Творчество М.М. Бахтина

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литературоведение
  • 14 14 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 19.04.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1 Биография М.М. Бахтина 4
2 Особенности творчества М.М. Бахтина 7
Заключение 13
Список использованных источников и литературы 14

Фрагмент для ознакомления

Он отмечал, что карнавал — это только одна из её форм, само же понятие смеховой культуры является весьма широким и многоаспектным.
В «Проблемах поэтики Достоевского» М.М. Бахтин высказал идею о трёх «корнях» европейского романа — эпопейном, риторическом и карнавальном. Первые два находятся в основе «монологической» стилевой линии. В её рамках в литературе второй половины XVIII века был осуществлён переход от романа испытания к роману, который всецело сосредотачивался на истории становления человека.
Ещё одну линию творчества М.М. Бахтина составляет его металингвистическая теория высказывания, обращение к которой в начале 1950-х годов совпало с «воскрешением» риторики в англоязычном и франкоязычном ареалах западной культуры. Но коммуникативная проблематика живого слова как социального взаимодействия героя-объекта, автора-субъекта и адресата занимала М.М. Бахтина намного раньше, в 20-е годы, что нашло отражение в статье «Слово в жизни и слово в поэзии» и книге «Марксизм и философия языка».
М.М. Бахтин немало внимания уделял проблеме речевых жанров и проблемам текста, чему посвятил несколько своих работ. Распространив свой опыт изучения литературных жанров на всю сферу вербальной коммуникации, он сформулировал несколько фундаментальных положений, которые в дальнейшем составили основные положения современного гуманитарного мышления [9].
Отдельного внимания заслуживает проблема художественной циклизации лирики, которую изучал М.М. Бахтин. Он активно поддерживал идеи лирических сборников и циклов, видя в них связь с романной формой литературы. По его мнению, такая подача лирических произведений превращала их в своего рода трактаты, придавала им новый онтологический статус.
При этом он был противником «атомарного подхода» к пониманию целостности отдельного произведения в цикле. Он был против идеи о том, что каждое отдельное произведение в цикле или сборники не имеет самостоятельной ценности, а является лишь звеном, которое создаёт цельный образ и обеспечивает его развитие, не соглашался с представлением, что отдельные произведения из цикла или сборника сами по себе не так ценны, а понять их можно лишь в контексте всей системы. М.М. Бахтин считал, что каждый элемент лирического цикла — это самостоятельный и целостный элемент, имеющий собственный смысл. И ему совсем не обязательно быть во взаимосвязи со всеми прочими элементами, чтобы подтвердить свою значимость и целостность. По мнению М.М. Бахтина, отдельные стихотворения существуют в качестве самостоятельных произведений, однако включённые в целое сборника они выигрывают, дополняя друг друга. Произведение в сборнике дополняют друг друга, они дают больший простор для развития идей, сюжета, помогают выстраивать дополнительные связи, но при этом каждое из них не теряет собственной целостности. М.М. Бахтин поддерживал идею двухмерности отдельного произведения в цикле: каждое произведение само по себе автономно, его можно рассматривать самостоятельно и независимо, но также оно может быть частью целого [4].
Также следует отметить, что в творчестве М.М. Бахтина большое место занимали проблемы театра и драматургии, философия сценического искусства в целом, проблемы драматургии, театральной эстетики и философии театра. Он рассматривал театр в их связи с общекультурными процессами эпохи и много внимания уделял собственной интерпретация идей «театральности». Театр в его понимании — это общекультурная универсалия, которая имеет немало аспектов, интересных для изучения. Кроме того, он придерживался метафоры «весь мир — театр», рассматривая эту идею в различных своих работах.
Помимо всего прочего, М.М. Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина» [9].
Творчество М.М. Бахтина одновременно включено в общее тематическое единство гуманитарной мысли в России 1920-1930-х годов и является противовесом и антитезой всем разновидностям нормальных и структурных подходов. Оно представляет столь большой интерес, что сам он является одним из наиболее цитируемых мыслителей не только в русской гуманитарной литературе, но и в западной. Литература о нём по всему миру насчитывает тысячи текстов [1].
Как отмечает С.М. Богуславская, творчество М.М. Бахтина — своего рода мостик между классической и постклассической философией, марксизмом и русской религиозной философией, структурализмом и антропологией экзистенциалистско-персоналистического направления [2].

