Методы социологического изучения истории искусства

Заказать уникальные ответы на билеты
Тип работы: Ответы на билеты
Предмет: Методология
  • 15 15 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 17.04.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления
-

Система формального образования как объект социологического исследования

Система формального образования как объект социологического исследования

В процессе функционирования и развития общества довольно важную роль играет социальный институт образования. Поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которой является воспитание человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельной системы, "функция, которая является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственных ценностей, навыков, умений, норм поведения, содержание которых определяется социально-экономической и политической структуры общества, уровнем его материально-технического развития.

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, университеты, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как "задающему" объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) регулирования исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Быть функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурных стандартов, идеалов, политических установок, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельной системы, "функция, которая является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственных ценностей, навыков, умений, норм поведения, содержание которых определяется социально-экономической и политической структуры общества, уровнем его материально-технического развития В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, университеты, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как "задающему" объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) регулирования исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Быть функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурных стандартов, идеалов, политических установок, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, так как заведение принадлежит в нем решающая роль. Что касается термина "образование", то под ним понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или в индивидуальном порядке путем приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и так далее образование является также важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе, она играет вспомогательную роль. Далее, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования.