - отношения с Советским Союзом и его сателлитами из военно-политического блока.
Важной была не только эволюция внешней политики США на доктринальном уровне, но и на стратегическом. Еще до Суэцкого кризиса 1954 г. провозглашается стратегия массированного возмездия, впервые озвученная госсекретарем Дж. Ф. Даллесом. Стратегия предусматривала задачу немедленного ядерного удара по агрессору или провокатору, которые будут затрагивать интересы какого-то из американских союзников. Однако почти стопроцентная вероятность получения ответный удар от Советского Союза заставляет Соединенные Штаты Америки прибегнуть к стратегии гибкого реагирования, провозглашенной уже при президенте Кеннеди, предполагала избирательность и взвешенность в применении ядерного оружия в конфликтах. Такая эволюция военных и политических доктрин отражала эволюцию внешнеполитических интересов и приоритетов США.
В итоге можно сказать, что Суэцкий кризис 1956-1957 pp. открыла новые горизонты для глобальной внешней политики Соединенных Штатов Америки. Созданный в результате Тройственной агрессии вакуум влияния на Ближнем и Среднем Востоке довольно успешно заполнили США. В своей обновленной политике они полагались на поддержку своего ближайшего партнера - Великобританию, отношения с которой, впрочем, требовали определенной реставрации после американской противодействия британским действиям в Египте. В "особых отношениях" были окончательно расставлены все акценты, и факт, что именно Вашингтон занимает первое место в тандеме, уже не вызывал сомнений. Внешняя политика Лондона с тех пор шла полностью в фарватере американской.
Соединенные Штаты берут на себя роль гаранта безопасности и стабильности в ближневосточном регионе, втягивает их в ряд региональных конфликтов, в частности в Ливане и Иордании. США полагаются тут как существующие союзы и договоры, прежде всего, СЕАТО, так и на поиск стратегических союзников и партнеров. Вне традиционной поддержкой Израиля Вашингтон также поддерживает и поддерживается Саудовской Аравией, которая опасалась, что политика А. Нассера де стабилизировать ситуацию в регионе.
Усиленный интерес Соединенных Штатов к странам "третьего мира" после событий, связанных с национализацией Суэцкого канала, обусловил обращение к использованию фактора ядерного оружия в отношениях противоборствующих военно-политических блоков, что соответствовало духу "холодной войны", которая достигала своего пика. Произошла активизация американо-британского сотрудничества в области производства и использования атомного оружия, особенно это распространялось на баллистические ракеты среднего радиуса действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период с 1945 г. по 1956 г. была создана система международных отношений, просуществовавшая на протяжении пятидесяти лет. Именно в эти годы был сформирован фундамент, на котором до сих пор строится ближневосточная региональная политика развитых стран Запада. Становление системы региональных отношений в контексте глобальных политических процессов, вызванных биполяризацией - вопрос, требующий многостороннего подхода.
В период 1945 - 1956 гг. международные отношения на Ближнем Востоке четко характеризуется следующими факторами, позволяющими его выделить как исторический период: недавним окончанием второй мировой войны и милитаризированностью политики, наличием ядерного оружия, как фактора сдерживания, кризисом британской колониальной системы, подъемом национально-освободительного движения, созданием еврейского национального очага на территории Палестины, активизацией политики СССР и США, как победителей во второй мировой войне, отсутствием явных лидеров в международной политике - они только определились. Все эти факторы в совокупности сформировали облик первого послевоенного десятилетия и легли в фундамент современных международных отношений.
Вторая арабо-израильская война 1956 (Синайско-Суэцкая война, Суэцкий кризис) была связана с событиями июля 1952 года, когда патриотически настроенные египетские офицеры свергли режим короля Фарука и провозгласили создание республики. Во внешней политике новое руководство взяло курс на нейтралитет и неучастие в военных блоках, пытаясь балансировать между двумя сверхдержавами, предотвращая укрепление в Египте позиций США или СССР. Каир видит в нерешенности проблемы ближневосточного урегулирования возможный фактор повышения своей роли в арабском мире, поэтому большое внимание стал уделять укреплению египетского военного потенциала. В сентябре 1955 года были подписаны соглашения по поставкам оружия из СССР, Чехословакии и Польши, которые вызвали негативную реакцию Великобритании и США, а также отказ последних от финансирования строительства Асуанской плотины. В ответ Г. А. Насер объявил о национализации «Компании Суэцкого канала», что вызвало бурную реакцию со стороны владельцев акций.
Согласно принятому в июле 1956 года решению, Великобритания и Франция развернули подготовку к интервенции.
В ночь на 30 октября 1956 израильские вооруженные силы под предлогом борьбы с палестинскими партизанами нанесли внезапный удар по Египту. 30 октября Великобритания и Франция выдвинули ультиматум Египту и Израилю, в котором требовали отвода войск на 16-й километр от Суэцкого канала. Египет отклонил ультиматум. 31 октября англо-французские войска начали военные действия.
2 ноября 1956 года на чрезвычайной сессии ГА ООН 64 страны проголосовали за прекращение огня, против высказались 5 (Франция, Великобритания, Израиль, Новая Зеландия и Австралия). Поэтому Великобритания и Франция продолжали разворачивать боевые действия, а 5 ноября начали оккупацию зоны Суэцкого канала, высадив десант в районе Порт-Саида.
В тот же день Советское правительство обратилось к Англии, Франции и Израилю с ультимативным требованием о немедленном прекращении военных действий и предупредило об опасных последствиях, которые может повлечь за собой продолжение интервенции. В послании к английскому премьер-министру было указано на возможность применения современного, особенно ядерного оружия. 6 ноября президент США Дуайт Эйзенхауэр также выступил с требованием о прекращении боевых действий. Через 22 часа после вручения посланий военные действия были прекращены.
Потерпев военное поражение во время Суэцкого кризиса, Г. А. Насер получил большую моральную победу. Кроме того, что был восстановлен суверенитет Египта над всей освобожденной территории, Г. А. Насер стал лидером арабского мира, символом открытого неповиновения империалистическому господству. Он смог убедить весь арабский мир в большой победе Египта, а местная пропаганда смогла показать Израиль как участника и вдохновителя "империалистического заговора". Популярность египетского президента на родине и в странах третьего мира была обеспечена.
Провал тройственной агрессии имел и большое международное значение: во-первых, успех опыта освободительной борьбы египтян ускорил распад колониальной системы, а во-вторых, ослабли позиции Великобритании и Франции в Ближневосточном регионе, который отныне стал ареной соперничества двух сверхдержав - США и СССР.
Кроме того, война стимулировала центростремительные тенденции в арабском мире. В частности, была создана в результате слияния Сирии и Египта Объединенная Арабская Республика, что и свидетельствует о большом авторитете Г.А. Насера.
И наоборот, Израиль, одержав победу в военных кампании, потерпел крупное дипломатическое поражение
Во время Суэцкого кризиса 1956 года СССР поддерживал Египет потому, что хотел ослабить позиции западных государств на Ближнем Востоке, расширить свое влияние в данном регионе и улучшить отношения с арабскими странами.
Суэцкий кризис продемонстрировал стратегическую и экономическую зависимость послевоенной Великобритании от США. Суэцкий провал стал символом, отделившим надежды Британии на глобальную роль от реального положения дел. Великобритания без поддержки США оказалась не способна на проведение даже таких локальных операций, какой была задумана тройственная интервенция. Политические элиты страны оказались перед необходимостью признать факт перехода страны на позиции региональной державы.
Вашингтон пытался публично дистанцироваться от действий Великобритании и Франции потому, что их ближневосточная политика только дискредитировала США в глазах арабских стран и косвенным образом подталкивала страны региона к сближению с СССР. США не хотели, чтобы СССР воспользовался кризисом для собственной выгоды. Интересы США и СССР частично совпадали во время Суэцкого кризиса. Обе сверхдержавы были заинтересованы в ослаблении позиций Великобритании и Франции на Ближнем Востоке. После завершения Суэцкого кризиса начался период косвенного американо-советского противостояния на Ближнем Востоке.
Ближневосточная политика Великобритании и США обнаружила слабое место в англо-американских отношениях и привела к их пересмотру. В 1957 году в Соединенных Штатах была провозглашена доктрина Эйзенхауэра, предполагавшая защиту Ближнего Востока в случае вооруженного вмешательства другой страны. Принимая данный документ, Вашингтон обозначил регион в качестве приоритетного для внешней политики страны. В Великобритании произошла смена премьер-министра, который в дальнейшем более дипломатично лавировал между национальными интересами собственной страны и интересами своего ближайшего союзника – США.
Прежде чем Суэцкий кризис закончился, он углубил арабо-израильский конфликт, выявил глубокое противостояние Соединенных Штатов и Советского Союза, нанес смертельный удар по британским и французским имперским претензиям на Ближнем Востоке, а также дал Соединенным Штатам возможность достичь видного политического положения в регионе.
Все события во время Суэцкого кризиса в целом послужили значительному упрочнению дипломатических позиций ООН как в регионе, так и в мире в целом, поскольку ООН активно участвовала в урегулировании Суэцкого кризиса и настояла на своём варианте, чего не смогла сделать в случае с действиями СССР в Венгрии. В результате создания миротворческих сил ООН и их успешного использования для реализации требований Генеральной Ассамблеи стал возможен принципиально новый тип участия Организации Объединённых Наций в разрешении конфликтов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Altéras I. Eisenhower and Israel: US-Israeli relations, 1953-1960. - Gainesville., 1993
Atlantic Charter, 14.08.1941 [Електронный ресурс]. — Режим доступа http: //en.wiMsource.org/wiki/The_Atlantic_Charter
Dockrill S. Eisenhower's New-Look National Security Policy, 1953-1961 / S. Dockrill. - New York: St. Martin's Press, 1996. - 400 p.
Gifford C. The making of Eurosceptic Britain: identity and economy in a post-imperial state / C. Gifford. — Hampshire; Burlington: Ashgate, 2008. - 174 p.
Hahn P. The Suez Crisis: A crisis that changed the balance of power in the Middle East // EJournal. Significant Events in U.S. Foreign Relations 1900-2001. - 2006. - №1
Hathaway R.M. Great Britain and the United States. Special Relations since World War II, Boston, Twayne publishers, 1990. – 173 p.
HollandM. America and Egypt: from Roosevelt to Eisenhower/ M. Holland. - Westport and London: Praeger, 1996. -187 p
Hurewitz J. Middle East Dilemmas. The Background of United States PoUcy / J. Hurewitz. - New York: Russell, 1973. - 273 p.
Pearson L. M. The Memoirs of the Right Honorable Lester B. Pearson. Vol. 2. Toronto, 1975
Ramsbotham O., Woodhouse T. Encyclopedia of International Peacekeeping. Santa Barbara, Denver, Oxford. 1999
The 1956 War: collusion and rivalry in the Middle East. Edited by Tal D. - London. - 2001.
Ближневосточный конфликт: Из документов Архива внешней политики Российской Федерации. T. I. 1947 - 1956. - М., 2003
Документ ООН A/RES/1125 (XI) (1957).
Документ ООН. A/3267 (1956).
Запарий Ю. В. ООН и Суэцкий кризис: у истоков миротворческих операций / Ю. В. Запарий // Международные отношения в XX—XXI вв. : материалы международной научной конференции в рамках Первых Чемпаловских чтений, посвященных 100-летию со дня рождения профессора Ивана Никаноровича Чемпалова (1913–2008). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2013. — С. 76-80
Зверев П.Г. Суэцкий кризис, Шестидневная война и первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I, 1956-1967): история конфликта и процесса его урегулирования // Вестник гуманитарного научного образования. – 2013. –№ 12. – С.10-15
Исаев Г.Г. Суэцкий кризис: сверхдержавы и Ближний Восток // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2009. – № 5(2). – С.244-253
История стран Азии и Африки в Новейшее время: учебник для вузов./под. ред. А. М. Родригеса - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
Конторер Дов. Как это было: 60 лет Синайской кампании. – Режим доступа: http://madan.org.il/ru/news/kak-eto-bylo-60-let-sinayskoy-kampanii
Маныкин А.С. Уразов А.М. Ближний Восток на перепутье (конец 1950-х - начало 1960-х гг.) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. –№ 7. – С.3-8
Наринский М.М. Советский Союз и Суэцкий кризис 1956 года. Новые данные // Новая и новейшая история. – 2004. – № 2. – С.54-66
Новейшая история арабских стран Африки (1917-1987)/под ред. В. В. Наумкина - М.: Наука. 1993.