Заключение
Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) — один из крупнейших российский культурологов, историков, литературоведов и теоретиков европейской культуры и искусства, исследователь языка и эпических форм повествования. Он создал новую теорию европейского романа, во многом повлиял на философские идеи не только в России, но и во всём мире.
М.М. Бахтин — яркая историческая фигура, его имя можно встретить во многих научных статьях и исследованиях. На него ссылаются многие специалисты в различных дисциплинах. Особой популярностью его идеи пользуются в других странах — Англии, Франции, Японии.
Многие исследователи творчества М.М. Бахтина отмечают, что его идеи являются достаточно сложными и на первый взгляд разрозненными, фрагментарными, однако они складываются в целостную картину. Но понять всю систему, в которую выстраиваются его идеи, достаточно сложно.
М.М. Бахтин ввёл в литературу множество новых понятий, среди которых полифонизм, смеховая культура, гибридная конструкция, хронотоп, карнавализация, мениппея, телесный верх и телесный низ и другие. Эти термины он детально рассматривает во многих своих произведениях, анализируя их, раскрывая их суть, выстраивая между ними взаимосвязи.
Особое место в творчестве М.М. Бахтина занимает вопрос взаимоотношения героев произведения и автора. Он раскрывает его на примере творчества Ф.М. Достоевского и Рабле. Также он немало внимания уделял проблеме речевых жанров и проблемам текста, чему посвятил несколько своих работ.
Также М.М. Бахтин изучал проблему художественной циклизации лирики и активно поддерживал идеи лирических сборников и циклов, видя в них связь с романной формой литературы. Он отмечал, что каждое произведение в рамках цикла само по себе автономно, но внутри цикла оно приобретает ещё большую значимость и совершенность.
Таким образом очевидно, что М.М. Бахтин и его творчество сделали большой вклад в развитие литературоведения, филологии, лингвистики, философии. Идеи, которые он выдвинул, развиваются и обсуждаются и по сей день.





Список использованных источников и литературы
Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон — Бахтин — Лотман — Гаспаров. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — 192 с.
Богуславская С.М. Диалог в трудах М.М. Бахтина // Вестник ОГУ. — 2011. — №7 (126). — С. 17-23.
Бонецкая Н.К. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. — 1993. — №3. — С. 83-93.
Дарвин М.Н. Понятие лирического цикла в научном творчестве М.М. Бахтина // Новый филологический вестник. — 2005. — №1. — С. 214-218.
Киржаева В.П., Осовский О.Е. О двух терминах М.М. Бахтина в контексте истории отечественного литературоведения ХХ века // Вестник ТГГПУ. — 2016. — №1 (43). — С. 223-228.
Макаркин Н.П. Заметки о творчестве и биографии М.М. Бахтина. — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2016. — 98 с.
Пашков Н.А. Вопросы биографии и научного творчества М.М. Бахтина. — М., 2010. — С. 170-171.
Романовская М. Личность, диалог и карнавал в миропонимании Бахтина // Новый филологический вестник. — 2013. — №1 (24). — С. 9-24.
Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Бахтин // Новый филологический вестник. — 2011. — №4. — С. 7-18.

















