Конституционное право личности в России на информацию.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 30 30 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 20.09.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
I Понятие и структура права личности на информацию
II Место права на информацию в системе иных прав и свобод личности
III Особенности механизма реализации права личности на информацию
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

«Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни» [28].
В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.
Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29); свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29); право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42); свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44); свобода преподавания (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)» [12].
Этот перечень можно дополнить следующим: право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации; право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).
В указанном перечне основополагающей нормой, центральным, системообразующим звеном в регулировании права граждан на информацию является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Конституции РФ предусмотрена возможность широкой реализации права на информацию в обществе, государстве[7]. Статья 33 является одновременно и политическим правом, и условием реализации права на доступ к информации. Часть 3 ст. 41, ст. 42 являются продолжением сущности права на доступ к информации и его содержанием. Часть 1 ст. 44, ч. 2 ст. 44 являются содержанием права на информацию, поскольку закрепляют право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, доступ к культурным ценностям. Разумеется, правовую основу права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц составляет ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.
С точки зрения борьбы с сокрытием информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и по большому счету не нуждается в подтверждении какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» [5] суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».
Это положение подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П: «Информация... в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты». В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [4].
Отечественная правовая практика исходит в вопросе о доступе граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления из такого толкования отмеченных статей Конституции РФ, в соответствии с которым требуется принятие федерального закона для реализации конституционного положения. Данная позиция имеет право на существование: ч. 2 ст. 24 заканчивается фразой «если иное не предусмотрено законом». С нашей точки зрения, по крайней мере, в отношении права на доступ к информации о деятельности органов власти устоявшееся в отечественной практике толкование, обусловливающее реализацию этого субъективного права принятием федерального закона, является справедливым. Без конкретизации порядка доступа граждан к информации в стране, которая не имеет соответствующего правового опыта, говорить о возможности воплощения права на доступ к информации на практике бессмысленно.
Таким образом, нельзя утверждать, что правовая база доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления в нашей стране отсутствует. Однако в основном законодательство регулирует право граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, а не органов местного самоуправления. Кроме того, в целом, несистематизированный характер законодательства о доступе граждан к информации не дает возможности в полной мере рассматривать его как достаточный инструмент в реализации субъективного права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Заключение

Информационная свобода человека характеризуется таким принципом, как динамичное развитие, которое обусловлено происходящим техническим прогрессом. Часто нормативно-правовые акты не успевают регулировать возникающие в связи с развитием информационной свободы новые виды общественных отношений.
Немаловажный фактор, способствующий развитию информационной свободы – это изменение политической и геополитической обстановки в обществе. Новые цели, приоритеты эволюционирования общества, возникновение новых угроз как определенному государству, так и мировому сообществу в целом влекут за собой необходимость дальнейшего формирования положении информационной свободы. Настолько динамичное развитие присуще далеко не всем правам и свободам. Все это дает основания говорить о необходимости изучения как теоретической основы информационной свободы, так и практической деятельности международных институтов, государства и общественных организаций в сфере реализации информационной свободы человека.
Становление демократического, правового государства, развитие гражданского общества невозможно без предоставления человеку, в том числе посредством государства, достоверной и объективной информации. Доступность информации, возможность пользования и обмена информацией, предоставляют людям и общественным объединениям возможность реализовать их потенциал, содействует устойчивому развитию и повышению качества жизни.
Все увеличивающаяся роль информации в мире приводит к зарождению нового типа общества - информационного общества, в котором, как справедливо заметил Э. Тоффлер, все страны ждет новая битва за власть, а прежняя, основанная на насилии, подавлении, богатстве, деньгах, рано или поздно развалится. Информационное общество выводит на арену новый тип власти, в основе деятельности которой - овладение информацией и знаниями, что, в конечном счете, приведет к созданию такого уровня информированности социума, при котором ему будет под силу осуществить грандиозный технологический прорыв . Современная информационная технология является тем же, чем новые источники энергии были для индустриальных революций, начиная от паровой машины и далее к электричеству. Информационное общество перестраивает под себя всю экономическую систему мира.
Литература