Пелипась М. Суэцкий кризис 1956 года // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Егорова, А. Чубарьян. - М., 2003
Пелипась М.Я. Скованные одной цепью: США и Великобритания на Ближнем и Среднем Востоке в 1945-1956 гг. Томск, 2003.
Печуров С.Л. Суэцкий кризис 1956 года: истоки, сущности, уроки // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 6. – С.3-8
Решетников Е.В. История международных отношений. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2014. — 478 с.
Розин А. СССР и Суэцкий кризис - морской компонент – Режим доступа: http://alerozin.narod.ru/Suez56/Suez56USSR.htm
Румянцев В.П. Ближневосточная политика США и Великобритании в 1956-1960 гг. Томск, 2010.
Системная история международных отношений в двух томах. Под ред. А. Богатурова. - T. II. - М., 2009
Трошин Ю. А. История стран Азии и Африки в новейшее время (1918-2000). М.: Весь мир. 2004.
Хан Питер Л. Суэцкий кризис. – Режим доступа: http://flot.com/news/dayinhistory/index.php?ELEMENT_ID=9024
Хахалкина Е.В. Суэцкий кризис 1956 г. – поворотный момент британской внешней политики // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 404. – С.156-164
Пелипась М. Суэцкий кризис 1956 года // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Егорова, А. Чубарьян. - М., 2003
Altéras I. Eisenhower and Israel: US-Israeli relations, 1953-1960. - Gainesville., 1993
The 1956 War: collusion and rivalry in the Middle East. Edited by Tal D. - London. - 2001
Hahn P. The Suez Crisis: A crisis that changed the balance of power in the Middle East // EJournal. Significant Events in U.S. Foreign Relations 1900-2001. - 2006. - №1; Хан Питер Л. Суэцкий кризис. – Режим доступа: http://flot.com/news/dayinhistory/index.php?ELEMENT_ID=9024
Dockrill S. Eisenhower's New-Look National Security Policy, 1953-1961 / S. Dockrill. - New York: St. Martin's Press, 1996. - 400 p
Решетников Е.В. История международных отношений ХХ в.. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2014. — С.315
Решетников Е.В. История международных отношений ХХ в.. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2014. — С.317
Ближневосточный конфликт: Из документов Архива внешней политики Российской Федерации. T. I. 1947 - 1956. - М., 2003. – C. 287
Ближневосточный конфликт: Из документов Архива внешней политики Российской Федерации. T. I. 1947 - 1956. - М., 2003. – С.332
Печуров С.Л. Суэцкий кризис 1956 года: истоки, сущности, уроки // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 6. – С.4
Решетников Е.В. История международных отношений. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2014. – С.358
Исаев Г.Г. Суэцкий кризис: сверхдержавы и Ближний Восток // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2009. – № 5(2). – С.246
Ближневосточный конфликт: Из документов Архива внешней политики Российской Федерации. T. I. 1947 - 1956. - М., 2003. – С.120-126
Пелипась М. Суэцкий кризис 1956 года // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Егорова, А. Чубарьян. - М., 2003. – С.562
Пелипась М. Суэцкий кризис 1956 года // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Егорова, А. Чубарьян. - М., 2003. – С.566
Ближневосточный конфликт: Из документов Архива внешней политики Российской Федерации. T. I. 1947 - 1956. - М., 2003. –С.513-516
Конторер Дов. Как это было: 60 лет Синайской кампании. – Режим доступа: http://madan.org.il/ru/news/kak-eto-bylo-60-let-sinayskoy-kampanii
Конторер Дов. Как это было: 60 лет Синайской кампании. – Режим доступа: http://madan.org.il/ru/news/kak-eto-bylo-60-let-sinayskoy-kampanii
Розин А. СССР и Суэцкий кризис - морской компонент – Режим доступа: http://alerozin.narod.ru/Suez56/Suez56USSR.htm
Розин А. СССР и Суэцкий кризис - морской компонент – Режим доступа: http://alerozin.narod.ru/Suez56/Suez56USSR.htm
Запарий Ю. В. ООН и Суэцкий кризис: у истоков миротворческих операций / Ю. В. Запарий // Международные отношения в XX—XXI вв. : материалы международной научной конференции в рамках Первых Чемпаловских чтений, посвященных 100-летию со дня рождения профессора Ивана Никаноровича Чемпалова (1913–2008). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2013. — С. 77
Pearson L. M. The Memoirs of the Right Honorable Lester B. Pearson. Vol. 2. Toronto, 1975. – р.238
Pearson L. M. The Memoirs of the Right Honorable Lester B. Pearson. Vol. 2. Toronto, 1975. – р.244
Документ ООН. A/3267 (1956).
Системная история международных отношений в двух томах. Под ред. А. Богатурова. - T. II. - М., 2009. – С.223
Исаев Г.Г. Суэцкий кризис: сверхдержавы и Ближний Восток // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2009. – № 5(2). – С.250
Печуров С.Л. Суэцкий кризис 1956 года: истоки, сущности, уроки // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 6. – С.7
Пелипась М. Суэцкий кризис 1956 года // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Егорова, А. Чубарьян. - М., 2003. – С.576
Системная история международных отношений в двух томах. Под ред. А. Богатурова. - T. II. - М., 2009. – С.223
Ramsbotham O., Woodhouse T. Encyclopedia of International Peacekeeping. Santa Barbara, Denver, Oxford. 1999. – р.264
Зверев П.Г. Суэцкий кризис, Шестидневная война и первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I, 1956-1967): история конфликта и процесса его урегулирования // Вестник гуманитарного научного образования. – 2013. –№ 12. – С.12
Системная история международных отношений в двух томах. Под ред. А. Богатурова. - T. II. - М., 2009. – С.223
Документ ООН A/RES/1125 (XI) (1957)
Зверев П.Г. Суэцкий кризис, Шестидневная война и первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I, 1956-1967): история конфликта и процесса его урегулирования // Вестник гуманитарного научного образования. – 2013. –№ 12. – С.14
Dockrill S. Eisenhower's New-Look National Security Policy, 1953-1961 / S. Dockrill. - New York: St. Martin's Press, 1996. - 400 p.
Hurewitz J. Middle East Dilemmas. The Background of United States PoUcy / J. Hurewitz. - New York: Russell, 1973. - p.110
HollandM. America and Egypt: from Roosevelt to Eisenhower/ M. Holland. - Westport and London: Praeger, 1996. -187 p.
Gifford C. The making of Eurosceptic Britain: identity and economy in a post-imperial state / C. Gifford. — Hampshire; Burlington: Ashgate, 2008. - 174 p.
Atlantic Charter, 14.08.1941 [Електронный ресурс]. — Режим доступа http: //en.wiMsource.org/wiki/The_Atlantic_Charter.
Hathaway R.M. Great Britain and the United States. Special Relations since World War II, Boston, Twayne publishers, 1990. – 173 p.
47
2. Atlantic Charter, 14.08.1941 [Електронный ресурс]. — Режим доступа http: //en.wiMsource.org/wiki/The_Atlantic_Charter
3. Dockrill S. Eisenhower's New-Look National Security Policy, 1953-1961 / S. Dockrill. - New York: St. Martin's Press, 1996. - 400 p.
4. Gifford C. The making of Eurosceptic Britain: identity and economy in a post-imperial state / C. Gifford. — Hampshire; Burlington: Ashgate, 2008. - 174 p.
5. Hahn P. The Suez Crisis: A crisis that changed the balance of power in the Middle East // EJournal. Significant Events in U.S. Foreign Relations 1900-2001. - 2006. - №1
6. Hathaway R.M. Great Britain and the United States. Special Relations since World War II, Boston, Twayne publishers, 1990. – 173 p.