3

Список использованных источников и литературы
1. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон — Бахтин — Лотман — Гаспаров. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — 192 с.
2. Богуславская С.М. Диалог в трудах М.М. Бахтина // Вестник ОГУ. — 2011. — №7 (126). — С. 17-23.
3. Бонецкая Н.К. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. — 1993. — №3. — С. 83-93.
4. Дарвин М.Н. Понятие лирического цикла в научном творчестве М.М. Бахтина // Новый филологический вестник. — 2005. — №1. — С. 214-218.
5. Киржаева В.П., Осовский О.Е. О двух терминах М.М. Бахтина в контексте истории отечественного литературоведения ХХ века // Вестник ТГГПУ. — 2016. — №1 (43). — С. 223-228.
6. Макаркин Н.П. Заметки о творчестве и биографии М.М. Бахтина. — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2016. — 98 с.
7. Пашков Н.А. Вопросы биографии и научного творчества М.М. Бахтина. — М., 2010. — С. 170-171.
8. Романовская М. Личность, диалог и карнавал в миропонимании Бахтина // Новый филологический вестник. — 2013. — №1 (24). — С. 9-24.
9. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Бахтин // Новый филологический вестник. — 2011. — №4. — С. 7-18.



Вопрос-ответ:

Какие особенности творчества М.М. Бахтина можно выделить?

Можно выделить следующие особенности творчества М.М. Бахтина: философская ориентация, фокус на культурологии и литературе, внимание к языку и словесности, концепция диалогической природы литературы.

В чем заключается понятие "карнавальности" у М.М. Бахтина?

У М.М. Бахтина понятие "карнавальности" относится к сфере смеховой культуры и является частью широкой концепции карнавала. Он рассматривает его как особое время и пространство, где традиционные общественные иерархии и нормы временно снимаются, а различные слои общества взаимодействуют на равных условиях.

Что такое широкое и многоаспектное понятие смеховой культуры?

Смеховая культура – это широкое и многоаспектное понятие, охватывающее различные аспекты смеха, юмора и комического в культуре. В рамках этого понятия изучаются смеховые жанры, формы и средства выражения, а также роль смеха в общественных процессах и взаимодействии людей.

Какие корни лежат в основе европейского романа согласно М.М. Бахтину?

Согласно М.М. Бахтину, первоначальные корни европейского романа можно выделить в эпопее и риторике. Он считал, что именно эти две стилистические линии оказали влияние на формирование монологической стилистики романа.

Какие области культуры и литературы центральны для М.М. Бахтина?

Центральными областями культуры и литературы для М.М. Бахтина являются карнавальная культура, древние и средневековые формы общественного сознания, народная культура и ритуалы. Он рассматривает их как сферы, которые противостоят официальным установкам и являются источниками свободного слова и выражения различных голосов.

Какова биография М.М. Бахтина?

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) был русским философом, литературоведом и литературным критиком. Он родился в Оренбургской губернии в семье мелкого служащего. В 1916 году он поступил в Петербургский университет, где изучал классическую филологию и историю. В своих работах Бахтин исследовал разные аспекты литературы, относящиеся к жанру романа, поэтике и языку. Он также разработал концепцию карнавала и смеховой культуры.

Какие особенности творчества М.М. Бахтина можно выделить?

Особенности творчества М.М. Бахтина включают его работы по проблемам поэтики и риторики, анализ романа и жанра карнавала. Он разработал концепции полифонии и диалогизма, которые были значимыми для литературных и философских исследований. Бахтин также активно изучал языковую концепцию и смеховую культуру.

Какие идеи о трех корнях европейского романа изложил М.М. Бахтин?

В своей работе "Проблемы поэтики Достоевского", М.М. Бахтин выразил идею о трех корнях европейского романа: эпопейном, риторическом и карнавальном. Он считал, что первые два корня лежат в основе монологической стилистики, в то время как карнавальный корень связан с полифоническими проявлениями в литературе.

Какие исследования М.М. Бахтина связаны с карнавалом и смеховой культурой?

М.М. Бахтин провел исследования в области карнавала и смеховой культуры. Он отметил, что карнавал - это только одна из форм смеховой культуры, которая включает в себя широкий спектр проявлений. Бахтин подчеркивал значение смеха и карнавала в отсылке к народной культуре и традиции, а также в контексте литературных и философских аспектов.