Постановление ВС РФ от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина". Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=3788.
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
Указ Президента РФ от 25.02.2000 N 440 «О члене Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=216039.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // > Собрание законодательства РФ. 2000. N 9. Ст. 1066.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изм. и доп. от 6 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 28 декабря 1995 г.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»
Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 617.
Байтенова, А. Антиреклама – друг народа. «Российская газета», 24 апреля 1993.
Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 1991, с. 56.
Безлепкин, П.А. Права потребителя на информацию о товарах (работах, услугах) как обременение предпринимательской деятельности // Черные дыры в Российском законодательстве, 2009. № 4. C. 181–184.
Бережная, Т.В. Право на информацию как гарантия реализации прав человека / Т.В. Бережная //Конституционное и муниципальное право. -2009. - № 22. - С. 14 – 17
Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 23-29.
Кастельс Мануэль. Информационная эпоха. Экономика, обшество и культура. / М. Кастельс. под редакцией О.И. Шкаратана -М, 2000, -560 с. с, 40.
Концепция правового регулирования применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации // Материалы Четвертой всерос. конф. «Право и Интернет: теория и практика», 17 дек. 2002, Москва. М., 2002. С. 77-98.
Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект) // Информационное общество. 2009. № 6. С 4-14.
Котелевская, И.В. Правовое регулирование информации в условиях перестройки. «Правоведение», 1990, № 5, с. 27. См. также В е н г е р о в А. Б. Научно-технический прогресс и правоприменение в сфере управления. «Правоприменение в Советском государстве». М., 1985, с. 279 и др.
Копылов В.А. Информационное право: Учеб. пособие. М.: Юристь, 1997. 472 с.
Нисневич Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра // Информационное общество. 1999. № 2 С. 4-9. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права М: Экономика. 1995. 220с.
Полуправда, похоже, нам милее. «Российская газета», 15 января 1993.
Снытников А.А., Туманова Л.В. Право граждан на информацию и вопросы зашиты информации. Тверь, 1999. 192.
Собрание законодательства РФ 2000 № 9. Ст. 1066 .Хургин В.М. Право на доступ к информации, или как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. № 4. С. 35-43.
Собрание законодательства РФ. 2008. №14. Ст. 1514
Тиновицкая И.Д. Правовая информация и общество (законодательные проблемы) // НТИ. Сер. 1. 1996. № 7. С. 9-12.
Устинович, Е.С. Право на информацию: глобальный и национальный аспекты / Е.С. Устинович // Конституционное и муниципальное право. – 2009. - № 16. – С. 18-21.
Финько О.А. Правовое обеспечение государственной информационной политики // НТИ. Сер. 1. 1999, № 8. С. 2-6.
Федоров, И.Н. «Право знать» для любого гражданина – одно из условий развития демократии в России / И.Н. Федоров // Социология власти. – 2009. - № 4. – С. 170-178.
Фоков, А.П. Правосудие :законодательное обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и судов в Российской Федерации / А.П. Фоков // Российский судья. -2009. - № 3. - С. 2-5.
Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. N 4. С. 35 - 43.
Черных А.В. Обеспечение безопасности автоматизированных информационных систем. «Советское государство и право», 1990, № 6, с. 116.
Щербинина, О.Е. Право на информацию в системе прав человека / О.Е. Щербинина //Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. - № 4. – с. 129-135.
Ярмонова, Е.Н. Защита прав граждан на судебную информацию /Е.Н. Ярмонова // Административное право и процесс. -2009. -№ 5. - С. 34-36.












31

Литература

1.Постановление ВС РФ от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина". Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=3788.
2.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
3.Указ Президента РФ от 25.02.2000 N 440 «О члене Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=216039.
4.Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // > Собрание законодательства РФ. 2000. N 9. Ст. 1066.
5.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изм. и доп. от 6 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 28 декабря 1995 г.
6.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»
7.Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 617.
8.Байтенова, А. Антиреклама – друг народа. «Российская газета», 24 апреля 1993.
9.Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 1991, с. 56.
10.Безлепкин, П.А. Права потребителя на информацию о товарах (работах, услугах) как обременение предпринимательской деятельности // Черные дыры в Российском законодательстве, 2009. № 4. C. 181–184.
11.Бережная, Т.В. Право на информацию как гарантия реализации прав человека / Т.В. Бережная //Конституционное и муниципальное право. -2009. - № 22. - С. 14 – 17
12.Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 23-29.
13.Кастельс Мануэль. Информационная эпоха. Экономика, обшество и культура. / М. Кастельс. под редакцией О.И. Шкаратана -М, 2000, -560 с. с, 40.
14.Концепция правового регулирования применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации // Материалы Четвертой всерос. конф. «Право и Интернет: теория и практика», 17 дек. 2002, Москва. М., 2002. С. 77-98.
15.Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект) // Информационное общество. 2009. № 6. С 4-14.
16.Котелевская, И.В. Правовое регулирование информации в условиях перестройки. «Правоведение», 1990, № 5, с. 27. См. также В е н г е р о в А. Б. Научно-технический прогресс и правоприменение в сфере управления. «Правоприменение в Советском государстве». М., 1985, с. 279 и др.
17.Копылов В.А. Информационное право: Учеб. пособие. М.: Юристь, 1997. 472 с.
18.Нисневич Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра // Информационное общество. 1999. № 2 С. 4-9. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права М: Экономика. 1995. 220с.
19.Полуправда, похоже, нам милее. «Российская газета», 15 января 1993.
20.Снытников А.А., Туманова Л.В. Право граждан на информацию и вопросы зашиты информации. Тверь, 1999. 192.
21.Собрание законодательства РФ 2000 № 9. Ст. 1066 .Хургин В.М. Право на доступ к информации, или как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. № 4. С. 35-43.
22.Собрание законодательства РФ. 2008. №14. Ст. 1514
23.Тиновицкая И.Д. Правовая информация и общество (законодательные проблемы) // НТИ. Сер. 1. 1996. № 7. С. 9-12.
24.Устинович, Е.С. Право на информацию: глобальный и национальный аспекты / Е.С. Устинович // Конституционное и муниципальное право. – 2009. - № 16. – С. 18-21.
25.Финько О.А. Правовое обеспечение государственной информационной политики // НТИ. Сер. 1. 1999, № 8. С. 2-6.
26.Федоров, И.Н. «Право знать» для любого гражданина – одно из условий развития демократии в России / И.Н. Федоров // Социология власти. – 2009. - № 4. – С. 170-178.
27.Фоков, А.П. Правосудие :законодательное обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и судов в Российской Федерации / А.П. Фоков // Российский судья. -2009. - № 3. - С. 2-5.
28.Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. N 4. С. 35 - 43.
29.Черных А.В. Обеспечение безопасности автоматизированных информационных систем. «Советское государство и право», 1990, № 6, с. 116.
30.Щербинина, О.Е. Право на информацию в системе прав человека / О.Е. Щербинина //Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. - № 4. – с. 129-135.
31.Ярмонова, Е.Н. Защита прав граждан на судебную информацию /Е.Н. Ярмонова // Административное право и процесс. -2009. -№ 5. - С. 34-36.

Вопрос-ответ:

Что такое право личности на информацию в России?

Право личности на информацию в России включает в себя право на получение, передачу и распространение информации, а также право на доступ к информации, хранящейся в государственных и муниципальных органах, организациях и учреждениях.

Какое место занимает право на информацию в системе других прав и свобод личности?

Право на информацию занимает важное место в системе других прав и свобод личности. Оно тесно связано с правом на свободу мысли, правом на свободное выражение мнения, правом на свободу слова и правом на получение информации о деятельности государственных органов.

Какие особенности механизма реализации права личности на информацию в России?

Особенности механизма реализации права личности на информацию в России заключаются в наличии соответствующих норм в различных законах и актах, а также в установлении порядка обращения за информацией и защиты права на информацию. Это включает право на доступ к информации, право на получение информации без задержек, право на обжалование отказа в предоставлении информации и другие.

Сколько законов и актов регулируют вопросы права личности на информацию в России?

Соответствующие нормы даже без учета информационных прав СМИ имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, а также в 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения и другие области.

Какие организации и учреждения в России хранят информацию, к которой право личности обеспечивает доступ?

В России право личности на информацию предоставляет доступ к информации, хранящейся в государственных и муниципальных органах, организациях и учреждениях. Это включает, например, право на доступ к информации в архивах, библиотеках, музеях, медицинских учреждениях, образовательных учреждениях и других организациях.

Что такое конституционное право личности на информацию в России?

Конституционное право личности на информацию в России - это совокупность норм и правил, установленных в законодательстве, которые гарантируют каждому гражданину доступ к информации, а также защиту его прав и свобод в сфере информации. Оно охраняет право каждого человека на получение, распространение и поиск информации, обеспечивая его свободу мысли, через которую реализуются его права на образование, участие в общественных делах и самовыражение.

Каково место права на информацию в системе иных прав и свобод личности?

Право на информацию занимает важное место в системе иных прав и свобод личности. Оно связано с осуществлением свободы мысли, самовыражения, участия в общественных делах, получения образования и других элементов полноценной жизни гражданина в демократическом обществе. Право на информацию также взаимосвязано с другими правами и свободами, такими как право на неприкосновенность личности, право на частную жизнь, право на охрану здоровья и другие. Оно обеспечивает гражданину доступ к информации, необходимой для реализации его прав и свобод, а также защищает его от недостоверной или вредной информации.

Каковы особенности механизма реализации права личности на информацию в России?

Механизм реализации права личности на информацию в России имеет свои особенности. Конституционное право на информацию обеспечивается через законодательное регулирование, которое определяет правила доступа к информации, ответственность за распространение ложной информации и защиту прав граждан в сфере информации. Российское законодательство также предусматривает механизмы обжалования решений и действий, нарушающих право на информацию, судебную защиту интересов граждан и организаций в сфере информации. Кроме того, существуют специальные органы и институты контроля за соблюдением законодательства в сфере информации, такие как Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которые осуществляют контроль и надзор за СМИ и соблюдением права на информацию.

Какие нормативные акты регулируют право личности на информацию в России?

Соответствующие нормы даже без учета информационных прав СМИ имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня регулирующих вопросы здравоохранения и другие.

Что представляет собой право на информацию?

Право на информацию - это одно из основных конституционных прав личности. Оно предоставляет каждому человеку возможность искать, получать, использовать и распространять информацию в любой законной форме.

Какое место занимает право на информацию среди других прав и свобод личности?

Право на информацию является одним из основных прав и свобод личности. Оно тесно связано с правом на свободу мысли и слова, а также с правом на образование и самовыражение. Право на информацию также обеспечивает осуществление других прав и свобод человека.

Как реализуется право личности на информацию в России?

Механизм реализации права личности на информацию в России предусматривает наличие соответствующих нормативных актов, контроля за их соблюдением, доступа к информации, права на ее получение и использование, а также мер ответственности за нарушение этого права. Однако существуют некоторые ограничения права на информацию в целях защиты государственных интересов и прав других лиц.