7. HollandM. America and Egypt: from Roosevelt to Eisenhower/ M. Holland. - Westport and London: Praeger, 1996. -187 p
8. Hurewitz J. Middle East Dilemmas. The Background of United States PoUcy / J. Hurewitz. - New York: Russell, 1973. - 273 p.
9. Pearson L. M. The Memoirs of the Right Honorable Lester B. Pearson. Vol. 2. Toronto, 1975
10. Ramsbotham O., Woodhouse T. Encyclopedia of International Peacekeeping. Santa Barbara, Denver, Oxford. 1999
11. The 1956 War: collusion and rivalry in the Middle East. Edited by Tal D. - London. - 2001.
12. Ближневосточный конфликт: Из документов Архива внешней по¬литики Российской Федерации. T. I. 1947 - 1956. - М., 2003
13. Документ ООН A/RES/1125 (XI) (1957).
14. Документ ООН. A/3267 (1956).
15. Запарий Ю. В. ООН и Суэцкий кризис: у истоков миротворческих операций / Ю. В. Запарий // Международные отношения в XX—XXI вв. : материалы международной научной конференции в рамках Первых Чемпаловских чтений, посвященных 100-летию со дня рождения профессора Ивана Никаноровича Чемпалова (1913–2008). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2013. — С. 76-80
16. Зверев П.Г. Суэцкий кризис, Шестидневная война и первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I, 1956-1967): история конфликта и процесса его урегулирования // Вестник гуманитарного научного образования. – 2013. –№ 12. – С.10-15
17. Исаев Г.Г. Суэцкий кризис: сверхдержавы и Ближний Восток // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2009. – № 5(2). – С.244-253
18. История стран Азии и Африки в Новейшее время: учебник для вузов./под. ред. А. М. Родригеса - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
19. Конторер Дов. Как это было: 60 лет Синайской кампании. – Режим доступа: http://madan.org.il/ru/news/kak-eto-bylo-60-let-sinayskoy-kampanii
20. Маныкин А.С. Уразов А.М. Ближний Восток на перепутье (конец 1950-х - начало 1960-х гг.) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. –№ 7. – С.3-8
21. Наринский М.М. Советский Союз и Суэцкий кризис 1956 года. Новые данные // Новая и новейшая история. – 2004. – № 2. – С.54-66
22. Новейшая история арабских стран Африки (1917-1987)/под ред. В. В. Наумкина - М.: Наука. 1993.
23. Пелипась М. Суэцкий кризис 1956 года // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспекти¬ва: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Егорова, А. Чубарьян. - М., 2003
24. Пелипась М.Я. Скованные одной цепью: США и Великобритания на Ближнем и Среднем Востоке в 1945-1956 гг. Томск, 2003.
25. Печуров С.Л. Суэцкий кризис 1956 года: истоки, сущности, уроки // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 6. – С.3-8
26. Решетников Е.В. История международных отношений. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2014. — 478 с.
27. Розин А. СССР и Суэцкий кризис - морской компонент – Режим доступа: http://alerozin.narod.ru/Suez56/Suez56USSR.htm
28. Румянцев В.П. Ближневосточная политика США и Великобритании в 1956-1960 гг. Томск, 2010.
29. Системная история международных отношений в двух томах. Под ред. А. Богатурова. - T. II. - М., 2009
30. Трошин Ю. А. История стран Азии и Африки в новейшее время (1918-2000). М.: Весь мир. 2004.
31. Хан Питер Л. Суэцкий кризис. – Режим доступа: http://flot.com/news/dayinhistory/index.php?ELEMENT_ID=9024
32. Хахалкина Е.В. Суэцкий кризис 1956 г. – поворотный момент британской внешней политики // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 404. – С.156-164
Вопрос-ответ:
Какова роль СССР и США в разрешении Суэцкого кризиса?
СССР и США играли важную роль в разрешении Суэцкого кризиса. СССР выступал на стороне Египта и предоставлял ему военную поддержку, что значительно повлияло на исход кризиса. США же стремилась к разрешению конфликта с минимальными потерями и уроном для своих интересов в регионе.
Какая была политика СССР и США на Ближнем Востоке в 1945-1956 гг?
В период с 1945 по 1956 год СССР и США вели активную политику на Ближнем Востоке. СССР стремился укрепить свои влияние в регионе через поддержку национально-освободительных движений и арабских стран против влияния Запада. США же стремилась поддерживать стабильные режимы и исключить распространение коммунизма в этом регионе.
Какие были причины и предпослоки Суэцкого кризиса?
Суэцкий кризис имел несколько причин и предпосылок. Одной из них была стремление Египта национализировать Суэцкий канал, что противоречило интересам Запада. Второй причиной было нарастание противоречий между Израилем и арабскими странами. Третьей причиной была роль сверхдержав в разжигании кризиса и использование его в геополитических целях.
Как проходили боевые действия в зоне Суэцкого канала в октябре-ноябре 1956 года?
Боевые действия в зоне Суэцкого канала в октябре-ноябре 1956 года были весьма интенсивными. Израильская армия вошла на территорию Синайского полуострова и начала наступление на позиции Египта. В это время Великобритания и Франция запустили операцию по захвату канала. В результате боевых действий Израиль занял позиции на Синайском полуострове, но под воздействием дипломатического давления был вынужден его освободить.
Какова роль СССР и США в разрешении Суэцкого кризиса?
Роль СССР и США в разрешении Суэцкого кризиса была важной. СССР выступил в поддержку Египта, обеспечивая ему финансовую и военную помощь. США и их западные союзники, напротив, поддерживали Израиль и Великобританию, стремясь защитить интересы своих компаний, имеющих акции в Суэцком канале. Оба государства играли активную роль в дипломатических усилиях по разрешению конфликта.
Какие были причины и предпосылки Суэцкого кризиса?
Причины и предпосылки Суэцкого кризиса включали политику стран Запада и СССР на Ближнем Востоке в 1945-1956 гг. Западные страны, в частности Великобритания и Франция, владели подавляющим большинством акций в Суэцком канале и преследовали свои экономические и политические интересы в регионе. В то же время СССР стремился получить влияние в регионе, поддерживая националистические режимы, такие как Египет, и предоставляя им помощь. Наконец, нарастание противоречий вокруг Суэцкого канала в 1950-х годах, связанные с попыткой Египта национализировать канал и британское и французское нежелание его потерять, привели к развитию кризиса.
Какая была роль сверхдержав в разжигании Суэцкого кризиса?
Сверхдержавы, такие как СССР и США, сыграли заметную роль в разжигании Суэцкого кризиса. СССР поддерживал Египет и националистические режимы в регионе, давая им финансовую и военную помощь. Это создавало напряженность с Западом, который рассматривал Советский Союз как потенциального врага. США и их союзники в Европе в свою очередь поддерживали старые колониальные империи, такие как Великобританию и Францию, которые стремились сохранить свои интересы в регионе.
Какова была роль СССР в разрешении Суэцкого кризиса?
СССР играл активную роль в разрешении Суэцкого кризиса. Во-первых, советский Союз был одним из инициаторов создания третьего исполнительного комитета ООН, который провел миротворческую операцию в Египте. Во-вторых, СССР предоставил политическую и материальную поддержку Египту и другим арабским странам, которые столкнулись с агрессией со стороны Израиля, Великобритании и Франции. И в-третьих, сильная позиция СССР помогла противостоять попыткам западных стран восстановить свое присутствие и влияние на Ближнем Востоке.
Какие предпосылки привели к Суэцкому кризису?
Суэцкий кризис имел множество предпосылок. Во-первых, после Второй мировой войны страны Запада стремились к контролю над Ближним Востоком, особенно над Суэцким каналом, который был важным транспортным путем. Во-вторых, нарастание противоречий между странами Ближнего Востока и колониальными державами вызвало напряженность в регионе. И в-третьих, роль сверхдержав, в частности СССР и США, в разжигании кризиса также сыграла роль в его развитии.