Карьера менеджера: цели, этапы, модели профессиональной карьеры.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 7 + 7 источников
- Добавлена 10.10.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРЫ
1.1.Современные представления о карьере
1.2. Основы построения профессиональной карьеры менеджеров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В процессе своей карьеры менеджеры выдвигают перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их ценностям (образованию, требованиям дисциплины, служебным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы – все это разные элементы направленности личности. В социальной и профессиональной деятельности каждого управленца есть нечто ведущее, что определяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик. Для одного смысл жизни составляет только управленческая деятельность, для другого, кроме того, стремление к достижениям, преодолениюсебя, длятретьего – общественнаядеятельность, работа с людьмии т.д. В зависимости от сферы проявления, у менеджеров различают направленность: морально-политическую, профессиональную и бытовую. Как правило, морально-нравственная направленность личности управленца выражается в ее идейности, преданности своему профессиональному долгу, соблюдению законности. Профессиональная направленность закрепляется в устойчивой и сильной привязанности к избранной управленческой деятельности. Она является конкретным проявлением морально-нравственной ориентации человека. Бытовая направленность выражается в материальных, житейских, а также культурных и эстетических устремлениях. Она может совпадать или расходиться с профессиональной направленностью, но всегда полностью определяется морально-нравственными качествами личности управленца. Качествами направленности личности менеджера являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственнаяустойчивость и действенность. Анализ основных групп по степени успешности профессиональной карьеры менеджеров показал, что самая распространенная траектория карьеры – это "низкооплачиваемый рядовой специалист" к позиции "высокооплачиваемый руководитель". Важнейшие параметры, обусловливающиепереход из нижней ступени в высшую -это стаж работы, накопленная деловая репутация, позволяющаяобрасти "полезными связями", а также (!) продолжение образования. Самая высокая вероятность застрять в "неуспешном" карьерном сегменте уженщин, чтообусловлено противоречием между интересами карьеры исемьи. Последнее оказывается более сильным фактором, перекрывающим остальные сегменты. Социальный портрет менеджеров свидетельствует отом, что в краткосрочном периоде диплом престижного вузав современномроссийском обществе работает не столько на повышение, сколько на воспроизводство социального статуса семей выпускников. Латентная функция высшего образования как одного изосновных звеньев в социальном механизмевоспроизводства, в первую очередь, среднего и высшего классов, подчеркивалась ещев работах П. Бурдье.На наш взгляд, профессиональная карьера будущих менеджеров проецирует сложившиеся на данный момент сегменты российской бизнес-среды и в целом -российского общества. Содной стороны, это универсалистски-достижительский сегмент (четко выраженный характер целей, поставленных для достижения успеха), представленный крупными иностранными компаниями, делающими ставку на формальные каналы подбора персонала ипрофессионализм. Сдругой -партикуляристски-аскриптивный, воспроизводящийся в маломбизнесе и высокозарплатных отраслях, прежде всего, финансово-страховой и нефтегазовой. В этом сегментеглавным залогом успеха являются «связи» и «предпринимательские способности». Этимдвум сегментам соответствуют и карьерные стратегии респондентов. На универсалистски-достижительские критерииболее всего ориентированы выпускники, избравшие карьеру специалиста/менеджера крупной компании. Этоттипкарьеры является более привлекательным для выходцев изсредне-инизкоресурсных групп населения. Партикуляристски-аскриптивные болеевсего характерны для карьерыбизнесмена либо независимого специалиста исвязаны с высокой значимостью "связей" и "предпринимательских способностей" как ключевых условий жизненного успеха. "Предпринимательский" тип карьеры жестко ограничен наличием семейного капитала для ведения собственного бизнеса и доступен тольковыходцам из высокоресурсных слоевобщества. В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы. Ориентация на разные типы карьерыобусловливает разную роль образования длягрупп респондентов. Универсалистски-достижителъская карьера наемного менеджеракрупной компании тесно связана с потребностью в качественном образовании, так что для ориентированных на нее выходцев из средних слоев населения образование становится инструментом восходящей социальной мобильности, "социальным лифтом". Противоположная ей партикуляристски-аскриптивная карьера бизнесмена либо независимого специалиста ориентирована на использование семейных, дружеских, профессионально-репутационных связей. Поэтому для ориентированных наэтот типкарьеры престижноеобразование -это, скорее, элемент "престижного потребления", а также инструмент расширения своего "социального капитала" за счет завязывания полезных знакомств в стенах университета. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ целом, в результате анализа исследований отечественных авторов, изучающих психологические характеристики менеджеров, управленцев, лежащие в основе успешной реализации ими управленческих функций, мы сделали вывод о том, что до сих пор не проводилось специальное изучение представлений самих менеджеров о психологических факторах их карьерной успешности, несмотря на выполняемую ими прогностическую функцию. Таким образом, проблема успеха, успешности и факторов, способствующих ее достижению, является достаточно востребованной как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Исследование подводит нас к ряду проблем, находящихся на стыке интересов бизнеса и высшей школы. В бизнесе достигают многого -как успеховв зарплате, так и должностного продвижения -не столько те, кто успешно учился, сколько те, кто во время (или вместо) учебы набирал опыт практической деятельности. Что это -болезнь общества, в котором не находят (пока что) справедливой оценки образование, квалификация? Или это болезнь роста российского бизнеса, который еще недостаточно интеллектуализирован, в котором успех достигается в первую очередь не засчет креативности, изобретательности; а за счет напора, изворотливости, агрессии, связей, практической смекалки иопыта? Видимо, для разных групп соотношение уровня образования (в том числе качества обучения) ипрофессионального успеха различно. Вполне возможна высокая корреляция между успехамивучебе ина работе увыпускника, посвятившего себя деятельности на академическом поприще. Для бизнеса эта связь может носить менее однозначный характер. Студент, желающий посвятить себя бизнесу, изучая требования, которые предъявляет к нему внешняя среда, формирует свои представления о том, насколько ему в будущем понадобится высокая успеваемость в овладении науками, а насколько (помимо личных свойств, энергии, упорства) -клановые связи и практический опыт работы. В бизнес-школаходних стран получение степени МВА требует полной отдачи учебе, подготовке научного исследования, в других -учеба является, скорее, полезным времяпрепровождением после работы. Иначе говоря, в различных обществах (в зависимости от социальной организации деловой сферы и того, в какой мере в ней ценятся знание, интеллект, ав какой -связи, умение устраивать свои дела) отношение к академическим успехам устудентовбизнес-факультетов будет разное. Это позволяет говорить о том, что среди выпускников за этот (небольшой) отрезоквремени профессионального успеха достигает не тот, кто лучше учился, а тот, кто раньшеначал работать, имеет немалые связи, своеобразным отражением социальной организации российского бизнеса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВолкова Н. В. Типология карьерных стратегий молодых специалистов // Социол. исслед. - 2006. - № 1 Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 256с. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершинпрофессионализма. – М., 2003. Иванченко Г. В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора // Мир России. - 2007. - № 2Комаров, Е. Управление карьерой // Управление персоналом. — 2001. — № 1. — С. 37–42.Корнилова Т. В., Булычкина В. Г., Корнилов А. П. Личностные предпосылки успешностидеятельности // Психологический журнал. – 2008. – №1. – С.56 – 63. Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб.: Питер, 2003.
1.Волкова Н. В. Типология карьерных стратегий молодых специалистов // Социол. исслед. - 2006. - № 1
2.Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
3.Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2003.
4.Иванченко Г. В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора // Мир России. - 2007. - № 2
5.Комаров, Е. Управление карьерой // Управление персоналом. — 2001. — № 1. — С. 37–42.
6.Корнилова Т. В., Булычкина В. Г., Корнилов А. П. Личностные предпосылки успешности деятельности // Психологический журнал. – 2008. – №1. – С.56 – 63.
7.Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб.: Питер, 2003.
Вопрос-ответ:
Что такое модель профессиональной карьеры?
Модель профессиональной карьеры - это система этапов и целей развития, которые менеджеры преследуют в процессе своей профессиональной деятельности.
Какие основные принципы построения профессиональной карьеры менеджеров?
Основные принципы построения профессиональной карьеры менеджеров включают выбор целей и перспектив, согласование с окружающими ценностями, образование, требования к дисциплине и служебным обязанностям, сознание и чувство долга, потребности и убеждения.
Какие этапы присутствуют в модели профессиональной карьеры менеджера?
Этапы модели профессиональной карьеры менеджера могут быть разными, но обычно они включают такие этапы, как начинающий специалист, руководитель малого подразделения, руководитель отдела, руководитель отдела среднего звена, топ-менеджер и т.д.
Как менеджеры выбирают свои цели и перспективы в процессе карьеры?
Менеджеры выбирают свои цели и перспективы в процессе карьеры избирательно, исходя из своих личных ценностей, потребностей, убеждений и оценки возможностей, которые предоставляет им их текущая организация или рынок труда.
Какие современные представления существуют о карьере менеджера?
Современные представления о карьере менеджера включают в себя идею о гибкости и многообразии возможностей развития, нелинейности процесса, активного самоуправления своей карьерой и переходах между различными сферами и индустриями.
Какие основные принципы построения профессиональной карьеры менеджера?
Основные принципы построения профессиональной карьеры менеджера включают определение целей и перспектив, соответствие ценностям и требованиям, исполнение служебных обязанностей и др.
Чему уделяют внимание менеджеры в процессе своей карьеры?
В процессе своей карьеры менеджеры уделяют внимание различным аспектам, таким как цели и перспективы, ценности, образование, дисциплина, служебные обязанности и т.д.
Какие этапы включает модель профессиональной карьеры?
Модель профессиональной карьеры включает в себя такие этапы, как определение целей и перспектив, развитие навыков, продвижение по службе, получение новых возможностей и т.д.
Какие представления о карьере существуют сегодня?
Сегодня существуют различные представления о карьере, включая индивидуальный подход к определению целей и перспектив, выбору ценностей и т.д. Это исходит из осознания индивидуальных потребностей и убеждений.